МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Алтайского края
Муниципальное образование Волчихинский район
МКОУ "Малышево-Логовская СШ"
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДЕНО |
методическим объединением | с методическим советом | Директор школы |
учителей естественно- | ______________О.А.Мезина | ______________Н.П.Ермакова |
математического цикла |
______________Л.А.Адуева | Протокол №1 | Приказ №101-од |
Протокол №1 | от "31" 08 2023 г. | от "31" 08 2023 г. |
от "31" 08 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности
«Сложные вопросы биологии»
для обучающихся 9 класса
с.Малышев Лог 2023
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Сложные вопросы биологии» для 9 класса разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Закона РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. №273 - ФЗ;
Федерального государственного образовательного стандарта СОО (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413)
- Основной образовательной программы среднего общего образования МКОУ
«Малышево-Логовская СШ»;
Программа курса внеурочной деятельности «Сложные вопросы биологии» предназначена для учащихся 9 классов, проявляющих интерес к предмету. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 14-15 лет. Продолжительность образовательного процесса - 1 год.
Количество часов - 34 часа (1 час в неделю).
Программа составлена как дополнение к предмету «Биология». Основу структурирования содержания курса внеурочной деятельности «Сложные вопросы биологии» составляет идея изучения повторения и обобщения материала по предмету изученного за пять лет:
- ботаника;
Основу изучения курса составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных органов и систем на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции.
Этот курс позволяет: самостоятельно получать необходимую информацию из разнообразных источников и анализировать её; проводить углубленный поиск; получать навыки исследовательской работы.
Цель курса: формирование системности знаний в понимании биологических закономерностей, присущих живым организмам.
Задачи курса:
повторение, закрепление и углубление знаний по основным разделам школьного курса биологии;
формирование у учащихся, проявляющих интерес к биологии, прочных знаний основных понятий и закономерностей целого ряда биологических дисциплин: ботаники, зоологии, морфологии, физиологии, общей биологии;
овладении умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий, находить и анализировать информацию о живых объектах;
формирование умения осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения биологии, в ходе работы с различными источниками информации;
дать учащимся знания, необходимые для профессиональной ориентации в прикладных областях биологии.
развитие самоконтроля и самооценки знаний с помощью различных форм тестирования; подготовить к сдаче экзамена по биологии.
Виды самостоятельной работы учащихся:
работа с текстом;
работа с раздаточным материалом;
рецензирование ответов и выступлений товарищей.
В преподавании курса используются следующие формы работы с учащимися:
работа в малых группах;
проектная работа;
исследовательская деятельность;
информационно-поисковая деятельность;
выполнение практических и лабораторных работ.
Использование лаборатории центра «Точка роста»
Содержание программы
Раздел 1. Многообразие организмов.
Тема I. Многообразие организмов. (1ч).
Царства живой природы. Многообразие организмов и их классификация. Основные систематические категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство. Сходство и различия животных и растений.
Структурные элементы организмов. Уровни организаций организмов. Строение и жизнедеятельность клеток. Сравнительная характеристика построению, функциям клетки эукариотических организмов (грибы, растения). Ткани растений и животных.
Тема 2. Царство растений (8ч).
Растение - целостный организм. Взаимосвязи клеток, тканей и органов. Органы и системы органов растений. Вегетативные и генеративные органы растений.
Основные процессы жизнедеятельности растительного организма: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки.
Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.
Приспособленность растений к жизни в биогеоценозах.
Отделы растений. Водоросли - самые простые растения. Особенности строения и размножения водорослей. Их происхождение, особенности жизнедеятельности, место в системе органического мира, в экосистеме.
Мхи. Особенности строения и размножения мхов. Многообразие мхов. Среда обитания, их значение.
Папоротникообразные, их свойства. Морфологические особенности плаунов, хвощей, папоротников, их среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана. Усложнение вегетативных органов высших споровых. Сравнительная характеристика с семенными растениями.
Отдел Голосеменные, их особенности. Разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.
Особенности строения и жизнедеятельность покрытосеменных. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Отличительные признаки однодольных и двудольных растений. Семейства однодольных и двудольных растений.
Многообразие растений и их происхождение. Доказательства исторического развития растений. Основные этапы в развитии растительного мира. Результаты эволюции растений. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.
