
Государственное бюджетное образовательное учреждение
профессионального образования города Севастополя
«Севастопольский педагогический колледж имени П.К. Менькова»
(ГБОУ ПО «СПК им. П.К. Менькова»)
КУРСОВАЯ РАБОТА
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ НЕДЕЛЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Руководитель:
_________________________
(Ф.И.О)
_________________________
(подпись)
«____»___________2018 г.
Студент группы _____________
_________________________
(Ф.И.О)
«____»_____________2018 г.
Допущен (а) к защите
Руководитель образовательной программы
_________________________
(подпись)
«____» ______________2017г.
Севастополь 2018
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Теоретические подходы к организации недели математики в начальной школе.
Предметные недели как одна из форм организации внеурочной воспитательной работы в начальной школе
Значение и особенности проведения недели математики в начальной школе
Анализ опыта учителей начальной школы по проведению предметных математических недель
ГЛАВА 2 Практические подходы к организации недели математики в начальной школе
2.1 Проект «Неделя математики в начальной школе»
2.2 Подходы к анализу результатов проведения недели математики в начальной школе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Тема моей курсовой работы «Математическая неделя в начальной школе».
Актуальность данной темы заключается в том, что главное в образовании - не просто дать ребенку новую информацию и развить определенные умения, а научить их применять, совершенствовать как во время урока, так и во внеурочное время.
Осуществление государственной образовательной политики современности требует пересмотра содержания образования и всей методики обучения.
Предпосылкой такого пересмотра являются противоречия, сложившиеся на данный момент в обществе. С одной стороны – огромная популярность развивающих программ, где увеличен объём содержания, обучение проводится с высокой степенью сложности, ускоренными темпами. С другой стороны - обострение экологической ситуации и, как следствие, ослабление здоровья населения, экономические трудности, преимущества материальных ценностей перед духовными привели к тому, что в школы приходят ослабленные дети; дети, у которых слабо развиты познавательные интересы. Как результат – у этих детей снижен интерес к учению, что создает педагогам проблемы в обучении.
Очевидно, что сложившаяся ситуация подталкивает искать пути решения создавшейся проблемы. Основой образовательного процесса становятся новые формы, подходы, технологии обучения, новые формы отношений учитель – ученик. Современные социальные запросы, нашедшие отражение в ФГОС НОО, определяют основную цель образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, где на первое место выступает такая ключевая компетенция, как «научить учиться».
ФГОС НОО предполагают возрастание важности внеурочной деятельности, которая нацеливает педагога на ребёнка – главную ценность образования. Самое существенное – не просто дать ребенку новую информацию и развить определенные умения, а научить их применять, совершенствовать как во время урока, так и во внеурочное время. Решение ребусов, головоломок, нестандартных задач во время проведения кружков.
ГЛАВА 1 Теоретические подходы к организации недели математики в начальной школе
Предметные недели как одна из форм организации внеурочной воспитательной работы в начальной школе
С тех пор как существует мироздание,
Такого нет, кто б не нуждался в знаниях.
Какой мы ни возьмем язык и век,
Всегда стремится к знаньям человек.
Рудаки
Современный этап развития общества обусловливает необходимость перехода школы к новой образовательной модели, где на первый план выходят интересы личности учащегося, развитие его способностей и потенциальных возможностей, удовлетворения индивидуальных запросов и образовательных потребностей.
Центр тяжести переносится на формирование способности личности учащихся, особенно способности ее к самообразованию, к самостоятельному получению знаний, умений и отработке навыков. Все эти категории входят в понятие «компетентность». Воспитание компетентного человека и должно служить главной конечной целью образовательного процесса в средней школе.
Начальная школа — это первая ступенька, на которую встают маленькие школьники, поднимаясь все выше и выше на пути к знаниям и будущей профессии. Воспоминания о первой учительнице, о школьных друзьях, переменках, утренниках, экскурсиях будут греть уже взрослых состоявшихся людей всю жизнь. Поэтому так важно в младшем школьном возрасте заложить в ребенке тягу к знаниям, ощущение школьного сообщества, чувство доверия и уважения к взрослым наставникам.
