Филологический квест по русскому языку для учащихся 3 классов.
В последнее время среди обучающихся стали популярны различные виды квестов в реальности. Это развлекательные игры для команды из нескольких человек в специально подготовленном помещении, где участникам нужно применять логику, ловкость и координацию, а также работать в коллективе.
В переводе с английского квест (quest) – продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой, предполагает нахождение различных подсказок и их использование для достижения цели.
В своей работе мы применяем квест как обучающую технологию, способную заинтересовать обучающихся и в дальнейшем привлечь их к изучению русского языка на углубленном уровне.
Данный вид работы полезен и тем, что развивает критическое мышление, умение сравнивать, анализировать, классифицировать информацию. У обучающихся повышается мотивация, они воспринимают задание как нечто «реальное» и «полезное», что ведет к повышению эффективности познавательного процесса и интеллектуального саморазвития.
Квест как игровая форма обучения также способствует установлению эмоциональных контактов между учащимися, снимает чрезмерное психологическое напряжение, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.
Структура филологического квеста включает в себя следующие компоненты:
1) введение (изложение темы, обоснование значимости проекта);
2) формулировку задания;
3) распределение ролей;
4) описание процесса работы;
5) руководство к действиям;
6) оценку полученных результатов;
7) заключение (суммирование познавательных навыков, акцентирование возможности их применения в других областях).
Естественно, что любой образовательный квест не должен быть изолирован от учебного процесса в целом, он нуждается в непосредственной связи с предыдущей и последующей познавательной деятельностью обучающихся. Разрабатывая сценарий филологического квеста, мы придерживались нескольких принципов:
задания подбираются и составляются с учетом возраста и подготовленности учащихся;
для прохождения игры приглашаются только те ребята, которым это действительно интересно;
задания игры носят олимпиадный характер;
предлагаемые задания обязательно должны быть связаны и с реальной языковой ситуацией.
Нестандартный языковой материал привлекает внимание обучающихся, мотивирует их к изучению предмета, развивает лингвистический вкус и, что не менее важно, соотносит в их сознании русский язык как школьный предмет и русский язык как средство общения в реальной жизни.
Организация такого рода мероприятия требует серьезных временных затрат и подразумевает совместную работу преподавателей кафедры. Но, как показывает обратная связь, обучающиеся по достоинству оценивают нестандартность и разноплановость заданий. А это, в свою очередь, становится хорошим подспорьем для дальнейшего изучения русского языка.
В рамках Недели науки для учащихся 3 классов предполагается провести квест-игру "Тайник Филолога". В ней принимают участие 3 команды, по 1 команде от каждого класса паралелли. Ребята, выполняя задания, получат за правильный ответ определённое количество букв, из которых в дальнейшем должны будут составить высказывание о русском языке.
Станций планируется 3: «Угадай-ка, не зевай-ка», «За словом в карман», «Грамматическая арифметика».
Оборудование и материалы:
Маршрутные листы
Таблички с названиями станций («Угадай-ка, не зевай-ка», «За словом в карман», «Грамматическая арифметика».)
Листы с заданиями по количеству команд на каждой станции
Грамоты для награждения команд
Ход мероприятия.
- Здравствуйте, уважаемые участники нашего мероприятия. Главный гость нашей игры сегодня – его величество русский язык.
Язык, на котором мы с вами говорим, очень красив и богат. Он понятен каждому человеку, живущему в России. Но чтобы увидеть, насколько красив и богат наш язык, надо его хорошо знать. Не секрет, что «Русский язык» считается одним из самых трудных школьных предметов. А мы постараемся доказать, что обучение русскому языку может быть интересным, увлекательным и занимательным.
Изучение русского языка
Нелегко вам даётся пока.
Но идёт по земле новый век,
Должен грамотным быть человек!
Русский язык – это необыкновенный язык, и в этом мы сегодня убедимся. Ребята, освоить родной язык – трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям.
Ты велик, родной язык!
Ты богат, родной язык!
Ты – наш друг, родной язык!
Сегодня мы проведем игру «Филологический квест» ( Филоло́гия от др.-греч. «любовь к слову» — изучает историю языков и литературы) и узнаем лучших знатоков русского языка.
1.Станция «Угадай-ка, не-зевай-ка».
Распределите тексты на группы (тексты напечатаны на отдельных карточках)
Пословицы и поговорки- это краткие изречения. В пословицах и поговорках заключена мудрость народа. Пословицы поучают, советуют, наставляют, предупреждают. Поговорка метко определяет какое-либо явление жизни.
Пословицы обычно состоят из двух частей: «Делаешь наспех – сделаешь на смех», «Землю красит солнце, а человека – труд». Часто эти части рифмуются. «Без пословицы – речь не молвится», - говорили на Руси. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь.
Поговорка – это обычно часть пословицы или устойчивое сочетание слов, которое можно заменить другим словом, более простым, обиходным. Например, стучать зубами – замерзать, заморить червячка – перекусить, за двумя зайцами погнался – делаешь два дела сразу.
Загадка– это иносказательное изображение предметов и явлений действительности или их описание, которое предлагается разгадать.
Горшочек умён,
Семь дырочек в нём. (Голова.)
Один человек на двух лошадях разом едет. (Лыжник.)
