Выполнение государственных обязательств перед ребенком, семьей и обществом в целом связано с обеспечением равного старта развития для всех детей и преемственности при переходе к следующему возрастному периоду. Цель современного личностно-ориентированного образования – оказать педагогическую поддержку каждому ребенку на пути его саморазвития, самоутверждения и самопознания. Образование призвано: помогать ребенку, устанавливать свои отношения с обществом, культурой человечества, в которых он станет субъектом собственного развития. В основе ценностных оснований личности лежат знания о мире, природе, человеке, как составляющей этого мира, о взаимоотношениях между ними. Овладение детьми знаниями обеспечивает определенный уровень их интеллектуального развития.
Происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к системе образования. Школьное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка.
-формирование приемов умственных операций младших школьников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), умения обдумывать и планировать свои действия;
-развитие у детей вариативного мышления, фантазии, творческих способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;
- выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
Обучение детей организуется в форме игры и связанных с ней деятельностей, обеспечивающих эмоциональное взаимодействие и общение с взрослым. Создаются условия для свободного выбора ребёнком содержания деятельности и возникновения взаимообучения детей. Основное место занимает содержание взаимодействия и общение взрослого с детьми, основанное на понимании того, что каждый ребёнок обладает неповторимой индивидуальностью и ценностью, способен к непрерывному развитию.
Учитываю особенность периода от 6 до 8 лет, отличающую его от других, последующих этапов развития: он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков усвоения различных видов деятельности. Формируются такие качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка.
Его отношение ко всему окружающему и представляют собой «заделы» на будущее, так как именно в этот период складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка.
Задачи данного курса решаются в процессе ознакомления детей с разными областями математической действительности: с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.
В шестилетнем – семилетнем возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому необходимым условием организации занятий с детьми считаю атмосферу доброжелательности, создание для каждого ребенка ситуации успеха.
Это важно не только для интеллектуального развития детей, но и для сохранения и поддержки их здоровья. Данный курс создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предлагаемому курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии.
Ведущей деятельностью при переходе дошкольника в школьника является еще игровая деятельность. Поэтому занятия, по сути, являются системой игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе этих игр и осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Вся система организации занятий воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности.
Методы и приёмы организации деятельности на занятиях по развитию познавательных способностей ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, а также познавательной активности детей. Данные занятия носят не оценочный, а в большей степени развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращено на такие качества ребёнка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной мыслящей личности. Это – внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление.
- конкурсы, турниры.
Согласно учебному плану всего на проведение занятий внеурочной деятельности «Эрудит» в начальной школе выделяется 67часов, из них в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели) и 34 часа во 2 классе (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Тематическое планирование |
№п\п | Наименование разделов, блоков, тем | Всего часов | Кол-во часов | Характеристика деятельности обучающихся | Дата |
| Что дала математика людям? Зачем её изучать | 2 | | Наблюдение над объектами природы, знакомство с наукой математика | |
1 | Математика вокруг нас. «Проект числа вокруг нас» | | 1 | |
2 | Задачки в стихах для 2 класса | | 1 | |
| Путешествие в конструирование | 10 | | | |
3 | Головоломки, знакомство с танаграмом. | | 1 | Составление головоломок, приобретение способов работать с ними, работа в парах | |
4 | Танаграм. Составление фигур без заданного образца | | 1 | | |
5 | Волшебный круг. Составление фигур без заданного образца | | 1 | | |
6 | Волшебный квадрат. Составление фигур без заданного образца | | 1 | | |
