СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Квиз по функциональной грамотности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Квиз по функциональной грамотности»

Решение жизненных задач по функциональной грамотности

«Встреча бабушки»


Цель: формирование математической грамотности посредством решения учебно-практических задач

Задачи внеурочной деятельности:
- умение осознанно использовать полученные в ходе обучения знания для решения учебно-практических (жизненных) задач,
- умение работать в группах,
- умение формулировать собственную точку зрения и излагать ее в устной форме.

Планируемые результаты:

Личностные: формировать  внимательность и аккуратность при выполнении вычислений; развивать  навыки самоконтроля, самоанализа, умение работать в коллективе.

Познавательные: создавать условия для формирования умения осознанно использовать полученные в ходе обучения знания  для решения учебно-практических (жизненных) задач, умение ориентироваться в  системе знаний, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках математики. Формировать умение ставить и решать проблемы, развивать умение строить речевое высказывание;

Регулятивные: формировать умения определять и ставить цели с помощью учителя, проговаривать последовательность действий при решении задач и выполнении заданий. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предложение.

Предметные: повышать интерес к изучению математики, показать значение математики в различных сферах человеческой деятельности.

Оборудование Компьютер, проектор, рабочий лист для индивидуальной работы, набор «Деньги».

Ход внеурочного занятия

I.Эмоциональный настрой (2 мин.)

- Посмотрите всё ли у вас готово. Сегодня на нашем занятии вам понадобится: цветные карандаши синего и зелёного цвета, авторучка синего цвета, маркер на группу, рабочий лист.
- На нашем занятии класс будет разбит на команды по 5 человек.
- Давайте вспомним правила работы в группах.
(говорить по очереди не перебивая, выслушивать мнение, быть внимательным)
-Сегодня мы выполним необычную и очень важную работу. Настройтесь на то, что навыки, приобретенные на этом занятии, пригодятся вам в жизни.
-Посмотрите на слайд.  Что изображено на картинках? (Математика, магазин, калькулятор, продукты). (Слайд 2).
-Как взаимосвязаны данные изображения?
- Обсудите в своей группе, что могут значить эти изображения.
(Без математики невозможно в жизни) (слайд 3).

Без математики, друзья, 

Прожить на свете нам нельзя 

Без нее ты пропадешь. 

И хлеба не купишь, 

Рубля не сочтешь, 

Что сколько стоит - не узнаешь, 

А, узнав, не разберешь!

- Как вы думаете, какая наука нам пригодится для выполнения наших заданий? (математика)

- Хорошо.

- А вот с кем будут связаны наши задания вы узнаете, отгадав загадку:

Она для нас вторая мама,

Наш человек любимый самый,

Заботой пахнут ее руки,

И очень любят ее внуки. (бабушка слайд 4)

 - Я вам сегодня предлагаю познакомиться с семьёй Петровых. (Слайд 5)
К ним в гости должна приехать бабушка.

- Поможем гостеприимно и радушно встретить её?

II. Формулирование темы занятия, целеполагание (5 мин.)

- Кто может определить тему занятия? - Цель?

Ш.Закрепление знаний в знакомых ситуациях (15 мин.)

- Познакомимся с первым заданием.

1. Расчёт времени.

- На мобильный телефон мамы поступило СМС сообщение от бабушки:

Дорогие мои!  Очень соскучилась, еду в гости. Выезжаю в субботу, отправление автобуса в 10.00.   До встречи! (Слайд 6).

- Думаю, ситуация вполне знакомая: в гости едет бабушка.

- Как правильно нужно встретить бабушку?

- Давайте составим план действий для встречи бабушки.

1.Встретить бабушку. 

2.Приготовить домашний торт.

- Вернёмся к смс сообщению, прочитаем его хором ещё раз. (слайд 6)

- Можем ли мы ответить на вопрос: во сколько приедет бабушка, если мы знаем, что бабушка, предположим живёт в Ухте и едет в гости к нам в Сыктывкар? Автобус идёт ровно 5 часов.

-Каких данных бабушка не сообщила, но мы их можем знать? (Слайд 6).

(Время прибытия автобуса)

- Мы знаем время отправления автобуса? (да)

- Какое? (10 часов утра)

- Сколько времени занимает дорога знаем? (да,5 часв)

- Можем ли мы определить время прибытия автобуса? (да)

- Определите время прибытия (10 ч + 5 ч =15ч дня) записать в рабочий листок

- У кого так же, поднимите руку.

 - У кого получился такой результат, отметьте зеленый огонек на полях задания № 1. У кого другой результат – красный огонек. (Учащиеся самостоятельно выполняют оценку своей работы)

 -Кто зажег зеленый огонек? Поднимите руку. За что вы можете себя похвалить? (За умение правильно выбирать арифметическое действие и делать верные вычисления)

- Какой совет можно дать остальным? (Быть внимательным при вычислениях)

- Итак, с первым заданием справились. Молодцы.

