СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курсовая работа

Нажмите, чтобы узнать подробности

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА ОТКРЫТИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Просмотр содержимого документа
«Курсовая работа»

Государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования города Севастополя «Севастопольский педагогический колледж имени П.К. Менькова»

(ГБОУ ПО «СПК им. П.К. Менькова»)

КУРСОВАЯ РАБОТА

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА ОТКРЫТИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ



Руководитель:

____________________________

(Ф.И.О)

____________________________

(подпись)

«____»________________2017 г.

Студент группы _____________

____________________________

(Ф.И.О)

«____»________________2017 г.

Допущен (а) к защите

Руководитель образовательной программы

____________________________

(подпись)

«____» ________________2017г.

Севастополь 2018

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...…………………………………………………………………. ….2

Глава 1. Теоретические и методические основы планирования и организации уроков открытия новых знаний в процессе изучения математики в начальной школе 1.1Урок как форма обучения математике……………..………………………...5

1.2 Особенности проведения урока открытия новых знаний…………………..7

Глава 2. Практические аспекты планирования и организации урока открытия новых знаний в процессе изучения математики в начальной школе

2.1 Обобщение опыта учителей начальных классов по формированию регулятивных УУД на уроках открытия новых знаний……………………….17

2.2 Разработка урока открытия новых знаний для обучающихся 1 класса по УМК «Школа России»…………………………………………………………..24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………33





















Введение Актуальность работы определяется тем, что математика как учебный предмет обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников. Социальный заказ общества в области обучения математике выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика. На уроке организуется фронтальная, коллективная и индивидуальная работы. Различные формы проведения урока не только разнообразят учебный процесс, но и вызывают у учащихся удовлетворение от самого процесса. В нынешних условиях урок — это, прежде всего, уникальная форма организации познавательной деятельности учащихся, реализуемая в технологичности развивающего эффекта урока. Одна из существеннейших перемен в структуре образования может быть охарактеризована как перенос центра тяжести с обучения на учение. Это не обыкновенное «натаскивание» учеников, не экстенсивное увеличение знаний, а творческий подход к обучению всех участников образовательного процесса, и, прежде всего, его основного традиционного тандема: учитель - ученик. Сотрудничество обучаемых и обучающих, их взаимопонимание являются важнейшими условиями образования. Необходимо создать обстановку взаимодействия и взаимной ответственности. Только при наличии высокой мотивации всех участников образовательного взаимодействия возможен положительный результат. Урок математики не эффективен, если он не имеет под собой технологической основы, если он не спроектирован, не просчитан по всем этапам с четко выверенными дидактическими целями, воспитательными и развивающими задачами, с учётом психолого-педагогических особенностей конкретного класса и каждого ученика в отдельности [1]. Урок математики должен строиться на основе здоровьесберегающих технологий обучения. Можно выделить следующие аспекты использования здоровьесберегающих технологий на уроках математики: 1) строгая дозировка учебной нагрузки; 2)построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности. Отдых — это смена видов деятельности, нельзя допускать однообразия работы. В норме должно быть 4-7 смен видов деятельности на уроке, несколько минут можно отвести на физкультминутку. Хорошо, если упражнения не позволяют отвлекаться от темы урока.

Таким образом, тема курсовой работы актуальна на сегодняшний день и заслуживает внимания.

Объектом исследования является открытие новых знаний в процессе изучения математики в начальной школе.

Предмет исследования – методика проведения урока открытия новых знаний.

Цель: изучить методику проведения урока открытия новых знаний в процессе изучения математики в начальной школе.

Задачи:

  • охарактеризовать урок как форму обучения математике;

  • выяснить особенности проведения урока открытия новых знаний;

  • проанализировать и обобщить опыт учителей начальных классов по формированию регулятивных УУД на уроках открытия новых знаний;

  • разработать урок открытия новых знаний для обучающихся 1 класса по УМК «Школа России».





Глава 1 Теоретические и методические основы планирования и организации уроков открытия новых знаний в процессе изучения математики в начальной школе 1.1 Урок как форма обучения математике Основной формой организации учебно-воспитательной работы с учащимися в школе является урок. Урок — логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками времени отрезок учебно-воспитательного процесса, где представлены все основные элементы этого процесса (цели, содержание, средства, методы, формы организации). Урок представляет собой форму организации деятельности учителя и учащихся. Урок — это занятие с классом учеников, продолжительностью 40-45 минут. Количество таких занятий определяет учебный план школы, а их содержание — ФГОС. Понятие урок имеет характерные черты (основные характеристики), позволяющие рассматривать его с разных позиций. Иначе, урок состоит из компонентов:

  • цель;

  • содержание;

  • средства и методы обучения;

  • организация учебной деятельности.

Главную роль среди основных характеристик урока играют цели урока: образовательные, воспитательные и развивающие. В соответствии с целью урока отбирается содержание обучения, и прежде всего содержание урока. Определить цель урока, рационально отобрать учебный материал учителю помогают учебные программы, методические пособия, дидактические материалы, методические рекомендации и др [3].

Учитель управляет всей учебной деятельностью на уроке, используя при этом различные формы организации деятельности учащихся: общие (работа со всем классом), групповые (звено, группа и др.), индивидуальные. Формы организации учебной деятельности выступают на уроке в различных сочетаниях и последовательностях. Огромная роль здесь принадлежит коллективным формам работы, которые позволяют уплотнять время урока, создают ситуации взаимообучения учащихся и существенно влияют на развитие личности школьника. Рассматривая урок с точки зрения логики процесса обучения, я прихожу к понятию структура урока: Актуализация прежних знаний и способов действий. Формирование новых знаний и способов действий. Применение полученных знаний на практике. Используя понятие структура урока математики, важно выделить из множества возможных основные этапы урока: 1. Постановка цели урока перед учащимися. 2. Ознакомление с новым материалом. 3. Закрепление нового материала: а) на уровне воспроизведения информации и способов деятельности; б) на уровне творческого применения и добывания знаний. 4. Проверка знаний, умений и навыков. 5.Систематизация и обобщение изученного материала.
Отдельный урок — это только одно звено в цепи других уроков по данной теме или разделу школьного курса. Но, с другой стороны, урок и даже каждый его этап, — это нечто целое, законченное [4].

