СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КВН "Знаешь ли ты русский язык?"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: прививать учащимся интерес к русскому языку, развивать речь, находчивость, сообразительность, воспитывать чувства сопереживания, сочувствия.

Просмотр содержимого документа
«КВН "Знаешь ли ты русский язык?"»

КВН «Знаешь ли ты русский язык?»

Учитель русского языка и литературы: Пословская Татьяна Александровна

Цели:

  • обучающая: углубить и расширить кругозор знаний учащихся о языке;

  • развивающая: развивать и укреплять навыки критического мышления, повышать грамотность учащихся;

  • воспитательная: прививать любовь к родному языку. 


План мероприятия:

I.Вступительное слово учителя.

II. Представление команд.

1)Название команд

2) Девиз

3) Приветствие команд

4) Приветствие болельщикам

III. Проведение конкурсов.

  1. Разминка.

  2. Конкурс капитанов.

  3. Задание командам

  4. Задания болельщикам.

  5. Задания командам.

  6. Исправьте ошибки.

  7. Конкурс «В мире пословиц».

  8. Кроссворд: «Знаешь ли ты русский язык?»

  9. Задания болельщикам.

  10. Задание командам «Одинаковая концовка».

  11. Вопросы командам.

  12. Конкурс «Синонимы» «Антонимы»

  13. Конкурс «Подлежащее и сказуемое»

IV. Подведение итогов.

Ход мероприятия:

  1. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы проводим КВН юных филологов. Встречаются две команды: «Омонимы» и «Омофоны». Им предстоит нелёгкая борьба. Выиграет тот, кто лучше справится со всеми заданиями.

  1. Представление команд.

1)Название команд



Омонимы Омофоны

2) Девиз

Омофоны: « Лет до ста расти

Нам до старости»


Омонимы: « Стою на нашем берегу,

Покой границы берегу»


3) Приветствие команд

Омофоны:

Область рифм – моя стихия,

И легко пишу стихи я;

Без раздумья, без отсрочки

Я бегу к строке от строчки,

Даже к финским скалам бурым

Обращусь с каламбуром.

Омонимы:

Ты белых лебедей кормила,

Откинув тяжесть чёрных кос

Я рядом плыл; сошлись кормила

Закатный луч был странно кос.

Вдруг лебедей метнулась пара

Не знаю, чья была вина

Закат замлел за дымкой пара,

Алея, как поток вина.


4) Приветствие болельщикам

Найти омофоны:

Отец в поля возил навоз,

Он быстро клал его на воз,

Но вот закончили подвоз

Мы отдыхать легли по воз.

Найти омонимы:

Что неученье – тьма, ученье – свет,

Про это знает целый свет.


  1. Проведение конкурсов.

  1. Разминка.

- Найти устойчивое сочетание слов (фразеологизмов)

А) Оказался молодцом, смог осилить ношу –

Не ударил в грязь лицом и не сел в калошу.


Б) За домом едва пожелтела трава,

Два брата рубили дрова.

Один это делал спустя рукава,

Другой – засучив рукава.


- Дать толкование фразеологизмов


  1. Конкурс капитанов.

«Волшебная буква»

Для капитана команды «Омофоны».

«Старик Хоттабыч вместе с Буратино занялись изучением русского языка. Взял Хоттабыч согласную букву и прибавил к ней часть лица – у него получилось животное. Прибавляет он к той же букве полевое волокнистое растение, распространённое в Белоруссии, - и перед ним лиственное дерево. Не выдержал тогда Буратино:

- Дай-ка и я попробую.

Прибавил он к этой букве морское животное – оно тут же превратилось в насекомое. Удивился Буратино.

А старик Хоттабыч говорит:

- Эта волшебная буква обладает ещё свойством делать кожаный пояс камнем, а речных рыб –кузнечным или столярным инструментом».

Какая же это буква, отгадайте?

(ответ: буква К.

К- рот

К- лён

К- омар

К- ремень

К- лещи)


Для капитана команды «Омонимы»

«Я знаю два удивительных русских слова,- сказал Хоттабычу однажды Буратино. – В одном из них семь одинаковых гласных, а в других – сорок.

- О мудрейший из юношей!- воскликнул Хоттабыч.- Ты не можешь быть мудрее меня, старого волшебника и мага. Знай же, что я отыскал в русском языке четыре слова более удивительных: в каждом из них сто одинаковых согласных!»

О каких словах шла у них речь?

(ответ:

Семь-я

Сорок-а

Сто-л

Сто-к

Сто-н

Сто-г)


  1. Задание командам

«Сквозные буквы» (таблица)

Для команды «Омофоны»


1


е


е



2


е


е



3


е


е



4


е


е



5


е


е



6


е


е



        1. Разговор

        2. Сорная трава

        3. Ядовитое растение

        4. Повозка

        5. Дерево

        6. Рыболовная снасть

Ответы: 1. Беседа. 2. Лебеда. 3. Белена. 4. Телега. 5. Берёза. 6. Мерёжа


Для команды «Омонимы»

1



л

ь



2



л

ь



3



л

ь



4



л

ь



5



л

ь



6



л

ь



7



л

ь



8



л

ь



  1. Растение

  2. Дерево

  3. Танец

  4. Мелкая рыба

  5. Выгода

  6. Часть патрона

  7. Устье реки

  8. Копировальная бумага


Ответы: 1. Мальва. 2. Пальма. 3. Полька. 4. Килька. 5. Польза. 6. Гильза. 7. Дельта. 8. Калька.


4) Задания болельщикам.

