СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курсы по подготовке к школе.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные образовательные технологии требуют от педагога-

практика высокого уровня профессиональных навыков обучения и

воспитания детей дошкольного возраста.

Речевое развитие человека связано со многими параметрами: это и

развитие речевого дыхания, речевого слуха, фонематического восприятия,

правильного звукопроизношения, развитие и активизация словаря,

овладение морфологическими и синтаксическими моделями языка и

многими другими.

Просмотр содержимого документа
«Курсы по подготовке к школе.»







Подготовка детей дошкольного возраста к

обучению грамоте













Содержание

Введение…………………………….……………………………. 4

Раздел 1. Формирование правильного звукопроизношения

у детей дошкольного возраста

Раздел 2. Формирование графических навыков

у детей дошкольного возраста

Раздел 3. Формирование первоначальных навыков чтения

у детей дошкольного возраста

Список литературы





































Введение.

Современные образовательные технологии требуют от педагога-

практика высокого уровня профессиональных навыков обучения и

воспитания детей дошкольного возраста.

Речевое развитие человека связано со многими параметрами: это и

развитие речевого дыхания, речевого слуха, фонематического восприятия,

правильного звукопроизношения, развитие и активизация словаря,

овладение морфологическими и синтаксическими моделями языка и

многими другими.

Опыт показывает, что ведущими предпосылками развития

интеллектуальных способностей человека как личности является раннее

обучение языковой (знаковой) системе как в устном, так и письменном

варианте.

Первоначальное обучение грамоте (письму и чтению как видам

речевой деятельности) непосредственно связано с другими задачами

развития:

I. Формирование правильного звукопроизношения.

II. Развитие мелкой моторики руки.

III. Развитие зрительной и слуховой координации.

IV. Формирование речевого дыхания.

V. Формирование графических навыков.

Только комплексное решение этих задач позволяет успешно обучать

детей дошкольного возраста первоначальным навыкам письма и чтения.



Программными задачами обучения детей дошкольного возраста являются

следующие:

Чтение Письмо

1. Ознакомление с терминами

"звук", "слово", "предложение",

"буква", "слог", "мягкие и твердые

согласные", "ударные и

безударные гласные".

2. Развитие артикуляционного

аппарата: правильного

звукопроизношения, силы голоса,

3. Развитие точности зрительного

восприятия пространства.

4. Развитие ориентировки в

пространстве по направлениям.

5. Ознакомление с гигиени-

ческими правилами письма.

6. Подготовка мускула-речевого дыхания.

7. Обучение звуко-слоговому и

звукобуквенному анализу.

8. Обучение чтению слов и предложений.

9. Обучение написанию графических элементов.

10. Ознакомление с печатным вариантом букв русского

алфавита.

Если принять за основу терминологическое обоснование, данное

Д.Б.Элькониным (46, с.24), то письмо – это процесс кодирования устной

речи путем перевода ее в графическую (буквенную) знаковую модель, а

чтение – это процесс декодирования, процесс перехода от графической

(буквенной) модели слова к его первоначальной устной звуковой форме.

Возрастные границы начала обучения основам грамоты в разных

образовательных программах обозначены по-разному (от 3 до 5 лет), но

независимо от сроков обучения все педагогические задачи должны

решаться с учетом психофизиологического развития конкретного детского

коллектива и общих требований той или иной программы.

Так, например, наиболее сензитивным периодом обучения

правильному звукопроизношению является возраст 3-6 лет, что позволяет

начинать процесс обучения первоначальным навыкам чтения. Графические

навыки проявляются менее активно в младшем дошкольном возрасте

возрасте. Дети шести лет проявляют особый интерес к самостоятельному

чтению.

Учет этих и других психофизиологических и личностных

особенностей детей дошкольного возраста позволяет рассматривать

систему дошкольного обучения как неотъемлемую часть целостной

непрерывной системы образования, основанной на принципе

преемственности.







Раздел 1. Формирование правильного

звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

Звуковая культура предполагает два основных направления работы:

- развитие речедвигательного аппарата;

- формирование и совершенствование восприятия речи.

Воспитание звуковой культуры речи предполагает:

1. Формирование правильного звукопроизношения и

словопроизношения, для чего необходимо развитие речевого

дыхания, моторики артикуляционного аппарата.

2. Воспитание орфоэпически правильной речи, т.е. умения говорить

согласно нормам литературного произношения.

3. Формирование выразительности речи, т.е. владение средствами

речевой выразительности, что предполагает умение пользоваться

высотой и силой голоса, темпом, ритмом речи, паузами,

разнообразными интонациями.

4. Выработка дикции, т.е. отчетливого, внятного произношения

каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом.

5. Воспитание культуры речевого общения как части речевого

этикета.

2.Методика обследования звукопроизношения предусматривает

обследование только согласных звуков, т.к. образование гласных звуков

происходит в норме на более ранних этапах развития детского организма,

и к периоду обучения произношение всех гласных звуков уже должно быть

сформировано.

Схема обследования звукопроизношения такова: на каждый

проверяемый звук педагог предъявляет ребенку по три предметные

картинки, в названиях которых искомый звук должен находится в трех

разных позициях: в абсолютном начале слова, в середине и в конце.



3.Методика обследования речевого слуха предусматривает несколько

видов заданий, предъявляемых детям:

а) опознание звука во фразе (педагог показывает ребенку 2-3

предметные картинки, произносит фразу к одной из предложенных

картинок и предлагает ребенку отыскать именно ту картинку, содержание

которой соответствует услышанной фразе);

б) опознание звука в слове (педагог показывает ребенку предметную

картинку, название которой начинается с обследуемого звука, выделяя его

голосом, затем педагог просит ребенка повторить это слово и выделить

голосом искомый звук, то же самое задание выполняется и на примере

слов, в которых обследуемый звук находится в середине или конце слова);

в) самостоятельный отбор названий предметов на определенный звук

(педагог выкладывает перед ребенком набор из 12 предметных картинок и

просит отобрать такие картинки, в названиях которых встречается

обследуемый звук);

г) проверка слоговой структуры слова (педагог показывает ребенку

три предметных картинки по одной, друг за другом и просит обозначить

словами предметы, изображенные на этих картинках.



Для разностороннего, гармоничного развития двигательных функций

кисти руки необходима тренировка трех типов составляющих: сжатия,

растяжения, расслабления.

Для получения максимального эффекта пальчиковые упражнения

должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие,

растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались

изолированные движения каждого из пальцев.

В период обучения по программам детских образовательных

учреждений детям предлагаются следующие типы упражнений:

-статические упражнения для пальцев руки;

-динамические упражнения для пальцев руки;

-работа со счетными палочками (спичками);

-задания на тренировку и совершенствование точных движений

пальцев руки (застегивание и расстегивание пуговиц, шнуровка,

завязывание и развязывание узелков и т.п.).

