СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений».

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-обобщение в 7 классе по теме «Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений». Урок участвовал в конкурсе "Педагогический дебют". Был признан лучшим.

Просмотр содержимого документа
«Бланк ответов»

Бланк ответов


№ варианта ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_____________________________________________


Ф.И.___________________________________________________


Задание 1. Математический диктант.


№ задания

Ответ

Баллы

1



2



3



4



5



6



7



8



9




Итого


Оценка________________



Задание 2. Самостоятельная работа.


№ задания

Ответ

Баллы

1.а



1.б



1.в



1.г



2.а



2.б



3.а



3.б



3.в



4




Итого


Оценка____________________


Просмотр содержимого документа
«Карточки»


Задание1.

Вывести формулу:

а) (a+b)3

б) (a-b)3, используя формулы квадрата суммы и квадрата разности.

Задание 2.

Из выражений (y-x)2, (y+x)2, (-y+x)2,

(-x+y)2, (-x-y)2 выберите те, которые тождественно равны выражению:

a) (x+y)2;

b) (x-y)2




Задание1.

Вывести формулу:

а) (a+b)3

б) (a-b)3, используя формулы квадрата суммы и квадрата разности.

Задание 2.

Из выражений (y-x)2, (y+x)2, (-y+x)2,

(-x+y)2, (-x-y)2 выберите те, которые тождественно равны выражению:

a) (x+y)2;

b) (x-y)2




Задание1.

Вывести формулу:

а) (a+b)3

б) (a-b)3, используя формулы квадрата суммы и квадрата разности.

Задание 2.

Из выражений (y-x)2, (y+x)2, (-y+x)2,

(-x+y)2, (-x-y)2 выберите те, которые тождественно равны выражению:

a) (x+y)2;

b) (x-y)2





Задание1.

Вывести формулу:

а) (a+b)3

б) (a-b)3, используя формулы квадрата суммы и квадрата разности.

Задание 2.

Из выражений (y-x)2, (y+x)2, (-y+x)2,

(-x+y)2, (-x-y)2 выберите те, которые тождественно равны выражению:

a) (x+y)2;

b) (x-y)2


Задание1.

Вывести формулу:

а) (a+b)3

б) (a-b)3, используя формулы квадрата суммы и квадрата разности.

Задание 2.

Из выражений (y-x)2, (y+x)2, (-y+x)2,

(-x+y)2, (-x-y)2 выберите те, которые тождественно равны выражению:

a) (x+y)2;

b) (x-y)2





Задание1.

Вывести формулу:

а) (a+b)3

б) (a-b)3, используя формулы квадрата суммы и квадрата разности.

Задание 2.

Из выражений (y-x)2, (y+x)2, (-y+x)2,

(-x+y)2, (-x-y)2 выберите те, которые тождественно равны выражению:

a) (x+y)2;

b) (x-y)2




Задание1.

Вывести формулу:

а) (a+b)3

б) (a-b)3, используя формулы квадрата суммы и квадрата разности.

Задание 2.

Из выражений (y-x)2, (y+x)2, (-y+x)2,

(-x+y)2, (-x-y)2 выберите те, которые тождественно равны выражению:

a) (x+y)2;

b) (x-y)2





Задание1.

Вывести формулу:

а) (a+b)3

б) (a-b)3, используя формулы квадрата суммы и квадрата разности.

Задание 2.

Из выражений (y-x)2, (y+x)2, (-y+x)2,

(-x+y)2, (-x-y)2 выберите те, которые тождественно равны выражению:

a) (x+y)2;

b) (x-y)2



Задание1.

Вывести формулу:

а) (a+b)3

б) (a-b)3, используя формулы квадрата суммы и квадрата разности.

Задание 2.

Из выражений (y-x)2, (y+x)2, (-y+x)2,

(-x+y)2, (-x-y)2 выберите те, которые тождественно равны выражению:

a) (x+y)2;

b) (x-y)2




Задание1.