1.2 Особенности проведения урока открытия новых знаний Цели урока открытия нового знания. В ФГОС выделяют две цели для уроков такого типа: 1. Содержательная цель: расширить понятийную базу за счет включения новых элементов. Это значит, что за урок ученик узнает какие-то новые термины, новые правила, откроет для себя новый пласт науки. 2. Деятельностная цель: научить детей применять новые способы действия. Это значит, что уяснив новые термины и правила, ученик должен уже на этом уроке попытаться реализовать эти знания, применить их на практике, испытать новое действие. Алгоритм создания урока открытия нового знания. Для облегчения подготовки к урокам, планирования заданий, предлагается общий алгоритм, который поможет учителям конструировать уроки подобного типа. Нужно выделить и сформулировать новое знание. По сути, нужно выделить то новое, что каждый ученик должен освоить за урок. Формулировка важна, так как по сути это будет темой вашего урока. Нюанс: мы не просто формулируем новую тему, но и обозначаем круг вопросов, которые будут затронуты. На этом этапе можно выделить два уровня: тот минимум, который должен усвоить каждый ученик, и максимум, который можно предложить сильным ученикам.

  • Моделируем способ открытия нового знания.

  • Вычленяем мыслительные операции, которые будут задействованы в ходе урока.

  • Фиксируем те ЗУН, которые будут развиваться в ходе этого урока.

  • В соответствии с составленным списком ЗУН, подбираем упражнения. Эти упражнения будут реализованы на этапе актуализации.

  • В выбранных упражнениях выбираем те условия, которые могут вызвать затруднения. Здесь очень важно предусмотреть способ,

с помощью которого эти затруднения будут фиксировать ученики.

  • Моделируем проект построения нового знания, подбираем возможные способы его осуществления, фиксируем средства, необходимые для создания проекта.

  • Составляем проверочную работу и создаем объективный и удобный эталон для ее проверки.

  • Продумываем форму работы на каждом этапе урока. Выбираем приемы, которые будут использоваться на этих этапах.

  • Составляем технологическую карту урока (конспект).

  • Проводим самоанализ урока по составленному конспекту, вносим правки и уточнения при необходимости.

Это общий алгоритм, который позволит подготовить урок открытия нового знания и предусмотреть все сложности и затруднения. Теперь рассмотрим структуру урока этого типа подробнее. [5] Структура урока открытия нового знания

Для урока открытия нового знания предусмотрено 9 этапов.

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Главная задача этого этапа — создать такие условия, чтобы ученик внутреннее собрался, подготовился и нацелился на «покорение новых вершин». Учитель должен затронуть все три пласта мотивации:

  • «хочу» — вызываем интерес к уроку, к деятельности;

  • «надо» — подводим ученика к осознанию важности и необходимости нового знания;

  • «могу» — определяем тематические рамки познания, демонстрируем, что непосильных и сверхсложных задач не предвидится.

Приемы для этапа мотивации:

  • Психологический тренинг.

  • Графический диктант.

  • "Да-нет".

  • Рифмованное начало урока.

  • Эпиграф к уроку.

  • Цитирование высказываний известных людей, пословиц или поговорок, загадок.

  • Начало урока с элементами театрализации.

  • Прием "Фантастическая добавка".

  • Прием "Оратор".

  • Отсроченная догадка.

  • Эмоциональный вход в урок (музыка, аутотренинг).

  • Интеллектуальная разминка.

  • Прием "Светофор".

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Основная цель данного этапа заключается в том, чтобы каждый ученик внутренне осознал потребность открытия новых знаний и умений. А пробное действие позволит каждому зафиксировать свои, индивидуальные затруднения.

Упражнения для этого этапа нужно подбирать такие, чтобы ученики могли:

  • вспомнить, что они уже умеют и знают по данной теме;

  • активизировали мыслительные процессы, которые понадобятся для усвоения нового знания: анализ, сравнение, аналогия, классификация, синтез, обощение.

  • при попытке самостоятельно выполнить предложенное задание, смогли вычленить затруднения и зафиксировать их.

Приемы для этапа актуализации:

  • Видеосюжет.

  • Прием "Лови ошибку".

  • Анализ выполнения домашнего задания.

  • Лото.

  • Проблемный вопрос или проблемная ситуация.

  • Ролевой сюжет.

  • Отсроченная догадка.

  • Смена ролей.

  • Театрализация.

  • Ряд ассоциаций.

  • Интеллектуальная разминка.

  • Мозговой штурм.

  • Прием "Почини цепочку".

  • Слепой текст.

  • "ИДЕАЛ".

  • Инсерт.

3. Этап выявления места и причины затруднений

Главная цель этого этапа: дать возможность ученикам осознать, в чем именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков им не хватает для решения пробного задания.

Работа на данном этапе строится следующим образом:

  • Ученики анализируют свои попытки выполнить пробное задание, проговаривают вслух: что и как они делали.

  • В ходе анализа каждый фиксирует для себя тот шаг, тот момент в решении, на котором они «споткнулись» — это место затруднения.

  • Завершается этот этап работы тем, что ученики вспоминают, как они решали подобные задачи ранее, и фиксируют, что сейчас этого знания им недостаточно. Важно выделить — какого именно знания или умения не хватает — это причина затруднений.

Приемы:

  • Мозговой штурм.

  • Подводящий диалог.

  • Прием "Яркое пятно".

  • Группировка.

  • Домысливание.

  • Кластер.

  • Составление алгоритма.

