СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курсовая работа

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курсовая работа на тему Сенсорное воспитание детей в играх с природным материалом

Просмотр содержимого документа
«Курсовая работа»

Департамент образования Орловской области
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Орловской области
«МЕЗЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КУРСОВАЯ РАБОТА

СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ИГРАХ С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ
Выполнена студенткой 34 группы

БОЛОТОВОЙ КРИСТИНЫ ВИКТОРОВНЫ
специальности 44.02.01 Дошкольное образование
МДК 02.01 Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста
(ПМ.02.)Организация различных видов деятельности и общения детей Форма обучения очная
Руководитель:___________ ИЛЬИНСКАЯ ИРИНА НИКОЛАЕВНА, преподаватель
Заведующий кафедрой __________ ВОРОБЬЕВА ОЛЬГА ВИКТОРОВНА

«______»_________ 201__ г.

Работа защищена с отметкой ______________

Протокол от «____» ________20__г. № __

Секретарь: ____________________Ветрова Надежда ОГЛАВЛЕНИЕ



ОГЛАВЛЕНИЕ






























Введение

Актуальность исследования:
Актуальность исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Хотя, известно, развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Ведь, как справедливо отмечает Б.Г.Ананьев, "самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека".
Исследованиям в области сенсорного воспитания дошкольника уделяли многие отечественные и зарубежные ученые. В последнее время методисты все больше направляют свое внимание именно на зарубежных авторов. Однако наиболее важный вклад в развитие исследований в этом направлений внесли такие отечественные авторы как А.П.Усова, А.В.Запорожец, А.Г.Рузская, Н.А.Ветлугина, Л.А.Венгер, В.П. Зинченко и многие другие.
Как указывается в работе Н.Н. Поддьякова, «сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны – усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений и овладение новыми способами обследования предметов, позволяющими более полно и расчленено воспринимать окружающий мир».
Ученые предполагают, что без специального обучения восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности. Развитие восприятия – сложный процесс, который включает в качестве основных моментов усвоение детьми сенсорных эталонов, выработанных обществом, и овладение способами обследования предметов. Сенсорное воспитание должно быть направлено на обеспечение этих моментов.
Однако и на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного воспитания дошкольника.
Объект исследования
Процесс сенсорного воспитания дошкольников.
Цель исследования:
Изучить возможности использования игр с природным материалом в сенсорном воспитании дошкольников.
Задачи исследования:
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по вопросу сенсорного воспитания дошкольников посредством игр с природным материалом.
2. Раскрыть значение сущности сенсорного воспитания в дошкольном возрасте.
3.Изучить виды природного материала.
4.Выявить особенности игр дошкольников с природным материалом.
Методы исследования:
Изучение и анализ литературы.










Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы

1.1 Сенсорное развитие детей дошкольного возраста

Сенсорное воспитание дошкольников — это целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее формирование умственного познания и совершенствование ощущений и восприятия.

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.д.

Одной из задач сенсорного воспитания является усвоение сенсорных эталонов, среди которых выделяют эталоны цвета (красный, желтый, зеленый, синий), формы (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т.д.) величины (большой, маленький, самый маленький), вкус (сладкий, кислый, горький, соленый), обоняния (запах гари, аромат духов и т.д.), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, времени суток и года).

В системе сенсорных игр Ж. О. Декроли, в отличии от Ф. Фребеля, используются окружающие предметы и явления, в частности, и природный материал. В основе системы сенсорного воспитания Ж. О. Декроли является теория интересов и потребностей ребенка, которые определяются инстинктивными формами, поэтому основной метод сенсорного воспитания в его теории – «центры интересов», сущность которого заключается в построении работы с детьми в соответствии с детскими потребностями.

А.П. Усова в структуре сенсорного воспитания большую роль отводил в организации чувственного опыта и игр.

Сенсорное воспитание дошкольников является неотъемлемым компонентом воспитательно-образовательного процесса в условиях детского сада и требует организации целенаправленной педагогической работы.

