Если ты услышишь, что кто - то не любит математику, не верь.
Её нельзя не любить - её можно только не знать.
Исторические сведения:
Квадратные уравнения впервые встречаются в работе индийского математика и астронома Ариабхатты.
Другой индийский ученый Брахмагупта ( VII в) изложил общее правило решения квадратных уравнений, которое практически совпадает с современным.
В Древней Индии были распространены публичные соревнования в решении трудных задач. Задачи часто облекались в стихотворную форму.
Задача Бхаскары :
Обезьянок резвых стая, всласть поевши, развлекалась.
Их в квадрате часть восьмая на полянке забавлялась.
А двенадцать по лианам стали прыгать, повисая.
Сколько ж было обезьянок, ты скажи мне, в этой стае?
Актуальность темы:
Почти треть учащихся не справляются с заданиями
на решение квадратных уравнений.
В чем же дело?
Плохо закрепили навыки решения?
А как решить эту проблему?
Сколько возникает вопросов и все они актуальны.
Принципы отбора содержания образования
- Психологический.
- Дидактические:
- сознательности; наглядности; доступности.
- сознательности; наглядности; доступности.
- сознательности;
- наглядности;
- доступности.
- Методические.
- Принцип положительного эмоционального фона (активности).
Образовательные цели и задачи:
- Введение понятия квадратного уравнения, обучение решению уравнения вида при d ≥ 0.
- Формирование у учащихся умения решать неполные квадратные уравнения.
- Знакомство учащихся с методом выделения полного квадрата.
- Формирование у учащихся умения применять формулу корней квадратного уравнения.
- Формирование у учащихся умения решать биквадратные уравнения и некоторые виды уравнений
с неизвестным в знаменателе, приводящиеся к квадратным.
- Обучение самостоятельному составлению квадратных уравнений по условиям текстовых задач и
решению их с использованием ранее сформированных навыков.
Учащиеся должны мысленно выделять 3 этапа решения задачи:
- составление уравнения; решение полученного уравнения; выбор верного ответа.
- составление уравнения;
- решение полученного уравнения;
- выбор верного ответа.
- Обучение решению простейших систем двух уравнений, содержащих уравнение второй степени.
- Развивать алгоритмическое мышление.
- Способствовать развитию творческих способностей учащихся на уровне, необходимом для
продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области квадратных уравнений.
- Формировать исследовательские навыки каждого учащегося.
- Способствовать приобретению опыта на составление компьютерной презентации.
Ожидаемые результаты:
- понимать, что уравнения – это математический аппарат решения разнообразных задач
из математики, смежных областей знаний, практики;
- уметь правильно употреблять термин «уравнение», «система», «корень уравнения»,
«решение системы», понимать их в тексте и речи учителя;
- знать общий вид квадратного уравнения и названия его коэффициентов;
- уметь решать уравнения вида , d≥0
- уметь решать неполные квадратные уравнения.
- уметь справляться с решением квадратных уравнений методом выделения полного
квадрата.
- уметь применять формулу
- знать формулы Виета и формулу и уметь применять их при
выполнении упражнений;
- уметь решать уравнения, сводящиеся к квадратным;
- научиться решать задачи с помощью составления уравнений;
- уметь решать способом подстановки системы уравнений, содержащих уравнение
второй степени;
Технологии и формы организации деятельности:
- Технология проблемного обучения.
- Технология индивидуального обучения.
- Технология коллективного способа обучения.
- Технология развивающего обучения с направленностью на развитие творческих
качеств личности.
- Технология поэтапного формирования умственных действий.
- Технология уровневой дифференциации.
- Технология саморазвивающего обучения.
- Технология широкого использования потенциала личностно-ориентированного
подхода в обучении.
Использование информационно – коммуникативных технологий
позволяет решать задачи:
Для учащихся:
- Создание простейших ситуаций обучения.
- Развитие межпредметных связей.
- Организация индивидуального подхода для каждого учащегося.
- Стимуляция коммуникативной деятельности учащихся.
- Интенсификация обучения, повышение мотивации.
- Создание условий для самостоятельной работы.
- Возможность избежать рутины.
Для преподавателя:
- Тесты на контроль усвоения материала.
- Раздаточный материал.
- Самостоятельные и проверочные работы по изучаемому разделу.
- Планы уроков.
- Календарно-тематическое планирование.
- Разработки к недели математики.
Наиболее трудные моменты в организации раздела
- применение метода выделения полного квадрата ;
- традиционно трудным является рассмотрение теоремы Виета ;
- применение трех формул корней квадратного уравнения ;
- рассмотрение комплексных корней, для которых также применима общая
формула корней и справедлива теорема Виета ;
- трудности связаны с возможностью появления посторонних корней ;
- решение текстовых задач ;
Планирование раздела:
№ урока
48, 49
№
25
50
Содержание учебного материала.
Количество часов
Анализ контрольной работы. Квадратное уравнение и его корни.
26
51
Сроки изучения
2
Неполные квадратные уравнения.