На учителе начальных классов лежит особая ответственность за успешное и благополучное школьное будущее маленьких учеников.
Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности является создание развивающей образовательной среды, что как раз и предусматривают на сегодняшний день стандарты второго поколения.
Известный практик и ученый, доктор педагогических и психологических наук А.И. Савенков говорил следующее: «Способность мыслить, творить – величайший из полученных человеком природных даров. Есть те, кто одарен больше, есть те, кто одарен меньше, но даром этим отмечен каждый».
Выявить, в какой области одарен ребенок, развить его способности, помогает внеурочная деятельность.
В ней выражены все необходимые для полноценного саморазвития личности этапы: самоцелеполагание (свобода, воля), самопланирование (инициатива, творчество), самоорганизация (самостоятельность, решительность), самореализация намеченных целей (трудолюбие, способности), самоанализ и самооценка результатов (совесть, честность). Она приобщает ребенка к освоению богатств духовной культуры, являясь областью раскованного общения и участия в самых разнообразных видах практической деятельности. Именно во внеурочной деятельности удовлетворяются потребности ребенка в самопознании, самовыражении, самоутверждении, самореализации.
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Воспитание в школе – это не специальные мероприятия. Как подчеркивается в Примерной программе воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование), «подход, при котором воспитание сведено к проведению мероприятий и фактически отделено от содержания деятельности ребенка в школе, в семье, в группе сверстников, в обществе, от его социального и информационного окружения, усиливает объективно существующую в современной культуре тенденцию к изоляции детской субкультуры от мире не только взрослых, но и от старшего поколения детей и молодежи. Это приводит к еще большему нарушению механизмов трансляции культурного и социального опыта, разрыву связей между поколениями, атомизации личности, снижению ее жизненного потенциала, росту неуверенности в собственных силах, падению доверия другим людям, обществу, государству, миру, самой жизни».
Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение детьми ценностей. При этом воспитание должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность.
Именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.
Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.
Цель внеурочной деятельности - создание условий для развития творческого потенциала обучающихся, создание основы для осознанного выбора и последующего усвоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в форме, отличных от урочной системы обучения.
Для реализации в школе внеурочной деятельности доступны следующие виды деятельности:
игровая деятельность;
познавательная деятельность;
проблемно-ценностное общение;
досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
художественное творчество;
социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
трудовая (производственная) деятельность;
спортивно-оздоровительная деятельность;
туристско-краеведческая деятельность.
Виды деятельности не исчерпываются этим списком. Вообще, образовательному учреждению дана большая самостоятельность в организации внеурочной деятельности. Важно лишь логично аргументировать развивающий характер той или иной деятельности. Кто бы ни занимался внеурочной деятельностью (учителя-предметники, воспитатели групп продлённого дня, классные руководители, психологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования и т.д.), их программы должны «работать» на основную образовательную программу образовательного учреждения, на воспитательную систему школы, на развитие универсальных учебных действий, на духовно-нравственное воспитание детей.
Внеклассная работа по математике формирует и развивает способности и личность ребёнка.
Управлять этим процессом - значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, но формировать у него потребность в постоянном саморазвитии и самореализации, так как каждый человек воспитывает себя прежде всего сам, здесь - добытое лично - добыто на всю жизнь.
В Федеральном государственном стандарте начального общего образования второго поколения обозначены такие формы организации внеклассной деятельности, как: кружки, секции, круглые столы, диспуты, олимпиады, конференции и др.
Традиционной формой массовой работы являются школьные праздники. Они посвящены датам календаря, юбилеям писателей, деятелей культуры, науки и др. Праздники могут быть и познавательно-развлекательными или фольклорными. В течение учебного года возможно проведение 4-5 праздников. Они расширяют кругозор детей и подростков, вызывают чувство приобщения к жизни страны и мирового сообщества.