Отметим, что ребенок начинает быстро узнавать знакомые предметы, замечает их различия и сходство, выполняя при этом основные перцептивные действия в уме. Это значит, что восприятие стало внутренним психическим процессом. Перцептивные действия, которые выполняются в уме, создают условия для формирования мышления.

Мышление, в свою очередь, направлено не на познание внешних особенностей и свойств объектов, как при восприятии, а на познание скрытых связей между предметами и явлениями, на установление причинно-следственных отношений, родовых, видовых и некоторых других внутренних взаимозависимостей.

Восприятие также способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения.

В дошкольном возрасте психические процессы начнут занимать ведущие позиции, особенно логическое мышление; восприятие будет выполнять сопутствующую функцию, но при этом продолжать совершенствоваться, оттачиваться в согласованной работе с мышлением, воображением, речью.

1.2 Средства сенсорного развития детей дошкольного возраста

Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.

Сенсорная культура ребенка - результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством.

В качестве средств решения познавательных задач в сенсорной культуре выступают сенсорные эталоны - общепринятые образцы внешних свойств предметов.

Сенсорные эталоны цвета представлены семью цветами спектра и их оттенками по светлоте и насыщенности. В качестве сенсорных эталонов формы выступают геометрические фигуры. Эталон величины - метрическая система мер. Усвоение сенсорных эталонов — это их использование в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.

Именно форма, цвет и величина имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Ребенок в течение длительного времени учится использовать сенсорные эталоны как средства восприятия, и этот процесс имеет свои этапы.

В качестве средств сенсорного воспитания у детей дошкольного возраста используются: дидактические игры и упражнения, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация), конструирование и др.

Одним из основных средств развития сенсорики у детей являются дидактические игры и упражнения, которые необходимо проводить не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей.

В процессе обучения конструированию у детей вырабатываются и обобщенные способы действий, умение целенаправленно обследовать предметы или образцы построек, игрушек.

Рисование и аппликация - виды изобразительной деятельности, основное назначение которой - образное отражение действительности. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия наблюдения.

Изобразительная деятельность — это специфическое образное познание действительности. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой - то предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомится, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет. Дети воспроизводят в рисунке, лепке, аппликации, постройке то, что восприняли раньше, с чем уже знакомы. (5,5).

На занятиях рисованием, лепкой дети учатся правильно называть и различать цвета. Необходимо отметить важность сюжетно-ролевого замысла, который пронизывает занятия продуктивной деятельностью. Достаточно овладеть изображением какой-либо формы, как при повторной ее передаче образ «оживает», действует. Воспитателю необходимо это учитывать и не превращать освоение детьми разнообразных форм в скучное и ненужное прорисовывание. Развивая сюжетно-игровой замысел, воспитатель видит в неполном еще изображении «живой образ», который привлекает ребенка.
Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. От его уровня в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей.

1.3 Виды игр с природным материалом

Игра заполняет все жизненное пространство ребенка, и любое дело он превращает в игру, будь то уборка игрушек, прием пищи. В своих играх ребенок чувствует себя комфортно. Игра помогает выражать свои чувства, так как в дошкольном возрасте, дети испытывают нехватку вербальных средств. С этой точки зрения игрушки для ребенка — это слова, а сама игра — это речь, рассказ.

Основным мотивом игры является не получение результата, а сам процесс игры.

Доказательством тому служат излюбленные игры с водой и песком: часами ребенок может переливать воду и пересыпать песок, также игры со снегом. Эти игры явно приносят внутренний покой и радость, они полны свободой, независимостью, простором для бесконечного экспериментирования.

Игры с песком и водой широко используют психологи в работе с дошкольниками. Но те же песок и воду можно использовать для формирования и развития пространственно-количественных представлений, счетных операций, развития мелкой моторики, развития речи.

В процессе знакомства с различными природными материалами и их свойствами осуществляется развитие памяти, внимания, восприятия, мышления, речи. Дети учатся сравнивать объекты и явления, выделять признаки сходства и различия, классифицировать объекты по форме, цвету, величине.