  • Прием "Птичий базар" – ученики вместе проговаривают новое правило (не хором, но все сразу и вслух).

4. Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации

Основная цель этого этапа: формулировка главных целей и темы урока, выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств.

Работа строится так:

  • Ученики проговаривают проблему затруднений и высказывают предположения: какое именно новое знание или новое умение поможет им разрешить затруднение.

  • На основе этих предположений формулируется основная цель урока и ее тема (учитель может подкорректировать тему и цели урока).

  • Выбирается способ, который позволит получить новое знание:

А) Способ уточнения (если способ можно сконструировать из того, что ученики уже знают)

Б) Способ дополнения — требует введения новых практик и умений.

  • Выбираются средства, с помощью которых будет изучаться новая тема: формулы, уже изученные правила, понятия, алгоритмы, модели и пр.

Приемы:

  • Деловые игры.

  • Дерево целей.

  • Пресс-конференция.

  • Эксперимент.

  • Проблемный ряд.

  • Подводящий диалог.

5. Реализация построенного проекта

Главная цель этого этапа: ученики сами создают проект выхода и пробуют применить его на практике. Здесь важно, чтобы выбранное новое действие было способно разрешить не только то затруднение, которое было уже зафиксировано, но решать все задачи подобного типа.

Приемы:

  • Вопросы к тексту.

  • Доклад.

  • Лови ошибку.

  • Пресс-конференция.

  • Проблемный диалог.

  • Фантастическая добавка.

  • Деловые игры.

  • Проблемный поиск.

  • Ромб ассоциаций.

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

На данном этапе ученикам предлагается несколько типовых задач по новой теме. Теперь ученики (в парах, в группах) решают задания по новому, выработанному проекту и обязательно проговаривают каждый этап, объясняют и аргументируют свои действия.

Приемы:

  • Комментирование чтение.

  • Вопросы к тексту.

  • Лови ошибку.

  • Отсроченная догадка.

  • Синквейн.

  • Пресс-конференция.

  • Презентация.

  • Прием "Снежный ком".

  • Рассказ-эстафета.

  • Прием "Удивляй".

  • Фиш-боун.

  • Аукцион.

  • Реклама.

  • Таблица "? + !".

  • Прием "Я беру тебя с собой".

7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

На данном этапе ученики самостоятельно выполняют типовые задания, проверяют их по предложенному эталону сначала сами, затем друг у друга.

Задача учителя — создать ситуацию успеха для каждого ученика.

Приемы:

  • Щадящий опрос.

  • Деловые игры.

  • Прием "Да-нет".

  • Прием "Реставратор".

  • Найди соответствие.

  • Творческие тесты.

  • Работа на компьютерах.

  • Мини-проекты или мини-исследования.

  • Диктанты (фактологический, цифровой, буквенный).

  • Блиц-контрольные.

8. Этап включения в систему знаний и повторения

Основная цель этого этапа: зафиксировать полученное знание, рассмотреть, как новое знание укладывается в систему ранее изученного, при возможности довести полученный навык до автоматизированности использования и подготовить учеников к дальнейшему погружению в тему.

Приемы:

  • Кластер.

  • "Найди ошибку".

  • Шесть шляп.

  • "Верю-не верю".

  • Тестирование.

  • Различные виды опросов.

  • Эссе, резюме.

  • Составление кроссворда.

  • Контрольная работа или диктант.

  • Восстанови текст.

  • Свои примеры.

8. Промежуточный этап, на котором формулируется домашнее задание. В зависимости от подготовленности класса, учитель может предложить два варианта:

  • уже готовое домашнее задание с обязательной градацией по степени сложности.

  • ученики сами могут сформулировать домашнее задание, выбрать его тип (конструктивное, творческое, исследовательское), уточнить способы решения заданий.

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

На данном этапе ученики соотносят цели, которые они ставили на уроке и результаты своей деятельности.

Приемы:

  • Таблица "+ - ?".

  • Свободный микрофон.

  • Дерево настроение.

  • Лестница успеха.

  • Анкетирование.

  • Цветотехника.

  • Пантомима.

  • Цветные поля.

  • Толстые и тонкие вопросы.

  • Синквейн.

  • Прием "Шкатулка".

На уроке открытия нового знания учитель вовлекает учеников в процесс обучения, в процесс постановки целей урока и его темы. При этом происходит систематическое обучение навыкам самоконтроля, самоанализа, самооценки и самокоррекции. [6]

На основе данного материала хочу сделать вывод, что Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) во главу угла ставит развитие личности обучающегося. Данная задача требует от преподавателя нового подхода к организации процесса обучения. Урок, как и было раньше, остается основной единицей обучающего процесса. Но теперь изменились требования к проведению урока, предложена другая классификация уроков. Специфика системно - деятельностного подхода предполагает и другую структуру урока, которая отличается от привычной, классической схемы. У учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя, поэтому с первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой. Только через опыт совместного переживания у детей может развиться эмпатия. Антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. При оценке выполненной работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика. Урок математики строится на основе личностно-ориентированного обучения исходя из признания уникальности субъектного опыта самого ученика, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании. Одним из способов реализации личностно-ориентированного обучения может быть проблемное обучение, поэтому современный урок математики — это проблемный урок. Важным требованием к уроку математики является формирование универсальных учебных умений — учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности. Урок математики должен обладать структурой, соответствующей этапам поисковой деятельности (согласно принципам проблемного обучения), широко использовать представление информации с помощью технических средств обучения, включать 4-7 смен видов деятельности и физкультминутку, на этапе изучения нового либо повторения изученного материала должны использоваться коллективные способы обучения. Уроки должны быть разработаны в составе модулей соответственно изучаемым темам и включать возможность выполнения учениками индивидуальных проектов.




