Наиболее распространённой и доступной формой массовой работы с детьми является классный час. Он проводится в рамках отведённого времени и является составной частью воспитательной деятельности как классного руководителя, так и всего учебного заведения.
Чаще всего приоритетными для детей в общеобразовательных учреждениях являются игровые, театральные, дискуссионные, психологические, состязательные формы воспитательной и внеклассной работы, позволяющей учащимся осознать самих себя.
Стремление к знаниям в наш век бурного развития науки и техники не только не снижается, а наоборот, непрерывно растет. Как же сделать так, чтобы ученик не только запоминал различные правила, но и научился мыслить, находить самостоятельно решения разнообразных задач. Этого можно добиться, если школа будет учить общим методам мышления, различным способам подхода к решению задач, в любой неожиданной ситуации.
На решение данной проблемы обучения и воспитания направлено проведение предметных недель в начальной школе.
Предметная неделя – это одна из форм внеурочной работы; совокупная форма методической, учебной и внеклассной работы в школе, представляющая многоцелевое единство мероприятий, объединенных общими задачами, по возможности прозрачными, видимыми не только преподавателям, но и учащимся, и подчиненная решению этих задач рационально отстроенной системой конкурсов, игр, олимпиад, викторин и т.п. К планированию предметных недель привлекаются обучающиеся с учетом их интересов, вопросов, предложений и пожеланий. Предметные недели способствуют формированию побуждений к творческому исследовательскому труду. Важно, чтобы главным мотивом, стал их познавательный интерес, их пытливость и любознательность.
Проведение предметных недель – это не только развлечения для обучающихся, но одна из форм организации обучения, которая должна быть связана с основным программным курсом обучения, углублять, дополнять его и тем самым повышать уровень образования обучающихся, способствовать их развитию, расширять их кругозор.
Предметные недели в начальной школе уже на протяжении нескольких лет традиционно стали частью внеурочной деятельности.
Предметная неделя:
Является массовым и увлекательным ученическим соревнованием;
позволяет приспосабливать массовое обучение к индивидуальным свойствам каждого ребенка;
рассматривает проблему обучения и развития школьников посредством использования внутренних ресурсов активизации познавательной деятельности развитие осознанных мотивов учения;
связана с основным программным курсом обучения, углубляет, дополняет его и тем самым повышает уровень образования обучающихся, способствует их развитию, расширяет их кругозор;
даёт хорошую возможность и учителям лишний раз продемонстрировать значимость изучаемых в школе предметов как часть общечеловеческой культуры.
Специфика Предметной Недели как одной из форм учебной деятельности заключает в себе обеспечение перехода познавательной деятельности в творческую соответствующей сменой потребностей и мотивов, целей, действий, средств и результатов.
Главной особенностью Предметной Недели является то, что предметная неделя выступает как уникальная коммуникативная система, позволяющая самовыражаться, самоутверждаться, самореализоваться, расти духовно и творчески всем ее участникам.
Цели проведения предметных недель:
Обеспечение активного, интеллектуального и эмоционально насыщенного отдыха во внеурочное время.
Создание условий для раскрытия способностей каждого ребенка, выявление одаренных детей.
Воспитание осознания важности знаний в жизни каждого человека.
Развитие умения работать коллективно.
Развитие интеллектуальных, творческих и физических способностей детей.
Девиз предметных недель – Удивление! Разнообразие! Творчество! Дружба!
Принцип проведения предметных недель: каждый ребенок является активным участником всех событий недели. Он может попробовать себя в разных ролях, попробовать свои силы в различных видах деятельности. Мастерить, рисовать, фантазировать, выдвигать идеи, реализовывать их. Загадывать (придумывать) и разгадывать свои и уже существующие задачи и загадки.
Главной особенностью предметной недели является то, что она объединяет разные возрастные группы учащихся и создает условия для их совместной познавательной и творческой деятельности. Учителя школы включают в план Недели мероприятия, в которых принимают участие ребята с первого по одиннадцатый классы.
Организатором предметной недели является методический совет образовательного учреждения.
