СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 07.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курсовая работа

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курсовая работа на тему "Аппликации"

Просмотр содержимого документа
«Курсовая работа»

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края

ГБПОУ КК ЕПК



Каранкевич Марина Михайловна



Студентка Ш-31 группы

Отделение школьного образования и прикладной информатики

Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах



РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ РАБОТЕ С АППЛИКАЦИЕЙ ИЗ БУМАГИ

Курсовая работа

практического характера



Научный руководитель:

Якубовская Светлана Иннокентьевна







Ейск, 2018

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1 РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ РАБОТЕ С АППЛИКАЦИЕЙ……………………………………………5

1.1 Сущность понятия «пространственное мышление»………………………5

1.2 Использование пространственного мышления на уроках технологии в начальной школе………………………………………………………………...7

1.3 Аппликация из бумаги как средство развития пространственного мышления младших школьников……………….…………………………….10

ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТОВ УРОКОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ РАБОТЕ С АППЛИКАЦИЕЙ ИЗ БУМАГИ ………….…………..………………....................……………………………....13

2.1 Описание практической части ………………………………….………..13

2.2 Конспекты уроков, направленные на развитие пространственного мышления младших школьников на уроках технологии при работе с аппликацией из бумаги ..……………………………………………………....15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………..…………………………………………………….…43

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……..…….….................45

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А…………………………………………………………………..47

Приложение Б………………………………………………………………….50

Приложение В…………………………………………………………………..51

Приложение Г

………………………………………………………………….53

Приложение Д………………………………………………………………….55

Приложение Е…………………………………………………………………..56

Приложение Ж………………………………………………………………….57

ВВЕДЕНИЕ


Актуальность. Развитие пространственного мышления, происходит в процессе овладения ребенком накопленными человечеством знаниями и является одной из существенных характеристик онтогенеза психики ребенка. Высокий уровень развития пространственного мышления является необходимым условием успешного усвоения разнообразных общеобразовательных и специальных технических дисциплин на всех этапах обучения. Способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве – важное условие духовной жизни человека.

Актуальность выбранной темы определяется высоким творческим и педагогическим потенциалом использования данной техники в начальной школе, ее исторически сложившимися особенностями и эффективностью использования на уроках технологии в начальной школе. Пространственное мышление является существенным компонентом в подготовке к практической деятельности по многим специальностям.

Можно сказать, что в настоящее время процесс становления пространственного мышления изучен не полностью. Неизвестны в полной мере условия его полноценного формирования в школьном возрасте. До сих пор не было проведено достаточно полного сравнительного исследования уровня развития пространственного мышления в зависимости от характера учебной деятельности на различных возрастных этапах.

Объект – процесс развития пространственного мышления и организации уроков технологии в начальной школе.

Предмет – методика аппликационных работ на уроках технологии в начальной школе.

Цель – развитие пространственного мышления младших школьников на уроках технологии при работе с аппликацией из бумаги и изучение особенностей уроков технологии в начальной школе.



Задачи:

1. Выявить роль пространственного мышления на уроках технологии, в общей системе обучения и воспитания учащихся начальной школы.

2. Изучить особенности методики организации и проведения занятий по аппликации в начальной школе.

3. Разработать комплекс уроков работы с бумагой (аппликация), внеурочное занятие, родительское собрание в начальной школе.

Практическая значимость. Данный материал можно использовать педагогами, родителями, студентами при проведении уроков технологии в начальной школе.

Структура работы: Курсовая работа изложена на 56 страницах. Ее содержание включает введение, теоретический и практический материалы по данной теме, заключение, список используемой литературы и приложения.































ГЛАВА 1 РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ РАБОТЕ С АППЛИКАЦИЕЙ



1.1 Сущность понятия «пространственное мышление»



Пространственное мышление - вид умственной деятельности, обеспечивающий создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения практических и теоретических задач. Это сложный процесс, в него включаются не только логические (словесно-понятные) операции, но и множество перспективных действий, без которых мышление протекать не может, а именно опознание объектов, представленных реально или изображённых различными графическими средствами, создание на этой основе адекватных образов и оперирование ими по представлению. Являясь разновидностью oбразного мышления, пространственное мышление сохраняет все его основные черты, и тем самым отличается от словесно-дискурсивных форм мышления. Это различие мы видим, прежде всего, в том, что пространственное мышление оперирует образами; в процессе этого оперирования происходит их воссоздание, перестройка, видоизменение в требуемом направлении. Образы здесь являются и исходным мaтериалом, и основной оперативной единицей, и результатом мыслительного процесса. Это не означает, что при этом не используются слoвесные знания. В образном мышлении слова используются как средства интерпретации уже выполненных в образах преобразований.

Пространственное мышление формируется на всех этапах онтогенеза под влиянием различных обучающих воздействий, имеет ярко выраженную индивидуальную специфику, проявляется в разнообразных видах деятельности (игровой, учебной, профессиональной).

Содержанием пространственного мышления является оперирование пространственными образами на основе их создания с использованием наглядной опоры (предметной или графической, разной меры общности и условности). Оперирование пространственными образами определяется их исходным содержанием; типом оперирования (изменение в ходе оперирования положения объекта, его структуры); полнотой, динамичностью образа (наличием в нем различных характеристик, их системности, подвижности и т. п.).

Все эти особенности пространственного мышления отражают процесс работы с образом, позволяют выявлять его качественное своеобразие, фиксировать возрастные и индивидуальные особенности проявления этого процесса, что весьма существенно в диагностических целях.

Важно подчеркнуть, что особенности пространственного мышления нельзя выявить в полной мере, используя для этого различные головоломки, пространственно-комбинаторные игры и т. п.

В реальной практике пространственное мышление всегда включено в решение различных задач, опирается на систему знаний. Как считают многие тестологи, современные диагностические методики должны фиксировать не только общую результативность (продуктивность) выполнения заданий, но и процессуальную сторону его выполнения, так как без этого трудно выявлять индивидуальные различия между людьми, оценивать их не только количественно, но и качественно.

Важно, чтобы диагностические методики способствовали выявлению индивидуальных стратегий решения тестовых задач, проверке устойчивости их проявления на разном материале, фиксировали особенности проработки этого материала. Только на этой основе можно дифференцировать людей по уровню развития пространственного мышления, выявлять качественные его особенности, давать рекомендации к его развитию и использованию в различных видах деятельности с учетом целей и задач этой деятельности.

Конечнo, содержание, структуру, условия формирoвания и другие особенности пространственного мышления можно исследовать в индивидуальных (лабораторных) экспериментах. Oднако разнообразные практические задачи, которые приходится решать психологам в современных условиях (профoриентация, профотбор, выбор учеником предметов для углубленного изучения и т. п.), требуют проведения массовых исследований, получения оперативной информации об особенностях умственной деятельности учащихся, которая должна дополняться сведениями об их школьной успешности, клиническими наблюдениями за учебным поведением, педагогическими характеристиками и др.

Таким образом, пространственное мышление - вaжнейший познавательный психический процесc, определяющий рaзвитие интеллекта. Его формирование проходит длительный многоступенчатый путь, успех которого зависит от реaлизации учителем дидактического правила постепенного и последовательного услoжнения типа оперирования пространственным образом.



