СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Квест по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе применяем квест как обучающую технологию, способную заинтересовать обучающихся и в дальнейшем привлечь их к изучению русского языка на углубленном уровне.

Просмотр содержимого документа
«Квест по русскому языку»

Филологический квест  по русскому языку для учащихся 3 классов.


В последнее время среди обучающихся стали популярны различные виды квестов в реальности. Это развлекательные  игры для команды из нескольких человек в специально подготовленном помещении, где участникам нужно применять логику, ловкость и координацию, а также работать в коллективе. 

 В переводе с английского квест (quest) – продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой, предполагает нахождение различных подсказок и их использование для достижения цели. 

В своей работе мы применяем квест как обучающую технологию, способную заинтересовать обучающихся и в дальнейшем привлечь их к изучению русского языка на углубленном уровне.

Данный вид работы полезен и тем, что развивает критическое мышление, умение сравнивать, анализировать, классифицировать информацию. У обучающихся повышается мотивация, они воспринимают задание как нечто «реальное» и «полезное», что ведет к повышению эффективности познавательного процесса и интеллектуального саморазвития.

Квест как игровая форма обучения также способствует установлению эмоциональных контактов между учащимися, снимает чрезмерное психологическое напряжение, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.

Структура филологического квеста включает в себя следующие компоненты:

1) введение (изложение темы, обоснование значимости проекта);

2) формулировку задания;

3) распределение ролей;

4) описание процесса работы;

5) руководство к действиям;

6) оценку полученных результатов;

7) заключение (суммирование познавательных навыков, акцентирование  возможности их применения в других областях).

Естественно, что любой образовательный квест не должен быть изолирован от учебного процесса в целом, он нуждается в непосредственной связи с предыдущей и последующей познавательной деятельностью обучающихся. Разрабатывая сценарий филологического квеста, мы придерживались нескольких принципов:

  • задания подбираются и составляются с учетом возраста и подготовленности учащихся;

  • для прохождения игры приглашаются только те ребята, которым это действительно интересно;

  • задания игры носят олимпиадный характер;

  • предлагаемые задания обязательно должны быть связаны и с реальной языковой ситуацией.

Нестандартный языковой материал привлекает внимание обучающихся, мотивирует их к изучению предмета, развивает лингвистический вкус и, что не менее важно, соотносит в их сознании русский язык как школьный предмет и русский язык как средство общения в реальной жизни.

Организация такого рода мероприятия требует серьезных временных затрат и подразумевает совместную работу преподавателей кафедры. Но, как показывает обратная связь, обучающиеся по достоинству оценивают нестандартность и разноплановость заданий. А это, в свою очередь, становится хорошим подспорьем для дальнейшего изучения русского языка.

  В рамках Недели науки для учащихся 3 классов предполагается провести квест-игру "Тайник Филолога". В ней принимают участие 3 команды, по 1 команде от каждого класса паралелли. Ребята, выполняя задания, получат за правильный ответ определённое количество букв, из которых в дальнейшем должны будут составить высказывание о русском языке.
Станций планируется 3: «Угадай-ка, не зевай-ка», «За словом в карман», «Грамматическая арифметика».

Оборудование и материалы:

  1. Маршрутные листы

  2. Таблички с названиями станций («Угадай-ка, не зевай-ка», «За словом в карман», «Грамматическая арифметика».)

  3. Листы с заданиями по количеству команд на каждой станции

  4. Грамоты для награждения команд







Ход мероприятия.

- Здравствуйте, уважаемые участники нашего мероприятия. Главный гость нашей игры сегодня – его величество русский язык.


Язык, на котором мы с вами говорим, очень красив и богат. Он понятен каждому человеку, живущему в России. Но чтобы увидеть, насколько красив и богат наш язык, надо его хорошо знать. Не секрет, что «Русский язык» считается одним из самых трудных школьных предметов. А мы постараемся доказать, что обучение русскому языку может быть интересным, увлекательным и занимательным.


Изучение русского языка

Нелегко вам даётся пока.

Но идёт по земле новый век,

Должен грамотным быть человек!


Русский язык – это необыкновенный язык, и в этом мы сегодня убедимся. Ребята, освоить родной язык – трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям.

Ты велик, родной язык!

Ты богат, родной язык!

Ты – наш друг, родной язык!


Сегодня мы проведем игру «Филологический квест» ( Филоло́гия от др.-греч.  «любовь к слову» — изучает историю языков и литературы) и узнаем лучших знатоков русского языка.

1.Станция «Угадай-ка, не-зевай-ка».

Распределите тексты на группы (тексты напечатаны на отдельных карточках)

Пословицы и поговорки- это краткие изречения. В пословицах и поговорках заключена мудрость народа. Пословицы поучают, советуют, наставляют, предупреждают. Поговорка метко определяет какое-либо явление жизни.

Пословицы обычно состоят из двух частей: «Делаешь наспех – сделаешь на смех», «Землю красит солнце, а человека – труд». Часто эти части рифмуются. «Без пословицы – речь не молвится», - говорили на Руси. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь.

Поговорка – это обычно часть пословицы или устойчивое сочетание слов, которое можно заменить другим словом, более простым, обиходным. Например, стучать зубами – замерзать, заморить червячка – перекусить, за двумя зайцами погнался – делаешь два дела сразу.


Загадка– это иносказательное изображение предметов и явлений действительности или их описание, которое предлагается разгадать.


