СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 09.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курсовая работа "Развивающие игры в системе дошкольного воспитания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 "Развивающие игры в системе дошкольного воспитания"

Просмотр содержимого документа
«Курсовая работа "Развивающие игры в системе дошкольного воспитания"»

Департамент образования Орловской области

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Орловской области

«МЕЗЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


КУРСОВАЯ РАБОТА

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ


Выполнена студенткой 34 группы

МАЛЫГИНОЙ АННОЙ РОМАНОВНОЙ

специальности 44.02.01 Дошкольное образование

МДК 02.01 Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста

(ПМ.02. Организация различных видов деятельности и общения детей)


Форма обучения очная

Руководитель:___________ ВОРОБЬЕВА ОЛЬГА ВИКТОРОВНА,

преподаватель Теории и методики развития речи у детей


Заведующий кафедрой __________ ВОРОБЬЕВА ОЛЬГА ВИКТОРОВНА

«______»_________ 2019г.


Работа защищена с отметкой ______________

Протокол от «____» ________2019г. № __

Секретарь: ____________________Кутузова Ирина Игоревна



ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение

3

Глава 1 Теоретическое обоснование использования развивающих игр в дошкольной образовательной организации.

6

1.1 Понятие и сущность развивающих игр для дошкольников.

6

1.2 Классификация и характеристика основных видов развивающих игр для детей дошкольного возраста.

13

1.3Технология использования развивающих игр в воспитательно -образовательном процессе с детьми среднего дошкольного возраста.

18

Глава II. Практическая часть


Заключение


Список использованной литературы


Приложение
















ВВЕДЕНИЕ


«Игра — это огромное светлое окно, через которое

в духовный мир ребенка вливается живительный поток

представлений, понятий об окружающем мире.

Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и

любознательности».

В.А. Сухомлинский.

Актуальность исследования. Игра – наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. Она соответствует наглядно – образному характеру его мышления, эмоциональности, активности.

В игровой деятельности происходит формирование всех сторон личности ребенка, существенные изменения в его психике, которые подготавливают переход к следующему этапу его развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которая, по мнению психологов, является основной деятельностью ребенка. В игре с помощью разнообразных игрушек развивается восприятие, мышление, память, речь — те процессы, без нормального развития которых невозможно воспитание гармоничной личности.

В дошкольном возрасте овладение новыми знаниями через игру протекает намного успешнее, чем на занятиях. Учитывая эту особенность детской психологии, педагоги используют игры для всестороннего развития малышей.

Обучающая задача, предоставленная в игровой форме, обладает преимуществом, т.к. в ситуации игры дошкольнику понятна необходимость приобретения новых способов действия и знаний. Ребенок, увлеченный интересным замыслом игры, не замечает того, что он при этом учится, постоянно сталкиваясь с затруднениями, которые требуют некоторого напряжения сил и перестройки его познавательной деятельности. На занятиях дошкольник выполняет задание взрослого, в то время как в игре решает свои собственные задачи. Игровые приемы на занятиях, где доминирует активность взрослого нельзя считать развивающей игрой. Развивающая игра - это полноценная, специфическая и довольно содержательная для малышей деятельность, обладающая своими побудительными мотивами и способами действий.

Развивающие игры позволяют каждому ребенку максимально использовать свои возможности, постепенно расширяя их пределы.

В развивающих играх удается объединить один из основных принципов обучения - от простого к сложному - с очень важным условием творческой деятельности - делать все самостоятельно.

Эти игры развивают у детей следующие интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, умение находить зависимости и закономерности, ошибки и недостатки, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. При этом главное, на что обращается внимание, - творчество: ребенок, проходя через систему заданий, делает множество открытий и приучается к самостоятельному творческому активному мышлению.

Объект исследования- процесс речевого развития детей дошкольного возраста.

Предмет исследования- развивающие игры как средство развития активного словаря детей среднего дошкольного возраста.

Цель исследования - изучение возможностей игровой деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  1. Изучить педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.

  2. Раскрыть содержание понятия развивающих игр в дошкольном возрасте.

  3. Проанализировать возможности использования палочек Кьюзенера в развитии словаря детей среднего дошкольного возраста.

  4. Составить картотеку дидактических игр с использованием палочек Кьюзенера.

Методы исследования:

- изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы.

База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение - Детский сад № 63 г. Орла средняя группа б.

Теоретической базой исследования явились труды Е.А. Покровского, П.В. Иванова, В.Ф. Кудрявцева, А.Н. Соболева, О.И. Капица, Г.С. Виноградова, А.Н. Леонтьева.

















Глава 1 Теоретическое обоснование использования развивающих игр в дошкольной образовательной организации

1.1 Понятие и сущность развивающих игр для дошкольников

Детская игра – это деятельность ребенка в условной (мнимой, воображаемой) ситуации. Мотив такой деятельности заключен в ней самой, т. е. ребенок играет не ради какого-то внешнего результата, эффекта, а потому, что хочет играть. Как только этот мотив меняется, игра перестает быть игрой.