Участниками предметной недели являются:
- все учителя, преподающие предмет или группу дисциплин образовательной области, по которой проводится предметная неделя;
- учащиеся, изучающие предмет или образовательную область, по которым проводится предметная неделя.
Этапы реализации:
1 этап – подготовительный
На данном этапе идёт:
1/ подготовка и разработка сценариев мероприятий, бесед;
2/ подготовка необходимых реквизитов, материалов, оборудования;
3/ агитационная работа (вовлечение обучающихся к участию в предметной недели);
4/ репетиции, подготовки выставок.
2 этап - основной
На данном этапе идёт реализация мероприятий предметной недели (по утверждённому плану)
Вывод: В первом параграфе первой главы говорится о том, что современная школа переходит к новой модели где на первый план ставятся интересы учащегося, так же очень важно выявить, в какой области одарен ребенок. А для того, чтобы развить его способности, помогает внеурочная деятельность. Именно во внеурочной деятельности удовлетворяются потребности ребенка в самопознании, самовыражении, самоутверждении, самореализации.
Одной из форм внеурочной деятельности является неделя математики, о чем и будет следующий параграф.
1.2 Значение и особенности проведения недели математики в начальной школе
Важно организовать такую деятельность, которая с одной стороны стимулирует и дополняет учебный процесс, повышает познавательную активность учащихся, с другой – является увлечением, развивающим ученика, дающим ему ощущение победности, радости познания, ощущение творчества.
Особое место в системе внеклассной работы по математике занимает предметная неделя. Предметная неделя является комплексной формой работы по предмету, в каком-то смысле итогом работы ученика, парадом детской фантазии и творчества. Кроме всего прочего – это еще и возможность проявить себя для каждого, пусть даже неважно успевающего ученика. Это возможность для совместной деятельности учащихся разных возрастов. Это пример плодотворного сотрудничества учителей разных предметов, классных руководителей, пример деятельности, объединяющей педагогический коллектив.
Неделя математики проводится с целью развития познавательного интереса, индивидуальных, творческих и интеллектуальных способностей учащихся.
Целью предметной недели является: развитие у учащихся интереса к математике и углубление представлений учащихся об использовании сведений из математики в повседневной жизни.
Основные задачи предметной недели:
создать условия для проявления и дальнейшего развития индивидуальных творческих и интеллектуальных способностей каждого ученика;
организовать плодотворное сотрудничество при взаимном уважении друг к другу участников совместной деятельности;
поддержать у детей состояние активной заинтересованности в овладении новыми, более глубокими знаниями по математике.
Планируемые результаты:
Личностные:
- элементарные навыки самооценки и самоконтроля результатов своей учебной деятельности;
- основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, понимание необходимости расширения знаний;
- интерес к освоению новых знаний и способов действий; положительное отношение к предмету математики;
Метапредметные результаты:
- понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её;
- сравнивать различные варианты решения учебной задачи; самостоятельно осуществлять поиск разных способов решения учебной задачи;
- выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения;
- самостоятельно находить несколько способов решения учебной задачи, выбирать наиболее рациональный
Так же, предоставляется положение о проведении недели математики в начальных классах, для более детального ознакомления учителя с важной информацией о проведении:
1.1. предметная неделя математики вводится в учебно-воспитательный процесс начальной школы с целью повышения интереса учащихся к предмету математика.
1.2. мероприятия, проводимые в рамках предметной недели должны соответствовать целям и тематике.
1.3. при составлении плана проведения предметной недели учитываются:
• занятость всех учителей МО;
• разнообразные формы проведения мероприятий;
• оформление стендов и кабинетов ;
• охват участников;
• чёткое расписание мероприятий с указанием даты, времени и ответственного за проведение. 1.4.Каждый учитель в рамках предметной недели участвует со своим классом в мероприятиях.
Существует некая классификация принципов организации Недели математики:
1. Принцип массовости - работа должна строиться таким образом, чтобы в созидательную активную деятельность вовлекалось как можно больше учащихся.