Пальчиковые упражнения необходимо проводить регулярно на каждом занятии

по развитию речи



Методика проведения звукового анализа слова.

Звуковой анализ слова проводится в несколько этапов:

1этап. Вводится понятие звук и при помощи фишек одного цвета

показывается графическая звуковая модель слова.

2 этап. Вводится понятие «гласный звук» и на графической модели

показывается принцип замены гласного звука заместителем – фишкой

красного цвета.

3 этап. Вводится понятие «согласный звук» и на графической модели

показывается принцип замены всех согласных звуков фишкой

нейтрального (например, серого) цвета.

4 этап. Вводится понятие «твердости» согласных звуков, на

графической модели показывается принцип замены твердых согласных

звуков заместителем-фишкой синего цвета.

5 этап. Вводится понятие «мягкости» согласных звуков, на

графической модели показывается принцип замены мягких согласных

звуков заместителем-фишкой зеленого цвета.

6 этап. На примере двух-трех-сложных слов показывается принцип

замены всех звуков на графической модели заместителями-фишками

соответствующего цвета.

Методика проведения слогового анализа слова.

Слоговой анализ слова проводится в несколько этапов:

1 этап: Анализируемое слово отчетливо произносится по слогам

(голосом выделяются и произносятся протяжно гласные звуки).

2 этап: Вводится понятие слог как звуковая единица слова, такая его

часть, в составе которой есть гласный звук. Дается представление о том,

что в слове столько слогов, сколько гласных звуков.

3 этап: Ознакомление c графической схемой слова, на которой

обозначается количество слогов в слове.

4 этап: Детям дается ряд слов (состоящих не более, чем из 3 слогов)

для самостоятельного проведения слогового анализа слова.





Игровые приемы формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

Упражнение 1.

Перед ребенком выставляется несколько звучащих игрушек:

бубен, губная гармошка, колокольчик, погремушка и т.п. Педагог

предлагает ребенку послушать и запомнить звучание каждого предмета.

Перед ребенком ставится задача: только на слух, без зрительной опоры,

определить, что звучит, при этом название каждого звучащего предмета проговаривается вслух. Количество звучащих предметов увеличивается

постепенно, с трех до пяти.



Упражнение 2.

Перед ребенком выставляется 4-5 предметов (например:

металлическая коробка, стеклянная банка, пластмассовый стаканчик,

деревянная шкатулка и т.п.). Перед ребенком ставится задача: постукивая

деревянной палочкой по этим предметам (постукивание производится как

однократно, так и многократно), внимательно прислушаться к звукам и

запомнить звучание каждого предмета. Начинается упражнение с двух

контрастных звучаний при зрительной опоре, затем ребенок должен только

на слух определить, что звучит.



Упражнение 3.

Перед ребенком выставляется несколько предметов (например:

карандаш, ножницы, чашка с водой, пустая чашка, наждачная бумага и т.п.

). Ребенка просят на выбор произвести несколько элементарных действий с

данными предметами (например: резать бумагу ножницами),

прислушиваясь, какими звуками сопровождается данное действие. Затем

перед ребенком ставится задача: без зрительной опоры определить, какие

действия производит педагог с данными предметами.



Упражнение 4.

В одинаковые металлические баночки помещаются сыпучие

продукты различной величины (например: манная крупа, гречневая крупа,

горох, фасоль и др.). Ребенку предлагается внимательно послушать и

запомнить звучание каждого продукта внутри металлической банки

(производится действие – встряхивание банки). Затем перед ребенком

ставится задача: без зрительной опоры (банки закрыты), определить,

какой из продуктов находится внутри.



Упражнение 5.

Педагог предлагает ребенку воспроизвести звукокомплексы

различным по силе голосом (тихо, громко):

- кричат дети в лесу АУ - поет петух КУ-КА-РЕ-КУ

- лает собака АВ - квакает лягушка КВА

- мяукает кошка МЯУ - каркает ворона КАР- мычит корова МУ - блеет овечка БЕ



Упражнение 6.

Педагог показывает, а затем просит ребенка воспроизвести действие,

сопровождая определенным звуком, изменяя при этом силу голоса, тембр,

эмоциональную окраску:

А - плачет девочка; поет певица; показ горла на приеме у врача;

качаем малыша; девочка укололась иголкой.

О - удивляется мама; стонет бабушка; поет певица; потягивается

папа; кричит охотник в лесу.

У - гудит пароход; звучит дудочка; плачет мальчик; злится дедушка.



Упражнение 7.

Ребенку предлагается повторить в определенной последовательности

похожие по звучанию слова:

мак-бак-так; ток-тук-так; бык-бак-бок; дам-дым-дом; моток-поток-

каток;

батон-бетон-бутон; будка-дудка-утка; тинтка-ветка-ватка; клетка-

плетка-пленка; тыква-буква-будка.



Упражнение 8.

Педагог читает вслух две стихотворные строки, выделяя голосом

последнее слово первой строки. Перед ребенком ставится задача:

подобрать в рифму последнее слово второй строки.

Шепчет ночью мне на ушко Опустела мостовая

Сказки разные ....... И уехали .......

Сел в машину верный пес, Тише, Танечка, не плачь!

У него в чернилах ........ Не утонет в речке .........

Мы собирали васильки – Ветер, ветер, ты могуч.

На головах у нас .......... Ты гоняешь стаи .....



Упражнение 9.Педагог просит ребенка повторить два-три раза определенные

звукокомплексы, начинающиеся с определенного согласного звука:

та-то-ты; му-мы-ма; ва-во-ву; ну-ны-но; да-до-ды; бо-бы-ба; па-пу-пы

и др.



Упражнение 10.

Педагог просит ребенка повторить два-три раза определенные

звукокомплексы, начинающиеся с определенного согласного звука

(чередуются начальные звуки, парные по твердости-мягкости):

па-пя; ма-мя; по-пе; ву-вю; мы-ми;та-тя; фы-фи;фу-фю и др.



Упражнение 11.

Педагог предлагает ребенку освоить систему жестовых символов,

передающих невербально некоторые звуки русского языка. Жестовые

символы фиксируют зрительный и двигательный анализаторы, а при

наличии дополнительного эмоционального фактора облегчают ребенку

работу по дифференциации согласных звуков.

М - «корова мычит» - указательными пальцами изображаются рога

коровы.

Н - «телевизор гудит» - указательный палец поднести к кончику

носа.

В - «вьюга воет, деревья качает» - маховые движения из стороны в

сторону над головой.

Ф - «воздушный шарик» - округленные ладони прижать слегка друг к

другу.

Т - «пишущая машинка» - указательными пальцами имитировать

движение пишущей машинки.