Пять чуланов, одна дверь (перчатка).
Посреди поля лежит зеркало:
Стекло голубое, рама зеленая. (Озеро)
Нельзя взяться за ум, если его нет.
Добрая слава лежит, а дурная по свету бежит.
Не сиди сложа руки, не будет и скуки.
Без языка и колокол нем.
Мы у мамы шубы просим —
Значит, к нам вернулась осень.
Будем в шубах мы гулять
И грибочки собирать.
У зелёной у лисы
Хвост невиданной красы.
И в каком это лесу
Отыскать лису-красу?
Снеговик боялся стуж
И бежал под тёплый душ.
Очень париться любил —
Часто в баню он ходил.
Дети гуляли,
Стихи сочиняли:
«Листопад, листопад -
Хлопья снежные летят».
«Прилетели птицы с юга,
Значит, скоро будет вьюга», —
Думал старый воробей.
Ну а ты его умней?
25 декабря состоится поездка на фабрику ёлочных украшений. Встречаемся около школы в 9 часов. Учитель.
28 октября в районе аптеки «Аскорбинка» пропала собака. Порода: мостино. Отзывается на кличку Рэм. Окрас рыжий. Особые приметы: красный ошейник с цепочкой. Помогите вернуть друга! Павлик. Т: 987-56-43
Уважаемые родители!
Об успехах своих детей узнать вы не хотите ли?
Просим отбросить все ваши дела
И поспешить к нам в группу сюда.
Здесь будет психолог и врач-педиатр,
Вам даст консультацию наш музыкант.
Так много о детях узнаете вы,
За них ваши сердца гордости будут полны.
Уважаемые сотрудники!
В центральном офисе нашей фирмы состоится обсуждение итогов деятельности каждого отдела. Убедительная просьба подготовить отчеты о проделанной работе.
Администрация
Станция «За словом в карман».
Закончить начатые пословицы:
Век живи …. (век учись).
Жизнь дана …. (на добрые дела).
Дружба – дружбой, а … (служба службой).
Чужой ум – хорошо, а …. (свой — лучше).
Добрая слава лежит, а … (дурная по свету бежит).
Маленькая дружба лучше … (большой ссоры).
Ум хорошо, а … (два лучше).
Учись доброму, худое … (на ум не пойдёт).
Дружба крепка не лестью, а …. (правдой и честью).
Станция «Грамматическая арифметика»
Конкурс «Колодец, дай воды напиться»
Колодец позволит воды напиться тому, кто правильно выделит «лишнее»:
Воды, водитель, подводный, водянистый.
Водить, наводнение, паводок, подводный.
Водяной, водичка, подводит, водосвятие.
По названным частям составьте слово:
Его корень в слове ЛЕСНОЙ, приставка в слове ПЕРЕЛЁТ, суффикс в слове ГРИБОК, окончание в слове ВОЛК. (Перелесок)
Его корень в слове ДОРОЖЕНЬКА, приставка в слове ПОПРЫГАТЬ, суффикс в слове ЛЕСНИК, окончание в слове ЗАЯЦ. (Подорожник)
Его корень в слове ЦЕНА, приставка в слове ОХВАТИЛ, суффикс в слове ГОРКА, окончание в слове ВОДА. (Оценка)
Прочти правильно, что здесь написано:
Портфель, случай, красивее, средство, баловать, арест, петля.
Алфавит, статуя, звонит, столяр, повторим, каталог, начать.
Километр, магазин, километр, библиотека, шофер, партер, начал.
Вставь пропущенные буквы там, где это нужно:
Чудес..ный, мес..ность, гла..кий, но..ки, по..писать, об..явление, тр..пинка, к..ртофель.
Прекрас..ный, трос..ник, сколь..кий, ло..ки, о..дать, под..езд, сн..жинка,м..рковь.
. Опас..ный, прелес..ный, ре..кий, сторо..ка, о..крыть, с..ехал, прин..сут, ж..нглёр.
Сосчитай, сколько звуков и букв в словах:
Юла. Коньки. Солнце.Сердце. Деньги. Ёж.Лестница. Василёк. Яблоки.
Анаграммы.
Карточки с заданиями раздать каждому участнику. Необходимо из букв одного слова составить новое слово: за каждый правильный ответ 1 балл.
Кулак (кукла); коршун (шнурок); право (повар).
Каприз (приказ); клоун (кулон, колун); сорт (рост, трос).
Камыш (мышка); кант (танк); просо (опрос).
Из букв, собранных на станциях, составить высказвание «Язык – одежда мыслей».
Литература
1. Секреты стилистики. /Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. – М.: Рольф, 2001. – 201с.
2. Олимпиады по русскому языку.: Кн. для учителя / А.О.Орг. -3-е изд. – М.: Просвещение, 2001. -158с.
3. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 1-4 классы /М.М.Казбек-Казиева. -2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. -160с.
4. Материалы по занимательной грамматике русского языка. /А.Т.Арсирий, Г.М.Дмитриева. – Государственное учебное педагогическое издательство. – М.:1963. -244с.
5. Колесова Т.В. Применение новых информационных технологий для проведения языковых олимпиад в ВУЗе // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2016. №4 .
6. Школьный словообразовательный словарь русского языка/ Тихонов А.Н. - М.: Просвещение, 1991