А) Какую часть слова можно найти в земле? (корень)

Б) Какой алфавит состоит всего из 6 букв? (азбука)

В) Что у зайца позади, а у цапли впереди? (ц)

Г) Половина какой буквы даёт название войсковой части? (пол-к)

Д) Какой буквой можно превратить геометрическую фигуру в топливо? (угол – уголь)

Е) Чем кончается лето и начинается осень? (о)

Ж) Что мы слышим в начале урока? (у)

З) Что стоит посередине земли? (м)

И) Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево?

(оно-тот)

К) Сын моего отца, а мне не брат. Кто это? (я сам)

Л) Какие два местоимения мешают автотранспорту? (я-мы)

М) Какое местоимение, будучи прочитанным наоборот, превращается в союз? (он-но)

Н) Из какого указательного местоимения, если прибавить к нему сотню, можно испечь пирог? (те-сто)

О) Между какими личными местоимениями нужно вставить предлог, чтобы получились крупные плоды? (ты-к-вы)


  1. Задания командам.

Для команды «Омофоны»

- Почему по разному пишутся близкие по смыслу слова?

Деревенский старожил

Сад колхозный сторожил.


Для команды «Омонимы»

- Можно ли найти смысловое различие в следующих словосочетаниях?

Подарок Коли. (Р.п.)

Подарок Коле. (Д.п.)


  1. Исправьте ошибки.

Для команды «Омофоны»

Мальчик полоскал собаку.

Все спустились с горы, а Витя всё слизал.

Мама отварила дверь.


Для команды «Омонимы»

Сестра любит братца за любую работу.

Ей сегодня не спица.

Выходной переносица на пятницу.


  1. Конкурс «В мире пословиц».

Задание: Покажите жестами, телодвижениями, танцами смысл пословиц.


Для команды «Омофоны»

- Сытый голодного не разумеет.

- Мал телом, да велик делом.

- Любишь брать – люби и отдать.


Для команды «Омонимы»

- Любишь кататься, люби и саночки возить.

- Мягко стелет, да жёстко спать.

- Без труда не вытащишь и рыбки из пруда.


  1. Кроссворд: «Знаешь ли ты русский язык?»











1













































2






3









































4


5



6























7
















































8




































9













































По вертикали: 1. Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически.2. Непостоянный морфологический признак глагола. 3. Слова одной и той же части речи, имеющие противоположные значения. 5. Слова употребляемые жителями той или иной местности. 7. Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.

По горизонтали: 2. Все слова языка. 4. Постоянный морфологический признак имени существительного. 6. Слова одной и той же части речи, одинаково звучащие, но различные по значению. 8. Раздел науки о языке, изучающий звуки речи. 9. Часть слова без окончания.

  1. Задания болельщикам.

Анаграммы:

- Я-дерево. В родной стране

Найдёшь в лесах меня повсюду.

Но слоги переставь во мне –

И воду подавать я буду.(сосна-насос)


- Легко дыша в моей тени,

Меня ты летом часто хвалишь.

О буквы переставь мои –

И целый лес ты мною свалишь.(липа-пила)


- Слева направо прочитаешь:

Зимой на печке он сидит;

Читай обратно и узнаешь-

Без ног по проводу бежит.(кот-ток)


-Не раз в оркестрах я звучала,

Мой голос струнный так певуч,

Но Фмоё поставь сначала,

И я во тьму направлю луч. (арфа-фара)


- Вы на меня с трудом идёте,

Но переставьте буквы вновь,

И вы меня тогда найдёте

И у козлов, и у быков.(гора-рога)


Логогрифы:

- Известное я блюдо

Когда ж прибавишь М,

Летать, жужжать я буду,

Надоедая всем. (уха-муха)


- На берегу морском

Всё время я валяюсь.

А выбрось мягкий знак-

Вверх птицей устремляюсь. (галька-галка)

- Мы всех – и взрослых, и детей-

В часы досуга развлекаем,

Но если нам приставитьТ,

Мы их ужасно испугаем.(игры-тигры)


- Я глубока и полноводна,

И вся страна гордится мной,

А впереди союз прибавишь-

И стану птицей я лесной. (Волга-иволга)



- Мы резким голосом кричим

И ковыляем так комично,

Но вставь нам Л – и зазвучим

Тогда мы очень мелодично.(гуси-гусли)


  1. Задание командам «Одинаковая концовка».

Кто больше назовёт слов, которые имеют концовку -да, -то.(вода,беда, сито и т.д.)


  1. Вопросы командам.

А) Есть ли в русском языке звуки, для которых нет соответствующих букв? (йот)

Б) Какие буквы в русском языке не обозначают никакого звука? (ъ и ь)

В) Что это за слово, которое выражается двумя звуками, а на письме одной? (я)

Г) В словах вымыты, вышли поставьте ударение на каждом слоге и количество слов увеличится. Какие это будут слова?


  1. Конкурс «Синонимы» «Антонимы»

Для команды «Омофоны»

Замените в отрывке повторяющееся слово его синонимом.

«Был холодный зимний день. Дул холодный ветер. Но снегу не было. Холодная земля затвердела как камень».


Для команды «Омонимы»

Подберите антонимык прилагательным, обозначающим отрицательные качества человека: жадный, неряшливый, ленивый, грубый, трусливый, равнодушный.


  1. Конкурс «Подлежащее и сказуемое»

Для команды «Омофоны»

Определите, какими частями речи выражено в следующих предложениях подлежащее.

А) Сытый голодного не разумеет.

Б) Опоздавшие не допускаются в классе.

В) Пришло и послезавтра.

Г) Четырежды пять – двадцать.


Для команды «Омонимы»

Отыщите сказуемое в данных примерах.

А) Как ваша фамилия? (как)

Б) Я не я, и хата не моя. (не я; не моя)

В) Кто и что я? (кто, что)

Г) Хорошо это – жизнь! (хорошо)

IV. Подведение итогов. Нагаждение.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!