СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 03.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курсовая работа по аудиту "Понятие, цель и содержание аудита"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аудит. Курсовая работа Понятие, цель и содержание аудита

Просмотр содержимого документа
«Курсовая работа по аудиту "Понятие, цель и содержание аудита"»

Введение

В Казахстане аудиторская деятельность – явление достаточно новое, обусловленное переходом к рыночной экономике. В начале 90-х годов, когда по мере акционирования предприятий сократилась сфера государственного контроля и ведомственные ревизионные службы прекратили свое существование, начался процесс массового создания аудиторских фирм.

Аудит – это вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования и положения экономического объекта (самостоятельного хозяйственного подразделения) или касающихся информации о таком положении и функционировании, и осуществляемый компетентным независимым лицом, которое, исходя из установленных критериев, выносит заключение о качественной стороне этого функционирования. Следовательно, под аудитом понимается независимая проверка и выражение мнения о финансовой отчетности предприятия. Главная цель аудита состоит в определении достоверности и правильности финансовой отчетности субъекта проверки, а также контроле за соблюдением клиентом законов и норм хозяйственного права и налогового законодательства.

Актуальность. Потребность в услугах аудитора возникла в связи с обособлением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), кто вкладывает средства в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы), а также государства как потребителя информации о результатах деятельности предприятий.

Наличие достоверной информации позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия принятия экономических решений.

Проведение аудиторской проверки даже в тех случаях, когда она не является обязательной, несомненно, имеет важное значение.

В условиях рынка предприятия, кредитные учреждения, другие хозяйствующие субъекты вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций. Достоверность этих отношений должна подкрепляться возможностью получать и использовать финансовую информацию всеми участниками сделок. Достоверность информации подтверждается независимым аудитором.

Потребность в аудите создали следующие условия:

  • Несовпадение интересов составителей информации (администрации) и пользователей (контролирующие органы, акционеры, инвесторы).

  • Принятие хозяйственных решений, основанных на необъективной информации, может повлечь за собой негативные экономические последствия.

  • Необходимость специальных знаний для оценки достоверности полученной информации, которыми не обладают пользователи информации.

  • Отсутствие времени и материалов для оценки информации и ее качества.


Собственники и прежде всего коллективные собственники – акционеры, пайщики, а также кредиторы не в состоянии самостоятельно убедиться в том, что все операции предприятия, многочисленные и зачастую очень сложные, законны и правильно отражены в отчетности, так как они обычно не имеют доступа к учетным записям и соответствующего опыта, а поэтому нуждаются в услугах аудиторов.

Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдение ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения.

Аудиторские проверки необходимы и государственным органам, судьям, прокурорам и следователям для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности.

Целью курсовой работы является раскрытие понятия аудит, его значение.

В соответствии с целью определены основные задачи курсовой работы:

  • исследовать причины возникновения аудита;

  • изучить содержание и принципы аудиторской проверки;

  • рассмотреть особенности совершенствования и значение аудиторской деятельности в Казахстане на сегодняшний день.

Теоретической и методологической базой при написании курсовой послужили Законы Республики Казахстан (Об аудиторской деятельности: Закон Республики Казахстан от 20 ноября 1998 года с изменениями и дополнениями по состоянию на 13.01.2014 г., О бухгалтерском учете и финансовой отчетности: Закон Республики Казахстан от 28 февраля 2007 г. № 2732 (с изменениями и дополнениями на 13.01.2014 г.)монографические труды отечественных и зарубежных ученых (Ержанова М.С., Ажибаевой Р., Абленова Д.О., Торшаевой Ш.М. и других) специализирующихся в области учета и аудита ,а также интернет-ресурсы (http://www.audit.kz/).


























Глава 1. Аудит – понятие, содержание, значение, принципы

1.1 Понятие, цель и содержание аудита

Согласно Закона РК «Об аудиторской деятельности» под аудиторской деятельностью подразумевается предпринимательская деятельность по проведению аудита финансовой отчетности и прочей информации и предоставлению иных услуг по профилю деятельности:

- сопутствующие услуги по профилю своей деятельности в соответствии со стандартами аудита;

- внутренний аудит;

- восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой отчетности;

- консультирование по вопросам применения законодательства по налогам и другим обязательным платежам в бюджет и ведения налогового учета;

- составление статистической отчетности организаций;

- анализ финансово-хозяйственной деятельности и финансовое планирование, экономическое, финансовое и управленческое консультирование;

- консультирование по вопросам ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности;

- обучение по ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности, налогообложению, аудиту и анализу финансово-хозяйственной деятельности и финансового планирования;

- рекомендации по автоматизации ведения бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности, обучение автоматизированному ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности;

- разработку методических пособий и рекомендаций по ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности, аудиту, анализу финансово-хозяйственной деятельности и финансового планирования, по оказанию сопутствующих услуг по профилю своей деятельности в соответствии со стандартами аудита;

- юридические услуги, которые связаны с аудиторской деятельностью;

- иные виды деятельности, сопутствующие аудиту финансовой отчетности, осуществляемые в соответствии с рекомендациями Комитета по международной аудиторской практике при Международной федерации бухгалтеров, не противоречащие законодательству Республики Казахстан.

Аудит — это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организации и индивидуальных предпринимателей.

Слово "аудит" в переводе с латинского означает "слушание", поэтому целью своей деятельности при проведении аудита мы видим не осуществление контроля, а налаживание партнерских отношений с заказчиком.

Главная цель аудита состоит в определении достоверности и правдивости финансовой отчетности субъекта проверки, а также контроле за соблюдением клиентом законов и норм хозяйственного права и налогового законодательства Республики Казахстан.

Аудит (auditing) – это процесс, посредством которого компетентный независимый работник накапливает и оценивает свидетельства об информации, поддающейся количественной оценке и относящейся к специфической хозяйственной системе, чтобы определить и выразить в своем заключении степень соответствия этой информации установленным критериям.

Иногда руководитель приглашает на фирму аудитора для проверки того, как успешно ведет фирма свое хозяйство, чтобы узнать, что необходимо для улучшения работы. Бывают случаи, когда аудитора направляют государственные органы для ревизии в случае возникновения подозрения, что в своей финансовой деятельности, в бухгалтерском учете фирма нарушает законодательство.

Аудитор - это квалифицированный специалист, аттестованный на право аудиторской деятельности в порядке, установленном законодательством.

Под аудитом иногда понимается процесс снижения до приемлемого уровня информационного риска (т.е. вероятности того, что в финансовых отчетах содержатся ложные или неточные сведения) для пользователей финансовых отчетов. В ходе аудиторской проверки финансовых отчетов устанавливаются точность отражения в них финансового положения и результатов деятельности предприятия, соответствие ведения бухгалтерского учета установленным требованиям и критериям, соблюдение проверяемым предприятием действующего законодательства. 