| Оригами | 3 | | | |
7 | Искусство складывания фигурок из бумаги. История оригами | | 1 | | |
8-9 | Работа над проектом «Подводный мир». | | 2 | | |
| Геометрические фигуры | 3 | | Наблюдение над объектами природы, преобразование фигур. Приобретают понятие «симметрия», «перенос», «поворот», «подобие». Составление аппликации из плоских геометрических фигур | |
10 | Путешествие в страну геометрия. Плоские геометрические фигуры. | | 1 | |
11-12 | Аппликация из геометрических фигур | | 2 | |
| Развитие познавательных способностей . | 12 | | Работа с играми, тренажёрами на развитие внимания | |
| Тренировка внимания | 6 | | |
13-14 | Игры на внимание. Развитие логического мышления | | 2 | | |
15-16 | Развитие концентрации внимания. Интерактивные тренажёры | | 2 | | |
17-18 | Тренажёры на развитие внимания | | 2 | | |
| Тренировка памяти | 6 | | Работа с играми, тренажёрами на развитие внимания | |
19-20 | Тренировка слуховой памяти. Графический диктант | | 2 | | |
21-22 | Тренировка зрительной памяти. «Собери карточки» | | 2 | | |
23-24 | Тренажёры на развитие памяти. «Найди отличия» | | 2 | | |
| Поиск закономерностей | 2 | | Составляют закономерности, решают уравнения и логические задачи | |
25 | Числовая и буквенная закономерность. Уравнения | | 1 | |
26 | Поиск закономерностей. Логические задачи | | 1 | | |
| Совершенствование воображения | 3 | | Работа с играми на совершенствование воображения. | |
27 | Игра «Актерское мастерство» | | 1 | |
28 | Работа с изографами и числографами | | 1 | | |
29 | Здания по перекладыванию спичек | | 1 | | |
| Развитие быстроты реакции | 1 | | Игра «шифровальщики», развитие реакции | |
30 | Компьютерные игры на развитие реакции | | 1 | |
| Очень важную науку постигаем мы без скуки. Подготовка к олимпиаде | 4 | | | |
31 | Задачи –шутки. Математические ребусы | | 1 | | |
32 | Экспорт –задачки и математические головоломки. Колумбово яйцо. | | 1 | | |
33-34 | Игровой математический практикум «Удивительные приключения Слайгаки и Вычитайки» | | 2 | | |
Тематическое планирование |
№п\п | Наименование разделов, блоков, тем | Всего часов | Кол-во часов | Характеристика деятельности обучающихся | Дата |
| Математика царица наук | 2 | | Наблюдение над объектами природы, знакомство с наукой математика | |
1 | Математика вокруг нас. «Из истории чисел и цифр» | | 1 | |
2 | Задачки в стихах для 1 класса | | 1 | |
| Путешествие в конструирование | 10 | | | |
3 | Головоломки, знакомство с танаграмом | | 1 | Составление головоломок, приобретение способов работать с ними, работа в парах | |
4 | Танаграм. Составление фигур без заданного образца | | 1 | | |
5 | Волшебный круг. Составление фигур без заданного образца | | 1 | | |
6 | Волшебный квадрат. Составление фигур без заданного образца | | 1 | | |
| Оригами | 3 | | | |
7 | Знакомство с оригами. История оригами | | 1 | | |
8-9 | Работа над проектом «Животный мир». | | 2 | | |
| Геометрические фигуры | 3 | | Наблюдение над объектами природы, преобразование фигур. Приобретают понятие «симметрия», «перенос», «поворот», «подобие». Составление аппликации из плоских геометрических фигур | |
10 | Геометрические фигуры. Их виды | | 1 | |
11-12 | Аппликация из геометрических фигур. Животные из геометрических фигур | | 2 | |
| Развитие познавательных способностей . | 12 | | Работа с играми, тренажёрами на развитие внимания | |
| Тренировка внимания | 6 | | |
13-14 | Игры на внимание. Развитие логического мышления. Лабиринты | | 2 | | |
15-16 | Развитие концентрации внимания. «Равно, больше или меньше?» | | 2 | | |
17-18 | логически – поисковые задания | | 2 | | |
| Тренировка памяти | 6 | | Работа с играми, тренажёрами на развитие внимания | |
19-20 | Тренировка слуховой памяти. «Задачи -смекалки» | | 2 | | |
21-22 | Тренировка зрительной памяти. «Математические мозаики» | | 2 | | |
23-24 | Тренажёры на развитие памяти. «Найди отличия» | | 2 | | |
| Поиск закономерностей | 2 | | Составляют закономерности, решают уравнения и логические задачи | |
25 | Числовая и буквенная закономерность. Знакомство с уравнением. | | 1 | |
26 | Поиск закономерностей. Логические задачи для юных математиков | | 1 | | |
| Совершенствование воображения | 3 | | Работа с играми на совершенствование воображения. | |
27 | Игра «Задумай число» | | 1 | |
28 | Развитие пространственного воображения | | 1 | | |
29 | Здания по перекладыванию спичек | | 1 | | |
| Развитие быстроты реакции | 1 | | Развитие реакции при решение логически – поисковых задач | |
30 | Логически – поисковые задания | | 1 | |
| Очень важную науку постигаем мы без скуки. | 3 | | | |
31 | Задачки и математические головоломки | | 2 | | |
32-33 | Игровой математический практикум «Математический КВН» | | 1 | | |