Х - «греем руки» - подышать на тыльную сторону ладони.

С - «качаем насос» - сжатые ладони движутся вниз-вверх.

З - «комарик летает» - большой и указательный пальцы прижаты

друг к другу.

Упражнение 12.

Педагог предлагает детям определить, какой звук Ы или И находится

в абсолютном конце слова:

сады-садики, зонты-зонтики, кусты-кустики, мосты-мостики, носы-

носики, банты-...,ходы-...,плоты-...,усы-...,рыбы-...,горы-...,липы-...,лапы-

...,норы-...

Упражнение 13.

Педагог предлагает детям образовать от данных слов такие формы

слова, чтобы в них обязательно появился звук К («Я назову большой

предмет, а вы подберите название маленького, но так, чтобы обязательно

появился звук К»-объясняет задание детям педагог.)

-рама-рамка, яма-..., репа-..., вата-..., лапа-..., пена-..., панама-...,

лопата-..., картина-..., корзина-..., монета-..., солома-..., чаша-..., липа-...,

нора-...



Упражнение 14.

Педагог знакомит детей с игрой в чистоговорки, объясняя: "Четко,

громко проговорите первую часть чистоговорки, а в рифму подберите

вторую часть".

АК-АК-АК, ВОТ КАКОЙ ....

ОК-ОК-ОК, ВОТ КАКОЙ ...

КА-КА-КА, НА СТОЛЕ....

КО-КО-КО, УБЕЖАЛО ...

КУ-КУ-КУ, Я КУПЛЮ ...

УЛ-УЛ-УЛ, МЫ СЛОМАЛИ ...



Упражнение 15.

Педагог дает задание детям: прохлопайте в ладоши столько раз,

сколько слогов в следующих словах:

- шинель, шило, шить, ширь, ширма, малыши, ошибка, кувшин, уши,

мыши, ландыши, тишина, горошинка, клавиши, карандаши.

После выполнения предыдущего упражнения дети должны

определить, какой общий звук имеют в своем составе данные

слова.

Упражнение 16.

Педагог предлагает детям разучить шуточное стихотворение,

прислушиваясь внимательно к произношению шипящих звуков.

Пешком шагали мышки по узенькой дорожке

От деревушки Пешки до деревушки Ложки.

А в деревушке Ложки у них устали ножки.

Обратно в Пешки мышки приехали на кошке.

И пели до порожка, и щелкали орешки-

От деревушки Ложки до деревушки Пешки.

Пешком идти не близко, когда идешь обратно,

И на пушистой киске и мягко, и приятно.

Если кошке по пути-

Отчего не подвезти?

(В.Приходько.)

Не знали медвежата,

Что колются ежата,

И давай с ежатами

Играть, как с медвежатами.

Вдруг медвежата в слезы:

-Ежики-занозы!

Испугались ежики:

Несут щипцы и ножики

И давай по штучке

Вынимать колючки.

(Э.Котляр )

В деревушке три Катюшки

Взяли в руки три катушки,

Шуре сшили сарафан,

Сшили дедушке кафтан,Сшили бабушке жакет,

Сшили дядюшке жилет.

А девчонкам и мальчишкам,

Всем Андрюшкам и Наташкам,

Сшили яркие штанишки,

Сшили пестрые рубашки.



Упражнение 17.

Педагог дает детям задание: замените в данных словах первый звук

на Ш и назовите новое слово.

- тапки, порох, майка, мышка, жаль, губы, мыло ... (продолжите ряд

слов).



Упражнение 18.

Педагог дает детям задание отгадать загадки и нарисовать к отгадкам

рисунки.

Стоит Антошка Белые горошки

на одной ножке. на зеленой ножке.

(Гриб.) (Ландыши.)

Чем больше из нее берешь, В большой избе – избушка,

Тем больше становится. А в избушке – щебетушка.

(Яма.) (Птица в клетке.)

С неба падают ледышки, Старушка ползет,

Прямо падают в ладошки. Избушку везет.

Есть ледышки меньше крошки. (Улитка.)

Есть ледышки больше шишки.

( Град.)

Упражнение 19

.Педагог дает детям задание: произнести отчетливо пары слов и

определить, каким звуком они отличаются.

- БОЧКА-ПОЧКА, ВЕТКА-СЕТКА, ВАЗА-БАЗА, СЫН-СОН, УЖИ-

УШИ, НОС-ПЕС, ДЫМ-ДОМ, ГАЛКА-ПАЛКА, МЫЛО-ШИЛО.



Упражнение 20.

Педагог объясняет детям следующее задание: "В словах, которые я

буду произносить, потерялся один звук. Найдите его и произнесите

отчетливо получившееся слово".

-...ЗБУКА, ...ВТОБУС, ...КВАРИУМ, ...СТРА, ...ДРЕС, РЫБ...,

БОЧК...,

ЛИС..., СУШК..., ...РБУЗ, ...ПЕЛЬСИН, ...ВТОМАТ, ...БРИКОС.



Упражнение 21.

Педагог предлагает детям задание: прослушайте, как звучат слова в

стихотворении А.Барто «Игра в слова», попробуйте сами произнести эти

слова с разной степенью громкости.

Скажи погромче слово «гром» -

Грохочет слово, словно гром.

Скажи потише: «шесть мышат» -

И сразу мыши зашуршат.

Скажи «Кукушка на суку »-

Тебе послышится: «Ку-ку»

А скажешь слово «листопад»-

И листья падают, летят,

И, словно наяву, ты видишь осень:

Желтый сад и мокрую траву.

Скажи «родник» - и вот возник,

Бежит в зеленой чаще

Веселый ключ журчащий.

Мы и родник зовем ключом

(ключ от дверей тут не при чем)…

Слова бывают разные-Хорошие, простые,

Слова бывают праздные-

Ненужные, пустые



РАЗДЕЛ 11. НАВЫКИ ПИСЬМА

Важной и неотъемлемой частью развития речи ребенка является

работа по развитию мелкой моторики руки, которая учитывает такие

компоненты готовности руки ребенка к обучению письму, как:

1) кинестетический праксис,

2) кинетический праксис,

3) тактильные ощущения, силу тонуса мышечного напряжения руки,

координацию движений, сформированность щепоти руки.

Совершенствование кинестетического праксиса осуществляется в

процессе разнообразных пальчиковых игр.

Так развитие тактильных ощущений осуществляется посредством

определения предметов на ощупь с предварительным визуальным и

тактильным контролем.

В процессе визуального и тактильного контроля ребенок:-знакомится с различными качествами предметов, связанными с

материалом, из которых они сделаны (резиновый, стеклянный,

деревянный, бумажный, кожаный и т.д.)

-учится различать предметы по форме (круглый, овальный,

квадратный, прямоугольный),

-определяет величину предмета (тонкий, толстый, узкий, широкий,

короткий, длинный) - только в сравнении с другими предметами.

