СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курс "Психология общения" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности "Психология общения" создана для формирования у детей позитивных жизненных установок, развития личностных качеств, гармонизации межличностных отношений ...

Просмотр содержимого документа
«Курс "Психология общения" 4 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа «Психология общения» разработана на основе нормативных документов:

  • Закона РФ «Об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012

  • Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО»

  • ООП НОО СОШ №23

  • «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.» - М.: Просвещение, 2010 г., «Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование» / /В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др. - М.: Просвещение, 2010 г., Программы «Психологическая азбука» /Аржакаева Т.А., Вачков И.В.-М.-Ось 2003 г., Программы «Тропинка к своему Я» / Хухлаева О.В. – М. Генезис, 2005 г.

Программа рассчитана на третий год обучения с детьми 10-11 лет (4-е классы) и предполагает 34 часа. Занятия проводятся один раз в неделю. Данный курс является продолжением Программы «Психология общения» для первых, вторых и третьих классов, дополняет ее, учитывая возрастные особенности и потребности детей.

Направленность программы на развитие ребенка как личности индивидуальной, способной к пониманию себя как субъекта деятельности, пониманию социальных отношений и пониманию и принятию других людей, на основе рассмотрения теоретических вопросов, выполнении практических заданий.

Актуальность программы состоит в том, что на основе самопознания формируется единение людей независимо от их взглядов жизненных позиций, ориентиров; изучая индивидуальные особенности личности, открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы.

Цель программы – формировать навыки создания психологического комфорта у обучающихся через развитие познавательного интереса к себе как личности, к окружающим, развитие коммуникативных навыков и толерантности к окружающим.

Основные задачи:

1) сохранять и укреплять психологическое здоровье детей;

2) учить методам и приемам познания себя и приемам релаксации;

3) развить коммуникативную, интерактивную и социально - перцептивную стороны общения с целью предупреждения коммуникативных барьеров;

4) развивать способность адекватного реагирования в различных жизненных ситуациях;

5) формировать терпимость к различным мнениям.

Особенности организации учебного процесса заключаются в предпочтительных для этого возраста учащихся формах работы: сказкотерапия; арт-терапия; беседы, игровая терапия, тренинг.

Ожидаемые результаты освоения программы

В личностной сфере:

- формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, к отношениям между людьми; соблюдение норм и правил, способствующих психологическому благополучию в социуме;

- развитие и закрепление адекватных способов ориентирования в окружающем мире: в мире отношений; во внутреннем мире, обогатит эмоциональный опыт, активизирует мышление, восприятие, воображение;

В познавательной сфере:

- способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

- умение анализировать;

- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

- умение выражать свои мысли полно и точно;

- установление причинно-следственных связей.

В эмоционально – волевой сфере:

- рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий;

- волевая саморегуляция.

В коммуникативной сфере:

- формирование коммуникативных качеств: слушать и слышать другого человека, использовать приемы, направленные на эффективное общение, уважение к мнению другого человека, к его высказываниям.

В процессе освоения учебной программы предусмотрена система контроля, за знаниями и умениями, которая позволяет определить эффективность обучения по программе, внести изменения в учебный процесс. Контроль позволяет увидеть результаты своего труда, что создает хороший психологический климат в коллективе. Формы контроля различные, но всегда мотивирующие, т.е. побуждающие ребенка к дальнейшей работе, саморазвитию, самосовершенствованию. Для улучшения мотивации к занятиям создана система поощрения обучающихся: выставки творческих работ, наклейки, благодарности, словесное одобрение.


Методическое обеспечение.

Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть. Для коррекционно-развивающей работы используются психотехнологии, близкие ребенку данного возраста : игротерапия, сказкотерапия, арт-терапия, тренинговые упражнения.

  • Игротерапия – самая близкая деятельность в этом возрасте. Используются игры направленные на закрепление материала по теме.

  • Сказкотерапия- курс подобранных психологических сказок , направленных на снижение отрицательных качеств, а так же на формирование положительного с учетом опыта других персонажей.

  • Арт - терапия предполагает использование карандашей. Ребенок с помощью продуктивных методов может выразить свое отношение, осознать какие- либо элементы, выразить свое мнение.

  • Тренинговые упражнения направлены на отработку определенного направления, элемента. Каждое задание обязательно сопровождается обратной связью ребенка. На первых занятиях обязательно после знакомства с детьми прорабатываются правила, которые защищают каждого участника и направлены на комфортность пребывания в группе.










Тематическое планирование


Перечень тем занятий

Перечень УУД, которые осваивают обучающиеся

Содержание программы

Методическое обеспечение программы

Теория

Практика

Форма занятия

Приемы и методы; дидактическое и техническое оснащение

Форма подведения итогов

  1. Вводное занятие.

