СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Л.Н. Андреев "Кусака"». Сострадание и бессердечие как критерий нравственности человека".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

 

Образовательные:  формировать умение определять тему, идею рассказа; составлять план,  характеризовать героев, использовать  устное словесное рисование, кратко  пересказывать эпизоды; повторить знания по теории литературы, познакомить с особенностями языка писателя; провести  словарную  работу.

Развивающие:  развивать мыслительную деятельность учащихся, умение анализировать, находить в тексте ключевые эпизоды, слова; определять роль пейзажа, внешности; делать выводы, сравнивать, обобщать; совершенствовать  устную и письменную  речь учащихся,  способствовать формированию художественного вкуса.

Воспитательные: обогащать нравственный опыт учащихся;  воспитывать гуманное отношение к животным, ответственность за их жизнь, сострадание.

Методы обучения: частично-поисковый, поисковый, репродуктивный

Просмотр содержимого документа
««Л.Н. Андреев "Кусака"». Сострадание и бессердечие как критерий нравственности человека".»

«Л.Н. Андреев "Кусака"». Сострадание и бессердечие как критерий нравственности человека





Тип урока: изучение нового материала.



Вид: рассказ учителя, беседа.



Цели урока:



Образовательные: формировать умение определять тему, идею рассказа; составлять план, характеризовать героев, использовать устное словесное рисование, кратко пересказывать эпизоды; повторить знания по теории литературы, познакомить с особенностями языка писателя; провести словарную работу.

Развивающие: развивать мыслительную деятельность учащихся, умение анализировать, находить в тексте ключевые эпизоды, слова; определять роль пейзажа, внешности; делать выводы, сравнивать, обобщать; совершенствовать устную и письменную речь учащихся, способствовать формированию художественного вкуса.

Воспитательные: обогащать нравственный опыт учащихся; воспитывать гуманное отношение к животным, ответственность за их жизнь, сострадание.

Методы обучения: частично-поисковый, поисковый, репродуктивный



Оборудование: художественный текст рассказа Л. Андреева «Кусака»; презентация на мультимедийной установке, выставка книг, толковые словари.



...Чтобы понять, есть ли у животных душа, надо самому иметь душу.



Альберт Швейцер.



ХОД УРОКА



I. Организационный момент



II. Вступительное слово учителя



– Дома вы прочитали рассказ Леонида Николаевича Андреева «Кусака». Я надеюсь, что рассказ вас тронул, задел за живое, вызвал какие-то чувства. Наш мир огромен, в нем есть все: прекрасное и уродливое, доброе и злое, в нем уживаются верность и предательство, любовь и ненависть, сострадание и бессердечие. Главная задача для каждого из вас не по-теряться в этом мире, не сбиться, найти свой путь. И как важно, чтобы в своих жизненных поисках, когда будут терзать какие-то сомнения, вы обращались к книгам, к писателям. Тема нашего урока: «Л.Н.Андреев. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека». (Тему дети записывают в тетрадь, читают и объясняют смысл эпиграфа.)



Слайд 2



III. Постановка целей урока



(Вместе с учащимися формулируем цели урока.)



Слайд 3



IV. Слово о писателе.



Слайд 4



Андреев Леонид Николаевич родился 9(21) августа в городе Орле в семье чиновника. В шесть лет научился читать. Читал много, «все, что попадалось под руку».

В 11 лет поступил в Орловскую гимназию, которую окончил в 1891 году.



Слайд 5



С раннего детства много рисовал, но так как в Орле не было ни школ, ни учителей, то «все дело ограничилось бесплодным дилетантизмом». В юности он не думал стать писателем.

В 26 лет окончил юридический факультет Московского университета. Андреев собирался стать присяжным поверенным, но неожиданно получил предложение от знакомого адвоката занять место судебного репортера в газете «Московский вестник». Получив признание, как талантливый репортер, через два месяца он перешел в газету «Курьер». Так началась литературная деятельность Андреева: он пишет репортажи, фельетоны, очерки.