Пальчиковые игры условно разделяются на три группы. Деление на

группы связано не со степенью сложности упражнений, а с

использованием различной наглядности и атрибутики:

- 1 группа упражнений - пальчиковые игры без предметов: в

игровых упражнениях данной группы особо важное значение

имеет игровая мотивация, так как только она и является тем

привлекательным моментом, побуждающим ребенка действовать

своими пальчиками;

- 2 группа упражнений – пальчиковые игры с использованием

атрибутики;

- 3 группа упражнений – пальчиковые игры с предметами;

- пальчиковые игры без предмета, с атрибутами, с предметами;

- работа со штампами: работа с одним штампом, работа с

карандашом-штампом.

1 группа упражнений.

Пальчиковые игры без предметов

Упражнение 1.

Воспитатель рассказывает Воспитатель и дети

показывают

В лесу на опушке леса стояло

высокое дерево

Локоть левой руки упирается на

поверхность стола, рука поднята

вверхУ этого дерева были большие

толстые ветки

Пальцы напряжены и

расставлены в стороны

Однажды к этому дереву

прилетел дятел. Сел он на самую

длинную ветку и стал ее долбить

Большой и указательный пальцы

правой руки соединены в виде

длинного клюва и напряжены.

Они ударяют по среднему

пальцу левой руки

Сначала дятел стучал тихо,

боясь разбудить лес своим

стуком. А потом решил

постучать погромче, чтобы

лучше послушать старое

больное дерево

Пальцы правой руки, сложенные

в виде клюва, ударяют по

другим пальцам левой руки с

разной силой: то слабо-тихо, то

сильнее – громче.

Скоро в дереве появилось дупло Пальцы обеих рук плотно

переплетаются, ладони образуют

круглый «домик»

Прилетела к дуплу птичка-

невеличка, крылышками машет,

кружит над дуплом

Кисти рук внутренней стороной

направлены к туловищу,

большие пальцы крепко

сцеплены, а остальные пальцы

ритмично движутся, как в полете

крылья у птицы

Понравилось птичке дупло,

решила она свить здесь гнездо

Упражнение 2. "Киселек".

Текст Игровые движения

Бабушка кисель варила Правая рука имитирует движение

"помешиваем кисел

В черепушечке Округленные ладони, смыкаясь,

образуют горшок-черепушку. Для Андрюшечки ладонь правой руки ложится на грудь

Летел, летел соколок (ладони скрещиваются, большие пальцы

рук зацепляются друг за друга).

Через бабушкин порог Скрещенные ладони

помахивают, как крылья

Вот он крыльями забил Руки несколько раз сильно

ударяют по бокам

Бабушкин кисель разлил

Вот и нету киселька Руки разводятся в стороны

В черепушечке Руки снова показывают горшок-

черепушку

У старушечки на горушечке Упражнение "Горка"

Плачет бабушка: Ай-ай! Имитация движения "вытираем

слезы"

Не плачь больше, не рыдай!

Чтоб ты стала весела,

Мы наварим киселя

Вот столько!

Руки широко разводятся в

стороны.

Упражнение 3. "Козел" (белорусская народная игра).

Текст. Игровые упражнения.

Вышел козел из новых сеней Упражнение "Козел" (левая рука:

средний и безымянный пальцы

согнуты, снизу их прижимает

большой; мизинец и

указательный выпрямлены).

Нагнул шею: "Дай хлеба скорее!" Правая рука сжимается в кулак,

сгибается в запястье.

Выставил рожок: "Дай пирожок!" Правая рука сжата в кулак,

средний палец выпрямлен

Протянул копытце: "Дай воды напиться!"

Правая рука складывается как "лодочка"

Упражнение 4. "Маша – хозяйка" (русская народная игра).

Текст Игровые движения

Наша-то Маша

Сметлива была,

Всем в избе работу

Нынче задала:

Хлопки в ладоши. То правая, то левая

рука сверху.

Плошечку собачка

Моет языком,

Упражнение "Собачка" (большой

палец правой руки вверх – "ухо",

указательный палец согнут, остальные

выпрямлены, а мизинец имитирует

движение "моет языком").

Мышка подбирает

Крошки за столом.

Упражнение "Мышка".

Кошка под окошком

Когтями скребет

Упражнение "Кошка".

Курочка в сережках

Избушку метет

Ладонь имитирует движение

"подметаем пол".





Упражнение 5. "Перемены".

Перед началом игры игроки договариваются о том, какая фигура из

пальцев будет соответствовать тому или иному слову. Ведущий называет

слова, а игроки должны четко следовать заданию. Выигрывает тот, кто ни

разу не ошибся.

Слово-сигнал Игровое движение

Крючки Руки сжаты в кулаки, мизинцы

сцеплены друг с другом

Цепочка Сомкнутые большой палец и мизинец

обеих рук образуют сцепленные

колечкиСлоник Правая рука стоит на выпрямленной

ладони левой руки; указательный и

безымянный пальцы – передние ноги

слона, большой палец и мизинец –

задние ноги; вытянутый средний

палец – хобот.

Мячик Округлые ладони накладываются

один на другую.

Домик Руки направлены вверх. Большой,

указательный и средний пальцы

каждой руки прижаты к ладоням.

Мизинец правой руки направлен под

углом вверх – "труба".

Цветок Руки направлены вверх. Ладони

соприкасаются своими основаниями,

образуя чашу. Пальцы разведены в

сторону – "лепестки".

Упражнение 6.

Загадка Игровое упражнение Отгадка

На дне, где тихо и

темно, лежит усатое

бревно.

Рука сжата в кулак, опирается

на стол нижним основанием

кулака, сверху большой и

указательный палец образуют

"усы" сома и имитируют

движение "сом шевелит

усами".

Сом.

Сам Еремка мал, да

удал.

Незаметно по лесу

ходит,

Тяжелее себя ношу

носит.

Рука локтем опирается в стол,

указательный палец и мизинец

смыкаются с большим так,

чтобы образовалось

небольшое отверстие (глаза

муравья); средний и

безымянный пальцы

полусогнуты и чуть

приподняты (усы муравья).

Муравей.

Косоглазый,

маленький,

В белой шубке, в

Упражнение "Заяц". Заяц.валенках.

Кто в лесу тоннели

роет,

Из ветвей плотину

строит,

Зубы – точно топоры.

Это трудятся …

Рука локтем опирается в стол,

все пальцы соединяются с

серединой большого; большой

чуть выступает вперед (это

зуб бобра).

Бобры.

В траве мелькает,

Хвостом виляет,

Хвост оторвет –

Другой наживет.

Ладонь выпрямлена по

горизонтали и вперед;

движением ладони – вправо

создается имитация

передвижения ящерицы.