Установление контакта.

Личностные УУД

  • формирование внутренней позиции школьника

  • формирование адекватной самооценки

  • формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, к отношениям между людьми

  • соблюдение норм и правил, способствующих психологическому благополучию в социуме

  • развитие и закрепление адекватных способов ориентирования в окружающем мире: в мире отношений; во внутреннем мире, обогащение эмоционального опыта, активизация мышления, восприятия, воображения;


П ознавательные УУД

  • способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

  • развитие умения анализировать

  • умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме

  • умение выражать свои мысли полно и точно.

  • развитие умения устанавливать причинно-следственные связи



Регулятивные УУД

  • рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий,

  • волевая саморегуляция

  • развитие умения управлять своим поведениеим

  • развитие умения контролировать ситуацию


Коммуникативные УУД



  • понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;

  • ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения;

  • учет разных мнений и умение обосновать собственное

  • умение договариваться, находить общее решение,

  • способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов

  • взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания

Знакомство с правилами тренинга.

Установка на работу в течение учебного года.

Формирование положительной мотивации к занятиям.

Игры на сближение в коллективе.

Разыгрывание ситуаций.

  • Тренинг

  • Игры

  • Групповая работа, практическая работа в парах.


Мяч, картинки с изображением ситуаций, цветные карандаши, альбомы.

Рефлексия.

2. Развитие интереса к самопознанию и самосовершенствованию.

Беседа о необходимости изучать свои индивидуальные особенности и работать над их качеством.

Тренинговые упражнения, направленные на закрепление понимания изучаемого.

  • Игры

  • Тренинговые упражнения

  • Беседа

Наглядный материал.

Рефлексия.

3. Внутренняя сила –инициатива.

Знакомство с понятием «инициатива». Беседа о необходимости проявлять инициативу, инициатива в делах и инициатива в диалоге.

Просмотр мультфильма по теме.

Обсуждение, высказывание мнений.

Упражнение на умение «перехватить инициативу»

  • Игры

  • Тренинговые упражнения

  • Беседа

Компьютер, мультфильм, карточки с понятиями и ситуациями.

Рефлексия.

4. Понятия взаимопомощь и взаимовыручка.

Закрепление понятий:

«взаимопомощь» и «взаимовыручка».

Разыгрывание ситуаций.

Создание образа.

  • Беседа

  • Арт - терапия

Альбомы и цветные карандаши, карточки с понятиями и ситуациями.

Рефлексия.

5. Светлая сторона вещей.

Просмотр мультфильма.

Беседа об умении видеть одну ситуацию с разных сторон.

Обсуждение, высказывание мнений.


  • Беседа

  • Тренинговые упражнения


Карточки с ситуациями.

Компьютер, мультфильм.

Рефлексия.

Выставка творческих работ.

6. Всему свое время. Изучение понятий терпение, выдержка.

Изучение понятий: «терпение», «выдержка».

Чтение сказки из серии «Лабиринты души» .Беседа о необходимости терпения.

Обсуждение, высказывание мнений.

Игра.


  • Беседа

  • Тренинговые упражнения

  • Игра

  • Сказкотерапия.

Карточки с понятиями, текст сказки.

Рефлексия.

7. Любопытство и любознательность.

Знакомство с понятиями: «Интерес», «любопытство», «любознательность» и их отличиями.

Просмотр и обсуждение мультфильма о любопытстве.

  • Беседа

  • Работа в подгруппах


Компьютер, мультфильм, карточки с понятиями.

Рефлексия.


8. Манеры. Нормы поведения.

Знакомство с понятиями: «манеры», «нормы», «этикет».

Обсуждение, высказывание мнений.

Разыгрывание и анализ ситуаций.


  • Беседа

  • Работа в подгруппах

  • Инсценировка


Карточки с понятиями и ситуациями.

Рефлексия.

9. Индивидуальные особенности характера.

Знакомство с понятиями: «Индивидуальные особенности», «характер», «поведение».

Упражнения на выявление индивидуальных особенностей. Обсуждение результатов.

  • Беседа

  • Обсуждение


Групповая и индивидуальная работа. Практическое задание.

Альбом, цветные карандаши, карточки с изображением разных людей, клубок ниток.

Рефлексия.

10. Секреты успешного взаимодействия.

Чтение статьи о секретах успешного взаимодействия

Обсуждение, высказывание мнений.

Анализ ситуаций.

Игра на закрепление полученной информации.

  • Беседа

  • Обсуждение

  • Игра

Статья, карточки с ситуациями.

Рефлексия.

