В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации»
дошкольное образование стало самостоятельным уровнем общего образования,что значительно повышает предъявляемые к нему требования. Развивающее взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками является основной дидактической технологией ФГОС дошкольного образования. Ребенок-дошкольник, человек играющий, поэтому и обучение входит в его жизнь через«ворота детской игры».
Современная педагогика предлагает нам перенести акценты с пассивной
модели обучения (ребёнок выступает в роли «объекта», просто слушает и
смотрит) на активную (ребёнок выступает «субъектом» обучения, т.е.работает самостоятельно, выполняет творческие задания) интерактивную (ребёнок взаимодействует с другими участниками образовательного процесса).
Образовательная деятельность в формате квест замечательно вписывается в
концепцию, заданную ФГОС ДО. И становится отличной возможностью дляпедагога и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду.
Так что же такое «квест»? Откуда он пришел к нам? И что мы
подразумеваем, когда говорим о квест-технологии?
Если мы обратимся к словарю, то само понятие «квест, можно трактовать как«поиск» или даже «приключение».
Квест-это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует
формированию умений решать определенные задачи на основе выбора
вариантов, через реализацию определенного сюжета.Квест игра предполагает интеграцию различных видов детской деятельности, что является одним из требований ФГОС ДО к структуре образовательной программы ДО и её объёму (гл.2, п.2.6)
Данный вид деятельности был разработан в 1995 году в государственном
университете Сан-Диего (США) исследователями Берни Додж и Томом Марч.Прародителями «реальных» квестов являются компьютерные игры.Впервые попытку перенести виртуальный компьютерный квест в реальность,предприняли в азиатских странах в 2007 году, вслед за ними его стали внедрятьи в Европе, а затем и в России (2013г.).
По мнению многих ученых (Быховский Я.С., Бовтенко М.А., Сысоев П.В., Б.
Додж, Т. Марч и др.)в основе квест технологий лежит деятельность по
формированию информационных и коммуникативных компетентностей
дошкольников.
При применении квест-технологии дети проходят полный цикл
мотивации: от внимания до удовлетворения, знакомятся с аутентичным
материалом, который позволяет им исследовать, обсуждать и осознанно строить новые концепции и отношения в контексте проблем реального мира, создавая проекты, имеющие практическую значимость.Квест, как недавно
определившаяся педагогическая технология, совмещает в себе элементы
мозгового штурма, тренинга, игры, и соответственно, решает ряд задач,
возложенных на вышеперечисленные технологии.
Ирина Николана Сокол рассматривает Квест как технологию, которая имеет четко поставленную задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя(наставника), четкие правила, и реализуется с целью повышения у детей уровня знаний и умений.
При применении технологии Квест дети эмоционально проживают все стадии заинтересованности: от внимания до удовлетворения,знакомятся с материалом в нетрадиционной форме, который позволяет им исследовать, обсуждать и осознанно строить новые концепции и отношения в контексте проблем реального мира, создавая проекты, имеющи практическую значимость.
Квест-технология - актуальна в контексте требований ФГОС ДО;
способствует развитию активной, деятельностной позиции ребёнка в ходе
решения игровых поисковых задач. Интегрируется содержание различных
образовательных областей, используются возможности ИКТ и современных
образовательных технологий.
У квестов можно выделить большое количество достоинств для детей
дошкольного возраста, которые по многим направлениям полностью
соответствуют ФГОС ДО: квесты естественным образом осуществляют
интеграцию образовательных областей, комбинируют разные виды детской
деятельности и формы работы с детьми. Квесты позволяют объединить всех
участников образовательного процесса (детей, родителей воспитанников и
педагогов) в решении образовательных задач в игровой сюжетной и
занимательной форме.
Главное преимущество квеста в том,что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво в игровом занимательном виде способствует активизаци познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей:реализовать проектную и игровую деятельность,познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.
Таким образом, детские квесты
помогают реализовать следующие задачи:
образовательные
- участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся;
развивающие
– в процессе игры у детей происходит повышение образовательной мотивации, развитие инициативы и самостоятельности,
творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков,самореализация детей;
воспитательные
– формируются навыки взаимодействия со сверстниками,доброжелательность, взаимопомощь и другие.
В квестах можно выделить такие виды:
- линейные, когда задачи решаются по цепочке, одна за другой;
- штурмовые, когда участники получают задачу, подсказки для её решения,но
пути решения выбирают сами;
- кольцевые, когда это тот же линейный квест, но заключены в круг. В этом
случае команды участников стартуют с разных точек, и каждая идет по своемупути к финишу.
По типу образовательных задач
(классификация Б. Доджа и Т. Марча).
Квесты могут иметь следующие формы:
- создание презентации, плаката, рассказа по заданной теме;
- планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе
заданных условий;
- трансформация информации, полученной из разных источников;
- поиск и систематизация информации;
Любой квест требует тщательной подготовки педагога. Подготовка
осуществляется в 3 этапа:
- подготовка условий, оборудования, материала квеста;
- разработка маршрута и карты, сценария квеста;
- подготовка детей (знакомство с темой, погружение в тему, обучение,
игра).
Квест игры в образовательном процессе, который выстраивается системно, поэтапно вчетырёх направлениях:
работа с детьми,
работа с родителями воспитанников,
методическое сопровождение,
создание развивающей предметно-пространственной среды.
Проводятся квесты в самых разных местах: в группе, в зале, в музее, квесты
на природе, на участке, на экскурсии.
Квест игры используются в рамках не прерывной образовательной
деятельности с детьми.
Квест - игра активирует активное включение родителей воспитанников в
образовательный процесс. Родители являются активными партнерами, а в
некоторых квест – играх и участниками, а это является одной из главных задач,которая прописана в законе РФ «Об образовании» и ФГОС ДО.
В процессе внедрения в практику квест-технологии в детском саду:
- создаётся
атмосфера эмоционального подъёма и раскрепощённости у всех
участников образовательного процесса;
- воспитатели и специалисты стали проявлять искреннюю заинтересованность
в достижениях детей;
- в детях развивается уверенность в себе и своих товарищах;
- старшие дошкольники умеют слушать и слышать друг друга, выражать свое
мнение, договариваться, приходить к согласию; у детей развито речевое
взаимодействие; сформировано позитивное отношение к окружающему миру,
другим людям, самому себе, к сверстникам; дети умеют отстаивать свою
позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым.
Таким образом, квест становится отличной возможностью для педагога и
детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду. Квест, с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь
педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательно-
образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся,
увлекательным, весёлым, игровым.