2. Встреча бабушки.

- Сегодня вторник. Время на подготовку к встрече у нас есть? Да.

Групповая форма работы с элементами фронтальной работы

- Бабушку мы должны встретить вкусным тортом.

- Что нужно для этого сделать? (сходить в магазин, купить продукты, испечь торт)

IV.Творческое применение и добывание знаний в новых ситуациях (10 мин.)

1.Поход в магазин за продуктами.

- Переходим к заданию № 2.

-Мама отправляет Мишу в магазин за продуктами и даёт определенную сумму денег, карты для скидок и оплаты, если денег не хватит.

– Давайте посчитаем, сколько денег дала мама? (500 рублей) (слайд 7)

- В пределах этой суммы Мише необходимо купить нужные продукты.

- (слайд 8)

- Итак, по маминому рецепту для приготовления торта «Наполеон» Мише нужно купить: молоко, сахар, мука, масло, сгущённое молоко, яйца 1 дес., ванилин.

- Что Мише нужно сделать перед тем, как пойти в магазин, чтобы не купить ничего лишнего и не забыть купить нужное? (Лучше записать все нужные продукты на листке бумаги, т.е. составить список продуктов)

- Ребята, посмотрите, какой большой выбор, ожидает Мишу в магазине: чипсы, конфеты, макароны, фрукты, овощи, масло, сахар.

- Где Миша может узнать примерные цены перед тем, как пойти в магазин? (в приложении на телефоне или в буклете).

- Перед вами названия 3-ёх магазинов. Определите, в каком магазине Мише выгоднее сделать покупку? Слайд 9

Продукты

«Пятерочка»

«Магнит»

«Лента»

1

Молоко

45

55

55

2

Сахар

40

45

52

3

Мука (1 пачка)

50

60

50

4

Масло (1 пачка)

80

100

85

5

Сгущённое молоко

50

65

55

6

Яйца  ( 1 упаковка)

45

60


50


7

Ванилин

20

30

25

330 руб. 415 руб. 372 руб.

- Что нужно сделать? (Посмотреть и посчитать)

- Посчитайте, сколько Миша заплатит за всю покупку? Для этого, вы можете использовать рабочие листы.

Молоко – 45 руб.

Сахар - 40 руб.

Мука - 50 руб.

Масло - 80 руб.

Сгущенное молоко - 50 руб.

Яйца 1 дес. - 45 руб.

Ванилин 20 руб.

- 1 группа посчитайте цены в магазине «Пятёрочка»,2 группа – «Магнит», 3 группа – «Дикси». (330 руб.)

- Сделайте вывод, в каком магазине выгоднее сделать покупку? (в магазине «Пятерочка»).

 Вывод: денег хватит, можно идти.

-А теперь посчитайте сдачу. Сколько сдачи Мише должен выдать кассир от 500 рублей? (500-330=170 руб.).

- У кого так же, поднимите руку.

 - У кого получился такой результат, отметьте зеленый огонек на полях задания № 2. У кого другой результат – красный огонек. (Учащиеся самостоятельно выполняют оценку своей работы)

 -Кто зажег зеленый огонек? Поднимите руку. За что вы можете себя похвалить? (За умение правильно выбирать арифметическое действие и делать верные вычисления)

- Какой совет можно дать остальным? (Быть внимательным при вычислениях)

- Итак, со вторым заданием справились. Молодцы.

- Переходим к заданию № 2 «Карты».

- Помимо денег, у Миши есть карты разных магазинов. Какой картой он воспользуется для получения скидки?

-Выберите номер карты на слайде. (Карта «Пятерочка»). (слайд 10)

Ситуация:

- Мише позвонила мама и попросила ещё купить конфет.

- Наличных денег не хватает. Ваши предложения? (Воспользуемся картой «Мир» Сбербанка России) (Слайд 11).

-Для нее нужен Пин-код.

-Расшифруйте Пин-код по таблице, решив примеры. Слайд 12


1 цифра

Частное чисел 42 и 7

2 цифра

Произведение чисел 45 и 0

 0

3 цифра

Во сколько раз 24 больше 8?

 3

4 цифра

На сколько 75 меньше 80?

 5



- У кого так же, поднимите руку.

 - У кого получился такой результат, отметьте зеленый огонек на полях задания. У кого другой результат – красный огонек. (Учащиеся самостоятельно выполняют оценку своей работы)

 -Миша купил все нужные продукты, отдал деньги кассиру. Кассир дала Мише сдачу без чека. Миша взял деньги, положил в карман и вышел из магазина.