В процессе таких игр расширяется сенсорный опыт дошкольников, обогащается их жизненный опыт. [4, 45]

Игры с природным материалом — снегом, водой, песком, глиной, травой, палочками, ракушками, шишками, каштанами, желудям, плодами шиповника, семенами клена, липы, колосьями, листьями, корнями, корой, мхом и т. п. являются прекрасным сырьем для поделок и игр с ними. [1, 223]

Педагогическое руководство играми с природными материалами должно быть направлено на организацию условий, необходимых для развития ориентировочной деятельности детей и различных игровых действий.

Так, для игр с песком следует использовать разнообразные пластмассовые и деревянные лопатки, формочки, воронки, сита, ведерки, фигурки животных, куклы. Сухой песок дети могут пропускать через воронки, заполнять им баночки, пузырьки. Наличие влажного песка позволяет обычную формочку пирожков разнообразить сооружением двориков, каналов, прокладыванием дорог. Дети с увлечением строят замки и крепости, роют каналы и глубокие колодцы, разбивают парки и сады. Действуя таким образом с песком, ребенок узнает его свойства (вязкость, плотность и др.) и в тоже время увлекательно играет.

При наличии соответствующих игрушек дети разнообразно действуют с ними. В ходе строительной — сюжетной игры с песком «Зоопарк» помимо загородок, забора, кассы дети строят дорогу для маленьких грузовых и легковых машин, гараж. На грузовиках они подвозят животным пищу, а на легковых машинах катают экскурсантов, это игра будет возникать вновь и вновь, если постепенно обновлять игрушки. И хотя постройки быстро разрушаются, дети строят новые клетки, вольеры, пруды и т.д. [4, 46].

Игры со снегом имеют свою специфику. Во время прогулок в холодное зимнее время воспитатель должен заботиться о том, чтобы дети не переохлаждались. Он может предложить ребятам набрать в формочки снег для цветных льдинок или сделать снежную горку.

Игры со снегом требуют усвоения приемов его преобразования. Самый простой прием — лепка.

Педагог предлагает малышам вылепить комочки — снежки, зайчика с ушками, морковку, чтобы его накормить, и т. п. В присутствии детей воспитатель лепит снеговика, потом все вместе из камешков, сучков, сухих веточек делают ему глаза, рот, уши, волосы. Собравшись вокруг снеговика, дети радуются, что снег липкий, славный получился снеговик! Так малыши усваивают представление о свойствах снега. 

С возведением какой — либо постройки из песка и снега продолжается обучение детей умению играть совместно.

При игре с глиной, добавляя немного воды, и высушив на солнце, можно изготовить глиняную детскую посуду, небольшие кувшины, тазики.

Летом, собирая разные цветы и листья, высушенные на солнце, изготавливают гербарии и картины из засушенных цветов и травок.

Игры с «живыми камнями» способствуют развитию воображения и связной речи.

Играя с детьми на улице, собирайте вместе камушки разной формы и размера. В дальнейшем на них можно рисовать растения, животных, сказочных персонажей. Также использовать как формы домов, машин, животных. Каждый раз можно использовать разные камушки для составления историй. Кроме того, на камнях можно нарисовать цифры или буквы и использовать их как дидактический материал при обучении ребенка счету и чтению. [2, 5].

Таким образом, тактильное взаимодействие с окружающей средой начинается уже в раннем возрасте и продолжается на протяжении всей жизни, являясь важным условием и средством психического развития ребенка, а также благополучие эмоциональной сферы. Природная среда является тем уникальным местом, где малыш получает первый опыт творческой работы и где игра, изобразительная деятельность и спонтанность тесно связаны друг с другом.

Еще К. Д. Ушинский писал: «дети не любят игрушек неподвижных, законченных, хорошо сделанных, которые они не могут изменить по своему желанию... лучшая игрушка для ребенка та, которую он может заставить измениться самым разнообразным образом... для детей лучшая игрушка — куча песка». [3, 12].

1.4 Методика организации игр с природным материалом

Очень важно, чтобы на каждом этапе работы ребенок действовал активно, с настроением. Работая с природным материалом, ребенок знакомится с его свойствами, у него развивается мелкая мускулатура рук, координация движений и др.