Право на осуществление аудиторской деятельностью обладают те аудиторы и аудиторские организации, которые имеют лицензию на осуществление аудиторской деятельности.

Аудитором может называться физическое лицо, аттестованное Квалификационной комиссией и получившее свидетельство о присвоении квалификации «аудитор». Аудитор имеет право осуществлять аудиторскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя или в качестве работника аудиторской организации. Он может быть участником только одной аудиторской организации.

Особое значение имеет тот факт, что проверку достоверности отчетности предприятия, соблюдение действующего законодательства и составление аудиторского заключения по этому вопросу выполняет независимый аудитор.

Аудит (в разных переводах это слово означает «он слышит», «слушающий») имеет достаточно большую историю. Первые независимые аудиторы появились еще в XIX в. в акционерных компаниях Европы.
Возникновение аудита связано с разделением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы). Последние не могли и не хотели полагаться лишь на ту финансовую информацию, которую предоставляли управляющие и подчиненные им бухгалтеры предприятия. Достаточно частые банкротства предприятий, обман со стороны администрации существенно повышали риск финансовых вложений. Акционеры хотели быть уверенными в том, что их не обманывают, что отчетность, представленная администрацией, полностью отражает действительное финансовое положение предприятия. Для проверки правильности финансовой информации и подтверждения финансовой отчетности приглашались специальные люди - аудиторы, которым, по мнению акционеров, можно было доверять. Главными требованиями, предъявляемыми к аудитору, были его безупречная честность и независимость. Знание бухгалтерского учета сначала не было главным, однако по мере усложнения бухгалтерского учета необходимым требованием становится и хорошая профессиональная подготовка аудитора. 
Исторической родиной аудита считается Великобритания, где с 1844 г. выходит серия законов о компаниях, согласно которым правления акционерных компаний обязаны не реже одного раза в год приглашать специального человека для проверки бухгалтерских счетов и отчета перед акционерами.
Должность аудитора совмещала в себе некоторые обязанности делопроизводителя, секретаря и прокурора. Аудиторов называли присяжными бухгалтерами.
Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. усилил потребность в услугах бухгалтеров-аудиторов. В то время резко ужесточились требования к качеству аудиторской проверки, она стала обязательной, увеличилась рыночная потребность в такого рода услугах. После окончания кризиса практически все страны начинают вводить обязательные требования к объему информации, содержащейся в годовых отчетах, обязательности публикации этих отчетов и заключений аудиторов. Аудит становится мощным оружием против мошенничества.
Во всех развитых странах лицам, желающим приобрести профессию бухгалтера-аудитора, предстоят долгие годы учебы и практической деятельности, а также многочисленные экзамены. Специалисты Палаты аудиторов, Институты профессиональных бухгалтеров и другие регулярно проверяют их работу, и исключение из этих организаций означает запрещение дальнейшей деятельности.

Потребность в услугах аудитора возникла в связи со следующими обстоятельствами:
1) возможность необъективной информации со стороны ее составителей (администрации) в случае конфликта между ними и пользователями этой информации (собственниками, инвесторами, кредиторами);
2) зависимость последствий принимаемых решений (а они могут быть весьма значительными) от качества информации;
3) необходимость специальных знаний для проверки информации; 
4) отсутствие у пользователей информации доступа к ней для оценки ее качества. 
Эти и ряд других причин привели к возникновению общественной потребности в услугах независимых экспертов, имеющих соответствующую подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на право оказания такого рода услуг.

Аудиторские услуги - это услуги посредников, устанавливающих достоверность финансовой информации.

В становлении и развитии аудиторского финансового контроля Республики Казахстан нашёл отражение опыт развитых зарубежных стран, где данная форма контроля широко распространена.

Порядок проведения аудиторского контроля урегулирован Законом РК «Об аудиторской деятельности» от 20 ноября 1998 г. Согласно данному акту аудиторская деятельность определяется как независимый вневедомственный финансовый контроль. Его могут проводить как отдельные физические лица, прошедшие государственную аттестацию, так и аудиторские фирмы (в том числе, иностранные), которые создаются в организационно-правовой форме товарищества с ограниченной ответственностью. После приобретения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности они включаются в Государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Численность аудиторов в составе аудиторской фирмы должна составлять не менее трех человек. Руководитель аудиторской фирмы обязан иметь квалификационное свидетельство «аудитор».

Под профессиональными организациями понимаются некоммерческие организации и действующие на основании устава, который принимается на общем собрании их членов. Аккредитация данных организаций подтверждается свидетельством об аккредитации по форме, утвержденной уполномоченным органом. Сама структура и рабочие органы определяются уставами профессиональных организаций. Их учредителями и участниками могут быть только аудиторы и аудиторские организации. Численность данных организаций должна составлять не менее одной пятой от общего количества аудиторов и не менее одной пятой от общего числа аудиторских фирм, имеющих лицензию на осуществление аудиторской деятельности, за три месяца до момента подачи заявления на аккредитацию. Как аудиторы, так и аудиторские организации выступают членами только одной профессиональной организации.

Отношения аудитора и клиента оформляются договором на проведение аудита. В данном договоре предусматриваются: предмет договора, сроки, размер и условия оплаты, обязанности, права и ответственность сторон, а также членство в профессиональной организации. При проведении обязательного аудита и сопутствующих услуг аудируемого субъекта договор должен соответствовать тем требованиям, которые установлены законодательством Республики Казахстан. По результатам проведенного аудита составляется аудиторский отчет, который должен соответствовать требованиям Закона РК «Об аудиторской деятельности» и стандартам аудита.

Профессиональные услуги аудиторских организаций являются платными, это обеспечивает реализацию основного отличия института аудиторства от других форм организации финансового контроля, его полную независимость от государственных, ведомственных управленческих структур.

В нашей стране аудиторство, как новая форма организации финансового контроля, только начинает развиваться.

В развитых государствах независимая аудиторская деятельность является ведущей формой внешнего финансового контроля. Данная форма контроля обрела широкое распространение, вплоть до создания международных аудиторских фирм. Международная ассоциация фирм дипломированных общественных бухгалтеров объединило свыше 4,2 тыс. аудиторских фирм, которые функционируют в 147 странах. При ООН была создана Международная организация высших органов государственного финансового контроля.

Установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия, произведенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, которые действуют на территории Республики Казахстан - является главной целью аудиторской деятельности.

Экономическими субъектами являются независимо от организационно-правовых форм и видов собственности предприятия, их объединения (ассоциации, союзы, концерны, отраслевые, межотраслевые, региональные и т.д.), организации и учреждения, страховые организации, товарные и фондовые биржи, пенсионные, инвестиционные, общественные и иные фонды, а также граждане, осуществляющие самостоятельную предпринимательскую деятельность. К экономическим субъектам относятся аудиторские фирмы и аудиторы, которые работают самостоятельно.