Ящерица.

Одежды не шью,

А ткань всегда тку.

Пальцы полусогнуты,

разведены максимально друг

от друга и стоят на столе,

упираясь и передвигая

кончиками (имитация

передвижения паука).

Паук.

Лежала под елками

Подушка с иголками.

Лежала, лежала,

Да побежала.

Правая ладонь лежит на столе;

левая рука кладется на правую

ладонью вверх; пальцы левой

разведены в стороны и

направлены вверх (иголки

ежа).

Еж.

 Упражнение 7. "Сигнальщики".

В период ознакомления детей с буквами русского алфавита важно

использовать как можно больше зрительных моделей. Одной из таких

моделей могут быть пальцы рук, из которых можно "складывать" буквы.

Работа в тетрадях

Упражнение 1. "Крепость".

На листе бумаги прорисовано начало ломаной линии. Задача ребенка

– повторяя рисунок ломаной линии, закончить рисунок (построить

крепость).

Упражнение 2. "Хоккей".

На листе бумаги изображены по краям прямоугольники (ворота) и по

5 разноцветных окружностей (игроки команд). Задача ребенка: соединить

прерывистой линией игроков одной команды таким образом, чтобы

последний "забил гол" в ворота противника.

Упражнение 3. "Тележка с сеном".

Перед ребенком чистый лист бумаги, разделенный примерно

посередине двумя прямыми горизонтальными линиями. Задача ребенка:

пользуясь образцом педагога, волнообразными линиями нарисовать копны

сена, спиралевидными линиями нарисовать колеса тележки.

Упражнение 4. "Молния".

Перед ребенком чистый лист бумаги, пунктиром намечены "молнии".

Задача ребенка – нарисовать пейзаж: землю волнообразными прерывными

линиями, тучи волнообразными непрерывными линиями, молнии –

зигзагообразными линиями по намеченным пунктирным точкам.

 Упражнение 5. "Мостовая".

Перед ребенком чистый лист бумаги. Задача ребенка – заполнить

лист бумаги окружностями таким образом, чтобы их края соприкасались,

но не пересекались.

 Упражнение 1. "Чьи следы?"

Перед ребенком набор трафаретов (треугольник, квадрат, круг,

трапеция, овал, звездочка – по 3, разных размеров) и набор листов, на

которых прорисовал контур разных геометрических фигур. Задача

ребенка: к каждому трафарету найти соответствующий контур (след) и

заштриховать контур линиями (выбор линий по заданию педагога).

 Упражнение 2. "Солнышко".

Перед ребенком трафареты (круг, полукруг) и чистый лист бумаги.

Ребенок должен, пользуясь трафаретами, нарисовать восходящее

солнышко, солнышко в зените и закат солнышка. Лучи у восходящего

зигзагообразные, в зените обозначена круговыми штрихами крона, на

закате лучи обозначены мелкими штрихами. Солнышко заштриховать: на

восходе – линии прямые снизу вверх, в зените – линии прямые

горизонтальные, на закате – линии прямые сверху вниз.

Упражнение 3. "Вяжем кофту".

Перед ребенком на листе прорисован контур "кофты". Задача ребенка

– прорисовать горизонтальные петлеобразные линии, начиная снизу и

постепенно подвигаясь вверх – "связать кофту".

 Упражнение 4. "Кружево".

Перед ребенком на чистом листе бумаги обозначены 3 границы

"кружевной ленточки" (верх, низ, середина). Задача ребенка: "сплести

кружево" – прорисовать внутри ленточки несколько вертикальных линий –

завитков, не выходя за границы ленточки и заканчивая каждый завиток в

центре ленточки.

 Упражнение 5. "Аквариум".

Ребенку дается чистый лист бумаги. Творческое задание: нарисовать

рыбок, ракушки и аквариумные водоросли разными видами линий, чтобы

не было двух одинаковых рыбок, ракушек, растений





















.Раздел 3. Формирование первоначальных навыков

чтения у детей дошкольного возраста.

"Человеческий разум ограничен тремя уникальными человеческими

характеристиками: зрением и слухом, которые достигают своего высшего

проявления в способности к чтению и пониманию разговорной речи, и

особой способностью осязать, которая обеспечивает его, при

необходимости, возможностью читать пальцами. Разрушьте три эти

способности и вы практически лишите человека того, чем он отличается от

животных"

Процесс овладения чтением как особой речевой деятельностью

состоит из нескольких этапов:

I. Звуко-слоговой анализ слова.

II. Ознакомление с буквами как звуковыми эквивалентами.

III. Овладение техникой слогового слияния букв.

IV. Овладение техникой чтения целого слова.

V. Чтение сочетаний слов.

VI. Овладение техникой интонирования.

VII. Чтение предложения с учетом интонации.

VIII. Чтение связного текста.

"Как же начинается первое знакомство с буквами? Ребенок

рассматривает замысловатые "узоры" – буквы, они вызывают его

любопытство, хотя запомнить он их не стремится. Запоминание

начинается после того, как взрослый регулярно называет их ребенку.

Малышу помогают и сравнения начертаний буквы с реальными

предметами "О" – кружок, бараночки, "У" – трубочки, дудочки.

Наблюдается и обратное явление, когда дети начинают отождествлять с

буквами предметы похожие на их очертания. Ребенок запоминает названия букв так же как названия предметов, которые его окружают.



Упражнение 1. "Звуковая мозаика". (Для игры нужны жетоны из

цветного картона).

Педагог называет слова, а ребенок должен назвать первый звук в

слове и выкладывать последовательно (в направлении, заданном

педагогом) жетоны на столе (каждый цвет жетона нужно заранее

оговорить) – получаются мозаичные узоры.а) Жетоны красные – звук [к], синие – звук [с].

Слова: компот, сад, конверт, самовар, корзина, салат, кошка, свекла

кино.

б) Жетоны желтые – звук [ж], зеленые – звук [з].

Слова: забор, жук, замок, жаба, железо, жираф, замок, золото.

в) Жетоны черные – звук [ч], красные – [к], зеленые – [з], желтые –

[ж], синие – [с].

Слова: черепаха, корыто, забор, жаворонок, свет, король, зной,

железо, свеча, чемодан, зонт, жук, свитер, черника, космос, желе, свинья,

черепаха, кран, знамя, солнце, чиж, крапива, зима, жираф.



Упражнение 2. "Горлышко болит".

Дети вместе с педагогом играют в "больницу". Дети, приходя на

прием к врачу, должны внимательно послушать слово, которое скажет

"врач"-педагог и шепотом произносить все звуки в слове, кроме

последнего – последний звук вслух.

Слова: кот, пар, пес, лес, зима, крем, бутон, и т.д.



 Упражнение 3. "Как тебя зовут?"