Очень нравится детям разглядывать готовые работы, выполненные их сверстниками, - каждый хочет научиться делать такие же игрушки, а если пофантазировать немного, можно придумать и что-то свое.   Чаще организуйте прогулки, экскурсии, в ходе которых не только наблюдайте, но и собирайте природный материал. Учите собирать материал так, чтобы не нанести ущерб природе: береста и кора бережно снимаются с поваленных деревьев, веточки — сухие, шишки, семена, листья.

Для работы с природным материалом потребуется подкладная доска, клей ПВА, салфетка, кисточка, заостренная палочка(стека), ножницы. [3, 13]

При изготовление поделок из шишек, желудей, скорлупы орехов, веточек и пр. у детей младшего дошкольного возраста развивается интерес к природному материалу, рассматривайте его с детьми, ощупывайте, обращайте внимание на его красоту, спрашивайте, на что похож, побуждайте малыша фантазировать, называя образы. Работа над изготовлением игрушек из природного материала выполняется детьми успешнее, если они имеют возможность заниматься ею и в других видах деятельности.

Организуя работу по изготовлению игрушек из природного материала, необходимо учитывать уровень знаний и практических умений детей, сформированный на таких занятиях, как конструирование, изобразительная деятельность, аппликация, формирование элементарных математических представлений, ручной труд. Очень важно использовать при этом и художественную литературу.

Дети дошкольного возраста отличаются большой восприимчивостью и впечатлительностью, произведения художественной литературы воздействуют на ум и чувства ребенка, обогащая их, развивают художественный вкус, способствуют развитию эмоциональной сферы. Произведения о природе с ярким, образным описанием окружающих явлений пробуждают детскую фантазию, воспитывают художественный вкус, эстетические чувства, любовь к родной природе.

Мастерите в присутствии детей, просите их оказывать себе посильную помощь, подключайте к деятельности дошкольников старшего возраста, вместе с ними организуйте игры с поделками. Например, настольные театры, бытовые сюжетно-ролевые игры и пр. [2, 10]

При выполнении работ с природными материалами необходимо придерживаться следующего алгоритма:

1 Вступительная беседа воспитателя о материале (например, о дереве ясеня), с которым предстоит работать. Рассказ должен сопровождаться показом данного материала: детям можно разрешить потрогать, ощутить поверхность семян ясеня, обследовать форму, обратить внимание на цвет.

2. Сообщить тему и показ образца игрушки.

3. Анализ образца и показ приемов создания игрушки. Здесь желательно использовать возможности детей анализировать образец, побуждать их к высказыванию предложений о последовательности выполнения задания. Воспитатель корректирует ответы детей, направляя их внимание на особенности работы с данным материалом.

4. Изготовление игрушки. В процессе труда воспитатель осуществляет контроль за работой детей, следит за соблюдением ими правил техники безопасности при пользовании инструментами, оказывает затрудняющимися необходимую помощь, побуждает ребят к самостоятельному поиску путей совершенствования конструкции игрушки, ее украшения, способствует проявлению дружеских взаимоотношений между детьми в ходе выполнения заданий.

5. Анализ готовой игрушки (внимание ребёнка направляют на её внешние характерные особенности: цвет, форма, величина, части и детали, на материал, из которого сделана игрушка и из чего она ещё может быть изготовлена), в процессе которого у детей формируют умение оценивать результаты своей работы и работы товарищей.

6. Уборка рабочих мест, инструментов и оставшихся материалов. [2, 17].






















ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ.

Рекомендации воспитателям по организации игр с природным материалом.

Очень важно, чтобы на каждом этапе работы ребенок действовал активно, с настроением. Работая с природным материалом, ребенок знакомится с его свойствами, у него развивается мелкая мускулатура рук, координация движений и др. Очень нравится ребятам разглядывать готовые работы, выполненные их сверстниками,- каждый хочет научиться делать такие же игрушки, а если пофантазировать немного, можно придумать и что-то свое. Чаще организуйте прогулки, экскурсии, в ходе которых не только наблюдайте, но и собирайте природный материал. Учите собирать материал так, чтобы не нанести ущерб природе: береста и кора бережно снимаются с поваленных деревьев, веточки — сухие, шишки, семена, листья.