11. Жесты, мимика и их значение.

Закрепление понятий: «мимика», «жесты», беседа о важности их в общении.

Изобретение нового жеста, рисование.

Обсуждение практической работы.

  • Беседа

  • Арт-терапия

Альбомы, цветные карандаши, карточки с изображением жестов и эмоций.

Рефлексия.

Выставка творческих работ.

12. Монолог. Диалог. Обсуждение в группах.

Знакомство с понятиями: «монолог», «диалог», «беседа».

Составление монолога, диалога.

  • Работа в подгруппах

  • Беседа

Тетради, карточки с образцами выполнения задания.

Рефлексия.

13.Секреты успешного выступления на публике.

Информация о секретах успешного выступления на публике, борьбе со страхами публичных выступлений.

Создание образа внутреннему ощущению перед публичным выступлением.

  • Беседа

  • Арт-терапия

Теоретические карточки.

Рефлексия.

14. Подготовка к выступлению. Виды подготовки к выступлению.

Беседа о видах подготовки к выступлению.

Практическое применение методов подготовки к выступлению, пробное выступление.

  • Беседа

  • Практическое задание

Тетради.

Образцы выполнения практического задания.

Рефлексия.


15. Человек в образе. Роль в спектакле, кино.


Закреплениение понятий: «роль», «театр», «кино», «актер», «артист».

Просмотр отрывков из спектакля, кино, циркового выступления.

Разыгрывание мини-сказки

  • Беседа

  • Инсценировка


Компьютер, отрывки видео спектакля, кино, циркового выступления, текст мини-сказки.

Рефлексия.

16. Кто я? Мои силы, мои возможности. Познание себя.

Знакомство с понятиями: «возможности», «предел возможностей», «самопознание»

Определение предела своих возможностей с помощью тренинговых упражнений

  • Беседа

  • Тренинговые упражнения

Карточки с понятиями, карточки с изображением ситуаций.

Рефлексия.


17. Взросление.


Закрепление понятия: «взросление», чтение сказки из серии «Терапевтические сказки»

Составление портрета «ДО» и «ПОСЛЕ»

  • Работа в подгруппах

  • Беседа

  • Сказкотерапия

Альбомные листы, цветные карандаши, текст сказки.

Рефлексия.

Выставка творческих работ.

18. Жизненный путь человека. Умение сделать выбор.

Просмотр мультфильма об умении сделать правильный выбор.

Анализ ситуаций, умение применять метод анализа при необходимости сделать выбор.

  • Беседа

  • Анализ

  • Работа в подгруппах

Компьютер, мультфильм, карточки с ситуациями.

Рефлексия.

19. Внутренний мир человека. Круг общения. Близкие люди.

Понятие внутреннего мира, его составляющих.

Определение круга общения. Беседа о том, кого мы считаем близкими людьми и почему.


Тренинговые упражнения, направленные на закрепление понимания изучаемого.

Придание образа внутреннему миру – рисование.

  • Беседа

  • Тренинговые упражнения

  • Игры

  • Арт-терапия

Фотографии (семьи, друзей), листы бумаги, цветные карандаши.

Рефлексия.

Выставка работ.

20. Уникальность внутреннего мира человека.

Понятие внутреннего мира, его составляющих.

Беседа об уникальности человечества.

Тренинговые упражнения, направленные на закрепление понимания изучаемого.

  • Игры

  • Тренинговые упражнения

  • Беседа

Карточки с образцами выполнения творческого задания.

Рефлексия.

21. Взгляд в будущее. Перспектива. Цели и планы.

Знакомство с понятиями: «цель», «целеустремленность», «стремление», «перспектива», «мечта».

Определение различий между понятиями.

Упражнения на определение целей и планов на ближайшее будущее. Обсуждение результатов.

Составление коллажа.

  • Беседа

  • Обсуждение

  • Игры

  • Творческое задание

Групповая и индивидуальная работа. Практическое задание.

Альбом, цветные карандаши, карточки с понятиями, журналы.

Рефлексия.

Демонстрация коллажей.

22. Здоровый образ жизни. Психическое здоровье.

Понятие о здоровом образе жизни, психическом здоровье.

Составление практических рекомендаций для соблюдения ЗОЖ

  • Беседа

  • Работа в подгруппах

Альбом, цветные карандаши, листы бумаги, маркеры.

Рефлексия.

23. Понятие об идеале.

Знакомство с понятиями: «характер», «идеал» и т.д.


Обсуждение, высказывание мнений.

Игра.

Составление коллажа.

  • Беседа

  • Игра

  • Творческое задание в подгруппах

Карточки с изображением людей,

Журналы, ножницы, клей.

