Просмотр содержимого документа
«Курс «Решение задач повышенной сложности по информатике»»
МБОУ «Туринская средняя школа» Эвенкийского муниципального района Красноярского края «Рекомендовано» МО учителей математики, физики, информатики Протокол №___ от ____ __________ 2020г. Руководитель МО: __________/_________________/ | «Утверждено» Заместитель директора по УВР: ____________/__________________/ _____________________________2020г. | Рабочая программа «Решение задач повышенной сложности по информатике» для 10 - 11 класса Учитель: Позынич Анатолий Васильевич 2020-2021 учебный год | |
Пояснительная записка
Курс «Решение задач повышенной сложности по информатике» основан на повторении, систематизации и углублении знаний, полученных ранее.
Целью предлагаемой программы является обучение приёмам самостоятельной деятельности и творческому подходу к любой проблеме.
Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся, систематизации знаний при подготовке к выпускным экзаменам. Используются различные формы организации занятий, такие как лекция и семинар, групповая, индивидуальная деятельность учащихся.
Слушателями этого курса могут быть учащиеся различного профиля обучения.
Цели курса:
Расширение и углубление знаний, полученных при изучении курса информатики. Закрепление теоретических знаний; развитие практических навыков и умений. Умение применять полученные навыки при решении нестандартных задач в других дисциплинах. Совершенствование математической культуры и творческих способностей учащихся.
Задачи курса:
Реализация индивидуализации обучения; удовлетворение образовательных потребностей школьников по информатике. Формирование устойчивого интереса учащихся к предмету. Подготовка к обучению в ВУЗе. Обеспечение усвоения обучающимися наиболее общих приемов и способов решения задач. Развитие умений самостоятельно анализировать и решать задачи по образцу и в незнакомой ситуации. Формирование и развитие аналитического и логического мышления. Развитие коммуникативных и общеучебных навыков работы в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы.
Виды деятельности на занятиях:
Лекция, беседа, практикум, консультация, работа на компьютере.
Формы контроля.
Текущий контроль: практическая работа, самостоятельная работа. Тематический контроль: тест. Итоговый контроль: итоговый тест.
Место предмета в базисном учебном плане:
Курс «Решение задач повышенной сложности по информатике» рассчитан на 34 часа по 1 часу в неделю в течение учебного года в 10 классе и 34 часа по 1 часу в неделю в 11 классе.
Тематическое планирование
№ | Наименование тем | Всего часов | В том числе |
Лекция | Практика |
10 класс |
1 | Структура КИМов ЕГЭ по информатике и ИКТ | 1 | 1 | |
2 | Информация и ее кодирование | 8 | 1 | 7 |
3 | Системы счисления | 7 | 1 | |
4 | Основы логики | 11 | 1 | 10 |
5 | Компьютерные сети | 7 | | 7 |
| Всего | 34 | | |
11 класс |
1 | Информация и ее кодирование | 8 | 1 | 7 |
2 | Основы логики | 8 | 2 | 6 |
3 | Моделирование | 4 | | 4 |
4 | Алгоритмизация и программирование | 14 | 2 | 12 |
| Всего: | 34 | 5 | 29 |
| Итого за 2 года | 68 | | |
Содержание курса
Информация и ее кодирование
Повторение методов решения задач по теме. Решение тренировочных задач на измерение количества информации (вероятностный подход), кодирование текстовой информации и измерение ее информационного объема, кодирование графической информации и измерение ее информационного объема, кодирование звуковой информации и измерение ее информационного объема, умение кодировать и декодировать информацию.
Системы счисления
Повторение методов решения задач по теме. Расширение понятия «система счисления». Арифметические операции в системах счисления.
Компьютерные сети
Решение задач на определение файла (группы файлов) по его маске, определение адреса сети, маски сети, количества компьютеров в сети, номера компьютера в сети.
Моделирование
Структурирование информации. Системный подход. Графы. Выигрышные стратегии.
Основы логики
Основные понятия и определения (таблицы истинности) трех основных логических операций (инверсия, конъюнкция, дизъюнкция), а также импликации. Повторение методов решения задач по теме. Решение тренировочных задач на построение и преобразование логических выражений, построение таблиц истинности, построение логических схем. Решение логических задач на применение основных законов логики при работе с логическими выражениями.