Слайд 6



Первый рассказ «Баргамот и Гараська» (1898), напечатанный в «Курьере», понравился читателям и привел в восторг Горького.



Сюжеты многих произведений подсказаны жизнью, например сюжет рассказа «Петька на даче» (1899). В 1889-1899 годах появляются новые рассказы, в том числе «Большой шлем» и «Ангелочек», в которых показан интерес автора к случаю, случайности в жизни человека. Успех писателя был огромен, особенно среди молодежи. Андреева волновало отчуждение и одиночество современного человека, его бездуховность – рассказ «Город» (1902).



В 1904 году, в период начала русско-японской войны, Андреев пишет рассказ «Красный смех». Безумие войны выражено в символическом образе Красного смеха.



Во время революции 1905 года Андреев оказывал помощь революционерам, за что был арестован и заключен в тюрьму. Однако он никогда не был убежденным революционером.

Его сомнения отразились в его творчестве – пьеса «К звездам», рассказ «Так было».



В 1910-е годы ни одно из новых произведений Андреева не становится литературным событием. Последнее крупное произведение, написанное под влиянием мировой войны и революции, – «Записки сатаны». Октябрьской революции Андреев не принял. Он понимает, что революция породила разгул жестокости и насилия. Он жил в это время с семьей в Финляндии и в декабре 1917 года оказался в эмиграции. Андреев скончался 12 сентября 1919 года от сердечного приступа в деревне Нейвола в Финляндии.



Слайд 7



V. Работа с выставкой книг



– Теме «животные и люди» посвящены многие произведения русской литературы. Назовите, какие произведения, посвященные собаке, вы читали? ( Дети вспоминают «Муму» И. С. Тургенева, «Белый пудель» Куприна, «Белый Бим Черное ухо» Г.Троепольского, «Каштанку» А.П.Чехова, «Бешеная собака», «Пожарные собаки», «Лев и собачка», «Булька» Л.Толстого» и др.)

– Все названные вами произведения и книги, подобранные на выставку, посвящены одной теме и объединены общей идеей. Какой? (Человек – часть живого мира, человек и животные равны, беда животного исходит от человека. Нужно всегда помнить об огромной ответственности перед живым существом, которое решил обогреть, дарить счастье до конца.)

– Почему, по-вашему, писатели обращались и обращаются к этой теме? (Много людей жестоких и равнодушных, в жизни часто видим жестокое отношение к животным.)

– Леонид Андреев о своем рассказе «Кусака» писал: «…В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни».



Слайд 8



VI. Словарная работа



– В теме нашего урока звучат слова: сострадание, бессердечие, нравственность. Что они означают? (Дети дают определения сами, а потом зачитывают по толковому словарю.)



Слайд 9



V. Анализ произведения



– Каков жанр «Кусаки»? По каким признакам его можно определить?

– Какова тема рассказа? (Тему определяет заголовок рассказа: история взаимоотношения собаки и людей. Кусака – имя, данное собаке людьми.)

– Близка ли эта тема вам?

– Есть ли у вас собака, за что вы ее любите? Смогли бы вы её обмануть, предать?

– Какова композиция рассказа «Кусака»? (Кольцевая, первая и пятая части перекликаются между собой.)

– Как можно озаглавить каждую из частей рассказа? (Вместе с учениками составляется план).



Слайд 10



1. Работа над первой частью рассказа.



– Кто главный герой рассказа?

– Всегда ли ее так звали?

– Какой предстает Кусака в начале рассказа? (Записываем в левую сторону тетради словесный ряд: никому не принадлежала, не было имени; гонимая голодом, не помня себя от страху, натыкалась, пряталась, зализывала раны, копила злобу, не доверяла, со злобой набрасывалась, злобно ворча, сквозь злобу.)

