СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курс внеурочной деятельности

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Курс внеурочной деятельности»


МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Алтайского края

Муниципальное образование Волчихинский район

МКОУ "Малышево-Логовская СШ"

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

методическим объединением

с методическим советом

Директор школы

учителей естественно-

______________О.А.Мезина

______________Н.П.Ермакова

математического цикла


______________Л.А.Адуева

Протокол №1

Приказ №101-од

Протокол №1

от "31" 08 2023 г.

от "31" 08 2023 г.

от "31" 08 2023 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Курса внеурочной деятельности

«Сложные вопросы биологии»

для обучающихся 9 класса

































с.Малышев Лог 2023




Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности «Сложные вопросы биологии» для 9 класса разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Закона РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. №273 - ФЗ;

  • Федерального государственного образовательного стандарта СОО (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413)

- Основной образовательной программы среднего общего образования МКОУ

«Малышево-Логовская СШ»;

Программа курса внеурочной деятельности «Сложные вопросы биологии» предназначена для учащихся 9 классов, проявляющих интерес к предмету. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 14-15 лет. Продолжительность образовательного процесса - 1 год.

Количество часов - 34 часа (1 час в неделю).

Программа составлена как дополнение к предмету «Биология». Основу структурирования содержания курса внеурочной деятельности «Сложные вопросы биологии» составляет идея изучения повторения и обобщения материала по предмету изученного за пять лет:

- ботаника;

  • зоология;

  • анатомия и физиология человека;

  • экология

  • антропогенез

Основу изучения курса составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных органов и систем на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции.

Этот курс позволяет: самостоятельно получать необходимую информацию из разнообразных источников и анализировать её; проводить углубленный поиск; получать навыки исследовательской работы.

Цель курса: формирование системности знаний в понимании биологических закономерностей, присущих живым организмам.

Задачи курса:

    • повторение, закрепление и углубление знаний по основным разделам школьного курса биологии;

    • формирование у учащихся, проявляющих интерес к биологии, прочных знаний основных понятий и закономерностей целого ряда биологических дисциплин: ботаники, зоологии, морфологии, физиологии, общей биологии;

    • овладении умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий, находить и анализировать информацию о живых объектах;

    • формирование умения осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности;

    • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения биологии, в ходе работы с различными источниками информации;

    • дать учащимся знания, необходимые для профессиональной ориентации в прикладных областях биологии.

    • развитие самоконтроля и самооценки знаний с помощью различных форм тестирования; подготовить к сдаче экзамена по биологии.

    • Виды самостоятельной работы учащихся:

  1. работа с текстом;

  2. работа с раздаточным материалом;

  3. рецензирование ответов и выступлений товарищей.

В преподавании курса используются следующие формы работы с учащимися:

  • работа в малых группах;

  • проектная работа;

  • исследовательская деятельность;

  • информационно-поисковая деятельность;

  • выполнение практических и лабораторных работ.

  • Использование лаборатории центра «Точка роста»

Содержание программы

Раздел 1. Многообразие организмов.

Тема I. Многообразие организмов. (1ч).

Царства живой природы. Многообразие организмов и их классификация. Основные систематические категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство. Сходство и различия животных и растений.

Структурные элементы организмов. Уровни организаций организмов. Строение и жизнедеятельность клеток. Сравнительная характеристика построению, функциям клетки эукариотических организмов (грибы, растения). Ткани растений и животных.

Тема 2. Царство растений (8ч).

Растение - целостный организм. Взаимосвязи клеток, тканей и органов. Органы и системы органов растений. Вегетативные и генеративные органы растений.

Основные процессы жизнедеятельности растительного организма: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки.

Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

Приспособленность растений к жизни в биогеоценозах.

Отделы растений. Водоросли - самые простые растения. Особенности строения и размножения водорослей. Их происхождение, особенности жизнедеятельности, место в системе органического мира, в экосистеме.

Мхи. Особенности строения и размножения мхов. Многообразие мхов. Среда обитания, их значение.

Папоротникообразные, их свойства. Морфологические особенности плаунов, хвощей, папоротников, их среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана. Усложнение вегетативных органов высших споровых. Сравнительная характеристика с семенными растениями.

Отдел Голосеменные, их особенности. Разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.

