СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курсовая работа методика преподавания русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации.

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в образовательном процессе.

Сегодня объемы учебного материала, высокие требования к современному ученику и учителю подталкивают педагога к поиску инновационных форм деятельности, интерактивных методов, в том числе и к применению проектов.

Стандартом предусматривается обеспечение исследовательской проектной деятельности обучающихся, направленной на овладение обучающимися учебно-познавательными приемами, практическими действиям для решения личностно - и социально значимых задач.

Становление учебно-познавательной деятельности - один из основных факторов обучения, стимулирующих развитие школьников. Метод проектов - это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, ситуации.

Соотношение проблемы и практической

Просмотр содержимого документа
«Курсовая работа методика преподавания русского языка»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования и молодежной политики

Ставропольского края

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Ставропольский государственный педагогический институт»


Историко-филологический факультет

Кафедра теории и методики преподавания исторических и филологических дисциплин


КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Методика обучения русскому языку»

Развитие устной речи средствами коммуникативных технологий

студента 4 курса

группы ИФ4Р

Пешина Игоря Владимировича


Научный руководитель:

д.юрид.н., к.фил.н., профессор

Атарщикова Елена Николаевна


Работа допущена к защите Дата защиты

«____»_____________2018г. «____»_____________2018г.

Зав. кафедрой ___________ Оценка ______________






Ставрополь, 2018

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

Глава I.Теоретические аспекты изучения использования коммуникативных технологий как средства развития устной речи

1.1 Понятие педагогической технологии……………………………………..6

1.2 Особенности и классификация педагогических технологий.………….10

1.3 Коммуникативная компетенция: сущность и структура………………18

Выводы………………………………………………………………………23

Глава II. Использование современных технологий на уроках русского языка при развитии коммуникативных компетенций обучающихся
8 класса

2.1Сочинение-рассуждение как доминирующий вид развития коммуникативной компетенции обучающихся……………………………24

2.2Апробация использования современных технологий как средств развития коммуникативных компетенций обучающихся на уроках русского языка………………………………………………………………26

Выводы………………………………………………………………………34

Заключение…………………………………………………………………35

Список использованной литературы……………………………………37

Приложения…………………………………………………………………40









Введение

Обучение русскому языку в современном образовательном учреждении осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. Эти изменения обусловлены необходимостью приведения качества последнего в соответствие с требованиями современного общества.

Но следует отметить, что у детей слабо сформированы навыки развития речи. Учащиеся не всегда могут свободно аргументировать свои выступления, делать обобщённые выводы, или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Зачастую они стараются заменить живую, культурную речь стандартной житейской мимикой и жестами, т.е. примитивными невербальными способами общения. Ребята затрудняются в создании самостоятельных, связных, обобщённых устных и письменных высказываний. Ученики допускают большое количество речевых, орфографических и пунктуационных ошибок.

Актуальность работы обусловлена необходимостью развития речевых умений у учащихся средствами коммуникативных технологий и пересмотра подходов к обучению и организации учебного процесса.

Объектом данной работы являются способы развития устной речи на уроках русского языка, предметом – средства коммуникативных технологий, используемые при развитие устной речи у обучающихся на уроках русского языка.

Цель работы – рассмотреть средства коммуникативных технологий с точки зрения их влияния на развитие устной речи на уроках русского языка.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

  • рассмотреть понятие педагогической технологии;

  • выявить особенности педагогических технологий;

  • изучить классификацию педагогических технологий;

  • определить сущность и структуру коммуникативной компетенции;

  • рассмотреть в качестве доминирующего вида развития коммуникативной компетентности сочинение-рассуждение;

  • апробировать результаты исследования на уроках русского языка.

Методы, использованные при написании курсовой работы: дедукция (метод исследования, при котором по множеству частных признаков делается заключение об общей совокупности исследуемых признаков), индукция (способ рассуждения, обратный дедукции, то есть от общего к частному), синтез (данный метод состоит в соединении некоторых исследуемых признаков или свойств объекта в единое целое), системный подход (исследует объекты и представляет их в виде определённых систем), структурно-функциональный метод (выделяет из целостных систем структуры), а так же такие научные методы, как историко-генетический и историко-функциональный(описательность, фактографизм и эмпиризм), сравнительно-исторический (сопоставление и сравнение развития периодов одной или нескольких культур, сменяющие друг друга), типологический (взаимосвязь единичного, особенного, общего и всеобщего).

Методологическая основа исследования:теория психологии учебной и исследовательской деятельности (Г.М. Андреева, Д.Н. Богоявленский, И.А. Зимняя, Е.Н. Кабанова-Меллер, Н.А. Менчинская, А.И. Савенков, Д.Б. Эльконин и др.);теорияучебнойдеятельности (Ю.К. Бабанский, С.Г. Воровщиков, И.Ю. Кулагина, Н.А. Лошкарева, В.Ф. Паламарчук, Д.В. Татьянченко, А.В. Усова, К.Д. Ушинский, Л.М. Фридман, Т.И. Шамова и др.);теория речевой деятельности (Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев);исследования образовательных технологий (В.В. Гузеев, Е.С. Полат, Г.К. Селевко и др.);теория проектной деятельности (Дж. Дьюи, Н.Ю. Пахомова, Е.С. Полат, М.Б. Романовская и др.);

Апробация практической части курсовой работы была проведена в рамках производственной практики по русскому языку на базе МБОУ СОШ гимназии им. Белоконя № 12 г.Ставрополя в 8 «В» классе.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Глава I. Теоретические аспекты изучения использования коммуникативных технологий в развитии устной речи

1.1. Понятие устной речи

Идея непрерывного образования может быть реализована в современных условиях, если и общеобразовательная, и высшая школы смогут эффективно решить задачи по передаче накопленного опыта молодому поколению: обучить методам работы с информацией, методам создания новых знаний, а самое важное - методам поддержания необходимого уровня знаний о развивающемся мире. Поэтому каждому преподавателю и учащемуся для овладения процессами «преподавания» и «учения» «желательно владеть тремя языками: родным языком, языком науки, языком технологии», рассматривая их как основы профессиональной деятельности.

В толковом словаре Ожегова С.И. дается следующее определение понятия "речь": "Речь - 1. Способность говорить, говорение.2. Разновидность или стиль языка.3. Звучащий звук.4. Разговор, беседа.5. Публичное выступление" [19, с.678].

Также, в словаре русского языка Ожегова С.И. дает определение "развитие": "Развитие - процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему" [15, с.835].

В словаре-справочнике по методике преподавания русского языка Львов М.Р. дает понятие "развитие речи учащихся": "Развитие речи учащихся - процесс овладения речью: средствами языка (фонетикой, лексикой, грамматикой, культурой речи, стилями) и механизмами речи - ее восприятия и выражения своих мыслей. Процесс речевого развития протекает в дошкольном и школьном возрасте и у взрослого" [12, с. 190].