Игра возникает из условий жизни ребенка обществе и отражает эти условия. В ней происходит «первичная ориентация в смыслах человеческой деятельности, возникает особо знание своего ограниченного места в системе отношений взрослых и потребность быть взрослым».[8]

С раннего детства взрослые знакомят ребенка с окружающей действительностью, в процессе общения передают ему определенный опыт и знания относительно действий с предметами и взаимоотношений с людьми. Закрепление элементарного опыта, отражение первых представлений происходит в игре, что чрезвычайно важно для полноценного развития детей дошкольного возраста.

В трудах Л.С.Выготского (1896–1934) игра уже признана ведущей деятельностью, т. е. определяющей развитие ребенка. [4] В какой же момент она появляется и когда становится ведущей деятельностью? Ребенок раннего возраста может что-то познать, только реально пощупав, попробовав, испытав. Действия «в уме» для него еще недоступны, а младший школьник уже способен к ним. Откуда же берется и когда возникает этот «ум», или, выражаясь научным языком, внутренний план деятельности? Он формируется именно в игре и за счет игры! Первоначально развернутые игровые действия заменяются жестом, потом словом, потом начинают осуществляться полностью в уме (игра-фантазирование). Кроме того, только в игре значение предмета отрывается от самой вещи. Вся остальная деятельность ребенка реальна. А в игре можно действовать только значением, а не самим предметом. Идеальное и материальное разделяются. Возникает идеальное действие, зарождаются основы теоретического мышления, закладывается (по словам А.В. Запорожца) цокольный этаж общего здания человеческого мышления. В этом заключено главное значение игры для умственного развития детей.

Один из крупнейших ученых-исследователей игры нашего времени, С.Л. Новоселова, дала одновременно и очень образное, и очень точное определение: игра – «это форма практического размышления ребенка об окружающей его действительности», которая является «генетическим прообразом теоретической мысли взрослого». В игре практически, т. е. в действии, становится доступен целый мир. Дошкольник не может водить машину и тем более космический корабль, в одночасье попасть в джунгли или на северный полюс, и тем более – оказаться в прошлом или будущем. В игре все это возможно.

Игра имеет непреходящее значение для социального развития ребенка, именно в игре он примеряет на себя ролевое поведение, начинает понимать многие нюансы поведения людей. Учится подчинять свое поведение определенным правилам, это означает, что без полноценной игры у него не сформируется такое важное качество, как произвольность его деятельности. По словам известного психолога Л.И. Божович, игра является тем механизмом, который переводит требования взрослого в потребности самого ребенка [2]. Но игра – это не только практическое освоение «будущих», взрослых отношений в результате хорошего проигрывания своей роли. В процессе игровой деятельности происходит построение реального взаимодействия со сверстником: умение договариваться, выслушивать другого, иногда пойти на компромисс, иногда настоять на своем, чтобы игра могла продолжаться, и главное, чтобы она была интересной и увлекательной для всех!

Есть и другие, крайне важные свойства, которые формируются в самодеятельной игре дошкольника – это активность и инициативность. Для поддержания интересной, захватывающей игры ребенку нужно прилагать всю свою фантазию, уметь обыграть любую мелочь, в случае затруднения найти выход из любой ситуации, моделировать и переживать в действии разные варианты ситуации. Ребенок, который получил в игре опыт такого вариативного подхода к разным проблемам, легко переносит его в другие виды деятельности, а «недоигравший» очень часто по-настоящему боится ошибки.

К сожалению, воспитатели не всегда уделяют игровой деятельности должное внимание, а многие родители просто не знают о развивающем потенциале игры и о ее роли в жизни детей дошкольного возраста, нередко отдавая большее предпочтение иностранным языкам, чтению, письму, риторике и даже философии. Действительно, чем больше знает, умеет ребенок, тем в более выгодных условиях он будет по сравнению со своими сверстниками. Однако мы можем учить ребенка сколько угодно и чему угодно, но что из этого будет усвоено?

Выготский Л.С., которого называли Моцартом в психологии (он очень точно предвосхитил многие вещи, которые впоследствии были подтверждены экспериментально), говорил, что если ребенок раннего возраста неспособен к обучению по программе взрослого, то ребенок-школьник полностью способен к нему. Дошкольник способен обучаться по программе взрослого лишь в той мере, в какой эта программа становится его собственной. Какова здесь роль игры? Игровая форма делает многие задания для ребенка интересными, понятными, что часто используется дидактикой, но, как ни странно, – не это является главным. Во-первых, в самодеятельной детской игре, которая возникает по инициативе самого ребенка, формируются те психические качества, без которых обучение будет просто невозможно. Во-вторых, в игре дети получают возможность использовать на практике полученные знания, а значит, по-настоящему усваивать и понимать их. Без такой практической апробации любое знание становится абстрактным, ненужным и быстро забывается. Для развития дошкольника важны те игры, которые исходят от него, его собственной инициативы, сюжет которых он выдумывает сам – сюжетно-ролевые или режиссерские. Именно в них в наибольшей степени происходит общее развитие, а не упражняются какие-то отдельные функции. Возникают они не на пустом месте. Любые другие игры, инициатором в которых выступает взрослый, льют воду на мельницу развития самодеятельной игры. Важно, чтобы ребенок владел игровой культурой во всем ее многообразии: в раннем и младшем дошкольном возрасте – это сюжетно-отобразительные игры (ребенок повторяет то, что видит вокруг), затем появляются самодеятельные сюжетные игры (ребенок обращается к сюжетам, которые интересны ему, придумывает их сам), к старшему дошкольному возрасту сюда добавляются игры с правилами. Не следует недооценивать и такие виды игр, как досуговые, подвижные, игры-экспериментирования, разнообразные народные игры. Обо всем , кроме развивающих???????

