СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
КУРСОВАЯ РАБОТА
по методике экологического образования дошкольников
Воспитание любви к родному городу у детей старшего дошкольного возраста
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение)
«Саткинский педагогический колледж»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по методике экологического образования дошкольников
Воспитание любви к родному городу у детей старшего дошкольного возраста
Выполнила: студентка
31 группы специальности 050704
Дошкольное образование
Тарасенко С.С.
Руководитель:
преподаватель МЭОД
Тимакова М.Н.
г. Сатка, 2012г.
Содержание
Введение………………………………………………………………… | 3 |
| 7 |
| 9 |
|
12 |
|
18 |
|
19 |
| 24 |
Заключение………………………………………………………………. | 32 |
Список литературы……………………………………………………… | 33 |
Приложение…………………………………………………………........ | 34 |
Введение
«Кто любит, ценит, уважает накопленное и сохраненное
предшествующим поколением, может любить Родину,
стать подлинным ее патриотом»
С.В.Михалков.
В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, появилось множество инновационных программ, и тем очевиднее стал вакуум, возникший в результате того, что из поля зрения как бы сам собой выпал раздел «нравственное воспитание». Между тем актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость.
Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь.
Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому и семье, к истории и культуре города, созданной трудом родных и близких людей. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отчизне.
По утверждению А.И. Арнольдова, Н.П. Денисюка, Л.А. Ибрагимовой, А.И. Лазарева, Р.М. Римбурга, В.М. Семенова приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.
Необходимость краеведческого подхода обуславливается тем, что краеведение является основой патриотизма. Краеведческая деятельность позволяет ребенку познакомиться со своим краем, познать патриотические, духовно-нравственные традиции народа. А это и есть истоки и основа патриотического воспитания.
Возможности воспитания патриотизма у подрастающего поколения, заложенные в краеведческой деятельности, не реализуются сами по себе, необходима целенаправленная, систематическая деятельность педагогов: разработка и изучение множества разнообразных программ, методических рекомендаций, проведение проектов.
Цель курсовой работы: показать необходимость и возможность использования краеведческих данных в организации разнообразной деятельности с детьми в целях патриотического воспитания.
Объектом исследования является процесс формирования необходимых краеведческих знаний у дошкольников.
Предмет исследования – процесс ознакомления детей с родным краем с помощью краеведческой тетради в целях патриотического воспитания дошкольников.
Исходя из вышеизложенного, основными задачами выступают:
Изучить теоретико-методический аспект проблемы организации краеведческой работы с дошкольниками в целях патриотического воспитания.
Познакомится и изучить методы, приёмы и формы работы по краеведческому и патриотическому воспитанию в МКДОУ ЦРР № 2.
Изучить уровень краеведческих знаний у дошкольников старшей группы МКДОУ ЦРР № 2.
Основные понятия:
Краеведение - это комплексное научно-исследовательское и популяризаторское изучение определенной территории и накопление знаний о ней.
Социальная среда - это совокупность материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий существования, формирования и деятельности индивидов и социальных групп.
Патриотическое воспитание - сложный педагогический процесс формирования личности, уважающей традиции своего народа, страны, города, в котором живет.
Краеведческая тетрадь – учебное пособие, созданное для детей с целью изучения родного края, призванное активизировать их познавательную деятельность и позволяющее решать задачи патриотического воспитания.
Важную роль в развитии краеведения в России сыграл К.Д.Ушинский, именно он теоретически обосновал «родиноведческий принцип» в обучении, показал большое воспитательное и образовательное значение изучения своего края. Это значение также подчеркивалось в выступлениях и статьях М.И. Калинина, А.В. Луначарского, Н.К. Крупской.
Ученые, разрабатывающие краеведческие аспекты:
Михаил Васильевич Ломоносов сыграл важную роль в становлении краеведения в России, составил первый географический атлас России, провел анкетирование во всех губерниях.
Константин Дмитриевич Ушинский теоретически обосновал «родиноведческий принцип» в обучении, показал большое воспитательное и образовательное значение изучения своего края.
В Челябинской области краеведческую программу для младших школьников создала Евгения Витальевна Григорьева – кандидат педагогических наук Челябинского государственного педагогического университета.
В Саткинском районе краеведческую тему разработали местные краеведы: Чернецов Виталий Петрович, Горячев Юрий Николаевич, Трофимов Евгений Петрович.
По инициативе начальника районного управления по культуре Ежовой Любови Степановны к 250-летию города Сатка выпущена книга для детей «Путешествие с дедом Саткознаем».
Любой край, где бы человек ни жил, неповторим. У каждого места на земле есть своя история. Город Сатка имеет богатую историю, которую должны знать живущие в нём дети. За последние годы город преобразился: стали чистыми и нарядными улицы, с благоустраиваются дворы и детские площадки, появилось много новых зеленых насаждений и разнообразных красиво оформленных цветущих клумб. Город стал одним из центров чёрной металлургии страны.
В каждом городе есть свои особенности исторического развития, специфические черты культуры, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства.
Помочь дошкольникам шире познакомиться с родным городом, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества, принять участие в созидательной деятельности – в этом заключается главное назначение данной работы.
