3) развить коммуникативную, интерактивную и социально - перцептивную стороны общения с целью предупреждения коммуникативных барьеров;
4) развивать способность адекватного реагирования в различных жизненных ситуациях;
5) формировать терпимость к различным мнениям.
- формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, к отношениям между людьми; соблюдение норм и правил, способствующих психологическому благополучию в социуме;
- развитие и закрепление адекватных способов ориентирования в окружающем мире: в мире отношений; во внутреннем мире, обогатит эмоциональный опыт, активизирует мышление, восприятие, воображение;
- способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
- установление причинно-следственных связей.
- рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий;
- волевая саморегуляция.
- формирование коммуникативных качеств: слушать и слышать другого человека, использовать приемы, направленные на эффективное общение, уважение к мнению другого человека, к его высказываниям.
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть. Для коррекционно-развивающей работы используются психотехнологии, близкие ребенку данного возраста : игротерапия, сказкотерапия, арт-терапия, тренинговые упражнения.
Перечень тем занятий | Перечень УУД, которые осваивают обучающиеся | Содержание программы | Методическое обеспечение программы |
Теория | Практика | Форма занятия | Приемы и методы; дидактическое и техническое оснащение | Форма подведения итогов |
Вводное занятие. Установление контакта. | Личностные УУД формирование внутренней позиции школьника формирование адекватной самооценки формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, к отношениям между людьми соблюдение норм и правил, способствующих психологическому благополучию в социуме развитие и закрепление адекватных способов ориентирования в окружающем мире: в мире отношений; во внутреннем мире, обогащение эмоционального опыта, активизация мышления, восприятия, воображения; П ознавательные УУД способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; развитие умения анализировать умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме умение выражать свои мысли полно и точно. развитие умения устанавливать причинно-следственные связи Регулятивные УУД рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий, волевая саморегуляция развитие умения управлять своим поведениеим развитие умения контролировать ситуацию Коммуникативные УУД понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос; ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения; учет разных мнений и умение обосновать собственное умение договариваться, находить общее решение, способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания | Знакомство с правилами тренинга. Установка на работу в течение учебного года. Формирование положительной мотивации к занятиям. | Игры на сближение в коллективе. Разыгрывание ситуаций. | Тренинг Игры Групповая работа, практическая работа в парах. | Мяч, картинки с изображением ситуаций, цветные карандаши, альбомы. | Рефлексия. |
2. Развитие интереса к самопознанию и самосовершенствованию. | Беседа о необходимости изучать свои индивидуальные особенности и работать над их качеством. | Тренинговые упражнения, направленные на закрепление понимания изучаемого. | Игры Тренинговые упражнения | Наглядный материал. | Рефлексия. |
3. Внутренняя сила –инициатива. | Знакомство с понятием «инициатива». Беседа о необходимости проявлять инициативу, инициатива в делах и инициатива в диалоге. Просмотр мультфильма по теме. | Обсуждение, высказывание мнений. Упражнение на умение «перехватить инициативу» | Игры Тренинговые упражнения | Компьютер, мультфильм, карточки с понятиями и ситуациями. | Рефлексия. |
4. Понятия взаимопомощь и взаимовыручка. | Закрепление понятий: «взаимопомощь» и «взаимовыручка». | Разыгрывание ситуаций. Создание образа. | | Альбомы и цветные карандаши, карточки с понятиями и ситуациями. | Рефлексия. |
