Методическая разработка
Тема: КВН «Наша Родина - Россия»
Участники: воспитанники
подготовительной группы (6-7 лет)
Автор: Агаева Инна Николаевна,
воспитатель, МБДОУ д\с № 5
Аннотация
В данной методической разработке освещены вопросы патриотического воспитания дошкольников, которое направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины. Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны.
Введение
Важность патриотического воспитания в современных условиях подчеркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021-2025 годы», утвержденной Правительством РФ в ноябре 2020 года. Президент Российской Федерации В.В. Путин обращает особое внимание на воспитание патриотов нашей страны. В подписанном им Указе о совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания говорится: «Мы должны строить своё будущее и будущие своих детей. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и её будущее. Что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально-нравственный климат в обществе в целом».
Именно в дошкольном возрасте закладывается основа личности: развивается целостное восприятие окружающего мир, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям.
Здесь начинают развиваться такие черты характера, которые закладывают в основу нравственного и патриотического воспитания: трудолюбие, милосердие, гуманность и т. д. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.
Целью методической разработки является воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Задачи:
Формировать у детей патриотические чувства к своей Родине, закреплять знания о государственных символиках страны, о происхождении и назначении герба и флага, о красоте природы, о традициях.
Развивать способности осмысливать события и явления действительности во взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.
Воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма.
Все эти задачи важны и актуальны, от решения ни одной из них нельзя отказаться, но приоритетной в дошкольном возрасте является задача воспитания у детей любви и привязанности к родному дому, семье и к детскому саду.
Педагогам необходимо задуматься, какими методами, формами и способами начинать формирование патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Поэтому была выбрана мною такая форма мероприятия.
.
Тема: КВН " Наша Родина - Россия"
Организационная часть
Ведущий: День необычный сегодня у нас,
Мы искренне рады приветствовать вас!
Для умной игры собрались неспроста.
КВН начинать нам настала пора!
Друзья, сегодня вы пришли
На наш весёлый КВН.
И нам улыбки принесли,
Чтоб мы увидели как рады вы.
Музыка «Мы начинаем КВН»
Ведущий: Итак, мы начинаем! А что такое КВН?
Дети: Клуб веселых и находчивых.
Ведущий: Правильно, а вы у нас веселые?
Дети: ДА
Ведущий: А вы у нас находчивые?
Дети: да
Ведущий: Сегодня у нас КВН не простой,
С загадками, шутками будет порой,
Тему КВНа узнать нам пора,
В этом поможет нам детвора.
Стихотворение о России
Россия
Россия, ты – великая держава,
Твои просторы бесконечно велики.
На все века себя ты увенчала славой.
И нет другого у тебя пути.
Озёрный плен твои леса венчает.
Каскад хребтов в горах мечты таит.
Речной поток от жажды исцеляет,
А степь родная хлебушек родит.
Твоими городами мы гордимся.
От Бреста до Владивостока путь открыт.
Тебя венчает славная столица,
А Петербург историю хранит.
В земле твоей богатств поток неиссякаем,
К сокровищам твоим нам путь лежит.
Как мало о тебе ещё мы знаем.
Как много изучить нам предстоит.
Ведущий: Сегодня мы проводим самый настоящий КВН и тема его «Наша Родина- Россия». (слайд 1)
Участвовать будут три команды. Определить какая команда быстрее и правильно будет справляться с заданиями, нам поможет жюри.
Представляю вам членов нашего уважаемого жюри…
Все задания будут оцениваться по 5 бальной шкале.
Для того чтобы определить, какая команда будет выступать первой, приглашаю капитанов для проведения жеребьевки.
Основная часть
Ведущий: Итак, первый конкурс Визитка.
Вам нужно представить свою команду.
Поприветствуем участников (аплодисменты)
Выступление команд.
Капитан: Наша Команда – все вместе Росинка!
Капитан: От слова Россия! Наш девиз!
Все вместе: В маленькой росинке сила всей земли! Капелька живая, радость подари!
Ребенок: Росинка дрожала
На тонком листке.
Речонка дышала,
Шурша в тростнике.
В росинку гляжу я,
И вижу, что в ней
Играет, ликуя,
Так много огней.
Их еле заметишь,
Так малы они.
Но где же ты встретишь
Такие огни?
Ведущий: Спасибо команде «Росинка» Молодцы! Займите свои места. А сейчас аплодисментами встречаем вторую команду!
Капитан: Наша команда! Все- Родничок!
Наш девиз!
Все вместе: Капелька за капелькой, будет ручеек, Все на свете интересно, мы команда РОДНИЧОК.