1.Социальные объекты в краеведческой деятельности
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”
Симонов “Родина”
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Очень важна работа с детьми по ознакомлению с родным городом в том плане, что она несет познавательную, духовно-нравственную, природоохранную функции. Ребенку-дошкольнику можно рассказать много интересного о его “маленькой” Родине (об историческом и современном городе, о живописных местах, о памятниках природы, архитектуры и о многом другом). В старшем дошкольном возрасте увеличивается объем знаний о родном городе. Детей знакомят с промышленностью, с историей города и его достопримечательностями, героическими страницами истории. Чувства гордости испытывают дети, живущие на улицах, названных в честь знаменитых людей города.
Знакомство с родным городом и родной страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, рождает первые патриотические чувства.
Критерии и показатели патриотизма в дошкольном возрасте:
• эмоционально-чувственный (выражение сопереживания родному дому, культурному наследию);
• когнитивный (наличие представления о родном доме, культурном наследии, достопримечательностях малой Родины, проявление любознательности);
• мотивационный (желание и стремление к познавательной и другим видам деятельности);
• практический (умение сопереживать, оказывать помощь окружающим).
В зависимости от возраста и уровня развития ребенок старшего дошкольного возраста:
Владеет обобщенными и адекватными знаниями:
об улице и районе города, в котором живет;
о достопримечательностях родного города (культурные учреждения, промышленные центры, памятники истории);
Имеет дифференцированные представления:
об истории зарождения своего города;
о родном городе как части России;
Владеет обобщенными знаниями:
о традициях своего города;
Проявляет устойчивый познавательный интерес:
к явлениям истории и культуры своего города;
Самостоятельно применяет полученные знания в различных видах творческой, предметно-продуктивной, коммуникативной деятельности.
Развитие чувств и эмоций:
Проявляет осознанное положительно-эмоциональное отношение в процессе приобщения к краеведческому материалу;
проявляет потребность в поддержании красоты, в проявлении заботы о чистоте в социокультурной среде;
проявляет чувство уважения к знаменитым людям своего города;
проявляет осознанное отношение и положительные эмоции от осознания принадлежности к носителям традиций и культуры родного города.
Формирование поведения:
владеет способами проявления заботы о благосостоянии своего города;
наблюдается проявление бережного, заботливого отношения к достопримечательностям города;
проявляет доброжелательное отношение к представителям разных национальных культур;
наблюдается бесконфликтное поведение в общественных местах;
самостоятельно регулирует негативные эмоциональные проявления.
Успех в воспитании патриотических чувств у дошкольников может быть, достигнут только в том случае, если сам воспитатель будет знать историю своего города, своей страны. И прежде чем учить детей, необходимо научиться самому, уметь преподнести материал доходчиво, понятно. И от того, как педагог это сделает, зависит, воспримет ли ребенок эти знания, появится ли у него желание узнать что-то новое.
Наибольшую трудность у дошкольников вызывает работа по знакомству с историей родного города, его достопримечательностями. Поэтому возникает необходимость в разработке системы занятий по «Историческому краеведению», как для детей, так и для взрослых, в первую очередь для воспитателей.
1.1.История города как объект краеведческой деятельности
С малых лет ребенок познает окружающий мир, он проявляет интерес ко всему, что движется, ко всему что ярко и точно выражено. Ребенок так и ждет, что же еще нового произойдет, что изменится в его окружении.
Именно в этот ранний период детства нужно начинать воспитывать у ребенка интерес к познанию. Формировать чувства родины и патриотизма, любви к родному городу. Ребенок с детства усваивает знания о том, как рождался его родной город: как переменчива его судьба, как со временем развивался цветущий город с развитой промышленностью.
В небольшом городе, каким является Сатка, достаточно просто пройтись по широким улицам и увидеть, заметить, как возводятся комфортабельные жилые дома, открываются современные торговые центры, строятся культурные и спортивные сооружения, благоустраиваются проспекты и улицы, скверы и парки. Вместе с развитием инновационных технологий в промышленности, город совершенствуется и процветает в своей культуре и многонациональности. Именно на это должно быть направлено внимание ребенка, его интерес.
Краеведение - неотъемлемая частица нашей большой истории. Оно становится на защиту традиций, унаследованных от деда-прадеда. Напряженная ситуация в межнациональных отношениях, в некоторых регионах страны напрямую связывается сегодня с падением интереса к краеведению как науке, изучающей народы в конкретных историко-культурных зонах.
А между тем историческое краеведение - один из элементов исторического образования и одна из важных отраслей дошкольного краеведения. Система, содержание и методика исторического краеведения соответствует общечеловеческим, дидактическим и предметно - методическим принципам и задачам, поставленным педагогической наукой перед общечеловеческими предметами.
Именно историческое краеведение в детском саду является одним из источников обогащения детей знаниями о родном городе, воспитания любви к нему и формирования гражданских понятий и навыков. Оно раскрывает детям связи родного города с великой Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города с историей, жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного города.
Велика роль исторического краеведения в детском саду в трудовом, нравственном и эстетическом воспитании детей, только благодаря этому разделу истории можно воспитать чувство патриотизма и любви к своей малой Родине.