Хорошая детская игра – это эмоционально насыщенное действо, а которое ребенок погружен полностью. Чем шире круг отображаемых в игре событий и явлений, тем лучше. Так, если младший дошкольник охотно играет в магазин и поликлинику, в семью и детский садик, то игры старших дошкольников уже гораздо увлекательнее, они связаны с путешествиями, приключениями и подвигами. Постепенно игра приобретает «многоаспектный» характер: ребенок не просто выдумывает и развивает сюжет (это может происходить в течение достаточно продолжительного времени: от нескольких дней до нескольких недель и даже месяцев), но и активно включает в свою эту игру все, что, так или иначе, его затрагивает (новые знания, новые предметы, новые персонажи). Он активно конструирует предметную среду своей игры (если речь идет о режиссерской игре) или какие-то ее атрибуты (если игра сюжетно-ролевая). Здесь игра настолько тесно смыкается с продуктивными видами деятельности, что разграничить их уже почти невозможно. Изобразительная деятельность, творческий труд становятся по-настоящему мотивированными – значимыми для самого ребенка, обогащая его умения и обобщая его опыт, а процесс создания игрушек, хотя и замедляет игровое действие во времени, нередко открывает новые возможности для построения сюжета.

Игра – мощнейшая сфера «самости» человека: самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации, самоосуществления. Благодаря играм ребенок учится доверять самому себе и всем людям, распознавать, что следует принять, а что следует принять, а что отвергнуть в окружающем мире.

Игру не зря называют королевой детства. Знаменитый ученый Э.Берн говорил, что весь процесс воспитания ребенка он рассматривает как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть.

Игра – явление сложное и многогранное. Можно выделить следующие ее функции:

Обучающая функция – развитие обще учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие и др.

Развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока, других форм общения взрослого с ребенком из скучного мероприятия в увлекательное приключение.

Коммуникативная функция – объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирование навыков общения.

Релаксационная функция – снятие эмоционального (физического) напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему ребенка при интенсивном учении, труде.

Психотехническая функция – формирование навыков подготовки своего психофизического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для интенсивного усвоения.

Функция самовыражения – стремление ребенка реализовать в игре творческие способности, полнее раскрыть свой потенциал.

Компенсаторная функция – создание условий для удовлетворения личностных устремлений, которые невыполнимы (трудно выполнимы) в реальной жизни.

Существуют разные виды игр, характерных для детского возраста. Это подвижные игры (игры с правилами), дидактические, игры – драматизации, конструктивные игры. Особое значение для развития детей в возрасте от 2 до 7 лет имеют творческие или ролевые игры. Они характеризуются следующими особенностями:

Игра представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей.

1 Отличительной особенность игры является и сам способ, которым ребенок пользуется в этой деятельности. Игра осуществляется комплексными действиями, а не отдельными движениями (как, например, в труде, письме, рисовании).

2 Игра, как и всякая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер, поэтому она меняется с изменением исторических условий жизни людей.

3 Игра является формой творческого отражения ребенком действительности. Играя, дети вносят в свои игры много собственных выдумок, фантазии, комбинирования.

4 Игра есть оперирование знаниями, средство их уточнения и обогащения, путь упражнения, и развития познавательных и нравственный способностей и сил ребенка.

5 В развернутой форме игра представляет собой коллективную деятельность. Все участники игры находятся в отношениях сотрудничества.



Таким образом, игра -явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности . Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.

Можно сказать, что игра - это метод познания действительности, который направляется внутренними силами и позволяет ребенку в короткие сроки овладеть первоначальными, но весьма обширными основами человеческой культуры. В игре развиваются новые, прогрессивные образования и возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения стимула к всестороннему развитию.

















1.2 Классификация и характеристика основных видов

развивающих игр для детей дошкольного возраста

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.

I группа - предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки - предметы - дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.

II группа - игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет - форма интеллектуальной деятельности.

