СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для 8 класса "Основы программирования"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение данного курса имеет важное значение для развития мышления. В современной психологии отмечается значительное влияние изучения информатики и использования компьютеров в обучении на развитие теоретического, творческого мышления, а также формирование нового типа мышления, так называемого операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений; открывает новые возможности для овладения такими современными методами научного познания, как формализация, моделирование, компьютерный эксперимент и т.д.

            Цели курса:

- раскрытие значения программирования и сути профессии программиста;

- ознакомление суворовцев со средой PASCAL и основами программирования;

  - подготовка суворовцев к практическому использованию полученных знаний при решении учебных задач, а затем – в профессиональной деятельности.

           Задачи курса:

-  формирование интереса к изучению профессии, связанной с программированием;

-  знакомство с типовыми алгоритмами: ввод-вывод данных, использование циклов, работа с массивами;

- знакомство со структурированными типами данных;

- профессиональное самоопределение;

- развитие алгоритмического мышления;

- решение задач повышенной сложности и олимпиадных задач.

            Конкретная среда языка программирования Паскаль рассматривается с позиции приобретения обучающимися навыков программирования.

Преобладающий тип занятий – практикум. Все задания курса выполняются с помощью персонального компьютера в среде языка программирования Паскаль согласно санитарным правилам  и нормам  (СанПиН 2.4.2.2821-10).

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения практикумов по каждому разделу курса. Итоговый контроль реализуется в форме итогового практикума.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для 8 класса "Основы программирования"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №9





Рассмотрено на заседании ШМО

Протокол № ___ от «___» ____ 2018г

Руководитель ШМО

_______________/_Говорова М.В._/

подпись Ф.И.О.

Согласовано

на заседании Методического совета

Протокол № ___ от «___» ____ 2018г

Председатель МС

_______________/_Лепендина И.Л.__/

подпись Ф.И.О.

«Утверждено»

Директор МБОУ СОШ №9


________________Ю. В. Белов


«____» __________________ 2018г









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Учебного курса по информатике

«Основы программирования»

Для 8 класса






Составил

учитель информатики

СтрельниковаЛюдмила Сергеевна









ВОРОНЕЖ

2018-2019 учебный год



Пояснительная записка

Факультативный курс по информатике «Основы программирования» для обучающихся 8 класса рассчитан на 34 часа, ориентирован на непрофильную подготовку учащихся по предмету информатика.

Характерной чертой развития общества на протяжении последних десятилетий является его все более расширяющаяся информатизация. Отражением и следствием этой тенденции явилась потребность в подготовке подрастающего поколения к вступлению в информатизированное общество, любая профессиональная деятельность в котором, будет связана с информатикой и информационными технологиями. Умение представлять информацию в виде, удобном для восприятия и использования другими людьми, — одно из условий социальной компетентности ученика. Это добавляет новую цель в образовании - формирование уровня информационной культуры, соответствующего требованиям информационного общества. Наиболее полно реализовать поставленную цель, призвана образовательная область «информатика».

Учитывая размытость границ научной области информатики и невозможность в рамках школьной программы осветить весь спектр ее направлений, актуальной представляется разработка данного элективного курса.

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, позволяет получить необходимые знания по основам программирования на языке Паскаль.

Курс включает в себя как рассмотрение и знакомство с типовыми алгоритмами и структурами: ввод-вывод, использование циклов, работа с массивами, так и темы, которые, как правило, остаются за рамками традиционных курсов программирования: работа со строками и файлами, вывод на принтер, решение олимпиадных задач и задач повышенной сложности.

Общая характеристика учебного курса

Изучение данного курса имеет важное значение для развития мышления. В современной психологии отмечается значительное влияние изучения информатики и использования компьютеров в обучении на развитие теоретического, творческого мышления, а также формирование нового типа мышления, так называемого операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений; открывает новые возможности для овладения такими современными методами научного познания, как формализация, моделирование, компьютерный эксперимент и т.д.

Цели курса:

- раскрытие значения программирования и сути профессии программиста;

- ознакомление суворовцев со средой PASCAL и основами программирования;

- подготовка суворовцев к практическому использованию полученных знаний при решении учебных задач, а затем – в профессиональной деятельности.

Задачи курса:

- формирование интереса к изучению профессии, связанной с программированием;

- знакомство с типовыми алгоритмами: ввод-вывод данных, использование циклов, работа с массивами;

- знакомство со структурированными типами данных;

- профессиональное самоопределение;

- развитие алгоритмического мышления;

- решение задач повышенной сложности и олимпиадных задач.

Конкретная среда языка программирования Паскаль рассматривается с позиции приобретения обучающимися навыков программирования.

Преобладающий тип занятий – практикум. Все задания курса выполняются с помощью персонального компьютера в среде языка программирования Паскаль согласно санитарным правилам и нормам (СанПиН 2.4.2.2821-10).

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения практикумов по каждому разделу курса. Итоговый контроль реализуется в форме итогового практикума.


Описание места учебного курса в учебном плане

Рабочая программа данного курса для 8 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, с учётом концепции духовно-нравственного воспитания и планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

В учебном плане МБОУ СОШ №9 курс «Основы программирования» в 8 классе представлен как: базовый курс (по одному часу в неделю, всего: 34 часа).

Учебный предмет «Основы программирования» относится к предметной области «Информатика».


Планируемые предметные, метапредметные и личностные результаты освоения учебного курса


Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • владение общепредметными понятиями «алгоритм», «исполнитель», «программтрование» и др.;

  • владение информационно-логическими умениями:  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

  • ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:

  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей.