Устная речь -это звучащая речь, применяемая для непосредственного общения, а в более широком понимании – это любая звучащая речь. Исторически, это самая первая форма речи, она возникла гораздо раньше письма. Материальной формой устной речи являются произносимые звуки, возникающие в результате сложной деятельности органов произношения человека. С этим явлением связаны богатые интонационные возможности устной речи. Интонация создаётся мелодикой речи, интенсивностью (громкостью) речи, длительностью, нарастанием или замедлением темпа речи и тембром произнесения. В устной речи большую роль играют место логического ударения, степень чёткости произношения, наличие или отсутствие пауз. Устная речь обладает таким интонационным разнообразием, что может передать всё богатство человеческих чувств, переживаний, настроений и т.п. Восприятие устной речи при непосредственном общении усиливается благодаря мимике и жестам говорящего человека. Так, жест может выражать эмоциональное состояние, согласие или несогласие, удивление и т.д. Все эти лингвистические и экстралингвистические средства способствуют повышению смысловой значимости и эмоциональной насыщенности речи.

Под влиянием обучения, при условии внимания к устной речи учащихся, их интонационные навыки успешно развиваются. Устная речь становится богаче в своем звучании за счет использования разнообразных по синтаксической структуре и интонационному оформлению предложений [18, с. 196].

Речевое развитие – это развитие языковой способности ребенка под влиянием обучения, в ходе которого формируется интеллектуальный, нравственный, эстетический опыт школьника.

Развитие речи на уроках русского языка – это вся работа, проводимая учителем-словесником специально и в связи с изучением школьного курса (грамматики, словообразования, правописания и т.д.) для того, чтобы ученики овладели языковыми нормами (произносительными, лексическими, морфологическими, синтаксическими), а также умением выражать свои мысли в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения.

Основные аспекты работы по развитию речи соотносятся, прежде всего, с двумя сторонами культуры речи (правильность речи и ее коммуникативная целесообразность) и соответственно с двумя основными задачами по развитию речи:

1) формирование навыков правильной речи учащихся;

2) формирование навыков хорошей (богатой) коммуникативно целесообразной речи.

Работа над устной речью должна идти параллельно с работой по развитию письменной и пронизывать собой все занятия русским языком; у учителя всегда есть возможность следить за правильностью произношения, строя речи, за логичностью и содержательностью ответа ученика. Так, например, письменному изложению должно предшествовать устное изложение того же самого или аналогичного текста, сочинению по картине- устный рассказ по той же или специально подобранной картине или устное рисование. Под устным рисованием обычно понимается устный рассказ по воображаемой учеником картине, или вообще не виденной им никогда, или такой, которую он видел только в начале урока в течение короткого времени.

Понятие «устная речь» может быть представлено тремя аспектами.

1) Развитие понимания разговорной речи: Программный материал (лексика, виды словосочетаний и фраз), прежде всего, вводится в пассивную речь учащихся. Тем самым обеспечивается его правильное восприятие и понимание;

2) Развитие активной речи: овладение лексикой, навыками сочетания и изменения слов при построении предложений, участие в диалоге и беседе;

Те побудительные фразы, которые учащиеся научились понимать, они начинают использовать в своей речи (обращаются с ними к товарищам по классу).

3) совершенствование практического владения русским языком, его словарем и грамматическим строем.

Таким образом, развитие устной речи является основополагающим аспектом в формировании не только навыков и умений говорения правильно, но и несет в себе очень важную основу, а именно воспитательную, так как обогащение речи и её развитие отражают интеллектуальный и культурный уровень учащихся.

Развивая речь учащихся, школа придерживается четко определенных характеристик речи, к которым следует стремиться и которые служат критериями оценки ученических устных и письменных высказываний. Это требование простоты и ясности, логичности и точности, информативности и сжатости, богатства и разнообразия, благозвучия и интонационной выразительности.

1. Информативная насыщенность нашей речи может быть разной: одни высказывания значительны, другие никакого интереса не представляют. Многословие, речевая избыточность может присутствовать даже в неинформативной фразе.

2. Логичность речи. В соответствии с законом тождества в процессе рассуждения одно знание о предмете не должно подменяться другим. Другой закон логики – закон противоречия. Причиной нелогичности речи может стать подмена понятия, которая часто возникает в результате неправильного словоупотребления.

3. Точность и ясность речи взаимосвязаны: точность речи, как правило, придает ей ясность, ясность речи вытекает из ее точности. Критерий точности высказывания определяется также и его достоверностью: насколько объективно, верно мы отражаем в речи факты, события.

4. Богатство речи. Самый первый критерий богатства и бедности речи – количество слов, которое мы используем. В одном из самых известных русских словарей – «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля, собранном еще в XIX в., – около 250 тыс. слов.

5. Чистота речи. Язык – стройная система средств общения; приведенная в динамику, которая становится речью. А речь подвержена разнообразным влияниям, в частности оскудению, засорению. Засоряют нашу речь диалектные слова, профессионализмы, просторечные слова, вульгаризмы, речевые штампы.

6. Уместность речи – это такая организация языковых средств, которая более всего подходит для ситуации высказывания, отвечает задачам и целям общения, содействует установлению контакта между говорящим (пишущим) и слушающим (читающим).

7. Правильность речи. Требование правильности речи относится не только к лексике – оно распространяется на все уровни языка: на грамматику, словообразование, произношение, ударение, а в письменной речи – на орфографию и пунктуацию. На всех «ярусах» языка требуется соблюдение нормы. За норму принимают наиболее распространенные из числа существующих, закрепившихся в практике образцового использования, наилучшим образом выполняющих свою функцию языковых (речевых) вариантов.

8. Образность речи. Образное, живое, эмоциональное слово не оставляет равнодушным ни слушателя, ни читателя.


1.2. Способы развития устной речи на уроках русского языка.

В настоящее время раздел «Связная речь» предусматривает обучение различным видам речевой деятельности. Разработка вопросов развития связной речи (и в плане восприятия, и в плане ее создания) опирается на достижения лингвистической науки в области синтаксиса текста, культуры речи, стилистики, современной риторики, а также на достижения психологии речи (общения), психолингвистики (в частности, на теорию речевой деятельности), социолингвистики, теории коммуникации и т.д. и - главное - на собственные данные об уровне развития связной речи школьников (ее отдельных сторон), о динамике формирования некоторых коммуникативных умений при определенной методике обучения, о сравнительной эффективности некоторых приемов работы и средств обучения.

