СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Квадрат. Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Квадрат. Математика»



Цель: создание условий для ознакомления обучающихся с квадратом, как геометрической фигурой

Задачи:

Образовательные: познакомить с квадратом как частным случаем прямоугольника; сформировать у учащихся представления о существенных признаках прямоугольника и квадрата, ориентируясь на которые, они могли бы распознавать эти фигуры.

Развивающие: развивать математическую речь, мышление, восприятие, память.

Воспитательные: воспитывать коммуникативные отношения между учащимися, чувство коллективизма и сотрудничества, формировать познавательную активность обучающихся.

Тип урока: открытие нового знания

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: изображать геометрические фигуры (квадрат) на клетчатой бумаге.

Метапредметные: понимать и принимать учебную задачу; использовать изученные правила, способы действий, приёмы вычислений при выполнении учебных заданий, определять и формулировать тему и цели урока, учить самооценке самоконтролю выполняемой работы.

Личностные: развивать логику, мышление, коммуникативные возможности учащихся, умение анализировать, оценивать; интерес к учебному материалу, способам решения задач.

Методы и формы обучения:

Формы: фронтальная, индивидуальная, парная

Методы: словесный, наглядный, практический

УМК: Школа России

Оборудование: презентация, учебник М.И.Моро, М.А.Бантова «Математика» 2 класс, 2 часть, 34 стр., пособие для учителя, тетрадь


Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля

Планируемые результаты

Предметные


Метапредметные

Личностные

1.Этап мотивации (самоопределения к учебной деятельности)

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала

Словесный метод (беседа)

Прием мотивации к учебной деятельности

Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку, эмоционально настраивает на учебную деятельность


«Громко прозвенел звонок -

Начинаем наш урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки хорошо открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем»


Слушают учителя


Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку.











Ф

И


Самоконтроль, педагогический контроль


К - слушать и понимать речь других.


Понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к предмету, понимают его важность

2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Подведение детей к формулированию темы.

Словесный (беседа), практический (решение задач), наглядный (презентация)

Просит записать в тетрадях число и классную работу

-И начнем мы с минутки чистописания.

Предлагает послушать и отгадать загадку.

На косу она похожа,
Но косить траву не может —
Не наточена совсем
И не косит цифра …


Цифра шесть перевернулась,
Новой цифрой обернулась!


- Прописываем 7 9 7 9 .

Просит составить всевозможные двузначные числа из этих цифр, поставь в порядке возрастания.

Предлагает посчитать по цепочке.

20 – 4 + 3 – 9 + 52 – 60 + 38 = □  

17 – 9 + 70 – 30 + 2 – 3 – 40 = □  

Предлагает решить логическую задачу: «Ученики «лесной школы» Белка, Ёж, Лиса и Заяц начертили такие фигуры, по одной фигуре каждый. Ёж не стал чертить многоугольник, Заяц не выбрал треугольник, а Лиса начертила такой прямоугольник, у которого есть и своё название. Какую фигуру начертила Белочка?»

Предлагает рассмотреть картинку (приложение 1) и ответить на вопросы:

Из каких геометрических фигур они состоят? 

Какие фигуры имеют прямые углы? 

Что вы знаете о противоположных сторонах прямоугольни­ков? 

Какие фигуры составляют кабины машин? 

Что вы можете сказать о сторонах квадратов? 


Пишут в тетрадях число, классная работа

Отгадывают загадки.







(семь)



(девять)


Прописывают «7 9 7 9»



(77, 79, 97,99)




(40)

(7)

Решают задачу.







(Ёж – круг, Лиса – квадрат, Заяц – прямоугольник, Белка – треугольник)


Смотрят на картинку, анализируют, отвечают на вопросы.

(Из кругов, квадратов и прямоугольников)

(Квадраты и прямо­угольники)


(Противоположные стороны прямоугольников равны)


(Квадраты)


(У квадратов все стороны равны)

Ф

И













И







Ф






















Ф








Доска, тетрадь, презентация

Педагогический контроль, самоконтроль


















































К - слушать и понимать речь других.