2. Принцип доступности - подбираются дифференцированные задания различной степени сложности.
3. Принцип заинтересованности - подбор заданий должен формироваться по содержанию и по визуальной подаче.
4. Принцип соревновательности - ученикам предоставляется возможность сравнивать свои результаты с достижениями учащихся других классов и параллелей.
Предлагается памятка для учителя при подборе заданий к мероприятиям Недели математики для правильной организации мероприятия.
1. Cущность предлагаемых заданий должна соответствовать программному материалу, но их сложность в некоторой степени выходить за его пределы.
2. Набор отобранных заданий, их содержательная часть должны быть такими, чтобы по их выполнению можно было судить о том, как усвоен программный материал и уровень интеллектуальных способностей учащихся.
3. Подборка материала должна требовать от учащихся не просто воспроизведения приобретенных знаний и умений, а их применения в нестандартных ситуациях.
4. В результате того, что предметная неделя нацелена не только на проверку качества усвоенных знаний и умений, но и на выяснение уровня мышления, творческого воображения и других способностей, то в число заданий надо включать и творческие задания.
5. Необходимо стремиться к тому, чтобы предлагаемые задания допускали их решение несколькими способами. Это позволит им проявить свои творческие способности, а жюри определить степень их развития.
6. Задача с практическим содержанием требует времени решение, поэтому это задание можно сделать домашним.
Практическая задача должна удовлетворять определенным педагогическим требованиям: - во-первых, нести познавательную информацию о современной выработке, показывать творческий характер труда людей массовых профессий;
- во-вторых, соответствовать реальной ситуации, а не подбираться под какую-либо предметную проблему;
- в-третьих, должна быть лаконична, свободна от перегрузки специальной терминологии;
- в-четвертых решение задачи должно отражать содержательность знаний из школьного курса
Вывод: во втором параграфе первой главы говорится о самой предметной неделе, о ее организации, проведении и др. Неделя математики проводится для развития познавательного интереса, индивидуальных, творческих и интеллектуальных способностей учащихся. Целью предметной недели является развитие у учащихся интереса к математике и углубление представлений учащихся об использовании сведений из математики в повседневной жизни. Так же прилагаются классификация принципов организации недели математики памятка для учителя при подборе заданий, которые непосредственно будут на протяжении этой недели.
Анализ опыта учителей начальной школы по проведению предметных математических недель
Для анализа я взяла предметную неделю учителя начальных классов Чирковой В.А.
Чиркова Вера Александровна-учитель начальных классов ГБОУ СОШ№1 п.г.т.Суходол муниципального района Сергиевский Самарской области. Образование высшее. Высшая квалификационная категория. Закончила Подбельское педагогическое училище в 1986 году. В 1991 году закончила (заочно) Куйбышевский педагогический институт (Педагогика и методика начального обучения). Стаж работы в должности учителя начальных классов в данном образовательном учреждении составляет 32 года.
Неделя математики в начальной школе.
Учитель начальных классов высшей категории:
В.А. Чиркова
Первым этапом в этой неделе была подготовка к самому мероприятию
Подготовка:
За три дня до недели математики обучающимся 1 – 4 классов даётся домашнее задание : проект « Математика в нашей жизни»
Оформление: на альбомных листах, в виде презентаций.
Мероприятия Недели математики.
Первый день – это понедельник. В этот день проводится открытие всей недели и небольшая математическая разминка.
Понедельник –
"Открытие Математической Недели. Математическая разминка "Весёлый устный счёт ". ( 5 урок)
Второй день – вторник. В этот день начинается первый тур. Он включает в себя «Блицц-турнир», который происходит в несколько этапов, затем соревнование «Лучший счетчик» и последний этап – это «Эрудит-марафон». В конце дня жюри подводят итоги, для объявления победителей первого тура.
Вторник
1 тур « Блиц- турнир». Турнир проходит в несколько туров, если дети не проходят тур, то они выбывают, ежедневно подводятся итоги и заносятся в таблицу (задания выполняются на переменах) 1-4 классы.
