КВН по истории Древнего мира
Фролова Елена Геннадьевна
учитель истории,
МБОУ гимназии №8,
г. Дубна, Московская область
Цель: КВН проводится в рамках предметной недели. Формируются команды из представителей классов в параллели. Если же класс один, то формируются 2 команды, остальные ученики – болельщики.
Задачи:
Пробудить интерес к данной эпохе.
Проверить знания по истории древнего мира.
Расширить кругозор за счет использования дополнительной литературы при подготовке к данному мероприятию.
Совершенствовать навыки умения работать в группе.
Ход игры
Крылатые выражения
Предлагаются изображения предметов.
Шкатулка Узел Яблоко Лошадь Щит Клубок | Ящик Пандоры. А ларчик просто открывался. Гордиев узел Яблоко раздора Троянский конь Со щитом или на щите. Нить Ариадны. |
Задание: 1. Вспомнить крылатое выражение, связанное с этим предметом.
Объяснить его происхождение и смысл употребления сегодня.
Предлагается ситуация, в которой надо правильно употребить крылатое выражение:
А) В озере светлом стоял он по горло в воде и, томимый жаркою жаждой, напрасно воды захлебнуть порывался. Только что голову он к ней наклонил, уповая напиться, с шумом она убегала. Терзаемый вечным голодом и жаждой, тщетно кусал он свои руки, испытывая … («Танталовы муки»). По легенде, фригийский царь Тантал прогневал богов. Месть их была ужасна. В царстве мертвых Тантал был обречен стоять вечно по горло в воде прозрачного озера. Прямо над его головой свисали гроздья сочных плодов. Но ни воды, ни плодов он достать никогда не мог. Употребляется в значении близости чего-то необходимого, желанного и недоступного.
Б) Несказанно богат был царь Элиды, владевший огромными стадами скота. Однако стойла давно не чистились. Их называли … («Авгиевы конюшни»). Геракл, поступивший к царю на службу, отвел в ворота конюшни русло реки Алфей, и бурный поток за сутки смыл грязь. Употребляется по имени царя Авгия, владельца конюшен, в значении чего-либо запущенного до предела.
В) Основатель и царь города Коринфа дважды обманул богов, пытаясь стать бессмертным. Страшно покарали его боги: «Тяжкий камень снизу обеими влек он руками в гору; но едва достигал он вершины с тяжкою ношей, вниз по горе на равнину катился обманчивый камень». И была эта работа названа … («Сизифов труд»). Труд нескончаемый, нелепый, бессмысленный.
Объясните смысл крылатого выражения. Как оно возникло?
«Высечь море»
«Ткань Пенелопы»
Пиррова победа»
Знаешь ли ты искусство?
Предлагаются изображения известных скульптурных, архитектурных памятников.
Задание: назвать памятник, указать место его нахождения, назначение, рассказать историю его создания, описать особенности и выразить личное отношение к нему.
Сфинкс и пирамида Хеопса. Акрополь Вавилон | ![](https://fhd.multiurok.ru/0/8/4/0840e7859b55dcc95e216b538b3ec3c6036c4d97/kvn-po-istorii-drievniegho-mira-v-5-klassie_3.jpeg) |
Знаешь ли ты историю военного искусства?
Предлагается комплект карточек с изображениями:
Воинов различных стран
Различного вооружения.
Фрагмент карты
Задание 1. Определить, что это за страна и выбрать относящиеся к этой стране карточки с изображениями воинов и вооружения.
Страны: а) Египет б) Ассирия в) Персия | ![](https://fhd.multiurok.ru/0/8/4/0840e7859b55dcc95e216b538b3ec3c6036c4d97/kvn-po-istorii-drievniegho-mira-v-5-klassie_6.jpeg) |
Карточки с изображениями воинов и вооружений
![](https://fhd.multiurok.ru/0/8/4/0840e7859b55dcc95e216b538b3ec3c6036c4d97/kvn-po-istorii-drievniegho-mira-v-5-klassie_17.jpeg)
Задание 2. Определить, какое событие изображено на карте, когда оно происходило. Дать описание.
Марафонская битва
Бой в Фермопилах
Саламинское сражение
![](https://fhd.multiurok.ru/0/8/4/0840e7859b55dcc95e216b538b3ec3c6036c4d97/kvn-po-istorii-drievniegho-mira-v-5-klassie_20.jpeg)
Знаешь ли ты исторических деятелей?
Задание 1. Командам предлагается портрет исторического деятеля. Определить, кто изображен, где и когда жил, чем знаменит.
Портреты: Тутанхамон Нефертити Хаммурапи | ![](https://fhd.multiurok.ru/0/8/4/0840e7859b55dcc95e216b538b3ec3c6036c4d97/kvn-po-istorii-drievniegho-mira-v-5-klassie_23.png) |
Задание 2. Предлагаются 2 портрета: Солон и Перикл. Кто изображен? Рассказать о деятельности.
![](https://fhd.multiurok.ru/0/8/4/0840e7859b55dcc95e216b538b3ec3c6036c4d97/kvn-po-istorii-drievniegho-mira-v-5-klassie_25.jpeg) | Определить, кому принадлежит следующее высказывание: «На родину, в Афины, в наш прекрасный град, вернул я многих на чужбину проданных. Освободил и здесь на милой родине рабов, дрожавших перед волею господ». |
Задание 3. Кому принадлежат следующие слова:
«Радуйтесь, мы победили».
«Верны законам своим, здесь мы костьми полегли».
«Наш владыка требует земли и воды».
«Приди и возьми».
«Вперед, сыны Эллады, спасайте жен, детей своих …»
«Я … царь справедливый, которому бог солнца даровал законы. Мои слова превосходны. Мои дела бесподобны».
Анализ незнакомого текста
Радость немногих побед сменилась тревогой за судьбу своей страны. Еще недавно храбрые воины с пышными бородами наводили ужас на страны Двуречья. Но вот теперь их столица, прекраснейший город, разрушена врагами. Пожар уничтожил дворцы, воздвигнутые на искусственных холмах. Внутренние стены разрушены, исковерканы замечательные плиты с рельефами охоты на львов. Не пощадил огонь и библиотеку – здание сгорело, но книги уцелели. Только кое-где чудом уцелевшие огромные быки с человеческими головами, казалось, спокойно взирали на происходящее.
Задание: определить, о какой стране идет речь и о каком городе. Используя текст, приведите доказательства.
Историческая путаница
Задание: найти исторические ошибки (Фермопильское сражение)
В начале V в. до н. э. Греция вела борьбу с персами. Во главе персов стояли братья Чжан, а во главе греков - Тутмос III. В 480 г. до н. э. в Фермонии, в Пелопоннесе, произошло сражение. В бою участвовали боевые слоны, колесницы, лучники. Греки сражались мужественно, персы не могли их сломить. Тогда по приказу царя Хаммурапи предатель повел войска в обход по горам и вышел в тыл афинянам. Битва кончилась поражением греков, а царь Дарий захватил всю страну. (8 ошибок.)
Подведение итогов.
Используемая литература:
Внеклассная работа по истории/Авт.-сост. Р.Н. Чеброва, А.В. Бармин. – Саратов: Лицей, 2003. – 256 с. – (Библиотека учителя)
Кулагина Г.А. Сто игр по истории: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1967 – 277 с.
Лебедева И.М. Организация и проведение исторических олимпиад в 6-9 классах: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1990 – 95 с.