Для работы с природным материалом потребуется подкладная доска, клей ПВА, салфетка, кисточка, заостренная палочка(стека), ножницы. [6,13]

При изготовление поделок из шишек, желудей, скорлупы орехов, веточек и пр. у детей младшего дошкольного возраста развивается интерес к природному материалу, рассматривайте его с детьми, ощупывайте, обращайте внимание на его красоту, спрашивайте, на что похож, побуждайте малыша фантазировать, называя образы. Работа над изготовлением игрушек из природного материала выполняется детьми успешнее, если они имеют возможность заниматься ею и в других видах деятельности.

Организуя работу по изготовлению игрушек из природного материала, необходимо учитывать уровень знаний и практических умений детей, сформированный на таких занятиях, как конструирование, изобразительная деятельность, аппликация, формирование элементарных математических представлений, ручной труд. Очень важно использовать при этом и художественную литературу.

Дети дошкольного возраста отличаются большой восприимчивостью и впечатлительностью, произведения художественной литературы воздействуют на ум и чувства ребенка, обогащая их, развивают художественный вкус, способствуют развитию эмоциональной сферы. Произведения о природе с ярким, образным описанием окружающих явлений пробуждают детскую фантазию, воспитывают художественный вкус, эстетические чувства, любовь к родной природе.

Мастерите в присутствии детей, просите их оказывать себе посильную помощь, подключайте к деятельности дошкольников старшего возраста, вместе с ними организуйте игры с поделками. Например, настольные театры, бытовые сюжетно-ролевые игры и пр. [6, 10]

При выполнении работ с природными материалами необходимо придерживаться следующего алгоритма:

1. Вступительная беседа воспитателя о материале (например, о дереве ясеня), с которым предстоит работать. Рассказ должен сопровождаться показом данного материала: детям можно разрешить потрогать, ощутить поверхность семян ясеня, обследовать форму, обратить внимание на цвет

2. Сообщить тему и показ образца игрушки

3. Анализ образца и показ приемов создания игрушки. Здесь желательно использовать возможности детей анализировать образец, побуждать их к высказыванию предложений о последовательности выполнения задания. Воспитатель корректирует ответы детей, направляя их внимание на особенности работы с данным материалом.

4. Изготовление игрушки. В процессе труда воспитатель осуществляет контроль за работой детей, следит за соблюдением ими правил техники безопасности при пользовании инструментами, оказывает затрудняющимися необходимую помощь, побуждает ребят к самостоятельному поиску путей совершенствования конструкции игрушки, ее украшения, способствует проявлению дружеских взаимоотношений между детьми в ходе выполнения заданий.

5. Анализ готовой игрушки (внимание ребёнка направляют на её внешние характерные особенности: цвет, форма, величина, части и детали, на материал, из которого сделана игрушка и из чего она ещё может быть изготовлена), в процессе которого у детей формируют умение оценивать результаты своей работы и работы товарищей.

6. Уборка рабочих мест, инструментов и оставшихся материалов. [6 , 17].

В первые годы жизни начинается активное сенсорное развитие ребенка, именно так называется процесс освоения малышом всего многообразия окружающего мира через ощущения и восприятие. На базе этих знаний формируются все последующие навыки и умения, его способность к обучению и интеллектуальные способности в целом. Насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новыми в зрелом возрасте.

Особенности сенсорного развития детей раннего возраста заключается в том, что оно тесно связано с мозгом, который активно развивается в этот период. Движущей силой познавательной деятельности ребенка является растущий и развивающийся мозг. И наоборот, чем больше малыш получает впечатлений, чем разнообразнее ему предлагаются упражнения и материалы для восприятия, тем быстрее идет образование связей и развитие мозга. В этот период особенно активны органы восприятия - слух, зрение, обоняние, осязание и вкусовые ощущения.

Для познавательного развития ребенка решающее значение имеет богатство окружающей его среды. Желательно, чтобы ребенка окружали игрушки из различных материалов - дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т.п., причем предпочтение желательно отдавать природным материалом и объектам. Ручной труд способствует сенсомоторике - согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности выполнения действий. Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребенка, на его мышление.