Необходимость в создании инновационных методик развития речи на уроках русского языка в средней школе определяется следующими причинами. 1. Существующая методика не направлена на формирование коммуникативной потребности у учащихся, мотивации к овладению и пользованию разнообразными речевыми средствами. Речь наших детей часто бедна просто потому, что они не стремятся говорить более ярко и разнообразно. 2. Используемая в настоящее время методика направлена на ознакомление учеников с разнообразными средствами речи (типами, стилями речи и пр.), но не на практическое овладение ими: немотивированность детей, небольшое количество учебных часов, отводимых на развитие речи, недостаточный тренинг умений и навыков приводят к тому, что учащиеся обычно знают о возможностях речи, но не умеют ими пользоваться. 3. Работа по развитию речи отделена от других видов учебной работы на уроках русского языка, среди которых преобладают тренинги, направленные на выработку орфографических и пунктуационных навыков, а также изучение научной лингвистики, и именно такая работа воспринимается как учителями, так и учениками как основная; соответственно, развитие речи понимается как второстепенная задача. 4. Уроки развития речи не направлены на развитие умения мыслить с помощью языка, фактически существующая методика понимает речь не как высшую психическую функцию, не как творческую деятельность, а как чисто технический навык, однако еще Л.С. Выготский доказал, что это не так. 5. Развитие речи в существующей методике понимается как развитие только письменной речи, хотя в жизни все мы пользуемся главным образом устной речью, – вообще общепринятая методика не ориентирована на подготовку детей к реальной жизни, к решению жизненных задач посредством речи. 6. Речь изначально диалогична, возникает в диалоге, в общении двух людей, а уже затем человек приобретает способность к монологической речи, – однако используемая сейчас методика стремится развивать только монологическую речь, искусственно игнорируя то, что речевая деятельность включает в себя умение слушать и слышать собеседника, которое также необходимо развивать. 7. Нормальное освоение речи проходит следующие этапы: а) слушание, б) практическое освоение, в) осознание – существующая методика делает упор на осознание, игнорируя предыдущие этапы.

Принципы обучения связной речи.

Коммуникативный (Ведущий принцип методики развития речи Подготовка школьников к полноценному речевому общению как в устной, так и в письменной форме). Единства различия речи и мышления (Язык-средство общения и одновременно познания мира. Развивать речь ребенка-это значит учить его мыслительным операциям, таким как синтез, анализ, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция). Единства изучения языка и обучения речи (Язык и речь объединены понятием «речевая деятельность» Усваивая единицы языка в единстве их значения, формы и функции, школьники учатся употреблять эти единицы в речи. Выполняя упражнения, направленные на усвоение норм русского литературного языка, школьники развивают свою речь)

Опора на синтаксическую модель, образец(Создание текста как микросистемы, функционирующей в качестве основной коммуникативной единицы, имеющей смысловую коммуникативную законченность в общении. Для построения высказывания на первый план выдвигается умение школьников правильно представить замысел(модель)создаваемой речи: выбрать структуру и наполнить ее лексическими единицами)

Контекстный принцип (Анализ языковых единиц в их связях. Языковые единицы необходимо рассматривать в контексте, так как каждая единица обусловлена семантикой и грамматическими свойствами. Только контекст может показать семантику языковой единицы всех уровней)

Принцип непрерывности работы (Развитие речи учащихся происходит на уроках регулярно, являясь аспектом изучения русского языка. Словарная работа, работа над словосочетанием и предложением, элементы стилистики и культуры речи, беседы, связные развернутые ответы по грамматике, сочинения, изложения- все это создает непрерывную систему развития речи учащихся)

Для того чтобы учащиеся школы усвоили определённые знания о том, как строится описание, какие требования предъявляются к устному докладу, какое значение имеет систематизация материала к сочинению, учитель должен использовать различные методы как репродуктивного, так и продуктивного типа, т.е. учащиеся усваивают и готовые знания, воспроизводят известные им способы деятельности и открывают самостоятельно новые знания. При этом учитель использует беседу, рассказ, работу над учебником, упражнения как средства реализации указанных методов обучения, форму организации познавательной и речевой деятельности учащихся.



Основные формы работы для развития устной речи учащихся.

Выделяются следующие виды беседы: 1) беседа по тексту или анализ текста; 2) анализ элементов и частей текста (формулировок тем, планов, материалов к высказыванию); 3) беседа об изображённом на картине, об увиденном на экскурсии и т.п.

Анализ текста. Только при анализе текста можно определить его содержание, особенности структуры, композиционное и языковое оформление. Анализ текста может включать анализ содержания, способов раскрытия авторского замысла, средств организации текста, его структуры, анализ композиции речевого произведения, анализ особенностей языкового оформления (языковой анализ) в зависимости от дидактической задачи определённого этапа работы.

В школьном обучении различают: анализ исходного текста, который проводится на этапе подготовки к изложению; анализ текста на этапе подготовки к сочинению; анализ текста, созданного учащимися.

Анализ исходного текста необходим для того, чтобы учащиеся поняли о чём говорится в тексте, на основе которого им предстоит создать свой текст. Осмысление содержания и структуры текста – условие успешного воспроизведения. Поэтому в процессе беседы по тексу важно ставить вопросы, которые помогли бы учащимся определить основную мысль автора, выделить главное, основное, установить последовательность развёртывания событий, их причинно-следственную связь, структуру текста, особенности его языкового оформления. Анализ содержания и структуры исходного текста завершается составлением его плана. Данная работа в современной школе очень важна и необходима, так как выпускники 9-х классов выполняя часть С1, пишут сжатое изложение. Поэтому работу данного типа нужно начинать с 5-го класса.

Беседа по картине, фильму, по наблюдениям. Данная работа проводится для того, чтобы учащиеся уяснили замысел художника и то, как этот замысел реализован. Поэтому учителю нужно все вопросы для обсуждения продумать так, чтобы в ответах учащихся прозвучал этот самый замысел. Что касается беседы по наблюдениям, то в этом случае задача учителя – не навязывать своё мнение, но в то же время помочь учащемуся. Выявить разные подходы к раскрытию темы, отметить среди них наиболее интересные, оригинальные, противопоставить разные точки зрения, подсказать другие возможные пути решения проблемы, указать неизвестные детям источники получения материала.

Слово (рассказ) учителя. Слово учителя на уроках развития связной речи создаёт у учащихся определённый эмоциональный настрой, стимулирует их творческие поиски, пробуждает желание как можно лучше выразить свои мысли – вот почему так важен добрый, заинтересованный тон высказываний учителя. С чего начинается работа учителя: во-первых, учителем всегда ставится цель урока по развитию речи, затем сообщается о том, какой вид работы предстоит выполнить, чему предстоит научиться на уроке. Нередко учитель напоминает детям о том, что они уже умеют делать, как они подготовлены к предстоящей работе. Устанавливая связь с предыдущим, учитель ставит новые задачи, чтобы показать учащимся их движение вперёд.


1.3 Коммуникативные технологии как средство развития устной речи

Коммуникативная технология – это процесс последовательного, пошагового, разработанного на научной основе решения какой – либо проблемы, имеющей организационную или социальную значимость Использование в коммуникации технологий позволяет управлять организационными или социальными процессами.

Сегодня, на наш взгляд, как и много лет назад, в основе любой, даже самой эффективной методики, лежит мотивация учащихся к получению знаний, умений и навыков. Ведущий метод обучения при использовании коммуникативной технологии – общение, обучение в диалоге. Коммуникативное обучение определяют как «функционально-смысловой подход» или «функциональный подход» к освоению новых знаний и умений.

Развивать коммуникативные способности и коммуникативные компетентности – значит«развивать умения активного слушания и говорения», навыков публичного выступления, пересказа, рассказа, умения вступать в дискуссию, отстаивать свою точку зрения, делать выводы и обобщать информацию. [22, с. 40].