Дети играют в "знакомство". Педагог дает задание: знакомиться надо

только так, чтобы произносить первый слог в имени, а остальную часть

имени произносят остальные играющие.



Упражнение 4. "Цветные загадки".

Перед отгадыванием загадок педагог рассказывает детям сказку.

"У зебры и слона сегодня день рождения. Им подарили подарки:

зебре – в зеленых коробках, слону – в синих. Но подарки их перепутались

(показывает перемешанные на столе зеленые и синие жетоны). Давайте

поможем слону и зебре найти свои подарки".

Педагог загадывает детям загадки, а дети, найдя правильный ответ,

берут со стола жетоны. Выигрывает тот, кто больше отгадает загадок (в

отгадках слова, начинающиеся со звука [с] или [з] – синий или зеленый

жетон).

Загадки.

Эта хищница болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья, белобока,

А зовут ее …

(Сорока.)

Бел, как снег, в чести у всех.

В рот попал, там и пропал.

(Сахар.)

В синей роще – алый мяч.

Он и светел и горяч.

(Солнце.)

Одеяло белое, не руками сделано.

Не ткалось, не кроилось,

С неба на землю свалилось.

(Снег.)

Вот стоит на улице в длинном сапоге

Чудище трехглазое на одной ноге.

(Светофор.)

Снег на полях,

Лед на реках,

Иней сверкает.

Когда это бывает?

(Зима.)

Растет в траве Аленка

В красной рубашонке.

Кто не пройдет,

Всяк поклон отдает.

(Земляника.)

Хвостик из кости,

А на спинке – щетинка.

(Зубная щетка.)

 А нам всегда поможет в

дождь

Этот разноцветный гвоздь.

(Зонт.)

 Лучик солнечный упал,

Братец лучик тот поймал.

И на стену отразил.

Ничего не уронил.

(Зеркало.)



Упражнение 5. "Гуси и куры".

Играющие делятся на две команды – "гуси" и "куры". У педагога в

руках предметные картинки, в названиях которых есть звуки [г] или [к].

Педагог поднимает картинку, а игроки должны правильно определить,

какой звук их (если [г] – определяют "гуси", если [к] – определяют "куры"). Выигрывает та команда, которая наберет больше правильных

ответов (подсчет очков по количеству предметных картинок).

Предметные картинки: кот, игла, газета, гриб, голубь, гармонь, гусь,

курица, кубик, кукла, груша, яблоко, гитара, книга, окно, рука, нога, ягода,

утюг, галстук, молоток, сапог, колокольчик, салфетка, клубок, радуга.





Упражнение 6. "Кто первый".

Для игры нужны игрушки или предметные картинки с изображением

животных. Перед ребенком ставится задача – расположить игрушки

(картинки) так, чтобы звук (по заданию педагога) слышался в начале, в

середине, в конце слова.

[р]: рысь, верблюд, динозавр;

[к]: кит, ежик, собака;

[н]: носорог, баран, свинья;

[с]: собака, рысь, носорог;

[т]: теленок, петух, енот;

[л]: лиса, теленок, козел.



Упражнение 7. "Пуговицы".

Для игры нужны: набор пуговиц (синих и зеленых), деревянная

шкатулка, тканевый мешок. Перед началом игры педагог рассказывает:

"Это шкатулка. Она деревянная, твердая, синего цвета. Это мешочек.

Он мягкий, зеленого цвета. Слушай внимательно слова. Если звук [а]

звучит после твердого звука, клади синюю пуговицу в шкатулку, если

после мягкого звука, клади зеленую пуговицу в мешочек.

Выигрывает тот, кто ни разу не ошибется."

Слова: пляж, гулять, жара, мять, маки, ужас, пули, дыня, корова,

курица, пять, спать, мягкий, снять.

Примечание. Педагог должен голосом выделить анализируемый слог.



Упражнение 8. "Постучим".

Перед началом игры педагог объясняет детям: "Слоги в слове звучат

по-разному. Один слог всегда сильнее, остальные слабее. Сильный слог

называется ударным, мы будем стучать его сильнее, чем остальные слоги. Давайте прохлопаем в ладоши, простучим знакомые нам песенки:

"Василек" и "Маленькой елочке".

Стихотворение. Графическая схема.

Василек, василек – х х Х х х Х

Мой любимый цветок. х х Х х х Х

Скоро ль ты, мне скажи, х х Х х х Х

Засинеешь во ржи? х х Х х х Х

Маленькой елочке Х х х Х х х

Холодно зимой. Х х х х Х

Из лесу елочку Х х х Х х х

Взяли мы домой. Х х х х Х

Методика обучения чтению детей дошкольного возраста.

I этап. Предварительная работа по формированию

звукопроизносительных, моторных и общеречевых умений.

II этап. Последовательное ознакомление к буквами русского алфавита

и их звуковыми эквивалентами.

III этап. Ознакомление с понятием слог и обучение слиянию букв в

пределах слога.

IV этап. Обучение слиянию слогов в слово. Обучение послоговому

чтению.

V этап. Ознакомление с текстовыми пробелами и обучение чтению

слов в составе предложения.

VI этап. Ознакомление со знаками препинания в конце предложения

и обучение правильному интонированию предложения при чтении.



Буква А. Что за чудо – синий дом!

Ребятишек много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином.

(Автобус.)

Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый – все довольны,

Так приятен он на вкус,

И зовут его …

(Арбуз.)

Буква Б. Шевелятся у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.

(Бабочка.)

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке – летом.

(Белка.)

Буква В. Этот конь не ест овса,

Вместо ног – два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулем.

(Велосипед.)

Маленький мальчишкаВ сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает,

В полях ночует –

Коноплю ворует.

(Воробей.)

Буква Ж. Черен, а не ворон, рогат, да не бык.

Шесть ног – без копыт.

Летит – воет, сядет – землю роет.

(Жук.)

Он ходит голову задрав,

Не потому, что важный граф,

Не потому, что гордый нрав,

А потому, что он …

(Жираф.)

Буква К. Черный Ивашка,

Деревянная рубашка,

Где носом ведет,

Там заметку кладет.

(Карандаш.)

У бабушки Матрены

Живет зверек мудреный:

Возле печки греется,

Без водички моется.

(Кошка)

Упражнение . "Буквы заблудились".

Для игры нужна разрезная или магнитная азбука. Педагог показывает

детям "неправильные" слова, в которых буквы забыли свое место. Нужно

слова сделать правильными.

ЁКЛА, КЧИМЯ, КРА, БАРЫ, КТО, АЧЫС, ИЛГА, РЫС, НИКВЕ,

ЧАТУ, СЕЛ.

Упражнение . "Зашифрованные слова".

Для игры нужны предметные картинки и набор букв. Каждому

ребенку дается ряд предметных картинок, а он должен по первым буквам

названий предметов выложить из букв слово.

