СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Л. Н. Толстой " Акула"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Л. Н. Толстой " Акула"»

Тема: Л.Н. Толстой «Акула»

Цели:

1) Познакомить учащихся с произведением Л.Н. Толстого «Акула», его сюжетом (формирование умений устанавливать последовательность событий в тексте).

2) Совершенствование навыка выразительного, осознанного чтения, пробуждение познавательной активности.

Задачи:

1) Формирование умения понимать авторский замысел, раскрывать и формулировать тему и основную идею художественного произведения.

2) Совершенствование умения анализировать поступки литературных персонажей и видеть их мотивы, анализировать прочитанное (познавательные УУД).

3) Развивать воссоздающее и творческое воображение.

4) Воспитание эмоциональной отзывчивости к прочитанному, к героям и их поступкам, чувства сопереживания, сострадания, понимание моральных норм при оценке поступков героев (личностные УУД.)

5) Создание условий для развития устной монологической речи учащихся, для участия в учебном диалоге (коммуникативные УУД).

Тип урока: работа с художественным текстом.

Оборудование:

1) авторская выставка книг Л.Н. Толстого; 
2) презентация к уроку, компьютер, проектор, экран, 
3) печатные листы для составления плана к рассказу, 
Технология: развитие критического мышления через чтение и работу с текстом:

Приёмы:

1) прогнозирование по названию;

2) чтение с остановками;

3) чтение учителем;

4) выборочное чтение;

5) жужжащее чтение;

6) чтение про себя

7) обращение к личному опыту учащихся.


Виды работы на уроке: коллективная, парная, индивидуальная.


Литература: учебник Л.Ф.Климановой 3 класс. Рассказ «Акула» Л.Н.Толстого.













1. Организационный момент – приветствие. Эмоциональный настрой.

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте вместе их поприветствуем. Улыбнемся друг другу, создадим хорошее настроение, и пусть оно сохранится у нас на протяжении всего урока. Присаживайтесь!

2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

- Прочтите пословицу.( слайд 1)

Отвагаполовина спасения.

- Как вы понимаете эту пословицу? ( если человек отважный и решительный, то обязательно справится с трудностями)

- Прочитаем пословицу хором с вопросительной интонацией.

…….с утвердительной интонацией.

- Эту пословицу я выбрала неслучайно. Почему?

- На этот вопрос вы ответите в конце урока.

- С каким писателем мы начали работу на прошлом уроке?

( Слайд 2 портрет Л. Н. Толстого)

- Что интересного о его жизни и творчестве вы запомнили?

- Какие жанры использовал Л.Н. Толстой? ( рассказы, сказки, были, басни)

- О чем писал Л.Н. Толстой? ( о природе, о детях, о животных, о людях)

- Чему учат произведения Л. Н. Толстого?( добру, уважению, честности)

3. Подготовка к восприятию: введение в тему.

- Ребята, сегодня на уроке мы продолжим изучать творчество великого русского писателя Л.Н. Толстого, познакомимся с очень интересным захватывающим рассказом.

а) индивидуальная работа

- А чтобы узнать, какой рассказ мы будем читать на уроке, предлагаю выполнить задание, которое дано в карточке №1. Подчеркните только буквы русского алфавита. Будьте внимательными.

R F А Q N К G Z У I Л D Z А (АКУЛА)

- Какое получилось слово?

- Что обозначает это слово? (Акула – крупная хищная морская рыба.)

( слайд 3)

- Что интересного вы знаете об этой рыбе? (В водах Мирового океана насчитывается около 350 различных видов акул. Учёные установили, что появились они раньше динозавров. Акулы очень прожорливы и вечно голодные. Самая крупная (Слайд 4) китовая акула, а самая страшная рыба-людоед (Слайд 5)белая акула.) Её называют «белая смерть». Пасть акулы усажена несколькими рядами острых зубов. Кожа многих акул покрыта чешуёй с острыми шипами. Поэтому даже легкое прикосновение акулы, плывущей порой со скоростью 40 км/ч, наносит серьёзные раны.


- (Слайд 6) акул, очень много, о них вы можете узнать из энциклопедии , интернета самостоятельно.

- Давайте мы это слово прочитаем с разной интонацией хором


(Слайд 7)

Акула! Акула? Акула.

- Как вы думаете, всегда ли чувства на письме выражают при помощи знаков препинания?