Поделки из природного материала в большей мере удовлетворяют любознательность детей. Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни малыша.

Таким образом, цель и задачи, поставленные в данной работе, выполнены. Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни малыша.



















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В первые годы жизни начинается активное сенсорное развитие ребенка, именно так называется процесс освоения малышом всего многообразия окружающего мира через ощущения и восприятие. На базе этих знаний формируются все последующие навыки и умения, его способность к обучению и интеллектуальные способности в целом. Насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новыми в зрелом возрасте.

Особенности сенсорного развития детей раннего возраста заключается в том, что оно тесно связано с мозгом, который активно развивается в этот период. Движущей силой познавательной деятельности ребенка является растущий и развивающийся мозг. И наоборот, чем больше малыш получает впечатлений, чем разнообразнее ему предлагаются упражнения и материалы для восприятия, тем быстрее идет образование связей и развитие мозга. В этот период особенно активны органы восприятия - слух, зрение, обоняние, осязание и вкусовые ощущения.

Для познавательного развития ребенка решающее значение имеет богатство окружающей его среды. Желательно, чтобы ребенка окружали игрушки из различных материалов - дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т.п., причем предпочтение желательно отдавать природным материалом и объектам. Ручной труд способствует сенсомоторике - согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности выполнения действий. Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребенка, на его мышление. Поделки из природного материала в большей мере удовлетворяют любознательность детей. Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей.
Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни малыша.

Таким образом, цель и задачи, поставленные в данной работе, выполнены. Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни малыша.
























КАРТОТЕКА ИГР.

Игры с песком

«Автогонщики». Проведите на влажном песке извилистую линию. Для маленькой машинки она станет настоящей автотрассой. Можно на трассе поставить флажки (палочки), которые во время гонки постараться не сбить.
«Загадка». Взрослый загадывает загадку ребенку, он отгадывает. В песочнице закопана отгадка. Откопав то, что спрятано, ребенок проверяет правильность ответа.
«Заборчик». На столе вперемешку лежат счетные палочки разных цветов. Взрослый просит ребенка выбрать из них синие палочки и построить забор синего цвета, потом красные палочки- красный забор. А затем один большой забор, чередуя по цвету, закрепляя понятия ритма.
«Сад- огород». Предлагаю игрушечные овощи и фрукты и прошу посадить сад и огород: фрукты (отдельно), овощи (отдельно). После выполнения задания, дети рассказывают, что где растет.
«Что изменилось». Ребенок строит в песочнице «лес» и заселяет его миниатюрными фигурками диких животных. Потом он отворачивается, а взрослый меняет фигурки местами, может убрать какую-либо фигурку или доставить, ребенок рассматривает «лес» и рассказывает, что изменилось в лесу за время отсутствия.
«Чьи следы». Дети с интересом оставляют отпечатки разных предметов на влажном песке. При этом они лучше запоминают названия геометрических фигур и величину (большой, маленький, средний).
Эта игра способствует развитию мелкой моторики рук. Пальцы ходят по песку, «прыгают», «играют на пианино», выполняют зигзагообразные движения.
«Пекарня». Предложить ребенку испечь «пирожки», «торты», «пироги» разного размера и формы. А потом посчитать их. Угостить кукол, разрезав пирог на 2, 4 части. Таким образом, ребенок знакомиться в игре с математическими понятиями: половинка, четвертинка.
«Столовая». Предложите ребенку-повару приготовить обед из трех блюд для своих кукол. Тут песок будет выступать уже не только в роли муки и теста, но и в качестве крупы, соли, сахар
«Зоопарк». Используя набор мелких игрушек «Дикие животные», предложить ребенку организовать в песочнице настоящий зоопарк, огородив его насыпным забором, сделанным с помощью ладоней. Можно использовать в строительстве формочку, закопанную в песок вровень с землей и наполненную водой. Получиться пруд для водоплавающих птиц.
«Ферма». Использовать набор игрушек «Домашние животные», предложить ребенку построить ферму или птичий двор, посадить сад, сделать грядку для овощей, разбить клумбу. На лугу будут пастись корова, овца, около дома стоит лошадка, ожидая хозяина, а в будке сторожевой пес.
«Художник». Предложить ребенку нарисовать на песке пальцем или палочкой простые предметы (солнце, дерево, флажок и т. д.) Преимущество такого способа рисования состоит в том, что попытки получить качественный рисунок можно повторить многократно.