П- обосновывать свои суждения, делать несложные обобщения, уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Р – контролировать свою деятельность

Сформировать учебно-познавательный интерес и внутреннюю потребность к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;




3.Выявление места и причины затрудннения

Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей



Словесный метод (беседа)

Организует беседу.

Что такое квадрат?

Какими свойствами он обладает?

Чего мы не знаем? Каких знаний нам не хватает?

Отвечают на вопросы. Формулируют затруднение.

Ф












Педагогический контроль


Р – выделять известные и неизвестные знания.

К - слушать и понимать речь других, участвовать в беседе.





4.Этап построения выхода из затруденения

Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

Словесный метод

(беседа)

Приемы: подводящий диалог, помощники

Предлагает послушать стихотворение и сформулировать тему и цель урока.

Он давно знакомый мой.

Каждый угол в нем прямой.

Все четыре стороны одинаковой длины.

Вам его представить рад.

Как зовут его? …

Предлагает обучающимся самостоятельно сформулировать определение квадрата и проверить правильность с помощью учебника (стр. 34).

Слушают стихотворение, формулируют тему и цель урока




(квадрат)



(тема: квадрат)

(цель: познакомиться со свойствами квадрата)



Формулируют определение, проверяют себя с помощью учебника.

(Квадрат – прямоугольник, у которого все стороны равны)


Ф

И

Презентация, учебник

Педагогический контроль, самоконтроль


Р: самостоятельно формулировать цель и тему урока.

К:

слушать и понимать речь других, участвовать в беседе.




5.Реализация построенного проекта

Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять при решении познавательных задач.


Словесный метод (беседа, рассказ), наглядный (презентация)

Слово квадрат пришло к нам из латинского языка, в этом слове есть часть «квадр», которая означает четыре. А вы знаете слова с данной частью?

Квартет- четыре музыканта, выступающие на сцене.

Квадрига – греческая колесница, запряженная четвёркой лошадей.

Квадрацикл – мотоцикл на 4 колёсах.

Квартал – часть города, образованная пересечением четырёх улиц.

-Ребята, а где в повседневной жизни мы встречаемся с квадратами.

Рассказывает сказку «Родственники».

Жила на свете важная фигура. Важность ее признавалась всеми людьми, так как при изготовлении многих вещей форма ее служила образцом. Кого бы ни встретила она на своем пути, всем хвалилась: "Посмотрите, какой у меня красивый вид: стороны мои все равны, углы все прямые. Красивее меня нет фигуры на свете!"

– Назовите эту фигуру, ребята!

- Как вы узнали? 

«Ходил Квадрат по свету, и стало тяготить его одиночество: не с кем побеседовать и потрудиться в хорошей и дружной компании. Ведь весело и легко бывает только с друзьями. И решил Квадрат поискать родственников... "Если встречу родственника, то сразу его узнаю, – думал Квадрат, – ведь он должен быть похож на меня".

Однажды встречает он на пути такую фигуру (на слайде изображение прямоугольника). Пригляделся Квадрат к ней и увидел что-то знакомое. «Как тебя зовут?» – спрашивает.
Узнали, дети?

Почему он так называется?

Квадрат спрашивает у Прямоугольника:
– А мы не родственники с тобой?
– Я бы тоже был рад узнать об этом, – говорит Прямоугольник. – Если у нас найдется четыре признака, по которым мы похожи, значит, мы с тобой близкие родственники и у нас может быть одна фамилия.

- Давайте поможем фигурам найти такие признаки, обобщим полученные знания.

А какая же у них общая фамилия?

 Обрадовались фигуры, что нашли друг друга. Стали они теперь вдвоем жить – поживать, вместе трудиться, вместе веселиться, вместе по белу свету шагать.»

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Слушают рассказ, участвуют в беседе.




















Слушают сказку, отвечают на вопросы.