Ребенок:
Что такое родничок?
Это что-то, что течёт,
что рождается и длится.
Это новая страница,
где впервые зазвучало
это робкое начало
рек больших и ручейков,
малых сёл и городов.
Кто найдет, – не потеряет,
кто дойдет – приобретает.
Нужен детям, нужен взрослым
родничок, чтоб не засохнуть.
Ведущий: Спасибо команде «Родничок». Молодцы! Присаживайтесь на свои места.
Далее представляется третья команда…
Капитан: Наша команда! Все-«Звездочка»!
Наш девиз!
Мы - звездочки лучистые,
Сияем и блестим.
Мы яркие, искристые,
И все мы знать хотим!
Ребенок:
Уважаемое жюри, прошу вас оценить и подвести итог первого задания.
Жюри: Подводит итог.
Ведущий: Переходим ко второму заданию, которое называется «Разминка» В этом задании каждой команде по очереди будут задаваться вопросы, на которые надо быстро ответить.
Что такое Родина? (МЕСТО, ГДЕ МЫ РОДИЛИСЬ И ЖИВЁМ)
Как называется наша страна (Россия)
Столица России (Москва)
Кто президент в России. (Путин)
Как называется главная песня страны? (ГИМН)
Кто выбирал президента (Российский народ)
Как называются граждане России (россияне)
Какой праздник отмечается в России 12 июня ( день рождения России)
Как называется город, в котором вы живете? ( Новосибирск)
Наш город расположен на берегу реки. (Обь)
В каком районе находится наш детский сад? (Калининский)
Как называет наш детский сад? («Звездочка»)
Какой документ имеет гражданин России? (паспорт)
Ведущий: Пока жюри подводит итоги, я с вами поиграю в игру.
Игра «Я, ТЫ. ОН, ОНА»
Ведущий проговаривает слова и показывает движения. Зал повторяет и слова, и движения:
В этом зале - все друзья!
Я, ты, он, она - вместе дружная семья!
Посмотрите на себя, на соседа справа, на соседа слева.
В этом зале все друзья!
Я, ты, он, она - вместе дружная семья!
Ущипни соседа справа, ущипни соседа слева.
В этом зале - все друзья!
Я, ты, он, она - вместе дружная семья!
Обними соседа справа, обними соседа слева.
В этом зале - все друзья!
Я, ты, он, она - вместе дружная семья.
Поцелуй соседа справа, поцелуй соседа слева.
В этом зале - все друзья!
Я, ты, он, она - вместе дружная семья!
Улыбнись соседу справа, улыбнись соседу слева!
В этом зале - все друзья!
Я, ты, он, она - вместе дружная семья!
Посмотрите на себя - вместе мы сто тысяч "Я"!
Ведущий: Уважаемое жюри, прошу вас назвать оценки за второе задание и назвать общий балл по двум заданиям. Спасибо, уважаемое жюри. А мы продолжаем КВН.
И у меня вопрос ко всем участникам, Какие символы нашего государства вы знаете? (флаг, герб, гимн.)
Звучит гимн России (видео клип)
Ведущий: А сейчас пришло время проверить вашу сноровку, смекалку, внимание, и я объявляю третье задание «узнай наш флаг, герб»
Команда «Росинка» получает задание:
выбрать среди флагов разных государств российский флаг.
Команда «Родничок» получает задание:
выбрать среди разных гербов, герб России.
Команда «Звездочка» получает задание:
выбрать русский национальный костюм.
Команды выполняют задания.
Вопрос к команде «Росинка». Что означают цвета российского флага – белый, синий, красный? (белый цвет- цвет мира, синий - вера, верность народ любит свою страну, красный цвет – цвет силы, это кровь людей, пролитая за Родину)
Вопрос к команде «Родничок». Что изображено на Российском гербе? (золотой двуглавый орел со скипетром и державой, на щите изображен Георгий Победоносец на коне, он копьем поражает змея)
Вопрос к команде «Звездочки». Из каких предметов состоит русский национальный костюм.
Пока жюри подводит итоги третьего конкурса. Мы послушаем стихотворение
Ведущий: Уважаемое жюри, прошу вас назвать оценки за третье задание и назвать общий балл по трем заданиям. Спасибо, уважаемое жюри. А мы продолжаем КВН.
(Слайды) Россия – самая большая страна в мире! В России свыше тысячи городов, очень много сел и деревень.
И я предлагаю в четвертом конкурсе поиграть с вами в города, для этого каждой команде построится в круг. Я даю мяч капитану команды «Родничок», он называет город России и передает мяч своему соседу, и так далее название городов не повторять, проигрывает тот, кто в течение 5 секунд не дает ответ.