Глава 2. Практические аспекты планирования и организации урока открытия новых знаний в процессе изучения математики в начальной школе 2.1 Обобщение опыта учителей начальных классов по формированию регулятивных УУД на уроках открытия новых знаний В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом начального образования второго поколения одной из важнейших функций начальной школы – формирование совокупности универсальных учебных действий (УУД). УУД – система различных учебных действий учащегося, которые позволяют не только самостоятельно осваивать новые для него знания об окружающем мире, но и успешно организовывать процесс познания с целью повышения качества своего образования.

Современные потребности ученика останутся нереализованными, если в образовательном процессе он не обретёт статус субъекта образования (т.е. обучение ради самоизменения).

Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику на первое место выходит развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться, способности к саморазвитию и самосовершенствованию. Если коротко сформулировать задачу, которую ребёнок должен научиться ставить перед собой на протяжении всего курса обучения, она будет звучать так: учить себя! И в решении этой задачи главное место, на мой взгляд, занимает формирование регулятивных универсальных учебных действий.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной

деятельности. К ним относятся:

  • Целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

  • Планирование как определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

  • Прогнозирование как предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

  • Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

  • Коррекция как внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

  • Оценка как выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

  • Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

. Главным средством формирования регулятивных УУД служат

технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

Проблемный диалог раскрывает ту часть деятельности учителя, которая всегда называлась «методы обучения».

Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися

посредством специально организованного учителем диалога.

Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.

Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или опроса для исследования.

Поиск решения – этап формулирования нового знания. Всё это осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога.

Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает

учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.

Учитель сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога учитель

организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.

Целеполагание как осмысление предложенной цели важно для организации учебной деятельности. При этом отметим, что цель урока, которую ставит перед собой учитель, и цель урока, сообщаемая детям, созвучны, но не одинаковы. Цель урока для учителя – есть проекция образовательного результата, и она отличается более развёрнутой

формулировкой. Когда дети научатся читать, они могут прочитать цель урока,

написанную на доске и объяснить её своими словами. Не менее важным моментом целеполагания наряду с пониманием цели является её принятие, то есть видение актуальности цели для конкретной личности. Чтобы цель урока стала принадлежностью каждого, важно ответить на вопросы: «Зачем?» и «Где или для чего могут пригодиться полученные сведения?»

Формирование умения планировать свою деятельность происходит

с введения определения понятия «план». План понимается как порядок, последовательность действий. Далее учащиеся знакомятся с картинным планом сказки, словесным планом произведения, планом (алгоритмом, инструкцией) известных детям действий (заправить кровать, полить цветы, рассказать сказку). Постепенно школьники научатся составлять план своих действий и по решению учебной задачи. План решения учебной задачи может быть предложен учителем в устной форме.

Для формирования планирования собственной учебной деятельности эффективны следующие приёмы:

  • обсуждение готового плана решения учебной задачи;

  • работа с деформированным планом решения учебной задачи;

  • использование плана с недостающими или избыточными пунктами;

  • составление своего плана решения учебной задачи.

Работа по планированию своих действий способствует развитию осознанности выполняемой деятельности, контроля за достижением цели, оценивания, выявления причин ошибок и их коррекции.

Не менее важные компоненты учебной деятельности является контроль и

оценка. Формирование оценочной самостоятельности начинается с первых дней пребывания ребёнка в школе. Задача учителя — научить учеников самостоятельно оценивать свой труд. Каждый ученик должен пройти все этапы оценочной деятельности для того, чтобы осознать:

  1. что нужно оценивать

  2. зачем оценивать

  3. какие формы оценок существуют.

Оценивание достижений происходит не в сравнении с другими, а с самим собой, сегодняшний результат с предыдущим, где поощряется любое незначительное достижение. Преимущество оценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои сильные и слабые стороны. Что касается действия оценки, то она напрямую связана с действием контроля. Основная функция содержательной оценки в этом случае заключается в том, чтобы определить, с одной стороны, степень освоения учащимися заданного способа действия, с другой стороны, продвижение учащихся относительно уже освоенного уровня способа действия.

Самооценка начинается там, где ребенок сам участвует в производстве оценки — в выработке ее критериев, в применении этих критериев к разным конкретным ситуациям.

Приёмы оценочной деятельности (при безотметочном обучении):

  • дети в 1 классе оценивают работу по заданным учителем критериям, используя разные знаково-символические средства.

Лесенка – ученики отмечают на ступеньках, как усвоили материал:

Нижняя – не понял,

2-я ступенька – требуется небольшая помощь,

верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал, может работу выполнить самостоятельно.

Светофор – оценивать выполнение заданий с помощью цветовых сигналов:

Красный – нужна помощь!

Зелёный – я умею сам.

Жёлтый – умею, но не уверен ещё.

Смайлики.

Весёлый – я доволен собой (справился с заданием).

Простой – мне было трудно, но я справился.

Грустный – мне нужна помощь (трудно, задания сложные).

Использование данных карточек с определёнными надписями способствует:

  • развитию объективной самооценки

  • способности оценивать и планировать дальнейшую деятельность на уроках

  • возможности контролировать работу в группах, парах

  • проводить релаксационные моменты

  • корректировать деятельность обучающихся на уроках

  • контролировать выполнение заданий на дифференцированных уровнях

Одним из приёмов, позволяющих учащимся оценить уровень активности

на уроке (своей, одноклассника, класса), называется «ладошка» (чем выше активность на уроке, тем выше положение карандаша).

Уровни активности - высокий, средний, низкий.

Формирование оценочной самостоятельности в 1 классе начинается уже в период обучения грамоте с работы с эталонами, под которыми понимается точный образец. Работу с эталонами можно проводить на минутках чистописания (русского языка и математики), где образцы (эталоны) написания букв, соединения букв и цифры.

Первоначальная работа с эталонами основывается на отработке одного критерия, когда проходит работа с элементами букв, а дальше ученики соблюдают уже несколько критериев, входящих в эталон, т.е. работа, проводится на достаточно высоком уровне трудности.

