Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» блока «Читательская грамотность» для 1 -х классов
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» рассчитана 33 часа и предполагает проведение 1 занятия в неделю.
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
-
уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
- оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Содержание программы 1 класс (33 ч)
№ п/п | Раздел | Кол-во часов | Содержание | Формы внеурочной деятельности |
1 | Сказки о животных | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | В. Бианки. Лис и мышонок. Русская народная сказка «Мороз и заяц». Русская народная сказка «Лиса и журавль». Русская народная сказка «Теремок» Русская народная сказка «Рукавичка» Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой» Русская народная сказка «Лиса и кувшин» Русская народная сказка «Журавль и цапля» Русская народная сказка «Заюшкина избушка» Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко» Русская народная сказка «Волк и серо козлят» Русская народная сказка «Три медведя» Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок» Русская народная сказка «Лиса и волк» Русская народная сказка «Жихарка» Русская народная сказка «Бычок- смоляной бочок» Русская народная сказка «Мужик и медведь» | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
2. | Бытовые сказки | 1 1 1 | Русская народная сказка «У страха глаза велики» Русская народная сказка «Морозко» Русская народная сказка «Пастушья дудочка» | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
3. | Волшебные сказки | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | Русская народная сказка «Петушок и жерновцы» Русская народная сказка «Скатерть, баранчик и сума» Русская народная сказка «Царевна-несмеяна» Русская народная сказка «Гуси-лебеди» Русская народная сказка «Маша и медведь» Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Русская народная сказка «Мальчик - с – пальчик» Русская народная сказка «Белая уточка» Русская народная сказка «Крошечка - Хаврошечка» Русская народная сказка «Самое дорогое» Русская народная сказка «Василиса Премудрая» Русская народная сказка «Летучий корабль» | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
4. | Итоговое занятие | 1 | Викторина по сказкам | Практические упражнения |
| Итого | 33 | | |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Всего часов | В том числе | Дата проведения |
Теория | Практика | Планир. | Факт. |
| В. Бианки. Лис и мышонок. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
| Русская народная сказка. Мороз и заяц. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
| Русская народная сказка «Лиса и журавль». | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
| Русская народная сказка «Теремок» | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
| Русская народная сказка «Рукавичка» | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
| Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой» | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
| Русская народная сказка «Лиса и кувшин» | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
| Русская народная сказка «Журавль и цапля» | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
| Русская народная сказка «Заюшкина избушка» | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
| Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко» | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
| Русская народная сказка «Волк и серо козлят» | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
| Русская народная сказка «Три медведя» | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
| Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок» | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
| Русская народная сказка «Лиса и волк» | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
| Русская народная сказка «Жихарка» | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
| Русская народная сказка «Бычок- смоляной бочок» | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
| Русская народная сказка «Мужик и медведь» | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
| Русская народная сказка «У страха глаза велики» | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
| Русская народная сказка «Морозко» | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
| Русская народная сказка «Пастушья дудочка» | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
| Русская народная сказка «Петушок и жерновцы» | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
| Русская народная сказка «Скатерть, баранчик и сума» | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
| Русская народная сказка «Царевна-несмеяна» | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
| Русская народная сказка «Гуси-лебеди» | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
| Русская народная сказка «Маша и медведь» | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
| Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
| Русская народная сказка «Мальчик - с – пальчик» | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
| Русская народная сказка «Белая уточка» | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
| Русская народная сказка «Крошечка - Хаврошечка» | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
| Русская народная сказка «Самое дорогое» | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
| Русская народная сказка «Василиса Премудрая» | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
| Русская народная сказка «Летучий корабль» | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
| Итоговое занятие. Викторина по сказкам. | 1 | 0 | 1 | | |
| Итого: | 33 | 16 | 17 | | |