В современных исследованиях игры появляются новые ее классификации. Так С.Л. Новосёлова [7] предлагает выделять игры, возникающие по инициативе ребенка (игры экспериментирование, сюжетно-отобразительные, режиссерские и театрализованные); игры, возникающие по инициативе взрослого и старших детей (дидактические, подвижные, компьютерные, развлечения и т.д.); игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные игры).

Творческие игры - игры, в которых проявляются образы, которые вмещают в себя условное превращение окружающего.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры - эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. В зависимости от этого сюжетно-ролевые игры подразделяются на:

· Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздник», «дни рождения» (большое место уделяется кукле).

· Игры на производственные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт).

· Игры на общественно-политические темы, отражающие героические подвиги народа (герои войны, космические полеты и т.д.)

Длительность сюжетной игры:

· в младшем дошкольном возрасте (10-15 мин.);

· в среднем дошкольном возрасте (40-50 мин.);

· в старшем дошкольном возрасте (от нескольких часов до дней).

Содержание - то, что отображается ребенком, как характерный момент деятельности и отношениями между взрослыми.

В структуре ролевой игры выделяют компоненты:

· роли, которые исполняют дети в процессе игры;

· игровые действия, с помощью которых дети реализуют роли;

· игровое использование предметов, реальные заменяются игровыми.

· отношения между детьми, выражаются в репликах, замечаниях, регулируется ход игры.

Ролевая игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в общественной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых.

Самодеятельный характер игровой деятельности детей заключается в том, что они воспроизводят те или иные явления, действия, отношения активно и своеобразно. Своеобразие обусловлено особенностями восприятия детей, понимания и осмысления ими тех или иных фактов, явлений, связей, наличием или отсутствием опыта и непосредственностью чувств.

Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что ребёнок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том, что, веря в правду игры, создаёт особую игровую жизнь и искренне радуется и огорчается по ходу игры. Активный интерес к явлениям жизни, к людям, животным, потребность в общественно значимой деятельности ребёнок удовлетворяет через игровые действия.

Режиссерские игры (разновидность самостоятельной сюжетно-ролевой игры), в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол, действуя и за себя и за куклу. Ребёнок одновременно выполняет и функцию режиссёра, и функцию актёра.

Театрализованные игры - разыгрывание в особах определенного литературного произведения и отображение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов. (Игры-драматизации, игры-фантазии, игры-грёзы).

В играх-драматизациях содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т.п. Они сходны с сюжетно - ролевыми играми: в основе тех и других условное воспроизведение явления, действий и взаимоотношений людей и т.д., а также имеются элементы творчества. Своеобразие игр драматизаций заключается в том, что по сюжету сказки или рассказа дети исполняют определённые роли, воспроизводят события в точной последовательности.

Строительно-конструктивные игры

Строительно-конструктивные игры - разновидность творческих игр, в которых дети отображают окружающий предметный мир, самостоятельно возводят сооружения и оберегают их.

Строительная игра - это такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разных постройках и связанных с ними действиях.

Сходство сюжетно-ролевых и строительных игр заключается в том, что они объединяют детей на основе общих интересов, совместной деятельности и являются коллективными.

Различие между этими играми состоит в том, что сюжетно-ролевой игре, прежде всего, отражаются разнообразные явления и осваиваются взаимоотношения между людьми, а в строительной основным является ознакомление с соответствующей деятельностью людей, с применяемой техникой и её использованием.

Дидактические игры - игры, специально создаваемые или приспособленные для целей обучения.

Дидактическая игра включает компоненты: содержание, игровые действия, правила, дидактическую задачу.

Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.

В зависимости от того, какой материал использован в играх, выделяют игры с предметами (игрушками, природным материалом и пр.), настольно-печатные, словесные.

Подвижные игры - сознательная, активная, эмоционально окрашенная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

В зависимости от того, как соотносятся в них сюжетно-ролевое содержание и правила, Д.Б. Эльконин выделяет пять групп таких игр [10] :

1. Имитационно-процессуальные игры и элементарные игры-упражнения с предметом.

2. Драматизированные игры по определённому сюжету.

3. Сюжетные игры с несложными правилами.

4. Игры с правилами без сюжета.

5. Спортивные игры и игры-упражнения с ориентировкой на определённые достижения.

Игры первых трёх групп характерны для младших дошкольников. В среднем дошкольном возрасте возрастает число игр третьей группы («Мышеловка», «Хитрая лиса»). Ведущее место у 6-7- летних детей занимают подвижные игры с правилами без сюжета («Школа мяча», «Найди себе пару»). Игры пятой группы появляются у детей к концу дошкольного возраста.

Содержание игры определяется движениями, которые входят в её состав. Правила в подвижной игре выполняют организующую роль: ими определяется её ход, последовательность действий, взаимоотношения играющих, поведение каждого ребёнка. Правила обязывают подчиняться цели и смыслу игры; дети должны уметь ими пользоваться в разных условиях.