Вывести формулу:

а) (a+b)3

б) (a-b)3, используя формулы квадрата суммы и квадрата разности.

Задание 2.

Из выражений (y-x)2, (y+x)2, (-y+x)2,

(-x+y)2, (-x-y)2 выберите те, которые тождественно равны выражению:

a) (x+y)2;

b) (x-y)2




Задание1.

Вывести формулу:

а) (a+b)3

б) (a-b)3, используя формулы квадрата суммы и квадрата разности.

Задание 2.

Из выражений (y-x)2, (y+x)2, (-y+x)2,

(-x+y)2, (-x-y)2 выберите те, которые тождественно равны выражению:

a) (x+y)2;

b) (x-y)2




Задание1.

Вывести формулу:

а) (a+b)3

б) (a-b)3, используя формулы квадрата суммы и квадрата разности.

Задание 2.

Из выражений (y-x)2, (y+x)2, (-y+x)2,

(-x+y)2, (-x-y)2 выберите те, которые тождественно равны выражению:

a) (x+y)2;

b) (x-y)2

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока»

Конспект обобщающего урока по алгебре в 7 классе по теме

« Квадрат суммы и квадрат разности»


Составил учитель математики и информатики

МОУ СОШ № 9 Прохорова Инна Павловна


Цели урока:

  1. Систематизация и обобщение полученных знаний по теме «Квадрат суммы и квадрат разности».

  2. Развитие умений применять формулы сокращенного умножения.

  3. Развитие навыков самоконтроля и самокоррекции.

  4. Развитие рефлексивной культуры учащихся.


Оборудование: опорный конспект, рабочие тетради, раздаточный материал, доска, компьютер, проектор, проекционный экран.


Структура урока:

  1. Сообщение темы и целей урока. Актуализация опорных знаний и умений учащихся. (10 минут)

  2. Выполнение математического диктанта. (10 минут)

  3. Проверка и анализ полученных результатов. (3 минуты)

  4. Физкультминутка. (2 минуты)

  5. Выполнение дифференцированной самостоятельной работы. (10 минут)

  6. Итог урока: ответы на вопросы учителя, рефлексия. (5 минут)



Ход урока:


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент. Актуализация опорных знаний учащихся.

- Здравствуйте, ребята. Я рада всех вас видеть и надеюсь, что этот урок пройдет в атмосфере дружелюбия и сотрудничества.

- Сегодня у нас обобщающий урок по теме «Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений».

- Исходя из этой темы, попытайтесь сформулировать цели и задачи данного урока.




Если цели не сформулированы, сформулировать их самой, но вернуться к этому вопросу в конце урока, как к итогу урока.

- Действительно целями нашего урока является систематизация и обобщение полученных знаний по теме «Квадрат суммы и квадрат разности» и развитие умений применять формулы сокращенного умножения.

- Так как урок обобщающий, поэтому большую часть урока вы будете работать самостоятельно, и работа каждого из вас на этом уроке будет обязательно оценена.

Записать тему урока на доске и в тетрадях.

- Давайте вспомним формулы квадрата суммы и квадрата разности двух выражений.

Записать формулы в тетрадь.


- Для чего нужны формулы сокращенного умножения?

- Вычислите наиболее рациональным способом

Пример 1.

1012

2992

-А еще для чего нужны эти формулы? Так ли необходимо их изучать?

-Это задание мы рассмотрим чуть позже.


- Ребята, а что за уравнение я записала на доске? Встречались ли вы с такими уравнениями?

Пример 2.

a2 -6a + 9 = 0


- Это уравнение второй степени, по-другому их называют квадратными уравнениями. И решение таких уравнений изучается в 8 классе. Но и вы сможете решить такое уравнение, воспользовавшись формулами сокращенного умножения. Для этого нужно левую часть уравнения представить в виде квадрата двучлена.



- Итак, вы вспомнили формулы сокращенного умножения, а теперь поработаем устно. Внимание на экран.

На экране проецируются формулировки заданий и сами задания. Учитель комментирует каждое задание.