5. Светлая сторона вещей. | Просмотр мультфильма. Беседа об умении видеть одну ситуацию с разных сторон. | Обсуждение, высказывание мнений. | Беседа Тренинговые упражнения | Карточки с ситуациями. Компьютер, мультфильм. | Рефлексия. Выставка творческих работ. |
6. Всему свое время. Изучение понятий терпение, выдержка. | Изучение понятий: «терпение», «выдержка». Чтение сказки из серии «Лабиринты души» .Беседа о необходимости терпения. | Обсуждение, высказывание мнений. Игра. | Беседа Тренинговые упражнения | Карточки с понятиями, текст сказки. | Рефлексия. |
7. Любопытство и любознательность. | Знакомство с понятиями: «Интерес», «любопытство», «любознательность» и их отличиями. | Просмотр и обсуждение мультфильма о любопытстве. | Беседа Работа в подгруппах | Компьютер, мультфильм, карточки с понятиями. | Рефлексия. |
8. Манеры. Нормы поведения. | Знакомство с понятиями: «манеры», «нормы», «этикет». | Обсуждение, высказывание мнений. Разыгрывание и анализ ситуаций. | Беседа Работа в подгруппах Инсценировка | Карточки с понятиями и ситуациями. | Рефлексия. |
9. Индивидуальные особенности характера. | Знакомство с понятиями: «Индивидуальные особенности», «характер», «поведение». | Упражнения на выявление индивидуальных особенностей. Обсуждение результатов. | | Групповая и индивидуальная работа. Практическое задание. Альбом, цветные карандаши, карточки с изображением разных людей, клубок ниток. | Рефлексия. |
10. Секреты успешного взаимодействия. | Чтение статьи о секретах успешного взаимодействия | Обсуждение, высказывание мнений. Анализ ситуаций. Игра на закрепление полученной информации. | | Статья, карточки с ситуациями. | Рефлексия. |
11. Жесты, мимика и их значение. | Закрепление понятий: «мимика», «жесты», беседа о важности их в общении. | Изобретение нового жеста, рисование. Обсуждение практической работы. | | Альбомы, цветные карандаши, карточки с изображением жестов и эмоций. | Рефлексия. Выставка творческих работ. |
12. Монолог. Диалог. Обсуждение в группах. | Знакомство с понятиями: «монолог», «диалог», «беседа». | Составление монолога, диалога. | Работа в подгруппах Беседа | Тетради, карточки с образцами выполнения задания. | Рефлексия. |
13.Секреты успешного выступления на публике. | Информация о секретах успешного выступления на публике, борьбе со страхами публичных выступлений. | Создание образа внутреннему ощущению перед публичным выступлением. | | Теоретические карточки. | Рефлексия. |
14. Подготовка к выступлению. Виды подготовки к выступлению. | Беседа о видах подготовки к выступлению. | Практическое применение методов подготовки к выступлению, пробное выступление. | Беседа Практическое задание | Тетради. Образцы выполнения практического задания. | Рефлексия. |
15. Человек в образе. Роль в спектакле, кино. | Закреплениение понятий: «роль», «театр», «кино», «актер», «артист». Просмотр отрывков из спектакля, кино, циркового выступления. | Разыгрывание мини-сказки | | Компьютер, отрывки видео спектакля, кино, циркового выступления, текст мини-сказки. | Рефлексия. |
16. Кто я? Мои силы, мои возможности. Познание себя. | Знакомство с понятиями: «возможности», «предел возможностей», «самопознание» | Определение предела своих возможностей с помощью тренинговых упражнений | Беседа Тренинговые упражнения | Карточки с понятиями, карточки с изображением ситуаций. | Рефлексия. |
17. Взросление. | Закрепление понятия: «взросление», чтение сказки из серии «Терапевтические сказки» | Составление портрета «ДО» и «ПОСЛЕ» | Работа в подгруппах Беседа Сказкотерапия | Альбомные листы, цветные карандаши, текст сказки. | Рефлексия. Выставка творческих работ. |
18. Жизненный путь человека. Умение сделать выбор. | Просмотр мультфильма об умении сделать правильный выбор. | Анализ ситуаций, умение применять метод анализа при необходимости сделать выбор. | Беседа Анализ Работа в подгруппах | Компьютер, мультфильм, карточки с ситуациями. | Рефлексия. |
19. Внутренний мир человека. Круг общения. Близкие люди. | Понятие внутреннего мира, его составляющих. Определение круга общения. Беседа о том, кого мы считаем близкими людьми и почему. | Тренинговые упражнения, направленные на закрепление понимания изучаемого. Придание образа внутреннему миру – рисование. | Беседа Тренинговые упражнения | Фотографии (семьи, друзей), листы бумаги, цветные карандаши. | Рефлексия. Выставка работ. |