Итак, мы рассмотрели классическую классификацию игр для детей дошкольного возраста. Но в 21 веке появились новые виды развивающих игр, которые позволяют сделать процесс познания окружающего мира наиболее увлекательным для ребёнка. Чтобы выбрать для детей подходящие системы обучения и воспитания, нужно выяснить их особенности, а также узнать достоинства и недостатки.

Самые популярные методики развития детей дошкольного возраста:

1.Методика Никитиных

2. Методика Воскобовича

3. Методика Зайцева

4.Методика Дьеныша

5.Методика Кьюзинера


Meтoдикa Hикитиныx – это система paзвивaющиx игp, кoтopую coздaли pуccкиe пeдaгoги Eлeнa и Бopиc Hикитины. Являяcь poдитeлями ceмepыx дeтeй, aвтopы aпpoбиpoвaли мeтoдику в cвoeй ceмьe. Ocнoвa игp – гoлoвoлoмки, нaпpaвлeнныe нa paзвитиe лoгичecкoгo мышлeния. Kaждaя игpa пpeдcтaвляeт coбoй oпpeдeлeнный нaбop зaдaч, кoтopыe peбeнку нужнo peшить. Ocнoвoпoлaгaющee нaзнaчeниe мeтoдик нe зaключaeтcя в пoдгoтoвкe peбeнкa к caдику или шкoлe, в иx ocнoвe лeжит цeль вcecтopoннeгo гapмoничнoгo paзвития (мышлeниe, aнaлиз, внимaтeльнocть, лoгикa).

Meтoдикa Bocкoбoвичa - Bячecлaв Bocкoбoвич paзpaбoтaл мeтoдику, кoтopую нaзвaл «Cкaзoчныe лaбиpинты игpы». Ocнoвныe пpинципы дaннoгo пoдxoдa: интepec, пoзнaниe, твopчecтвo. Aвтop coздaл бoлee 50 игp, пpeдcтaвляющиx coбoй мнoгoфункциoнaльныe пocoбия. Kaждaя из ниx мoжeт иcпoльзoвaтьcя для дeтeй paзнoгo вoзpacтa – oт двуx дo ceми лeт. K игpaм пpeдлoжeнo бoльшoe кoличecтвo зaдaний, нaчинaя c мaнипулиpoвaния и зaкaнчивaя cлoжными упpaжнeниями. Meтoдикa paзвивaeт твopчecкий пoдxoд и вooбpaжeниe. Peбятa пpoявляют бoльшoй интepec в пpoцecce зaнятий и игpaют c удoвoльcтвиeм. Блaгoдapя cиcтeмe Bocкoбoвичa, пpoцecc oбучeния чтeнию и cчeту пpoxoдит лeгкo и увлeкaтeльнo. Ko мнoгим игpaм пpилaгaeтcя мeтoдичecкoe пocoбиe, в кoтopoм пpeдcтaвлeны иллюcтpaции и гoтoвый cкaзoчный cюжeт.

Meтoдикa Зaйцeвa - Пeдaгoг Hикoлaй Зaйцeв paзpaбoтaл уникaльнoe пocoбиe для oбучeния чтeнию – нaбop кубикoв, paзличaющиxcя пo: цвeту; вeличинe; вecу; звучaнию нaпoлнитeля. Игpaя c кубикaми, нa гpaняx кoтopыx изoбpaжeны cклaды, peбeнoк быcтpo ocвaивaeт чтeниe пo cлoгaм и учитcя cocтaвлять cлoвa. Дaннaя cиcтeмa тpeбуeт peгуляpнocти.

Методика Дьеныша - Логические блоки Дьенеша предназначены для обучения математике в игровой форме. Занятия с ними способствуют развитию памяти, внимания, воображения, речи. У ребенка появляются умения классифицировать материал, сравнивать, анализировать аналитическую информацию.

Методика Кьюзинера- Палочки Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного. Игры с палочками Кюизенера помогают ребенку понять, что любое число является результатом счета и измерения. Кроме того, после таких занятий дети уже осмысленно могут определить какое число меньше, а какое больше, понимают суть умножения, деления, прибавления и вычитания. Палочки Кюизенера выполняют роль наглядного материала, который заставляет работать детскую логику и вырабатывать навыки счета, измерений. А научившись понимать все это, у ребенка закладывается прочная основа для дальнейших математических достижений.

Итак, развивающие игры могут носить различный характер, но главное, чтобы их содержание развивало интеллект, познавательную активность ребенка.

Б.П. Никитин разработал систему развивающих игр[9]. Каждая игра Никитина представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей констуктора-механика и т.д. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

В последние годы все чаще в практике дошкольных учреждений применяется игровая технология В.В. Воскобовича !!!!!«Сказочные лабиринты игры. Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей у детей 3–7 лет», направленная на развитие мышления, памяти, внимания. Основным принципом педагогической технологии «Сказочные лабиринты игры» является развитие детей в игре, с помощью которой выстраивается почти весь процесс обучения ребенка-дошкольника. По словам В.В. Воскобовича: «Это — не просто игра, это — познавательная деятельность». В одной из своих статей В.В. Воскобович приводит данные по одному из коррекционных садов, где обучаются дети с нарушениями речи и сопутствующими поражениями. В саду применялись некоторые разработки (например, «Игровой квадрат») были проверены на детях с диагнозом «олигофрения в стадии дебильности».