Аудиторские фирмы, как отмечено в законе не могут заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, кроме аудиторской деятельности. Данное означает, что аудитор не может выступать учредителем, акционером, собственником других предприятий, не связанных с аудиторской деятельностью.

Понятие аудита намного обширнее таких понятий, как ревизия и контроль (см.табл.№1), так как аудит включает и проверку достоверности финансовых показателей, и разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятельности с целью рационализации расходов и увеличения прибыли.


Таблица №1. Отличия между аудитом и ревизией.



Цель аудита - выражение мнения по поводу достоверности финансовой отчетности, оказание услуг, помощь, сотрудничество c клиентом.

Цель ревизии - выявление недостатков с целью их устранения и наказания виновных.


Характер аудита –

предпринимательская деятельность.

Характер ревизии - исполнительская деятельность, выполнение распоряжений.

Задачи аудита: подтверждение аудиторским заключением проверенной информации

Задачи ревизии: обнаружить незаконные и нецелесообразные операции; принять меры относительно возмещения нанесенного вреда и привлечения ответственности виновных лиц; профилактика появления незаконных и нецелесообразных операций.

Основа взаимоотношений аудита - добровольность, осуществление на основе договоров. Управленческие связи аудита - горизонтальные связи, равноправие во взаимоотношениях с клиентом, отчет перед ним.

Основа взаимоотношений при ревизии - принудительность, осуществление по распоряжению вышестоящих или государственных органов.

По результатам проверки:

Аудитор выдает аудиторское заключение относительно аудируемой информации, высказывает мнение относительно достоверности финансовой отчетности. При написании письма руководству (отчета аудитора) предоставляет рекомендации для заказчика. Сохраняет конфиденциальность информации, полученной от заказчика.




Ревизор составляет акт ревизии, в котором указывает все выявленные недостатки и вносит предложения относительно возмещения нанесенного ущерба. Передает информацию вышестоящему органу, при выявлении злоупотреблений – правоохранительным органам. При этом обязательным условием является освещение информации.


Принцип оплаты услуг аудита - оплату производит клиент.

Принцип оплаты услуг ревизии - оплату производит вышестоящее звено или государственный орган.


По ответственности:

Аудитор несет ответственность за некачественные проверки перед клиентом и пользователями согласно нормам законодательных актов.



Ревизор несет ответственность перед органом, назначившим ревизию согласно нормам трудового права.



    1. Принципы аудита

Принципы аудита можно разделить на две группы:

1) основные принципы, регулирующие аудит, – этические и профессиональные нормы, определяющие взаимоотношения аудитора (аудиторской фирмы) и клиента;

2) основные принципы проведения аудита, т.е. правила, определяющие этапы и элементы аудиторской проверки.

Согласно статье 4 Закона Республики Казахстан от 20 ноября 1998 года № 304-I Об аудиторской деятельности (с изменениями и дополнениями по состоянию на 13.01.2014 г.) основными принципами аудиторской деятельности являются:

  • независимость;

  • объективность;

  • профессиональная компетентность;

  • конфиденциальность;

  • честность;

  • соблюдение стандартов организаций

Содержание каждого из принципов раскрыто в таблице №2.

Таблица №2. Характеристика основополагающих принципов аудита.

№ п/п

Принцип

Характеристика

1

Независимость

Аудитор должен быть свободен от влияния, давления, контроля со стороны как проверяемого субъекта, так и любых третьих лиц. Независимость аудитора – отсутствие какой-либо финансовой или имущественной заинтересованности аудитора на проверяемой фирме. Аудитор не может проверять фирму, одним из собственников которой он является; не может участвовать в проверке, если с высшими должностными лицами клиента его связывают родственные отношения

2

Честность

Аудитор должен быть приверженцем профессионального долга

3

Объективность

Аудитор обязан быть бесстрастным при рассмотрении любых профессиональных вопросов, формировании суждений, выводов и заключений

4

Профессиональная компетентность и добросовестность

Аудитор должен обладать необходимым объемом знаний и умением, квалифицированно применять эти знания при рассмотрении конкретных ситуаций, а также обязан оказывать профессиональные услуги с должной

Продолжение таблицы №2

5

Конфиденциальность информации

Аудиторы обязаны обеспечивать сохранность документов, получаемых или составляемых ими в ходе аудиторской деятельности, и не вправе передавать эти документы каким бы то ни было третьим лицам либо разглашать устно содержащиеся в них сведения без согласия проверяемого субъекта

6

Соблюдение стандартов организаций


Работа аудитора должна соответствовать техническим и профессиональным стандартам и нормативам бухгалтерского учета и аудита. Аудиторы также обязаны внимательно и умело следовать инструкциям клиентов, учетной политике аудируемой организации.

























Глава 2. Особенности развития аудита в странах с развитой экономикой

Организация и практика аудита в различных странах имеет свои особенности. Они обусловлены спецификой каждой страны, системой ее государственного устройства, уровнем экономического развития, традициями общественного самоуправления и многими другими факторами. Рассмотрим особенности возникновения и дальнейшего развития аудита в странах с развитой экономикой.

2.1 Аудит в Великобритании

После принятия в 1862 г. закона о британских компаниях, согласно которому компании по меньшей мере один раз в год должны были представить счета и отчеты для проверки специалистами по бухгалтерскому учету и финансовому контролю, ряды аудиторов существенно пополнились. Авторы книги , ссылаясь на британского автора Ричарда Брауна, указывают численность аудиторов во всем мире в 1905 г. - 11 тысяч, из которых половина приходилась на Великобританию.

В 1880 г. в Великобритании насчитывается шесть основных бухгалтерских и аудиторских организаций.

Сначала обязанности аудитора не были четко определены: все инвесторы - и акционеры, и кредиторы видели в нем защитника своих интересов.

Английские специалисты середины - конца прошлого века внесли существенный вклад в развитие аудита и техники ревизий. Уравнения баланса были созданы в первой половине прошлого века В.Ф. Фостером и во второй половине - Лоуренсом Дикси:

А - П = К и А = П + К.

Лоуренс Дикси - крупнейший авторитет того времени видел цели ревизий в выявлении :

1) подлогов;

2) случайных ошибок;

3) недостатка в организации учета.

Ревизия начиналась с кассы. Анализ баланса рассматривался с точки зрения интересов различных заинтересованных лиц.

Среди английских ученых не было единого мнения относительно последовательности проведения проверок. Если (как уже отмечалось ранее) Лоуренс Дикси считал, что проверка должна начинаться с кассы и его поддерживали другие видные ученые (Ватсон и Чэдвик), то Годдар настаивал на проверке прежде всего Главной книги. При этом существует так называемое «правило Годдара», которое гласит: «Прежде чем перейти к следующему счету, предыдущий должен быть вполне исчерпан», а последовательность счетов устанавливает сам проверяющий.