Алгоритмизация и программирование
Основные понятия, связанные с использованием основных алгоритмических конструкций. Решение задач на исполнение и анализ отдельных алгоритмов, записанных в виде блок-схемы, на алгоритмическом языке или на языках программирования. Повторение методов решения задач на составление алгоритмов для конкретного исполнителя (задание с кратким ответом) и анализ дерева игры.
Планируемые результаты
Изучение данного курса дает учащимся возможность:
повторить и систематизировать ранее изученный материал школьного курса информатики и ИКТ; освоить основные приемы решения задач; овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи; овладеть и пользоваться на практике техникой сдачи теста; познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач; повысить уровень творческого развития, познавательной активности; познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения.
Интернет-ресурсы
http://www.fipi.ru/
https://ege.sdamgia.ru/
http://inf.reshuege.ru/
Календарно-тематическое планирование
10 класс
1 четверть | ИНФОРМАТИКА | 2020/2021 | Дата по факту. Класс |
№ урока за год | № урока в теме | ТЕМА УРОКА | Дата проведения | А | Б | |
Введение «Структура КИМов ЕГЭ по информатике и ИКТ» – 1 час |
1 | 1 | Структура КИМов ЕГЭ по информатике и ИКТ | 02.09-04.09 | 04.09 | | |
Информация и ее кодирование – 8 часов |
2 | 1 | Кодирование и декодирование | 07.09-11.09 | 08.09 | | |
3 | 2 | Кодирование и декодирование | 14.09-18.09 | 17.09 | | |
4 | 3 | Равномерные и неравномерные коды | 21.09-25.09 | 25.09 | | |
5 | 4 | Равномерные и неравномерные коды | 28.09-02.10 | 02.10 | | |
6 | 5 | Кодирование текстовой информации | 05.10-09.10 | | | |
7 | 6 | Кодирование текстовой информации | 12.10-16.10 | | | |
8 | 7 | Кодирование графической информации | 19.10-23.10 | | | |
9 | 8 | Кодирование звуковой информации | 26.10-30.11 | | | |
2 четверть | ИНФОРМАТИКА | 2020/2021 | Дата по факту. Класс |
№ урока за год | № урока в теме | ТЕМА УРОКА | Дата проведения | А | Б | |
Системы счисления – 7 часов |
10 | 1 | Решение уравнений с числами в разных системах счисления | 09.11-13.11 | | | |
11 | 2 | Решение уравнений с числами в разных системах счисления | 16.11-20.11 | | | |
12 | 3 | Некомпьютерные системы счисления | 23.11-27.11 | | | |
13 | 4 | Использование правил систем счисления для прикладных задач | 30.11-04.12 | | | |
14 | 5 | Использование правил систем счисления для прикладных задач | 07.12-11.12 | | | |
15 | 6 | Вычисление значений арифметических выражений с использованием правил систем счисления | 14.12-18.12 | | | |
16 | 7 | Вычисление значений арифметических выражений с использованием правил систем счисления | 21.12-29.12 | | | |
3 четверть | ИНФОРМАТИКА | 2020/2021 | Дата по факту. Класс |
№ урока за год | № урока в теме | ТЕМА УРОКА | Дата проведения | А | Б | |
Основы логики – 11 часов |
17 | 1 | Логика и кодирование | 21.10-25.10 | | | |
18 | 2 | Логика и кодирование | 28.10-01.11 | | | |
19 | 3 | Составление таблиц истинности | 02.09-06.09 | | | |
20 | 4 | Составление таблиц истинности | 09.09-13.09 | | | |
21 | 5 | Составление таблиц истинности | 16.09-20.09 | | | |
22 | 6 | Упрощение логических выражений | 23.09-27.09 | | | |
23 | 7 | Упрощение логических выражений | 30.09-04.10 | | | |
24 | 8 | Упрощение логических выражений | 07.10-11.10 | | | |
25 | 9 | Решение логических уравнений | 14.10-18.10 | | | |
26 | 10 | Решение логических уравнений | 21.10-25.10 | | | |