Главная цель применения коммуникативных технологий – развитие у учащихся способностей решать наиболее типичные коммуникативные задачи в пределах учебной, трудовой, бытовой, культурной, общественной сфер общения. Образовательные задачи, решение которых необходимо для достижения этих целей на уроках заключаются в том, чтобы:

  • сформировать у учащихся умения и навыки свободно выражать свои и понимать чужие мысли в устной и письменной речи;

  • сформировать потребность постоянно пополнять свой словарный запас;

  • развивать умение конструировать и оценивать свои высказывания.

Коммуникативная технология предусматривает функциональность обучения (деятельность учащегося):

  • ·учащийся спрашивает,

  • подтверждает мысль,

  • побуждает к действию собеседника с помощью вопросов, спорных утверждений и т.д.,

  • высказывает сомнения и в ходе этого актуализирует грамматические нормы.

Самой важной единицей организации и ядром процесса обучения с использованием коммуникативной технологии является коммуникативная ситуация. С помощью создания коммуникативной ситуации

  • устанавливается система взаимоотношений тех, кто общается

  • мотивируется общение

  • презентуется (преподносится) речевой материал

  • приобретаются речевые навыки

  • развивается активность детей и самостоятельность общения

  • закрепляются коммуникативные навыки учащихся.

Виды уроков на основе коммуникативной технологии:

  • уроки с измененными способами организации: лекция, семинар, публичная защита знаний, зачет, мастерская, ученическая конференция и т.д.;

  • уроки, опирающиеся на фантазию и творчество: спектакль, коллективное сочинение, концерт, дебаты, дискуссия, диспут (с последующей устной или письменной рефлексией);

  • уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ: экскурсия, прогулка, ярмарка, гостиная, путешествие в прошлое (будущее), путешествие по стране, интервью, пресс-конференция и т.д.;

  • уроки – игры: дидактические, ролевые, деловые, состязательные;

  • уроки подготовки к сочинению по картине, сюжетным картинкам, предложенному тексту, личным впечатлениям и т.д.;

  • уроки комплексного анализа текста, творческой работы с ним, создания собственных текстов.

Учитель, готовясь к уроку, продумывая условия диалогического взаимодействия, может следовать определенной модели процесса, в котором поэтапно разворачивается способ деятельности участников образовательного процесса. Структура этого способа представляет собой четыре технологических этапа:

  • разработка структуры коммуникативной ситуации,

  • проектная разработка совместных действий учителя и ученика на уроке,

  • участие в учебном диалоге,

  • рефлексия по итогам диалогического взаимодействия.

Под созданием коммуникативной ситуации в широком смысле мы понимаем систему условий, которые обладают побудительной силой и требуют от субъекта действия активного участия. Это конкретный жизненный эпизод, содержанием которого являются:

  • актуализация проблемы, требующая иного типа ориентации в построении своего действия,

  • переживание и осмысление условий и обстоятельств (ситуация близка по возрастным, индивидуальным особенностям),

  • принятие решения, выбор оснований собственных действий на альтернативной основе; поиск дополнительных материалов, анализ, отбор;

  • построение собственного действия на основе нового типа ориентировки (готовых решений нет, есть необходимость занять ту или иную позицию).

Уроки с использованием коммуникативных технологий позволяют обучать школьников языку как средству общения, познания мира и себя в нём, средство приобщения к культуре; дают возможность развивать в них умение активно, творчески и грамотно владеть всеми видами речевой деятельности.

Некоторые формы и приёмы работы на уроках русского языка:

  • многоаспектная работа со словом, предполагающая обращение к различным словарям, видам разбора; анализ и подбор ассоциативных рядов к рассматриваемому слову; создание на его основе изобразительно-выразительных средств; создание контекста для слова и т.д.;

  • инновационные приемы словарной работы: диктанты-кроссворды, диктанты «с иллюстрациями», свободные диктанты, самодиктанты и т.д.;

  • воссоздание культурного фона отдельных слов и выражений;

  • этимологические комментарии, рассказы в форме «этимологических этюдов и историй»;

  • анализ смысловых оттенков значений слова в контексте;

  • сопоставление русских слов со словами и их переводными аналогами в других языках, подбор синонимов, антонимов, сравнение паронимов и омонимов и др.;

  • создание текстов по аналогии «Вечер» - «Утро», «В театре» - «На выставкеи т.д.

  • составление тематических словарей;

  • расширенная работа с фразеологией, с пословицами, поговорками, афоризмами;

  • создание контекста для изобразительно-выразительного средства;

  • соединение в одном предложении далёких по смыслу слов;

  • создание предложений по заданному началу, концу и т.д.;

  • распространение предложений за счёт введения различных второстепенных членов, изобразительно-выразительных средств, обращений, вводных слов и т.д.;

  • все виды аспектного и комплексного анализа текста;

  • метод разворачивания слова в текст и сворачивания текста до ключевого слова (слово – словосочетание – простое предложение –простое, осложнённое различными синтаксическими единицами предложение – сложное предложение – микро-текст – текст)

  • "кристаллизация" смысла текста и микротекста путем составления денотантных графов, синквейнов ("смысловых анаграмм", "смысловых пирамид"и т.д.).

Глава II. Использование коммуникационных технологий на уроках русского языка при развитии устной речи обучающихся

8 классов

2.1 Сочинение-рассуждение как доминирующий вид развития коммуникативной компетенции обучающихся

В центре внимания современной методики русского языка, несомненно, находятся вопросы развития речи. В связи с этим проблема систематизации, упорядочения и совершенствования методов развития речи приобретает большое значение как для теории методики, так и для практики преподавания родного языка.

Умение владеть языком, его богатством, красотой, изобразительной и выразительной силой – основная задача развития речи в школе.

Доминирующая идея федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку – интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся на всех ступенях обучения. Содержание нового стандарта обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.

В школе на сегодняшний день актуальной темой является развитие речи.

Выполнение экзаменационной работы по русскому языку и по другим предметам требует от выпускника школы следующих умений: анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности; оценивать языковые явления с точки зрения нормативности; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; использовать основные приёмы переработки текста, оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; создавать собственное речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; осуществлять речевой самоконтроль.

В настоящее время ученики и учителя на уроках русского языка сталкиваются с такими проблемами:

1. Речь учащихся не развита, словарный запас крайне беден, учащиеся в своих высказываниях пользуются однообразными, простейшими синтаксическими конструкциями и т.д.

2. Некоторые учащиеся старших классов не умеют самостоятельно анализировать художественное произведение, размышлять над прочитанным, их впечатления поверхностны, они не могут выявить авторскую позицию, выразить свое мнение, свое отношение к героям.

3. Практика показывает, что сочинения учащихся однотипны, не отличаются оригинальностью, не демонстрируют интересы ученика к данной работе.

Учитывая проблемы учащихся, необходимо разработать систему уроков с использованием различных художественных текстов и видов работ по развитию речи.

Одна из важнейших задач уроков русского языка – создать условия для речевой деятельности учащихся, общения, выражения своих мыслей.

Не менее важная задача – использовать разнообразные формы и средства обучения, различные художественные тексты и виды работ по развитию речи.

Третья важная задача – научить учащихся писать сочинения и изложения различных видов и жанров.