Как уже отмечалось, английские ученые внесли большой вклад в развитие теории и методов аудита. Им же современный аудит обязан появлению анкет, позволяющих существенно сократить трудоемкость проверок. Они руководствовались анкетой, содержащей около 150 вопросов, проставляли в качестве ответов числа и «картина состояния дел компании получалась удивительно ясная и полная».


2.2 Развитие аудита в США

В США аудиторское дело возникло под влиянием британской практики аудита. однако темпы развития бизнеса в США резко отличались от британских, для Америки английские методы стали неприемлемыми вследствие того, что британский стиль проверки требует чересчур много времени и средств. Американский аудит вследствие специфики сверхбыстрых темпов роста американского бизнеса конца XIX века - начала XX века нуждался в быстрых темпах проведения проверок, а следовательно - в прогрессивных технологиях аудита. Американские аудиторы стали практиковать применение «тестового аудита», сбора свидетельств о деятельности фирмы у партнеров по бизнесу с целью проверки операций. Они начали учитывать интересы инвесторов, уделять все больше внимания оценке актива и пассива и отошли от достаточно преобладающей в английской школе детальной проверки, которую Монтгомери охарактеризовал как «проверка канцелярской точности». Спрос кредиторов, в основном банков, привел к расширению задач аудита и к разработке новых методов аудита и подхода к стандартизации.

Р. Монтгомери в 1912 г. написал книгу «Аудит: теория и практика», которая при последующих изданиях и переизданиях (вплоть до наших дней) получила название «Аудит Монтгомери в США аудит обязателен для компаний, зарегистрированных Комиссией по ценным бумагам и биржам (Securities and Exchange Commision), созданной в 1934 г. после биржевого краха на Уолл-стрит в 1929 г. Закон о ценных бумагах 1933 г. и Закон о биржах 1934 г. требовали, чтобы зарегистрированные компании составляли соответствующие формы финансовой отчетности.

В США имеются два типа профессиональных и негосударственных аудиторских организаций. Один из них представлен на общенациональном, федеральном уровне и называется Американским Институтом дипломированных присяжных бухгалтеров (AICPA). Этот институт возник в 1887 г. и с тех пор играет ведущую роль в формировании аудиторских кадров. Он удостоверяет квалификацию соискателя, который сдает соответствующие экзамены и получает диплом бухгалтера-аудитора. Институт руководит научной и методической работой в США, публикует монографии и издает ряд журналов по аудиту, среди которых наибольшую популярность имеет «Джорнэл оф Эккаунтенси».

Кроме общенационального Института существуют профессиональные аудиторские организации на уровне отдельных штатов, которые называются обществами дипломированных общественных бухгалтеров. Члены этих обществ имеют право на проведение аудиторских проверок и оказание консультационной помощи на территории своих штатов. Бухгалтеры-аудиторы могут заниматься своей деятельностью в рамках частной практики или же быть сотрудниками аудиторских фирм. Наиболее квалифицированные аудиторы ведут преподавательскую работу в университетах и колледжах.

В США в 1917 г. с целью стандартизации процедур аудита разрабатываются «Утвержденные методы по подготовке данных балансового отчета», пересмотренное издание вышло в 1929 г. под названием «Проверка финансовых отчетов». В этом издании подчеркивалась важность внутреннего контроля, а также говорилось о практике составления заключений. В 1934 г. опубликован документ «Проверка финансовых отчетов независимыми аудиторами», в котором были рекомендованы следующие позднее повсеместно принятые процедуры аудита: изучение инвентарной ведомости и подтверждение дебиторов по расчетам.

Активный процесс стандартизации начался с 1939 года, когда AICPA учредила Комитет по аудиторским процедурам и он издал первое Положение об аудиторской процедуре. С 1939 г. AICPA начал публиковать бюллетени исследований и отчеты по процедурам аудита - первые оригинальные документы института, касающиеся стандартизации аудита. В первом отчете по процедурам аудита было приведено 7 ключевых положений, лежащих в основе формирования профессии аудитора. В отчете признаны обязательными процедурами аудита изучение инвентарных ведомостей и подтверждение дебиторской задолженности, рекомендовано избирать независимых аудиторов Советом директоров (акционеров компании), а компаниям создавать независимые комитеты по аудиту для наблюдения за внутренними проверками и бухгалтерскими процедурами, сформулированы образцы заключений аудитора по представленной финансовой информации.

70-80-годы XX века в США отмечены повышенным интересом общественности к кругу обязанностей и работе аудиторов. Следствием ряда неудачных проверок, повлекших за собой судебные разбирательства, явились слушания в Конгрессе, создание специальных комиссий для определения роли и ответственности аудитора. Итогом стал вывод о несоответствии между тем, в чем по представлению общества (а значит и клиентов) должен заключаться аудит, и возможностями реального процесса аудита, которые ограничены определенными рамками (в первую очередь - ограничениями по срокам проведения аудиторских проверок) и необходимостью усилить активность Совета по аудиторским стандартам с целью сокращения и дальнейшей ликвидации этого разрыва.

Определения аудита разными организациями в США различаются. Так, например, Американский институт присяжных бухгалтеров определяет аудит как «процесс, посредством которого компетентный независимый работник накапливает и оценивает свидетельства об информации, поддающейся количественной оценке и относящейся к специфической хозяйственной системе, чтобы определить и выразить в своем заключении степень соответствия этой информации установленным критериям», а комитет Американской ассоциации бухгалтеров по основным концепциям учета дал такое определение аудиту: «Аудит - это системный процесс получения и оценки объективных данных об экономических действиях, устанавливающий уровень их соответствия определенному критерию и представляющий результаты заинтересованным пользователям» .

В настоящее время в США более 45000 аудиторских фирм. Число занятых колеблется от 1 до нескольких тысяч человек. Их можно сгруппировать в 4 категории.

«Большая шестерка», как ее называли раньше, - супергиганты на рынке аудиторских услуг, некоторые из них находятся в состоянии слияния. (Нью-Йоркий офис каждой более 1000 человек), офисы во всех крупных городах США и мира, годовой доход более 500 млн. долларов США. В той или иной форме все эти фирмы присутствуют также и на рынке аудиторских услуг в России, в основном зарегистрировав так называемые «СП».

Другие национальные фирмы (ряд фирм считаются национальными, т.к. имеют офисы в большей части крупных городов), имеют международный потенциал.

Крупные местные и региональные фирмы (есть несколько сотен аудиторских фирм с профессиональным штатом более 50 человек).

Малые местные фирмы - более 95% аудиторских фирм имеют численность менее 25 человек и одн офис.

