СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Квадратные уравнения

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Квадратные уравнения»

Если ты услышишь, что кто - то не любит математику, не верь. Её нельзя не любить - её можно только не знать.

Если ты услышишь, что кто - то не любит математику, не верь.

Её нельзя не любить - её можно только не знать.

Исторические сведения:   Квадратные уравнения впервые встречаются в работе индийского математика и астронома Ариабхатты.  Другой индийский ученый Брахмагупта ( VII в) изложил общее правило решения квадратных уравнений, которое практически совпадает с современным.  В Древней Индии были распространены публичные соревнования в решении трудных задач. Задачи часто облекались в стихотворную форму.     Задача Бхаскары :   Обезьянок резвых стая, всласть поевши, развлекалась.  Их в квадрате часть восьмая на полянке забавлялась.  А двенадцать по лианам стали прыгать, повисая.  Сколько ж было обезьянок, ты скажи мне, в этой стае?

Исторические сведения:

Квадратные уравнения впервые встречаются в работе индийского математика и астронома Ариабхатты.

Другой индийский ученый Брахмагупта ( VII в) изложил общее правило решения квадратных уравнений, которое практически совпадает с современным.

В Древней Индии были распространены публичные соревнования в решении трудных задач. Задачи часто облекались в стихотворную форму.

Задача Бхаскары :

Обезьянок резвых стая, всласть поевши, развлекалась.

Их в квадрате часть восьмая на полянке забавлялась.

А двенадцать по лианам стали прыгать, повисая.

Сколько ж было обезьянок, ты скажи мне, в этой стае?

Актуальность темы: Почти треть учащихся не справляются с заданиями на решение квадратных уравнений.  В чем же дело? Плохо закрепили навыки решения? А как решить эту проблему?   Сколько возникает вопросов и все они актуальны.

Актуальность темы:

Почти треть учащихся не справляются с заданиями

на решение квадратных уравнений.

В чем же дело?

Плохо закрепили навыки решения?

А как решить эту проблему?

Сколько возникает вопросов и все они актуальны.

Принципы отбора содержания образования  Психологический.  Дидактические:  сознательности;  наглядности;  доступности.  сознательности;  наглядности;  доступности.  сознательности;  наглядности;  доступности.  Методические.  Принцип положительного эмоционального фона (активности).

Принципы отбора содержания образования

  • Психологический.
  • Дидактические:
  • сознательности; наглядности; доступности.
  • сознательности; наглядности; доступности.
  • сознательности;
  • наглядности;
  • доступности.
  • Методические.
  • Принцип положительного эмоционального фона (активности).

Образовательные цели и задачи:

  • Введение понятия квадратного уравнения, обучение решению уравнения вида при d ≥ 0.
  • Формирование у учащихся умения решать неполные квадратные уравнения.
  • Знакомство учащихся с методом выделения полного квадрата.
  • Формирование у учащихся умения применять формулу корней квадратного уравнения.
  • Формирование у учащихся умения решать биквадратные уравнения и некоторые виды уравнений

с неизвестным в знаменателе, приводящиеся к квадратным.

  • Обучение самостоятельному составлению квадратных уравнений по условиям текстовых задач и

решению их с использованием ранее сформированных навыков.

Учащиеся должны мысленно выделять 3 этапа решения задачи:

  • составление уравнения; решение полученного уравнения; выбор верного ответа.
  • составление уравнения;
  • решение полученного уравнения;
  • выбор верного ответа.

  • Обучение решению простейших систем двух уравнений, содержащих уравнение второй степени.
  • Развивать алгоритмическое мышление.
  • Способствовать развитию творческих способностей учащихся на уровне, необходимом для

продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области квадратных уравнений.

  • Формировать исследовательские навыки каждого учащегося.
  • Способствовать приобретению опыта на составление компьютерной презентации.
Ожидаемые результаты:  понимать, что уравнения – это математический аппарат решения разнообразных задач  из математики, смежных областей знаний, практики;  уметь правильно употреблять термин «уравнение», «система», «корень уравнения»,  «решение системы», понимать их в тексте и речи учителя;  знать общий вид квадратного уравнения и названия его коэффициентов;  уметь решать уравнения вида , d≥0  уметь решать неполные квадратные уравнения.  уметь справляться с решением квадратных уравнений методом выделения полного  квадрата.  уметь применять формулу  знать формулы Виета и формулу  и уметь применять их при   выполнении упражнений; уметь решать уравнения, сводящиеся к квадратным;  научиться решать задачи с помощью составления уравнений;  уметь решать способом подстановки системы уравнений, содержащих уравнение  второй степени;

