Урок 18. КВН (обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество»),
Цели: обобщить знания детей по теме «Устное народное творчество»; воспитывать любовь к книге, внимательное отношение друг к другу.
Ход урока
I. Представление команд
Сегодня наш КВН посвящен устному народному творчеству. Вы покажете, как много знаете по этой теме, как умеете дружить, помогать друг другу.
Играют 2 команды: «Конек-Горбунок» и «Сивка-Бурка». Представляю вам жюри... (Это могут быть приглашенные учителя, родители или старшеклассники.)
II. Конкурсы
Конкурс 1. «Кроссворд»
- Народное искусство слова - это песни, загадки, пословицы, сказки, легенды, былины. Разгадайте кроссворд на с. 51 учебника и узнаете, как еще называют народное творчество.
Условие: каждый игрок работает со своим учебником, задание должны выполнить все. Выигрывает та команда, которая быстрее разгадает кроссворд. Время пошло!
(Ответы: 1. Афронт. 2. Козленочек. 3. Аленушка. 4. Конь. 5. Уздечка. 6. Елена. 7. Золотые. 8. Перстень.)
Народное творчество еще называют словом «фольклор».
Конкурс 2. «Виды фольклора»
- Задание: вы должны за 2 минуты перечислить как можно больше видов фольклора. Один записывает, а другие перечисляют. Время пошло! (Песня, потешка, прибаутка, пословица, поговорка, считалка, докучная сказка, былина, легенда, загадка, частушки.)
Конкурс 3. «Закончи пословицу»
- Я буду читать по очереди каждой команде начало пословицы, а вы должны ее закончить.
• Труд человека кормит, а... (лень портит).
• Раз соврал - навек... (лгуном стал).
• Кто других не любит,... (сам себя губит).
• Кончил дело - ... (гуляй смело).
• Человек от лени болеет, а... (от труда здоровеет).
• Худо тому, кто ... (добра не делает никому).
• Сам потерпи, а ... (другого не выдай).
• Учись доброму,... {худое на ум не пойдет).
Конкурс 5. «Узнай героя и его сказку»
Мы из сказки - ты нас знаешь. Если вспомнишь - отгадаешь! А не вспомнишь - ну так что ж... Сказку заново прочтешь!
Скок-поскок,скок-поскок -
Через море и лесок!
По пути нашел Жар-птицу
И красавицу девицу,
Ну а глупого царя
Обмануть сумел не зря.
Так Иванушке помог
Умный маленький конек,
Всем известный... (Горбунок).
Кто работать не хотел,
А играл и песни пел?
К братцу третьему потом
Прибежали в новый дом.
От волка хитрого спаслись,
Но долго хвостики тряслись.
Сказка известна любому ребенку
И называется... («Три поросенка»).
Удивляется народ:
Едет печка, дым идет,
А Емеля на печи
Ест большие калачи!
Чай сам наливается
По его хотению,
А сказка называется... («По щучьему велению»).
Прямо в болото упала стрела,
А в этом болоте царевна жила,
Как звали царевну, скажи мне на ушко.
Я знаю, ты помнишь -
Царевна-... (лягушка).
Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несет ее домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь!
Названье этой сказки... («Маша и медведь»).
«Не пей, Иванушка, если устанешь...»
А братец все выпил до донышка.
«Не пей, Иванушка, козленочком станешь!» -
Плачет... (сестрица Аленушка).
Конкурс 6. «Что такое сказка?»
- Составьте полное определение сказки. В этом вам помогут опорные слова: это произведение; изображается чудесное, необычное; раньше передавалось из уст в уста.
- Подумайте, не надо ли включить еще что-то в это определение. (Сказка - это произведение, в котором изображается чудесное, необычное. Раньше передавалось из уст в уста. В сказке есть зачин, присказка и концовка.) (После выслушивания ответов дается следующее задание в этом конкурсе.)
- Определите зачины и концовки.
• «За тридевять земель, в тридесятом государстве...».
• «Жили-были...».
• «Стали они жить-поживать и добра наживать...».
• «Я там был, мед-пиво пил, по бороде текло, а в рот не попало...».
Конкурс 7. «Сочиняем волшебную сказку».
Сказочники воплотили в главных героях волшебных сказок представления русского народа о самых хороших чертах характера. События в сказке происходят таким образом, чтобы многократно испытать героя: его силу, храбрость, доброту, любовь к людям и животным.
V. Работа над проектом
Сегодня вы приступаете к созданию проекта «Сочиняем волшебную сказку».
- Как вы думаете, как нужно организовать работу? С чего начать? (Высказывания детей.)
Примерный план работы:
1. Определяемся, какой будет ваша сказка. (Волшебной.)
2. Вспоминаем ее признаки.
3. Придумываем главных героев сказки, сюжет.
4. Вспоминаем, с какой фразы обычно начинаются сказки.
5. Записываем ее.
6. Придумываем конец сказки. Не забываем использовать слова и выражения, которыми обычно заканчиваются сказки.
7. Придумываем иллюстрации к сказке.
(Дети начинают работать над сказкой.)
- Давайте посмотрим инсценировки сказок, которые вы подготовили сами.
(Дети показывают инсценировки.)
III. Подведение итогов урока
Жюри подводит итоги.
Дети с большим интересом участвовали в игре.