В историческом краеведении почетное место отводится изучению жизни людей как творцов истории. Это помогает воспитывать у детей чувство уважения к делам и трудам предшествующих поколений и наших современников, гордость за успехи и достижения земляков.
Участвуя в познавательной деятельности, дошкольники приобретают знания об отдельном историческом факте, событии, истории города в целом. Эта деятельность носит чисто духовный характер и может иметь различные уровни по степени сложности – от простого усвоения исторических знаний на занятиях до поиска новых знаний.
Деятельность дошкольника в области краеведения опирается на личные наблюдения жизни, труда и быта населения. Она выводит детей за рамки занятий, за пределы детского сада, в мир окружающей действительности, расширяет их кругозор, область интересов, развивает наблюдательность и учит вдумчиво относиться к явлениям жизни. Через краеведческую деятельность общее становится более конкретным, образным, эмоциональным, осознанным, а конкретное, единичное, местное в свете общего получает свою правильную оценку.
Ребенок, изучая историю своего города, не только познает и открывает для себя новое, но и учится общаться, строить связную речь, учиться слушать, слышать и сопереживать при рассказе или беседе. Он старается рассказать о своих знаниях, поделиться интересными фактами традиций и культуры, которые он узнал. В процессе познания у детей развиваются многие психические процессы: они запоминают новое и интересное, воображают прошлое и будущее, воспринимают картину настоящего.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Зарождение этих чувств начинается уже в дошкольном возрасте. В.А. Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
Основа патриотического воспитания, воспитания любви к родной земле, к Родине – это введение растущего человека в поле родной культуры, в духовную атмосферу того места, с которого начинается его судьба.
Участие дошкольников в историко-краеведческой деятельности имеет особое значение в обществе. Оно служит не только достижению общих целей всестороннего, гармоничного развития, но и решению конкретных, сложных педагогических задач – идейно-политического, нравственного, патриотического, интернационального воспитания дошкольников. Эти задачи всегда имеют большую значимость и актуальность в нашей стране. Не менее важно и то с помощью, каких средств будут реализованы данные задачи, каким будет подход к их решению, с какой позиции будут рассматриваться данные проблемы. История города как объект краеведческой деятельности является самым актуальным, значимым и доступным средством в реализации вышеперечисленных задач.
1.2.Историческая справка и характеристика социальных объектов города Сатки
Город расположен на западном склоне Уральских гор, при слиянии рек Большая Сатка и Малая Сатка, в 236 км по железной дороге к западу от Челябинска и в 24 км к юго-востоку от ж/д станции Бердяуш. Имя город получил от названия реки. Гидроним происходит от башкирского слова «сат», «сата» – «развилина», «перекресток», «междуречье», что соответствует положению города при слиянии двух рек.
Заселение Сатки началось в середине 18-го века в связи со строительством на слиянии рек Большая и Малая Сатка металлургического завода и рабочего поселка при нём.
Завод основан самыми известными в России того времени промышленниками Строгановыми на месте Саткинской лесной дачи, населённой башкирскими племенами. В середине 18 века крепостные люди Строгановых строят на реке Сатка плотину, возводят доменный корпус, кричные, молотовые, якорную и пильную фабрики.
Две домны Троице-Саткинского чугуноплавильного и железоделательного завода начали работать 19 ноября 1758 года – эта дата считается также днём рождения города. В 1769 году Саткинский железоделательный завод был продан тульскому купцу и фабриканту Л.И. Лугинину, входившему в десятку крупнейших торговцев России.
В 1811 году Саткинский завод был передан в государственную казну. На заводе работала 1 доменная печь и 2 кирпичные фабрики с 16 горнами. В Сатке было 534 двора.
В 1861 году, после Указа Александра II об отмене крепостного права в Сатке освобождены первые 311 человек. Наиболее предприимчивые стали заводить собственное дело. Так в Сатке появились первые купцы – Алпатовы, Щепкины, Вахрушевы, Пучковы и другие. На заводской площади в 1876 году построены торговые ряды. Вплоть до революции 1917 года в Сатке ежегодно проходила рождественская ярмарка. Все представители нового сословия занимались благотворительностью. На купеческие деньги была построена Никольская единоверческая церковь (ныне – православная Свято - Никольская).
Долгие годы Сатка существовала как город-завод и несла на себе все черты заводского поселения: от плотины пруда стихийно разрастались улочки деревянных домишек, где селился работный люд. От Сатки купеческой здесь остались каменные двухэтажные дома – в них размещаются городской краеведческий музей, начальная школа, военкомат.
От рождения и по сей день сохранились старые домны – Саткинский чугуноплавильный завод, старожил и труженик, по-прежнему работает, сегодня он выпускает чугун и доменный ферромарганец. Через дорогу от завода – старинный Православный Свято-Никольский храм. Купола церкви и корпуса домен живописно отражаются в зеркальной глади городского пруда – как символы вечного и мудрого соседства труда и веры.
Стоит проехать чуть дальше, миновав старую часть города, и мы увидим другую Сатку – современную, растущую. Хотя и здесь, сквозь фасады оформленных в стиле «модерн» офисов и магазинов, жилых домов, отчетливо проступают приметы другой эпохи – времени сталинской индустриализации. Центральная часть города в народе именуется «посёлком» – в память о построенном.