Ожидаемые результаты:

  • понимать, что уравнения – это математический аппарат решения разнообразных задач

из математики, смежных областей знаний, практики;

  • уметь правильно употреблять термин «уравнение», «система», «корень уравнения»,

«решение системы», понимать их в тексте и речи учителя;

  • знать общий вид квадратного уравнения и названия его коэффициентов;
  • уметь решать уравнения вида , d≥0
  • уметь решать неполные квадратные уравнения.
  • уметь справляться с решением квадратных уравнений методом выделения полного

квадрата.

  • уметь применять формулу
  • знать формулы Виета и формулу и уметь применять их при

выполнении упражнений;

  • уметь решать уравнения, сводящиеся к квадратным;
  • научиться решать задачи с помощью составления уравнений;
  • уметь решать способом подстановки системы уравнений, содержащих уравнение

второй степени;

Технологии и формы организации деятельности:  Технология проблемного обучения.  Технология индивидуального обучения.  Технология коллективного способа обучения.  Технология развивающего обучения с направленностью на развитие творческих  качеств личности.  Технология поэтапного формирования умственных действий.  Технология уровневой дифференциации.  Технология саморазвивающего обучения.  Технология широкого использования потенциала личностно-ориентированного  подхода в обучении.

Технологии и формы организации деятельности:

  • Технология проблемного обучения.
  • Технология индивидуального обучения.
  • Технология коллективного способа обучения.
  • Технология развивающего обучения с направленностью на развитие творческих

качеств личности.

  • Технология поэтапного формирования умственных действий.
  • Технология уровневой дифференциации.
  • Технология саморазвивающего обучения.
  • Технология широкого использования потенциала личностно-ориентированного

подхода в обучении.

Использование информационно – коммуникативных технологий позволяет решать задачи:  Для учащихся:   Создание простейших ситуаций обучения.  Развитие межпредметных связей.  Организация индивидуального подхода для каждого учащегося.  Стимуляция коммуникативной деятельности учащихся.  Интенсификация обучения, повышение мотивации.  Создание условий для самостоятельной работы.  Возможность избежать рутины.    Для преподавателя:   Тесты на контроль усвоения материала.  Раздаточный материал.  Самостоятельные и проверочные работы по изучаемому разделу.  Планы уроков.  Календарно-тематическое планирование.  Разработки к недели математики.

Использование информационно – коммуникативных технологий

позволяет решать задачи:

Для учащихся:

  • Создание простейших ситуаций обучения.
  • Развитие межпредметных связей.
  • Организация индивидуального подхода для каждого учащегося.
  • Стимуляция коммуникативной деятельности учащихся.
  • Интенсификация обучения, повышение мотивации.
  • Создание условий для самостоятельной работы.
  • Возможность избежать рутины.

Для преподавателя:

  • Тесты на контроль усвоения материала.
  • Раздаточный материал.
  • Самостоятельные и проверочные работы по изучаемому разделу.
  • Планы уроков.
  • Календарно-тематическое планирование.
  • Разработки к недели математики.
Наиболее трудные моменты в организации раздела  применение метода выделения полного квадрата ;  традиционно трудным является рассмотрение теоремы Виета ;  применение трех формул корней квадратного уравнения ;  рассмотрение комплексных корней, для которых также применима общая   формула корней и справедлива теорема Виета ;  трудности связаны с возможностью появления посторонних корней ;  решение текстовых задач ;

Наиболее трудные моменты в организации раздела

  • применение метода выделения полного квадрата ;
  • традиционно трудным является рассмотрение теоремы Виета ;
  • применение трех формул корней квадратного уравнения ;
  • рассмотрение комплексных корней, для которых также применима общая

формула корней и справедлива теорема Виета ;