-Об этом мы узнаем чуть позже.

4. Знакомство с темой урока и постановка целей урока.

- Итак, (Слайд 8) какая тема нашего урока? (Л.Н.Толстой “Акула”)


5. Игра-предположение «Угадай-ка» (Приём «Прогнозирование по названию»).

– Попробуйте предположить, о чём может пойти речь в произведении с таким названием «Акула»?

- Как вы думаете, кто будет главным героем этого произведения?

- Можно ли по названию определить, будет ли оно серьёзным, шуточным, смешным, поучительным?

– Как можно проверить ваши предположения? (Прочитать рассказ.)

6. Первичное знакомство с текстом.

а) Словарная работа.


- Чтобы лучше понять рассказ, давайте познакомимся с новыми словами, которые встретятся в тексте. Где можно найти объяснение этим словам? (Спросить у учителя, родителей, посмотреть в словаре, в интернете…).

-Ребята прочитайте слова, записанные на карточке № 2,читаем хором сначала по слогам, а потом целым словом, выделяя голосом ударный слог.

  • Артиллерист – человек, стреляющий из пушки. ( слайд 9)

  • Фитиль – шнур для поджигания пороха.

  • Хобот – задняя часть, на которую опирается пушка.

  • Ропот – неясные, негромкие голоса.

  • Якорь- металлический стержень с лапами, опускаемый на дно для удержания судна на месте

  • Купальня – строение для купания

-Как вы понимаете их значение?

- Ну, а теперь сядьте поудобнее и послушайте внимательно рассказ, попробуйте увидеть и прочувствовать всё, что услышите. ( диафильм)

Просмотр до слов «Акула плыла прямо на мальчиков…».)

б) чтение с остановками. (Прогнозирование по содержанию)

- Как вы думаете, что будет дальше? Как могут развиваться события?

(Дети высказывают свои предположения).

в) чтение текста до конца. (Диафильм. Просмотр до конца…»).

- Оправдались ли ваши предположения? (Ответы детей)

- Признаюсь, ребята, слушая рассказ, я очень волновалась.

- А вы, какие чувства испытали во время прослушивания?( тревоги, волнения, беспокойства, радости)

- Название рассказа уже вызывает беспокойство, страх.

- Было ли вам страшно? За кого? Когда?( за мальчиков, когда они стали купаться в открытом море, когда крикнули» Акула!)

7. Работа над содержанием текста.

а) работа над составлением картинного плана (ДОСКА)

- Ребята, я к этому рассказу подобрала картинки. Посмотрите внимательно, все ли они подходят к данному рассказу? Какая лишняя, почему?

-Помогите мне расположить их по порядку. Дети располагают картинки последовательно событиям.

- Что у нас получилось? (Картинный план)

- Этот план передаёт последовательность событий.

б) речевая разминка ( на доске)

- А теперь давайте прочитаем рассказ, но сначала потренируемся в чтении трудных слов.

На-пе-ре-гон-ки – наперегонки

Топ-лен-ный- топленный

По-на-тужь-ся - понатужься

Ра-зо-шёл-ся - разошёлся

Ко-лы-ха-лось - колыхалось

По-слы-шал-ся – послышался

Ку-па-ться- купаца

То-го -таво

в) повторное чтение текста по смысловым частям и составление плана

- Откройте учебник на стр. 124. Какая часть текста подходит к первому рисунку, найдите.

- Прочитаем хором 1 часть вместе со мной.

(Чтение первой части вслух « На буксир») (Читаем до слов: …перед закатом солнца капитан вышел)

- Где происходит действие рассказа? (На корабле.)

- Где стоял корабль? (У берегов Африки)

(Слайд 10)

- Ребята, Африка -это самый жаркий материк планеты. В Африке есть самая большая пустыня - Сахара.

- Как Толстой описывает погоду в этот день? Прочитайте. (День был прекрасный, с моря дул свежий ветер; но к вечеру погода изменилась: стало душно)

- С чем автор сравнивает погоду?( точно из топленной печки, несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары.)

-Какие литературные приёмы использует автор в произведении? (описание, сравнение)

-Как бы вы озаглавили эту первую часть? («Корабль у берегов Африки» или «Остановка корабля».)

-Какое было у вас в этот момент настроение?