-Какие ошибки он совершил? (не потребовал чек, не пересчитал сдачу).

- Зачем нужен чек? (могут по ошибке пробить дважды один и тот же продукт, могут не сбросить покупку от предыдущего покупателя, могут пробить другую цену, не ту, которая заявлена на прилавке. Таким образом. Вы заплатите больше, чем нужно).

-Зачем пересчитывать сдачу? (Продавец может ошибиться).

- Миша вернулся в магазин за чеком. Рассмотрите его.

Работа с чеком из магазина (Слайд 13).

Возьмите карточку с чеком.

 -Как определить, в каком магазине Миша совершил покупку?

-Какие продукты он купил? Какую информацию об этом продукте даст чек?

-Правильно ли выдана сдача?

-Согласны ли вы, что кассир дал нам 2 купюры по 400 рублей и еще 85 рублей? (Слайд 19).

Если согласны - покажите знак – палец вверх

Если не согласны – палец вниз.

3.Приготовление праздничного угощения.

 а) Приготовление торта «Наполеон».

- Приступаем к приготовлению праздничного угощения. 

-Мама решила сама испечь торт «Наполеон». (Слайды 14.)

-В библиотеке Миша нашел интересную статью о происхождении этого блюда.

Возьмите карточку с текстом. Прочитайте.

Происхождение названия торта «Наполеон»

Это блюдо имеет много названий. Его называют не только «Наполеон», но и «Мильфей», «Тысяча листьев», «Ванильный ломтик». При этом существует много версий происхождения названий. Согласно классическому варианту, десерт был придуман в итальянском Неаполе. Там он считался любимым блюдом местной кухни. Однако итальянская версия блюда была несладкой. Она готовилась на основе шпината, песто и сыра. При этом само слово «Наполеон» пошло от названия города.

Классическое блюдо представляет собой нежное пирожное из слоеного теста, которое дополняют легким заварным кремом. Десерт готовят во множестве кондитерских и часто подают в ресторанах.

Задания по тексту «Торт «Наполеон».

Читательская грамотность

1.Подчеркните ответ на вопрос: какое ещё название имеет торт «Наполеон»? (Его называют не только «Наполеон», но и «Мильфей», «Тысяча листьев», «Ванильный ломтик»).

 2.Найдите и подчеркните ответ на вопрос: что входило в итальянскую версию блюда? Прочитайте . (Она готовилась на основе шпината, песто и сыра).

3. В приготовлении торта в итальянской версии упоминается шпинат и песто

- Все ли слова вам понятны?

- Каким словарём вы должны воспользоваться, чтобы узнать значение этих слов?

Умение работать с недостающей информацией.

-Ответ обведите кружком

А) Орфографическим словарем

Б) Толковым словарем

В) Словарём синонимов

Г) Словарём антонимов

Д) Этимологическим

- Совершенно верно. Воспользуемся толковым словарём.

Слайд

Песто  — соус итальянской кухни на основе базилика, семян пинии, сыра и оливкового масла. Его добавляют к различным блюдам, и намазывают на хлеб.

- У кого так же, поднимите руку.

 - У кого получился такой результат, отметьте зеленый огонек на полях задания. У кого другой результат – красный огонек. (Учащиеся самостоятельно выполняют оценку своей работы)

 -Кто зажег зеленый огонек? Поднимите руку. За что вы можете себя похвалить? (За умение правильно выбирать арифметическое действие и делать верные вычисления)

- Какой совет можно дать остальным? (Быть внимательным при вычислениях)

Резерв

-Крем для торта мама сделала заварной – из муки, сахара и молока. А вот для украшения нам понадобятся фрукты.

- А чем мы его украсим, вы узнаете, если выполните следующее задание – вам нужно решить примеры. И соотнести полученные числа с буквами. Из полученных букв составьте слова. (слайд 15)

КЛУБНИКА

И 105-25=80

Н 135+30=165

К 170-80=90

Л 39+11=50

У 120-50=70

А 65+35=100

Б 82+15=97


- Ребята, давайте проверим, какое слово у вас получилось? (клубника). Слайд 15, 16

V. Итог  урока. (2 мин) слайд

- Молодцы, ребята. Вы помогли Мише гостеприимно и добродушно встретить бабушку, решая при этом много жизненных задач.

Рефлексия (4 мин)(Слайды 16).

Просмотрите «Рабочий лист». Подсчитайте количество правильно выполненных заданий. Оцените себя.Критерии самооценки:

Ошибок нет – раскрасьте банкноту зелёным цветом оценка «5».

Допущены ошибки, исправления – раскрасьте банкноту красным цветом Опрос учащихся. 