Соревнование « Лучший счетчик». (На уроке математики отводится 5-10 минут, для решения большой цепочки примеров). Учитывается время и правильность выполнения работы. 1-4 классы
« Эрудит- марафон» . 1-2 класс ( после уроков).
В конце дня жюри подводит итоги.
Третий день – среда. В этот день начинается второй тур. Проходят олимпиады по математике в 1-4 классах и на большой перемене проводятся подвижные игры «Математическая страна игр». В конце дня жюри так же подводят итоги.
Среда
Подвижные игры « Математическая страна игр» (большая перемена)
В конце дня жюри подводит итоги.
Четвертый день – четверг. Начинается третий тур всей недели. В этот день проходит «День пряток», когда учащиеся разгадывают ребусы, на больших переменах. Так же, проходит «Блиц-турнир» и КВН «В стране математики» для 3-4 классов, после уроков. В конце дня – итоги.
Четверг
- День « Пряток» (учащиеся каждого класса получают рисунки, в которых спрятались цифры, их необходимо отыскать, записать количество найденных цифр)- большая перемена.
В конце дня жюри подводит итоги.
Пятый день – пятница. В этот день проходит четвертый тур. В него входят четвертый (заключительный) тур, который состоит из «Блиц-турнира» и презентации проектов, которые были заданны за три дня до начала недели математики.
Пятница
Шестой, заключительный день – это понедельник. В этот день проводится игра по станциям «Путешествие в мир чисел» и подведение итогов на школьной линейке, где вручаются грамоты победителям, а так же, вручаются благодарности активистам.
Понедельник
Игра по станциям « Путешествие в мир чисел».1-4 класс. (5 урок)
Подведение итогов на школьной линейке, вручение грамот.
Грамоты вручаются победителям олимпиад, эрудит марафона, победителям конкурсов, блиц- турнира.
Вручаются благодарности за активное участие в неделе математики.
Неделя математики
Расписание
8- 15 февраля
Домашнее задание:
Проект « Математика в нашей жизни»
Сроки проведения | Мероприятия |
1 день | Понедельник 8 февраля | Открытие недели математики. Математическая разминка "Весёлый устный счёт» 1-4 классы (5 урок) |
2 день | Вторник 9февраля | 1 тур « Блиц- турнир». ( перемены) 1-4 классы « Лучший счетчик» .( на уроке математики 1-4 классы) « Эрудит- марафон» . 1-2 класс ( после уроков). |
3 день | Среда 10 февраля | 2 тур « Блиц- турнир». 1-4 классы Олимпиады по математике 1-4 класс . (урок математики) Подвижные игры « Математическая страна игр» ( большая перемена) 1-4 классы |
4 день | Четверг 11февраля | |
5 день | Пятница 12 февраля | |
6 день | Понедельник 15 февраля | 1-4 класс. (5 урок) |
ГЛАВА 2 Практические подходы к организации недели математики в начальной школе
2.1 Проект «Неделя математики в начальной школе»
"Дорогу осилит идущий, а математику мыслящий"
Цель:
Содействовать активизации познавательной деятельности учащихся, развитию процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения.
Формировать творческие способности учащихся, элементы которых проявляются в процессе выбора наиболее рациональных способов решения задач, в математической и логической смекалке.
Глубже раскрыть роль математики в жизни, способствовать воспитанию коллективизма (в связи с совместной работой в команде), воспитанию культуры чувств, справедливости, ответственности, долга, уважение к мнению другого.
Девиз Недели математики - слова Платона: «Способный к математике изощрен во всех науках в природе»
Подготовка:
За три дня до недели математики в классы 1-2 входят ученики 4 класса (с которыми заранее подготовили это мероприятие) и объявляют о том, что с понедельника начинается Неделя Математики. Царица математики (ученица 4 класса, в нарядном, расшитыми математическими знаками платье) в окружении чисел (ученица этого же класса), математических знаков (ученица) заходят в каждый класс и делают объявление.