(Слайд 11 а)

Название части

Настроение

1.«Корабль у берегов Африки» или «Остановка корабля».

Прекрасное


- Найдите следующую часть текста , соответствующую рисунку. Продолжаем читать жужжащим чтением. Начали. (Чтение второй части жужжащим чтением) (Читаем дальше до слов: На корабле с нами было два мальчика.)


– Где и почему моряки устроили купальню? (В парусе. Было безопасно.)

– Какое настроение было на корабле? (Спокойное)

- Как можно озаглавить эту часть? («Купание в парусе».)

(Слайд 11 б)

Название части

Настроение

2.Купание в парусе.

Спокойное

8.Физкультминутка под звуки моря

- Продолжаем работать.

- Найдите следующую часть текста ,соответствующую рисунку. Продолжаем читать цепочкой по предложению. (Чтение третьей части цепочкой по предложениям) (Читаем дальше до слов: Вдруг с палубы кто-то крикнул….)


- Кто же был с матросами на корабле? (Мальчики)

- Почему мальчики поплыли в открытое море? (Им тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки.)

– Что значит, слово вздумали? Почему не решили, не стали, а именно вздумали?( значит ни о чём не задумываясь, поплыли в открытое море, , так им захотелось, сиюминутное необдуманное желание, прихоть.)

– Как автор через это слово выражает своё отношение к их поступку? Почему? (Осуждает, т. к. у ребят не было сил)

- Подтвердите словами из текста. (Оба, как ящерицы, вытягивались в воде и что было силы поплыли к тому месту, где был бочонок над якорем.)

- Какое средство художественной выразительности использовал Толстой? (Сравнение)

- Как старый артиллерист отнёсся к забавам своего сына и его товарища? (Любовался, подзадоривал, гордился).

- Найдите в тексте слова, подтверждающие это. Отец мальчика старый артиллерист стоял на палубе и любовался на своего сына. Когда он стал отставать, отец крикнул ему: Не выдавай! Понатужься!)

- Что значит «Не выдавай! Понатужься!» (Это значит не сдаваться, постараться победить)

- Почему автор называет артиллериста старым? У него большой возраст? (Нет, он опытный).

– А как вы относитесь к забавам мальчиков? Понимаете или осуждаете их за это, если да, то за что? (Осуждаю за беззаботное поведение, не подумали об опасности)

- Как мы озаглавим эту часть?

- «Плавание наперегонки в открытом море» или «Мальчики в открытом море»

- Какое настроение вызвала эта часть? (Волнение)

. (Слайд 11 в)

Название части

Настроение

3.«Плавание наперегонки в открытом море» или «Мальчики в открытом море.

Волнение


9. Продолжение работы над содержанием текста.

- Найдите следующую часть текста соответствующую рисунку.

(Чтение четвертой части учителем) (Читаем дальше до слов: Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали….)

Я читаю, а вы следите.

- Каким словом автор передает неожиданность, внезапность появления акулы? (Вдруг)

- подберите синонимы к слову вдруг( внезапно, неожиданно, сей же час)

- Как вы думаете, почему автор использует слово вдруг, а не неожиданно…?( оно самое удачное, короткое, как выстрел)

- Кого увидели матросы с палубы? (Матросы увидели акулу)

- Какими словами автор называет акулу? Почему? (Морским чудовищем. Она хищница - вызывает страх, тревогу, опасность)

- Да, автор называет так акулу за тем, чтобы мы могли почувствовать страх за мальчиков. Над ними нависла беда.

- Итак, акула плыла прямо на мальчиков, как автор описывает отца мальчика? Как вы думаете, что он чувствовал? Прочитайте его реплику. (Назад! Назад! Вернитесь! Акула!)

- Как отреагировали дети на его слова? (Они не слышали его, плыли дальше, смеялись и кричали еще веселее и громче)

- С чем сравнивает автор артиллериста? Почему автор использует это сравнение? (С полотном, потому что артиллерист от испуга стал бледный как белая ткань)

- Какие чувства испытывает в этот момент артиллерист? (Схватил ужас, оцепенел от ужаса, страх)

- Действительно, когда человеку очень страшно, он в первые секунды впадает в оцепенение, не может ничего сделать, особенно , когда это касается самого близкого и родного человека.