Работа с эталонами - это основа содержательной оценки учащегося.

Основной целью формирования рефлексивных способностей на данном этапе ставится разведение эмоциональной и содержательной оценок своей работы. И здесь инструментом оценивания становится «волшебная линеечка», которая напоминает ребенку измерительный прибор. С помощью линеечки можно «измерить» разные параметры выполненной работы (правильность решения учебной задачи, аккуратность, уровень сложности, заинтересованность и т. д.).

Во 2 классе учащиеся при правильной работе учителя способны самостоятельно определять критерии учебной деятельности, готовность предъявлять результат своей деятельности. Ученик может определить границу своих возможностей, границу своего «знания – незнания», используя прогностическую оценку. Для этого можно использовать знаки:

«+» - все знаю;

«-» - не знаю;

«?» - сомневаюсь.

Обычно после объяснения и закрепления нового материала учитель спрашивает у детей, все ли было понятно на уроке? Дети еще не способны адекватно оценивать себя, поэтому на первых этапах данной работы утверждают, что все поняли. Своеобразным тестом для данного утверждения как раз и является прогностическая оценка.

Ученикам дается небольшое по объему задание на только что изученную тему. После того, как школьники познакомились с работой, им предлагается оценить свои возможности в ее выполнении: поставить на полях тетради знак «+», «-», или «?», который отражает прогностическую оценку ученика.

Далее работа выполняется, проверяется и сравнивается с образцом. Если ребенок оценил себя знаком «+», и действительно не допустил ошибок, он обводит его кружком, у него оценка адекватная, он правильно оценил свою готовность к решению новой учебной задачи. Если результат работы не соответствует выбранной оценке, то значок обводится треугольником

2.2 Разработка урока открытия новых знаний для обучающихся 1 класса по УМК «Школа России»

Тема: «Задача». 

Тип урока: ОНЗ  (открытия новых знаний).

Целевые установки на достижение результатов.

  • Личностные:  уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

  • Предметные: знать структуру текстовой задачи; знать правило оформления решения задачи в тетради;  уметь различать условие задачи, вопрос; уметь правильно оформлять решение задачи; уметь составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей.

  • Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах  поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Указание, какие УУД формируются

1.Оргмомент.


Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки - на макушке,

Глазки хорошо открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

- С чего обычно начинаем урок математики?

С устного счёта

Коммуникативные УУД:

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Регулятивные УУД:

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке

2.Актуализация знаний.


-На какой вопрос надо ответить?

Для чего вам это

нужно?

- Где это может пригодиться?

-Чем похожи выражения?

А) Логическая разминка (работа по учебнику  №7 с.89

- Прочитайте задание. На какой вопрос надо ответить?

Б) Устный счёт.

Игра – молчанка (считаем глазками до 9 и обратно)

2

6

1

4

8

3

9

5

7

На доске примеры 8 + 2 и 7 + 2.

- Чем похожи выражения?

- Разным будет ответ или одинаковым?

В каком выражении ответ будет больше? Как проверить? Посчитайте.

- Прочитай примеры по-разному: используя слова.(«плюс», «слагаемое», «увеличить»)

Слушают учителя, отвечают на вопросы, выполняю все задания


Как зовут каждого мальчика-рыболова






Знаком действия, вторым числом – слагаемым.

Разным.

В первом.

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

Личностные УУД:

освоить личностный смысл учения, желание учиться

Познавательные УУД:

Анализ с целью выделения признаков.

Уметь  находить ответы на вопросы в иллюстрации.

3. Мотивация

 учебной деятельности.


А) Ребус на доске:   Загородный дом (картинка).

- А что такое задача?

- Хотите узнать? (Да)

- Откройте учебник на с.88. Определите тему урока. Чему будете учиться? Какие цели вы поставили?

Учитель вывешивает табличку «Задача».

Б) На доске пословица: «Век живи – век учись».

- Как понимаете эту пословицу?

- Значит, чему будет посвящён наш урок?

- Какие мы делаем шаги при открытии нового знания?

- Что мы делали?


Ответ – задача.              Узнаем, как построена задача; будем учиться решать задачи, записывать решение задачи и ответ)

Открытию нового знания)

«Что я не знаю?», «Сам найду способ».

Настраивались на работу)

Познавательные УУД:

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Регулятивные  УУД:

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Личностные УУД:

Формирование  мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности 

Коммуникативные УУД:

Умение слушать и понимать речь других


4.Самоопределение к деятельности.


-Составьте рассказ по рисунку. (Рисунок на доске)

- Выберите схему к рисунку.

- Составьте равенство.

- Что мы повторили?

- Ребята, мы сегодня с вами маленькие исследователи.

- Прочитайте тексты. Какой текст является задачей? (Задание выполняется устно) Фронтальная проверка.

У реки растут 4 осины и 3 липы.

У реки растут 4 осины и 3 липы. Сколько всего деревьев растёт у реки?

-У  нас получились разные варианты.

- А почему некоторые не предложили свои варианты?

- В каком месте возникло затруднение и почему?

- Какой следующий шаг учебной деятельности?

- Какую цель ставим?

- Наметим наш план действия:

1.Сами попробуем выполнить задание: узнать, что такое задача.

2.Сопоставим свои предположения с учебником, спросим у учителя.

3.Устраним затруднение.

4.Применим новое знание.

- Что нам поможет? (свой опыт, учебник, учитель)

Физкультминутка.

- Какой наш следующий этап?

Умение составлять рассказ по рисунку, схему к рисунку, составлять равенство.

Мы не знаем.

Не знаем, что такое задача.

Сам найду способ.

Узнать.

Что такое задача.

Познавательные УУД:

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы на основе простейших математических модулей

Уметь  извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

Познавательные УУД:

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

Регулятивные УУД:

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя


5. Работа по теме урока.


А) Знакомство со структурой задачи.

Подводящий диалог.

