ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»
РЕФЕРАТ
«Изучение пространства как основа становления личности и индивидуальности на уроках математики»
выполнила:
К.В.Шеина
учитель нач.классов
Новосибирск
2019 г
Введение
В жизни человека движение выступает как основа всех процессов. Оно определяет человека — активен, действенен или, наоборот, пассивен, инертен. Исторически сложилось, что человек изучал, осваивал пространство. Расширение среды обитания, установление связей с внешним миром через предметы и действия с ними способствовало развитию мышления. Неспособность удерживать большие объемы информации в памяти привела к необходимости фиксации знаний. Появились знаки, стала развиваться знаковая система. Знак— это целое, сложенное из индивидуального и социокультурного [1]. Знак облекается в оболочку посредством речи, обретает форму и выражается словом. Речь не существует вне деятельности. Знак — это продукт, результат совместной речевой деятельности. Знак рождается в сотрудничестве, и не может существовать вне совместной деятельности. Совместная деятельность способствует формированию ощущений с последующим выражением в речи. Для наполнения слов смыслом важно испытать ощущения, пережить яркие эмоции. Только, находясь в активной позиции, будучи субъектом деятельности, возможно выстраивание структуры знаковых действий, развитие систем мозга. Необходимо мотивировать детей в процессе деятельности, создавать условия, направлять действия, а не делать за них.
Исходя из выше сказанного, обратилась к теме «Изучение пространства как основа становления личности и индивидуальности на уроках математики». Цель: установление связи между изучением пространства и развитием личности и индивидуальности на уроках математики.
Задачи для достижения цели:
доказать, что человек не существует вне пространства.
Подтвердить, что пространство познается в деятельности.
доказать, что деятельность способствует развитию личности и индивидуальности на уроках математики.
Содержание
Раскрытие темы требует четких и последовательных действий:
1.изучить литературу по теме («изучение пространства в деятельности»)
2.пронаблюдать практику работы по теме («я в теме, тема во мне»)
3.выполнить действия, ведущие к раскрытию темы («наполнение содержанием»)
4.обобщение сведений, информации («осмысление действий»)
5.предоставление готового продукта («результат деятельности»).
Современное образование представляет собой закрытую систему, в которой жесткий регламент действий. На изучение материала отводится определенный промежуток времени в каждом периоде обучения.
Деятельностный подход предполагает возможности выбора действий. Человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя. Именно через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности. Возможность быть и стать дает открытая система образования. В ней человеку дается время на изучение пространства вокруг себя посредством действий, манипуляций с предметами, моделированием, отводится время на осмысление действий. Осознание пространства вокруг себя и себя в пространстве очень важно для развития личности, ее психического, психологического и физического здоровья. В работе с детьми с ОВЗ это играет огромную роль.
Разнополярность в подходах к обучению — регламент действий с одной стороны и возможности выбора с другой стороны — составляет проблему для успешного вхождения в системно-деятельностный подход к обучению.
Руководствуясь Законом «Об образовании»[4] и другими законодательными документами в сфере образования [10], знаем:
1. Образование доступно всем и каждому.
Создание индивидуальных траекториий развития в образовательном учреждении по запросу с учетом возрастных, типологических и индивидуальных особенностей, исходя из особых образовательных потребностей обучающегося. "Школа для детей, а не дети для школы".
При этом надо понимать, что в образовании очень важны инклюзия и интеграция.
Инклюзия – раскрытие потенциала каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям. Это динамически развивающийся процесс, позитивно влияющий на систему социальных отношений. Развитие идей инклюзии укрепляет нравственное здоровье общества.
Интеграция — процесс совместного обучения и воспитания детей, не имеющих отклонений в развитии и детей с ограниченными возможностями посредством создания специальных условий для получения ими общего образования.[12]
И речь не идет о нарушении ради этого привычного режима бытия. Режим определяет жизненные процессы [7]. Желание (потребность) познать мир заставляет двигаться, расти. Ограничения в познании мира в раннем возрасте (не ходи, не бери, не пробуй, оставь…) блокируют процессы мозга, не дают полного развития. Совпадение реалистичной картинки и картинки книги в раннем детстве способствует правильному восприятию и воссозданию абстрактных, стилизованных форм, изображений. Зрительное восприятие мира гораздо важнее может быть слухового, так как «слух не рождает форму, зрение рождает форму». От рождения до школы дети визуально воспринимают окружающий мир, отражая его в рисунках, которые сугубо индивидуальны. Через последовательное усвоение предметных изображений происходит усвоение символов. В работе с детьми важно учесть «вертикаль развития» – ребенок лежит, учится поднимать и держать голову, старается ползти, сесть, встать на ноги, идти. Рост вверх. И ребенок выступает как субъект социальной активности. Зрительное и слуховое восприятие не дает полноты мира, так как отсутствует тактильное восприятие объекта. Только в движении возможно познание мира. Пропуская через себя образы, формируем действия, накапливаем опыт.Ребенок учится не ушами и глазами, а руками. «Рука — это вышедший наружу мозг человека» И.Кант.
В методике обучения Степановой В.В я отметила важную для себя вещь — через действия с предметами усваиваются элементарные действия с числами. Математика как основа всех действий и предметов, и даже учебных. [1,2,3]
Математика — дисциплина развивающая интеллектуальные и творческие способности человека. Лучшего средства для их совершенствования пока не найдено. Развитие интеллекта идет через формирование представлений о количестве. Еще до того, как ребенок выучит первую цифру, он уже знает довольно много о базовых математических понятиях, таких как величина, количество, прибавление и убавление, сравнение, множество и т. д. Терпение, вера и упорство на пути к цели при положительном эмоциональном подкреплении дает результат. Ощущая поддержку, собственную значимость в процессе работы, ребенок движется вперед более уверенно. Количество не всегда переходит в качество, а вот качество вполне могло бы перейти в количество. Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений.