Несомненно, что данные проблемы и противоречия требуют решений.

Развитие речи должно претерпеть наибольшие изменения в новых общественных и образовательных условиях. Традиционно развитие речи было ориентировано на уроки русского языка, преподавалось на лингвистической основе. Кроме того, оно не было конкретно связано с другими разделами преподавания словесности и тем более с другими дисциплинами школьной программы.

Во-первых, развитием речи должен заниматься каждый учитель, вне зависимости от того, какой предмет он преподает.

Во-вторых, центром обучения должен стать курс литературы с сопутствующими выходами на уроки русского языка.

В-третьих, коренным образом должны измениться цели обучения, а значит, и сам характер обучения: от репродуцирования, от работы по шаблону к развитию творческих способностей ученика.

В связи с введением ОГЭ, ЕГЭ в 9, 11 классах, уроки развития речи особенно значимы, первостепенны. Именно они помогут благополучно справиться с заданием по написанию сочинения-рассуждения, с созданием собственного высказывания и выразить свою позицию. Отсюда следует, что заниматься уроками развития речи необходимо как на уроке, так и во внеурочное время.

Развитие речи учащихся будет эффективным при условии, если на уроках русского языка систематически и целенаправленно использовать разнообразные формы и средства обучения. Использование таких уроков приведёт к повышению качества образования.

Несомненно, чтобы сформировать высокий уровень речи, необходима повседневная, систематическая работа как групповая, так и индивидуальная.

На уроках русского языка текст – один из эффективнейших форм подготовки учащихся к ОГЭ, ЕГЭ.

Ведущим в уроке русского языка должна быть работа с текстами больших художников слова. Художественный текст рождает новые ассоциации, развивает воображение, что особенно важно для активизации творческой деятельности школьников.

Главная цель комплексного анализа текста – обучение школьников правилам, технологии построения текста на примере классики, следовательно, текст для анализа должен быть образцовым. Классический текст – единое целое, где каждый элемент его на месте, текст такого автора, у которого есть чему поучиться.

Основными организационными формами комплексного анализа текста мне представляются следующие: коллективная работа класса, под руководством учителя ученики прослеживают развитие мысли в тексте, макро и микросвязи, взаимодействие языковых единиц; один из этапов подготовки к изложению или устному пересказу текста; одна из форм самостоятельной работы учащихся; одна из форм проверки знаний, умений и навыков учащихся на экзамене.

Вдумываясь в смысл текста, ученик сам выходит на языковые средства, которыми этот смысл выражен. Пусть не все средства он сразу сумеет увидеть и прокомментировать, но логику анализа: от содержания текста – к языковым средствам, которыми это содержание выражено, усвоит и по мере тренировки анализировать предложенный текст будет полнее и совершеннее. А это значит, что и свои тексты он будет строить все лучше и совершеннее.

Варианты заданий к комплексному анализу текста:

– Изменил ли текст ваше настроение?

– Какой интонацией следует читать текст и почему?

– С какой музыкой ассоциируется у вас содержание текста?

– Попробуйте заменить заглавие текста. Обоснуйте свой выбор.

– Укажите ключевые слова.

– Составьте план текста.

– Используя словари, объясните значение слова/слов.

– Исследуйте в тексте роль звукописи (эпитетов, метафор, сравнений, приёма параллелизма и т.д.).

– Объясните роль многоточия (других знаков препинания) в тексте.

– Какие языковые средства (лексические, грамматические) помогают автору передать своё отношение к высказываемому, дать ему оценку.

– С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями?

– Какое значение вносят в слово/слова приставка или суффикс?

– Используя словари, объясните значение фразеологизма /фразеологизмов.

– Какие орфографические и пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из текста?

– Составьте схему предложения.

– Выпишите предложение, в котором сказуемое выражено наречием.

– В чём причина возникновения трудностей при выполнении этого задания?

– Выберите из текста материал для словарного диктанта.

– Выписать слова, интересные с точки зрения:

а) словообразования,

б) лексики,

в) орфоэпии.

В методике русского языка используются различные виды творческих работ:

– творческое списывание

– творческий диктант

– творческое сочинение

– творческое изложение

– свободный диктант.

Творческий диктант – разновидность диктанта, при написании которого ученик записывает диктуемый текст, подвергая его изменениям. Этот вид работы включает черты поисковой исследовательской деятельности, где наряду с воспроизведением знаний, накопленных ранее, большую роль играют интуиция, сообразительность, самостоятельность, что заставляет ученика взглянуть на орфографический материал с новой точки зрения и использовать его в различных языковых ситуациях.

В системе работы, призванной развивать и совершенствовать коммуникативно-речевые умения школьников, большую роль играют изложения – традиционный, проверенный в практике обучения вид работы по развитию связной речи.

При работе над изложением не только активизируется пассивный словарь ученика, но и в его речь входят новые слова, над значением и употреблением которых необходимо в классе провести определенную работу, в результате которой речь обучающихся обогатится и другими языковыми средствами мысли. Школьники учатся выделять главное и второстепенное, доказательство и выводы, делить текст на смысловые отрезки и устанавливать между ними связь, составлять план.

Если задача подробного изложения – максимально полно воспроизвести содержание исходного текста с сохранением авторского стиля, то сжатое изложение требует навыков отбора существенной информации, очень краткую передачу содержания текста при условии, что основные мысли автора, логическая последовательность событий, характеры действующих лиц передаются без искажающих изменений; вычленения в тексте основных микротем: обобщения содержания исходного текста.

Сжатое изложение считается наиболее трудным. Это объясняется тем, что при его написании необходимо осуществить компрессию (сжатие) воспринятой информации, в результате чего добиться построения такого текста, в котором был бы максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств. Оно должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию. Таким образом, сжатые изложения требуют специальной логической работы над текстом.

При обучении сжатому изложению формируются следующие коммуникативно-речевые умения:

– умение отобрать в исходном тексте основное (относительно частей исходного текста) и существенное (внутри каждой основной части);

– умение сокращать текст разными способами;

– умение правильно и логично излагать свои мысли;

– умение точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

Подготовка к сжатой передаче содержания дисциплинирует мышление учащихся, приучает их к содержательной, лаконичной и точной речи.

Работа над сочинением является элементом развивающего обучения.

Сочинение – творческая работа, оно требует наивысшей самостоятельности ученика, активности, внесения чего-нибудь своего, личного, в текст. В них отражается внутренний мир ученика, по сочинениям можно проследить его развитие, формирование его мировоззрения, отношение к жизни.

Особую роль отвожу сочинению-рассуждению. Прежде всего, нужно добиваться уяснения обучающимися схемы построения текста – рассуждения

Вступление.

1. Тезис – основная мысль, которая раскрывается в сочинении.

2. Главная часть. Аргументы (доказательства)- несколько аргументов, положений с примерами, факта- ми, раскрывающими основную мысль.

3. Заключение.

4. Вывод – обобщение содержания главной части.

Прежде чем приступить к написанию сочинения, необходимо продумать последовательность изложения материала, составить план.

