МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет Педагогики и психологии
Кафедра Психологии образования и социальной педагогики
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: Развитие памяти у детей дошкольного возраста
обучающейся 1 курса
заочной формы обучения (3,5)
направления подготовки:
44.03.02 Психолого-педагогическое образование
направленности (профиля)/ специализации:
Психология образовательной деятельности
Петровой Нелли Владимировны
Курск, 2018 г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы развития памяти у детей дошкольного возраста
1.1 Особенности памяти у детей дошкольного возраста………………….6
1.2 Развитие памяти у старших дошкольников…………………………..13
1.3 Приемы педагогической техники, способствующие развитию памяти……………………………………………………………………….16
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование развития памяти у детей дошкольного возраста
2.1 Организация и методы исследования…………………………………21
2.2 Анализ различий показателей контрольной и экспериментальной группы дошкольников……………………………………..………………27
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы……………………………………………………………....34
Приложения
Введение
Актуальность проблемы исследования. Сегодня в центре внимания многих исследователей во всём мире находится проблема развития памяти детей дошкольного возраста. Этот интерес не случаен, так как дошкольный период жизни - наиболее эффективный для интенсивного развития. В период дошкольного детства происходит закладка фундамента здоровья ребёнка: физического, психического и нравственного. Его будущее во многом зависит от того, как и в каких условиях будет протекать дошкольное детство.
Проблема развития памяти детей старшего дошкольного возраст раскрывается в работах таких известных психологов и педагогов, как А.И. Белоусова, П.П. Блонский, Л.М. Житникова, П.И. Зинченко, З.М. Истомина, Н.А. Корниенко, Л.Н. Леонтьев, А.А. Смирнов и других.
В последнее время в исследованиях психологов, педагогов и физиологов выявляются изменения в различных сферах психики детей (мотивационной, когнитивной, эмоциональной), отмечаются изменения в развитии всех познавательных процессов, в том числе и памяти.
Особенно большие требования к памяти ребёнка, предъявляет школьная программа обучения, так как в школе за последнее время произошли серьёзные преобразования, введены новые программы обучения. Целенаправленное и систематическое овладение навыками и знаниями, которые предусмотрены школьной программой, предполагает высокий уровень развития памяти у детей. Всё более высокие требования предъявляются детям, идущим в первый класс.
Учитывая данные изменения в школьной программе, большое внимание необходимо уделять организации обучения и воспитания дошкольников. Оно должно быть направлено на формирование и развитие физического, психического и нравственного здоровья. Чем успешнее протекает процесс формирования и развития, тем положительнее это влияет на дальнейшее воспитание и образование ребёнка.
Так как, дошкольный возраст, это сенситивный период для развития памяти, необходимым является поиск и грамотный подбор наиболее эффективных методов и методик для формирования и развития памяти дошкольника, которые так необходимы для успешного обучения в школе.
Развитие памяти, как и других познавательных процессов, у детей дошкольного возраста осуществляется в процессе воспитания и обучения.
Противоречие исследования заключается в требованиях со стороны общества и научной разработкой проблемы развития памяти у детей дошкольного возраста.
Проблема исследования: несмотря на достаточную теоретическую разработку, развивающие программы дошкольников должны постоянно обновляться, т.к. развитие детей (возрастные границы, темп, содержание и особенности развития) так же относительно изменчивы.
Цель исследования - изучение особенностей развития памяти у детей дошкольного возраста.
Объект исследования - свойства памяти детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - особенности развития свойств памяти у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений.
Гипотеза исследования - старшие дошкольники, участвовавшие в развивающих дидактических играх и упражнениях, продемонстрируют статистически значимо более высокий уровень развития свойств памяти, по сравнению со старшими дошкольниками, не участвовавшими в развивающих мероприятиях.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности памяти у детей дошкольного возраста;
2. Оценить развитие памяти у старших дошкольников;
3. Характеризовать приемы педагогической техники, способствующие развитию памяти;
4. Провести опытно-экспериментальное исследование развития памяти у детей дошкольного возраста;
Методы исследования: теоретический анализ проблемы развития памяти дошкольников и влияние дидактических игр и упражнений на их развитие, диагностика, метод описательной статистики, статистические методы обработки данных.
База исследования: Исследование проводилось при согласии родителей в помещении МБДОУ «Детский сад № 103» г. Курска. В нём участвовало 40 детей 5-6 лет.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных результатов в психологической работе с детьми и их родителями: в психокоррекционной, развивающей и профилактической работе с детьми, а также в консультировании родителей по вопросам развития памяти дошкольников.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические основы развития памяти у детей дошкольного возраста
1.1 Особенности памяти у детей дошкольного возраста
Память - это психический процесс отражения прошлого опыта во всём его многообразии. Это один из ведущих психических процессов, который имеет особенно важное значение для интеллектуального развития дошкольников.
Память является одним из основных свойств личности. Древние греки считали богиню памяти Мнемозину матерью девяти муз, покровительниц всех известных наук и искусств.
Память - это впечатления, которые человек получает об окружающем мире. Эти впечатления оставляют определенный след. Они сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности воспроизводятся [Тимошенко, 2015].
Под общим названием памяти объединяются разные ее типы: наглядно-образная, которая помогает хорошо запоминать лица, звуки, цвет предметов; словесно-логическая, при которой преимущественно запоминаются формулы, схемы, термины; эмоциональная, при которой лучше всего сохраняются пережитые чувства; кратковременная, когда материал запоминается быстро, но ненадолго; долговременная, которая требует больших усилий, но позволяет сохранить информацию на многие годы. Также существует механическая и смысловая память. Часть людей склонна к механическому заучиванию (зубрежке), а другая часть - к осмысленному запоминанию. Следует помнить о том, что хорошо и надолго запоминается только то, что хорошо понято. По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала память делят на непроизвольную и произвольную. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества.
Память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными.
Роль памяти в развитии ребёнка огромна. Она лежит в основе воспитания и обучения детей, приобретения ими знаний, личного опыта, формирования навыков. Память создаёт, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки. Дошкольный возраст - это период наиболее интенсивного развития всех психических процессов, обеспечивающих ребёнку возможность ознакомиться с окружающей его действительностью [Фадеева, 2012].