Горшочек умён,

Семь дырочек в нём. (Голова.)

Один человек на двух лошадях разом едет. (Лыжник.)

Пять чуланов, одна дверь (перчатка).


Посреди поля лежит зеркало:

Стекло голубое, рама зеленая. (Озеро) 


Нельзя взяться за ум, если его нет.


Добрая слава лежит, а дурная по свету бежит.


Не сиди сложа руки, не будет и скуки.



Без языка и колокол нем.



Мы у мамы шубы просим —

Значит, к нам вернулась осень.

Будем в шубах мы гулять

И грибочки собирать.



У зелёной у лисы

Хвост невиданной красы.

И в каком это лесу

Отыскать лису-красу?




Снеговик боялся стуж

И бежал под тёплый душ.

Очень париться любил —

Часто в баню он ходил.



Дети гуляли,

Стихи сочиняли:

«Листопад, листопад -

Хлопья снежные летят».

«Прилетели птицы с юга,

Значит, скоро будет вьюга», —

Думал старый воробей.

Ну а ты его умней?



25 декабря состоится поездка на фабрику ёлочных украшений. Встречаемся около школы в 9 часов. Учитель. 

28 октября в районе аптеки «Аскорбинка» пропала собака. Порода: мостино. Отзывается на кличку Рэм. Окрас рыжий. Особые приметы: красный ошейник с цепочкой. Помогите вернуть друга! Павлик. Т: 987-56-43


Уважаемые родители!

Об успехах своих детей узнать вы не хотите ли?

Просим отбросить все ваши дела

И поспешить к нам в группу сюда.

Здесь будет психолог и врач-педиатр,

Вам даст консультацию наш музыкант.

Так много о детях узнаете вы,

За них ваши сердца гордости будут полны.



Уважаемые сотрудники!

В центральном офисе нашей фирмы состоится обсуждение итогов деятельности каждого отдела. Убедительная просьба подготовить отчеты о проделанной работе.

Администрация

  1. Станция «За словом в карман».

Закончить начатые пословицы:

Век живи …. (век учись).

Жизнь дана …. (на добрые дела).

Дружба – дружбой, а … (служба службой).

Чужой ум – хорошо, а …. (свой — лучше).

Добрая слава лежит, а … (дурная по свету бежит).

Маленькая дружба лучше … (большой ссоры).

Ум хорошо, а … (два лучше).

Учись доброму, худое … (на ум не пойдёт).

Дружба крепка не лестью, а …. (правдой и честью).







  1. Станция «Грамматическая арифметика»

Конкурс «Колодец, дай воды напиться»

Колодец позволит воды напиться тому, кто правильно выделит «лишнее»:

Воды, водитель, подводный, водянистый.

Водить, наводнение, паводок, подводный.

Водяной, водичка, подводит, водосвятие.

По названным частям составьте слово:

Его корень в слове ЛЕСНОЙ, приставка в слове ПЕРЕЛЁТ, суффикс в слове ГРИБОК, окончание в слове ВОЛК. (Перелесок)

Его корень в слове ДОРОЖЕНЬКА, приставка в слове ПОПРЫГАТЬ, суффикс в слове ЛЕСНИК, окончание в слове ЗАЯЦ. (Подорожник)

Его корень в слове ЦЕНА, приставка в слове ОХВАТИЛ, суффикс в слове ГОРКА, окончание в слове ВОДА. (Оценка)

Прочти правильно, что здесь написано:

Портфель, случай, красивее, средство, баловать, арест, петля.

Алфавит, статуя, звонит, столяр, повторим, каталог, начать.

Километр, магазин, километр, библиотека, шофер, партер, начал.

Вставь пропущенные буквы там, где это нужно:

Чудес..ный, мес..ность, гла..кий, но..ки, по..писать, об..явление, тр..пинка, к..ртофель.

Прекрас..ный, трос..ник, сколь..кий, ло..ки, о..дать, под..езд, сн..жинка,м..рковь.

. Опас..ный, прелес..ный, ре..кий, сторо..ка, о..крыть, с..ехал, прин..сут, ж..нглёр.

Сосчитай, сколько звуков и букв в словах:

Юла. Коньки. Солнце.Сердце. Деньги. Ёж.Лестница. Василёк. Яблоки.

Анаграммы.

Карточки с заданиями раздать каждому участнику. Необходимо из букв одного слова составить новое слово: за каждый правильный ответ 1 балл.

Кулак (кукла); коршун (шнурок); право (повар).

Каприз (приказ); клоун (кулон, колун); сорт (рост, трос).

Камыш (мышка); кант (танк); просо (опрос).



Из букв, собранных на станциях, составить высказвание «Язык – одежда мыслей».







Литература

1. Секреты стилистики. /Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. – М.: Рольф, 2001. – 201с.

2. Олимпиады по русскому языку.: Кн. для учителя / А.О.Орг. -3-е изд. – М.: Просвещение, 2001. -158с.

3. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 1-4 классы /М.М.Казбек-Казиева. -2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. -160с.

4. Материалы по занимательной грамматике русского языка. /А.Т.Арсирий, Г.М.Дмитриева. – Государственное учебное педагогическое издательство. – М.:1963. -244с.

5. Колесова Т.В. Применение новых информационных технологий для проведения языковых олимпиад в ВУЗе // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2016. №4 .

6. Школьный словообразовательный словарь русского языка/ Тихонов А.Н. - М.: Просвещение, 1991