Первым по времени и по значимости шагом в работе над предстоящим сочинением считаю выбор темы. Вместе с выбором темы решаем вопрос о типе речи, стиле и жанре

Важным моментом считаю анализ сочинений и работу над ошибками.

Анализ сочинений и работу над ошибками можно проводить по-разному: здесь возможны и рецензии учителя, и взаимное рецензирование учащимися письменных работ друг друга, и разбор сочинений на уроке.

Проверив все сочинения на одну тему, следует отметить их достоинства и недостатки, обратив особое внимание на те сочинения или их части, где наиболее проявилась самостоятельность мышления, наблюдательность авторов, их умение обобщать, делать выводы. Следует отмечать образность языка, умение цитировать и т.д. об этих удачах и находках учитель прежде всего и должен говорить на уроке, посвященном анализу сочинений.

В качестве примера полезно прочитать одну-две работы – рецензии, затем раздать сочинения и предложить дома отредактировать подчеркнутые предложения – обычно это предложения, в которых допущены стилистические ошибки, – затем сделать работу над ошибками. Сочинения, получившие неудовлетворительные оценки, анализируются на индивидуальной консультации и перерабатываются под руководством учителя.

Следует практиковать взаимное рецензирование работ. Для руководства учитель может предложить:

Примерный план рецензии:

1. Соответствует ли сочинение теме?

2. Достаточно ли глубоко раскрыта основная мысль сочинения?

3. Соблюдено ли соответствие плану?

4. Не нарушена ли соразмерность частей, логическая связь между ними?

5. Язык и стиль сочинения.

6. Уместно ли использованы цитаты?

7. Что, на ваш взгляд, получилось наиболее удачно (неудачно)?

Целенаправленная систематическая работа на уроках развития речи помогает сформировать у учащихся такие качества, как внимание к окружающему миру, наблюдательность, стремление проникнуть в сущность явления оценить увиденное, прочитанное, услышанное. А это в свою очередь делает уроки развития речи более эффективными.

Интерес к творчеству, естественно, не ограничивается только рамками урока. Познавательная потребность побуждает учащихся охотно выполнять творческие домашние задания. Важно дать толчок, побудить к деятельности, заставить быть наблюдательным, уметь видеть сердцем.

Работа над текстами типа рассуждения во многом способствует развитию логического мышления на уроках русского языка. Данные тексты являются эффективным средством развития коммуникативных компетенций, поскольку в основе рассуждения лежит умозаключение в форме предложения. Русский язык как учебный предмет играет в этом отношении особенную роль. Выдающийся русский ученый-педагог К.Д. Ушинский указывал, что развивать язык отдельно от мысли невозможно, развивать в детях дар слова - значит почти тоже самое, что развивать в них логичность мышления. Работа над изучением рассуждения начинается с 5 класса и продолжается вплоть до выпускного экзамена, который подводит итоги изучения этого типа речи при написании сочинения-рассуждения. Сочинение-рассуждение в рамках ОГЭ по русскому языку призвано проверить уровень сформированности речевых умений и навыков, составляющих основу коммуникативной компетенции обучающихся.

Третья часть экзамена – сочинение-рассуждение, которое строится по определенному алгоритму – начинается с вступления, содержащего тезис – то есть утверждения, которое учащемуся предстоит доказывать. Сами доказательства, официально именуемые аргументами, расположатся в средней части, а заключение – вывод по всей работе. Такую последовательность нужно сохранять, ведь это влияет на количество баллов, которые экзаменуемый получите в итоге[26, с. 129].

Сочинение на ОГЭ достаточно небольшое, поэтому вступление должно быть кратким – можно ограничиться несколькими предложениями. Можно использовать речевые клише, подготовленные заранее. Размер основной части должен быть больше объема взятых вместе вступления и заключения.

Следует избегать при этом пересказа и лишней информации, демонстрируя умение мыслить логично при доказательстве тезиса. Задание 15.3 экзаменационной работы не только проверяет реальное состояние практических речевых умений и дает представление о том, как обучающиеся владеют монологической речью, умеют аргументировать свою точку зрения, но и помогает составить представление об общем развитии ученика, о его нравственной и социальной зрелости, о его общей культуре. «Ничто так полно не характеризует человека, как его речь «Заговори, чтобы я тебя увидел», - сказал Сократ.

Умение правильно выявить проблему текста и идею первое условие правильного и полноценного понимания того или иного высказывания. Анализируя текст, выделяя в нем различные структурные элементы (абзацы, предложения, слова, словоформы), объясняя их смысловую и эмоциональную функцию, мы глубже и полнее понимаем идейное содержание текста. Анализ результатов экзамена по предмету еще раз убеждает в том, что чтение - понимание - умение интерпретировать текст - это ведущие общеучебные умения, необходимые школьнику для успешного усвоения курса русского языка.

В связи с этим необходимо:

  • больше внимания на уроках русского языка уделять текстам различных стилей и типов речи;

  • формировать умение рассуждать на предложенную тему, определяя тезис, приводя аргументы и делая вывод;

  • необходимо вырабатывать чувство языка, развивать творческие способности учеников как на уровне содержания, так и на уровне языковых средств.

Именно планомерная работа обеспечивает решение таких важных проблем школьного образования, как активное и творческое владение всеми видами речевой деятельности, формирование личности, осознающей необходимость своего культурно-речевого совершенствования, и, кроме того, позволит учащимся ориентироваться в выполнении заданиятретьей части в рамках ОГЭ.


2.2 Апробация использования коммуникативных технологий как средств развития устной речи обучающихся на уроках русского языка

Цель – развитие устной речи на уроках русского языка у обучающихся в 8 классе МБОУ СОШ №12
г. Ставрополя
с помощью коммуникативных технологий.

МБОУ СОШ №21 г. Ставрополя осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями основных общеобразовательных программ:

  • начальное общее образование (нормативный срок освоения 4 года) - 1-4 классы.

  • основное общее образование (нормативный срок освоения 5 лет) - 5-9 классы.

  • среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения 2 года) - 10-11 классы.

Организация учебного процесса осуществляется на основе учебного плана и годового учебного графика, утверждаемого Министром образования Российской Федерации.

Особенностью является, что это школа, где «все равны». Она не является специализированной, но, тем не менее, принимает детей с ограниченными возможностями. Оборудование школы позволяет обучаться детям с разными физическими и умственными возможностями. Учебные кабинеты оснащены современной техникой: компьютеры, проекторы, экраны. Одной из достопримечательностей школы является спортивный зал, который оборудован многочисленными тренажерами. Также в школе есть кабинет релаксации, где обучающиеся могут расслабиться и собраться мыслями. Школа осуществляет дистанционное, индивидуальное обучение детей с ограниченными возможностями.

Образовательная программа и Учебный план разработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к структуре основной образовательной программы. 

При отборе содержания образования учитывались следующие дидактические принципы: гуманизации; гуманитаризации; оптимального соотношения вариативного и инвариантного компонентов, основного и дополнительного образования, учебного процесса и воспитательной работы; непрерывности и поступательности; дифференциации; интеграции; культуросообразности.