1.2. Использование пространственного мышления на уроках технологии в начальной школе



Важнейшим условием, обеспечивающим формирование представлений о деталях, является обучение учащихся приемам рассмотрения и запоминания деталей, а также и приемам их воспроизведения по памяти. На уроках учащиеся обучаются приемам анализа детали: мысленного ее расчленения на геометрические тела, из которых она состоит, и выделения всех ее элементов (выступов, выемок, отверстий и т. д.). Это в свою очередь требует мысленного проведения границ каждого геометрического тела.

Важнейшим принципом, направленным на обучение, является следующее положение: в начале усвоения нового материала в курсе технологии учащиеся обучаются элементарным приемам, которые характеризуются дополнительной опорой на наглядный материал, а затем методика должна обеспечить перестройку приемов так, чтобы учащийся создавал образы без дополнительной опоры, т.е. мысленно, деятельностью воображения. Переход учащихся от действий с дополнительной опорой к мысленным при формировании образов воображения выявляет закономерность, состоящую в том, что в усвоении знаний и умений большую роль играет переход от фактических действий, или действий с наглядным материалом, к мысленным действиям, т. е. к действиям в уме. Этот переход должен осуществляться своевременно. Если учащихся слишком долго обучать «наглядным» способам учебной работы, не включающим деятельность воображения, то это может затруднить развитие их пространственных представлений.

Основным условием развития пространственного мышления детей является целенаправленное их воспитание и обучение. В процессе воспитания ребёнок овладевает предметными действиями и речью, учится самостоятельно решать сначала простые, затем и сложные задачи, а также понимать требования, предъявляемые взрослыми, и действовать в соответствии с ними.

Развитие пространственного мышления выражается в постепенном расширении содержания мысли, в последовательном возникновении форм и способов мыслительной деятельности и изменении их по мере общего формирования личности.

Поэтому педагогу чрезвычайно важно на каждом уроке технологии учить детей сравнивать предметы по различным параметрам, обобщать их в группы, соотносить свою работу с образцом, выделять особенности предмета с точки зрения устройства и изготовления, логически рассуждать, делать выводы. Формирование пространственного мышления, пространственного воображения учащихся является результатом процессов пространственного представления, без которых освоить данные предметы просто невозможно.

Большая часть учебного времени выделяется на упражнения и самостоятельную работу. Наряду с репродуктивными методами обучения необходимо использовать методы проблемного обучения, вовлекая школьников в процесс сотворчества.

В процессе обучения технологии необходимо широко пользоваться наглядными учебными пособиями: таблицами, моделями, деталями, различными изделиями, чертежами и т. д. Рекомендуется также использовать кинофрагменты, диафильмы и другие современные технические средства обучения (по возможности, контролирующие и обучающие программы автоматизированных обучающих систем с широким использованием средств машинной графики).

Все тренировочные упражнения должны выполняться с соблюдением правил и техники оформления, установленных стандартами.

Оптимальным условием обучения является гармония эстетической и гуманитарной направленности обучения технологии, реализация творческих способностей личности учащегося. Такой подход позволяет выявлять и развивать разносторонние склонности и способности учащихся. Желательно, чтобы в процессе изучения отдельных разделов технологии учащиеся выполняли школьные задания (конкурсы, выставки). Следует создавать условия для украшения учащимися своих домов, квартир, классных комнат.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сказать что, уроки технологии в начальной школе имеют специфические возможности в системе общего образования и наиболее ярко выражается в следующих взаимосвязанных аспектах:

- возможность активизации познавательной деятельности (за счет соединения различных форм познания и видов деятельности);

- возможность социальной адаптации личности (через формирование практических умений и развитие творчества);

- возможность гармонизации развития личности (на основе более реалистического учета в образовательном процессе функциональных возможностей ребенка и природных закономерностях развития).


1.3 Аппликация из бумаги как средство развития пространственного мышления младших школьников



Аппликация – (от латинского слова applicatio - прикладывание) один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Она является одним из самых доступных и понятных видов детского творчества.

Увлечение аппликацией помогает развить наблюдательность, предполагает разные знания. Ведь для того, чтобы сделать, например, птичку или животное в технике аппликации необходимо знать их форму, повадки и манеру двигаться, иначе собака не будет похожа на собаку, а воробей на воробья. Если этого не сделать, то, скорее всего, работа не даст желаемого результата станет техническим повторением движений педагога. Кроме того, необходимо видеть и чувствовать объект, который вы хотите сделать.

В системе по воспитанию детей младшего школьно возраста большое место на уроках технологии должно быть отведено аппликации. Она лучше, чем что-либо обогащает психику ребенка, совершенствует его органы чувств. Имеет огромное значение для пробуждения у школьников патриотических чувств, чуткости к окружающему, потребности к труду, способствует физической закалке, а также расширению умственного кругозора.

Овладение умением изображать невозможно без целенаправленного зрительного восприятия - наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вырезать, а затем наклеить какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположение частей.

Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

При организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание детей на изменчивость форм, величин, цветов, разное пространственное расположение предметов и частей; детали конструкций также могут быть расположены по-разному.

Обучение аппликации без формирования таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, синтез, обобщение - невозможно.

На занятиях по аппликации развивается речь детей: усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащения словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.

Аппликация тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия.

Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитываются умения трудиться, добиваться желаемого результата. Формированию трудолюбия, навыков самообслуживания способствует участие ребят в подготовке к занятиям и уборке рабочих мест.

Дети младшего школьного возраста, как правило, не могут верно оценивать картину виденного в целом. У них еще отсутствует способность объединять, синтезировать отдельные восприятия в общие впечатления.

В.А.Сухомлинский говорил: «Добрый ребенок не сваливается с неба. Его надо воспитывать».

Необходимо обучать детей доброте через сопереживание всему живому. Быть добрыми - значит, уметь сопереживать, т.е. уметь понимать другого, сердечно сочувствовать ему и стремиться помочь.

Младшие школьники на уроках технологии овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разнообразных работ, приобретают ручную умелость, которая позволит им чувствовать себя самостоятельными.

Таким образом, аппликация играет важнейшую роль в развитии пространственного мышления младших школьников. Она обеспечивает создание пространственных образов и оперирует ими в процессе выполнения работы.



























ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТОВ УРОКОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ РАБОТЕ С АППЛИКАЦИЕЙ ИЗ БУМАГИ



2.1 Описание практической части



Современный урок технологии должен быть насыщен интеллектуальными компонентами, активизирующими мыслительную деятельность детей. Младшие школьники должны усвоить главный принцип любого труда — прежде чем что-либо сделать руками, нужно хорошо подумать. Одновременно с этим преобладающей на уроке все-таки является предметно-практическая деятельность учеников. Это позволяет решать одну из приоритетных задач развития детей младшего школьного возраста — обогащение их сенсорного опыта. Немаловажным является и то, что предметно-практическая деятельность формирует практический склад ума. Кроме того, целенаправленная работа по развитию сенсомоторики в этом возрасте помогает детям более успешно овладевать некоторыми учебными умениями. В этом смысле уроки технологии имеют уникальную возможность. Учитывая это, большая часть учебного времени урока технологии (около 70%) отводится на практическую работу детей.