В конце XIX века близ завода было открыто месторождение магнезита, в 1901 году – построен новый завод «Магнезит». С этого времени начался отсчёт новой истории города.
21 сентября 1901 года из камерной печи на заводе «Магнезит» были выпущены первые кирпичи с небывало высокими термостойкими свойствами. Максимальной производительности в дореволюционный период завод «Магнезит» достиг в 1916 году. До революции саткинский завод «Магнезит» был единственным в России предприятием огнеупорной промышленности, выпускающим магнезитовые огнеупоры. Таковым он остался и до наших дней.
В Саткинском районе сегодня работают такие крупные предприятия, как ОАО «Комбинат «Магнезит», ООО «Саткинский чугуноплавильный завод», ООО «Саткинский щебзавод», Бакальское рудоуправление, ЗАО «Саткинское ДРСУ», ОАО «Саткинский хлебокомбинат», ЗАО «Зюраткуль». Торговлю осуществляют 637 торговых предприятия. Бытовые услуги оказывают 244 предприятия всех форм собственности. Услуги общественного питания предоставляют 111 предприятий.
В районе функционирует 38 детских садов, 15 средних школ, 2 школы вечернего типа, 2 школы интернатного типа, 4 учреждения дополнительного образования, 3 детско-оздоровительных центра, центр диагностики и консультирования. Молодёжи района предоставляется широкий выбор профессий. Получить образование можно в филиале ЮУРГУ, представительстве ЧелГУ, в 2-х учреждениях начально-профессионального образования, в 2-х колледжах (медицинском и педагогическом) и в средне-специальном учебном заведении «Саткинский политехнический техникум имени А. К. Савина».
В районе работает 25 библиотек, городской краеведческий музей, музейно-выставочный центр, 16 культурно-досуговых учреждения, 5 детских школ искусств. Вещает одна телекомпании. Выходят газеты: «Саткинский рабочий», «Магнезитовец», «Саткинский металлург», «Горняк Бакала».
В настоящее время динамично развивается туриндустрия. Успешно развиваются гостиничный и ресторанный бизнес. Сатка с населением 47,5 тыс. человек известна далеко за пределами Челябинской области событиями в области спорта, образования, культуры: 2004 г. - Х Открытый (Международный) чемпионат России по многоборью поисково-спасательных формирований, организованный МЧС РФ; 2009 г. - VIII Межрегиональная экологическая экспедиция школьников России на территории Сикияз-Тамакского пещерного комплекса, с участием победителей конкурсов «Учитель года». Ежегодно проводится более 300 спортивно-массовых мероприятий, среди которых Всероссийские соревнования по ездовому спорту и ски-джорингу, лыжным гонкам, авторалли «Южный Урал». В городе побывали на различных турнирах звёзды мировых шахмат: чемпионы мира Б.Спасский, А.Карпов, Н.Гаприндашвили, выдающиеся гроссмейстеры В.Корчной, Е.Бебчук, Е.Васюков, Е.Свешников, Е.Лагно и многие другие. Любителей эстрадной песни ежегодно с 1991 г. собирает Всероссийский детско-юношеский фестиваль-конкурс «Волшебный микрофон».
Сатка – объект внимания кинодокументалистов и тележурналистов. Здесь осуществили съемки фильмов немецко-французская телерадиокомпания ARTE, студия Леонида Парфенова «Намедни», телеканал НТВ (сериал «Таинственная Россия»).
Заслуживают внимания также такие социальные объекты города Сатки:
Свято-Троицкая церковь – построена в 1782-1785 годах. Высота церкви с крестом составляла 14 саженей и два с половиной аршина, на колокольне располагались также часы, сделанные заводским слесарем-самоучкой. В 1850-1851 годах храм был капитально отремонтирован. Проект перестройки здания церкви и смету составил главный архитектор Златоустовского горного округа Ф.А. Тележников, под содействием мастерового Я.Д. Ершова. В 30-е годы XX века, в ходе насаждаемого советской властью всеобщего атеизма, церковь закрыли. Купол, колокольню и арку второго этажа разобрали.
Однако, как и всякое намоленное место, здание сохранило свою роль в формировании в городской среде подлинной духовности: здесь «хранится» историческая память Сатки – в сохранившейся части здания сейчас находится Саткинский краеведческий музей.
В 1956 году в Челябинском облпроекте был утвержден 1-й генеральный план строительства поселка Магнезит. Автор проекта В. Лахтин, начальник архитектурно-конструкторского отдела – Е. Шабанов. Проект полностью не был реализован, так как в границах застройки города обнаружены запасы магнезита. В этот период велось строительство общественных зданий, выполненных в стилевых решениях, традиционных для архитектуры советского периода. Характерным примером подобных градостроительных решений будут: ДК «Магнезит» (1951), ДК «Металлург» (1953), два корпуса горно-керамического техникума (1958), здание ремесленного училища, бывшая школа ФЗУ завода «Магнезит» (1959), в настоящее время здесь размещается филиал Южно-Уральского госуниверситета и кинотеатр «Спутник» (1960). И многие другие, такие приметные и привычные строения Сатки, ставшие со временем родными для ее горожан. Центр города в 1960-1970-е активно застраивался двух- и пятиэтажными домами. В 1977 году институтом «Челябинскгражданпроект» разработан 2-й генеральный план строительства Сатки до 2000 года. Авторами архитектурного проекта были Л. Смирнов, И. Истомина. В Генплан входили строительство жилых зданий и объектов культурно-бытового, а также административного значения.