1. Упростите выражения


  • (2a)2 =

  • 2*(4x*3y) =

  • (2a3*3b)2 =



2. Представьте выражение в виде квадрата одночлена


  • 49x2 =

  • 81x4 y2 =

3. Раскройте скобки

  • ( y + 2)2 =

  • (x – 6)2 =

4. Представьте трехчлен в виде квадрата двучлена

  • 64 + 16x + x2=

  • y2 – 18y + 81=


  1. Сравните с нулем значение выражения

  • x2 + 2x + 4 0

  • 4y2 – 12y + 9 0

  • -9a2 – 12a – 4 0


А сейчас ваша устная работа в начале урока поможет вам при выполнении математического диктанта.









Возможные варианты ответов:

- повторить формулы сокращенного умножения.

-применять эти формулы при решении практических задач.


















Ответы учащихся проецируются на экран.

(a +b)2 = a2 +2ab+b2

(a -b)2 = a2 -2ab+b2


Возможные варианты ответов:

- Для упрощения вычислений.




=(100+1)2 = 10000+200+1=10201

=(300-1) = 90000-600+1=89401

-Для разложения многочлена на множители.

















(a – 3)2 = 0, a=3













По мере выполнения заданий учащимися ответы проецируются на экран.


Математический диктант. Дифференцированная самостоятельная работа. Контроль и коррекция знаний по данной теме.

Учитель инструктирует учащихся:

- У вас на столах лежат бланки для ответов. Подпишите их, укажите номер своего варианта.

- Задания диктанта читаются два раза. Будьте предельно внимательны при выполнении этих заданий.



- Поменяйтесь бланками. Сейчас вы выполните взаимопроверку, где каждого из вас оценит ваш товарищ по парте.

Ответы и критерии оценки математического диктанта спроецированы на экран.



- Что ж, ребята, вы заработали первую отметку за урок. Во время выполнения диктанта и во время оценивания его вашими одноклассниками я увидела, что вы успешно справились с этой работой.


Минутка релаксации:

- Пришло время немного отдохнуть и расслабиться. Займите наиболее удобную для вас позу, расслабьтесь, закройте глаза и послушайте музыку под мои слова:

Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать,
Но пока не все умеют
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая –
Очень лёгкая, простая,
Замедляется движенье,
Исчезает напряжение…
И становится понятно –
Расслабление приятно!

Представьте, как теплый луч упал на землю и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою голову вслед за солнцем.

- Надеюсь, что вам понравилась смена вашей деятельности, вы отдохнули и теперь полны сил, чтобы идти дальше.

- Следующим этапом нашего урока будет дифференцированная самостоятельная работа. Работа представлена в трех вариантах. Сейчас вы должны определиться, какого уровня сложности вы выберете задания. Оценить свои способности вы должны объективно. Кто считает, что ему достаточен только базовый уровень знаний, тот выбирает 1 вариант работы. Кто считает, что хорошо усвоил данную тему, но все же чуть-чуть сомневается в своих силах, тот выбирает 2 вариант работы. Ну, а кто считает, что тему усвоил на «отлично» - выбирает 3 вариант работы. На самостоятельную работу отводится 10 минут. Желаю удачи.



Самостоятельная работа представлена в виде раздаточного материала.









Если до конца урока остается время (больше, чем 5 минут или кто-то с самостоятельной работой справился быстрее положенного времени), можно предложить учащимся поработать у доски (или в парах) над более сложным заданием:

Задание1.

Вывести формулу:

а) (a+b)3

б) (a-b)3, используя формулы квадрата суммы и квадрата разности.

Задание 2.

Из выражений (y-x)2, (y+x)2, (-y+x)2,

(-x+y)2, (-x-y)2 выберите те, которые тождественно равны выражению:

a) (x+y)2;

b) (x-y)2


Учащиеся заполняют бланки ответов.







После выполнения диктанта учащиеся меняются бланками ответов и подсчитывают количество набранных баллов.