27
52
53
54, 55
4,8 дек.
28
1
Метод выделения полного квадрата.
56,
57
Решение квадратных уравнений.
Решение квадратных уравнений с четным вторым коэффициентом.
Закрепление навыков решения квадратных уравнений.
9
1
58
59, 60
29
11
1
1
2
Приведенное квадратное уравнение.
Теорема Виета. Проверочная работа.
61
62
63
64
30
15
16
18, 22
68, 9
Уравнения, сводящиеся к квадратным.
Решение уравнений, содержащих переменную в знаменателе дроби.
2
31
70
32
23, 25
Решение задач с помощью квадратных уравнений.
Решение задач уравнением с переменной в знаменателе.
Решение задач на совместную работу.
Закрепление навыков решения задач с помощью квадратных уравнений.
1
2
1
1
1
1
12 янв.
13, 15
Обобщающие уроки.
33
19
20
22
26
2
Контрольная работа № 3 по теме «Квадратные уравнения»
3, 5
1
9 февр.
Место и роль раздела:
Раздел «Квадратные уравнения» является одним из важнейших в курсе алгебры, т.к
создает базу для дальнейшего развития при изучении квадратичной функции, квадратных
неравенств и алгебраических уравнений, рассматриваемых в следующих классе.
Большую роль изучение раздела играет при решении текстовых задач.
Учащиеся знакомятся с задачами, ранее с которыми они не встречались.
Это задачи из области физики, химии, экономики, решение задач на совместную работу.
Решения таких задач требуют применение навыков решения квадратных уравнений.
Связь с последующим материалом, а также
внутрипредметные и межпредметные связи:
Усвоение раздела «Квадратные уравнения» дает возможность для дальнейшего
изучения программного материала.
При решении текстовых задач в разделе «Квадратные уравнения» применяются
сведения из других предметов: геометрии, физики, химии, экономики.
Пример .
В шахту брошен камень, и звук от его удара был услышан спустя 9 с. Определить глубину шахты, считая скорость звука равной 320 м/с, а ускорение силы тяжести . Используя формулу закона свободного падения с помощью преобразований алгебраического выражения получаем квадратное уравнение, решая его получаем t 1 = 8, t 2 = - 72. Так как время падения камня положительно, то t = 8 с.
Уровни изучения и усвоения учебного материала:
В систему контроля за выполнением требований к математической подготовки
учащихся входят три типа проверочных работ:
1 тип - это тесты на проверку достижения уровня обязательной подготовки.
2 тип - тесты, направленные на выявления разного уровня подготовки и
иллюстрирующие возможности дифференциации уровней требований.
3 тип – контрольная работа.
0 , то данное квадратное уравнение имеет два корня, которые равны и " width="640"
Учебно – методический комплекс:
Теоретические сведения
Квадратным уравнением называется уравнение вида ax 2 + bx + c=0 , г де a, b, с R, (a 0).
Числа a, b, с носят следующие названия:
a - первый коэффициент , b - второй коэффициент , с - свободный член.
Алгоритм решения квадратного уравнения:
Найти число, называемое дискриминантом квадратного уравнения и равное D = b 2 - 4 ac .
- если D , то данное квадратное уравнение не имеет
действительных корней;
- если D = 0 , то данное квадратное уравнение имеет единственный
корень, который равен
- если D 0 , то данное квадратное уравнение имеет два
корня, которые равны и
Пример:
Найти наибольший корень уравнения
Решение: найдем область определения допустимых значений переменной уравнения,
предварительно приведя его к виду получим: , ,
Домножив обе части уравнения на общий знаменатель , получим уравнение
, , , ,
- оба числа удовлетворяют условию
Наибольший корень
Проверка :
Ответ: 2.
Франсуа Виет :
Если приведенное квадратное уравнение
имеет действительные корни, то их сумма равна -p, а произведение равно q, то есть
Теорема: (сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену).
Теорема Виета замечательна тем, что, не зная корней квадратного трехчлена, мы легко можем вычислить их сумму и произведение, то есть простейшие симметричные выражения x 1 + x 2 и x 1 x 2.
Пример:
Записаны квадратные уравнения и соответствующие им буквы. Отвечая на вопрос, нужно
выбрать из предложенных такое уравнение, которое проще решить указанным способом,
назвать букву и составить слово.
Какое уравнение удобнее решать:
- извлечением квадратных корней из обеих его частей?
[Д]
- вынесением общего множителя за скобки?
[И]
- представляя его в виде квадрата двучлена?
[О]
- используя общую формулу корней?
[Ф]
- по формуле, связанной с четностью второго
коэффициента?
[А]
- по теореме, обратной теореме Виета?
[Н]
- разложением на множители по формуле разности
квадратов?
[Т]
А
Д
И
Н
О
Т
Ф
Е
Результаты апробации содержания раздела программы:
«Дитя требует деятельности беспрестанно,
а утомляется не деятельностью, а ее однообразием».
К.Д. Ушинский