В период дошкольного детства происходит формирование и закрепление психических функций ребёнка, в том числе и памяти. Дошкольник учится воспринимать, говорить, думать, активно общаться. Он усваивает многие способы действий с предметами, определённые правила и нормы поведения, учится управлять собой. Всё это - предполагает работу его памяти. Без неё невозможно расширение связей ребёнка с окружающей действительностью, усвоение общественного опыта, невозможно учение и сама деятельность ребёнка. В период дошкольного детства происходят существенные изменения в памяти детей. Стремительное овладение навыками, умениями и знаниями, непрерывное расширение кругозора, свидетельствует о количественных изменениях в его памяти. Всё это закладывает основу для дальнейшего развития психических процессов ребенка - дошкольника и конечно, служит фундаментом для вступления в учебную деятельность. Следовательно, без хорошо развитой памяти ребёнок младшего школьного возраста будет испытывать трудности в обучении [Кузьмина, 2015].
Память включена во все стороны нашей жизни и деятельности, поэтому формы её проявления, её типы и виды многообразны. По характеру целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную. В жизни и деятельности людей непроизвольная память занимает большое место, потому что человек многое запоминает и воспроизводит без специальных усилий или намерений - она является первичной. Позже формируется произвольная память, которая позволяет запоминать то, что нужно человеку в данный момент [Полтавская, 2015].
В первом экспериментальном исследовании памяти детей, которое проводил А.Н. Леонтьев, произвольное запоминание было раскрыто как процесс целенаправленный и опосредованный, включающий в себя употребление нескольких приёмов, средств запоминания. В первую очередь память определялась не только как функция, обслуживающая тот или иной процесс; запоминание становится целенаправленным процессом - внутренним действием, которое занимает новое место в структуре деятельности дошкольника. Ребёнок - дошкольник не изобретает сам приёмы запоминания и припоминания, их в той или иной форме подсказывают ему взрослые. Так, когда взрослый даёт ребёнку поручение, то тут же предлагает его повторить, а спрашивая ребёнка о чём-нибудь, он направляет тем самым припоминание необходимыми вопросами. Таким образом постепенно дошкольник учится повторять, осмысливать, связывать материал, чтобы его запомнить, используя связи при припоминании. В конце концов дошкольники осознают, что специальные действия запоминания им необходимы, овладевают умением использовать в них вспомогательные средства. Итак, произвольная память - это особая (мнемическая) деятельность, которая направлена специально на запоминание какого-либо материала. Она связана с использованием особых способов или приёмов запоминания и необходима дошкольнику для вступления в учебную деятельность, так как ребёнок должен запомнить правила поведения, постоянно помнить их и вести себя согласно этим правилам, необходимо запомнить то, что нужно сделать дома и т.д. [Постникова, 2016].
Дошкольный возраст играет важную роль в общем развитии памяти ребёнка. Она теснейшим образом связана с личностью, её внутренним миром, интересами, стремлениями. Развитие памяти происходит параллельно с развитием человека. Даже при простом наблюдении за детьми дошкольного возраста можно обнаружить бурное развитие их памяти. Запоминание чаще всего происходит без заметных усилий для ребёнка, зато объём запоминаемого увеличивается настолько, что исследователи считают, что именно в дошкольном детстве память достигает кульминационного момента в своём развитии [Галкина, 2015].
В трудах Л.С.Выготского, А.А.Смирнова говорится о том, что память ребёнка дошкольного возраста в основном носит непроизвольный характер. Это означает, что ребёнок не ставит перед собой осознанных целей для того, чтобы что-то запомнить, не применив для этого специальных приёмов. Он запоминает то, на что обращает своё внимание в деятельности, то, что интересует его и производит на него впечатление. Произвольная память начинает проявляться в ситуациях, когда ребёнок сам ставит перед собой цель: запомнить и вспомнить [Максимова, 2011].
Психолог П.И. Зинченко, который исследовал непроизвольное запоминание, пришёл к выводу, что продуктивность непроизвольного запоминания увеличивается, если задание, предлагаемое ребёнку, предполагает не только пассивное восприятие, а активную ориентировку в материале, выполнение мыслительных операций (установление конкретных связей, придумывание слов и т.д.). Так при простом рассматривании картинок, ребёнок запоминает гораздо хуже, чем в случае, когда ему предлагают эти картинки разложить по своим местам, по группам, например отложить отдельно вещи, которые подходят для детской комнаты, сада, кухни и т.д. Развитие произвольной памяти начинается с того момента, когда дошкольник сам выделил задачу на запоминание. Поэтому желание ребёнка запомнить надо всячески поощрять, это будет залогом успешного развития памяти, а также других познавательных процессов [Калиниченко, 2010].
Таким образом, память дошкольника формируется в активной деятельности, которая на данном возрастном этапе является ведущей. В дошкольном возрасте ей принадлежит доминирующая роль [Акаемова, 2016].
З.М.Истомина, исследуя развитие памяти ребёнка старшего дошкольного возраста пришла к выводу, что в дошкольном детстве его память становится произвольной, а сами способы запоминания осознанными. Именно дошкольник впервые обращается к способам запоминания, хотя переход от непроизвольной памяти к произвольной совершается постепенно, в несколько этапов. Перед ребёнком возникает осмысленная задача - запомнить и он стремиться направить себя на совершение определённых действий для решения этой задачи и сам начинает строить способы достижения своей цели. Изучая память у дошкольников разного возраста З.М.Истомина меняла у них мотивы запоминания и тем самым показала, что перестройка детской памяти происходит в связи с развитием внутреннего строения деятельности ребёнка. Активное выделение и осознание дошкольником цели запомнить, припомнить выявляется раньше, когда её смысл прямо вытекает из мотива, который побуждает его к деятельности [Иванова, 2016].
В исследованиях З.М.Истоминой в ходе упражнений дети проявляли умения применять в мнемических целях приёмы в виде мыслительных операций, которые повышали продуктивность запоминания. Самый простой способ запоминания, который они применяли, - это повторение задания вслед за взрослым. Такой способ легко осознаётся дошкольниками, и они часто указывают на него, отвечая на вопрос, как им удалось запомнить задание. Но эти упражнения и задания были ещё эффективней, если были включены в процесс игры [Репина, 2012].
