Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №9
Рассмотрено на заседании ШМО Протокол № ___ от «___» ____ 2018г Руководитель ШМО _______________/_Говорова М.В._/ подпись Ф.И.О. | Согласовано на заседании Методического совета Протокол № ___ от «___» ____ 2018г Председатель МС _______________/_Лепендина И.Л.__/ подпись Ф.И.О. | «Утверждено» Директор МБОУ СОШ №9 ________________Ю. В. Белов «____» __________________ 2018г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Учебного курса по информатике
«Основы программирования»
Для 8 класса
Составил
учитель информатики
СтрельниковаЛюдмила Сергеевна
ВОРОНЕЖ
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Факультативный курс по информатике «Основы программирования» для обучающихся 8 класса рассчитан на 34 часа, ориентирован на непрофильную подготовку учащихся по предмету информатика.
Характерной чертой развития общества на протяжении последних десятилетий является его все более расширяющаяся информатизация. Отражением и следствием этой тенденции явилась потребность в подготовке подрастающего поколения к вступлению в информатизированное общество, любая профессиональная деятельность в котором, будет связана с информатикой и информационными технологиями. Умение представлять информацию в виде, удобном для восприятия и использования другими людьми, — одно из условий социальной компетентности ученика. Это добавляет новую цель в образовании - формирование уровня информационной культуры, соответствующего требованиям информационного общества. Наиболее полно реализовать поставленную цель, призвана образовательная область «информатика».
Учитывая размытость границ научной области информатики и невозможность в рамках школьной программы осветить весь спектр ее направлений, актуальной представляется разработка данного элективного курса.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, позволяет получить необходимые знания по основам программирования на языке Паскаль.
Курс включает в себя как рассмотрение и знакомство с типовыми алгоритмами и структурами: ввод-вывод, использование циклов, работа с массивами, так и темы, которые, как правило, остаются за рамками традиционных курсов программирования: работа со строками и файлами, вывод на принтер, решение олимпиадных задач и задач повышенной сложности.
Общая характеристика учебного курса
Изучение данного курса имеет важное значение для развития мышления. В современной психологии отмечается значительное влияние изучения информатики и использования компьютеров в обучении на развитие теоретического, творческого мышления, а также формирование нового типа мышления, так называемого операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений; открывает новые возможности для овладения такими современными методами научного познания, как формализация, моделирование, компьютерный эксперимент и т.д.
Цели курса:
- раскрытие значения программирования и сути профессии программиста;
- ознакомление суворовцев со средой PASCAL и основами программирования;
- подготовка суворовцев к практическому использованию полученных знаний при решении учебных задач, а затем – в профессиональной деятельности.
Задачи курса:
- формирование интереса к изучению профессии, связанной с программированием;
- знакомство с типовыми алгоритмами: ввод-вывод данных, использование циклов, работа с массивами;
- знакомство со структурированными типами данных;
- профессиональное самоопределение;
- развитие алгоритмического мышления;
- решение задач повышенной сложности и олимпиадных задач.
Конкретная среда языка программирования Паскаль рассматривается с позиции приобретения обучающимися навыков программирования.
Преобладающий тип занятий – практикум. Все задания курса выполняются с помощью персонального компьютера в среде языка программирования Паскаль согласно санитарным правилам и нормам (СанПиН 2.4.2.2821-10).
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения практикумов по каждому разделу курса. Итоговый контроль реализуется в форме итогового практикума.
Описание места учебного курса в учебном плане
Рабочая программа данного курса для 8 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, с учётом концепции духовно-нравственного воспитания и планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
В учебном плане МБОУ СОШ №9 курс «Основы программирования» в 8 классе представлен как: базовый курс (по одному часу в неделю, всего: 34 часа).
Учебный предмет «Основы программирования» относится к предметной области «Информатика».
Планируемые предметные, метапредметные и личностные результаты освоения учебного курса
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями «алгоритм», «исполнитель», «программтрование» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей.