В данной главе представлены конспекты уроков по технологии способствующие развитию пространственного мышления младших школьников путем выполнения аппликации из бумаги:

1. Конспект урока по технологии. Аппликация «Птичка» (работа с бумагой, картоном, клеем).

2. Конспект урока по технологии. Аппликация «Елка» (работа с бумагой, картоном, ножницами, клеем).

3. Конспект урока по технологии. Объемная аппликация «Коровка» (работа с бумагой, клеем).

4. Внеурочное занятие по технологии. Аппликация «Поздравительная открытка» (работа с картоном, бумагой).

5. Родительское собрание на тему: «Аппликация и нетрадиционная техника работы с бумагой как способ развития ребёнка».

Занятия проходили в МБОУ СОШ №3 г. Ейска в 3 «А» классе.

На уроке технологии дети включаются в два вида деятельности одновременно: в трудoвую и учебную. Каждая из этих видов деятельности имеет свою мотивацию и цель, свои закономерности, особую структуру и организацию. На разных этапах урока технологии то один, то другой вид деятельности может играть доминирующую роль. Наиболее значимой для ученика становится подготовка рабочего места к предстоящему труду: удобная и безопасная раскладка инструментов, правильный подбор материалов, основное внимание и силы он направляет на изучение свойств материала, который будет обрабатывать, или на рассказ учителя о каком-либо технологическом процессе.

Проведение занятий по данной теме выявило следующее: дети с интересом занимаются, добиваясь при этом качественного конечного результата, если учитель применяет разный занимательный материал. Аппликация как вид изобразительной деятельности удовлетворяет стремление ребенка к деятельному познанию окружающего мира, к активному творческому отображению ею. Аппликация содействует выявлению главного признака предметов реального мира – познанию формы, ставит перед ребенком задачу быть внимательным к форме предмета, его конструкции, к взаиморасположению его частей.

Таким образом, правильно организованный труд дает детям углубленные знания о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует стремление трудиться и овладевать особенностями мастерства, приобщает к народному декоративному искусству.

2.2 Конспекты уроков, направленные на развитие познавательной активности на уроках технологии

1.Конспект урока по теме: Работа с бумагой и картоном, аппликация «Птичка»

Класс 3 «А»

Тип урока: практический

Цель: выполнение аппликации «Птичка» с помощью сгибание, складывание, резание по прямой линии, вырезание ножницами, расположение деталей.

Задачи:

1. Учить изготавливать аппликацию из бумаги «Птичка», познакомить с разновидностями птиц.

2. Развивать, совершенствовать навыки работы с бумагой и клеем, развивать пространственное мышление, психические процессы.

3. Воспитывать познавательный интерес к птицам, бережное отношение к ним.

Формирование УУД:

Предметные: выполнять аппликацию и оформлять ее; использовать приемы работы с бумагой; применять правила безопасной работы с ножницами и клеем.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу при выполнении аппликации; контролировать свою деятельность на основе слайдового и текстового плана; ставить цель, составлять план, распределять роли, проводить оценку своих действий и корректировать их;

Познавательные УУД: выделять существенную информацию из текста загадки; отвечают на поставленные вопросы;

правильное восприятие поставленной задачи; понимать смысл информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Коммуникативные УУД: умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие с ними; слушать собеседника и вступать в диалог при обсуждении проблемы; прогнозировать уровень усвоения знаний; умение оценить собственную деятельность.

Личностные: формировать представление о себе как о гражданине России; проявлять интерес к предмету; формировать бережное и уважительное отношение к природе.

Оборудование: конспект урока, мультимедийная презентация, проектор, компьютер, экран, готовое изделие, ножницы, клей, цветная бумага, картон.

Ход урока

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный этап

1 мин

-Здравствуйте, ребята! У нас сегодня необычный урок. У нас гости. Поэтому желаю вам удачи на уроке.

Упражнение «Ладошки»

Мы ладонь к ладошки положили

И всем дружбу предложили.

Будем дружно мы играть,

Чтобы умными, добрыми стать!

Мы друг друга обижаем? Нет, нет, нет!

Мы друг друга уважаем? Да, да, да!

Мы друг друга обзываем? Нет, нет, нет!

Мы друг другу помогаем? Да, да, да.

-Тихонько садитесь.

Демонстрируют готовность к уроку

Р

2. Актуализация знаний

4 мин

- Если разгадаете загадку, вы узнаете, какую аппликацию мы будем выполнять.

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В теплый край я не летаю,

Здесь, под крышей обитаю.

Чик – чирик! Не робей!

Я бывалый … (Воробей)

- Назовите птиц которых вы знаете. (снегирь, воробей, ласточка, соловей, сорока)

Ребята, помните и не забывайте, кормить птиц зимой.

- Вы догадались, чему будет посвящен наш урок? Какова тема?

- Что мы узнаем на уроке?

Слушают учителя, вступают в речевое обращение, отвечают на вопросы.

Л

К

Р

3. Открытие новых знаний

10 мин

Сейчас я вам расскажу о птице, которую мы сегодня будем делать.

Совы – это хищные птицы, ведущие преимущественно ночной образ жизни. Самой крупной совой в нашей стране является филин. Длина его тела достигает 60 – 70 см., а крылья в полете распростерты почти на два метра. Глаза у филина огромные и желтые. На голове по бокам торчат перья, своеобразные «ушки», которые поднимаются торчком в минуты повышенного внимания. Филин умеет поворачивать голову на очень большие углы, оставляя при этом тело совершенно неподвижным. Охотится филин по ночам, вспугивая спящих птиц и хватая их на лету. Добычей его становится и наземные животные. Огромные размеры филина позволяют хватать даже зайцев.


Физминутка


- Из каких частей составлена аппликация?

- Посчитайте, сколько частей в птице? Назовите их.

- Посмотрите, какую красивую сову мы сегодня изготовим. Какие материалы нам понадобятся для работы?

- Какие инструменты и приспособления нам понадобятся?

- Вспомните правила работы с ножницами и клеем. Обратите внимание на экран. Далее я вам предлагаю ознакомиться с планом работы. Он также представлен на слайде.


Слушают учителя; вступают в речевое обращение, отвечают на вопросы; ищут и отбирают информацию о птицах (из учебника, собственных наблюдений, других источников); анализируют детали входящие в изготовление аппликации.

П

К

Р

4.Закрепление знаний и умений/практическая работа

15 мин

- Вы можете приступать к выполнению аппликации «Птичка».

- Как вы думаете, с чего вы начнете склеивать птичку? (работают под спокойную музыку) Можно работать в паре и составить одну композицию.

Или каждый может работать индивидуально, выбирая любую композицию птицы. Птица может лететь, стоять и т.д.

- Прежде чем приступить к работе в парах, вспомните, как нужно работать вместе. Вам поможет в этом план, который мы вместе составили. Желаю вам успехов.

Ход выполнения работы.

  1. Подготовить основу (половина картонного листа А4).

  2. Обвести все необходимые шаблоны и вырезать их.