Таким образом, наиболее благоприятные условия для овладения детьми произвольным запоминанием и воспроизведением создаются в игре, когда запоминание чего-либо является условием успешного выполнения роли, которую берёт на себя ребёнок-дошкольник. Произвольность сама по себе не формируется на основе непроизвольности, она требует специального обучения со стороны педагога. В процессе обучения педагог организует деятельность ребёнка и привлекает его внимание к средствам управления им, к различным способам запоминания. Со временем эти средства интериоризируются и становятся собственным средством ребёнка в управлении запоминанием [Акулова, 2013].
В старшем дошкольном возрасте память превращается в особую деятельность, у которой есть специальная цель - запомнить. Дошкольник начинает понимать и принимать указания педагога запомнить или припомнить, используя простейшие средства и приёмы запоминания, интересоваться правильно ли он воспроизвёл сказанное или увиденное [Трубайчук, 2009].
Особенностью развития памяти дошкольников является, наглядно - образная память, которая становится ведущей: дошкольник хорошо запоминает яркие, эмоционально - насыщенные события. Он способен сохранять в памяти картины, предметы, лица, цвета, запахи, звуки и т.д. [Веракса, 2008].
Особенно благоприятно воздействует на развитие памяти речевая деятельность детей. Ребёнок лучше запоминает предметы, которые сам называет. Активно овладевая речью, дети начинают выделять звуковую её сторону в стихах, словах. Они с большим интересом играют в слова и звуки, произносят новые звукосочетания. Это положительно влияет на запоминание ими словесного материала. Развивается двигательная память: ребёнок с удовольствием воспроизводит различные движения, которые находятся у него в виде сформированного зрительного образа. Это служит основой для формирования навыков: ходьбы, танца, письма и т.д. [Тимошенко, 2015].
Дети шестилетнего возраста уже хорошо выделяют мнемическую цель. Это происходит, когда перед ребёнком ставятся условия, которые требуют активного запоминания и припоминания. Но одного этого условия недостаточно. Овладение элементами произвольной памяти состоит из нескольких этапов:
- вначале ребёнок выделяет только саму задачу - запомнить и припомнить, не владея при этом необходимыми приёмами;
- ребёнок начинает выделять сами приёмы запоминания (сгруппировать, связать, повторить, систематизировать и т.д.); дело в том, что сначала у ребёнка возникает необходимость припомнить, а задача запомнить формируется уже на основе опыта припоминания: ребёнок осознаёт, что если он не освоит приёмы запоминания, то потом он не сможет воспроизвести нужный материал;
- ребёнок овладевает приёмами запоминания, вследствие этого формируется произвольный контроль над памятью [Саитгалина, 2015].
Запоминание нужно чем-то мотивировать, а сама мнемическая деятельность должна приводить к достижению результата, значимого для ребёнка. Наиболее благоприятные условия для осознания мнемической цели и формирования запоминания и припоминания чаще возникают в таких обстоятельствах, когда дошкольник должен выполнить поручение педагога в игровой деятельности. Самым важным показателем развития произвольной памяти ребёнка-дошкольника является не только его умение принять и самостоятельно поставить перед собой мнемическую задачу, но и контролировать её выполнение [Иванова, 2014].
В процессе мыслительной деятельности начинает развиваться логическая память детей. Необходимо обучать детей различным мыслительным операциям: сравнение, обобщение, классификация и т.д., это является способами логического запоминания [Тимошенко, 2015].
Впервые принимают указания взрослого как надо запомнить именно шестилетние дети. Овладение приёмами запоминания зависит от нескольких условий:
- степени освоения мыслительных операций;
- содержания и характера материала;
- характера самого обучения. Только при его правильной организации запоминание становится логическим;
- наличия потребности в точном и правильном запоминании и припоминании, стремления проверить его результаты [Трубайчук, 2009].
Подводя итог изучения различных взглядов учёных на особенности развития памяти дошкольников, следует отметить, что все они сходятся в одном - произвольная память дошкольников формируется в дошкольном детстве - это сенситивный период для её формирования и развития. Очень важную роль в этом играют взрослые, создавая ребёнку все необходимые условия для развития произвольной памяти, которая необходима для успешного школьного обучения.
1.2 Развитие памяти у старших дошкольников
Память относится к высшим психическим функциям человека, которая напрямую отвечает за процесс обучения. Рассматривая память, как психологическую категорию можно определить как совокупность психических процессов и сохранение полученного опыта, позволяющего применять его в дальнейшей жизнедеятельности. Данные процессы называются в психологии мнемическими (от греч. «мнемос» - «память»). К ним относятся:
- запоминание (или следообразование)
- информации;
- сохранение информации;
- узнавание запомненной информации;
-воспроизведение информации; забывание.
Рассмотрим подробно каждый из этих процессов.
Запоминание - это запечатление в собственном сознании образа какого-то конкретного объекта. К объектам запоминания можно отнести предметы из окружающего мира, и события, знаки вербальной и невербальной коммуникации, эмоциональные реакции, иным словами любые проявления человеческой жизнедеятельности могут считаться предметами запоминания.
Процесс сохранения информации характеризуется тем, что объект может сохраняться в сознании как долгосрочно, так и может быть забытым со временем. Сохранение информации зависит и от способа запоминания, от актуальности информации для личности, и от количества воспроизведений данного объекта.
Воспроизведение - это процесс воссоздания образа, воспринимаемого личностью ранее, но не в настоящем времени. Процессы воспроизведения (припоминания) узнавания отличаются друг от друга, тем, что при воспроизведении объект вспоминается без повторного восприятия, т. е. вы можете просто воспроизвести в памяти облик или настроение знакомого человека. Психологи считают, что этот факт необходимо учитывать при проведении психологического консультирования. Например, воспроизведение травмирующих событий возможно даже при вытеснении некоего объекта из сознания в подсознательную сферу.
Рассмотрим еще один мнемический процесс - забывание. Забывание проявляется в невозможности восстановления воспринятой информации. С точки зрения физиологии это объясняется вмешательством процессов торможения в коре больших полушарий, которые мешают актуализировать временные нервные связи [Трубайчук, 2009].
