СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курс лекций по дисциплине МДК.01.01 «Технологические процессы изготовления деталей машин. Лекция 10. «Наименование деталей. Конструктивные элементы деталей»

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Продолжение Курса лекций по дисциплине МДК.01.01«Технологические процессы изготовления деталей машин.

Лекция 10. «Наименование деталей. Конструктивные элементы деталей»

Презентацию по конструктивным элементам детали можно посмотреть здесь

Просмотр содержимого документа
«Курс лекций по дисциплине МДК.01.01 «Технологические процессы изготовления деталей машин. Лекция 10. «Наименование деталей. Конструктивные элементы деталей»»

Курс лекций по дисциплине МДК.01.01

«Технологические процессы изготовления деталей машин.

Лекция 10. «Наименование деталей. Конструктивные элементы деталей»


Деталью машиностроения согласно ГОСТ 2.101-68 называется изделие изготовленное из однородного материала без применения сборочных операций. По своей конфигурации детали могут быть от самых простых, для понимания формы которых достаточно лишь одной текстовой записи в спецификации, до самых сложных, форма которых требует показа нескольких видов, разрезов, сечений или выносных элементов. Форма детали обусловлена прежде всего той функцией, которую деталь выполняет.

Следует различать понятия: элемент конструкции детали и конструктивный элемент детали.


Под конструктивным элементом детали понимают местные изменения ее формы или поверхности для придания ей дополнительных свойств при изготовлении, сборке или эксплуатации. Размеры конструктивных элементов относительно формы и поверхности детали не велики и в целом не меняют их. Так цилиндрическая часть детали после нанесения на нее резьбы все равно остается цилиндрической.

Прежде чем переходить к описанию конкретных конструктивных элементов следует обратить внимание на то, что:

1 Размеры относящиеся к какому-либо конструктивному элементу нужно группировать в одном месте, а не разбрасывать по разным видам.

2 Размеры симметрично расположенных одинаковых конструктивных элементов задают только на одном из них..

Следует знать, что по ГОСТ 2.109-73 не допускается давать ссылки на документы, определяющие форму и размеры конструктивных элементов изделий (фаски, канавки и т. п.), если в соответствующих стандартах нет условного обозначения этих элементов. Все данные для их изготовления должны быть приведены на чертежах


Конструктивные и технологические элементы деталей

Торец (торцовая поверхность) – поперечная по отношению к длине или оси плоская поверхность детали (рис. 9.1).

Рис. 9.1. Конструктивные элементы деталей

Галтель – переходное закругление от одной поверхности детали к другой (например, от меньшего сечения вала к плоской части буртика) для повышения прочности детали (рис. 9.1).
Фаска – скошенный край поверхности (рис. 9.1).

Рис. 9.2. Конструктивные элементы корпусов


Платик – возвышение обрабатываемой поверхности над необрабатываемой, предназначенное для установки крепежных деталей.

ПлатикЗенковка – цилиндрическое или коническое углубление для установки крепежа.

Лапы (лапки) – короткие пластины, расположенные по краям стыкуемых торцов соединяемых деталей и предназначенные для крепления детали.

Фланец – часть детали, предназначенная для крепления или соединения ее с другими деталями. Такие соединения используются в трубопроводах и называются фланцевыми.

Ребро жесткости – тонкая стенка для усиления жесткости конструкции.

Проушина – часть корпуса, предназначенная для установки захватов погрузочных устройств.

Конструктивные элементы валов и осей

Конструктивные элементы валов и осей показаны на рис. 9.3.


Бурт (буртик) – кольцевой выступ на цилиндрических частях деталей машин, препятствующий продольному перемещению. Кольцевой выступ на валах для установки упорных подшипников называется пята.


Проточка – кольцевое углубление на наружной или внутренней цилиндрической поверхности детали, необходимое для выхода режущего инструмента или установки колец. Проточка для посадки подшипников называется шейка вала.


ыска – плоская площадка на цилиндрической поверхности вала, параллельная его геометрической оси.


Шпоночный паз – углубление на валу или ступице для установки шпонок.

Рис. 9.3. Элементы валов и осей

Центровочное отверстие – отверстие в торце вала для фиксации заготовки в пиноли токарного станка.
На рис. 9.4. приведен пример построения рабочего чертежа детали, содержащей различные конструктивные элементы.

Рис. 9.4. Деталь «Валик»


К конструктивным элементам следует отнести не все отверстия, а только резьбовые отверстия и отверстия предназначенные для деталей крепежа.


(Более подробно читать конструктивные элементы https://docplayer.ru/37180001-Konstruktivnye-elementy-detaley.html -Давылов)




Вопросы для самопроверки


Дать определение

1

Пазы

2

Т-образный паз , «ласточкин хвост»

3

Канавка

4

Галтелью

5

Скругление

6

Конусность

7

Уклон

8

Фаска

9

Лыска

10

Шлица

11

Буртик

12

Бобышка

13

Шип

14

К конструктивным элементам следует отнести не все отверстия, а ….

15

Рифление


3