Содержание учебного предмета


Содержание

Количество часов

Основы алгоритмизации:

- описание алгоритмического языка программирования, разработка линейных алгоритмов

- описание и разработка алгоритмов ветвления

- описание и разработка циклических алгоритмов (цикл с предусловием, цикл с постусловием)

- описание и разработка циклических алгоритмов (цикл с параметром)


4 ч

Основы программирования на языке PascalABC:

-описание основных операторов языка PascalABC

-организация ввода – вывода. Программирование линейных алгоритмов.

- организация ветвлений с помощью условных операторов и операторов выбора

- разработка программ циклической структуры с известным числом повторений

- программирование циклов с предусловием

- программирование циклов с постусловием

- организация доступа к элементам массива

- программирование задач с использованием одномерных массивов

- программирование задач с использованием многомерных массивов


18 ч

Решение тестов и задач повышенной сложности:

- решение заданий ОГЭ части A

- решение заданий ОГЭ части В

- решение олимпиадных задач и задач повышенной сложности.

11 ч

Итоговый контроль

1 ч

Календарно-тематическое планирование для 8 «А» класса


Тема

Дата

план

факт

1

Основы алгоритмизации: описание алгоритмического языка программирования, разработка линейных алгоритмов (2часа)




2

Основы алгоритмизации: описание и разработка алгоритмов ветвления(2часа)



3

Основы алгоритмизации: описание и разработка циклических алгоритмов (цикл с предусловием, цикл с постусловием)(2часа)




4

Основы алгоритмизации: описание и разработка циклических алгоритмов (цикл с параметром)(2часа)




5

Основы программирования на языке PascalABC:

описание основных операторов языка PascalABC(2часа)



6

Основы программирования на языке PascalABC:

организация ввода – вывода. Программирование линейных алгоритмов.(2часа)



7

Основы программирования на языке PascalAbc:

организация ветвлений с помощью условных операторов и операторов выбора(2часа)



8

Основы программирования на языке PascalAbc: разработка программ циклической структуры с известным числом повторений(2часа)




9

Основы программирования на языке PascalAbc: программирование циклов с предусловием(2часа)



10

Основы программирования на языке PascalAbc: программирование циклов с постусловием(2часа)



11

Основы программирования на языке PascalAbc: организация доступа к элементам массива(2часа)




12

Основы программирования на языке PascalAbc: программирование задач с использованием одномерных массивов(2часа)




13

Основы программирования на языке PascalAbc: программирование задач с использованием многомерных массивов(2часа)




14

Решение заданий ОГЭ части A



15

Решение заданий ОГЭ части В(3 часа)



16

Решение олимпиадных задач и задач повышенной сложности.(2часа)



17

Итоговый контроль(1час)




Всего часов:34


























Требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса

В результате освоения курса

обучающиеся должны знать:

- алгоритмические конструкции, исполнители;

- основы программирования на одном из языков программирования;

- общую структуру языка программирования, его синтаксис;

- правила определения типа переменной и ее описания;

- правила записи операторов языка, порядок выполнения операций, стандартные и пользовательские функции, записи и выполнения арифметических и логических функций;

- правила записи на языке программирования условного оператора, оператора выбора, цикла с предусловием, цикла с постусловием;

- основные приёмы отладки и тестирования программ.

Обучающиеся должны уметь:

- составлять и записывать программы, используя известные алгоритмические конструкции;

- распознавать необходимость применения той или иной алгоритмической конструкции при решении задачи;

- использовать процедуры и функции при решении задач;

правильно записывать символы и ключевые слова языка программирования;

- записывать числовые и логические константы, задавать и описывать переменные;

- описывать тип и размерность массивов;

- составлять математическую модель, алгоритм и программу для решения простых задач;

- понимать листинг, корректировать программу;

- выводить результаты на дисплей;

- решать олимпиадные задачи начального уровня.

- проводить отладку и тестирование программ.







Список литературы

  1. Информатика Задачник – практикум в 2-х томах/ Под ред. И.Г.Семакина – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009.

  2. Информатика и ИКТ. 9 класс/ Под ред Н.В. Макаровой.- СПб.: Питер, 2008.

  3. http://www.computer-museum.ru - учебные материалы по информатике Виртуальный компьютерный музей

  1. http://inf.1september.ru - газета "Информатика" Издательского дома "Первое сентября"

  2. http://comp-science.narod.ru - Дидактические материалы по информатике и математике

  3. http://www.intuit.ru - интернет-университет информационных технологий (ИНТУИТ.ру)

  4. http://www.phis.org.ru/informatika/ - Информатика и информация: сайт для учителей информатики и учеников

  5. http://school87.kubannet.ru/info/ - Информатор: учебно-познавательный сайт по информационным технологиям

  6. http://www.nethistory.ru - История Интернета в России

  7. http://www.child.ru - Московский детский клуб "Компьютер"

  8. http://www.botik.ru/~robot/ - Негосударственное образовательное учреждение "Роботландия+"

  9. http://www.osp.ru - Открытые системы: издания по информационным технологиям

  10. http://www.orakul.spb.ru/azbuka.htm - Персональный компьютер, или "Азбука PC" для начинающих

  11. http://emc.km.ru - Учебные модели компьютера, или "Популярно о работе компьютера"

  12. http://niac.natm.ru/graphinfo - Энциклопедия компьютерной графики, мультимедиа и САПР

  13. http://www.itdrom.com - Школьный университет: профильное и индивидуальное ИТ-обучение

  14. http://algolist.manual.ru - Учебные материалы по алгоритмизации и программированию Алгоритмы, методы, исходники

  15. http://acm.timus.ru - Задачи соревнований по спортивному программированию с проверяющей системой

  16. http://inform-school.narod.ru - Изучаем алгоритмизацию

  17. http://algorithm.narod.ru - Некоторые математические алгоритмы




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!