Каждый человек обращается к различным видам памяти - образной, эмоциональной, словесно-логической. Функция памяти имеет две подсистемы - долговременную память и кратковременную. По признаку включенности в деятельность запоминание делится на два типа - произвольное и непроизвольное.
Протекание мнемических процессов у детей старшего дошкольного возраста имеют значительные отличия от взрослых [Файзуллина, 2016]. Они легче и быстрее взрослых запоминают, но лишь ту информацию, которая им интересна, произвольная память у них еще сформирована слабо. При этом они не всегда осмысливают, то что запоминают.
У старших дошкольников более развита зрительная память, а слуховая и словесно-логическая отмечается на более низком уровне. Они запоминают конкретные предметы, цвета, лица, представленные наглядно. Эта особенность старших дошкольников обуславливается своеобразием других психических процессов, и прежде всего мышления.
Психологи и педагоги рекомендуют работать над каждым видом памяти отдельно. Задача педагогов заключается как в развитии каждого вида памяти, так ив произвольности при запоминании. Для этого существует ряд упражнений по развитию определенного вида памяти [Файзуллина, 2016]. Приведем примеры данных упражнений в таблице 1.
Л.С. Выготский отмечал, что под влиянием развития детская память развивается в различных направлениях, повышается осмысленность и произвольность. В старшем дошкольном возрасте память у ребенка претерпевает значительные изменения, что объясняется качественными преобразованиями в мышления. Память у ребенка начинает приобретать произвольность, становится регулируемой, необходимо помочь ребенку в этот период. В период возрастного развития происходит формирование логического мышления. При формировании данного вида мышления большее значение начинает приобретать словесно-логическая память. Данный вид памяти помогает ребенку разбивать материал для запоминания на части и вычленять из информационного потока необходимое.
Таблица 1
Упражнения по развитию определенного вида памяти
Вид памяти | Содержание упражнений | Продолжительность |
зрительная память | Работа со зрительной опорой на образец, затем время демонстрации образца постепенно сокращается до 15-20 секунд, но так, чтобы дети успели запечатлеть образец и работать по памяти. Рисование узоров по предложенному образцу. Рассматривание деталей на рисунке и описание рисунка без опоры на предложенный образец. Запоминание порядка письменных знаковых образов (буквы, цифры, знаки). Запоминание порядка группы предметов. | от 5 минут до 15минут |
логическая память | Прочитать детям набор слов (не более 10 слов), которые можно разбить на группы по различным смысловым признакам, а затем предложить назвать слова по заданным признакам, которые дети запомнили. Пересказ знакомой сказки по серии картинок. Пересказ знакомой сказки с опорой на ключевые слова. Забывание « педагогом сюжета в сказке, который дети должны помочь восстановить. Составление плана сказки по прочитанному сюжету. Чтение педагогом вслух пары слов, которые связаны между собой по смыслу. После чего педагог читает второй раз уже по одному слову из каждой пары, а ребенок должен назвать второе подходящее слово | от 5 минут до 15минут |
слуховая память | Прочитать небольшое стихотворение для детей и попросить его запомнить. После первого прочтения прочитать второй раз, но уже не до конца, а пропуская последние слова рифмы, дети хором должны назвать пропущенное слово. Дети слушают слова, которые произносит педагог 2 раза с интервалом между каждым разом в 30 секунд, а затем воспроизводят слова, которые запомнили. Начинать надо с 3 слов, постепенно увеличивая их количество до 10. Игра «Снежный ком». Педагог предлагает придумать детям слова на заданную тему. Первый участник называет слово, второй должен повторить предыдущее слово и назвать свое, третий участник повторяет уже два названных слова и добавляет свое и т.д. | от 5 минут до 15минут |
Осмысленное запоминание способствует развитию аналитико-синтетических процессов мышления, что в целом благоприятно влияет на процесс обучения. Таким образом, педагоги должны быть ориентированы на развитие логической память, которая активизирует мыслительные процессы у старшего дошкольника и способствует успешному обучению.
1.3 Приемы педагогической техники, способствующие развитию памяти
Память является одним из важнейших процессов познавательного развития. Сегодня очень актуальна проблема изучения эффективности развития у детей дошкольного возраста их познавательных функции, среди которых память занимает не последнее место, так как от уровня ее развития напрямую зависит успешность обучения ребенка в школе. Также в настоящее время многие педагоги и психологи заняты поиском и разработкой новых средств, методов, программ, способствующих повышению уровня познавательного развития детей, в частности развития их памяти.
В контексте педагогической деятельности педагогическая техника является одной из главных составляющих успешной творческой работы педагога, его мастерства и представляет собой совокупность умений и приемов, используемых педагогом для наиболее полного достижения целей своей деятельности [Тимошенко, 2015].
Большое внимание педагогической технике и ее взаимосвязи с мастерством педагога-воспитателя уделяли А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Ю.П. Азаров, А.А. Бодалев, Н.В. Кузьмина, А.А. Леонтьев, А.В. Петровский и многие другие отечественные ученые.
Достичь высоких оптимальных результатов при малых затратах сил педагог способен, если он владеет приемами педагогической техники, которые помимо умений педагога управлять собой и управлять другими, позволяют ему ориентировать своих воспитанников на развитие тех или иных познавательных функций.
Прием мы рассматриваем как способ педагогических действий в определенных условиях. А. Гин считает, что приемы педагогической техники - сеть. Они поддерживают друг друга, складываясь в нечто целое, в систему. Он рассматривает основные принципы педагогической техники. Их всего пять. Зато каждый из них реализуется с помощью гаммы конкретных приемов.
-
Принцип свободы выбора. В любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставлять ребенку право выбора. С одним важным условием - право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор!
-
Принцип открытости. В учебно-познавательном процессе нужно не только давать знания - но еще и показывать их границы. Сталкивать ребенка с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса. Данный принцип связан с тем, что дети весьма смутно представляют границы своей информированности и уж совсем в тумане границы познания наук. Откуда ж тогда взяться любознательности, без которой всякое обучение - лишь воспитание исполнителей!
-
Принцип деятельности. Освоение детьми знаний, умений, навыков должно быть преимущественно в форме деятельности. «Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ребенок напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать», - говорил академик А.Л. Минц, А. Бернард Шоу утверждал: «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность».