Выставляется первая отметка за урок.








































Учащиеся самостоятельно выбирают уровень сложности самостоятельной работы.




















По окончанию выполнения самостоятельной работы, учащиеся сверяются с ответами, спроецированными на экран, и подсчитывают количество баллов.

Выставляется вторая оценка за урок.


Итог урока. Рефлексия.

- Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте еще раз вернемся к целям нашего урока.

- Кто считает, что мы справились с поставленными целями?

- Действительно ли так важно знать формулы сокращенного умножения? Где их можно применять?

- А сейчас я каждого из вас попрошу поочереди, взяв в руки маркер, заполнить таблицу на экране.

Спасибо за урок.

Учащиеся вспоминают цели урока.


Просмотр содержимого документа
«Математический диктант»

Математический диктант

1. Даны 2 одночлена


1 вариант 2 вариант


Составьте квадрат суммы двух одночленов. Ответ запишите в виде степени и в виде многочленов:


2x и 3 a и 7b


-5x и a -3a и b


2.

Составьте квадрат разности двух одночленов. Ответы запишите в виде степени и в виде многочленов:


5m и 2n 4a и 3b

a2 и b2 x3 и y3



3.

Представьте многочлен в виде квадрата двучлена:


4x2 – 12xy + 9y2 9a2 + 24ab + 16b2


16x2 + 40x + 25 49 – 42a + 9a2


4.

Верно ли равенство:


(3a + b)2 = 9a2 + 6ab + b2 (10a – b)2 = 100a2 + 20a – b2


(6x – 2)2 = 36x2 – 12x + 4 (8x + 3)2 = 64x2 + 48x + 9

Просмотр содержимого документа
«Математический диктант2»

Математический диктант



1 вариант 2 вариант



Даны 2 одночлена

2x и 3 5 и 7b


1. Составьте удвоенное произведение этих одночленов

2. Составьте сумму квадратов этих одночленов

3. Составьте квадрат суммы этих одночленов

4. Составьте разность квадратов этих одночленно

5. Составьте квадрат разности этих одночленов


  1. Представьте выражение из задания № 3 в виде многочлена, используя формулы сокращенного умножения


  1. Представьте выражение из задания № 5 в виде многочлена, используя формулы сокращенного умножения



  1. Дан трехчлен


9x2 – 6xy + y2 16a2 + 8ab + b2

16x2 + 40x + 25 49 – 42a + 9a2


Представьте данный трехчлен в виде квадрата двучлена

Просмотр содержимого документа
«Самоанализ урока»

Самоанализ урока.


Тема: Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений.



Цели:

  1. Систематизация и обобщение полученных знаний по теме «Квадрат суммы и квадрат разности».

  2. Развитие умений применять формулы сокращенного умножения.

  3. Развитие навыков самоконтроля и самокоррекции.

  4. Развитие рефлексивной культуры учащихся.



Урок построила как урок презентацию, считаю, что все этапы урока полностью выдержаны. Этому способствовал отобранный учебный материал.

Актуализацией опорных знаний учащиеся были подготовлены к выполнению математического диктанта и дифференцированной самостоятельной работы. Постаралась в актуализацию опорных знаний включить как задания базового уровня, так и задания творческого характера (сравнение с 0). Думаю, что это позволило создать для учащихся ситуацию выбора заданий при выборе варианта самостоятельной работы.

Поскольку урок обобщающий, я больше опиралась на приобретенные знания и поэтому большую часть урока дети работали самостоятельно.

В ходе актуализации опорных знаний поняла, что класс работоспособный, старалась выдерживать темп урока. В ходе урока следила, чтобы речь учащихся была математически грамотно построена, присутствовала логика в рассуждениях. Стремилась добиваться от учащихся ответов с пониманием выполняемых заданий.

На уроке были задействованы все каналы восприятия: зрительный и речевой - при выполнении устной и самостоятельной работы, слуховой – при выполнении математического диктанта.