Возникновение фотосинтеза. Космическая роль растений.
Выход растений на сушу. Приспособленность растений к наземно-воздушной среде обитания.
Усложнение растений в процессе исторического развития.
Тема 3. Царства бактерий, грибов, лишайников. (4ч).
Строение и жизнедеятельность прокариот. Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Бактерии- возбудители заболеваний растений, животных, человека.
Особенности строения и жизнедеятельности грибов и лишайников. Царство грибов: организмы растущие в одном измерении. Симбиотические организмы - лишайники. Место грибов в системе органического мира. Разнообразие грибов по строению, способам питания, среде обитания. Съедобные и ядовитые грибы. Плесневые грибы, их роль в природе, использование человеком для получения антибиотиков. Грибы - паразиты.
Дрожжи, их использование человеком. Комплексные симбиотические организмы.
Особенности их питания, среды обитания. Разнообразие лишайников, их роль в экосистемах.
Тема 4. Царство животных (11ч).
Основные отличия растений и животных. Систематика животных.
Общая характеристика простейших. Животные состоящие из одной клетки. Простейшие как организм. Внешний вид, внутреннее строение. Жизнедеятельность простейших, движение, питание дыхание, выделение, размножение, инцистирование.
Особенности строения и жизнедеятельности двуслойных многоклеточных. Двуслойные, многоклеточные животные - кишечнополостные. Строение, жизнедеятельность кишечнополостных, как двуслойных многоклеточных с лучевой симметрией. Бесполое и половое размножение. Роль в природных сообществах.
Трехслойные животные. Типы червей, их особенности. Особенности строения и жизнедеятельности размножения и развития червей в связи с образом жизни. Черты приспособленности к паразитизму.
Тип Членистоногие: особенности строения и развития. Многообразие классов членистоногих.
Биологические особенности. Среда обитания, образ жизни, размножение и развитие.
Тип Хордовые, общая характеристика классов хордовых. Среда обитания, приспособленность к среде обитания; строение, питание, дыхание, размножение. Значение в природе. Эволюция хордовых. Эволюционное усложнение пищеварительной и кровеносной систем. Эволюционное усложнение дыхательной, выделительной и нервной систем.
Эволюция животного мира. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции.
Сравнительно-анатомические доказательства. Эмбриологические и палеонтологические доказательства. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.
Тема 5 Человек и его здоровье- 5 часов
Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: пищеварения, дыхания, кровообращения, лимфатической системы Анатомия и физиология человека. Строение и функции пищеварительной системы Строение и функции дыхательной системы Строение и функции системы органов кровообращения и лимфообращения. Размножение и развитие организма человека. Внутренняя среда организма человека. Состав и функции крови. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины. Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная рефляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой. Нервная система. Общий план строения. Функции Строение и функции центральной нервной системы. Строение и функции вегетативной нервной системы. Эндокринная система Анализаторы. Органы чувств, их роль в организме. Строение и функции органов зрения и слуха Высшая нервная деятельность. Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека
Планируемые результаты
освоения курса внеурочной деятельности «Сложные вопросы биологии»
Личностными результатами освоения курса станут:
• ответственное отношение к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии станут:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
способность выделять существенные признаки биологических объектов и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма);
способность приводить доказательства (аргументация) необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;
умение классифицировать, т.е. определять принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
умение объяснять роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
способность различать на таблицах, моделях, гербарных образцах, влажных препаратах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, опасных для человека растений и животных;
умение сравнивать биологические объекты и процессы, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
способность выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
способность использовать методы биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
способность анализировать и оценивать последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; - соблюдение правил работы с лабораторным оборудованием.
4. В сфере физической деятельности:
- рациональная организация труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
5. В эстетической сфере:
Планируемый уровень подготовки обучающихся Обучающийся научится:
характеризовать строение и жизнедеятельность клеток, осуществлять сравнительную характеристику тканей;
формулировать главные анатомические понятия и термины;
перечислять и характеризовать этапы эмбрионального и постэмбрионального развития человека;
ориентироваться в анатомии органов, систем и аппаратов человеческого организма; - характеризовать основные функции органов, систем и аппаратов человеческого организма;
характеризовать процессы обмена веществ и превращения энергии;
понимать роль ферментов и витаминов в организме;
понимать сущность процессов дыхания, пищеварение, кровообращения, выделения и других физиологических процессов;
- осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; сформированности познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
- сформированность личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- сформированность понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- развитость эстетического сознания.