Предметные картинки:

а) игла, груша, рыба, улитка, шар, кошка;

б) гусь, рак, арбуз, черепаха;

в) мяч, игла, рыба;

г) дерево, радуга, улитка, жук, бабочка, арбуз;

д) шапка, кошка, очки, лист, арбуз



Упражнение "Буквы в стихах".

Во время чтения или разучивания занимательных, веселых

стихотворений педагог обращает внимание на игру слов, на их образность.

Сергей Погорельский.

Буквы с нами говорят.

Мы по улице гуляем,

Сами вывески читаем.

Что какая буква значит,

Узнаем издалека:

О

кругла, как будто мячик,

Ж

похожа на жука.

Вот четыре буквы:ВО – ДЫ,

Вот еще четыре:

МО – ДЫ.

Воды – моды – лимонад!

Мы читаем все подряд!

Вот блестит белее снега

Слово горькое: "АПТЕКА".

Рядом сладкие слова –

ФРУКТЫ, ПРЯНИКИ, ХАЛВА.

А напротив них – другое

Расползлось на весь этаж.

Правда, теплое такое

Это слово – ТРИКОТАЖ.

Эй, ребята,

Ну-ка с нами

Все читайте – все подряд!

Буквы с вами,

Как с друзьями,

Обо всем поговорят.

Упражнение . "Буквы-братцы".

Педагог выставляет попарно перед ребенком буквы (магнитная

азбука), просит ребенка взять в руки каждую букву и определить, чем эти

буквы-братцы похожи.

С – О, Н – Т, Х – Ж, Р – Б, У – Х, А – Л, В – Б, Р – Я, Н – П, Ч – У и

т.п.

Затем педагог перемешивает буквы и просит детей найти "братца" к

той или иной букве.

Упражнение . "Ну-ка посчитай!"

Педагог предлагает детям прочитать слова на карточках, сосчитать в

них количество букв и выложить слова в четыре столбика:

1 столбик – слова, в которых 3 буквы;2 столбик – слова, в которых 4 буквы;

3 столбик – слова, в которых 5 букв;

4 столбик – слова, в которых 6 букв.

Слова: лес, лето, кукла, дождик, дом, поле, слово, сказка, шар, стол,

книга, молоко, лук, часы, вилка, машина, жук, море, поезд, береза.

Упражнение . "Матрешки".

Педагог раскладывает перед детьми разные по размеру матрешки, на

которых написаны буквы. Задание детям – расставить матрешки по росту и

прочитать слова.



Упражнение . "Кто больше?"

Педагог выкладывает из букв разрезной азбуки слово, а дети должны

из букв, входящих в его состав, составить свои слова. Выигрывает тот, кто

составит больше слов.



 Упражнение. "Нарисуй букву".

Педагог показывает детям, как можно, представив букву, "нарисовать

ее" в воздухе. Затем по заданию педагога дети рисуют буквы.



 Упражнение . На что похожа буква?

Детям предлагается пофантазировать, представить и сказать, на что

похожа буква, можно нарисовать. Если затрудняются с ответом, можно

разучить с ними короткие стихотворные тексты:

"А", как лесенка, стоит "О" – как обруч.

Перед входом в алфавит. Захочу – по дороге прокачу.Шел конь, подковами звеня, "Е" на грядке пригодилась –

Как буква "С", следы коня. Вместо грабель

потрудилась.

Вот качели – буква "М"!

Здесь качаться можно всем.



Упражнение . "Звериный алфавит".

Педагог выкладывает перед детьми предметные картинки с

изображением животных и с названием – словом. Дети должны построить

зверей по алфавиту.

Упражнение . "Буквы-непоседы".

Педагог выставляет на доске буквы большого размера (15 – 20 см), но

ставит их неправильно: боком, под наклоном, меняя верх и низ и т.д. Дети

должны поставить буквы правильно – "сделать послушными".



Упражнение . "Слова рассыпались".

Педагог делит группу на команды. У каждой команды на карточках

начало одних слов, а конец других. По очереди игроки выкладывают на

стол начало слова, а игроки другой команды должны подобрать как можно

больше концов слов. Выигрывает та команда, которая больше составит

слов.

Начало слова Конец слова

пе –

та –

ка –

мо –

са –

ве –

то –

бу –

го –

тух, нец, пор, лот, пог, ник, сок,

тон, рох, нах, бун, лач, роз, лат,

нок, мер, нет, лак, лод, бор, хар,

тер, жик, фет, лос, пел, карь, зик,

мень, тор, дик.Упражнение 16. "Что пропало?"

Педагог на столе выкладывает ряд букв и объясняет детям, что одна

буква пропала. Ее надо найти и вернуть на место.

А Б _ Г Д, Г Д Е _ З, Л М Н _ П, О П _ С Т, У Ф _ Ц Ч.

Упражнение . "Прочитай наоборот"

Педагог выкладывает из букв слова, написанные неправильно.

Прочитать их можно только, начав с конца – наоборот – это задача

ребенка.

ЛОТС, ДАС, ЛОП, ТСИЛ, ТСОМ, ТНИВ, ЗАЛГ, ГЕНС, ПИШ, ГОР,

СОН.



Упражнение . "Угадай мое имя".

Перед детьми выкладываются на столе на карточках слоги. Дети

должны составить из слогов свое имя или имя мамы (или другое задание

на имена).

РА, ЗИ, ЛЮ, МА, МИ, ПЕ, РО, ТА, ТО, МА, ЛЯ, НА, НЯ, РА, РЯ, СЯ,

ТЯ, ША.



Упражнение . "Волшебные рисунки".

Педагог раздает детям "волшебные" рисунки, на которых есть точки и

буквы над ними. Если ребенок правильно, в алфавитном порядке,

соединяет буквы, то у него получится рисунок.



Упражнение . "Важные слова".

В группе можно создать картотеку "важных слов", в которой в

алфавитном порядке расставлены слова, которые дети сами выбирают на

каждом занятии. Перед тем, как поместить такое слово в картотеку, дети

должны объяснить, почему это слово важное для них.

А Адрес Его нужно знать, иначе потеряешься.

Азбука Без нее не сможешь читать и писать.

Б Бабушка Она самая ласковая и добрая.

Брат Он всегда защитит.

В Весна Все вокруг становится красивым.

Г Гость Это всегда праздник.

Д Деньги Без них трудно жить.

З Земля Это наша планета.

Л Лимон Очень кисло, но пол

А какие бы важные слова вы внесли в картотеку?



Упражнение . "Вычитание букв".

Педагог предлагает детям сыграть в вычитание: из данного слова

убрать несколько букв, чтобы осталось другое слово. Например: БЕДА – Б

= ЕДА

Предлагаются слова: малина, густой, гусыня, май, ничего, овраг,

прок, спор, улей, муха, уход, хвоя, ябеда, ягода.