Были продуманы дополнительные задания для более подготовленных учащихся (карточки).

Считаю, что цели урока, сформулированные в начале урока, были достигнуты.

Просмотр содержимого документа
«Самостоятельная работа»

1. Преобразуйте в многочлен


а) (х + 6)²; б) (2b - 3)²;

в) (a - y)²; г) (10c - x)².


2. Замените * одночленом так, чтобы полученное равенство было тождеством


а) (* + b)²=4c ²+ * + b²;

б) (* - *)²=4x ²- * + 9y².


3. Представьте трехчлен в виде квадрата суммы или квадрата разности


а) b² - 20b + 100; б) 9x² + 12xy + 4y²;


в) 25a² + 9b² - 30ab.


4. Решите уравнение



(2x - 1)2 – 4x2 = 2 – 5x


Вариант 1

Вариант 3


Вариант 3

Просмотр содержимого презентации
«Урок-практикум»

Обобщающий урок   «Квадрат суммы и квадрат разности» Учитель математики МОУ СОШ №9 Прохорова Инна Павловна

Обобщающий урок «Квадрат суммы и квадрат разности»

Учитель математики МОУ СОШ №9

Прохорова Инна Павловна

Образовательная: систематизация и обобщение полученных знаний по теме «Квадрат суммы и квадрат разности». 2. Развивающая:
  • Образовательная: систематизация и обобщение полученных знаний по теме «Квадрат суммы и квадрат разности».

2. Развивающая: развитие и умение применять данные формулы, раскладывать на множители, развивать навыки самоконтроля и самокоррекции, развивать рефлексивную культуру учащихся.

Формулы сокращенного умножения: ( a + b) 2 = a 2 + 2ab + b 2   (a - b) 2 = a 2 - 2ab + b 2

Формулы сокращенного умножения:

( a + b) 2 = a 2 + 2ab + b 2

(a - b) 2 = a 2 - 2ab + b 2

Поработай устно Упростите выражения ( 2a) 2 = 2*(4x*3y) = (2a 3 *3b) 2 = Представьте выражение в виде квадрата одночлена

Поработай устно

  • Упростите выражения
  • ( 2a) 2 =
  • 2*(4x*3y) =
  • (2a 3 *3b) 2 =
  • Представьте выражение в виде квадрата одночлена

  • 49x 2 =
  • 81x 4 y 2 =
3.  Раскройте скобки ( y + 2) 2 = (x – 6) 2 = 4. Представьте трехчлен в виде квадрата двучлена 64 + 16x + x 2 = y 2 – 18y + 81=

3. Раскройте скобки

  • ( y + 2) 2 =
  • (x – 6) 2 =

4. Представьте трехчлен в виде квадрата двучлена

  • 64 + 16x + x 2 =
  • y 2 – 18y + 81=

  • Сравните с нулем значение выражения
  • x 2 + 2x + 4 0
  • 4y 2 – 12y + 9 0
  • - 9a 2 – 12a – 4 0
1 вариант  2 вариант  1. 70b 2. 5 2 + (7b) 2  3. (5 + 7b) 2  4. 5 2 – (7b ) 2 5. (5 – 7b) 2  12 x 25 + 70b + 49b 2 2. (2x) 2 + 3 2 3. (2x + 3) 2  25 – 70b + 49b 2 (4a + b) 2 (7 – 3a) 2  (2x) 2 – 3 2   5. (2x – 3) 2 6.  4x 2 + 12x + 9    4x 2 – 12x + 9  (3x – y) 2  (4x + 5) 2

1 вариант

2 вариант

1. 70b

2. 5 2 + (7b) 2

3. (5 + 7b) 2

4. 5 2 – (7b ) 2

5. (5 – 7b) 2

  • 12 x
  • 25 + 70b + 49b 2

2. (2x) 2 + 3 2

3. (2x + 3) 2

  • 25 – 70b + 49b 2
  • (4a + b) 2
  • (7 – 3a) 2
  • (2x) 2 – 3 2

5. (2x – 3) 2

6. 4x 2 + 12x + 9

  • 4x 2 – 12x + 9
  • (3x – y) 2
  • (4x + 5) 2

Оценка 1 задание – 1 балл « 5 » - 9 верных ответов « 4 » - 8-7 верных ответов « 3 » - 6-5 верных ответа

