Урок – КВН по литературному чтению по теме « Устное народное творчество» для 3 класса
Цели: обобщить знания детей по теме « Устное народное творчество»; воспитывать любовь к книге, внимательное отношение друг к другу.
Ход игры
I.Представление команд
- Ребята, сегодня наш КВН посвящен устному народному творчеству. Вы покажете, как много вы знаете по этой теме, как умеете дружить, помогать друг другу.
- У нас играют 2 команды: « Конек – горбунок» и « Сивка – бурка». Представляю вам жюри… ( Это могут быть приглашены учителя, родители или же старшеклассники. )
II.Конкурсы
«Виды фольклора»
- Задание: вы должны за 3 минуты перечислить как можно больше видов фольклора. Один записывает, а другие перечисляют. Время пошло, приступаем к выполнению задания.
( Дети записывают: песня, потешка , прибаутка, поговорка, считалка, докучная сказка, былина, легенда, загадка, частушки.)
2 « Закончи пословицу»
- Я вам буду читать начало пословицы, а вы должны ее закончить.
( Пословицы читаются по очереди каждой команде.)
- Труд человека кормит, а …. (лень портит.)
-Раз соврал – навек … ( лгуном стал.)
- Кто других не любит, … ( сам себя губит. )
- Кончил дело - … ( гуляй смело.)
- Человек от лени болеет, а … ( от труда здоровеет.)
- Худо тому, кто … ( добра не делает никому.)
- Сам потерпи, а …( другого не выдай. )
- Учись доброму, … ( худое на ум не пойдет.)
3. « Узнай героя и его сказку»
Мы из сказки – ты нас знаешь.
Если вспомнишь – ну так что ж…
Сказку заново прочтешь!
Скок – поскок, скок – поскок –
Через море и лесок!
По пути нашел Жар – птицу
И красавицу – девицу,
Ну а глупого царя
Обмануть сумел не зря.
Так Иванушке помог
Умный маленький конек,
Всем известный… ( Горбунок.)
Кто работать не хотел,
А играл и песни пел?
К братцу третьему потом
Прибежали в новый дом.
От волка хитрого спаслись,
Но долго хвостики тряслись.
Сказка известна любому ребенку
И называется … (« Три поросенка».)
Удивляется народ:
Едет печка, дым идет,
А Емеля на печи
Ест большие калачи!
Чай сам наливается
По его хотению,
А сказка называется… ( « По щучьему велению».)
Прямо в болото упала стрела,
А в этом болотце царевна жила,
Как звали царевну, скажи мне на ушко.
Я знаю, ты помнишь – Царевна - … ( Лягушка .)
Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая.
Несет ее домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь!
Названье этой сказки… (« Маша и медведь». )
« Не пей, Иванушка, если устанешь…»
А братец все выпил до донышка.
« Не пей, Иванушка, козленочком станешь! « -
Плачет … ( Сестрица Аленушка .)
4. « Лейся, песня!»
- Вы уже знаете, что песенки – заклички исполнялись хором детей, обращавшихся к силам природы с просьбой о теплых днях, дожде, богатом урожае. Попробуйте сами сочинить заклички. Какая команда сочинит больше интересных песенок – закличек ( за 5 -7 минут).
5. « Что такое сказка?»
Задание 1.
-Составьте полное определение сказки. В этом вам помогут опорные слова : это произведение; изображается чудесное, необычное; раньше передавалось из уст в уста.
- Подумайте, не надо ли включить еще что – то в это определение? ( Например: Сказка – это произведение, в котором изображается чудесное, необычное. Раньше передавалось из уст в уста. В сказке есть зачин, присказка и концовка.)
После выслушивания ответов детей, дается второе задание в этом конкурсе.
Задание 2.
- Определите зачины и концовки:
« За тридевять земель, в тридевятом государстве…»
« Жили – были…»
« Стали они жить – поживать и добра наживать…»
« Я там был, мед – пиво пил, по бороде текло, а в рот не попало…»
6. « Домашнее задание»
- Сказочники воплотили в главных героях волшебных сказок представления русского народа о самых хороших чертах характера. События в сказке происходят таким образом, чтобы многократно испытать героя: его силу, храбрость, доброту, любовь к людям и животным.
- Давайте посмотрим сказки, которые сочинили и инсценировали вы сами.
( Дети показывают сказки.)
III.Подведение итогов
Жюри подводит итоги.