  3. Для того, чтобы добиться точности расположения деталей при наклеивании, надо шаблоны аккуратно разложить на основании.

  4. Приклеить готовые детали на картон.

  5. По желанию украсите аппликацию различными предметами (дерево, веточка, солнце и т.д.)

Выполняют работу, опирались на составленный план, используют приемы работы с бумагой и картоном, применяют правила безопасной работы с ножницами.

Р

5.Подведение итогов работы

1 мин

Проводится выставка работ учащихся.

-Придумайте имя своей птичке.

-Давайте составим технологическую карту изделия.

  1. Как называется изделие?

  2. Какие материалы использовались?

  3. Какие инструменты и приспособления понадобились?

  4. Какую технику выполнения использовали?

Укажите способ украшения.

Отвечают на вопросы, делают выводы, обобщения, учатся заполнять технологическую карту.

Р

Л

6. Рефлексия


- Давайте оценим работы. Какие работы заслуживают оценки 5, какие 4? Почему? Прокомментируйте свое мнение.

- Продолжите предложение:

  • Сегодня на уроке мы узнали…

  • Сегодня на уроке мы научились…

  • Мне помогал(а)…делать…

  • У нас получилось…

  • У нас не получилось…

  • Можно сделать лучше…

Наш урок подошел к концу. Давайте уберем свои рабочие места и приготовимся к следующему уроку.

Отвечают на вопросы, делают выводы и обобщения. Оценивают свою работу и работы одноклассников.

Р

Л



2. Конспект урока по теме: Работа с бумагой и картоном. Аппликация «Елка»

Класс 3 «А»

Тип урока: практический

Цель: Научить технологиям изготовления елки, путем выполнения аппликации.

Задачи:

1. Создать условия для развития навыков сгибания, разметки, вырезания, декоративного накручивания на карандаш.

Упражнять детей в анализе образа, планировании, самоконтроле.

2. Развитие конструкторских и творческих способностей, развитие памяти, воображения, внимания, речи.

3.Умение работать в коллективе и для коллектива.

Формирование УУД:

Предметные: выполнять аппликацию и оформлять ее; использовать приемы работы с бумагой; применять правила безопасной работы с ножницами и клеем.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: умение работать самостоятельно; умение составлять план и последовательность действий; определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные УУД: выделять существенную информацию из текста;отвечают на поставленные вопросы;

правильное восприятие поставленной задачи; понимать смысл информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Коммуникативные УУД: умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие с ними; слушать собеседника и вступать в диалог при обсуждении проблемы; прогнозировать уровень усвоения знаний; умение оценить собственную деятельность.

Личностные: проявлять интерес к предмету; формировать бережное и уважительное отношение к природе.

Оборудование: конспект урока, мультимедийная презентация, проектор, компьютер, экран, готовое изделие, ножницы, клей, цветная бумага, картон.

Основные понятия: картон, цветная бумага, геометрические фигуры, симметрия, узор, шаблон.



Ход урока

Этапы урока

Время

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

УУД

1. Организационный момент



1 мин

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо, все легонечко вздохнём.

И урок труда начнем.

А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте?

Все ль в порядке?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Слушание.

Проверяют готовность рабочих мест.

Р


2. Актуальность знаний










4 мин

Приближается самый сказочный праздник в году. К нему мы начинаем готовиться задолго. Вот мы уже и колпачки надели и бумагу приготовили, и ножницы и клей, и желание загадали, и письмо Деду Морозу написали. А куда Дед Мороз подарки положит?


А вот про ёлочку мы и забыли.


Какую цель мы поставим на сегодняшний урок?

- Правильно.

А какая тема нашего урока?

- Верно, а помогать в изготовлении нам в будут ладошки.

- А кто нам прочитает стихотворение про ладошки?











На сегодняшнем уроке целью будет: научиться делать елочку.

Изготовление аппликации «Елочка»


Чтение стихотворения про ладошки. ( Тезенин.Д.)

П

К

Л





3. Открытие новых знаний

10 мин

1. Прежде чем начать работу скажите:

  • Ель что это?

  • Что вы знаете об этом дереве?


2. Молодцы, вы много знаете. Мои помощники расскажут вам ещё немного интересного об этом дереве.

Ель – это хвойное дерево, имеющее иголки.

Всегда зеленое, нет листьев.

Мини доклады.

П

Р

4.Закрепление знаний и умений/практическая работа







15 мин

Какие материалы понадобятся нам к уроку?


Используйте это знание в своей работе.


Физминутка


- Обратите внимание на слайды, здесь представлен план работы, как поэтапно изготовить аппликацию.


План выполнения


1. положить перед собой лист цветной бумаги;

2. сложить его пополам;

3. возьмите простой карандаш;

4. приложите ладошку к листу бумаги;

5. обведите ладошку простым карандашом очень аккуратно;

6. а теперь при помощи ножниц вырежьте полученную ладошку.

- Можно приступать к изготовлению аппликации.

Учитель осуществляет помощь и координирует деятельность учащихся.

Цветная бумага, карандаш и ножницы


Бумагу можно резать, склеивать, рвать и сгибать.



Выполнение изделия из цветной бумаги.
Учащиеся работают индивидуально, с опорой на поэтапную таблицу.

Сборка ёлки по мере готовности деталей.

Р

К

П

5. Подведение итогов работы


1 мин

Посмотрим, какое изделие вы изготовили, для этого повесим ее на доску.

Чего не хватает на нашей ёлке?

Отвечают на вопросы, делают выводы, обобщения.

Р

Л

6. Рефлексия




Подумайте дома, какую новогоднюю игрушку вы бы хотели сделать на нашу елку.


Наш урок подошел к концу. Давайте уберем свои рабочие места и приготовимся к следующему уроку.

Самооценка своего вклада в результат коллективной работы.



Р



3. Конспект урока на тему: Работа с бумагой и картоном. Объёмная аппликация «Коровка»

Класс 3 «А»

Тип урока: практический

Цель: Сформирование творческие способности детей на примере выполнения объёмной аппликации.

Задачи:

1. Закреплять навыки учащихся при работе с ножницами; развивать логические способности   учащихся; способствовать развитию навыков аккуратности; развивать у учащихся умение действовать согласно алгоритму;

2. Развивать воображение, фантазию, мышление при создании художественного образа коровки с помощью аппликации;
3. Воспитывать любовь к прекрасному, к точности, аккуратности, стремлению довести до конца начатое дело.

Формирование УУД:

Предметные: выполнять аппликацию и оформлять ее; использовать приемы работы с бумагой; применять правила безопасной работы с ножницами и клеем.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: умение работать самостоятельно; умение составлять план и последовательность действий; формируют умение высказывать своё предположение; формирование темы урока.

Познавательные УУД: выделять существенную информацию из текста загадки;отвечают на поставленные вопросы;

правильное восприятие поставленной задачи; понимать смысл информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Коммуникативные УУД: умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие с ними; прогнозировать уровень усвоения знаний; умение оценить собственную деятельность. Умение слушать и понимать речь других.

Личностные: положительное отношение и интерес к урокам технологии; формировать умение описывать свои чувства, оценивать работы.