Оценка

1 задание – 1 балл

« 5 » - 9 верных ответов

« 4 » - 8-7 верных ответов

« 3 » - 6-5 верных ответа

Вариант 3 Вариант 2 Вариант 1   1.   1. а) 9a² + 30a + 25;  б) 2,25a² - 3ab + b 2 ; в) 4x 4 + 4x 8 + x 12 ;  г) 0,16b 4 – 0,08b 3 + 0,01b 2 а) х ² + 12x + 36 ;  б) 4b ² - 12b + 9 ; в) a ² - 2ay + y 2 ;  г) 100c ² - 20cx + x 2 .  2 .  2 .   а)   (2c + b) ²= 4c² + 4c + b²;  б)  (2x – 3y)² = 4x² - 12xy + 9y². 3.  а) (5x + 4y)² =25x² + 40xy +16y²;  б)  ( 12a - b ) ² = 144a² - 24ab + b 2 а) (b – 10)²; б) ( 3x + 2y)²;  в) ( 5a – 3b)².   3 .  4 .   x = 1  а) (5a – 2b)²; б) ( a – 1)²;   в) (y – 2)²  4.   t(t 2 – 4t + 4) = 0 t=0 или ( t – 2) 2 = 0  t = 2 1. а) x 2 + 2xy + y 2   б) a 2 – 16a + 64   в) 16- 8y + y 2   г) 4a 2 + 12ab + 9b 2   2.    а)  * = c;  б)  * = a  3 .    а) ( x+y)²; б) ( 3x-y)²;   в) ( 1-2a)².   4 .   2x 2 – x + 4        

Вариант 3

Вариант 2

Вариант 1

1.

1.

а) 9a² + 30a + 25;

б) 2,25a² - 3ab + b 2 ;

в) 4x 4 + 4x 8 + x 12 ;

г) 0,16b 4 – 0,08b 3 + 0,01b 2

а) х ² + 12x + 36 ;

б) 4b ² - 12b + 9 ;

в) a ² - 2ay + y 2 ;

г) 100c ² - 20cx + x 2 .

2 .

2 .

а) (2c + b) ²= 4c² + 4c + b²;

б) (2x – 3y)² = 4x² - 12xy + 9y².

3.

а) (5x + 4y)² =25x² + 40xy +16y²;

б) ( 12a - b ) ² = 144a² - 24ab + b 2

а) (b – 10)²; б) ( 3x + 2y)²;

в) ( 5a – 3b)².

3 .

4 .

x = 1

а) (5a – 2b)²; б) ( a – 1)²;

в) (y – 2)²

4.

t(t 2 – 4t + 4) = 0

t=0 или ( t – 2) 2 = 0

t = 2

1.

а) x 2 + 2xy + y 2

б) a 2 – 16a + 64

в) 16- 8y + y 2

г) 4a 2 + 12ab + 9b 2

 

2.  

а) * = c;

б) * = a 

3 .

 

а) ( x+y)²; б) ( 3x-y)²;

в) ( 1-2a)².

 

4 .

2x 2 – x + 4

 

 

 

 

Оценка

Оценка

  • 1 задание - 1 балл
  • « 5 » - 10-9 баллов
  • « 4 » - 7-8 баллов
  • « 3 » - 5-6 баллов
Я знаю формулы квадрата суммы и квадрата разности Я считаю, что мне еще необходимо отработать эти формулы Я не знаю формулы, но я понял(а), что их надо выучить

Я знаю формулы квадрата суммы и квадрата разности

Я считаю, что мне еще необходимо отработать эти формулы

Я не знаю формулы, но я понял(а), что их надо выучить


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!