Организационные формы аудиторских фирм - единоличное владение, товарищество или профессиональная корпорация.

В США аудиторы сертифицируются по трем специализациям:

1) присяжный бухгалтер;

2) присяжный внутренний аудитор;

3) присяжный аудитор информационных систем.

Для того, чтобы получить лицензию от штата на ведение практики и право называться «присяжный бухгалтер», претендент должен выдержать экзамен, «который проводится раз в полгода, который готовится Экзаменационной комиссией и проводится одновременно на всей территории США в мае и ноябре и отвечать требованиям комиссии по уровню образования и опыта.

Экзамен во всех штатах проводится по следующим четырем предметам:

  1. Теория и практика бухгалтерского учета - проверка знаний кандидатов по принципам бухгалтерского учета.

  2. Практика бухгалтерского учета - проверка способности кандидата применять принципы бухгалтерского учета, требования нормативных документов, технику составления отчетности, принципы и процедуры федеральной налоговой отчетности.

  3. Аудит - проверка знаний кандидатом профессиональных обязанностей, аудиторских стандартов и процедур, стандартов неаудиторских услуг, предоставляемых присяжными бухгалтерами.

  4. Законодательство - проверка знания кандидатом юридического содержания мероприятий, в особенности относящихся к бухгалтерскому учету и аудиту, а также юридической ответственности аудиторов.

Экзамены эти достаточно сложны. «Примерно 10% тех, кто держит экзамен, сдают все с первого раза». При этом, некоторые штаты требуют также проверки знаний кандидатов по другим предметам. В каждом штате требования к уровню образования и практическому опыту свои.

Для того чтобы работать в аудиторской фирме, сдавать столь сложные экзамены необязательно, однако, для того чтобы стать партнером (а не просто наемным работником), это обязательно.

Присяжный внутренний аудитор - специалист, сдавший экзамен на внутреннего аудитора и получивший сертификат, но права получения лицензии на практику не имеет. Для претендентов также установлены требования по уровню образования и практического опыта.


2.3 Развитие аудита в Германии

Германия конца XIX века являлась страной, в которой бурно развивался капитализм и начало этого бурного роста было положено объединением германских государств в единую страну благодаря усилиям «железного канцлера» Отто фон Бисмарка.

В Германии первые шаги по введению аудита были сделаны в 1870 г., когда дополнение к закону об акционерных обществах обязало наблюдательные советы этих обществ осуществлять проверку баланса, отчета о распространении прибыли и докладывать о результатах проверки на общих собраниях акционеров. Однако в законе не было указано, какая это должна быть проверка - собственными (внутренними) ревизорами или же приглашенными со стороны. В связи с тем, что грюндерская лихорадка после 1870 г. привела к созданию и быстрому краху множества акционерных обществ, германское законодательство предусмотрело проведение внешнего аудита.

14 августа 1884 г. по примеру английских аудиторов в Германии возникает институт бухгалтеров-ревизоров (однако, в своей книге «Очерки по истории бухгалтерского учета» Ярослав Вячеславович Соколов отмечает, что «...националистическая тенденция относила возникновение профессии к XVIII в. и даже ко временам Ганзы» (стр. 109 - сноска). Подобные институты не без влияния немецкой традиции были организованы в Христиании (Осло), Вене, Будапеште, Цюрихе, Риге, Гельсингфорсе. Институт существовал на средства банков и отражал интересы крупного финансового капитала. Бухгалтера-ревизора называли трейгендер. Немецкие исследователи по-разному оценивали деятельность трейгендеров. Например, согласно Герстнер писал, что «Трейгендер не только представитель в юридическом смысле, но и доверенное лицо, друг, советчик, помощник, короче - правая рука, верная рука, которая для нас работает там, где мы сами поручаем или где условия места, времени, личные, хозяйственные, материальные нам мешают самим сделать все и где нам необходимо третье лицо, именно трейгендер». Однако другие исследователи, в частности, Р. Штерн и Р. Байгель разоблачали деятельность института как малоэффективную, дорогую и крайне пристрастную, выполняемую в интересах крупных банков. Я.В. Соколов считает, что независимо от оценок современников институт ревизоров способствовал выработке и совершенствованию определенных способов проведения документальных ревизий, формулированию требований к лицам новой профессии и приводит в подтверждение этой мысли цитату из книги К. Порцига «Техника ревизии книг и баланса», изданной в Москве в 1925 г.: «Ревизор должен избегать всего того, что производит впечатление, как будто его мнение и система единственно правильны; он не должен превращать мелкие ошибки в государственные преступления, если в общем в работе была проявлена требуемая тщательность и добросовестность; он должен спокойно выслушать взгляды и мнения других, даже если они противоречат его собственному мнению, так как не всегда бывает, что вычитанное и изобретенное в кабинетах или одобренное на других предприятиях может считаться необходимым и правильным для введения в собственном предприятии. Не всегда благополучие предприятия и гарантия его правильного ведения зависят от составления и применения новых формуляров». Упомянутые Р. Штерн и Р. Байгель в числе других ученых являлись учеными, внесшими значительный вклад в развитие анализа хозяйственной деятельности и анализа баланса. В немецкой школе выделяли три направления изучения баланса:

1) экономический анализ;

2) анализ юридический, что привело к созданию бухгалтерской ревизии;

3) популяризация знаний о балансе среди акционеров.

Именно в Германии в конце XIX - начале XX веков возникло оригинальное научное направление - балансоведение. По мнению Я. Соколова, возникновение балансоведения было обусловлено тремя факторами:

1) деятельностью крупных юристов, создавших специальную отрасль права - балансовое право;

2) пропагандой баланса как основополагающей исходной концепции бухгалтерии;

3) необходимостью ознакомить массы акционеров с механизмом основной отчетной формы - балансом, при исследовании структуры последнего.

При этом заслугой именно немецких юристов являлось формулирование основных требований к балансу:

1) точность;

2) полнота;

3) ясность;

4) правдивость;

5) преемственность;

6) единство баланса.

С 1908 г. при Лейпцигской Высшей Коммерческой школе была начата специальная подготовка бухгалтеров-ревизоров (срок обучения - 1 год). На отделение принимались только лица, имеющие высшее экономическое образование и опыт бухгалтерской работы.

С 1931 года акционерные общества обязаны проводить аудиторские проверки (обязанность прохождения внешней аудиторской проверки была сформулирована в предписании относительно акционерных обществ). Это было вызвано тем, что наблюдательные советы акционерных обществ не справлялись с возложенной на них обязанностью по проведению проверок, тем более, что объектами проверок стали не только годовые отчеты, но и вся организация бухгалтерского учета. Трудность усугублялась еще и тем, что многие акционерные общества имели многочисленные филиалы, хотя связанные с головной организацией (материнским обществом), но во многом самостоятельно осуществляющие свою производственную и коммерческую деятельность. Такой большой объем сложной работы могли выполнить только приглашенные со стороны квалифицированные специалисты.