Рефлексия.

Презентация коллажей.

24. Права, обязанности и свободы.

Понятие о «правах», «обязанностях», «свободах», «конституции».

Деловая игра.

  • Беседа

  • Деловая игра

Карточки с понятиями, раздаточный материал для игры.

Рефлексия.

25. Уважение, интеллигентность, этикет.


Понятия: «Уважение», «интеллигентность», «этикет». Беседа о важности данных качеств.

Практическое задание по составлению фраз.

  • Беседа

  • Практическая работа в подгруппах

Карточки с фразами для практического задания.

Рефлексия.

26. Страхи, трудности в общении.

Чтение сказки о проблемах в общении из серии «Терапевтические сказки»

Обсуждение, высказывание мнений.

Игра на преодоление барьеров в общении.

  • Беседа

  • Обсуждение

  • Игры

  • Сказкотерапия

Текст сказки, раздаточный материал для игры.

Рефлексия.

27. Умение находить общий язык с разными людьми. Индивидуальный подход.

Просмотр короткометражного фильма.

Обсуждение, высказывание мнений.

Разыгрывание ситуаций.

  • Беседа

  • Практическая работа в подгруппах

  • Инсценировка

Компьютер, фильм, карточки с шаблонами.

Рефлексия.

28. Обещание и предательство. Ответственность за совершаемые поступки.

Знакомство с понятиями: «обещание», «предательство», «ответственность».

Чтение сказки из серии «Терапевтические сказки»

Обсуждение, высказывание мнений.


  • Беседа

  • Обсуждение

  • Сказкотерапия

Текст сказки, карточки с понятиями.

Рефлексия.

29. Ложь, лицемерие.


Знакомство с понятиями: «Ложь», «лицемерие».

Чтение сказки из серии «Терапевтические сказки»

Обсуждение, высказывание мнений.

Тренинговые упражнения.

  • Беседа

  • Обсуждение

  • Сказкотерапия

  • Тренинговые упражнения.

Текст сказки, карточки с понятиями.

Рефлексия.

30. Ошибки. Умение прощать ошибки, умение просить прощение. Примирение.

Просмотр мультфильма по теме.

Обсуждение, высказывание мнений.

Тренинговые упражнения.

  • Беседа

  • Обсуждение

  • Тренинговые упражнения.

Компьютер, мультфильм.

Рефлексия.


31. Образы, воображение, богатство общения.


Практическое задание на развитие воображения.

Сочинение истории на основе шаблона.

  • Беседа

  • Арт-терапия

Анкеты, альбомы, цветные карандаши.

Рефлексия. Выставка творческих работ.

32. Тренинг общения.

Знакомство с правилами и темой тренинга

Практические тренинговые упражнения.

  • Тренинг


Рефлексия.


33. Выставка творческих работ.


Оценивание работ.

  • Выставка творческих работ по итогам учебного года.

Творческие работы обучающихся.

Выставка творческих работ по итогам учебного года.

34. Итоговое занятие.


Итоговая беседа об изученном в течение учебного года.

Рисование впечатлений.

Заполнение анкеты.

  • Анкетирование

  • Арт-терапия

Анкеты, альбомы, цветные карандаши.

Рефлексия.

Выставка творческих работ.





























Используемая литература:



1. Аржакаева Т.А., Вачков И.В «Психологическая азбука» /.-М.-Ось 2003

  1. Горский В.А., Тимофеев А.А., Смирнов Д.В. и др. «Примерная программа внеурочной деятельности. Начальное и основное образование»- М.: Просвещение, 2010.,

  2. Грецов А.В. Тренинг общения. – СПб.: Питер,2009

  3. Груздева Ю.В., Богачкина Н.А. «Классные часы с психологом. 1 – 4 классы». – М.: «Глобус», 2009

  4. Истратова О.Н. «Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники» - Ростов-на- Дону «Феникс», 2010

  5. «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.» - М.: Просвещение, 2010

  6. Костяк Т.В. «Психологическая адаптация первоклассников» - М.: «Академия», 2008

  7. Макеева Т.Г. «Тестируем детей» - психологический практикум - Ростов-на- Дону «Феникс», 2008

  8. Прутченков А.С. «Школа жизни».- М. «Новая цивилизация», Педагогическое общество России, 2000

  9. Хухлаева О.В. Программы «Тропинка к своему Я»– М. Генезис, 2005г.

  10. Хухлаева О. В.,. Хухлаев О. Е «Лабиринт души. Терапевтические сказки»























муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 23












Рабочая программа

учебного курса внеурочной деятельности

«Психология общения»


для 4-х классов



Педагог – психолог Шилова И.С.






город Рыбинск


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!