Освоение тем, которые важны для становления целостной картины мира у детей младшего возраста, идет преимущественно эмпирическим путем и в эту деятельность встраиваются действия и операции по овладению письмом, чтением, математическими представлениями. Принцип тематизма в методике В.В.Степановой отменяет поурочное деление содержания обучения на «письмо», «чтение», «труд», «математику» и т. п.[13] Тематизм задает организационную, смысловую и мотивационную компоненты всей жизнедеятельности ребенка в школе. Потребность действовать в направлении реализации собственных представлений, потребность в успехе, в безопасности творческой самореализации в процессе преобразования учебного материала – есть основа для активизации мотива учебной деятельности, а активное участие детей в групповых формах обучения порождает условия для эффективного становления их личности. Вхождение в культуру должно происходить путём открытия смысла совместных действий со взрослым и фиксации собственного представления через порождение ребёнком индивидуального символа, основанного на его собственном опыте. Ведь главное для развития индивидуальности – не присвоить чужой опыт (пусть и культурно высокоценный), а пройти путем смены своих собственных гипотез.
Групповая форма организации учебной деятельности[5] как нельзя лучше подходит для становления личности и индивидуальности на уроках математики. Здесь задействованы все каналы восприятия окружающего мира — зрительный, слуховой, сенсорный. Важно создать условия для групповой организации учебной деятельности.
1.Вхождение в культуру должно происходить путём открытия смысла совместных действий со взрослым и фиксации собственного представления через порождение ребёнком индивидуального символа, основанного на его собственном опыте.
2.создание общего контекста взаимодействия, общего хронотопа, включающего соответственно общность пространства и пространственных представлений, с одной стороны, и общего временного контекста — с другой.
3.Создание рабочего пространства, в котором слово приобретает орудийный характер для всех участников процесса обучения.
4.Целевые прогулки, экскурсии являются основой для содержательного наполнения творческой деятельности в классе.
5.синхронизация детских действий, которая достигается совместными ритмическими действиями под музыкальную фразу, потешку, считалочку и т.п.
6.создание группового изобразительного языка
7.введение групповых способов решения учебных задач.
В своей профессиональной деятельности организую групповую работу детей при изучении материала. И вижу положительные результаты развития. Дети получают возможность научиться взаимодействовать, слушать и слышать друг друга, вырабатывать продукт совместной деятельности и презентовать его. Происходит личностный рост. Но это достигается к 4 классу. В первый год обучения пространство выступает как объект изучения в, а в нем уже знаки (числа), предметы. Каждый год обучения — это маленький шаг в большом путешествии.
Заключение
Современное образование, представляя собой закрытые системы, постепенно впускает в себя всех членов общества, независимо от социального статуса, способностей и возможностей (интеграция и инклюзия). И человек не существует вне пространства, он его часть. Только в деятельности мы познаем мир, без движения пространство замирает, картинки не оживают, не наполняются смыслом. Математика способствует познанию. «Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упортство в достижении цели» (А.Маркушевич). Нигде кроме деятельности человек не развивается. При этом движущей силой развития является активность самой личности.
Современный урок математики на сегодняшний день является одним из главных средств становления личности учащихся, т.к. ориентирован на развитие различных видов деятельности ребенка, на выполнение различных проектных, исследовательских работ, формируя тем самым у учащихся навык овладения новыми знаниями, новыми видами деятельности. Математика позволяет сформировать определенные формы мышления, необходимые для изучения окружающего мира.
Полноценное функционирование системы, которая будет направлена на развитие личности и индивидуальности на уроках математики во многом зависит от готовности системы стать открытой, доступной для каждого участника образовательного процесса. Понимание смысла системно-деятельностного подхода обуславливает выбор средств для его реализации.
Список используемой литературы.
1.видео-лекции В.В.Степановой:
* Введение. Рождение знака. Видеообращение автора технологии "Школа развития индивидуальности "Росток" Степановой В.В., канд.псих.наук, ведущего специалиста НПЦ "Гармония" (г.Смоленск)
* Математика. Становление математических способностей. Владивосток. Часть 1,2,3,4
видео-уроки В.В.Степановой
* Математика. Время. 2 класс
* Математика. Счёт. 2 класс_Часть1,2
* Математика. Счёт. 2 класс_Часть1, 2
В.В.Степанова Мир чисел. Методическое пособие
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2019 года
5. Cтатья В.В. Степановой, Н.Н. Толстых "Междисциплинарные связи социальной, возрастной и педагогической психологии: ресурсы развития"
«Путь к слову» http://rostok54.ru/publ/put_k_slovu/1-1-0-9
видео-лекции Визель Т.Г. Лекция "Детская нейропсихология". Часть 1,2,3,4
Методические рекомендации по ФГОС ОВЗ
Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями. 1994 г
Инклюзивное образование как реализация права. Обзор документов https://perspektiva-inva.ru/inclusive-edu/law/vw371/
11. Системно-деятельностный подход в обучении (Проблемы вхождения)
Светлана Алёхина. Инклюзивное образование: история и современность. 2013, Москва Педагогический университет «Первое сентября»
В.В.Степанова Принципы содержания образования по математике.