В 1932 г. в Германии создан Институт аудиторов в результате передачи ему функций ранее существовавшего Института ревизии и попечительства, просуществовавший до 1945 г. После окончания второй мировой войны в Дюссельдорфе был образован Институт аудиторов, который в ноябре 1954 г. был переименован в Институт аудиторов в Германии. За это время Дюссельдорфский институт, проводя профессиональную деятельность на всей территории Германии, завоевал высокий авторитет, что позволило ему стать общегерманской организацией.

Задачи Института аудиторов заключаются в содействии развитию аудиторской профессии и обеспечении страны аудиторскими кадрами, в разработке единых профессиональных принципов и норм, соблюдении этих норм всеми представителями аудиторской профессии. Для обсуждения возникающих проблем в работе Института аудиторов при нем создаются специализированные комитеты, включающие в свой состав опытных и заслуженных представителей аудиторской профессии. Результаты этих обсуждений публикуются в специальном журнале «Ди Вирштафтспрюфунг», периодичность которого один раз в 2 месяца и в ежемесячных выпусках «Фанхнахрихтен». В этих же изданиях публикуются различные материалы для широкого ознакомления и обсуждения, например, проекты документов, а также принятые документы, касающиеся аудита внутри страны и за рубежом.

В настоящее время в Институт аудиторов добровольно входят около 5600 аудиторов и 600 аудиторских организаций, т.е. примерно 80% всех представителей данной профессии. Главное условие членства - добровольное, но строгое соблюдение профессиональных правил, включая соблюдение этических норм.

В настоящее время для обозначения профессии аудитора в ФРГ используется термин «виртшафтспрюфер», что буквально означает «контролер экономики». Этот термин защищен законодательно, а все иные, применявшиеся ранее в ходе исторического развития Германии (ревизор, финансовый инспектор и пр.) в профессиональном обиходе не встречаются. «Согласно Германскому гражданскому уложению, истоки которого восходят еще к 1896 г. и которое в модифицированной в соответствии с требованиями современной эпохи форме действует и в ФРГ, аудитор является представителем свободной профессии, его задачей является «осуществлять производственно-экономический контроль, в особенности годовых финансовых отчетов предприятий, и давать информацию о результатах такого контроля».

Государственное воздействие на аудиторскую деятельность в Германии дополняется тем, что все аудиторы и аудиторские фирмы должны быть в обязательном порядке членами Аудиторской палаты. Обязанность Аудиторской палаты заключается в защите профессиональных интересов аудиторов и содействии росту авторитета аудиторской профессии, оказание консультационной и правовой помощи членам палаты, повышении квалификации аудиторов, контроле за аудиторской деятельностью и содействии в обучении новых аудиторских кадров. Членами Аудиторской палаты вместе с аудиторами, занимающимися исключительно своими профессиональными обязанностями, являются руководители, члены правлений и другие ответственные работники аудиторских фирм, даже если они не заняты непосредственно аудитом.

С 1 января 1986 г. профессиональные аудиторские нормы приведены в соответствие с 4, 7 и 8 директивами Совета Европейских Сообществ, как и нормы бухгалтерского учета и отчетности.

Право проведения аудиторских проверок закреплено только за официально уполномоченными аудиторами - «контролерами экономики», «присяжными контролерами бухгалтерских книг», а также официально уполномоченными аудиторскими фирмами.

Аудиторы весьма ограничены в отношении совмещения аудиторской деятельности с какой-либо иной. Допустимо лишь совмещение аудита со следующими видами деятельности:

1) осуществление деятельности представителя свободной профессии в технической области и в юридической области;

2) научно-исследовательская работа в институтах научного профиля, преподавательская работа в вузах и университетах;

3) участие в операциях доверительного управления или в фидуциарных операциях (хранение и управление ценными бумагами, которыми он распоряжается в интересах своего клиента), а также в операциях по секвестированию (аудиторская палата ФРГ дает разрешение на такую деятельность лишь в том случае, если она является временным, а не постоянным явлением);

4) свободная профессиональная деятельность в области литературы или искусства.

За нарушения, связанные с профессиональной этикой, противоправными действиями и пр., аудиторы могут быть подвержены различным мерам воздействия, начиная от предупреждения, замечания за незначительные провинности. Далее следуют более существенные меры - денежные штрафы, запрещение заниматься данной профессией. Существует профессиональный суд, который рассматривает сложные дела, связанные с нарушениями законодательства аудиторами.

Система подготовки кадров аудиторов весьма сложная, высоки также требования к претендентам: для того чтобы быть допущенным к экзамену, кандидат должен иметь высшее образование по одной из нескольких специальностей и шестилетнюю практическую деятельность в экономической области (при этом не менее четырех лет принимать участие в исполнении тех или иных контрольных функций). В виде исключения допускаются к экзамену кандидаты, не имеющие законченного высшего образования, но имеющие не менее, чем 10-летний стаж в качестве аудитора-ассистента или иного работника в аудиторском обществе. Существуют также иные ограничения, в частности, до экзаменов не допускаются лица, которые:

  • в силу какого-либо нарушения законодательства ФРГ не имеют права занимать посты в официальных ведомствах;

  • получили отказ в праве исполнять свои профессиональные обязанности;

  • имеют физические недостатки длительного свойства, не дающие возможности правильно исполнять обязанности аудитора;

  • имеют неурегулированные должным образом финансовые и экономические отношения;

  • имеют ограничения в плане распоряжения своим имуществом;

  • из-за своего поведения вызывают сомнения в том, смогут ли они должным образом выполнять обязанности аудитора.

Дополнительно необходимо отметить, что соискатель должен быть немцем в соответствии с определением ст. 116 Конституции ФРГ. Экзаменационные комиссии формируются властями федеральных земель, при этом вопрос о допуске к экзамену претендента решает комиссия, которая также вправе в случае необходимости запросить у кандидата дополнительные сведения и рекомендательные отзывы. Допущенные к экзамену предоставляют письменную научную работу по специальности, выполненную дома, далее выполняются три письменные работы в присутствии экзаменаторов и устная часть экзамена. В случае успешной сдачи экзаменов, власти федеральной земли выдают документ, удостоверяющий профессиональный статус аудитора. После получения этого документа аудиторы становятся членами аудиторской палаты, которая ведет профессиональный реестр аудиторов, аудиторских обществ, принявших присягу контролеров бухгалтерских книг, а также их обществ. Каждый аудитор должен иметь собственную печать, которая удостоверяет его профессиональный статус и позицию, сформированную на основе законодательных предписаний.