  • трудности связаны с возможностью появления посторонних корней ;
  • решение текстовых задач ;
Планирование раздела: № урока 48, 49 № 25 50 Содержание учебного материала. Количество часов Анализ контрольной работы. Квадратное уравнение и его корни. 26 51 Сроки изучения  2 Неполные квадратные уравнения. 27 52 53 54, 55 4,8 дек. 28  1 Метод выделения полного квадрата. 56, 57 Решение квадратных уравнений. Решение квадратных уравнений с четным вторым коэффициентом. Закрепление навыков решения квадратных уравнений. 9  1 58 59, 60 29 11  1  1  2  Приведенное квадратное уравнение. Теорема Виета. Проверочная работа. 61 62 63 64 30 15 16 18, 22 68, 9 Уравнения, сводящиеся к квадратным. Решение уравнений, содержащих переменную в знаменателе дроби.  2 31 70 32 23, 25 Решение задач с помощью квадратных уравнений. Решение задач уравнением с переменной в знаменателе. Решение задач на совместную работу. Закрепление навыков решения задач с помощью квадратных уравнений.  1  2  1  1  1  1 12 янв. 13, 15 Обобщающие уроки. 33 19 20 22 26  2 Контрольная работа № 3 по теме «Квадратные уравнения» 3, 5   1 9 февр.

Планирование раздела:

урока

48, 49

25

50

Содержание учебного материала.

Количество часов

Анализ контрольной работы. Квадратное уравнение и его корни.

26

51

Сроки изучения

2

Неполные квадратные уравнения.

27

52

53

54, 55

4,8 дек.

28

1

Метод выделения полного квадрата.

56,

57

Решение квадратных уравнений.

Решение квадратных уравнений с четным вторым коэффициентом.

Закрепление навыков решения квадратных уравнений.

9

1

58

59, 60

29

11

1

1

2

Приведенное квадратное уравнение.

Теорема Виета. Проверочная работа.

61

62

63

64

30

15

16

18, 22

68, 9

Уравнения, сводящиеся к квадратным.

Решение уравнений, содержащих переменную в знаменателе дроби.

2

31

70

32

23, 25

Решение задач с помощью квадратных уравнений.

Решение задач уравнением с переменной в знаменателе.

Решение задач на совместную работу.

Закрепление навыков решения задач с помощью квадратных уравнений.

1

2

1

1

1

1

12 янв.

13, 15

Обобщающие уроки.

33

19

20

22

26

2

Контрольная работа № 3 по теме «Квадратные уравнения»

3, 5

1

9 февр.

Место и роль раздела: Раздел «Квадратные уравнения» является одним из важнейших в курсе алгебры, т.к создает базу для дальнейшего развития при изучении квадратичной функции, квадратных неравенств и алгебраических уравнений, рассматриваемых в следующих классе. Большую роль изучение раздела играет при решении текстовых задач. Учащиеся знакомятся с задачами, ранее с которыми они не встречались. Это задачи из области физики, химии, экономики, решение задач на совместную работу. Решения таких задач требуют применение навыков решения квадратных уравнений.

Место и роль раздела:

Раздел «Квадратные уравнения» является одним из важнейших в курсе алгебры, т.к

создает базу для дальнейшего развития при изучении квадратичной функции, квадратных

неравенств и алгебраических уравнений, рассматриваемых в следующих классе.

Большую роль изучение раздела играет при решении текстовых задач.

Учащиеся знакомятся с задачами, ранее с которыми они не встречались.

Это задачи из области физики, химии, экономики, решение задач на совместную работу.

Решения таких задач требуют применение навыков решения квадратных уравнений.

Связь с последующим материалом, а также внутрипредметные и межпредметные связи:  Усвоение раздела «Квадратные уравнения» дает возможность для дальнейшего  изучения программного материала. При решении текстовых задач в разделе «Квадратные уравнения» применяются сведения из других предметов: геометрии, физики, химии, экономики. Пример .  В шахту брошен камень, и звук от его удара был услышан спустя 9 с. Определить глубину шахты, считая скорость звука равной 320 м/с, а ускорение силы тяжести . Используя формулу закона свободного падения с помощью преобразований алгебраического выражения получаем квадратное уравнение, решая его получаем t 1 = 8, t 2 = - 72. Так как время падения камня положительно, то t = 8 с.

Связь с последующим материалом, а также

внутрипредметные и межпредметные связи:

Усвоение раздела «Квадратные уравнения» дает возможность для дальнейшего

изучения программного материала.

При решении текстовых задач в разделе «Квадратные уравнения» применяются

сведения из других предметов: геометрии, физики, химии, экономики.

Пример .

В шахту брошен камень, и звук от его удара был услышан спустя 9 с. Определить глубину шахты, считая скорость звука равной 320 м/с, а ускорение силы тяжести . Используя формулу закона свободного падения с помощью преобразований алгебраического выражения получаем квадратное уравнение, решая его получаем t 1 = 8, t 2 = - 72. Так как время падения камня положительно, то t = 8 с.