-
Принцип обратной связи. Педагог должен регулярно контролировать процессы обучения и воспитания с помощью развитой системы приемов обратной связи. Чем более развита система - техническая, экономическая, социальная или педагогическая, - тем больше в ней механизмов обратной связи. Педагог на занятии отслеживает параметры: настроение детей, степень их заинтересованности, уровень понимания. Педагог не имеет «термометра настроения», но зато у него есть свой набор приемов, позволяющих четко сориентироваться в обстановке.
-
Принцип идеальности. Важно максимально использовать возможности, знания, интересы самих детей с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования. Любое наше действие характеризуется не только получаемой от него пользой, но и затратами - затратами сил, нервов, времени, денег. Идеальность действий тем выше, чем больше польза и чем меньше затраты [Постникова, 2016].
Мы определили приемы педагогической техники как способы педагогических действий воспитателя, направленные на решение задач частного характера при создании определенных условий. В нашем случае частной задачей выступает развитие памяти детей старшего дошкольного возраста. Рассмотрим приемы педагогической техники, которые может использовать педагог, воспитатель, психолог, решая эту задачу.
Память ребенка старшего дошкольного возраста особенно богата образами отдельных конкретных предметов. В этих образах воедино слиты существенные, общие черты, свойственные целой группе предметов (домам, животным, птицам, деревьям, цветам и так далее), а также и несущественные признаки, частные детали, которые ребенок подмечает у отдельного дома, у отдельного животного, у одного дерева и так далее. Иногда какая-нибудь несущественная черта, свойственная разнородным явлениям, кажется ему общей, тогда сами явления ребенок трактует как равноценные, равнозначные.
Для детской памяти характерно и совершенно противоположное свойство - это исключительная фотографичность. Дети могут легко заучить наизусть стихотворение или сказку.
Таблица 2
Приемы педагогической техники, способствующие развитию памяти
Прием педагогической техники | Содержание (примеры) |
Слуховая память |
Запомни ритм | Воспитатель предлагает детям прослушать ритм, который она отстучит. Дети должны его запомнить и правильно повторить. |
Послушай, запомни и повтори | Ребенку предлагается прослушать скороговорку, потешку или стихотворение и повторить его. |
Вспомни героев | После прослушивания сказки ребенку предлагается назвать всех героев, которых он запомнил. |
Вспомни песню | Ребенку наигрывают мелодию, он должен вспомнить название песни. |
Запомни и назови | Ребенку предлагается прослушать ряд слов, после чего он называет те, которые запомнил. |
Пропой песенку | Воспитатель наигрывает ребенку мелодию любой песенки, он должен ее пропеть. |
Заучи четверостишие | Воспитатель вместе с детьми заучивает четверостишие. Затем дети должны попытаться сами воспроизвести четверостишие. |
Угадай музыкальный инструмент | Воспитатель за ширмой поочередно играет на разных музыкальных инструментах. Дети должны угадать эти инструменты и назвать их. |
Продолжи стихотворение | Воспитатель читает детям стихотворение, затем читает еще раз начало стихотворения, а дети должны его закончить. |
Зрительная память |
Делай как я | Воспитатель показывает детям некоторые простые движения, дети должны их запомнить и повторить. |
Запомни | Детям предлагается посмотреть на стол или на карточку и запомнить все предметы. Затем ребенка просят отвернуться и назвать, что он видел. |
Посмотри и вспомни | Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку с животными и вспомнить кто как кричит. |
Опиши игрушку | Ребенку предлагается рассмотреть несколько игрушек, а затем описать их как можно подробнее. |
Будь внимательным | Ребенку предлагается ряд предметов, затем он должен назвать предметы, которые запомнил. |
Двигательная память |
Посмотри и повтори | Воспитатель показывает детям ряд движений, после чего дети должны правильно их повторить |
Где мы были мы не скажем, а что делали - покажем | Дети с помощью движений пытаются показать то, что они делали до этого (уборка со стола, вытирание пыли и т. д). |
Кто за кем | Детям предлагается построиться в колонну по росту, затем они должны запомнить, кто за кем стоит. Дается задание о том, что в следующий раз они должны построиться так же, как и сегодня. |
Образная память |
Вспомни цвета | Воспитатель предлагает детям подумать и назвать все цвета, какие они знают. |
Угадай на ощупь | На столе расставляемся ряд предметов, детям предлагается закрыть глаза, взять какой-либо предмет со стола и рассказать о нем, назвать что это. |
Вспомни и назови | Воспитатель предлагает детям вспомнить и назвать все геометрические фигуры. |
Использование педагогом на занятиях и прогулках, в свободной и игровой деятельности, индивидуальной и групповой работе разработанных нами приемов педагогической техники, представленных в таблице 2, будет способствовать развитию того или иного вида памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Выводы по первой главе: Дошкольное детство - возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Еще Л.С. Выготский отмечал, что память в дошкольном возрасте становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Одним из наиболее эффективных средств развития памяти у детей старшего дошкольного возраста на наш взгляд являются приемы педагогической техники.
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование развития памяти у детей дошкольного возраста
2.1 Организация и методы исследования
Исследование проводилось при согласии родителей в помещении МБДОУ «Детский сад № 103» г. Курска. В нём участвовало 40 детей 5-6 лет. Дети в ходе исследования были настроены доброжелательно, с удовольствием отвечали на вопросы и рисовали. Исследование проводилось в апреле 2017 года. Выборка разделена на две группы (контрольная и экспериментальная) по 20 человек примерно одинаковое количество мальчиков и девочек.
В данном исследовании были использованы следующие методики:
1. Методика Д. Векслера для диагностики зрительной памяти.
Цель: исследование объёма зрительной памяти у детей дошкольного возраста.
Оборудование: четыре карточки, с изображением разных фигур, размер каждой 20х30.
Ход работы: ребенка усаживают за стол, напротив себя. Перед ним кладется чистый листок бумаги и карандаш. Ребенку предлагается 4 рисунка. На каждую из картинок разрешается посмотреть в течении 10 секунд. Затем он должен воспроизвести ее на чистом листе бумаги.
Инструкция ребенку: «Сейчас на некоторое время я покажу тебе картинку, на которой нарисована фигура. Ты должен постараться ее запомнить и нарисовать. После того, как я уберу картинку, ты можешь начинать рисовать» (Симонова, 2001).