Аудит в Германии имеет несколько направлений:

  • аудиторский контроль предприятия в конце финансового года (проверка правильности ведения бухгалтерских книг, проверка годовой отчетности);

  • аудиторский контроль документов юридического лица в период его основания на предмет соответствия законодательству страны;

  • аудиторский контроль по поручению общего собрания акционеров (как правило отдельные области деятельности акционерного общества, а не все);

  • аудиторский контроль отдельных сегментов деловой и финансовой деятельности (в частности, депонированные ценные бумаги в кредитных учреждениях);

  • аудиторские проверки на предмет обнаружения правонарушений, включая контрольные проверки текущего характера, превентивные проверки с целью предупреждения возможных нарушений;

  • контрольная проверка всего предприятия или его части (например, в случае продажи).


2.4 Аудит во Франции и Италии

Во Франции функционируют две основные организации, занимающиеся руководством аудиторской деятельностью в стране, - Палата экспертов-бухгалтеров и поверенных бухгалтеров и Общество комиссаров по счетам. Основные различия между экспертами-бухгалтерами и комиссарами по счетам состоят в том, что эксперты-бухгалтеры приглашаются для проведения проверок ведения учета и отчетности, а комиссары по счетам назначаются в обязательном порядке в акционерные общества согласно законодательству об акционерных обществах. В каждом акционерном обществе должен быть назначенный комиссар по счетам, а если это общество обязано публиковать консолидированную отчетность, то должно быть не менее двух комиссаров.

Комиссары по счетам осуществляют проверки финансовой отчетности акционерных обществ и ставят на отчетах сертификаты, подтверждая их достоверность и обоснованность записями на бухгалтерских счетах. Поэтому деятельность комиссаров по счетам довольно жестко регламентируется ордонансом от 19 сентября 1945 г. Деятельность эксперта-бухгалтера не столь строго регламентируется государством. В основном они заняты текущими консультациями по учету, менеджменту и правовым вопросам, кроме всего, они занимаются постановкой бухгалтерского учета, налаживают систему внутреннего контроля. Функции комиссаров по счетам эксперты-бухгалтеры могут выполнять только не в той фирме, которой оказывались консультационные услуги или производилась постановка или совершенствование учета.

Как и в других странах с рыночной экономикой, развитие аудита привело к выделению специализаций - из среды аудиторов, по традиции называемых экспертами-бухгалтерами, выделились специалисты по налоговому, правовому консультированию, по менеджменту.

Палата экспертов-бухгалтеров и поверенных бухгалтеров объединяет аудиторские учреждения и отдельных аудиторов на национальном и региональных уровнях. Она официально представляет все аудиторские организации, функционирующие во Франции, в отношениях с международными организациями. Научную, методологическую и организационную работу в области аудита ведет Французский институт экспертов-бухгалтеров с резиденцией в Париже, издающий журнал, освещающий проблемы учета и аудита. Решающее влияние на постановку учета во Франции оказывает Национальный Совет по учету, являющийся консультативным органом при министре экономики и финансов. В нем 80 членов, большинство среди которых - эксперты-бухгалтеры, комиссары по счетам, главные бухгалтеры предприятий.

Во Франции достаточно сильно государственное регулирование аудита (это можно отметить на примере назначения комиссаров по счетам в акционерные общества), государство осуществляет прямой контроль за формированием аудиторских кадров, их профессиональной подготовкой и текущей деятельностью.

Нельзя не отметить, что именно французскому языку мы обязаны термином «ажур», «все в ажуре» (от французского - по сей день), который означает состояние бухгалтерского учета, когда все отчетные записи делаются в день совершения хозяйственной операции, в более широком смысле - когда учетно-вычислительные работы выполняются в установленные сроки и все операции регистрируются немедленно после их совершения.

В конце января 1992 г. в Италии принято правительственное постановление, согласно которому законную аудиторскую деятельность могут осуществлять только те лица, которые внесены в именной реестр, находящийся под контролем министерства юстиции.

Соискатели звания аудитора должны обладать дипломами о высшем экономическом, юридическом, коммерческом образовании либо о среднем бухгалтерском образовании при наличии не менее трех лет практического стажа.

Для того чтобы получить право заниматься аудитом, соискатели должны сдать экзамены по бухгалтерскому учету, праву, вычислительной технике и информатике. Сдачу экзаменов также контролирует министерство юстиции.

В именном реестре должны числиться как аудиторские фирмы, так и отдельные лица. Большинство руководителей зарегистрированных аудиторских фирм должны пройти также персональную регистрацию.

В Италии, как и во Франции, аудиторы делятся на две категории: проверку и подтверждение финансовой отчетности осуществляют так называемые «доттори коммерчиалисти», а постановку бухгалтерского учета и текущее консультирование по учетным делам осуществляют «раджионьери».









Заключение

Следует обратить внимание на огромную роль в становлении в Казахстане аудита Главы нашего государства Нурсултана Назарбаева, который еще на заре независимости подчеркивал важность развития аудиторской деятельности для построения рыночной экономики. Именно по поручению Президента страны в начале 90-х годов минувшего века была разработана первая программа развития аудита и бухучета. Таким образом, Казахстан стал первым среди постсоветских республик, кто внедрил аудиторскую программу и международные стандарты аудита. Иначе, как не раз отмечал в своих выступлениях Глава государства, сложно построить экономику на рыночных принципах и выйти на международные биржи.

Кроме того, надо отдать должное бывшему в начале 90-х годов министром финансов Еркешбаю Дербисову, который вместе с известными финансистами Коланом Амановым, Сеитсултаном Аимбетовым, профессором Владимиром Радостовцем и многими другими прогрессивными специалистами активно продвигал идею развития аудиторской деятельности и разработки необходимого для аудита закона.

В заключении своей курсовой работы хочу остановиться на словах Сапара Кошкимбаева - президента Палаты аудиторов РК, заслуженного деятеля Казахстана:

« Первый съезд аудиторов Казахстана состоялся 24 мая 1993 года. В его работе вместе с руководителями министерств и ведомств, другими почетными гостями принимал участие и я. На съезде приняли решение избрать президентом Палаты аудиторов РК Еркешбая Дербисова, а меня – вице-президентом. В тот же год мы приняли в палату первых аудиторов и аудиторские организации и создали Совет палаты.

Уже в те 90-е годы мы понимали, что не сможем выстоять в нелегких рыночных реалиях одни. Поэтому Палата аудиторов впоследствии выступила инициатором создания Палаты оценщиков, Палаты налоговых консультантов, Палаты бухгалтеров. Сегодня эти организации успешно работают самостоя­тельно и имеют республиканское значение. И это радует, ведь вместе с профессионалами всегда легче вводить в практику различные сертификации и другие законодательные акты.