20. Уникальность внутреннего мира человека. | Понятие внутреннего мира, его составляющих. Беседа об уникальности человечества. | Тренинговые упражнения, направленные на закрепление понимания изучаемого. | Игры Тренинговые упражнения Беседа | Карточки с образцами выполнения творческого задания. | Рефлексия. |
21. Взгляд в будущее. Перспектива. Цели и планы. | Знакомство с понятиями: «цель», «целеустремленность», «стремление», «перспектива», «мечта». Определение различий между понятиями. | Упражнения на определение целей и планов на ближайшее будущее. Обсуждение результатов. Составление коллажа. | Беседа Обсуждение Игры Творческое задание | Групповая и индивидуальная работа. Практическое задание. Альбом, цветные карандаши, карточки с понятиями, журналы. | Рефлексия. Демонстрация коллажей. |
22. Здоровый образ жизни. Психическое здоровье. | Понятие о здоровом образе жизни, психическом здоровье. | Составление практических рекомендаций для соблюдения ЗОЖ | Беседа Работа в подгруппах | Альбом, цветные карандаши, листы бумаги, маркеры. | Рефлексия. |
23. Понятие об идеале. | Знакомство с понятиями: «характер», «идеал» и т.д. | Обсуждение, высказывание мнений. Игра. Составление коллажа. | | Карточки с изображением людей, Журналы, ножницы, клей. | Рефлексия. Презентация коллажей. |
24. Права, обязанности и свободы. | Понятие о «правах», «обязанностях», «свободах», «конституции». | Деловая игра. | | Карточки с понятиями, раздаточный материал для игры. | Рефлексия. |
25. Уважение, интеллигентность, этикет. | Понятия: «Уважение», «интеллигентность», «этикет». Беседа о важности данных качеств. | Практическое задание по составлению фраз. | | Карточки с фразами для практического задания. | Рефлексия. |
26. Страхи, трудности в общении. | Чтение сказки о проблемах в общении из серии «Терапевтические сказки» | Обсуждение, высказывание мнений. Игра на преодоление барьеров в общении. | Беседа Обсуждение Игры Сказкотерапия | Текст сказки, раздаточный материал для игры. | Рефлексия. |
27. Умение находить общий язык с разными людьми. Индивидуальный подход. | Просмотр короткометражного фильма. | Обсуждение, высказывание мнений. Разыгрывание ситуаций. | | Компьютер, фильм, карточки с шаблонами. | Рефлексия. |
28. Обещание и предательство. Ответственность за совершаемые поступки. | Знакомство с понятиями: «обещание», «предательство», «ответственность». Чтение сказки из серии «Терапевтические сказки» | Обсуждение, высказывание мнений. | Беседа Обсуждение Сказкотерапия | Текст сказки, карточки с понятиями. | Рефлексия. |
29. Ложь, лицемерие. | Знакомство с понятиями: «Ложь», «лицемерие». Чтение сказки из серии «Терапевтические сказки» | Обсуждение, высказывание мнений. Тренинговые упражнения. | Беседа Обсуждение Сказкотерапия Тренинговые упражнения. | Текст сказки, карточки с понятиями. | Рефлексия. |
30. Ошибки. Умение прощать ошибки, умение просить прощение. Примирение. | Просмотр мультфильма по теме. | Обсуждение, высказывание мнений. Тренинговые упражнения. | Беседа Обсуждение Тренинговые упражнения. | Компьютер, мультфильм. | Рефлексия. |
31. Образы, воображение, богатство общения. | | Практическое задание на развитие воображения. Сочинение истории на основе шаблона. | | Анкеты, альбомы, цветные карандаши. | Рефлексия. Выставка творческих работ. |
32. Тренинг общения. | Знакомство с правилами и темой тренинга | Практические тренинговые упражнения. | | | Рефлексия. |
33. Выставка творческих работ. | | Оценивание работ. | | Творческие работы обучающихся. | Выставка творческих работ по итогам учебного года. |
34. Итоговое занятие. | | Итоговая беседа об изученном в течение учебного года. | Рисование впечатлений. Заполнение анкеты. | Анкетирование Арт-терапия | Анкеты, альбомы, цветные карандаши. | Рефлексия. Выставка творческих работ. |
1. Аржакаева Т.А., Вачков И.В «Психологическая азбука» /.-М.-Ось 2003
Педагог – психолог Шилова И.С.