Ведущий: Пока жюри подводит итоги за последние два конкурса. А мы с вами поиграем в русскую народную игру.
Игра «Карусель»
Дети становятся в круг. На земле лежит верёвка, образующая кольцо (концы верёвки связаны). Ребята поднимают её с земли и, держась за неё правой (или левой) рукой, ходят по кругу со словами:
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели, а потом кругом,
А потом кругом-кругом,
Всё бегом-бегом-бегом.
Дети двигаются сначала медленно, а после слов «бегом» бегут. По команде ведущего «Поворот!» они быстро берут верёвку другой рукой и бегут в противоположную сторону.
Тише, тише, не спишите!
Карусель остановите.
Раз и два, раз и два,
Вот и кончилась игра!
Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается. Ребята кладут верёвку на землю и разбегаются по площадке.
Ведущий: Следующий пятый конкурс нашего КВН называется «Красота родной природы»
Этот тур посвящён природе России и участвовать в нём будут только капитаны команд.. Капитаны, подойдите, пожалуйста, к этому столу. Правила такие: надо поднять карточку с цифрой, которая соответствует правильному ответу. Начинаем.
1. Какое дерево называют русской красавицей? Слайд № БЕРЁЗА= 2
2. Какая птица является санитаром леса? Слайд № ДЯТЕЛ = 1
3. Лекарственное растение, растущее вдоль дорожек, которое лечит ранки и ссадины? Слайд № ПОДОРОЖНИК = 2
4. Самая болтливая птица? Слайд № СОРОКА = 3
5. Дерево, которое кормит птиц зимой? Слайд №1 РЯБИНА = 1
6. Какие грибы растут на пнях? Слайд № ОПЯТА = 3
7. Найдите на фотографиях хвойный лес Слайд № = 2
Ведущий: В нашей стране есть главные праздники, которые отмечают все граждане России. И я предлагаю вам следующий конкурс пятый «Главные праздники России». (Волшебный мешочек с предметами: елочка, букет цветов, пилотка)
Посмотрите вокруг и вы увидите различные предметы, которые символизируют какой-либо праздник. Я предлагаю каждой команде выбрать любой предмет и коротко рассказать о празднике, к которому он относится. (Новый год, Восьмое марта, Защитника Отечества)
А правильный ответ появится на экране. (Слайд )
Ведущий:
Следующий шестой конкурс нашего КВН называется «УГАДАЙ-КА»
И я прошу внести в наш зал чёрный ящик. Звучит музыка.
Ребята, вам нужно угадать, что лежит в этом ящике. А помогут вам в этом загадки. Та команда, которая знает ответ, должна быстрее всех позвонить в колокольчик. И так, мы начинаем. По мере отгадывания из ящика достаются предметы.
1. Она на вид одна, большая,
Но в ней сестра сидит вторая,
А третью - во второй найдёшь.
Их друг за дружкой разбирая,
До самой маленькой дойдёшь.
Внутри их всех - малютка, крошка.
А вместе все они …
МАТРЁШКА
2. В чаще он лесной живет,
Сладкоежкою слывет.
Летом ест малину, мёд,
Лапу зиму всю сосёт.
Может громко зареветь,
А зовут его….
МЕДВЕДЬ
3. Русская красавица
Стоит на поляне
В зелёной кофточке,
В белом сарафане.
БЕРЁЗА
4. Красота её скромна,
И лечебная она,
Белый лепесток,
Жёлтенький глазок!
РОМАШКА
5. Ой, звенит она, звенит,
всех игрою веселит,
А всего – то три струны
ей для музыки нужны.
Кто такая? Отгадай-ка!
Ну, конечно.
БАЛАЛАЙКА
Ведущий:
Итоги. Результата конкурса. Награждение.
Заключение. Предлагаемый материал поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, природе, уважение к традициям. Полученные на тематических мероприятиях знания, позволят подвести ребёнка к пониманию неповторимости культуры своей страны.
Список использованной литературы:
1. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Подготовительная группа. — М.: Издательство СКРИПТОРИЙ 2003, 2016,- 96 с.- 1$1^ 978-5-98527-069-3
2. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий.\ Ветохина А. Я., Дмитренко 3. С., Жигналь Е. Н., Краснощекова Г. В., Подопригора С. Методическое пособие для педагогов. — СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. — 192 с. ISBN 978-5-89814-516-3
3. Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание-2007, №6-с.118-121.
4. Дерягина Л.Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» -СПб: Издательский Дом «Литера», 2007г.
5. Пантелеева Н.Г. Знакомим детей с малой родиной: методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2015г.