В конце 1970-х – начале 1980-х начинается строительство общественных зданий, которые определяют нынешнее архитектурное «лицо» города Сатки. Возводятся Дворец спорта (1977), филиал Магнитогорского металлургического института (1977) – в настоящее время Управление комбината «Магнезит»), ДК «Строитель» (1980). До настоящего времени данный Генеральный план в силу ряда причин не был полностью реализован.
Город сегодня делится на три исторически сложившиеся части:
Старая часть города (Металлургический район) занимает северный берег Саткинского пруда и застроена в основном индивидуальным жильем и пятиэтажными домами массовых серий.
Поселок Магнезит с прилегающей к нему поселками Цыганка, Первомайский, Малая Запань, Шанхай воспринимается как центральная часть города – и по месторождению, и по концентрации здесь административных, управленческих, образовательных и культурных учреждений.
Интенсивно заселяемый в последние годы Западный район.
Таким образом, не смотря на то, что город имеет не большие размеры, как и любой другой российский город, он имеет свою замечательную историю, памятники, достопримечательности, своих героев. С этим краеведческим материалом необходимо начать знакомство уже в дошкольном возрасте, отобрав соответствующее программное содержание, подходящие формы, методы и приемы.
2.Содержание краеведческих знаний дошкольников в комплексной образовательной программе для ДОУ под редакцией М.А.Васильевой.
Проанализировав «Программу воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой (приложение №1), можно сделать следующие выводы:
знакомство ребенка с явлениями общественной жизни в программе начинается с 1 младшей группы;
в подраздел «Явления общественной жизни» входят рубрики: «Семья», «Детский сад», «Родная страна», «Труд взрослых», «Наша армия» (начиная со старшей группы), «Наша планета» (в подготовительной группе).
программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания ребенка.
программа учитывает формирование первоначальных представлений о себе, о ближайшем социальном окружении, о простейших родственных отношениях, формирование первоначальных представлений о макросоциальной среде, о деятельности людей, явлениях общественной жизни.
Чтобы реализовать данные программные требования, воспитатель отбирает эффективные, современные и качественные методы, приемы и формы ознакомления дошкольников с явлениями общественной жизни.
3.Методы, приёмы и формы ознакомления дошкольников с родным
краем
Патриотическое воспитание дошкольников и пробуждение у них любви к родному краю наиболее успешно осуществляются при комплексном подходе к решению этой проблемы. Невозможно говорить о воспитании любви к родному краю без сообщения детям определенных знаний о нем.
Отбор и систематизация таких знаний проводятся в соответствии с задачами гуманного воспитания, а также с учетом умственных возможностей дошкольников; принимаются во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу. Уровень умственного развития ребенка служит своеобразной предпосылкой и необходимым условием воспитания, в процессе ознакомления детей с необходимым материалом создаются благоприятные условия для дальнейшего умственного развития; детям предлагается анализировать, сравнивать, обобщать то, что «мы должны вооружить ребят знаниями, давать им больше методов изучения окружающего», «давать детям умение отображать и практически действовать».
На занятиях дети получают знания о своем крае, о событиях, происходящих в стране. Поскольку главная цель сообщения этих знаний детям – формирование у них определенного отношения к собственной жизни, воспитание патриотических чувств, воспитателю следует продумать форму, структуру занятия, средства, методы, позволяющие реализовать поставленную задачу, он должен подумать об использовании специальных приемов, повышающих познавательную активность и эмоциональную нагрузку занятия.
Тематическое планирование поможет воспитателю правильно дозировать познавательный материал, устанавливать логическую связь между различными сообщаемыми детям знаниями. Правильная дозировка материала во многом определяет качество усвоения. Слишком малый или наоборот, чрезмерный объем материала не будет способствовать должной мыслительной деятельности.
Воспитание любви и привязанности к родному городу требует большой опоры на когнитивную сферу, на воображение ребенка и память. Для ребенка город конкретизируется улицей, т.е. он осознает себя, прежде всего, жителем своей улицы. Чтобы дети "почувствовали" свой город, им нужно о нем рассказать и показать его, познакомить с его достопримечательностями. Основной формой патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (город раньше и теперь), вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д.
Следует подчеркнуть еще раз, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса. Кроме того, необходимо объединять занятия не только по ознакомлению родным краем, но и по развитию речи, изобразительной деятельности, музыки.
Задача воспитать чувство привязанности к какой-то части города трудновыполнима. Однако воспитатель рассказывает детям о своих любимых местах в городе, старается через иллюстрации, фотографии показать им не только всю панораму города, но и отдельные места. Можно провести несколько бесед, например, о парках, памятниках. Важно, чтобы познавательный материал был понятен детям, вызвал интерес, желание посетить эти места.