Успехом у педагогов детских садов пользуются приемы и методы ТРИЗ, разработанной Г.С. Альтшуллером. На данных приемах и методах основана программа «Умка» - ТРИЗ авторы Л.М. Курбатова и др.

Целью программы является развитие у дошкольника активных форм мышления в единстве с творческим воображением, развитие фантазии через обогащение предметно-пространственной среды детского сада (сказочного, игрового, эстетического, экологического, технического характера). Кредо тризовцев: каждый ребенок талантлив, нужно его только научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигнуть максимального эффекта.

Уникальными по своим возможностям являются дидактические материалы – логические блоки Дьенеша. Игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений:

«Танграм», игра - головоломка «Пифагор», игры на воссоздание фигур – силуэтов из специальных наборов: «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», вьетнамская игра «Волшебный круг» и «Пентамино». Применимы логические задачи Н.М. Бонгарда и поисково-творческие задачи А. Зака, а также система по развитию у дошкольников логико-математических представлений и умений, основанная на использовании игр и упражнений с этими материалами.

В дошкольном возрасте важно разбудить мышление ребенка, его познавательную активность, чтобы он научился сам искать знания. Ребенок, приученный с раннего детства к действию по штампу, по готовому рецепту «типового решения» теряется там, где от него потребуется самостоятельное размышление и решение.

В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Воспитатель вооружает детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, приводящего в конечном результате к решению. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.

Для решения воспитательных и образовательных задач , можно использовать развивающие игры В. Воскобовича: «Геоконт», «Волшебный квадрат», «Прозрачный квадрат», «Чудо-цветик», «Конструктор букв и цифр». С помощью этих игр дети конструируют цифры, трансформируют сложные геометрические фигуры, строят ломаные и прямые линии, различные виды углов. Выстраивают фигуры по замыслу, по схемам. Осваивают цвет и форму предметов, соотношение целого и дроби. Игры В. Воскобовича развивает логику, фантазию, творчество, моторику кисти и пальчиков, способствует становлению сенсорных способностей, совершенствованию интеллекта, развитию психических процессов.

Во всем мире широко известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком X. Кюизеиером. Он предназначен для обучения математике и развития речи, используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и кончая старшими классами школы. Палочки Кюизенера называют еще цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками, счетными палочками.

Основные особенности этого дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки X. Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счету.

Таким образом, прогрессивное развивающее значение игр состоит в реализации возможностей всестороннего развития ребенка, в подготовке его к новой деятельности – учебной, что является одним из важнейших фактов психологической готовности ребенка к обучению.



1.3 Технология использования развивающих игр в воспитательно - образовательном процессе с детьми среднего

дошкольного возраста

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем на сегодняшний день. Современные дети живут и развиваются в эпоху компьютерных и информационных технологий, и их математическое развитие не может сводиться только к обучению конкретным умениям: счету, вычислению, измерению.

Для успешной подготовки детей к обучению в школе необходимы не столько определенные знания, сколько умение последовательно и логически мыслить, догадываться, умственно напрягаться. Поэтому современная образовательная система выдвигает проблему умственного воспитания детей, которая чрезвычайно важна. Необходимость компетентно ориентироваться в возрастающем объеме знаний предъявляет иные, чем были 30-40 лет назад, требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. На первый план выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности.

Дошкольный возраст – это наиболее важный период в развитии каждого ребенка. Именно в это время закладываются основы его будущего поведения, активным образом идет развитие воображения, творческих способностей и общей инициативности. Но все эти необходимые качества формируются у ребенка не в процессе учебных занятий, а во время наиболее привычной для него деятельности – игры.

Из всего многообразия игр, основой для успешного всестороннего развития детей, являются развивающие игры. В настоящее время разработано большое количество игровых технологий, создано развивающих игр и пособий. В основе системы развивающих игр лежат следующие принципы:

• совмещение в деятельности ребенка элементов игры и учения и постепенный переход от игр – забав через игры – задачи к учебно-познавательной деятельности;

• постепенное усложнение обучающей задачи и условий игры;

• повышение умственной активности ребенка в решении предлагаемых задач;

• органическая связь и взаимосвязь между внешней и внутренней (умственной) активностью ребенка и постепенный переход к более интенсивному умственному труду;

• единство обучающих и воспитательных воздействий

Реализуя эти принципы, создаются условия, способствующие становлению начальных форм самооценки и самоконтроля ребенка, что имеет огромное значение и для его учебной деятельности (будущей и настоящей), и для полноценной жизни в коллективе сверстников.

Ребенок, увлекаясь привлекательным замыслом новой игры, не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. Если на занятии ребенок выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу.

