Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «В мире игры» для 3 класса составлена на основе нормативных документов:
Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Письма Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта»;
приказ Министерства образования и науки РФ от 18.12.2012 г. N 1060 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373»;
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года №1241, зарегистрированного Минюстом России 4 февраля 2011 года № 19707 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации».
Курс «В мире игры» для детей младшего школьного возраста направлен на достижение следующей цели - стимулирование активной позиции каждого ребенка в ходе решения игровых задач, обеспечение условий для его всестороннего развития.
Достижению цели способствуют задачи:
-создать оптимальные условия для развития познавательных процессов, творческого потенциала каждого ребенка;
-формировать необходимый опыт самостоятельного решения игровых задач;
-обеспечить активное включение каждого ребенка в процесс разрешения игровых проблем;
-стимулировать развитие разнообразных форм взаимодействия в детском коллективе.
Общая характеристика курса
Представленные в теории (Л.С. Выготский, А.Н, Леонтьев, Д.Б. Эльконин) аспекты игровой деятельности позволяют говорить о достаточно большом её потенциале в воспитательно-образовательном процессе, особенно для младших школьников.
Так, исходя из положений о ведущем виде деятельности для каждой возрастной группы, можно сделать вывод, что игровая деятельность, предваряя учебную, создает благоприятную основу для формирования общеучебных (универсальных) умений и навыков, определяет более успешное включение детей в воспитательно-образовательный процесс (т.е., учебная деятельность формируется только на основе игровой, поскольку для овладения абстракциями и обобщениями в процессе учения необходимы воображение и символическая функция, формирующиеся в игре). Кроме того, переосмысление ребенком своих социальных ролей («дошколенок» - «ученик») не происходит быстро, а это значит, что с приходом в школу ребенок не перестал любить играть. Таким образом, в работе с младшими школьниками гораздо эффективнее использовать уже имеющийся игровой потенциал для решения образовательных задач, строить процесс обучения с учетом интересов и потребностей самого ребенка. Следует также обратить внимание на то, что в игре комплексно реализуются следующие функции: обучающая, развлекательная, коммуникативная, релаксационная, психотехническая, что свидетельствует о ее больших возможностях в педагогическом процессе.
Для достижения максимального эффекта от игровой деятельности, в рамках работы курса «В мире игры» предполагается использование разнообразных комплексов игр, позволяющих решать ряд задач: развитие познавательных процессов, развитие творческого потенциала, стимулирование практического применения полученных знаний, опыта и др.
Описание места курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №15 г. Гурьевска» на изучение курса «В мире игры» в 3 классе отводится 34 часа в год – 1 час в неделю.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения факультативного курса «Геометрия вокруг нас» в 3-м классе является формирование следующих умений:
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно, относиться к позиции другого человека, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
Накопить запас представлений и понятий об игровой деятельности;
Ознакомиться с новыми играми, расширить кругозор;
Овладеть игровой деятельностью.
Содержание курса
3 класс (34 часа)
Раздел 1. «Развивающие игры».
1,2,3 занятие: Игры на развитие внимания.
Значимость развития внимания. Игры на развитие произвольного внимания. Игры на увеличение объема внимания. Игры на развитие умения распределять внимание.
4,5,6 занятие: Игры на развитие памяти.
Значимость развития памяти. Игры на развитие произвольного запоминания. Игры на увеличение объема памяти. Игры на развитие зрительной, слуховой, двигательной памяти.
7,8,9 занятие: Игры на развитие мышления.
Значимость развития мышления. Игры на развитие словесно-логического мышления. Игры на развитие умения анализировать, синтезировать, сравнивать, классифицировать, обобщать.
10,11,12 занятие: Игры на развитие речи.
Значимость развития речи. Игры на развитие интонационной характеристики речи. Игры «в слова» (на увеличение активного словаря). Игры на развитие речевых умений.
13,14,15 занятие: Игры на развитие воображения.
Значимость развития воображения. Игры на развитие продуктивного воображения. Игры «в ассоциации».
Раздел 2. «Подвижные игры».
16,17,18 занятие: Подвижные игры народов мира.
Белорусские игры. Украинские игры. Болгарские игры. Татарские игры и т.д.
19,20 занятие: Современные подвижные игры.
Подвижные игры мам и пап. Командные подвижные игры. Групповые подвижные игры.
Раздел 3. «Творческие игры».
21,22, 23 занятие: Игры-театрализации.
Ролевые, сюжетно-ролевые игры. Театр-экспромт.
24,25 занятие: Творческие конкурсы.
Индивидуальные творческие конкурсы. Коллективные творческие конкурсы.
Раздел 4. «Викторины».
26 занятие: Индивидуальные викторины.
Правила участия в индивидуальной викторине. Предметные викторины.
27,28 занятие: Командные викторины
Правила участия в командной викторине. Комплексные викторины.
Раздел 5. «Телевизионные игры».
29 занятие: Что? Где? Когда?
Правила игры. Предварительное распределение ролей, подготовка к проведению.
30 занятие: Великолепная семерка.
Правила игры. Предварительное распределение ролей, подготовка к проведению.