Основы учебного плана МБОУ СОШ № 12 им.Белоконя составляют ведущие «классические» образовательные области современного научного знания, обеспечивающие передачу и освоение культурного опыта: филология; математика; обществознание; естествознание; искусство; технологии; физическая культура.

Для реализации эксперимента следует решить следующие задачи:

  1. Наблюдение за учебно-воспитательным процессом учащихся.

  2. Подбор и составление заданий для проведения уроков.

  3. Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика; стимулирование учащихся к высказываниям, использование различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, поощрений и других положительно направленных коммуникативных воздействий;

  4. Оценка деятельности ученика не только по результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения;

  5. Анализ продуктивности урока, его эмоционально-волевой составляющей, эффективности использования методов и приемов развития познавательной активности учащихся.

  6. Обработка полученных данных.

Для начала мы провели беседу с учителем и сделали анализ работы с текстами по предыдущим работам и оценкам. Это необходимо для того, чтобы в конце проанализировать результаты «до» и «после».

Апробация длилась в течение трех недель в 8 «В» классе. Обучающиеся занимаются по учебнику русского языка М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой.

Оборудование: проектор, экран, учебник по русскому языку, презентация, раздаточный материал.

Форма проведения занятия – урок по русскому языку.

Количество проведенных занятий – 2 урока. Первый – обсуждение, второй – написание сочинения-рассуждения в рамках ОГЭ.

Количество учащихся в классе – 23.

Продолжительность одного занятия – 45 мин. Занятия проводилось в системе, одно за другим.

По результатам, которые нам предоставил учитель, мы выяснили, что учащиеся затрудняются высказывать собственное мнение, личный комментарий. Возможно, это связано с возрастной особенностью. Также заметили, что большая часть класса либо неправильно формулирует, либо пишет простыми, без осложнений предложениями. Еще одной проблемой оказался подбор аргументов из художественной литературы. В течение производственной практики на уроках русского языка мы знакомили учащихся с разными цитатами великих поэтов, критиков и т.д. Эти цитаты с глубоким смыслом, а также со сложным построением предложения. Таким образом, ученики параллельно знакомились с разными типами предложений и с цитатами, которые возможно им помогут в написании сочинения рассуждения в рамках ОГЭ в 9 классе.

Анализ хода и результатов формирующего этапа эксперимента

На формирующем этапе нашего эксперимента осуществлялось разработка и апробация уроков с использованием элементов познавательной активности.

План-конспект урока был разработан в соответствии с требованиями темы урока (Написание сочинения-рассуждения в рамках ОГЭ 9 кл. по слову отзывчивость) и одобрен учителем-наставником и групповым руководителем практики. Написание сочинения-рассуждения проходило в два этапа. Сначала мы с обучающимися разобрали каждый этап сочинения. Выяснили, что ученики в целом знакомы со структурой эссе, но при подробном разборе появился ряд вопросов.

Вступление или риторический вопрос показали на примере поэтов, которые использовали его в своих произведениях. Обучающиеся затруднялись при высказывании своих мыслей (собственный комментарий по данном слову), поэтому на слайде было представлено определение этого слова из толкового словаря Ожегова С.И. и приведены синонимы. Это помогло сформулировать комментарий по данному слову.

Первый аргумент (из текста) обучающиеся быстро выделили, после прочтения на раздаточных листах текста (Приложение 1), но сложность составило сформулировать это своими словами, а не пересказать по тексту.

Второй аргумент из собственной жизни, но по рекомендации опытных педагогов, мы взяли аргумент из прочитанной художественной литературы. Здесь класс разделился на группы. Некоторые быстро сообразили и начали записывать аргумент, а некоторых пришлось натолкнуть на произведение, где кто-либо проявил отзывчивость. Из обязательной школьной литературы выделили два произведения. «Юшка» А. Платонова и В.Распутина «Уроки французского». Здесь мы предпочли не зачитывать во всеуслышание класса аргумент, чтобы каждый мог самостоятельно показать это в сочинении. Вывод обсудили в общем, т.е. дали понятие, что это такое, как его написать, но не обсуждали каким он может быть в данном сочинении-рассуждении. Таким образом, они смогут сами вычленить мысль.

Для того чтобы обучающимся легче было написать сочинение, мы подготовили для них некоторые клише, которые были на слайде:

- По моему мнению, …….

- Попробую доказать это на основе прочитанного мною текста.

- Приведу пример из собственной жизни.

- Таким образом, ……….

Для меньше количества ошибок, хотя ученики этого еще не изучали, пояснили, что «по моему мнению» и «таким образом» - это вводные слова, которые выделяются запятой.

В ходе занятия мы постоянно обращались к орфограмма и пунктограммам. Подробно были рассмотрены односоставные предложения, какие типы бывают односоставных и как их определить. Для того чтобы освежить память о знаках препинания в сложном предложении, мы провели пунктуационный разбор предложения (разбор под цифрой 5).

В конце первого урока мы предложили вниманию учащихся готовое написанное сочинение со словом мужество, которое написано по структуре и критериям сочинения-рассуждения в рамках ОГЭ в 9 классе задания 15.3. Для закрепления мы еще раз прошлись по всем этапам, но уже по готовому сочинению. В ходе закрепления материала было видно, что учащиеся поняли структуру написания. Осталось проверить только как они воспользуются знаниями в своем сочинении и насколько откроются в собственных комментариях и рассуждениях.


Выводы по апробированному исследованию (контрольный этап)

Контрольный этап – завершение апробированного исследования, анализ и интерпретация данных, обобщение полученных результатов, их проверка, формулировка выводов.

Цель контрольного этапа была следующая: проследить изменения коммуникативной компетенции обучающихся в результате написания сочинения-рассуждения.

За месяц до этого учителем-предметником в этом классе было написано пробное сочинение-рассуждение со словом одиночество. Учащиеся показали следующие результаты: оценка «5» - два человека, «4» - пять человек, «3» - четыре человека. Остальные оценки по усмотрению учителя не были выставлены, так как это было пробное сочинение. По работам, которые были предоставлены нам для сравнения, мы выяснили, что в целом класс допускает небольшое количество орфографических и пунктуационных ошибок, но есть речевые, фактические, а также неправильное построение предложений. С точки зрения оформления самого сочинения были затруднения в написании аргумента по тексту, большинство переписывали или писали близкий пересказ, а не формулировали своими словами, что оценивается на итоговом экзамене нулем баллов.

После проведения апробации в классе оценки за сочинение-рассуждение изменились следующим образом: оценка «5» - четыре человека, «4» - десять человек, «3» - семь человек, «2» - один человек, один ученик отсутствовал, т.е. успешность написания увеличилась в два раза. Мы постарались оценить сочинения в соответсвии с критериями на экзамене в 9 классе (см. ОГЭ-2016. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. Цыбулько И.П.). Особое внимание уделяли аргументам, личному комментарию. В процессе проверки выделили наиболее частые ошибки:

  1. Орфографические: чаще всего обучающиеся допускали ошибки в орфограммах № 22 – Ь после шипящих в неопредленной форме глагола и во 2-ом лице единственного числа, № 39 – одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных, № 47 –  слитное и раздельное написание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях;

  2. Пунктуационные: затруднения вызвали пунктограммы под № 6 – знаки при причастном обороте, № 7 – знаки при деепричастном обороте. (Чудинов спасает мальчика, не смотря ни на что. );

  3. Фактические: 3 человека из класса написали Лидия Николаевна, учительница из произведения «Уроки французского», на самом деле учительницу звали Лидия Михайловна; 1 ученик написал название произведения «Уроки французского языка».