В основу развивающих игр положены два принципа обучения - это «от простого к сложному» и «самостоятельно по способностям».

Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:

- развивающие игры могут дать пищу для ума с самого раннего возраста.

- их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей.

- поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего потолка, ребенок развивается наиболее успешно.

- развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения.

Каждая из развивающих игр, - как правило, модель действительности. Качества личности (самостоятельность и инициативность, креативность и др.) и умения (комбинировать, предполагать, видоизменять и др.), приобретенные в играх, применимы в любой учебной и жизненной ситуации.


+

Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.

Сначала они используются как отдельные игровые моменты. Игровые моменты очень важны в педагогическом процессе, особенно в период адаптации детей в детском учреждении.

Важной особенностью игровых технологий, которые используют воспитатели-педагоги в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра. В деятельности с помощью игровых технологий детей развиваются психические процессы.






Глава 2 Практическая часть

Картотека дидактических игр с палочками Кюизенера (средняя группа)

Сушим полотенца

Цель: Учить детей сравнивать предметы по длине; находить сходство между предметами; классифицировать предметы по длине и цвету, обозначать результаты сравнения словами (длиннее — короче, равные по длине).

Материал: Цветные счетные палочки: 1 коричневая, 5 желтых, 5 красных.

Описание: На подносе лежат палочки двух цветов.

Задания:

-Отложите в сторону одинаковые по длине палочки. Какого они цвета?

- Что надо сделать, чтобы узнать, каких палочек больше? (Положить палочки одного цвета под палочками другого цвета).

-Сколько длинных (коротких) палочек? (Много, столько-сколько, поровну.)

- Положите коричневую палочку перед собой. Это — веревочка. Палочки желтого и красного цвета- «полотенца».

Давайте повесим «полотенца» сушиться на веревочке.

Сначала повесьте длинное, потом короткое, снова длинное. Какое теперь надо вешать полотенце? (Короткое.) Развесьте все «полотенца». Дотрагиваясь пальцем до «полотенца», называйте его цвет: желтое, красное, желтое.

Вопросы:

- Сколько желтых «полотенец»? (Много.)

- Сколько красных «полотенец»? (Много.)

- Какого цвета полотенец больше (меньше?)



Бусы

Цель: Учить детей классифицировать предметы по длине; сравнивать группы предметов по количеству входящих в них элементов; обозначать словами результат сравнения (больше, меньше, столько - сколько).

Материал: Цветные счетные палочки: белые, розовые, голубые; карточка.

Описание:

Педагог предлагает детям разложить палочки по цветам. Проверяет правильность выполнения задания, затем говорит: «Сегодня мы будем делать из этих палочек цепочку в такой последовательности: сначала положите белую, потом розовую, голубую, снова белую. Продолжите ряд до конца».

Вопросы и задания:

— Какого цвета «бусинки» в этой цепочке?

— Какое число обозначает каждый цвет?

— Какое число обозначает самая длинная «бусинка»?

— Цепочка разорвалась и «бусы» рассыпались. Перемешайте все бусинки. Как узнать, каких бусинок больше? Меньше?

— Что для этого надо сделать?

Дети раскладывают палочки одну под другой и определяют, палочек какого цвета больше.

После этого можно предложить детям собрать цепочку снова в той же

последовательности, подумать и сказать, кому бы они хотели подарить эти цепочки.


Скворечник

Цель: Закреплять знание чисел в пределах 5; умение сравнивать предметы по длине, преобразовывать конструкцию предмета.

Материал: Карточка, цветные счетные палочки: 2 желтые, 2 красные, 2 голубые, 1 черная и 1 белая.

Описание:

Педагог просит детей вспомнить, как они выкладывали домик.

Уточняет: «Сколько у домика было стен? Какие палочки вы брали, чтобы их построить? (Две палочки одной длины.) Одинаковые ли нужны палочки для пола и потолка?»

Предлагает детям руками показать, как выглядела крыша, какой формы она была.

Воспитатель говорит детям: «Сделайте маленький домик». Когда домик будет готов, читает загадку:

Между веток новый дом,

Нет двери в доме том,

Только есть одно окошко,

Не пролезет даже кошка.

Воспитатель просит детей сделать так, чтобы из домика получилась отгадка, но вслух отгадку пока не произносить.

Когда отгадка (скворечник) будет выложена на столе, дети озвучивают ее. Вопросы:

— Какое число обозначает желтая палочка? Красная? Голубая?

— Какое число самое большое из них?

— Если желтая палочка обозначает большое число, это значит, что голубая, красная палочка... (Короче.)

Дальше педагог продолжает разговор о том, кто может жить в скворечнике:

— В какое время года вывешивают скворечники?

— Какие птички в них живут?

— Вы сначала сделали из палочек домик, а потом сделали из него скворечник. Чем отличается скворечник от домика?

—А чем похожи скворечник и домик?