Математический знак: Издавна люди называют математику царицей наук, потому что математика применяется в различных областях знаний.
Цифра: Царица Математики хотя и царица, но большая труженица. Она постоянно обходит свои владения и следит в них за порядком. Итак, Царица Математики начинает обход своих владений.
Царица: Здравствуйте, ребята! Я - Царица математики. Я очень люблю математику: считать, измерять, решать задачи, отгадывать головоломки и ребусы. А вы любите? Тогда я хочу пригласить вас в путешествие по стране Математики. С 23 апреля, с понедельника, начинается Неделя Математики. А вот задание от меня: каждый день будет посвящён определённой теме. (Вешает на доску плакат, на котором расписано чему посвящён каждый день). На следующей неделе, в конце каждого дня, мои помощники у вашего класса будут забирать выполненные задания, подводить итоги выполненной работы, а результаты вносить в специальную таблицу. Таблица будет висеть в коридоре и вы сможете смотреть, какой класс сколько баллов заработал. С помощью этой таблицы мы и определим какой класс будет победителем. А сейчас, ребята, мне пора идти в другие классы. Желаю вам справиться со всеми моими заданиями.
Оборудование: Наряд царицы математики и её помощников, конверты с заданиями, ватман (для сравнительной таблицы), улыбающиеся смайлики - очки (вместо звёздочек, кружков и т.д.) для заполнения таблицы.
Расписание Недели математики для 1-2 классов.
Понедельник - день "Открытия Математической Недели. Математическая разминка "Весёлый устный счёт "" (Учитель проводит весёлый устный счёт, дети ответы на него пишут на листочках).
Вторник - день "Считалок" (К этому дню дети должны вспомнить, найти и записать как можно больше считалок, в которых встречаются цифры. Ученикам 1-х классов могут помогать родители. Считалки оформить на листе А4. Обязательно подписать свою работу (ФИ, класс)).
Среда - день "Пряток" и "Конкурс художников" ("Прятки": каждый класс получает несколько рисунков, в которых спрятались цифры. Надо найти эти цифры и записать на листочке); ("Конкурс художников": вы нашли цифры, которые спрятались. Дома попробуйте сами нарисовать другие картинки и спрятать в них цифры.).
Четверг - день "Загадок" (учитель загадывает загадки, ответами которых являются цифры)
Пятница - "Математика в гостях у сказок" (учитель вместе с детьми вспоминает названия сказок (дети с родителями могут заранее вспомнить такие сказки и записать на листе к нужному дню)).
+ выпуск газеты на темы:
"Найди спрятанные цифры" (газета должна быть в виде круга) - 1-е классы
"Занимательные задачи, ребусы, головоломки" (газета должна быть в виде треугольника) - 2-е классы
Понедельник - Подведение итогов на школьной линейке, вручение грамот. (Грамоты вручает царица математики и её помощники)
Формы поощрения активных участников Недели математики:
Награждение индивидуальных победителей конкурса творческих работ (за лучший кроссворд, за лучшее стихотворение, за лучший ребус и т.д.) благодарственными грамотами ОУ.
Награждение группы учащихся за лучшие математические стенгазеты (критерии прилагаются) благодарственными грамотами ОУ и сладкими призами
Награждение команд – победителей различных соревнований в рамках Недели математики благодарственными грамотами ОУ и сладкими призами.
Вручение благодарностей самым активным участникам Недели математики из числа ребят, их родителей и учителей.