 - Предположите, что такое задача?

- Где мы можем уточнить?

- Чем отличается второй  текст от первого?

- Вы можете на него ответить?

- Значит, для того, чтобы дать ответ, что должно быть в задаче?

Вывод: В задаче должен быть… (вопрос).

- Что такое вопрос задачи?

- Прочитайте, это задача? (Сколько грибов собрали девочки?)  

- Почему, ведь вопрос  есть. - Значит в задаче, кроме вопроса должно быть … (условие)

- Что такое условие задачи?

- Прочитай текст. (У реки растут 4 осины и 3 липы. Сколько всего берёз растёт у реки?)

- Это задача?

-Почему, ведь есть условие и вопрос?

- Значит в задаче вопрос связан с условием.

Сопоставление с учебником.

Стр.88 №1.

Оформление решения задачи.

- Прочитайте задачу. Работа в парах. Определитесь, кто из вас будет читать условие, а кто вопрос. Прочитайте друг другу.

Фронтальная проверка.

- У кого были такие же результаты? Прочитайте решение задачи. Объясните, почему задачу решили сложением? (Чтобы узнать, сколько всего карандашей, их нужно сложить вместе и сосчитать).  

- Прочитайте ответ задачи.

-Какая тема урока сегодня? (задача)

- Как же узнать задачу? Из каких частей она состоит? (Задача состоит из условия и вопроса, относящегося к условию).



Обратимся к словарю.

В толковом словаре С.И.Ожегова задача – это «то, что требует решения».

Во 2 тексте есть вопрос.

Да.

Это то, о чём нет данных.

Это то, что нам известно

Нет.

Вопрос не подходит к условию.

Познавательные УУД:

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме: слушать и понимать речь других

Умение  отвечать на вопросы учителя, умение сотрудничать в совместном решении проблемы 

Познавательные УУД:

1) умение моделировать и анализировать;

2) умение наблюдать и делать простые выводы

3) умение находить необходимую информацию

4) Умение  отвечать на вопросы учителя



6.Первичное закрепление.


- Переходим к этапу закрепления. Каждая пара сейчас получит лист с тремя вариантами рассказов. Прочитайте и решите, какой рассказ можно назвать задачей?

1)В вазу поставили 7 роз, 2 завяли.

2)Сколько всего листов в книге?

3)На полке 6 детских книг и 2 учебника. Сколько всего книг на полке?

-Что вы решили? Назовите задачу. Расскажите, как вы рассуждали?

- Решите задачу, запишите решение и ответ.

- Почему первый и второй рассказы не будут задачей?

Решение задачи: стр.88 №2.

- Прочитай задачу, нарисуй схему в тетради, запиши решение и ответ.

Задача под №3: есть условие, вопрос.

В первом рассказе нет вопроса, во втором нет – условия.



Коммуникативные УУД:

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; высказывать своё предположение.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

7.Самостоятельная работа.

Самооценка.

Стр.88 №3.

- Запишите решение задачи.

Фронтальная проверка.

- У кого всё правильно?

- У кого есть ошибки?

- В чём ошибки?

- В чём причина ошибок?


Записываю решение задачи, отвечают на вопросы учителя, находят ошибки

Регулятивные УУД:

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Личностные УУД:

Способность к самооценке.

Познавательные УУД:

установление причинно-следственной связи

8.Рефлексия учебной деятельности.


- Какую цель ставили?

- Достигли цели?

- Какая тема урока была?

- Какие математические термины вы сегодня узнали?

- Для чего нужно уметь решать задачи?

- Расскажите по схеме, чему научились на уроке?

                ЗНАЮ

Я             ЗАПОМНИЛ

                СМОГ

- Оцените свою деятельность на уроке с помощью светофора.

Узнать, что такое задача. Из каких частей состоит.

Задача.

Задача, условие задачи, вопрос задачи, решение задачи, ответ задачи.

Они встречаются в жизни постоянно. Решаем задачи, когда варим суп, едем на машине и т.д.

Регулятивные УУД:

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к происходящему, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать себя в соответствии с определённой ситуацией. 

9.Домашнее задание. 

Спросить у родителей, где им приходится решать задачи.
















Заключение

В данной работе я рассмотрела тему урока как основной формы обучения и выяснила особенности проведения урока открытия новых знаний. На основании данного материала делаю вывод, что урок – неотъемлемая часть учебного процессе и деятелъностная цель урока открытия нового знания – это формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, а содержательная цель урока открытия нового знания - расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Так же мной был проанализирован опыт учителей начальных классов по формированию регулятивных УУД на уроках открытия новых знаний и сделан следующий вывод, что главным средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

В заключении хотелось бы отметить, что вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. На сегодняшний день некоторые дети так и остаются незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно что-то услышали и поняли во время занятия. А если нет? Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

Так же известно, что часто внедрение нового вызывает у человека настороженность и даже протест. Не удивительно, что учителя, которые многие годы работали по традиционной методике, сегодня не могут сразу перейти на новые образовательные технологии и современные требования к уроку. Учителю необходимо время и условия, чтобы научиться работать так, как этого требует новый образовательный стандарт.



Список используемых источников

    1. Груденов, Я.И. Совершенствование методики работы учителя математики. – М.: Просвещение, 1990.

    2. https://studopedia.org/2-77478.html

    3. Зильберберг, Н.И. Урок математики: Подготовка и проведение. – М.: Просвещение, 1995.