- Справились мы с решением «жизненных задач»?- Что нам помогало решать «жизненные задачи»?

- Какой вывод сделаем? (Полученные знания и умения в школе необходимы для жизни).

- Где в жизни вы сможете применить знания, которые получили на нашем занятии?











Рабочий лист



1.


Дорогие мои!  Очень соскучилась, еду в гости. Выезжаю в субботу, отправление автобуса в 10.00.   До встречи!

 _____________________________________________



2.

Прейскурант цен на продукты в магазинах города.

Продукты

«Пятерочка»

«Магнит»

«Лента»

1

Молоко

45

55

55

2

Сахар

40

45

52

3

Мука (1 пачка)

50

60

50

4

Масло (1 пачка)

80

100

85

5

Сгущённое молоко

50

65

55

6

Яйца  ( 1 упаковка)

45

60


50


7

Ванилин

20

30

25


Итого:






3. Пин-код.

1 цифра

Частное чисел 42 и 7

 

2 цифра

Произведение чисел 45 и 0

 

3 цифра

Во сколько раз 24 больше 8?

 

4 цифра

На сколько 75 меньше 80?

 






4. Работа с чеком.



 № 5. Торт «Наполеон»

Это блюдо имеет много названий. Его называют не только «Наполеон», но и «Мильфей», «Тысяча листьев», «Ванильный ломтик». При этом существует много версий происхождения названий. Согласно классическому варианту, десерт был придуман в итальянском Неаполе. Там он считался любимым блюдом местной кухни. Однако итальянская версия блюда была несладкой. Она готовилась на основе шпината, песто и сыра. При этом само слово «Наполеон» пошло от названия города.

Классическое блюдо представляет собой нежное пирожное из слоеного теста, которое дополняют легким заварным кремом. Десерт готовят во множестве кондитерских и часто подают в ресторанах.

Задания по тексту «Торт «Наполеон».

1.Подчеркните ответ на вопрос: какое ещё название имеет торт «Наполеон»?

 2.Найдите и подчеркните ответ на вопрос: что входило в итальянскую версию блюда?









Происхождение названия торта «Наполеон»

Это блюдо имеет много названий. Его называют не только «Наполеон», но и «Мильфей», «Тысяча листьев», «Ванильный ломтик». При этом существует много версий происхождения названий. Согласно классическому варианту, десерт был придуман в итальянском Неаполе. Там он считался любимым блюдом местной кухни. Однако итальянская версия блюда была несладкой. Она готовилась на основе шпината, песто и сыра. При этом само слово «Наполеон» пошло от названия города.

Классическое блюдо представляет собой нежное пирожное из слоеного теста, которое дополняют легким заварным кремом. Десерт готовят во множестве кондитерских и часто подают в ресторанах.

Задания по тексту «Торт «Наполеон».

Читательская грамотность

1.Подчеркните ответ на вопрос: какое ещё название имеет торт «Наполеон»?

 2.Найдите и подчеркните ответ на вопрос: что входило в итальянскую версию блюда? Прочитайте.



















Происхождение названия торта «Наполеон»

Это блюдо имеет много названий. Его называют не только «Наполеон», но и «Мильфей», «Тысяча листьев», «Ванильный ломтик». При этом существует много версий происхождения названий. Согласно классическому варианту, десерт был придуман в итальянском Неаполе. Там он считался любимым блюдом местной кухни. Однако итальянская версия блюда была несладкой. Она готовилась на основе шпината, песто и сыра. При этом само слово «Наполеон» пошло от названия города.

Классическое блюдо представляет собой нежное пирожное из слоеного теста, которое дополняют легким заварным кремом. Десерт готовят во множестве кондитерских и часто подают в ресторанах.

Задания по тексту «Торт «Наполеон».

Читательская грамотность

1.Подчеркните ответ на вопрос: какое ещё название имеет торт «Наполеон»?

 2.Найдите и подчеркните ответ на вопрос: что входило в итальянскую версию блюда? Прочитайте.































Продукты

«Пятерочка»

«Магнит»

«Лента»

1

Молоко

45

55

55

2

Сахар

40

45

52

3

Мука (1 пачка)

50

60

50

4

Масло (1 пачка)

80

100

85

5

Сгущённое молоко

50

65

55

6

Яйца  ( 1 упаковка)

45

60


50


7

Ванилин

20

30

25












Продукты

«Пятерочка»

«Магнит»

«Лента»

1

Молоко

45

55

55

2

Сахар

40

45

52

3

Мука (1 пачка)

50

60

50

4

Масло (1 пачка)

80

100

85

5

Сгущённое молоко

50

65

55

6

Яйца  ( 1 упаковка)

45

60


50


7

Ванилин

20

30

25











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!