2. Методика А.Р.Лурии «Запоминание 10 слов».
Цель: исследование объёма и скорости запоминания слуховой памяти у детей дошкольного возраста.
Стимульный материал: ряд из десяти не связанных между собой слов. Для детей 4,5-6 лет он может быть следующим: самолет, чайник, бабочка, ноги, бревно, свеча, тачка, журнал, машина, волк.
Инструкция: слушай меня внимательно. Я сейчас скажу тебе слова, которые ты должен будешь запомнить и повторить мне в конце занятия. Проведение теста: после инструкции взрослый медленно (с интервалом в 1- 2 секунды) и четко произносит приведенные выше 10 слов. По окончании он просит ребенка повторить их; в случае необходимости исправляя сделанные ребенком ошибки, взрослый записывает, сколько было сделано ошибок. Затем ребенка просят повторить слова еще раз, и так до тех пор, пока он не повторит все слова правильно. После того как ребенок воспроизведет весь ряд слов, взрослый медленно и четко повторяет эти слова еще раз. Примерно через 20- 30 минут ребенку предлагают вспомнить эти слова, причем теперь взрослый ему не помогает, а только записывает, сколько слов воспроизведено правильно.
Анализ результатов: количество правильно воспроизведенных с первого раза слов показывает объем памяти, а число повторений, необходимых для запоминания всего ряда, говорит о скорости запоминания. Норма для детей 5-6 лет - воспроизведение 4-5 слов при первом воспроизведении и запоминание всего 2-3 повторений. При отсроченном воспроизведении (через 20-30 минут) в норме дети должны воспроизвести 5-7 слов. Если ребенок не мог воспроизвести даже 2-3 слова, как при мгновенном, так и при отсроченном воспроизведении, либо не запомнил ряд после 5-7 повторений, это говорит о низком уровне непосредственной памяти. Можно предположить, что у данного ребенка при обучении возникнут трудности, однако без дальнейшего анализа рано говорить о каких-то интеллектуальных отклонениях или нарушениях (Марцинковская, 2000).
3. Методика Т.Д. Марцинковской «10 предметов».
Цель: исследование объема и скорости запоминания образной памяти у детей дошкольного возраста.
Стимульный материал: карточка, на которой нарисовано 10 разных предметов, достаточно крупных и находящихся на некотором расстоянии друг от друга. Размер карточки не должен быть меньше стандартного альбомного листа.
Инструкция: посмотри внимательно на картинку, рассмотри нарисованные предметы, постарайся хорошенько их запомнить. Через некоторое время ты мне расскажешь, что здесь нарисовано.
Проведение теста: после инструкции детям дают на 2-3 минуты картинку. После того как ребенок рассмотрел предметы, карточку у него забирают, напоминая о том, что через некоторое время (20-30 минут) он должен будет вспомнить все нарисованные предметы. При воспроизведении, когда ребенок вспоминает, какие предметы были нарисованы, можно добавить «Помнишь, я тебе говорила о том, что их надо хорошенько запомнить?». Количество правильно воспроизведенных предметов, а также число ошибок, допущенных ребенком, фиксируют. Ошибки в процессе воспроизведения не исправляют. Когда ребенок скажет, что больше он ничего не помнит, можно показать ему карточку, спросив, какие предметы он забыл назвать. Таким образом можно выявить способность ребенка к узнаванию. Обычно карточку предъявляют повторно только при плохом воспроизведении, если он может вспомнить не больше 1-3 предметов.
Анализ результатов: нормой считается воспроизведение 4-6 предметов. Если ребенок не может вспомнить ни одного предмета либо вспоминает их неправильно, можно предположить наличие интеллектуального отклонения, однако только дальнейшее исследование покажет, связано ли оно с нарушением самой памяти либо с нарушением произвольной регуляции деятельности (особенно часто встречающейся у импульсивных детей, которые просто не могут сосредоточиться на задании) (Марцинковская, 2000).
Данные методики выбраны для исследования, поскольку они адаптированы, адекватны по возрасту и наиболее удобны в проведении и интерпретации.
С помощью данных методик были получены следующие результаты исследования (Приложение 1).
На основе анализа полученных данных и с целью повысить уровень развития ранее исследованных показателей, был разработан следующий комплекс дидактических игр и упражнений, направленный на развитие свойств памяти старших дошкольников (Приложение 2)
Для проведения комплекса дидактических игр и упражнений был составлен план работы (Приложение 3), дети экспериментальной группы (20 человек) были разделены на 4 подгруппы (по 5 человек в каждой). Занятия проводились 2 раза в неделю с каждой подгруппой детей, индивидуально с каждым ребёнком. Каждый день занимались с двумя подгруппами детей.
То есть из каждого блока, было взято по 1 игре или упражнению, таким образом комплекс дидактических игр и упражнений при одновременном занятии с детьми каждой подгруппы был направлен на тренировку всех видов памяти (зрительной, слуховой, образной).
В общем на проведение дидактических игр и упражнений было затрачено 2 недели.
Через 2 недели после проведения комплекса дидактических игр и упражнений, была проведена повторная диагностика (Приложение1).
Результаты исследования обрабатывались посредством пакета прикладных программ статистической обработки Statistika 10.0.
На основе результатов описательной статистики (рис. 1-4), мы сделали вывод о том, что первичные данные не подчиняются закону нормального распределения, поэтому в дальнейшем мы использовали непараметрические статистические методы.
Обработка результатов экспериментальных данных осуществлялась методами математической статистики с использованием сравнительного непараметрического анализа для зависимых выборок (Sign Test).
Рис. 1. Гистограмма показателя объёма зрительной памяти
Рис. 2. Гистограмма показателя объёма слуховой памяти
Метод Sign Test был использован для сравнения контрольной и экспериментальной выборки в развитии свойств памяти дошкольников 5-6 лет, до и после проведения комплекса дидактических игр, упражнений и повторной диагностики.