Уровни изучения и усвоения учебного материала: В систему контроля за выполнением требований к математической подготовки  учащихся входят три типа проверочных работ:  1 тип  - это тесты на проверку достижения уровня обязательной подготовки.  2 тип  - тесты, направленные на выявления разного уровня подготовки и  иллюстрирующие возможности дифференциации уровней требований.  3 тип – контрольная работа.

Уровни изучения и усвоения учебного материала:

В систему контроля за выполнением требований к математической подготовки

учащихся входят три типа проверочных работ:

1 тип - это тесты на проверку достижения уровня обязательной подготовки.

2 тип - тесты, направленные на выявления разного уровня подготовки и

иллюстрирующие возможности дифференциации уровней требований.

3 тип – контрольная работа.

0 , то данное квадратное уравнение имеет два корня, которые равны и " width="640"

Учебно – методический комплекс:

Теоретические сведения

Квадратным уравнением называется уравнение вида ax 2 + bx + c=0 , г де a, b, с R, (a 0).

Числа a, b, с носят следующие названия:

a - первый коэффициент , b - второй коэффициент , с - свободный член.

Алгоритм решения квадратного уравнения:

Найти число, называемое дискриминантом квадратного уравнения и равное D = b 2 - 4 ac .

- если D , то данное квадратное уравнение не имеет

действительных корней;

  • если D = 0 , то данное квадратное уравнение имеет единственный

корень, который равен                    

  • если D 0 , то данное квадратное уравнение имеет два

корня, которые равны и

Пример:  Найти наибольший корень уравнения  Решение: найдем область определения допустимых значений переменной уравнения, предварительно приведя его к виду получим: , , Домножив обе части уравнения на общий знаменатель , получим уравнение  , , , , оба числа удовлетворяют условию Наибольший корень Проверка :   Ответ: 2.

Пример:

Найти наибольший корень уравнения

Решение: найдем область определения допустимых значений переменной уравнения,

предварительно приведя его к виду получим: , ,

Домножив обе части уравнения на общий знаменатель , получим уравнение

, , , ,

  • оба числа удовлетворяют условию

Наибольший корень

Проверка :

Ответ: 2.

Франсуа Виет :  Если приведенное квадратное уравнение  имеет действительные корни, то их сумма равна -p, а произведение равно q, то есть    Теорема: (сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену).   Теорема Виета замечательна тем, что, не зная корней квадратного трехчлена, мы легко можем вычислить их сумму и произведение, то есть простейшие симметричные выражения x 1 +  x 2 и x 1 x 2.

Франсуа Виет :

Если приведенное квадратное уравнение

имеет действительные корни, то их сумма равна -p, а произведение равно q, то есть

Теорема: (сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену).

Теорема Виета замечательна тем, что, не зная корней квадратного трехчлена, мы легко можем вычислить их сумму и произведение, то есть простейшие симметричные выражения x 1 +  x 2 и x 1 x 2.

Пример: Записаны квадратные уравнения и соответствующие им буквы. Отвечая на вопрос, нужно выбрать из предложенных такое уравнение, которое проще решить указанным способом, назвать букву и составить слово.  Какое уравнение удобнее решать:  - извлечением квадратных корней из обеих его частей? [Д] - вынесением общего множителя за скобки? [И] - представляя его в виде квадрата двучлена? [О] - используя общую формулу корней? [Ф]  по формуле, связанной с четностью второго  коэффициента? [А] - по теореме, обратной теореме Виета? [Н]  разложением на множители по формуле разности  квадратов? [Т] А Д И Н О Т Ф Е

Пример:

Записаны квадратные уравнения и соответствующие им буквы. Отвечая на вопрос, нужно

выбрать из предложенных такое уравнение, которое проще решить указанным способом,

назвать букву и составить слово.

Какое уравнение удобнее решать:

- извлечением квадратных корней из обеих его частей?

[Д]

- вынесением общего множителя за скобки?

[И]

- представляя его в виде квадрата двучлена?

[О]

- используя общую формулу корней?

[Ф]

  • по формуле, связанной с четностью второго

коэффициента?

[А]

- по теореме, обратной теореме Виета?

[Н]

  • разложением на множители по формуле разности

квадратов?

[Т]

А

Д

И

Н

О

Т

Ф

Е

Результаты апробации содержания раздела программы:

Результаты апробации содержания раздела программы:

«Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием».  К.Д. Ушинский

«Дитя требует деятельности беспрестанно,

а утомляется не деятельностью, а ее однообразием».

К.Д. Ушинский