Особенности строения и жизнедеятельность покрытосеменных. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Отличительные признаки однодольных и двудольных растений. Семейства однодольных и двудольных растений.

Многообразие растений и их происхождение. Доказательства исторического развития растений. Основные этапы в развитии растительного мира. Результаты эволюции растений. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.

Возникновение фотосинтеза. Космическая роль растений.

Выход растений на сушу. Приспособленность растений к наземно-воздушной среде обитания.

Усложнение растений в процессе исторического развития.

Тема 3. Царства бактерий, грибов, лишайников. (4ч).

Строение и жизнедеятельность прокариот. Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Бактерии- возбудители заболеваний растений, животных, человека.

Особенности строения и жизнедеятельности грибов и лишайников. Царство грибов: организмы растущие в одном измерении. Симбиотические организмы - лишайники. Место грибов в системе органического мира. Разнообразие грибов по строению, способам питания, среде обитания. Съедобные и ядовитые грибы. Плесневые грибы, их роль в природе, использование человеком для получения антибиотиков. Грибы - паразиты.

Дрожжи, их использование человеком. Комплексные симбиотические организмы.

Особенности их питания, среды обитания. Разнообразие лишайников, их роль в экосистемах.

Тема 4. Царство животных (11ч).

Основные отличия растений и животных. Систематика животных.

Общая характеристика простейших. Животные состоящие из одной клетки. Простейшие как организм. Внешний вид, внутреннее строение. Жизнедеятельность простейших, движение, питание дыхание, выделение, размножение, инцистирование.

Особенности строения и жизнедеятельности двуслойных многоклеточных. Двуслойные, многоклеточные животные - кишечнополостные. Строение, жизнедеятельность кишечнополостных, как двуслойных многоклеточных с лучевой симметрией. Бесполое и половое размножение. Роль в природных сообществах.

Трехслойные животные. Типы червей, их особенности. Особенности строения и жизнедеятельности размножения и развития червей в связи с образом жизни. Черты приспособленности к паразитизму.

Тип Членистоногие: особенности строения и развития. Многообразие классов членистоногих.

Биологические особенности. Среда обитания, образ жизни, размножение и развитие.

Тип Хордовые, общая характеристика классов хордовых. Среда обитания, приспособленность к среде обитания; строение, питание, дыхание, размножение. Значение в природе. Эволюция хордовых. Эволюционное усложнение пищеварительной и кровеносной систем. Эволюционное усложнение дыхательной, выделительной и нервной систем.

Эволюция животного мира. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции.

Сравнительно-анатомические доказательства. Эмбриологические и палеонтологические доказательства. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.

Тема 5 Человек и его здоровье- 5 часов

Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: пищеварения, дыхания, кровообращения, лимфатической системы Анатомия и физиология человека. Строение и функции пищеварительной системы Строение и функции дыхательной системы Строение и функции системы органов кровообращения и лимфообращения. Размножение и развитие организма человека. Внутренняя среда организма человека. Состав и функции крови. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины. Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная рефляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой. Нервная система. Общий план строения. Функции Строение и функции центральной нервной системы. Строение и функции вегетативной нервной системы. Эндокринная система Анализаторы. Органы чувств, их роль в организме. Строение и функции органов зрения и слуха Высшая нервная деятельность. Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека



Планируемые результаты

освоения курса внеурочной деятельности «Сложные вопросы биологии»

Личностными результатами освоения курса станут:

• ответственное отношение к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,

аргументировать и отстаивать своё мнение;

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии станут:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • способность выделять существенные признаки биологических объектов и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма);

  • способность приводить доказательства (аргументация) необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;

  • умение классифицировать, т.е. определять принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

  • умение объяснять роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

  • способность различать на таблицах, моделях, гербарных образцах, влажных препаратах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, опасных для человека растений и животных;

  • умение сравнивать биологические объекты и процессы, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • способность выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

  • способность использовать методы биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

  • способность анализировать и оценивать последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; - соблюдение правил работы с лабораторным оборудованием.