Содержание учебного предмета
Содержание | Количество часов |
Основы алгоритмизации: - описание алгоритмического языка программирования, разработка линейных алгоритмов - описание и разработка алгоритмов ветвления - описание и разработка циклических алгоритмов (цикл с предусловием, цикл с постусловием) - описание и разработка циклических алгоритмов (цикл с параметром) | 4 ч |
Основы программирования на языке PascalABC: -описание основных операторов языка PascalABC -организация ввода – вывода. Программирование линейных алгоритмов. - организация ветвлений с помощью условных операторов и операторов выбора - разработка программ циклической структуры с известным числом повторений - программирование циклов с предусловием - программирование циклов с постусловием - организация доступа к элементам массива - программирование задач с использованием одномерных массивов - программирование задач с использованием многомерных массивов | 18 ч |
Решение тестов и задач повышенной сложности: - решение заданий ОГЭ части A - решение заданий ОГЭ части В - решение олимпиадных задач и задач повышенной сложности. | 11 ч |
Итоговый контроль | 1 ч |
Календарно-тематическое планирование для 8 «А» класса
№ | Тема | Дата |
план | факт |
1 | Основы алгоритмизации: описание алгоритмического языка программирования, разработка линейных алгоритмов (2часа) | | |
2 | Основы алгоритмизации: описание и разработка алгоритмов ветвления(2часа) | | |
3 | Основы алгоритмизации: описание и разработка циклических алгоритмов (цикл с предусловием, цикл с постусловием)(2часа) | | |
4 | Основы алгоритмизации: описание и разработка циклических алгоритмов (цикл с параметром)(2часа) | | |
5 | Основы программирования на языке PascalABC: описание основных операторов языка PascalABC(2часа) | | |
6 | Основы программирования на языке PascalABC: организация ввода – вывода. Программирование линейных алгоритмов.(2часа) | | |
7 | Основы программирования на языке PascalAbc: организация ветвлений с помощью условных операторов и операторов выбора(2часа) | | |
8 | Основы программирования на языке PascalAbc: разработка программ циклической структуры с известным числом повторений(2часа) | | |
9 | Основы программирования на языке PascalAbc: программирование циклов с предусловием(2часа) | | |
10 | Основы программирования на языке PascalAbc: программирование циклов с постусловием(2часа) | | |
11 | Основы программирования на языке PascalAbc: организация доступа к элементам массива(2часа) | | |
12 | Основы программирования на языке PascalAbc: программирование задач с использованием одномерных массивов(2часа) | | |
13 | Основы программирования на языке PascalAbc: программирование задач с использованием многомерных массивов(2часа) | | |
14 | Решение заданий ОГЭ части A | | |
15 | Решение заданий ОГЭ части В(3 часа) | | |
16 | Решение олимпиадных задач и задач повышенной сложности.(2часа) | | |
17 | Итоговый контроль(1час) | | |
| Всего часов:34 | |
Требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса
В результате освоения курса
обучающиеся должны знать:
- алгоритмические конструкции, исполнители;
- основы программирования на одном из языков программирования;
- общую структуру языка программирования, его синтаксис;
- правила определения типа переменной и ее описания;
- правила записи операторов языка, порядок выполнения операций, стандартные и пользовательские функции, записи и выполнения арифметических и логических функций;
- правила записи на языке программирования условного оператора, оператора выбора, цикла с предусловием, цикла с постусловием;
- основные приёмы отладки и тестирования программ.
Обучающиеся должны уметь:
- составлять и записывать программы, используя известные алгоритмические конструкции;
- распознавать необходимость применения той или иной алгоритмической конструкции при решении задачи;
- использовать процедуры и функции при решении задач;
правильно записывать символы и ключевые слова языка программирования;
- записывать числовые и логические константы, задавать и описывать переменные;
- описывать тип и размерность массивов;
- составлять математическую модель, алгоритм и программу для решения простых задач;
- понимать листинг, корректировать программу;
- выводить результаты на дисплей;
- решать олимпиадные задачи начального уровня.
- проводить отладку и тестирование программ.
Список литературы
Информатика Задачник – практикум в 2-х томах/ Под ред. И.Г.Семакина – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009.
Информатика и ИКТ. 9 класс/ Под ред Н.В. Макаровой.- СПб.: Питер, 2008.
http://www.computer-museum.ru - учебные материалы по информатике Виртуальный компьютерный музей
http://inf.1september.ru - газета "Информатика" Издательского дома "Первое сентября"
http://comp-science.narod.ru - Дидактические материалы по информатике и математике
http://www.intuit.ru - интернет-университет информационных технологий (ИНТУИТ.ру)
http://www.phis.org.ru/informatika/ - Информатика и информация: сайт для учителей информатики и учеников
http://school87.kubannet.ru/info/ - Информатор: учебно-познавательный сайт по информационным технологиям
http://www.nethistory.ru - История Интернета в России
http://www.child.ru - Московский детский клуб "Компьютер"
http://www.botik.ru/~robot/ - Негосударственное образовательное учреждение "Роботландия+"
http://www.osp.ru - Открытые системы: издания по информационным технологиям
http://www.orakul.spb.ru/azbuka.htm - Персональный компьютер, или "Азбука PC" для начинающих
http://emc.km.ru - Учебные модели компьютера, или "Популярно о работе компьютера"
http://niac.natm.ru/graphinfo - Энциклопедия компьютерной графики, мультимедиа и САПР
http://www.itdrom.com - Школьный университет: профильное и индивидуальное ИТ-обучение
http://algolist.manual.ru - Учебные материалы по алгоритмизации и программированию Алгоритмы, методы, исходники
http://acm.timus.ru - Задачи соревнований по спортивному программированию с проверяющей системой
http://inform-school.narod.ru - Изучаем алгоритмизацию
http://algorithm.narod.ru - Некоторые математические алгоритмы
-