27 | 11 | Решение логических уравнений | 28.10-01.11 | | | |
4 четверть | ИНФОРМАТИКА | 2020/2021 | Дата по факту. Класс |
№ урока за год | № урока в теме | ТЕМА УРОКА | Дата проведения | А | Б | |
Компьютерные сети – 7 часов |
28 | 1 | Определение файла по его маске | 02.09-06.09 | | | |
29 | 2 | Определение группы файлов по маске | 09.09-13.09 | | | |
30 | 3 | Определение адреса сети | 16.09-20.09 | | | |
31 | 4 | Определение адреса узла | 23.09-27.09 | | | |
32 | 5 | Определение количества компьютеров в сети | 30.09-04.10 | | | |
33 | 6 | Определение номера компьютера в сети | 07.10-11.10 | | | |
34 | 7 | Решение задач на компьютерные сети | 14.10-18.10 | | | |
Календарно-тематическое планирование
11 класс
1 четверть | ИНФОРМАТИКА | 2020/2021 | Дата по факту. Класс |
№ урока за год | № урока в теме | ТЕМА УРОКА | Дата проведения | А | Б | |
Информация и ее кодирование – 8 часов |
1 | 1 | Кодирование и декодирование | 09.09-13.09 | | | |
2 | 2 | Кодирование и декодирование | 16.09-20.09 | | | |
3 | 3 | Математические основы информации | 23.09-27.09 | | | |
4 | 4 | Математические основы информации | 30.09-04.10 | | | |
5 | 5 | Математические основы информации | 07.10-11.10 | | | |
6 | 6 | Передача текстовой информации | 14.10-18.10 | | | |
7 | 7 | Передача графической информации | 21.10-25.10 | | | |
8 | 8 | Передача звуковой информации | 28.10-01.11 | | | |
2 четверть | ИНФОРМАТИКА | 2020/2021 | Дата по факту. Класс |
№ урока за год | № урока в теме | ТЕМА УРОКА | Дата проведения | А | Б | |
Основы логики – 8 часов |
9 | 1 | Логика и кодирование | 02.09-06.09 | | | |
10 | 2 | Логика и кодирование | 09.09-13.09 | | | |
11 | 3 | Решение логических уравнений | 16.09-20.09 | | | |
12 | 4 | Решение логических уравнений | 23.09-27.09 | | | |
13 | 5 | Решение систем логических уравнений | 30.09-04.10 | | | |
14 | 6 | Решение систем логических уравнений | 07.10-11.10 | | | |
15 | 7 | Решение систем логических уравнений | 14.10-18.10 | | | |
16 | 8 | Решение систем логических уравнений | 21.10-25.10 | | | |
Моделирование – 8 часов |
17 | 1 | Решение задач по моделированию с помощью графов | 28.10-01.11 | | | |
3 четверть | ИНФОРМАТИКА | 2020/2021 | Дата по факту. Класс |
№ урока за год | № урока в теме | ТЕМА УРОКА | Дата проведения | А | Б | |
18 | 2 | Структурирование информации | 02.09-06.09 | | | |
19 | 3 | Составление выигрышной стратегии | 09.09-13.09 | | | |
20 | 4 | Составление выигрышной стратегии | 16.09-20.09 | | | |
Алгоритмизация и программирование – 14 часов |
21 | 1 | Разработка алгоритма для исполнителя | 23.09-27.09 | | | |
22 | 2 | Разработка алгоритма для исполнителя | 30.09-04.10 | | | |
23 | 3 | Динамические алгоритмы | 07.10-11.10 | | | |
24 | 4 | Динамические алгоритмы | 14.10-18.10 | | | |
25 | 5 | Рекурсивные алгоритмы | 21.10-25.10 | | | |
26 | 6 | Рекурсивные алгоритмы | 28.10-01.11 | | | |
4 четверть | ИНФОРМАТИКА | 2020/2021 | Дата по факту. Класс |
№ урока за год | № урока в теме | ТЕМА УРОКА | Дата проведения | А | Б | |
27 | 7 | Алгоритмы с подпрограммами | 02.09-06.09 | | | |
28 | 8 | Алгоритмы с подпрограммами | 02.09-06.09 | | | |
29 | 9 | Сортировка массива | 09.09-13.09 | | | |
30 | 10 | Сортировка массива | 16.09-20.09 | | | |
31 | 11 | Сортировка массива | 23.09-27.09 | | | |
32 | 12 | Поиск ошибок в алгоритме | 30.09-04.10 | | | |
33 | 13 | Поиск ошибок в алгоритме | 07.10-11.10 | | | |
34 | 14 | Поиск ошибок в алгоритме | 14.10-18.10 | | | |