Так, при ознакомлении с родным городом акцент следует делать на его красоте и разнообразии, на достопримечательностях. Закрепляются эти представления на экскурсиях, в рисовании, аппликации, особенно если они выполняются вместе как коллективная работа. Темы могут быть примерно такие: «Мой город», «Родная Сатка», «Мой дом, моя улица», «Сатка в прошлом, настоящем и будущем».
Внимание детей постарше нужно привлекать к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказывать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.
Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется – это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу.
Взрослые должны рассказать о городе, показать его. Нужно показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Дети вместе с взрослыми ездят по городу. Иногда экскурсии организуются детским садом, так например, в МКДОУ ЦРР № 2 родители и дети совместно с воспитателями выезжают на экскурсии к известным памятникам города. При этом ведется учет организации воспитательно-образовательной работы детского сада. Взрослые рассказывают детям о своих любимых местах.
Воспитатель может провести беседы о памятниках, театрах и т. д. Важно, чтобы познавательный материал был понятен детям, вызывал интерес. Необходимо, чтобы дети принимали участие в праздновании дня города. Свои впечатления дети должны отразить в рисовании, конструировании. Можно изготовить подарки к праздникам .
Средствами патриотического воспитания дошкольников являются само окружение (природное и социальное), в котором они живут, художественная литература, музыка, изобразительное искусство. Средствами служат также та или иная деятельность (игра, труд), праздники, которые отмечаются в стране и детском саду.
Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Большой интерес у детей старшего возраста вызывают игры в «поездки и путешествия». Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.
Большое значение имеют семейные экскурсии по городу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему, разумно ограничивая ее "территориальные" и "временные рамки", например, не история города вообще, а история улицы (на которой находится детский сад или живут дети), или прошлое дома и судьбы его жителей, история предприятия и т.д.
Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого – обязательное требование и условие данной работы.
О.Г. Тихонова считает необходимым проводить работу, направленную на приобщение старших дошкольников к наследию духовной и материальной культуры на основе музейных экспозиций. По её мнению, наибольший познавательный эффект имеют экскурсионные циклы, основная цель которых - развивать интерес к национальной культуре и воспитывать уважительное отношение к своей истории.
Миловидова Н.А. предлагает использовать при ознакомлении старших дошкольников с достопримечательностями родного края метод проектов. Целью проекта является осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю. В основу проекта положен ряд принципов. Принцип историзма реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). Принцип гуманизации предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству. Принцип дифференциации заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др. Принцип интегративности реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской центральной детской библиотекой, музеями города и т.п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями родного края.
Таким образом, в знакомстве с родным краем, с его достопримечательностями заложены возможности для патриотического воспитания, при этом процесс познания происходит в предметно–наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает, окружающий мир. Это создает у него более яркие, эмоционально насыщенные запоминающиеся образы. Так приходит любовь к Родине, ее традициям, истории, культуре, людям.
4.Опытно-экспериментальная работа
Экспериментальная работа проводилась на базе МДОУ Д/С№2 города Сатка. Для работы была выбрана старшая группа д/с. в группе 27 человека в возрасте от 5 до 6 лет, из них 12 мальчиков и 15 девочек.
Воспитатели: Афонина Маргарита Николаевна - воспитатель высшей категории, стаж работы – 15 лет.
Младший воспитатель: Татьяна Николаевна, стаж работы –1год.
Детский сад работает по программе: «Обучение и воспитание детей дошкольного возраста» под редакцией Васильевой.
По теме КР воспитателем проводится работа: воспитатель совместно с родителями проводит ежегодные экскурсии. В рамках подготовки традиционного праздника «Дня Победы», проводится экскурсия к памятнику павшим героям-землякам в ВОВ 1941-1945гг., в рамках воспитания любви к родному городу в сентябре месяце ежегодно организуются экскурсии по главным улицам города. А также воспитателем планируется и организуется множество традиционных праздников: «Масленица», «Крещение», «День Победы», «День города», викторин по теме «Родной город». Воспитатель с детьми принимают участие во многих конкурсах, играх по патриотическому воспитанию, как в детском саду, так и на городском масштабе, где часто занимают призовые места.
На этапе констатирующего эксперимента были определены экспериментальная и контрольная группы, состоящие из детей среднего дошкольного возраста в количестве 10 человек в каждой.
Каждому ребенку для эксперимента был присвоен свой индивидуальный код.
Список детей экспериментальной группы:
01.Филиппов Женя
02.Абрамов Илья
03.Журавлев Федор
04.Щевьева Варя
05.Соримов Антон
06.Выдрина Катя
07.Гильманова Адалина
08.Образцов Егор
09.Полюдов Паша
00.Понамарева Варя
Список детей контрольной группы:
Молодцов Арсений
Кипяренко Нина
Борзенок Даша
Соловьев Миша
Беланов Артур
Арцер Оля
Фазылов Егор
Герасимов Тима
Куртеева Настя
Попова Вероника
Констатирующий эксперимент
Задачи констатирующего эксперимента:
- Подобрать диагностический инструментарий, позволяющий определить уровень сформированности знаний о родном городе, достопримечательностях города и известных людях.
- Организовать обследование детей по уровням сформированности знаний о родном городе, достопримечательностях города и известных людях.