  4. Речевая: неправильное построение предложения. (Лидия Михайловна она хотела помочь мальчику не смотря ее могли уволить; Чудинов он, не смотря на свои проблемы).

Отметим, что лишь одна работа совсем не соответствовала требованиям сочинения. Все остальные работы прописаны соответственно структуре сочинения-рассуждения. Ученики стали использовать сложные предложения и простые с осложняющими элементами (обороты, однородные члены, вводные слова). Все ученики написали риторический вопрос в начале сочинения. Хочется отметить, что обучающиеся стали более четко и грамотно выражать свои мысли. Были очень удачные комментарии «Я думаю, что если ты сделал какой-либо поступок, то к тебе это обязательно вернется.» или «Мне кажется, что отзывчивость является неотъемлемой частью жизни человека» и др.


Выводы:

В наше время востребована личность, обладающая креативностью, умеющая творчески решать задачи, с которыми сталкивается в жизни. Во многом это связано с развитием общества. Нужно шагать в одну ногу со временем. Образование не стоит на месте и требует от обучающихся все больше и больше. На итоговом экзамене в 9 классе ученикам в обязатольной форме надо сдавать русский язык. Третья часть экзамена – это сочинение-рассуждения, что важным компонентом развития коммуникативной компетенции. И наоборот развитие коммуникативной компетенции является залогом успешного написания сочинения-рассуждения. Во второй главе своей работы мы апробировали написание задания 15.3 в рамках ОГЭ 9 кл., выявили наиболее трудные моменты, которые нелегко усваиваются обучающимися. Проанализировали и провели апробацию урока по написанию сочинения-рассуждения как доминирующего вида развития коммуникативной компетенции.















Заключение

Проведенное исследование позволяет констатировать, что уроки русскогоязыка открывают большие возможности формирования и развития коммуникативных компетенций с помощью современных технологий.

В последнее время преподавание русского языка в современном образовании осуществляется в условиях значительных изменений. Эти изменения обусловлены потребностями современного общества. Формирование и развитие коммуникативной компетенции обучающихся достаточно актуально, для этого в методике преподавания разрабатываются все новые и новые технологии. У детей слабо сформированы навыки развития речи. Это связано с тем, что обучающиеся мало читают, мало интересуются. Чревато это несвязностью речи, нелогичным выражением речи в устной и письменнойформе, а также большим количеством орфографических, пунктуационных, речевых и фактических ошибок.

Рассмотрев подробно теоретические вопросы касающиеся современных педагогических технологий и развития коммуникативных компетенций обучающихся на уроках русского языка, мы приступили к исполнению исследовательской части курсовой работы. Апробация практической части курсовой работы была проведена в 8 классе в форме сочинения-рассуждения, которое они будут писать в 9 классе в рамках ОГЭ. На формирующем этапе мы выяснили все трудности и сложности сочинениярассуждения, выяснили какие сложности возникают у обучающихся, разобрали подробно все возможные вопросы, которые вызывают или могут вызывать затруднения. Подробно рассмотрели все этапы сочинения-рассуждения и приступили к его написанию. На контрольном этапе мы провели сопоставительный анализ работ обучающихся «до» и «после» апробации исследования использования современных технологий как средств формирования коммуникативных технологий. В результате всего исследования пришли к выводам, что процент успешности написания увеличился в два раза. Обучающиеся стали точнее излагать свои мысли и комментарии в сочинении, более грамотно оформлять этапы. Апробация позволила нам увидеть еще раз с чем стоит работать в будущем для удачной сдачи экзамена обучающихся в 9 классе.
























Список использованной литературы

  1. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. - М., 1989 - 558с.

  2. Баранов М.Т. Межпредметные связи русского языка в учебном процессе. // «Русский язык в школе» -1979, №3, 89с.

  3. Баранов М.Т. Умения и навыки в школьном курсе русского языка. // «Русский язык в школе» -1979, №4, 134с.

  4. Безрукова B.C. В поисках перспективы. //«Советская педагогика» - с. 258.

  5. Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в преподаванииродногоязыка. // РЯШ, № 1, 1996.- 288с.

  6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.5/ Под ред. Т.А. Власовой. - М.,1983 - 368с.

  7. Головин Б.Н. Основытеорииречевойкультуры. М., 1988.– 245 с.

  8. Громыко Ю.В. Метапредмет «Проблема». Учебное пособие для учащихся старших классов. –М., 1998- 382с.

  9. Гузеев В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. - М., 2004- 122с.

  10. Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. - М., 2001. – 126с.

  11. Гущина Т.Н. Игровые технологии по формированию социальных навыков у подростков: Практическое пособие. – М., 2007 – 120с.

  12. Данилюк А.Я. Теория интеграции образования. – Ростов-на-Дону, 2002 - 439с.

  13. Дереклеева Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся. - М., 2008 - 224с.

  14. 3агвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация – M., 2010 - 192с.

  15. 3анков Л.В. Избранные педагогические труды. - М., 1996.– 426с.

  16. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. / И.Г. Захарова. - 4-е изд. - М., 2008 - 192с.

  17. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов - М., 2009 -384с.

  18. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепт, дискурс. - М., 2004 - 390с.

  19. Ладыженская Н.В. Обучение успешному общению: Речевые жанры. Книга для учителя. / Под ред. Т.А. Ладыженской. - М, 2005-176с.

  20. Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 6: Интегрированные уроки. Научно-практич. пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед. заведений, слушателей ИПК. - Ростов на Дону, 2008 - 256с.

  21. Леонов С.А. Литература. Интегрированные уроки. 8-9 классы: Пособие для учителя. -М., 2007 - 176с.

  22. Перминова Л.М. Формирование общих учебных умений и навыков у учащихся как условие повышения качества общего образования. - СПб., 2006 -58с.

  23. Петерсон Л.Г. Технология деятельностного метода как средство реализации современных целей образования. –М., 2003 -16с.

  24. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М., 2001 - 272с.

  25. Поташник М.М. Требования к современному уроку. - М., 2014- 272с.

  26. Егораева Г.Т. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С). - М., 2009 – 132 с.

  27. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. - М.: НИИ школьных технологий 2005 -284с.

  28. Соколова Г.П. Уроки русского языка и словесности: Опыт лингвистического анализа текста. - М., 2003 - 347с.

  29. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Формирование у учащихся общеучебных умений. –Минск, 1995 - 32с.

  30. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. //«Народное образование» 2003–121с.

  31. Цыбулько И.П., Львова С.И., Коханова В.А. ЕГЭ. Тренировочные тесты. Русский язык. - М., 2015– 94с.

  32. Шамова Т.И. Избранное. - М.: Центр, изд-во, 2004. - 320с.





















22