Упражнение . "Восстанови сказку".

Педагог раздает детям тексты знакомых сказок, в которых слова

недописаны. Дети должны дописать слова и прочитать сказку.

Например:

1. По… де… ре… Вы… ре… бо… - пребо… Ста… де… ре…

тя… Тя… - потя…, вы… не мо… По… де… ба… Ба… за де…, де…

за ре… Тя… - потя…, вы… не мо…

2. Жи… бы… де и ба… И бы… у ни… Ку… Ря…

Сне… Ку… яй…, не про…, а зо… Де… би…, би… - не ра… Ба…

би…, би… - не ра… Мы… бе…, хво… ма…, я… упа… и ра…



Упражнение . "Каламбуры".

Дети читают стихотворения, а педагог просит найти слова, похожие

по составу букв, но с различным значением.

Вместо рубахи вы носите брюк вы,

Вместо арбуза не просите брюквы.

Цифру всегда отличите от буквы.

И различите ли ясень и бук вы?

Сев в такси, А водитель:

Спросила такса: - Денег с такс

- За проезд Не берем совсем,

Какая такса? Вот так-с.

Говорили тиграм львы: Не ходи как все разини,

- Эй, друзья, слыхали ль вы, Без подарка ты к Розине,

Что не может носорог Но ей делая визиты,

Почесать свой нос о рог? Каждый раз букет вези ты

.

Упражнение . "Магические квадраты".

Нужно переставить буквы так, чтобы получились слова, которые

можно читать не только по вертикали, но и по горизонтали.

К И А Р

Р А Н К

Р И К А

Н И С



Упражнение . "Слово рассыпалось".

Составьте слово, которое начинается:

с И. ГИЛА с О ЛОСЕ

с А ИТАС с У АТКУ



Упражнение . "Слоговое лото".

Составьте слова из слогов: а, иг, ик, ра, и, ист, ла

Упражнение . "Малышки - коротышки".

Мы – малышки-коротышки. Это трудно, но не слишком.

Будем рады, если ты Ты сумеешь или нет?

Поразмыслишь и отыщешь Нам, малышкам-коротышкам,

И начала и хвосты. Срочно вышли свой ответ.

Например: ИЛ (АртИЛлерия, вИЛы, белИЛа, фИЛин, ванИЛин,

хИЛый).

Упражнение . "Слова невидимки".

Замените буквами черточки. Учтите, что все слова-невидимки

состоят из нескольких одинаковых букв, только расположены они в разном

порядке.

- Я притаилась за щекой.

И -- -- -- -- --

- А я расту вниз головой.

-- -- -- И -- -- --

- Меня же вы легко найдете

Среди моих друзей в компоте.

-- -- -- И -- -- --

(Ответ: ириска, редиска, абрикос.)



















Список рекомендуемой литературы

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения

родному языку дошкольников. М., 1997.

2. Алексеева М.М. Вопросы обучения правильному

звукопроизношению детей дошкольного возраста // Вопросы

дошкольной педагогики. М., 1975.

3. Безруких М.М.Ступеньки к школе: Книга для педагогов и

родителей.М.,2000.

4. Благинина Е. Научусь-ка я читать. М., 1987.

5. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. М., 1987.

6. Бунеев Р.Н.,Бунеева Е.В.,Кислова Т.А.По дороге к азбуке,4 часть.

М.,1999.

7. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического

слуха у дошкольников. М., 1997.

8. Венгер Л.Н. Домашняя школа мышления: Для детей четырех лет.

М., 1983

9. Венгер А.Л. и др. Готов ли ваш ребенок к школе? М., 1994.

10.Волина В.В.Учимся играя.М.,1994.

11.Гаврина С.Е. и др. Занимательные прописи для дошкольников.

Ярославль, 1996.

12.Гаврина С.Е. Играем в слова. Ярославль, 1996.

13.Гаврина С.Е. и др. Учимся писать. М., 2001.

14.Гаврина С.Е. и др. Учимся читать. М., 2001.

15.Гаврина С.Е. и др. Готовим руку к письму. М., 2001.

16.Гольдин З.Д. Романина В.И., Колидзей Э.А. Азбука-загадка /Под

общ. ред. З.Д.Гольдина. М.: Новая школа, 1997.

17.Городилова В.Н. и др. Чтение и письмо: Обучение, развитие и

исправление недостатков. М., 1995.

18.Грищик Т.И., Тимощук Л.Е. Развитие речи детей 4-5 лет

(программа "Из детства в отрочество"). М., 1998.

19.Гурович Л.М. Береговая Л.Б. Логинова В.И. Ребенок и книга. М.,

1995

20.Дурова Н.В., Невская Л.Н. От слова к звуку. М., 2000.

21.Дурова Н.В., Невская Л.Н. От слова к букве. М., 2000.22.Зак. А. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет.

М., 1996.

23.Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения.

Ярославль, 1997.

24.Климанова Л.Ф. Комплект пособий для обучения шестилеток

чтению и письму.М.,1995.

25.Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у

дошкольников. М., 1997.

26.Колесникова Е.В. Я начинаю читать. М., 1998.

27.Колесникова Е.В. и др. Развитие интереса и способностей к

чтению у детей 6-7 лет. М., 1998.

28.Кольцова М.М., Рузина М.С.Ребенок учится

говорить.Пальчиковый игротренинг.М.,1998.

29.Комарова Т.С. Формирование графических навыков у

дошкольников. М., 1970.

30.Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у детей

дошкольного возраста. М., 1987.

31.Максаков А.И. Тумакова Г.А. Учите, играя. М., 1983.

32.Матыцин В.П.Подглтовка руеи к письму.Тверь,1993.

33.Минскин Е.М. От игры к знаниям. М., 1987.

34.Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Ориентиры и требования к

обновлению содержания дошкольного образования. М., 1991.

35.Новоторцева Н.В. Рабочие тетради по развитию речи. В 6 ч.

Ярославль, 1996.

36.Программа "Радуга". М., 1998.

37.Программа "Развитие". М., 1999.

38.Светославская Н.Н. Обучение детей чтению. М., 1999.

39.Синицина Е.Умные слова. М.,1998.

40.Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. СПб., 1998.

41.Ткаченко Т.А. Логопедические тетради: В 4 ч. СПБ., 1998; 1999.

42.Тумакова Г.А., Максаков А.И. Учите, играя. М., 1983.

43.Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом.

М., 1991.

44.Федосова Н.А. Читаю и пишу:от рисунка к букве.Псков,1995.45.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения.

М., 1989.

46.Филиппова С.О.Подготовка дошкольников к обучению

письму.СПБ.,2001



54






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!