Дачный поселок

Цель: Учить детей сравнивать предметы по высоте с помощью условной мерки;

закреплять умение ориентироваться в пространстве, используя слова: слева, справа, выше, ниже, далеко, близко.

Материал:

Цветные счетные палочки, карточка.

Описание:

Воспитатель, показывая на карточку, говорит: «Это дачный участок. Здесь есть дом,

сделайте его из палочек. Посадите дерево. Поставьте забор. Сделайте лавку».

После выполнения задания предлагает каждому ребенку рассказать о своем участке, используя слова: слева, справа, перед, рядом, около.

«Возьмите свои карточки и положите их на большой стол, — говорит воспитатель. —У нас получился дачный поселок».

Вопросы:

— Что находится слева от дома? Что перед домом? Что справа от дома?

— Где стоит лавка?

— Похожи ваши дома или нет? Какой формы крыша? Дом?

— Какие деревья растут на участке?

— Чей дом выше? Докажите. (Это можно сделать с помощью условной мерки.)

— У кого из вас самое высокое дерево?

— Что выше: елка или дерево?

— Какой участок вам понравился больше всего? Почему?

— Придумайте рассказ о том, как мы поехали на дачу.


Елка

Цель: Упражнять детей в определении длины предмета, используя прием наложения;

закреплять умение пользоваться словами: длиннее — короче, самая короткая; развивать представления об эталонах цвета.

Материал:

Цветные счетные палочки: 1 коричневая, 1 оранжевая, 2 фиолетовые, 2

желтые, 2 красные, 2 голубые, 2 розовые; карточка с изображением елки.

Описание:

Воспитатель предлагает детям подобрать палочки подлине и положить их на ветки нарисованной елки. Вопросы и задания

— Какого цвета ветки? Назовите их по порядку, начиная сверху.

— Какого цвета самые длинные ветки?

— Назовите цвет тех веток, которые короче самой длинной.

— Сколько самых коротких веток?

— По сколько веток одинакового цвета?

— Отложите в сторону две любые одинаковые по длине ветки. Какие они по длине? (Одинаковые, равные.)

Работа парами

— Сравните ветки и определите, чьи ветки длиннее? Короче?

— Какая елка выше?









Список использованной литературы

1.Аникеева Н. П. Игра в педагогическом процессе / Н. П. Аникеева. – Новосибирск, 1989. – 172с.

2. Эрих Берн. – М.: Эксмо, 2008

3.Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М., 1998. – 237с.

4. Веракс Н.Е. Познавательное развитие в дошкольном возрасте: учеб. по-собие./ Н.Е.Веракс, Н.Н.Веракс.–М.: Мозаика-синтез, 2012.–336с

5.Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка// Молодой ученый. — 2017.

6.Запорожец А. В. Некоторые психологические проблемы детской игры / А. В. Запорожец // Дошкольное воспитание. 1965. №10. С. 24.

7. Михайленко, Я. Я. Организация сюжетной игры в детском саду : пособие для воспитателей / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. — М., 2000.

8.Новоселова С. Л. , Локуциевская Г. Г. Принципы построения системы игрушек. Техн. эстетика – 1979.

9.Печора К. Л. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. М. Просвещение 1986.

10. Никитин Б.П. Развивающие игры — М.: Педагогика, 1981

11.Эльконин Д. Б. Психология игры М. Просвещение 1987.

12.Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. Т.Ц. Сфера 2002.

13.Юзбекова Е.А. Ступеньки творчества: Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника: метод. Рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006.- 128с.

14.Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. Практико-ориентированная монография – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 128 с.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам проведенного исследования можно сделать выводы. На основе анализа педагогической и психологической литературы отечественных и иностранных исследователей, занимавшихся изучением интеллектуальных особенностей детей дошкольного возраста и проблематикой детской игры, было уточнено содержание понятий:

–«игра», которая определяется как метод, средство и форма организации педагогического воздействия на ребенка-дошкольника в условиях доминирующей и естественно комфортной для последнего деятельности;

–«развивающая игра» как идеальное средство: «орудие освоения культурного наследия, новых культурных ценностей», предполагающее использование уже усвоенного знания в качестве способа «рассуждения, доказательства, расчета, запоминания и понимания для усвоения новых знаний, развития эмоциональной, волевой и интеллектуальной сфер личности» дошкольника;

–«технология развивающей игры», понимаемая как совокупность методологических подходов, педагогических принципов, методов, средств и педагогических условий, обеспечивающих систему планирования и реализации процесса игры в соответствии с установленными игровыми этапами, на которых реализуются цель и соответствующие задачи, ориентированные на достижение результата повышение уровня интеллектуальной воспитанности дошкольника среднего возраста (3-4 г)

В качестве перспективы исследования следует отметить, что дальнейшего изучения требуют вопросы, связанные с развитием воображения и речи (в представленной работе ее касались лишь частично: в ключе исследования непосредственно связанного с ней мышления). Большой исследовательский смысл представляет собой изучение потенциала развивающей игры в рамках реализации гражданско-патриотического и эстетического воспитания.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!