Оборудование: картон, цветная бумага, ножницы, клей, карандаш, шаблоны, учебник, презентация.

Ход урока

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент.

1 мин

-Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Очень надеюсь, что вы будете помогать мне, то есть слушать меня, отвечать на вопросы и конечно же не отвлекаться.

-Приветствие учителя.

Л

2. Актуализация знаний















4 мин

-А что именно мы будем с вами сегодня делать вы узнаете отгадав загадку.

Каждый вечер, так легко,
Она дает нам молоко.
Говорит она два слова,
Как зовут ее – ...

Ребятки, посмотрите на слайд и скажите, что вы там видите?

Этот памятник находится в Холмогорах и установлен в честь холмогорской коровы-кормилицы. Холмогорская порода коров широко известна за пределами Холмогорского района и даже Архангельской области.

- Кто мне скажет, что же мы сегодня будем делать?

- Верно.







Корова!









Памятник корове.

Р

К






3. Открытие новых знаний

10 мин

-Ребятки, что вы принесли сегодня на урок?

-Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься?

-А какие виды аппликации вы знаете?
-Чем отличается плоская аппликация от объемной?

Таким образом, объемная аппликация это техника, позволяющая придать простой аппликации объём.
А плоская аппликация – это самая простая аппликация по исполнению. Для этого вырезают детали из бумаги, ткани и других материалов и наклеивают их на фон.

- Давайте проведем анализ образца, посмотрите на доску.

Что изображено?

- Каким образом оно выполнено?

- Сколько деталей?

Как они соединены между собой?

- Но прежде чем приступать к работе , мы должны вспомнить правила работы с ножницами. Кто мне скажет , как нужно с ними работать?

- А теперь скажите правила работы с клеем.

- Закрепим ,давайте посмотрим на слайд и все вместе прочитаем.

- Ребята, посмотрите на свое рабочее место, и скажите мне , из каких материалов мы сделаем нашу аппликацию?

- Скажите мне, а чем отличается картон от бумаги?

- А какие инструменты нам пригодятся для работы?


Физминутка


Делать аппликацию.

Плоская, выпуклая (объемная)





Отвечают на поставленные учителем вопросы.








Р

4. Закрепление знаний и умений/практическая работа

15 мин

Теперь нам нужно посмотреть порядок работы. (слайд)

  1. Мы должны выбрать фон для аппликации. Фон должен быть желтым.

  2. Я раздала вам шаблоны, обведите их с оборотной стороны и вырежьте.

  3. Начинаем приклеивать мелкие детали под основу.(ушки и рожки и нижнюю губу)

Затем приклеиваем верхние детали(голова и нос) Затем осталось оформить аппликацию. Приклеить глазки и реснички. Ушки коровки нужно немного свернуть, и подклеить. Ресницы отогнуть и подкрутить. Согнуть зеленые травинки , это уже как вы хотите.

- Выполняют аппликацию.

К

П

5. Подведение итогов работы

1 мин

Проводится выставка работ учащихся.

Те, кто выполнил свою работу выходите к доске. Понравились ли вам получившиеся портреты коровок? Ребята , а что для вас было легче всего выполнить? Что было сложнее?

Отвечают на вопросы, делают выводы, обобщения.

Р

Л

6. Рефлексия





С какими видами аппликации вы познакомились?

− Ребята, спасибо вам за урок! Портреты коровок у вас получились интересные, со своим характером. Те ребята, кто не успел доделать останется на дом.




Дети отвечают.




Л



4. Внеурочное занятие на тему: Работа с бумагой. Аппликация «Поздравительная открытка»

Класс 3 «А»

Цель занятия: Научить учащихся выполнять поздравительную открытку.

Задачи занятия:

1. закрепить навыки по организации рабочего места при выполнении аппликации из бумаги; формировать умение планировать работу по образцу, анализировать изделие; формировать умение вырезать по криволинейному контуру, размечать по шаблону, правильно размечать его на листе бумаги; обучение детей правильному размещению деталей на плоскости;

2. развивать глазомер, творческие способности детей, пространственное мышление; обогащать словарный запас детей;

3. воспитывать трудолюбие, аккуратность, бережливость;

Формирование УУД:

Предметные: выполнять аппликацию и оформлять ее; использовать приемы работы с бумагой; применять правила безопасной работы с ножницами и клеем.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: умение работать самостоятельно; умение составлять план и последовательность действий; определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные УУД: выделять существенную информацию из текста;отвечать на поставленные вопросы;

правильное восприятие поставленной задачи; понимать смысл информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Коммуникативные УУД: умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие с ними; слушать собеседника и вступать в диалог при обсуждении; прогнозировать уровень усвоения знаний.

Личностные: проявлять интерес к занятиям; положительное отношение к окружающему;

Оборудование для учителя: Образец изделия (поздравительная открытка), шаблоны цветов, листьев, вазы;

Оборудование для учащихся:

Цветная бумага, альбомный лист, ножницы, карандаш, клей, кисточка для клея, шаблоны.



Ход занятия:



Этапы занятия

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный этап

1 мин

- Здравствуйте, ребята. Проверим готовность к уроку. Кто тише сядет: мальчики или девочки?

Демонстрируют готовность к уроку

Р

2. Актуализация знаний

4 мин

- Какой праздник приближается?

- Как он правильно называется?

- Кого мы поздравляем в этот день?

- Что дарят женщинам?

- Обычно мы дарим подарки и пишем свои поздравления на открытках. Открытки бывают печатные, музыкальные, их можно купить в магазинах. А можно сделать своими руками.

- А как вы думаете, какая открытка дороже для ваших мам, бабушек, сестёр, сделанная своими руками или купленная в магазине? Почему?

- Кто догадался, что мы сегодня будем делать на занятии? Какова тема нашего занятия?

- Правильно, сегодня на занятии мы изготовим праздничную открытку к 8 Марта, на которой вы напишете свои лучшие пожелания мамам, бабушкам, сестрам. Торопиться не будем, а выполним всё красиво и аккуратно, вы готовите подарок маме или бабушке. Пусть эта открытка будет для неё сюрпризом радостным и приятным. А для этого вы должны меня внимательно слушать.

Международный женский день

Отвечают на вопросы











- Открытку для мам, бабушек, сестер.

- Изготовление открытки.

К

П

Л

3. Открытие новых знаний

10 мин

- Сейчас я вам рассказу немного про этот праздник.

8 марта - это праздник всех женщин не только в нашей стране. Это день, когда мы поздравляем наших мам, бабушек, сестер, учителей, девочек и даже незнакомых женщин.  Это международный праздник. Многие из нас дарят подарки  мамам и другим женщинам. Мужчины, сыновья, братья стараются быть любящими и вежливыми, они убираются в домах и даже готовят ужин. В этот день много цветов. Женщины счастливы и хотят, чтобы этот день не кончался. Все очень любят этот праздник, потому что это начало весны и, как правило, погода солнечная и тёплая.


Физминутка


- Из какого материала сделана открытка?

- Какова общая форма изделия?

- Из каких частей состоит изделие?

- На что похожа наша открытка?

- Значит у нашего изделия есть передняя и задняя крышки.

-Какие детали понадобятся для изготовления изделия?