Тем временем в Казахстане во второй половине 90-х годов активно создавались другие аудиторские компании, и мы предложили всем объединиться в одну профессиональную организацию и организовать Палату аудиторов РК. Это было важным для регулирования взаимоотношений между компаниями, выработки единых критериев в нашей работе, принятия Кодекса этики поведения аудитора и других документов. Но для этого необходим был профессиональный закон в области аудита.

Мне выпала честь принимать участие в создании первого Закона «Об аудиторской деятельности в РК». Дело в том, что у меня уже был пусть небольшой, но опыт – в 1991-м меня направили в Москву для разработки Закона об аудиторской деятельности в СССР. Наша группа из четырех человек его подготовила, и законопроект приняли в Верховном Совете СССР в первом чтении. Но тут случился августовский путч под началом ГКЧП. И в Союзе, трещавшем буквально по швам, точнее, по национальным квартирам, стало не до нашего законопроекта.

Вернувшись в Алматы, свой наработанный в Москве опыт я применил уже для разработки казахстанского законопроекта. «Казахстан­аудит», руководителем которого я был, в те годы находился в здании № 50 по улице Панфилова, которая сегодня носит имя Казыбека-би. Напротив нас располагался Дом Правительства на Старой площади (сегодня этот дом занимает Казахстанско-Британский технический университет). За время, пока мы разрабатывали законопроект, успели проложить к Дому Правительства, можно сказать, «тропу закона», так как каждый его пункт согласовывали с депутатами Верховного Совета и чиновниками разных ведомств.

Закон об аудиторской деятельности зарождался в очень сложных условиях. Ни у кого из разработчиков не было аудиторского опыта, у некоторых чиновников не было даже понятия об аудите.

Наверное, поэтому на заседаниях в Правительстве они порой недоумевали: «как можно будет заставить организации обращаться к вам с просьбой не просто проверить их, но еще за деньги!..». Более того, принятие нового закона об аудите требовало еще применения международных стандартов аудита, о которых многие в Правительстве также ничего не знали. Некоторых чиновников, помню, возмущало, что новый Закон «Об аудиторской деятельности в РК» давал специалистам возможность трактовать эти стандарты по своему мнению! Это было нонсенсом для того времени, поскольку шло вразрез с существовавшим тогда законодательством и правоприменительной практикой. Кроме всего, новый закон давал право вновь создаваемой (в соответствии с законом) Палате аудиторов по результатам сложных экзаменов в ее квалификационной комиссии присваивать квалификации аудиторам, подготовленным по международным стандартам. Это нововведение также шло вразрез с привычной советской практикой, когда квалификацию мог присваивать только государственный орган. Иные правоведы даже выступали против этого. Мы, разработчики первого в Казахстане закона об аудиторской деятельности, в свою очередь, старались на примерах доказать, что во всем мире профессиональные аудиторские организации присваивают квалификации. Так должно быть и в нашей стране…

Сегодня в Казахстанскую палату входят 140 организаций, в том числе «большая четверка» крупнейших международных аудиторских компаний, занимающихся аудитом в нашей стране. К слову, в начале нашего пути Палата аудиторов настаивала, чтобы в таких иностранных компаниях директорами назначали обязательно граждан Казахстана. Ведь наши кадры должны нарабатывать опыт, и иностранные предприятия подходили для этого как нельзя лучше.

Всего в Казахстане насчитывается около 200 компаний, чья деятельность связана с аудитом. И мы уверены, что все аудиторские организации заинтересованы в развитии, совершенствовании и унификации процедур аудита в Казахстане. И такая работа должна делаться сообща в единой Палате аудиторов страны».










































Список использованной литературы:


  1. Об аудиторской деятельности: Закон Республики Казахстан от 20 ноября 1998 года (с изменениями и дополнениями по состоянию на 13.01.2014 г.).

  2. О бухгалтерском учете и финансовой отчетности: Закон Республики Казахстан от 28 февраля 2007 г. № 2732 (с изменениями и дополнениями на 13.01.2014 г.).

  3. Сапар Кошкимбаев /статья Высокие стандарты аудита - Казахстанская правда, - 17 октября 2013г.

  4. Нурсеитов Э.О. Аудиторская деятельность – Алматы, Издательство LEM. 2013.

  5. Практикум по аудиту: Учеб.пособие./Под ред. А.Д.Ларионова. - М.: ООО «ТК Велби», 2012.

  6. Торшаева Ш. М. Основы аудита: Учебное пособие – Караганда, 2011.

  7. Шеремет А. Д., Суйц В. П. Аудит: Учебное пособие. - М.: Инфра - М, 2010.

  8. Абленов Д.О. Аудит: теория и практика. Учебник – Алматы: Экономика, 2012.

  9. Ержанов М.С, Даулетбаков Г.Б., Ержанова A.M., Байдиков A.M. /Под ред. д.э.н. М.С. Ержанова/ Аудит-1: Учебник - Алматы: Издательство «Бастау». 2009.

  10. Адамс Р. Основы аудита. Пер. с англ. / Под ред. Я.В. Соколова. - М.: Аудит. ЮНИТИ, 2012.

  11. Ажибаева З.Н.Аудит: Учебник.- Алматы: Экономика, 2012.

  12. Аудит/ Под ред.В.И.Подольского.-М.:ЮНИТИ - ДАНА, 2009.

  13. Аренс А., Лоббек Дж. Аудит. -М.: Финансы и статистика, 2011.

  14. Жандаулетова А. У. Стандарты аудита на практике. Консалтинговая компания «Алмир». Часть 1. -Алматы, 2008.

  15. Местечкин В.Б., Попов А.А., Шахбазов А.Ш. Экологический аудит компании «ЮКОС». - М., 2011.

  16. Макаров С., Шагарова Л. Зарубежный опыт развития деятельности в области экологического аудирования// Аудитор. 2010.

  17. Подольский В.И., Савин А.А. Аудит 3-е изд. Учебник для вузов. — М.:Издательство Юрайт, 2011.

  18. Пчелина, С. Л. Международные стандарты финансовой отчетности : учеб. пособие / С. Л. Пчелина, М. Н. Минаева. – М. : Высш. шк. экономики, 2011.

  19. С. И. Крылов. – М. : Финансы и  статистика : ИНФРА-М, 2011.

  20. Савин, А. А. Аудит налогообложения : учеб. пособие / А. А. Савин,  А. А. Савина. – 2-е  изд. – М. : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2013.

  21. Суворова, С. П. Международные стандарты аудита : учеб. пособие / С. П. Суворова, Н. В. Парушина, Е. В. Галкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Форум : ИНФРА-М, 2012.

  22. Федоренко, И. В. Аудит : учебник / И. В. Федоренко, Г. И. Золотарева. – М: ИНФРА-М, 2013.

  23. http://www.audit.kz/

  24. http://kazakhstan.news-city.info/

  25. http://www.kazpravda.kz/


18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!