4. В сфере физической деятельности:

- рациональная организация труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

5. В эстетической сфере:

  • владение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Планируемый уровень подготовки обучающихся Обучающийся научится:

  • характеризовать строение и жизнедеятельность клеток, осуществлять сравнительную характеристику тканей;

  • формулировать главные анатомические понятия и термины;

  • перечислять и характеризовать этапы эмбрионального и постэмбрионального развития человека;

  • ориентироваться в анатомии органов, систем и аппаратов человеческого организма; - характеризовать основные функции органов, систем и аппаратов человеческого организма;

  • характеризовать процессы обмена веществ и превращения энергии;

  • понимать роль ферментов и витаминов в организме;

  • понимать сущность процессов дыхания, пищеварение, кровообращения, выделения и других физиологических процессов;

- осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; сформированности познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

- сформированность личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- сформированность понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- развитость эстетического сознания.

Метапредметными результатами освоения курса станут:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- владение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной и справочной литературе), анализировать и оценивать информацию;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

- мение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать,

  • формулировать понятие иммунитет, объяснять его значение в жизни человека, профилактику вирусных заболеваний ВИЧ, СПИД;

  • доказывать родство млекопитающих, человека и человеческих рас;

  • выявлять особенности строения тела человека в связи с прямохождением и трудовой деятельностью;

характеризовать роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека;

  • объяснять влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека и его потомство;

  • применять на практике меры профилактики проявления вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании), нарушения осанки и плоскостопия.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • характеризовать процесс деления клеток;

  • характеризовать обмен веществ и превращения энергии, роль ферментов и витаминов в человеческом организме;

  • характеризовать индивидуальное развитие человека, его рост, периодизацию жизни;

  • характеризовать иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику вирусных заболеваний ВИЧ, СПИД;

  • обосновывать взаимосвязь строения органов, систем органов и организма в целом;

  • обосновывать родство млекопитающих, человека и человеческих рас; - обосновывать особенности человека в связи с прямохождением и трудовой деятельностью;

  • обосновывать роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека;

  • обосновывать влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека и его потомство;

  • обосновывать меры профилактики проявления вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании), нарушения осанки и плоскостопия;

  • распознавать клетки, ткани и их системы человека;

  • применять знания о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний; - вести самонаблюдения, ставить опыты по изучению процессов, происходящих в организме человека для обоснования здорового образа жизни;

  • соблюдать правила при работе с микроскопами и лабораторным оборудованием;

  • соблюдать правила здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены, профилактики отравления ядовитыми грибами и растениями;

  • определять (на анатомических рисунках, схемах, моделях) органы, их положение в теле человека, находить их на немых рисунках;

  • пользоваться основной и дополнительной литературой по анатомии и физиологии человека при подготовке творческих и дополнительных сообщений.

Система оценивания результатов обучения в форме тестирования и результатов пробного ОГЭ по биологии.





Учебно-тематический план

п/п | тема

теория

практика

Тема 1. Многообразие организмов. (1ч).


1

Царства живой природы. Многообразие организмов и их классификация.

1

Тема 2. Царство растений (8ч).


2

Растение - целостный организм. Взаимосвязи клеток, тканей и органов.

1

3

Основные процессы жизнедеятельности растительного организма

1

4

Отделы растений. Водоросли - самые простые растения. Мхи, Папоротникообразные

1

5

Отдел Голосеменные, их особенности Разнообразие

1

6

Особенности строения и жизнедеятельность покрытосеменных. Отличительные признаки однодольных и двудольных растений

1

7

Многообразие растений и их происхождение. Возникновение фотосинтеза. Космическая роль растений.

1

8

Основные этапы в развитии растительного мира. Усложнение растений в процессе исторического развития.

1


9

Выход растений на сушу. Приспособленность растений к наземно-воздушной среде обитания.

1


Тема 3. Царство бактерий, грибов, лишайников. (4ч).

10

Строение и жизнедеятельность прокариот. Царство Бактерии.

1


11

Царство Грибы. Особенности строения и жизнедеятельности грибов.

1


12

Лишайники. Разнообразие лишайников, их роль в экосистемах.

1


13

Решение тренировочных вариантов заданий.


1

Тема 4. Царство животных (11 ч).

14

Основные процессы жизнедеятельности животного организма.

1


15

Основные отличия растений и животных. Систематика животных.

1


16

Общая характеристика простейших.

1


17

Особенности строения и жизнедеятельности двухслойных многоклеточных.

1


18

Трехслойные животные. Типы червей, их особенности.