(квадрат)

(стороны равны, углы прямые)



















(это прямоугольник)


(у него все углы прямые.)










(у фигур четыре угла, все фигуры прямые, у них по четыре стороны, противоположные стороны равны)

(прямоугольники)








ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Ф

Презентация

Педагогический контроль


К: уважительно вести диалог с товарищами и учителем, стремиться к тому,

чтобы учитывать разные мнения

П- обосновывать свои суждения, делать несложные обобщения, уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Построение логической цепи рассуждений



6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.


Словесный метод (беседа), практический (выполнение задания)

Организует работу по учебнику стр. 34 №1. (работа в парах)

Стр. 34 №2.

- Используя линейку, измерьте стороны прямоугольников и назовите номера тех прямоугольников, у которых все стороны равны? 

Организует беседу.

- Подведём итог: что вы можете сказать о 1 и 4 прямоугольнике?

- Кто знает, как называется геометрическая фигура, у которой четыре прямых угла и все стороны равны? 

Стр. 34 №3

Просит начертить в тетрадях квадрат со стороной 4 см..

Выполняют задание. Отвечают на вопросы.





(№1, №4)



(у каждой из этих фигур по 4 прямых угла и стороны равны)


(квадрат)


Чертят квадрат со стороной 4 см..

(сумма длин всех сторон)

Находят периметр.

(4+4+4+4=16( см).

Ответ: 16 см.)


П





И



Ф









И





Тетрадь, учебник

Педагогический контроль, самоконтроль


П: построение логической цепи рассуждений.

К: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Формировать умение правильно применять соответствующие знания.

7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

Проверить умение применять новое знание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения. Развивать умение самооценивания.

Практический (выполнение задания)

Предлагает выполнить задание.

(Необходимо в тетрадях начертить квадрат со стороной 3 см. и найти его периметр. После того, как все обучающиеся справятся с заданием, на доске появляется эталон)

Выполняют задание, проверяют себя.



(3+3+3+3=12 см.)

И


Самоконтроль, педагогический контроль





Р:адекватно оценивают правильность своих учебных действий.


Способность к организации самостоятельной учебной деятельности.


8.Этап включения в систему знаний и повторения

Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия


Практический (выполнение упражнения), словесный (беседа)

Предлагает выполнить упражнение №1 стр.35.
















Предлагает выполнить задание. (определить какие утверждения верны)

Любой квадрат – это прямоугольник.

Любой прямоугольник – это квадрат.

Любой четырёхугольник – это многоугольник.

Выполняют упражнение.

(2,3)

(1 и 2 похожи тем, что имеют 4 прямых угла, 4 стороны, обе фигуры прямоугольники; отличаются чем, что 2 – квадрат, 1 – прямоугольник. 2 и 3 похожи тем, что обе фигуры квадраты; отличаются длиной сторон. 3 и 4 похожи тем, что имеют 4 угла, 4 стороны; отличаются тем, что у 3 фигуры все углы прямые, а у 4 нет)



(1,3)

Ф

И

Учебник, тетрадь

Педагогический контроль



К: выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

П: построение логической цепи рассуждений.


9.Этап рефлексии учебной деятельности

Организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности. Подведение итогов урока.

Словесный метод (беседа), наглядный метод (презентация).








Предлагает вспомнить цель. урока и определить степень ее достижения

Проводит рефлексию

-А сейчас, я предлагаю оценить свою деятельность на уроке. Продолжите фразы:

«Я узнал(а)…» «У меня получилось…» «Мне запомнилось…»










Возвращаются к цели и определяют достигнута ли она.









Оценивают свою деятельность на уроке

Ф

И

Презентация

Самоконтроль, педагогический контроль






Р: фиксировать оценку удовлетворения своей работой в конце урока.

К: уважительно вести диалог с товарищами и учителем, стремиться к тому,

чтобы учитывать разные мнения.





Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Ориентация на социальные мотивы, на понимание причин успеха или неудач.







Приложение 1