КВН по русскому языку ( в рамках предметной недели) для учащихся 5-7 классов.
( автор : Дышлевая О.В. Учитель начальных классов МБОУ «СОШ с. Широкий Карамыш лысогорского р-на Саратовской области»)
Цели и задачи:
-Пробудить с помощью игровой формы интерес к предмету, стремление к успеху.
Повторить теоретические сведения по лексике, словообразованию, орфографии, фразеологии.
-Воспитывать в учениках доброжелательность, коллективизм, тактичное отношение к окружающим, учить помогать друг другу.
-Развивать творческие способности учащихся.
Оборудование:
Эпиграф (Слова Л.Толстого)
Два нарисованных «древа знаний».
Жетоны: красные яблоки, желтые груши, зеленые листочки, желтые листочки.
Карточки с скороговорками, шарадами, словари
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
Слово ведущего: Итак, мы начинаем КВН. Сегодня играют две команды, которые постараются доказать нам,, что их знания по русскому языку и литературе достойны хороших отметок и покажут всю свою находчивость и юмор.
На доске вы видите «древо знаний», оно готово обзавестись плодами, а вот какие это плоды, будет зависеть от того, как будут работать команды. Жюри будет вручать после каждого конкурса жетоны-символы: за выполненное задание на «5» - красное яблоко, на «4» - желтая груша, на «3» - зеленый листочек, а вот ответ на «2» принесет древу коричневый жухлый лист.
КОНКУРС 1
1) Представление команд
1. Мы команда «Знатоки»,
Быть в хвосте нам не с руки.
Мы должны дружнее быть,
Чтоб в КВНе победить!
2. У «Лингвистов» нет проблем,
Пусть начнётся КВН,
И мы сможем доказать,
Что нас трудно обыграть!
КОНКУРС 2
Разминка.
Слово ведущего: Тема нашей сегодняшней разминки: «Древняя Русь».
(Командам задаются вопросы в порядке очередности).
Вопросы:
1. Агнец - это: а) ангел; б) ягненок; в) огонь..
(Правильный ответ подчеркнут).
2. Клобук носят: а) на голове; б) на шее; в) в кармане.
1. Где вам могли встретиться буки? а) в лесу; б) в книге; в) на картине.
2. Духовник: а) играет на инструментах; б) создает духи; в) совершает духовные обряды.
1. Пращур - это: а) динозавр; б) отец прапрадеда; в) название болезни.
2. Лепота - это: а) лепные узоры; б) настой липы; в) красота.
1. Комната монаха в монастыре? (келья).
2. Первая книга христианского мира? (Библия).
1. Произведения устной поэзии о русских богатырях и народных героях. (Былины).
2. В каком произведении древнерусской литературы заложена великая идея сплочения русской народной силы? (в «Слове о полку Игореве»),
1.Основатели славянского письма. (Кирилл и Мефодий).
2. Что предвещало поражение Игоря? (затмение солнца).
1. Как погиб Вещий Олег? (от укуса змеи).
2. Кто такой Боян? (поэт, певец Древней Руси).
КОНКУРС 3
«Доскажи фразеологизм»
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
А) Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь.
О них обычно говорят:
(«Водой не разольешь»)
Б) Мы исходили городок
Буквально ( вдоль и поперек)
В) И так устали мы в дороге,
Что еле волочили ноги.
Фальшивят, путают слова,
Поют (кто в лес, кто по дрова)
Г) Товарищ твой просит украдкой
Ответ списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь (медвежью услугу)
КОНКУРС 4
Дополни и узнай.
Слово ведущего: Сейчас команды предложат друг другу закончить начатую строфу. (Выбранные отрывки ученики сдают на первом этапе подготовки к мероприятию).
1. Ночевала тучка золотая
На, груды утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
… (По лазури весело играя...)
2. Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
… (Грохочет в небе голубом...)
3. Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужную
Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники … (С милого севера в сторону южную...)
4. Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят – Бегут и будят сонный брег,
….. ( Бегут и блещут и гласят...)
5. Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормленной в неволе орел молодой, Мой грустный товарищ, махая крылом
….. (Кровавую пищу клюет под окном...)
6..... Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнётся и скрипит...
Увы, он счастия не ищет
….. (И не от счастия бежит!..)
КОНКУРС 5
«Черный ящик»
Учитель в ящике прячет яблоко, хлеб, иглу и соль. Затем читает по одной подсказке лексическое значение этих слов. Если ребята сразу отгадывают, то получают 3 балла, если две, то два балла.
1. Из-за него начинается вражда. Когда тесно, то ему негде упасть (Яблоко)
2. Он бывает насущный, бывает чужой. Он дружит с солью. По-немецки «брод» (хлеб)
3.Глупый человек будет искать ее в скошенной траве, а тот, кто волнуется, будет на них сидеть (игла)
4 Ее нужно съесть 16,38 кг, чтобы чему – нибудь научиться. Давным-давно она была на вес золота. Она была только у богатых (соль)
КОНКУРС 6
Конкурс капитанов
Мы на исторической станции . Я называю старорусские слова, а вы показываете:
1 выя - шея; десница- правая рука; очи-глаза; шуйца- левая рука; чело-лоб; уста-губы, ланиты-щеки
КОНКУРС 7
Конкурс эрудитов.
Каждой команде дается задача:
1.Отделите плод от растения
СОШИСНШАКА (сосна, шишка)
2. Растворите белое в прозрачном
СВОАДХАРА (вода, сахар)
КОНКУРС 8
7 Объяснялки
Если команда угадывает с первой подсказки, то получает 3 балла, если со второй- 2, с третьей-один балл
1 У женщины гораздо старше средних лет существовали до
биологической смерти два представителя водоплавающей птицы
подотряда килегрудых с явным проявлением сангвинического
темперамента.
- Пожилая женщина обладала правом владения, пользования и распоряжения домашней водоплавающей птицей в количестве двух голов.
- У деда скончалась одна грустная курица. (Жили у бабуси два веселых гуся.)
2. Однажды Всевышний птице средней величины из отряда
воробьиных сделал презент в виде небольшого количества пищевого продукта полутвердой массы, приготовленного из заквашенного особым способом молока.
- Всеядная птица с серо-черным оперением при невыясненных обстоятельствах получила от небесного прародителя вознаграждение натуральным продуктом.
- У орла раз черт украл крошку творога. (Вороне как-то бог послал кусочек сыра.)
3. Домашнее парнокопытное животное при любых метеорологических условиях способно отыскать размытую водой почву.
- Крупное наземное растительноядное животное, которое выращивается в индивидуальных и фермерских хозяйствах с целью получения сала и может произвести действие, результат которого свидетельствует о недостаточно благополучной санитарно-гигиенической обстановке вокруг нас
- Корова только здесь пылинку спрячет (Свинья везде грязь найдет)
КОНКУРС 9
Вперегонки ( на листах напечатаны ответы, листы раздаются командам, вопросы по очереди, времени на размышления не дается)
Вопросы:
1. Как называется раздел наука о языке, в котором изучаются фразеологические обороты? (фразеология).
2. Как называется определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже? (приложение).
3. Как называется второстепенный член предложения, выраженный существительными или местоимениями, который обозначает предмет и зависит от сказуемого или другого члена предложения? (дополнение).
4. Как называется второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и поясняет подлежащее, дополнение и другие члены предложения, выраженные существительными? (определение).
5. Как называется главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что? (подлежащее).
6. Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются части речи, формы слов и их грамматические значения? (морфология).
7. Как называется способ связи в словосочетании, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определенном падеже? (управление).
8. Какие члены предложения не являются словосочетаниями? (главные, однородные)
ПОДВЕЛЕНИЕ ИТОГОВ: чье дерево самое нарядное? Объявляется команда-победитель.
6