Рис. 3. Гистограмма показателя скорости запоминания слуховой памяти
Рис. 4. Гистограмма показателя объёма образной памяти
Для того, чтобы подтвердить выдвинутую нами гипотезу, что старшие дошкольники, участвовавшие в развивающих дидактических играх и упражнениях, продемонстрируют статистически значимо более высокий уровень развития свойств памяти, по сравнению со старшими дошкольниками, не участвовавшими в развивающих мероприятиях. А также для того, чтобы, согласно задачам исследования, определить эффективность развивающей работы с дошкольниками средствами дидактических игр и упражнений и сформулировать выводы и рекомендации по развитию памяти детей старшего дошкольного возраста.
2.2 Анализ различии показателей контрольной и экспериментальной группы дошкольников
Для подтверждения статистической значимости различий в показателях свойств памяти дошкольников из контрольной и экспериментальной выборок, была использована процедура сравнения значений Sign Test, результаты которой отражены в таблице 3-4 и приложении 4.
Таблица 3
Статистически значимые различия между показателями когнитивной сферы дошкольников экспериментальной выборки
Показатели методик | Z | Уровень значимости |
объём зрительной памяти | 4,25 | 0,000 |
объём слуховой памяти | 4,25 | 0,000 |
скорость запоминания слов | 4,13 | 0,000 |
объём образной памяти | 4,01 | 0,000 |
скорость запоминания образов | 2,04 | 0,041 |
Из таблицы 3 видно, что большинство показателей:
- объём зрительной памяти;
- объём слуховой памяти;
- скорость запоминания слов;
- объём образной памяти;
- статистически значимо различаются на высшем уровне значимости (p
Таблица 4
Статистически значимые различия между показателями когнитивной сферы дошкольников контрольной выборки
Показатели методик | Z | Уровень значимости |
объём зрительной памяти | 2,267787 | 0,023342 |
Как видно из таблицы 4, единственным статистически значимым показателем является показатель: «объём зрительной памяти». Это может говорить о том, что взятая методика для диагностики зрительной памяти, запоминается детьми лучше, чем остальные. Другими словами, на результат могло повлиять не развитие объёма зрительной памяти, а запоминание стимульного материала. Отсутствуют значимые различия по другим показателям:
- объём слуховой памяти;
- скорость запоминания слов;
- объём образной памяти;
- скорость запоминания образов.
Это может свидетельствовать о том, что дошкольникам контрольной группы, слова и образы предметов запомнить сложнее, чем графические изображения к методике Д. Векслера на диагностику объёма зрительной памяти.
Таким образом, исходя из сравнения результатов контрольной и экспериментальной выборок, можно говорить об эффективности комплекса дидактических игр и упражнений, так как показатели детей экспериментальной группы статистически значимо различаются на высшем уровне значимости (p
Следовательно, наша гипотеза о том, что старшие дошкольники, участвовавшие в развивающих дидактических играх и упражнениях, продемонстрируют статистически значимо более высокий уровень развития свойств памяти, по сравнению со старшими дошкольниками, не участвовавшими в развивающих мероприятиях, в значительной мере подтверждается, так как видны достоверные различия между экспериментальной и контрольной группой.
В ходе проведения исследования возникли некоторые сложности, а именно: относительно непродолжительный период исследования, так как хотелось исследовать ещё несколько показателей свойств памяти: длительность сохранения и помехоустойчивость. Вторая сложность - это грамотное составление плана работы с расчётом времени на каждого ребёнка, и подгруппу детей, для проведения комплекса дидактических игр и упражнений с целью повысить уровень развития ранее исследованных показателей.
Выводы по второй главе: таким образом, гипотеза нашла своё подтверждение в том, что свойства памяти детей дошкольного возраста развиваются посредством дидактических игр и упражнений.
На основе всего вышесказанного нами были разработаны следующие рекомендации, которые могут быть предложены родителям и педагогам для развития памяти детей дошкольного возраста:
Во-первых, дошкольный возраст является наиболее эффективным для интенсивного развития памяти ребёнка, так как он является сенситивным периодом.
Во-вторых, эффективное развитие памяти ребёнка будет зависеть от того насколько грамотно подобраны и проведены развивающие комплексы дидактических игр и упражнений.
Заключение
Подводя итог данной курсовой работе можно отметить следующее:
Проблема развития памяти у детей дошкольного возраста на сегодняшний день приобрела особую актуальность в связи, с изменившимися требованиями, которые предъявляет школьная программа обучения. Целенаправленное и систематическое овладение детьми навыками и знаниями, которые предусмотрены школьной программой, предполагает высокий уровень развития психических процессов, в том числе и памяти. Всё более высокие требования предъявляются детям, идущим в первый класс.
Дошкольное детство – возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Еще Л.С. Выготский отмечал, что память в дошкольном возрасте становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Одним из наиболее эффективных средств развития памяти у детей старшего дошкольного возраста на наш взгляд являются приемы педагогической техники. Использование педагогами в своей работе с детьми старшего дошкольного возраста разработанных нами приемов педагогической техники качественно повлияет:
- на развитие способности детей легко заучивать наизусть какое-либо стихотворение или сказку;
- на развития умения ребенка запомнить пропущенную деталь при пересказе сказки, текста;
- на развитие умения детей анализировать, сравнивать, выделять в предметах свойства и признаки;
- на развитие у детей творческого воображения и творческой активности.
Накопленные знания по этому вопросу в области науки, позволяют достаточно эффективно развивать память детей ещё в дошкольном возрасте, выбирая наиболее подходящие и действенные методы и формы. А так как игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности и наиболее интересной организацией жизни детей, то использование дидактических игр на занятиях и в режимных моментах, является отличным методом обучения и развития памяти дошкольников.
Именно этот аспект и выступил в качестве предмета настоящего исследования.
Учитывая цель нашей работы, было организовано и проведено эмпирическое исследование, в котором принимало участие 40 детей в возрасте 5-6 лет, посещающими детское дошкольное учреждение. При этом мы рассматривали свойства памяти дошкольников и влияние на эти свойства проведённого комплекса дидактических игр и упражнений. Основываясь на результатах проведённого исследования, можно сделать следующие выводы:
Гипотеза о том, что старшие дошкольники, участвовавшие в развивающих дидактических играх и упражнениях, продемонстрируют статистически значимо более высокий уровень развития свойств памяти, по сравнению со старшими дошкольниками, не участвовавшими в развивающих мероприятиях подтвердилась, благодаря сравнению контрольной и экспериментальной группы после проведения комплекса развивающих дидактических игр и упражнений и повторной диагностики.