Игры с водой

Игры с водой – замечательный способ развития мелкой моторики и возможность познакомить малыша со свойствами воды, разных материалов и
предметов. Летом игры с водой можно проводить на свежем воздухе. В другое время года занятия проводят в ванной комнате.

«Водичка»
Опустить руки малыша в воду, приговаривая:
«Хлюп – хлюп ручками, хлюп – хлюп ручками, тут водичка булькает, тут водичка пениться»


«Моем овощи и фрукты»
Опустить руки малыша в таз с кусочками льда, похожими на овощи.
Предложить переложить их в пустой тазик. Затем опустить руки в таз с тёплой водой, вытереть насухо руки полотенцем.
«Белка»
Провести кусочком меха от кончиков пальцев до запястья руки в такт словам: Я – белка в шубке меховой, пушистый хвост – помощник мой, он помогает мне какать. Везде успею побывать, ведь надо мне насобирать орехов на зиму запас.
«Хоровод среди цветов»
Орех положить между ладошек и под стих предложить ребёнку делать круговые движения рук. Вокруг розовых кустов, среди трав и цветов водим, водим хоровод.
«Постираем кукле платье»
Предложить потирать бельё куклы и повесить на верёвку сушиться. Движения постепенно усиливать.
«Кто в домике живёт?»
Показать животных. Они расстроились из-за того, что потеряли своих мам. Помогите их найти. Маленький детёныш – большая мама. Поместить зверей каждого в свой домик – положить на нужную картинку. Затем попросить достать нужного зверя из коробки (маленького или большого)

Игра с соломинкой

Дети рассматривают трубочки, отверстия в них и выясняют, для чего нужны отверстия (сквозь них что-нибудь вдувают или выдувают). Взрослый предлагает детям подуть в трубочку, подставив ладошку под струю воздуха. А затем спрашивает, что они почувствовали, когда дули, откуда появился ветерок (выдохнули воздух, который перед этим вдохнули).
Взрослый рассказывает, что воздух нужен человеку для дыхания, что он попадает внутрь человека при вдохе через рот или нос, что его можно не только почувствовать, но и увидеть. Для этого нужно подуть в трубочку, конец которой опущен в воду. Спрашивает, что увидели дети, откуда появились пузырьки и куда исчезли (это из трубочки выходит воздух; он легкий, поднимается через водичку вверх; когда весь выйдет, пузырьки тоже перестанут выходить).






























Список использованных источников.

1.Виноградова, Н.Ф., Куликова, Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг [Текст]: учеб. пособие / Н.Ф. Виноградова, Т.А. Куликова. - М.: Просвещение, 2007. - 223 с.
2. Гульянц, Э.К., Базик, И.Я. Что можно сделать из природного материала [Текст]: кн. для воспитателей детского сада / Э.К. Гульянц, И.Я. Базик. - М.: Просвешение, 2011. - С. 5 — 17.
3. Поделки из природных материалов [Текст] / О.П. Куликова. - М.: Издательский дом МСП, 2008. - С.7-17.
4. Сакулина, И.П. Рисование в дошкольном возрасте [Текст] Книга для воспитателей / И.П. Сакулина, - М.: Просвещение, 2006. - 167 с.
5. Педагогика под редакцией П.И.Пидкасистого. - М., 2008 г.
6. Поделки из природных материалов [Текст] / О.П. Куликова. - М.: Издательский дом МСП, 2008. - С.7-17.
Интернет ресурсы.

1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/10/30/tema-sensornoe-razvitie-detey-v-protsesse-igr-s-prirodnym-materialom
2. http://floristika.rukodelie-sama.ru/r/prirodnye-materialy/

3. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/11/30/igry-s-prirodnym-materialom

4.https://infourok.ru/sensornoe_vospitanie_detey_v_processe_igr_s_prirodnym_materialom.-334353.htm



7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!