- Проанализировать полученные результаты обследования и сделать выводы.
Перспективный план констатирующего эксперимента.
№ п/п | Название, вид | Цель |
1 | Знание о родном городе
| - выявить знания детей о родном городе; - определить глубину знаний детей в описании известных мест города; -определить умение отличать природные и социальные памятники |
2 | Город - наша родина. | -выявить представления детей о городе: изменение и развитие города, - постановка задач и целей для дальнейшего развития, - выявить понимание необходимости любви, заботы о родном городе. |
3 | Беседа о родном городе
| - выявлять представления о главных улицах города, - выявлять знания об основных местах, социальных объектах - уточнить знания о традициях города |
Диагностика знаний детей старшей группы, работающей по «Программе воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой.
Цель: выявить знания детей о родном городе, его достопримечательностях и традициях города.
Оборудование: дидактическая игра «Родной город», наглядный материал: иллюстрации улиц, достопримечательностей, заводов и организаций города.
Ход:
Воспитатель показывает ребёнку карточки с изображением главных улиц и предлагает ему выбрать карточку той улицы, на которой он живет. (Ребенок выбирает карточку и говорит: - «Вот на этой улице я живу»).
Ребенку показываются 10 карточек с изображением главных достопримечательностей города. Воспитатель предлагает карточки выбрать и назвать те достопримечательности, которые ребенок знает. (Ребенок выбирает карточки и называет достопримечательности с помощью воспитателя. Например, ребенок отвечает: - «Это Магнезит», воспитатель уточняет ответ: - «А как правильно называется это здание? - Дворец Культуры» Ребенок также объясняет свой ответ, почему он выбрал именно эту достопримечательность города: - «Потому, что я хожу туда заниматься (пением, рисованием, различными видами спорта и т.д.), - потому что я ходил туда с папой и мамой на праздник (Новый год, Масленица, День защиты детей и т.д), - я был там когда к нам в город приезжал цирк, там показывали мультфильм, этот памятник я знаю потому, что мы ходили на экскурсию в сквер и т.д) (количество названных достопримечательностей, в протоколе занесено в скобки).
Воспитателем задается вопрос: - «А что мы должны делать, чтобы сохранить свой город красивым и чистым?» ( Ответ ребенка: - «Чтобы наш город был красивым и чистым мы должны любить и беречь его, не разбрасывать мусор и говорить другим, если заметим ошибку»).
Воспитателем задается вопрос: - « Какие праздники и традиции есть у нас в городе, ты помнишь, какие праздники были у нас в детском саду?» (Ответ ребенка: - «Масленица», «День Победы»). Если ребенок не может ответить, воспитатель задает ему дополнительные вопросы: - «Как называется праздник, когда мы провожаем зиму? На этот праздник мы пикем блины, как он называется? Как называется праздник ветеранов, защищавших нашу Родину во время войны?
Воспитателем задается вопрос: - «Как ты думаешь наш город старый или молодой? Какой праздник проходил у нас посвященный городу?» (Ответ ребенка: - «Молодой, 250 лет городу Сатке»). Если ребенок затрудняется ответить, то воспитатель применяет игровой прием, чтение художественной литературы (С.Я.Маршак):
«Полюбуйтесь, какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею,
А потом пошла плясать
По бумаге цифра пять.
Руку вправо протянула,
Ножку круто изогнула.
Вот это ноль иль ничего.
Послушай сказку про него.
Сказал веселый, круглый ноль
Соседке-единице:
- С тобою рядышком позволь
Стоять мне на странице!
Она окинула его
Сердитым, гордым взглядом:
- Ты, ноль, не стоишь ничего.
Не стой со мною рядом!
Ответил ноль: - Я признаю,
Что ничего не стою,
Но можешь стать ты десятью,
Коль буду я с тобою.
Так одинока ты сейчас,
Мала и худощава,
Но будешь больше в десять раз,
Когда я стану справа.
Напрасно думают, что ноль
Играет маленькую роль.
Мы двойку в двадцать превратим.
Из троек и четверок
Мы можем, если захотим,
Составить тридцать, сорок.
Пусть говорят, что мы ничто, -
С двумя нолями вместе
Из единицы выйдет сто,
Из двойки - целых двести!
Воспитателем задается вопрос: - «Назови свой адрес, где ты живешь?» (Ребенок называет город, район города, улицу, номер дома).
Протокол записи результатов диагностики.
Условные обозначения:
+ правильный, полный ответ
- частичный ответ, ответ после наводящих вопросов
0 неправильный ответ, отсутствие ответа
Экспериментальная группа.
№ ребёнка | 1 вопрос | 2 вопрос | 3 вопрос | 4 вопрос | 5 вопрос | 6 вопрос | Уровень знаний |
1 | + | (7)+ | + | + | + | + | Высокий |
2 | + | (5)- | + | - | - | + | Средний |
3 | + | (7)+ | + | + | + | + | Высокий |
4 | + | (6)+ | + | + | - | + | Средний |
5 | + | (7)+ | + | + | - | + | Высокий |
6 | + | (5)- | + | + | - | + | Средний |
7 | + | (6)+ | + | + | - | + | Средний |
8 | - | (3)- | + | - | 0 | + | Низкий |
9 | + | (8)+ | + | + | + | + | Высокий |
10 | - | (5)- | + | + | - | + | Средний |
Контрольная группа.