    4. https://studopedia.org/2-77478.html

    5. http://pedsovet.su/metodika/6323_urok_otkrytiya_novyh_znaniy

    6. Муравьев Е.М., Симоненко В.Д. Общие основы методики преподавания математики – Брянск: Издательство БГПУ им. акад. И.Г. Петровского, НМЦ «Технология», 2000



























Актуальность работы определяется тем, что математика как учебный предмет обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников. Социальный заказ общества в области обучения математике выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика. На уроке организуется фронтальная, коллективная и индивидуальная работы. Различные формы проведения урока не только разнообразят учебный процесс, но и вызывают у учащихся удовлетворение от самого процесса. В нынешних условиях урок — это, прежде всего, уникальная форма организации познавательной деятельности учащихся, реализуемая в технологичности развивающего эффекта урока. Одна из существеннейших перемен в структуре образования может быть охарактеризована как перенос центра тяжести с обучения на учение. Это не обыкновенное «натаскивание» учеников, не экстенсивное увеличение знаний, а творческий подход к обучению всех участников образовательного процесса, и, прежде всего, его основного традиционного тандема: учитель - ученик. Сотрудничество обучаемых и обучающих, их взаимопонимание являются важнейшими условиями образования. Необходимо создать обстановку взаимодействия и взаимной ответственности. Только при наличии высокой мотивации всех участников образовательного взаимодействия возможен положительный результат.

Урок математики должен строиться на основе здоровьесберегающих технологий обучения. Можно выделить следующие аспекты использования здоровьесберегающих технологий на уроках математики: 1) строгая дозировка учебной нагрузки; 2)построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности.

Таким образом, тема курсовой работы актуальна на сегодняшний день и заслуживает внимания.

Объектом исследования является открытие новых знаний в процессе изучения математики в начальной школе.

Предмет исследования – методика проведения урока открытия новых знаний.

Задачи:

  • охарактеризовать урок как форму обучения математике;

  • выяснить особенности проведения урока открытия новых знаний;

  • проанализировать и обобщить опыт учителей начальных классов по формированию регулятивных УУД на уроках открытия новых знаний;

  • разработать урок открытия новых знаний для обучающихся 1 класса по УМК «Школа России».

Глава 1, часть 1

Урок — логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками времени отрезок учебно-воспитательного процесса, где представлены все основные элементы этого процесса (цели, содержание, средства, методы, формы организации). Урок представляет собой форму организации деятельности учителя и учащихся.

Учитель управляет всей учебной деятельностью на уроке, используя при этом различные формы организации деятельности учащихся: общие (работа со всем классом), групповые (звено, группа и др.), индивидуальные. Формы организации учебной деятельности выступают на уроке в различных сочетаниях и последовательностях. Огромная роль здесь принадлежит коллективным формам работы, которые позволяют уплотнять время урока, создают ситуации взаимообучения учащихся и существенно влияют на развитие личности школьника. Рассматривая урок с точки зрения логики процесса обучения, я прихожу к понятию структура урока: Актуализация прежних знаний и способов действий. Формирование новых знаний и способов действий. Применение полученных знаний на практике.

Теперь рассмотрим особенности проведения урока новых знаний

Цели урока открытия нового знания. В ФГОС выделяют две цели для уроков такого типа: 1. Содержательная цель: расширить понятийную базу за счет включения новых элементов. Это значит, что за урок ученик узнает какие-то новые термины, новые правила, откроет для себя новый пласт науки. 2. Деятельностная цель: научить детей применять новые способы действия. Это значит, что уяснив новые термины и правила, ученик должен уже на этом уроке попытаться реализовать эти знания, применить их на практике, испытать новое действие.

Структура урока открытия нового знания

Для урока открытия нового знания предусмотрено 9 этапов.

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Главная задача этого этапа — создать такие условия, чтобы ученик внутреннее собрался, подготовился и нацелился на «покорение новых вершин». Учитель должен затронуть все три пласта мотивации:

  • «хочу» — вызываем интерес к уроку, к деятельности;

  • «надо» — подводим ученика к осознанию важности и необходимости нового знания;

  • «могу» — определяем тематические рамки познания, демонстрируем, что непосильных и сверхсложных задач не предвидится.

Приемы для этапа мотивации:

  • Психологический тренинг.

  • Графический диктант.

  • "Да-нет".

  • Эпиграф к уроку.

  • Цитирование высказываний известных людей, пословиц или поговорок, загадок.

  • Интеллектуальная разминка.

  • Прием "Светофор".

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Основная цель данного этапа заключается в том, чтобы каждый ученик внутренне осознал потребность открытия новых знаний и умений. А пробное действие позволит каждому зафиксировать свои, индивидуальные затруднения.

Упражнения для этого этапа нужно подбирать такие, чтобы ученики могли:

  • вспомнить, что они уже умеют и знают по данной теме;

  • активизировали мыслительные процессы, которые понадобятся для усвоения нового знания: анализ, сравнение, аналогия, классификация, синтез, обощение.

  • при попытке самостоятельно выполнить предложенное задание, смогли вычленить затруднения и зафиксировать их.

Приемы для этапа актуализации:

  • Видеосюжет.

  • Прием "Лови ошибку".

  • Анализ выполнения домашнего задания.

  • Ряд ассоциаций.

  • Интеллектуальная разминка.

  • Мозговой штурм.

3. Этап выявления места и причины затруднений

Главная цель этого этапа: дать возможность ученикам осознать, в чем именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков им не хватает для решения пробного задания.

Работа на данном этапе строится следующим образом:

  • Ученики анализируют свои попытки выполнить пробное задание, проговаривают вслух: что и как они делали.

  • В ходе анализа каждый фиксирует для себя тот шаг, тот момент в решении, на котором они «споткнулись» — это место затруднения.

  • Завершается этот этап работы тем, что ученики вспоминают, как они решали подобные задачи ранее, и фиксируют, что сейчас этого знания им недостаточно. Важно выделить — какого именно знания или умения не хватает — это причина затруднений.

Приемы:

  • Мозговой штурм.

  • Подводящий диалог.

  • Прием "Яркое пятно".

  • Прием "Птичий базар" – ученики вместе проговаривают новое правило (не хором, но все сразу и вслух).

4. Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации

Основная цель этого этапа: формулировка главных целей и темы урока, выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств.