Метапредметными результатами освоения курса станут:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- владение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной и справочной литературе), анализировать и оценивать информацию;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- мение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать,
формулировать понятие иммунитет, объяснять его значение в жизни человека, профилактику вирусных заболеваний ВИЧ, СПИД;
доказывать родство млекопитающих, человека и человеческих рас;
выявлять особенности строения тела человека в связи с прямохождением и трудовой деятельностью;
характеризовать роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека;
объяснять влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека и его потомство;
применять на практике меры профилактики проявления вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании), нарушения осанки и плоскостопия.
Обучающийся получит возможность научиться:
характеризовать процесс деления клеток;
характеризовать обмен веществ и превращения энергии, роль ферментов и витаминов в человеческом организме;
характеризовать индивидуальное развитие человека, его рост, периодизацию жизни;
характеризовать иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику вирусных заболеваний ВИЧ, СПИД;
обосновывать взаимосвязь строения органов, систем органов и организма в целом;
обосновывать родство млекопитающих, человека и человеческих рас; - обосновывать особенности человека в связи с прямохождением и трудовой деятельностью;
обосновывать роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека;
обосновывать влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека и его потомство;
обосновывать меры профилактики проявления вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании), нарушения осанки и плоскостопия;
распознавать клетки, ткани и их системы человека;
применять знания о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний; - вести самонаблюдения, ставить опыты по изучению процессов, происходящих в организме человека для обоснования здорового образа жизни;
соблюдать правила при работе с микроскопами и лабораторным оборудованием;
соблюдать правила здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены, профилактики отравления ядовитыми грибами и растениями;
определять (на анатомических рисунках, схемах, моделях) органы, их положение в теле человека, находить их на немых рисунках;
пользоваться основной и дополнительной литературой по анатомии и физиологии человека при подготовке творческих и дополнительных сообщений.
Система оценивания результатов обучения в форме тестирования и результатов пробного ОГЭ по биологии.
Учебно-тематический план
№ п/п | тема | теория | практика |
Тема 1. Многообразие организмов. (1ч). | |
1 | Царства живой природы. Многообразие организмов и их классификация. | 1 | |
Тема 2. Царство растений (8ч). | |
2 | Растение - целостный организм. Взаимосвязи клеток, тканей и органов. | 1 | |
3 | Основные процессы жизнедеятельности растительного организма | 1 | |
4 | Отделы растений. Водоросли - самые простые растения. Мхи, Папоротникообразные | 1 | |
5 | Отдел Голосеменные, их особенности Разнообразие | 1 | |
6 | Особенности строения и жизнедеятельность покрытосеменных. Отличительные признаки однодольных и двудольных растений | 1 | |
7 | Многообразие растений и их происхождение. Возникновение фотосинтеза. Космическая роль растений. | 1 | |
8 | Основные этапы в развитии растительного мира. Усложнение растений в процессе исторического развития. | 1 | |
9 | Выход растений на сушу. Приспособленность растений к наземно-воздушной среде обитания. | 1 | |
Тема 3. Царство бактерий, грибов, лишайников. (4ч). |
10 | Строение и жизнедеятельность прокариот. Царство Бактерии. | 1 | |
11 | Царство Грибы. Особенности строения и жизнедеятельности грибов. | 1 | |
12 | Лишайники. Разнообразие лишайников, их роль в экосистемах. | 1 | |
13 | Решение тренировочных вариантов заданий. | | 1 |
Тема 4. Царство животных (11 ч). |
14 | Основные процессы жизнедеятельности животного организма. | 1 | |
15 | Основные отличия растений и животных. Систематика животных. | 1 | |
16 | Общая характеристика простейших. | 1 | |
17 | Особенности строения и жизнедеятельности двухслойных многоклеточных. | 1 | |
18 | Трехслойные животные. Типы червей, их особенности. | 1 | |