– Какое ключевое слово выражает отношение между собакой и человеком?



Слайд 11



– Почему так подробно описывается жизнь Кусаки в начале рассказа? (Показ жестокости, бесчеловечности людей.)

– Как к ней относились дети, взрослые? (Зачитываем из текста).

– Как появляется человек в 1 части и как «уходит»? (Ребята пересказывают этот эпизод.)

– Почему писатель о нем говорит?

– В чем здесь сходство человека и собаки? (Зачитываем из текста).

– Какие слова хочется взять в кавычки, кажется, что они употреблены в переносном значении? Почему? ( Добрые люди).

– Чем заканчивается 1 часть? (Описание пейзажа зачитываем из текста).

– Какое настроение он у вас вызывает?

– Как описание природы перекликается с описанием Кусаки в первой части? (Зимний пейзаж усиливает чувство одиночества, тоски, неприкаянности, но он не совсем мрачный, в нем есть свет.)



2. Работа над второй частью рассказа



– Выделите пейзаж из второй части рассказа. (Зачитываем из текста.)

– Какое настроение он вызывает?

– Почему Кусака боялась людей?

– Почему она полюбила Лелю?

– Какие слова становятся ключевыми и вытесняют из души собаки злобу? (Зачитываем из текста эпизод, в котором Кусака доверяется людям.)



3. Работа над третьей частью рассказа.



– Какой теперь мы видим Кусаку? ( Записываем в правую сторону тетради словесный ряд: всей…душой расцвела; было имя, стремглав неслась, изменилась; длинная шерсть…стала лосниться, как атлас; выбегала, важно осматривала).



Слайд 11



– Почему у Кусаки не «выпарился» до конца страх, почему она «ждала побоев»?



4. Работа над четвертой частью рассказа.



– Какое настроение создает описание пейзажа в начале четвертой части? (Зачитываем из текста.)

– Сопоставьте эти строки и заключительный пейзаж в первой части. (Сейчас огни гаснут, наступает темнота, предчувствие беды.)

– Почему Кусаку не взяли в город?

– Кто будет скучать: Кусака о Леле или Леля о Кусаке?

– Как прощается Леля с Кусакой?

– Вроде бы Леля не злая, но почему она так поступает? (Она воспринимала собаку как развлечение, в душе девочки не пробудилось сострадание.)

– Зачем Андреев вставляет в рассказ эпизод с дурачком Илюшей, не имеющий прямого отношения к истории Кусаки? (Люди жестоки не только к животным, но и друг к другу.)



5. Работа над пятой частью рассказа.



(Читаем вслух пятую часть рассказа.)



– Почему собака выла?

– Сопоставьте 1 и 5 части. Первая и последняя главы говорят нам об одиночестве собаки. Одинаковое ли это одиночество? (В первой главе собака не знала человеческой ласки, а в последней главе испытала человеческое предательство.)

– Мы отметили, что в конце первой части появляется надежда. А сейчас? (Зачитываем ключевые слова: «…свет долго еще боролся с тьмою…, но скоро уступил и он».)

– О чем хотел сказать нам автор в рассказе?

– Одобряет или осуждает он поступок Лели?



Вывод: Человек должен нести ответственность за судьбу тех, кто ему доверился.

Своим рассказом Леонид Андреев призывает нас обратить внимание на то, что люди жестоки, и не только по отношению к животным, но и друг к другу. Автор показывает, какими люди быть не должны.



VI. Заключение



(Вместе с учениками подводим итог урока.)



– На этом уроке вы познакомились с писателем Леонидом Андреевым и его рассказом «Кусака». Вы узнали:



– некоторые факты из жизни и литературной деятельности Л.Андреева;

– определили жанр произведения и дали его понятие;

– провели анализ рассказа «Кусака»;

– выявили идею, которая заложена в этом произведении.



VII. Домашнее задание.



Слайд 12



Написать рассказ «Мой друг».