№ ребёнка | 1 вопрос | 2 вопрос | 3 вопрос | 4 вопрос | 5 вопрос | 6 вопрос | Уровень знаний |
01 | + | (5)- | + | - | - | + | Средний |
02 | + | (7)+ | + | + | + | + | Высокий |
03 | + | (9)+ | + | + | + | + | Высокий |
04 | + | (9)+ | + | + | + | + | Высокий |
05 | + | (6)- | + | + | - | + | Средний |
06 | + | (5)- | + | + | - | + | Средний |
07 | + | (8)+ | + | + | - | + | Высокий |
08 | + | (7)+ | + | + | + | + | Высокий |
09 | + | (6)+ | + | + | + | + | Высокий |
00 | + | (6)+ | + | + | + | + | Высокий |
- Если ребёнок ответил на все вопросы верно или допустил 1-4 ошибки, то он продемонстрировал высокий уровень знаний.
– Если ребёнок допустил 5 -8 ошибок, то он продемонстрировал средний уровень знаний.
- Если ребёнок допустил 9 и более ошибок, то он продемонстрировал низкий уровень знаний.
Вывод по диагностике краеведческих знаний дошкольников:
По результатам диагностики выяснилось, что большинство детей знают свой адрес, главные достопримечательности города, традиционные праздники. Из 20 детей, 12 человек показали высокий результат, но в экспериментальной группе есть ребенок с низким показателем.
Затруднения вызвали вопросы о достопримечательностях города, о празднике «250 – лет городу Сатке».
Выявив в констатирующем эксперименте успехи, достижения, а также пробелы в краеведческих знаниях детей, стало возможным наметить план формирующего эксперимента – продолжить работу в направлении «Использование компьютерных технологий при изучении родного края», создать краеведческую тетрадь для дошкольников в электронном варианте.
Заключение
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Это сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Период дошкольного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые, в детстве остаются с человеком на всю жизнь.
Задачи данной работы реализованы не в полном объеме, а только на этапе констатирующего эксперимента. В дальнейшем планируется продолжить работу, которая будет направлена на создание краеведческой тетради в электронном варианте.
В наше время в оснащение современного детского сада входит хорошо оснащенный компьютерной техникой кабинет, но в тоже время ощущается нехватка не только мультимедийных программ, но и других наглядных средств обучения, посвященных национальным, культурным особенностям родного края, что существенным образом влияет на качество и характер познавательной деятельности детей.
Одним из решений данной проблемы может быть именно создание краеведческой тетради. Изучение краеведческого материала с помощью компьютерных технологий создает психологические условия, способствующее лучшему восприятию и запоминанию материала. Психологами доказано, что при внедрении занятий с использованием новых информационных технологий активизируется правое полушарие мозга, отвечающее за ассоциативное мышление, рождение новых идей, интуицию.
Создание краеведческой тетради возможно не только в МКДОУ ЦРР № 2, но и во всех детских садах, где имеется компьютерное оснащение.
Список литературы
Белая, К. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания / К.Белая – От сентября до сентября. – М.: 2008.
Букин, А. В дружбе с людьми и природой / А. Букин – Просвещение.: 1991г.
Васильева, М. Программа воспитания и обучения в детском саду / М. Васильева – М.: Мозаика-Синтез, 2005г. – 208 с.
Зашихин, Е. Сатка в самом сердце Урала / Е. Зашихин – Екатеринбург.: Издательский дом «СОКРАТ», - 144 с.
Козакова, И. Особенности патриотического воспитания дошкольников / И. Козакова – М.:1999.
Лобашев, А. Летопись добра том 3 Россия, которую мы обретаем / А. Лобашев – Екатеринбург.: ОАО «ИПП «Уральский рабочий», 2006. - 336 с.
Саморукова, П. Методика ознакомления детей с краеведением в детском саду / П. Саморукова – М.: Просвещение, 1992.
Степанкова, В. Патриотическое воспитание через краеведение / В. Степанкова – Дошкольная педагогика, 2009.
Рыбалова, И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания/ И. Рыбалова // Дошкольное воспитание. -2003. №6
Ясева, Н. Воспитание основ патриотических чувств дошкольников / Н. Ясева – Могилев.: 2000.
http://www.personalguide.ru/towns/1760/
http://ru.wikipedia.org/wiki/
http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/doklad-dlya-vospitatelei-kraevedenie
http://festival.1september.ru/articles/585408/
http://www.vseodetishkax.ru/doshkolnik-rebenok-ot-3-do-7-let/
http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0a65635b3bc78b4d43a88421316d27_0.html
http://www.ippolitova.info/index.php?option=com_content&view=article&id=137:art54&catid=43:science-2010&Itemid=73
http://rudocs.exdat.com/docs/index-315486.html
http://xreferat.ru/71/1295-1-patrioticheskoe-vospitanie-deteiy-starshego-doshkol-nogo-vozrasta-sredstvami-detskoiy-literatury.html
http://www.vsatke.ru/