Критерии оценивания стенгазет
Критерии | 5 | 4 | 3 | 2 |
Содержание материала | Стенгазета имеет тему и формирует важное и интересное вокруг нее | Тема и цель стенгазеты имеет смысл | Тема плохо передана, цель расплывчата и непонятна | Материал не соответствует заявленной теме |
Оформление | Рисунки, фотографии имеют отношение к содержанию стенгазеты и добавляют свой вклад в общий смысл стенгазеты | Эффективно использованы цвета, линии, формы, чтобы сделать стенгазету интересной и привлекательной Образы соответствуют теме стенгазеты | Некоторые образы не имеют отношения к содержанию стенгазеты. | Стенгазета не привлекает внимания зрителя Почти все изобразительные объекты не относятся к теме |
Цветовая гамма | Стенгазета выполнена в цветах, не вызывающих напряжения глаз | Отдельные фрагменты стенгазеты вызывают дискомфорт | Многие фрагменты стенгазеты вызывают дискомфорт | Стенгазета выполнена в цветах, вызывающих сильное напряжение и дискомфорт |
Грамотность | В стенгазете нет ошибок в правописании | В стенгазете есть несколько стилистических ошибок, которые не отвлекают читателя от смысла стенгазеты | В стенгазете есть ошибки, которые отвлекают внимание от смысла стенгазеты | В стенгазете много ошибок |
Источники информации | Материал взят из нескольких источников. Добавлен авторский материал учащихся. | Материал взят только из Интернет источников | Материал взят из одного источника | Материал взят из неизвестного источника |
2.2 Подходы к анализу результатов проведения недели математики в начальной школе
Анкетирование
Дорогой друг! В течение прошлой недели ты участвовал в увлекательном мероприятии под названием «Математическая неделя»
Не мог бы ты ответить на несколько нижеперечисленных вопросов?
Класс: _________________
Имя, Фамилия: ________________________
Понравилось ли тебе проведенное мероприятие?________________
Что было сложным для выполнения?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Что больше всего понравилось и запомнилось?
________________________________________________________________________________________________________________________________
Хотел бы ты еще больше таких мероприятий? ______________
Что бы ты хотел предложить нам, для лучшей организации мероприятий?
_______________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо за честные ответы!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список используемых источников
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. N 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
Примерные программы внеурочной деятельности. – М.: Просвещение, 2015.
Баженова, Е. В. Инновационная образовательная модель внеурочной деятельности «Всему учит детство» / Е.В. Баженова // Дополнительное образование и воспитание. - 2015. - № 4. - С. 10-16.
Байбородова, Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах / Л.В. Байбородова. - М.: Просвещение, 2014. - 176c.
Балясная, Л.К. Воспитание школьников во внеурочное время / Л.К. Балясной.- М.: Просвещение, 2016.-78 с.
Баранова, А.В., Кисляков, А.В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся / А.В. Баранова, А.В. Кисляков. - М.: Просвещение, 2013. - 96с.
Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2015.
Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. М.: Просвещение, 2011.
Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. - М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
Калменская, Н. В. Виды и формы внеурочной деятельности учащихся [Электронный ресурс] / Н. В. Калменская.- Режим доступа:https://infourok.ru/statya-vidi-i-formi-vneurochnoydeyatelnosti-uchaschihsya-394263.html
Лошкова, Е. Н. Внеурочная деятельность по ФГОС в начальной школе [Электронный ресурс] / Е. Н. Лошкова.- Режим доступа: https://infourok.ru/vneurochnaya-deyatelnost-po-fgos-984064.html
Ожегов, С. И. Словарь русского языка / Под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. -- 24-е изд., испр. -- М.: Оникс, Мир и Образование, 2007. -- 1200 с. -- ISBN 5-488-00727-X, 5-94666-347-X.
Попов, И. Н. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС / И.Н. Попов // Народное образование. - 2013. - № 1. - С. 219-226.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. - М.: Просвещение, 2010.-111с. - (Стандарты второго поколения).
Степанов, П. В. Воспитание и внеурочная деятельность в стандарте начального общего образования / П.В. Степанов, И.В. Степанова. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2016. - 832 c.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2015.
Цветкова, М. С. Информатика. Математика. 3-6 классы. Программы внеурочной деятельности для начальной и основной школы / М.С. Цветкова, О.Б. Богомолова. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014. - 128 c.
Ярошевская, И. Х. Новые формы и методы работы с детьми во внеурочное время / И.Х Ярошевская // Дополнительное образование и воспитание. - 2015. - № 9. - С. 13-17