19 | Тип Членистоногие: особенности строения и развития. | 1 | |
20 | Среда обитания, образ жизни, размножение и развитие членистоногих. | 1 | |
21 | Тип Хордовые: общая характеристика классов хордовых. | 1 | |
22 | Среда обитания, приспособленность к среде обитания: строение, питание, дыхание, размножение. | 1 | |
23 | Эволюция хордовых. | 1 | |
24-25 | Решение тренировочных вариантов заданий. | | 2 |
Тема 5. Человек и его здоровье (5ч). |
26 | Ткани и органы. Внутренняя среда организма. | 1 | |
27 | Покровная, опорно-двигательная системы. | 1 | |
28 | Кровеносная, пищеварительная системы. | 1 | |
29 | Нервная, половая, эндокринная системы. | 1 | |
30 | Дыхательная система, органы чувств. | 1 | |
31-32 | Решение тренировочных вариантов заданий. | | 2 |
Тема 6. Решение демонстрационных вариантов ОГЭ (2ч). |
33 | Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы. Решение демонстрационных вариантов ОГЭ прошлого года. | | 1 |
34 | Анализ ошибок, допущенных при решении демонстрационных вариантов прошлого года. | | 1 |
Ресурсы Интернет Федеральный портал «Российское образование» -
http://www.edu.ru Российский общеобразовательный портал: основная и средняя школа
http://www.school.edu.ru Интернет-поддержка профессионального развития педагогов -
http://edu.of.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов -
http://fcior.edu.ru Электронный каталог образовательных ресурсов -
http://katalog.iot.ru Единое окно доступа к образовательным ресурсам -
http://window.edu.ru Федеральный институт педагогических измерений-
http://www.fipi.ru/ Сайт издательства «Интеллект-Центр»,
http://www.intellectcentre.ru Сайт Федерального института педагогических измерений: КИМ к ЕГЭ по различным предметам, методические рекомендации -
http://fipi.ru Незнайка.про -
https://neznaika.pro Решу ЕГЭ -
https://bio-ege.sdamgia.ru http://edu.1c.ru www.som.sio.ru единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:
http://school-collection.edu.ru/.
www.bio.1 september. ru – Газета «Биология» «Первое сентября»;
www.nature.ru - научные новости биологии;
www.herba.msu.ru - ботанический сервер МГУ;
www.zooland.ru - фотографии и доступные сведения о животных на сайте «Кирилл и Мефодий. Животный мир»;
www.protein.bio.msu.ru - кафедра молекулярной биологии МГУ;
www.zin.ru/animalia/coleoptera/rus - самый лучший сайт о жуках;
www.georgetown.edu/cball/animals - сайт с голосами животных, информация об интерпретировании разными народами песен животных;
www.mnr.gov.ru - сайт с государственной информацией Министерства природных ресурсов РФ;
www.zoo.ru/moscow - сайт московского зоопарка;
www.nature.ok.ru - «Редкие и исчезающие животные России» - проект экологического центра МГУ им. М.В. Ломоносова. Содержит профессионально подготовленную информацию обо всех редких и исчезающих животных России для организации их защиты и защиты среды обитания. Имеется библиотека, фотоальбом, видеосюжеты, голоса животных. Приведены различные типы классификаций, в том числе по биотопам;
www.zooclub.ru - самая разнообразная иллюстрированная информация как о жизни диких животных, так и о домашних любимцах. Возможно получение бесплатной консультации по их содержанию и ветеринарии. Открыто большое количество тематических форумов;
www.entomology.narod.ru - информационно–поисковый сайт по энтомологии. Большое количество качественных ссылок на русскоязычные сайты, посвященные всем сторонам жизни различных групп членистоногих, а больше всего – насекомых. Есть уникальное фото и текстовые материалы о пауках;
www.res.krasu.ru - очень разная информация, связанная с птицами, в том числе список видов (со статьями и голосами), библиотека, определитель, фотогалерея, фото от СОПР, Книга рекордов Гиннеса, коллекция ссылок на другие тематические сайты о животных;
www.darwin.museum.ru - сайт позволяет знакомиться с экспозицией государственного Дарвиновского музея, расписанием его работы, содержанием работы выставок;
www.darwin.museum.ru/ expos / dino/ - представляется возможность совершить виртуальную познавательно-увлекательную экскурсию по теме: «Мезозой - эпоха динозавров»;
www.center.fio.ru/method - сетевое объединение учителей-методистов Московского центра Федерации Интернет образования содержит нормативные документы, программы, сетевые ресурсы, учительские находки и разработки уроков;