Показатели детей экспериментальной группы статистически значимо различаются на высшем уровне значимости (p
Таким образом, гипотеза нашла своё подтверждение в том, что свойства памяти детей дошкольного возраста развиваются посредством дидактических игр и упражнений.
На основе всего вышесказанного нами были разработаны следующие рекомендации, которые могут быть предложены родителям и педагогам для развития памяти детей дошкольного возраста:
Во-первых, дошкольный возраст является наиболее эффективным для интенсивного развития памяти ребёнка, так как он является сенситивным периодом.
Во-вторых, эффективное развитие памяти ребёнка будет зависеть от того насколько грамотно подобраны и проведены развивающие комплексы дидактических игр и упражнений.
Список литературы
-
Акаемова Ю.А. Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста / Ю.А. Акаемова // Сборник статей V Международной научной конференции: «Конфликты в современном мире: международное, государственное и межличностное измерение» - 2016. - С. 791-794
-
Акулова Е.Ф. Дидактическая игра как эффективная форма создания социальной ситуации развития дошкольников / Е.Ф.Акулова // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена - 2013. - №95. - С. 10-15
-
Андреева А.Д. Современный дошкольник: возрастные нормы и жизненные реалии/ А.Д.Андреева // Психолог в детском саду - 2010. №2 - С. 3-17.
-
Веракса А.Н. Развитие памяти дошкольников / А.Н.Веракса // Современное дошкольное образование - М.: «Мозаика - Синтез» - 2008 - С.46-54
-
Галкина И.А. Дидактическая игра как средство развития памяти дошкольников / И.А.Галкина, Е.В.Никифорова // Молодёжь в науке: Новые аргументы. Сборник научных работ 2-го Международного молодёжного конкурса - 2015. - С.85-88
-
Дорощук С.В. Развитие памяти у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры / С.В. Дорощук, А.Г. Нестерова // Сборник статей: «Модели участия граждан в социально-экономической жизни Российского общества» - 2016. - С.21-25
-
Земцова О.Н. Развиваем память. Для детей 5-6 лет / О.Н.Земцова // М.: «Азбука-Аттикус» - 2014. - С.111
-
Земцова О.Н. Тесты для детей 5-6 лет / О.Н.Земцова // М.: «Азбука- Аттикус» - 2013. - С. 115
-
Иванова Г.В. Основные аспекты развития памяти детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры / Г.В.Иванова, Э.В. Басимова // Сборник статей: «Актуальные проблемы начального, дошкольного и специального образования в условиях модернизации» - 2014. - С. 182-186
-
Калиниченко С.А. Дидактические игры для детей дошкольного возраста / С.А.Калиниченко // Библиотека журналов «Дошкольная педагогика» - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2010. - С. 368
-
Карих В.В. К вопросу о развитии произвольной памяти у детей дошкольного возраста / В.В.Карих, В.А. Иванова // Сборник статей Международной научной конференции: педагогика, психология, общество - 2017. - №2. - С. 176-180
-
Кузьмина Г.Н. Дидактическая игра как средство психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья / Г.Н. Кузьмина, В.Н. Овечкина // Вестник Марийского государственного университета - 2015. - №2 (17). - С.43-44
-
Максимова С.И. Роль чтения в развитии ребёнка дошкольного возраста / С.И.Максимова // Вестник Дальневосточной государственной научной библиотеки - 2011. №2 - С.47-48
-
Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей / Т.Д.Марцинковская // Пособие по практической психологии - М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 2000. - С. 176
-
Михайлова Г.А. Приёмы педагогической техники, способствующие развитию памяти детей старшего дошкольного возраста / Г.А. Михайлова, Г.Х.Кафиятуллова, Л.Д.Сирачёва // Педагогический опыт: теория, методика, практика - 2016. - №1. - С. 269-272
-
Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников 1 и 2 часть / Л.В.Мищенкова // М.: «Издательство РОСТ» - 2012. - С.56
-
Полтавская Е.А. Моделирование процессов развития произвольной памяти у детей младшего школьного возраста в процессе дидактической игры / Е.А.Полтавская // Концепт - 2015. - №1. - С. 2-3
-
Помелов В.Б. История педагогики и образования // Вестник Вятского государственного гуманитарного университете - 2011. - №4. - С. 122
-
Постникова О.В. Педагогические условия развития произвольной памяти у детей дошкольного возраста / О.В.Постникова // Молодой учёный - 2016. - №13. - С. 41-42
-
Репина З.А. Характеристика результатов исследования опосредованной памяти детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии / З.А.Репина, О.А.Мельникова // Специальное образование - 2012. - №2. - С.138-144
-
Саитгалина Э.С. Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста / Э.С.Саитгалина // Концепт - 2015. - №1. - С. 1-2
-
Тимошенко Т.В. Роль памяти в развитии детей / Т.В. Тимошенко, С.Ю. Васильева, Н.А. Алифанова // Педагогическое мастерство и педагогические технологии: материалы III Международной научно - практической конференции г. Чебоксары - 2015. - С. 240-242
-
Трифонова Е.В. К вопросу об определении игры как ведущей деятельности в дошкольном возрасте / Е.В.Трифонова // Современный детский сад - 2011. - №2. - С. 2-6
-
Трубайчук Л.В. Ранее обучение детей дошкольного возраста чтению и письму / Л.В.Трубайчук // Детский сад от А до Я - 2009. - №5 (41). - С. 64-70
-
Фадеева А.С. Использование дидактических игр для изучения памяти умственно отсталых дошкольников / А.С.Фадеева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения - 2012. №27 - С. 39
-
Файзуллина М.Р. Развитие памяти детей старшего дошкольного возраста / М.Р.Файзуллина // Сборник статей Международной научно-практической конференции: «Проблемы современных интеграционных процессов и пути их решения» - 2016. - С.282-284
-
Федосеева О.А. Использование игры как средства развития произвольной памяти младших школьников с нарушением интеллекта / О.А.Федосеева // Молодой учёный - 2013. - №9 (56). - С.411-413
-
Яковлева Е.В. Современный ребёнок: проблемы воспитания и развития / Е.В. Яковлева // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Современный ребёнок-какой он?» - 2015. - С.123-124.