- Посмотрите на цветы. Из каких частей они состоят?

- Есть ли одинаковые детали?

-Какие? Сколько их? Почему три стебелька?

- С помощью чего соединены эти детали?

-Какие инструменты вам понадобятся в работе?

  • Повторить технику безопасности при работе с ножницами.





















Из бумаги и картона

Ответы детей на вопросы учителя

На книжку, обложку






Цветок стебель, лист.

П

Р

4. Закрепление знаний и умений/практическая работа

15мин

- Наметим план работы. Что мы сделаем сначала?

- Что дальше?

- Следующий этап какой?

- С помощью чего вы выполните сборку изделия?

- Определим, в какой последовательности вы будете наклеивать детали аппликации. Обратите внимание, как ваза должна располагаться по отношению к краю открытки. Она должна быть посередине, на расстоянии 1см от нижнего края. Чтобы вы не забыли, план работы я написала на доске.

План работы.

1.Заготовь основу.

2.Заготовь детали аппликации.

3.Собери изделие:

приклей

  • стебли;

  • вазу;

  • цветы;

  • листья.

- Проверьте, всё ли у вас готово к работе?

- Приступим к изготовлению поделки. Будем выполнять всё аккуратно, но быстро.

  • Работа по первому пункту плана.

- Выполняем все вместе. Возьмите альбомный лист, положите его меньшей стороной к себе. Что мы должны выполнить? Каким образом?

- Не забудьте о ТБ при работе ножницами.

  • Работа по второму пункту плана.

- Что будем делать дальше?

- Для того, чтобы заготовить детали аппликации, я вам выдала шаблоны цветка, листа и вазы. Вы самостоятельно их обведёте и вырежете. А сколько таких деталей надо заготовить, мы уже это говорили.

- На какую деталь я вам не заготовила шаблона?

- Стебельки вы изготовите сами.

- Вспомним, как правильно расположить шаблон на листе бумаги. Посмотрите на 3 варианта расположения шаблона. Посмотрите, какие из них правильные и почему?

- В соответствие с этим, размещайте свои шаблоны на листах бумаги и продолжайте работать самостоятельно.

- У кого будут заготовлены и расположены детали, сообщите мне.

  • Работа по третьему пункту плана.

- Ещё раз обратите внимание на план при наклеивании деталей. На это вам отводится 10 минут.

Составляют вместе с учителем план работы

Р

К

П

5. Подведение итогов работы

1 мин

- Я с удовольствием помещу ваши работы на выставку. Мамы будут вами довольны.

Учитель указывает на то, что не удалось и что получилось.

Делают выводы, обобщения.

Р

Л

6. Рефлексия


-Чему мы учились на занятии?

-Что повторяли?

Составлять план, работать по плану.

Размещение шаблона на цветной бумаге, а деталей аппликации на альбомном листе.

Р


4. Родительское собрание на тему: «Аппликация и нетрадиционная техника работы с бумагой как способ развития ребёнка»
Цель: обеспечить понимание родителями необходимости развития ребенка как неотъемлемой части его жизни посредством аппликации и нетрадиционной техники работы с бумагой. 
Задачи:
1. Обогатить опыт родителей по теме собрания; вызвать интерес и желание заниматься с детьми аппликацией и нетрадиционными техниками работы с бумагой; познакомить родителей с играми по развитию творческих способностей в группе и дома. 
2. Расширить представления родителей о нетрадиционной технике работы с бумагой для развития мелкой моторики рук;
3. Укрепить сотрудничество семей воспитанников и педагогического коллектива. 


Вступительное слово


- Уважаемые родители! Я рада приветствовать вас, и надеюсь, что наша встреча будет полезной и плодотворной.
- Сегодня я пригласила вас, чтобы показать вам, чему научились дети в процессе занятий аппликацией и нетрадиционными техниками работы с бумагой и рассказать, какое положительное влияние оказывает данный вид деятельности на развитие детей младшего школьного возраста (рассматривание родителями поделок детей) .

Развивать творчество детей можно различными путями, в том числе с помощью работы с различными материалами, например, с бумагой. Техника работы с бумагой может быть различной: обрывная и вырезная, объемная аппликация, мозаика, поделки в стиле оригами, создание различных объемов с использованием техники бумагопластики.

- Эта деятельность предусматривает работу с мелкими плоскостными изображениями и формами, владение умением составлять из частей целое изображение, владение навыками намазывания, наклеивания и т. д. Деятельность, в общем-то, действительно, нелёгкая. Но нелёгкая не значит бесполезная. Учёные исследовали оптимальные возможности детей первых лет жизни. Результаты наблюдений и экспериментов убедительно доказывают, что упражнения с готовыми плоскостными формами и изображениями обеспечивают качественный скачёк в разностороннем развитии ребёнка. Установлено, что дети данного возраста обладают уникальными возможностями. Путём специально направленных воздействий можно достигнуть очень высокого уровня развития и более раннего формирования той или иной функции мозга. 
- Работая с младшими школьниками, я заметила, что объемные изображения предметов разного цвета, формы, размера вызывает у детей большой интерес. Я стала интересоваться специальной педагогической литературой, где нашла материал, способствующий систематизации знаний по данному вопросу и убедивший меня заняться с детьми аппликацией и нетрадиционными техниками работы с бумагой. 
- Уроки проводятся один раз в неделю. Всегда проходят в игровой, увлекательной форме. Содержание занятий доступно пониманию детей. Играя, дети накапливают элементарный опыт в составлении целого из отдельных частей, приобретают первые навыки поисковой деятельности, путём проб и ошибок учатся находить верный способ выполнения задания, развивают мелкую моторику рук, разговаривают друг с другом. У детей формируются элементарные навыки совместных действий: дети помогают друг другу находить нужные детали, терпеливо ждут друг друга, не толкаются, радуются первым совместным усилиям. 
- В процессе использования нетрадиционных техник работ с бумагой дети развивают:
1. Способности к мелким движениям руками, приучает к точным движениям пальцев под контролем сознания. 
2. Развивается пространственное мышление учащихся.
3. Знакомятся с основными геометрическими понятиями. 
4. Стимулируют развитие пространственной и моторной памяти, концентрация внимания учащихся. 
5. Развиваются творческие способности учащихся. 
6. Расширяются игровые и коммуникативные способности, их кругозор и воспитывается уважение к традициям. 
- Дети учатся видеть, чувствовать, оценивать и творить по законам красоты. Ребенок, владеющий различными способами преобразования материалов, может в своей деятельности осознанно выбрать тип материала и способ его преобразования в зависимости от специфики задуманной поделки и в соответствии с ее назначением, комбинировать материалы, выбирать средства для реализации требований к результату работы. 
- В заключительной части нашей встречи мы попробуем сообща выяснить, что вы сможете сделать дома, чтобы помочь более раннему развитию вашего ребёнка и для этого предлагаю вашему вниманию картотеку игр по развитию творческих способностей в группе и дома. (Приложение А). Но для начала проведём небольшую разминку, которая поможет поднять настроение и перейти к обсуждению интересующих вас вопросов. На вопросы отвечайте быстро и чётко. Разминка посвящена предметам, которые необходимы для аппликативной деятельности. Чтобы справиться с вопросами, попытайтесь мысленно вернуться в детство. (Приложение Б)