1


19

Тип Членистоногие: особенности строения и развития.

1


20

Среда обитания, образ жизни, размножение и развитие членистоногих.

1


21

Тип Хордовые: общая характеристика классов хордовых.

1


22

Среда обитания, приспособленность к среде обитания: строение, питание, дыхание, размножение.

1


23

Эволюция хордовых.

1


24-25

Решение тренировочных вариантов заданий.


2

Тема 5. Человек и его здоровье (5ч).

26

Ткани и органы. Внутренняя среда организма.

1


27

Покровная, опорно-двигательная системы.

1


28

Кровеносная, пищеварительная системы.

1


29

Нервная, половая, эндокринная системы.

1


30

Дыхательная система, органы чувств.

1


31-32

Решение тренировочных вариантов заданий.


2

Тема 6. Решение демонстрационных вариантов ОГЭ (2ч).

33

Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы. Решение демонстрационных вариантов ОГЭ прошлого года.


1

34

Анализ ошибок, допущенных при решении демонстрационных вариантов прошлого года.


1



















Ресурсы Интернет Федеральный портал «Российское образование» - http://www.edu.ru Российский общеобразовательный портал: основная и средняя школа http://www.school.edu.ru Интернет-поддержка профессионального развития педагогов - http://edu.of.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru Электронный каталог образовательных ресурсов - http://katalog.iot.ru Единое окно доступа к образовательным ресурсам - http://window.edu.ru Федеральный институт педагогических измерений- http://www.fipi.ru/ Сайт издательства «Интеллект-Центр», http://www.intellectcentre.ru Сайт Федерального института педагогических измерений: КИМ к ЕГЭ по различным предметам, методические рекомендации - http://fipi.ru Незнайка.про - https://neznaika.pro Решу ЕГЭ - https://bio-ege.sdamgia.ru http://edu.1c.ru www.som.sio.ru единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/. www.bio.1 september. ru – Газета «Биология» «Первое сентября»; www.nature.ru - научные новости биологии; www.herba.msu.ru - ботанический сервер МГУ; www.zooland.ru - фотографии и доступные сведения о животных на сайте «Кирилл и Мефодий. Животный мир»; www.protein.bio.msu.ru - кафедра молекулярной биологии МГУ; www.zin.ru/animalia/coleoptera/rus - самый лучший сайт о жуках; www.georgetown.edu/cball/animals - сайт с голосами животных, информация об интерпретировании разными народами песен животных; www.mnr.gov.ru - сайт с государственной информацией Министерства природных ресурсов РФ; www.zoo.ru/moscow - сайт московского зоопарка; www.nature.ok.ru - «Редкие и исчезающие животные России» - проект экологического центра МГУ им. М.В. Ломоносова. Содержит профессионально подготовленную информацию обо всех редких и исчезающих животных России для организации их защиты и защиты среды обитания. Имеется библиотека, фотоальбом, видеосюжеты, голоса животных. Приведены различные типы классификаций, в том числе по биотопам; www.zooclub.ru - самая разнообразная иллюстрированная информация как о жизни диких животных, так и о домашних любимцах. Возможно получение бесплатной консультации по их содержанию и ветеринарии. Открыто большое количество тематических форумов; www.entomology.narod.ru - информационно–поисковый сайт по энтомологии. Большое количество качественных ссылок на русскоязычные сайты, посвященные всем сторонам жизни различных групп членистоногих, а больше всего – насекомых. Есть уникальное фото и текстовые материалы о пауках; www.res.krasu.ru - очень разная информация, связанная с птицами, в том числе список видов (со статьями и голосами), библиотека, определитель, фотогалерея, фото от СОПР, Книга рекордов Гиннеса, коллекция ссылок на другие тематические сайты о животных; www.darwin.museum.ru - сайт позволяет знакомиться с экспозицией государственного Дарвиновского музея, расписанием его работы, содержанием работы выставок; www.darwin.museum.ru/ expos / dino/ - представляется возможность совершить виртуальную познавательно-увлекательную экскурсию по теме: «Мезозой - эпоха динозавров»; www.center.fio.ru/method - сетевое объединение учителей-методистов Московского центра Федерации Интернет образования содержит нормативные документы, программы, сетевые ресурсы, учительские находки и разработки уроков;