31 занятие: Большие гонки.
Правила игры. Предварительное распределение ролей, подготовка к проведению.
32 занятие: Своя игра.
Правила игры. Предварительное распределение ролей, подготовка к проведению.
33 занятие: Пойми меня
Правила игры. Предварительное распределение ролей, подготовка к проведению.
Тематическое планирование
№п/п | Темы | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
1. | Развивающие игры. | 15 | - | 15 |
1.1 | Игры на развитие внимания. | 3 | - | 3 |
1.2 | Игры на развитие памяти. | 3 | - | 3 |
1.3 | Игры на развитие мышления. | 3 | - | 3 |
1.4 | Игры на развитие речи. | 3 | - | 3 |
1.5 | Игры на развитие воображения. | 3 | - | 3 |
| | | | |
2. | Подвижные игры. | 5 | - | 5 |
2.1 | Подвижные игры народов мира. | 3 | - | 3 |
2.2 | Современные подвижные игры. | 2 | - | 2 |
| | | | |
3. | Творческие игры. | 5 | - | 5 |
3.1 | Игры-театрализации. | 3 | - | 3 |
3.2 | Творческие конкурсы. | 2 | - | 2 |
| | | | |
4. | Викторины. | 3 | - | 3 |
4.1 | Индивидуальные викторины. | 1 | - | 1 |
4.2 | Командные викторины. | 2 | - | 2 |
| | | | |
5. | Телевизионные игры. | 6 | - | 6 |
5.1 | Что? Где? Когда? | 1 | - | 1 |
5.2 | Великолепная семерка. | 1 | - | 1 |
5.3 | Большие гонки. | 1 | - | 1 |
5.4 | Своя игра. | 1 | - | 1 |
5.5 | Пойми меня. | 1 | - | 1 |
5.6 | Пойми меня. Итоговое занятие. | 1 | - | 1 |
| Итого | 34 | 0 | 34 |
Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса
1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя [Текст] /Д.В. Григорьев, П.В, Степанов.- М.: Просвещение, 2010.-223 с. (Стандарты нового поколения).
2. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование [Текст]/ [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под ред. В.А. Горского. - М.: Просвещение, 2010. – 111с. (Стандарты нового поколения).
3. Калейдоскоп праздников: учебно-методическое пособие [Текст]/ сост. Т.И. Виталева. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2011. – 286, [2] с.
Интернет-ресурсы:
http://www.teremoc.ru/fiz/world/world_game6.htm
http://www.psyparents.ru/index.php?view=book&item=1379&cat=5&sc=38&full=yes
http://zloy-fizruk.narod.ru/ngame.html
http://doshkolnik.ru/shkolnye-prazdniki/3456-igry-dlya-shkolnikov.html
http://www.fun4child.ru/564-komandnye-igry-dlja-shkolnikov.html
http://korolevaog.ucoz.ru/load/igry_na_peremenakh_dlja_shkolnikov_1_3_klassov/15-1-0-24
http://sneguroschka.ucoz.ru/publ/scenarii/igra_quot_pole_chudes_quot_tema_quot_leto_quot/17-1-0-215
http://sneguroschka.ucoz.ru/publ/scenarii/scenarii_i_igry_igry_na_ivan_kupalu_i_troicu/17-1-0-494
http://www.tvoyrebenok.ru/tvorcheskie_igri.shtml
Календарно-тематическое планирование (34 часа) 3 класс
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Игры на развитие внимания. | 1 | |
2 | Игры на развитие внимания. | 1 | |
3 | Игры на развитие внимания. | 1 | |
4 | Игры на развитие памяти. | 1 | |
5 | Игры на развитие памяти. | 1 | |
6 | Игры на развитие памяти. | 1 | |
7 | Игры на развитие мышления. | 1 | |
8 | Игры на развитие мышления. | 1 | |
9 | Игры на развитие мышления. | 1 | |
10 | Игры на развитие речи. | 1 | |
11 | Игры на развитие речи. | 1 | |
12 | Игры на развитие речи. | 1 | |
13 | Игры на развитие воображения. | 1 | |
14 | Игры на развитие воображения. | 1 | |
15 | Игры на развитие воображения. | 1 | |
16 | Подвижные игры народов мира. | 1 | |
17 | Подвижные игры народов мира. | 1 | |
18 | Подвижные игры народов мира. | 1 | |
19 | Современные подвижные игры. | 1 | |
20 | Современные подвижные игры. | 1 | |
21 | Игры-театрализации. | 1 | |
22 | Игры-театрализации. | 1 | |
23 | Игры-театрализации. | 1 | |
24 | Творческие конкурсы. | 1 | |
25 | Творческие конкурсы. | 1 | |
26 | Индивидуальные викторины. | 1 | |
27 | Командные викторины. | 1 | |
28 | Командные викторины. | 1 | |
29 | Что? Где? Когда? | 1 | |
30 | Великолепная семерка. | 1 | |
31 | Большие гонки. | 1 | |
32 | Своя игра. | 1 | |
33 | Пойми меня. | 1 | |
34 | Пойми меня. Итоговое занятие. | 1 | |