Круглый стол. Вопросы для обсуждения


-Как вы думаете, каким образом можно организовать рабочее место для занятий аппликацией в домашних условиях с детьми младшего школьного возраста? (рабочее место должно быть хорошо освещено, должно иметь ровную поверхность, оно должно быть постоянным; если вы занимаетесь за столом, то высота стола должна соответствовать его росту; стол целесообразно расположить таким образом, чтобы вы не боялись за испорченные обои, мебель, ведь ребёнок может быть увлечён делом и, нечаянно капнуть на новые обои или заляпать стол, одежду; во избежании нежелательных моментов у ребёнка должен быть рабочий фартук, клеёнка).
- Какие правила, на ваш взгляд, необходимо выполнять, чтобы деятельность давала результат? (заниматься с ребёнком только в том случае, если у ребёнка и у родителей хорошее настроение, самочувствие и если есть искреннее желание помочь ребёнку в развитии его способностей; запастись терпением; поощрять ребёнка за малейшие достижения; помогать ребёнку в случае затруднений).
- Какие положительные моменты, кроме разностороннего развития ребёнка, могут привнести занятия аппликацией в вашу семью?

Заполнение анкеты для родителей. (Приложение В)
Вручение памяток "Картотека пальчиковых игр". (Приложение Г)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Среди многочисленных проблем в психологии проблема развития мышления младших школьников, несомненно, является одной из интенсивно исследуемых.  Развитие пространственного мышления, происходит в процессе овладения ребенком накопленными человечеством знаниями и является одной из существенных характеристик онтогенеза психики ребенка. Высокий уровень развития пространственного мышления является необходимым условием успешного усвоения разнообразных общеобразовательных и специальных технических дисциплин на всех этапах обучении, подчеркивая тем самым актуальность данной темы. Пространственное мышление является существенным компонентом в подготовке к практической деятельности по многим специальностям.

Мною были разработаны планы уроков и занятия внеурочной работы направленные на развитие пространственного мышления, на изучение и выполнение поделок по технике аппликации. В работе приведены конспекты уроков, позволяющие использовать этот курс на уроках технологии и на внеурочной деятельности в начальной школе.

Проведение занятий по данной теме выявило следующее: дети с интересом занимаются, добиваясь при этом качественного конечного результата, если учитель применяет разный занимательный материал. Аппликация как вид изобразительной деятельности удовлетворяет стремление ребенка к деятельному познанию окружающего мира. Аппликация содействует выявлению главного признака предметов реального мира – познанию формы, ставит перед ребенком задачу быть внимательным к форме предмета, его конструкции, к взаиморасположению его частей, активизирует процесс познания свойств предметов (формы, величины, цвета). У ребенка развивается способность воспринимать задачу и выполнять указания, прилагать умственные усилия, чтобы сделать лучше.

В результате всей проведенной работы мы можем сделать вывод о том, что дети стали лучше ориентироваться в пространстве, накопили более широкий запас пространственных представлений, расширили запас словесных знаний и терминологии, приобрели умение устанавливать взаимосвязи между объектами, словом, образом и предметом реальной действительности. Стали мысленно оперировать представлениями, используя их как опору при усвоении знаний.

Практическая значимость состоит в том, что разработанная система уроков может способствовать повышению уровня развития пространственного мышления младших школьников на уроках технологии.

Работая над курсовой работой по развитию пространственного мышления у детей младшего школьного возраста на уроках технологии при работе с аппликацией из бумаги, я изучила, что такое пространственное мышление, как выполнение аппликации влияет на развитие пространственного мышления младших школьников. Достигнуты поставленные цель и задачи.


























СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Аланина А.Д. Ножницы – художницы. Аппликация из бумаги. – Москва, 2013.

2. Алексеев, В.Е. Организация технического творчества учащихся М. 2014

3. Бабанский, Ю.К. Педагогика М, Просвещение, 2015

4. Баранов С.П. Принципы обучения. М, 2015

5. Боготеева З.А. Занятие аппликации. – Москва «Просвещение», 2013.

6. Венгер Н. Ю. Путь к развитию творчества. // Дошкольное воспитание. - 2013.

7. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред. И. С. Якиманской. – М, 2014г.

8. Выгонов В.В. Начальная школа. Трудовое обучение. Композиции, подарки, модели. – Москва «Первое сентября», 2014.

9. Димитр Павлов. Методические разработки по использованию аппликации в образовании. - Челябинск: Челябинский областной институт усовершенствования учителей, 2013.

10. Кадаяс Х.-М. X. Особенности пространственного мышления учащихся с художественными и математическими склонностями: Автореф. канд. дис. - М, 2015г.

11. Каченаускайте Л. Аппликация. – Москва, издательство «Сталкер», 2015.

12. Коваленко В.И. Художественное конструирование из бумаги. – Беларусь, 2014.

13. Павлова А.А., Симоненко В.Д. Графика // Технология: Сб. программ. - М.: Просвещение, 2015г.

14. Подготовка учителя технологии к уроку. Учебно-методическое пособие. М., 2016

15. Подласый, И.П. Основы педагогического мастерства. Педагогика. В 2 кн. – М, 2015

16. Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. – КАРО, 2015.

17. Соловьянюк В.Г. Подготовка учителей технологии. – Бирск, 2015.

18. Соловьянюк В.Г. Внеклассная работа по технологии. – Бирск, 2017.

19. Чиотти Д. Оригинальные поделки из бумаги. – ООО ТД «Издательство Мир книги», 2014.

20. Якиманская И. С. Развитие пространственного мышления школьников. М, 2015г.













