Работа строится так:

  • Ученики проговаривают проблему затруднений и высказывают предположения: какое именно новое знание или новое умение поможет им разрешить затруднение.

  • На основе этих предположений формулируется основная цель урока и ее тема (учитель может подкорректировать тему и цели урока).

  • Выбирается способ, который позволит получить новое знание:

А) Способ уточнения (если способ можно сконструировать из того, что ученики уже знают)

Б) Способ дополнения — требует введения новых практик и умений.

  • Выбираются средства, с помощью которых будет изучаться новая тема: формулы, уже изученные правила, понятия, алгоритмы, модели и пр.

Приемы:

  • Деловые игры.

  • Дерево целей.

  • Пресс-конференция.

  • Эксперимент.

  • Проблемный ряд.

  • Подводящий диалог.

5. Реализация построенного проекта

Главная цель этого этапа: ученики сами создают проект выхода и пробуют применить его на практике. Здесь важно, чтобы выбранное новое действие было способно разрешить не только то затруднение, которое было уже зафиксировано, но решать все задачи подобного типа.

Приемы:

  • Вопросы к тексту.

  • Проблемный диалог.

  • Фантастическая добавка.

  • Проблемный поиск.

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

На данном этапе ученикам предлагается несколько типовых задач по новой теме. Теперь ученики (в парах, в группах) решают задания по новому, выработанному проекту и обязательно проговаривают каждый этап, объясняют и аргументируют свои действия.

Приемы:

  • Вопросы к тексту.

  • Лови ошибку.

  • Презентация.

  • Прием "Снежный ком".

  • Рассказ-эстафета.

  • Прием "Удивляй".

  • Таблица "? + !".

  • Прием "Я беру тебя с собой".

7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

На данном этапе ученики самостоятельно выполняют типовые задания, проверяют их по предложенному эталону сначала сами, затем друг у друга.

Задача учителя — создать ситуацию успеха для каждого ученика.

Приемы:

  • Прием "Да-нет".

  • Найди соответствие.

  • Работа на компьютерах.

8. Этап включения в систему знаний и повторения

Основная цель этого этапа: зафиксировать полученное знание, рассмотреть, как новое знание укладывается в систему ранее изученного, при возможности довести полученный навык до автоматизированности использования и подготовить учеников к дальнейшему погружению в тему.

Приемы:

  • "Найди ошибку".

  • "Верю-не верю".

  • Тестирование.

  • Составление кроссворда.

  • Контрольная работа или диктант.

8. Промежуточный этап, на котором формулируется домашнее задание. В зависимости от подготовленности класса, учитель может предложить два варианта:

  • уже готовое домашнее задание с обязательной градацией по степени сложности.

  • ученики сами могут сформулировать домашнее задание, выбрать его тип (конструктивное, творческое, исследовательское), уточнить способы решения заданий.

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

На данном этапе ученики соотносят цели, которые они ставили на уроке и результаты своей деятельности.

Приемы:

  • Дерево настроение.

  • Лестница успеха.

  • Толстые и тонкие вопросы.

На основе данного материала хочу сделать вывод, что Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) во главу угла ставит развитие личности обучающегося. Данная задача требует от преподавателя нового подхода к организации процесса обучения. Урок, как и было раньше, остается основной единицей обучающего процесса. Но теперь изменились требования к проведению урока, предложена другая классификация уроков. Специфика системно - деятельностного подхода предполагает и другую структуру урока, которая отличается от привычной, классической схемы. У учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя, поэтому с первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой.

Глава 2, пункт 1

В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом начального образования второго поколения одной из важнейших функций начальной школы – формирование совокупности универсальных учебных действий (УУД).

УУД – система различных учебных действий учащегося, которые позволяют не только самостоятельно осваивать новые для него знания об окружающем мире, но и успешно организовывать процесс познания с целью повышения качества своего образования.

Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику на первое место выходит развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться, способности к саморазвитию и самосовершенствованию. Если коротко сформулировать задачу, которую ребёнок должен научиться ставить перед собой на протяжении всего курса обучения, она будет звучать так: учить себя! И в решении этой задачи главное место, на мой взгляд, занимает формирование регулятивных универсальных учебных действий.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

  • Целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

  • Планирование как определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

  • Прогнозирование как предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

  • Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

  • Коррекция как внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

  • Оценка как выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

  • Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Главным средством формирования регулятивных УУД служат

технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.

Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или опроса для исследования.

Поиск решения – этап формулирования нового знания. Всё это осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога.

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.

Так же мной был разработан урок открытия новых знаний на уроке математике в 1 классе на тему «Задача». Планируемые УУД: Познавательные УУД. Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах  поведения и общения в школе и следовать им Регулятивные УУД

  • Личностные:  уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

  • Предметные: знать структуру текстовой задачи; знать правило оформления решения задачи в тетради;  уметь различать условие задачи, вопрос; уметь правильно оформлять решение задачи; уметь составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей.

  • Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

В данной работе я рассмотрела тему урока как основной формы обучения и выяснила особенности проведения урока открытия новых знаний. На основании данного материала делаю вывод, что урок – неотъемлемая часть учебного процессе и деятелъностная цель урока открытия нового знания – это формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, а содержательная цель урока открытия нового знания - расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Так же мной был проанализирован опыт учителей начальных классов по формированию регулятивных УУД на уроках открытия новых знаний и сделан следующий вывод, что главным средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

В заключении хотелось бы отметить, что вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. На сегодняшний день некоторые дети так и остаются незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно что-то услышали и поняли во время занятия. А если нет? Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

Так же известно, что часто внедрение нового вызывает у человека настороженность и даже протест. Не удивительно, что учителя, которые многие годы работали по традиционной методике, сегодня не могут сразу перейти на новые образовательные технологии и современные требования к уроку. Учителю необходимо время и условия, чтобы научиться работать так, как этого требует новый образовательный стандарт.