Приложение А

Картотека игр по развитию творческих способностей
«Паровозик»
Цель: Формирование у ребенка представление об изменениях объекта во времени, развитие внимания, наблюдательности и связной речи. 
Правила игры: В зависимости от возраста увеличивают длину цепочки, чем старше ребенок, тем более длинной и полной должна быть цепочка. Для демонстрации можно использовать, например, паровозик с вагонами. В окошко вагонов вставляем картинки или схематично рисуем постепенное изменение объекта во времени. 
Икра головастик лягушка
Яйцо гусеница куколка бабочка
Семя росток саженец маленькое деревце большое дерево
Взрослый заранее готовит карточки или картинки, которые раздаются играющим. Это могут быть картинки изображающие времена года, например: зеленый листик, желтый листик, ветка без листьев, ветка с почками; разные этапы жизни человека: младенец, дошкольник, школьник, взрослый человек, старый человек; история предметов: повозка, карета, старинный автомобиль, современный автомобиль, автомобиль будущего – например, летающий. 
Выстраивается «Поезд времени» — первым встает «Паровозик», которого в зависимости от возраста и понимания происходящих процессов или назначает взрослый, или дети выбирают сами. За «Паровозиком» выстраиваются «Вагоны» в соответствии с последовательностью процесса. 
«Парные слова»
Цель: Формирование умений определять линии развития объекта; закреплять названия животных и их детенышей, процессы взросления человека, изменения в живой и неживой природе. 
Правила игры: Этим упражнением можно закреплять названия животных и их детенышей, процессы взросления человека, изменения в живой и неживой природе. Упражнение проводится в прямом (сейчас - потом) и обратном (сейчас - раньше) вариантах парными словами. Игра будет интереснее, если перекидывать друг - другу мячик. В этом случае помимо закрепления знаний, ребенок упражняется в ловле и броске мяча, совершенствуется координация движений, активизируются оба полушария мозга за счет одновременной умственной и двигательной деятельности. 
Взрослый называет слово: «Лошади» и кидает ребенку мячик. 
Ребенок ловит его, отвечает: «Жеребенок» и бросает мяч обратно взрослому. Взрослый: «Кошки»… «Котенок»; «Свиньи»… «Поросенок»; «Собаки»… «Щенок» и т. д. 
Конкретную тему можно не обозначать, сообщить только направление «Что было раньше? » или «Что будет? ». Слова берутся из разных тем: например – «Что было раньше? »
«День … утро»; «Овца … ягненок»; «Цветок … семечко»; «Дяденька … мальчик»; «Дождь … туча»; «Окно … стекло» и т. д. 
«Что умеет делать?»
Цель: формирование умения выявлять функции объекта, развитие речи. 
Правила игры: Ведущий называет объект. (Объект можно показать или загадать с помощью загадки). Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью. 
Примечание: Можно предлагать различные объекты; в виде явлений и предметов живой и неживой природы, а также базисов личностной культуры. Можно перемещать объект в фантастические, нереальные ситуации и смотреть, какими дополнительными функциями обладает объект. 
Например:
1). В: Что может мяч? 
Д: Прыгать, катиться, плавать, сдуваться, потеряться, лопнуть, подпрыгивать, пачкаться, лежать. 
В: Давайте пофантазируем. Наш мяч попал в сказку ” Колобок”. Как он может помочь Колобку?. 
2). В: Вежливый человек – это какой и что умеет делать? 
Д: Здороваться, вежливо провожать гостей, заботиться о больном человеке или собаке, он может уступать место в автобусе или трамвае старушке, а еще сумку донести. 
В: Еще? 
Д: Выручить из беды или трудного положения другого человека… .
«Где живет? »

Правила игры: Ведущий называет предметы окружающего мира. В средней группе это неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой природы. дети называют среду обитания живых объектов. 
Ход игры: 
Воспитатель: Посмотрите, сколько здесь картинок! Выберите себе любую! 
Воспитатель: Где живет медведь? 
Дети: В лесу, зоопарке. 
Воспитатель: А еще? 
Дети: В мультиках, в книжках. 
Воспитатель: Где живет собака? 
Дети: В конуре, если она дом охраняет. В доме, прямо в квартире. А есть собаки, живущие на улице – бродячие. 





















Приложение Б

«Разминка»

1. Лохматая подружка карандаша (кисточка);
2. Туда-сюда, не оставит и следа (пластик);
3. Ты смотри, не разлей, этот липкий, белый (клей);
4. Бывает белая, бывает цветная (бумага).
5. Назовите в правильной последовательности цвета радуги;
6. Предмет, служащий для разрезания бумаги (ножницы);
7. Непромокаемая подстилка, спасающая мебель от неосторожного и неправильного обращения с клеем и предупреждающая нервный стресс у мамы (клеёнка);
8. Четвероногая сиделка (стул, табурет).
9. То, за чем сидят (стол);
10. Та, что промачивает излишки клея (промокашка, салфетка);
11. Спецодежда (фартук).































Приложение В

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ


1. Знаете ли Вы, что такое творчество?

а) да

б) нет

в) не знаю      

2. Есть ли у вашего ребёнка творческие способности? Какие?       

а) да

б) нет

в) затрудняюсь ответить

3. Выражает ли ребенок свои эмоции и впечатления в своем творчестве, проявляя инициативу?

а) да

б) нет

в) не знаю     

4. Занимаетесь ли Вы с ребенком совместной творческой деятельностью?

а) часто

б) иногда

в) нет

5. Оцените Ваше родительское участие в детских видах деятельности?

(подчеркните)

а) систематическое б) эпизодическое в) отсутствие участия

6. Считаете ли Вы, что у Вашего ребенка есть особые творческие способности? Какие?

а) да

б) нет

в) затрудняюсь ответить

7. В каком виде деятельности проявляются творческие способности Вашего ребенка? (напишите свой вариант ответа)

8. Любит ли ваш ребенок смотреть познавательные телепередачи?

а) да

б) нет

в) затрудняюсь ответить





















































Приложение Г

Памятка «Картотека пальчиковых игр»

«Шарик»

Все пальчики обеих рук – «в щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел –

Стал он тонкий и худой.

«Мои игрушки»

Указательный и большой пальцы каждой руки соединить подушечками (клюв), остальные пальцы направить вверх и слегка согнуть (гребешок). Средний и указательный пальцы правой руки направить вверх (ушки зайца), остальные прижать к ладони. Ладонь правой руки стоит на ребре (мордочка пса), большой палец направлен вверх (ушко). Правую ладонь сложить в виде пригоршни и накрыть ею ладонь левой руки. Руки рёбрами поставить на стол, ладони прижать друг к другу, а затем раскрыть.

Покажу я вам игрушки:

Это курочки пеструшки,

Это зайка,

Это пёс.

Вот машинка без колёс.

Это книжки-раскладушки.

Вот и все мои игрушки. 

«Листопад»

Руки поднять вверх. Покачивая кистями из стороны в сторону, медленно опускать руки (листья опадают). Пальцы выпрямить и максимально развести в стороны. Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу. Указательный и большой соединить в виде колечка. Пальцы выпрямить и слегка развести в стороны. Хлопки в ладоши.

Листопад, листопад!                         

Листья по ветру летят:                      

С клёна – кленовый,                         

С дуба – дубовый,                            

С осины – осиновый,                        

С рябины - рябиновый.                      

Полон листьев лес и сад                  

То - то радость для ребят!             

Упражнение с пробками

Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их на указательные и средние пальцы как обувь. И «идём пальцами, как ножками, не отрывая «Обувь» от поверхности стола.

Крышки пальчики обули,

Смело в них вперёд шагнули.

И пошли по переулку

На весёлую прогулку.

Пальцы – словно балеринки,

Но одетые в ботинки.

Каждый пальчик – будто ножка,

Только шаркает немножко.

«Петушок»

Наш красивый петушок                              Обе руки сжаты  в кулачки.

Кверху поднял гребешок.                           Разжать ладони.

Крылышками машет.                                  Кистями помахать в воздухе.

На лужайке пляшет.

Крошки хлебные клюёт.      Указательными пальцами постучать по столу.

Пёстрых курочек зовёт.                             Кистями рук сделать манящие движения. 















Приложение Д

Работы учащихся по теме урока: Работа с бумагой и картоном, аппликация «Птичка»












































Приложение Е

Процесс работы учащихся по теме урока: Работа с бумагой и картоном. Объемная аппликация «Коровка»













































Приложение Ж

Творческие работы учащихся по внеурочному занятию на тему: Работа с бумагой. Аппликация «Поздравительная открытка»







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!