- Как матросы решили помочь мальчикам? (Они спустили лодку, бросились в нее и поплыли к мальчикам)

- Найдите глаголы, которые описывают действия матросов. Как действуют матросы? (Спустили, бросились, понеслись. Они действуют быстро)

- На каком расстоянии от мальчиков акула? Успеют ли матросы спасти ребят? (Акула уже была не дальше 20-ти шагов от мальчиков. Матросы не успеют их спасти)

- Как озаглавим эту часть?

- «Появление морского чудовища» или «Акула».

- . (Слайд 11 в)

Название части

Настроение

4. «Появление морского чудовища» или «Акула»

Тревога, страх

- Найдите следующую часть текста, соответствующую рисунку. Прочитаем выразительно пятую часть. Кабанов Ваня. (Выразительное чтение учащимися пятой части). (Читаем дальше до слов: Визг этот как будто разбудил….)

- Что почувствовали мальчики, когда увидели акулу? А как автор это передает? (Мальчики испугались, пронзительный визг и мальчики поплыли в разные стороны).

- Как вы понимаете “визг разбудил артиллериста”? Почему автор использует именно это выражение? (ВИЗГ – это резкий крик. Артиллерист как будто очнулся от состояния оцепенения).

-Как озаглавим эту часть?

- «Пронзительный визг» или «Встреча с акулой».

- Запишите. (Слайд 11 г)

Название части

Настроение

5.«Пронзительный визг» или «Встреча с акулой»

Ужас мальчиков

- Найдите следующую часть текста, соответствующую рисунку. Прочитаем по абзацам. ( Чаплыгин, Сиротин, Каменев)(Чтение шестой части цепочкой по абзацам ). (Читаем дальше до слов: Но когда дым разошёлся над водой….)


- Как подействовал визг мальчика на отца? (Сорвался, побежал)

- Что автор хотел передать словами “сорвался с места”? (Стремительность действия, нельзя было терять ни секунды, он делал все быстро.).

- Какое решение принимает артиллерист? (Побежал к пушкам, повернул хобот, прилёг к пушке, прицелился и взял фитиль, раздался выстрел.)

– Почему он пошёл на этот шаг? (Не было другого выбора, последний шанс.)

– Как вы думаете, легко ли ему было принять решение стрелять из пушки?

(Нет, но в минуту опасности сильные отцовские чувства придали ему уверенности. Когда он понял что ребёнок на волосок от смерти, то сильные отцовские чувства, смелость, ответственность придали ему уверенности)

- Как вы думаете, какие чувства он испытал в этот момент? (Чувства тревоги, опасности, страха.)

- А что в это время делала команда? Как автор говорит об их бездействии? (Замерли от страха и ждали, что будет)

- Что автор хотел показать этими словами? (Все находились в состоянии оцепенения).

- Какой из этого можно сделать вывод? (Что этот визг разбудил лишь одного артиллериста).

- Почему после выстрела артиллерист закрыл лицо руками?(Сделал всё что мог; Так боялся, что не мог смотреть. Он не знал, застрелил акулу, и остались ли мальчики в живых.)

- А как бы вы поступили на месте отца?

– Перечислите качества, которые проявил артиллерист в этот момент.

(Смелость, мужество, трусость, решительность, находчивость.)

- Сразу ли стало, ясно помог ли артиллерист мальчикам? (Нет, так как автор говорит, “что мы не видели, потому что на минуту дым застлал нам глаза”)

- Как можно озаглавить эту часть?

- «Выстрел».

(Слайд 11 д)

Название части

Настроение

6.Выстрел.

Ужас отца

- Найдите следующую часть текста, соответствующую рисунку. Прочитайте шепотом вполголоса самостоятельно. (Чтение про себя седьмой части.)


– Чем закончилась эта история?

- Прочитайте. В какой момент артиллерист понял, что трагедию удалось избежать? (Но, когда дым разошёлся над водою, со всех сторон послышался сначала тихий ропот, потом этот ропот стал сильнее, и, наконец, со всех сторон раздался громкий , радостный крик.)
- Какое он сейчас испытывает чувство? (Чувство счастья, успокоения.)

- Что его успокоило? (По волнам колыхалось жёлтое брюхо мёртвой акулы. Привезли их на корабль)

- Как бы мы озаглавили эту часть?

-« Мальчики на корабле».

- (Слайд 11 е)

Название части

Настроение

1.«Корабль у берегов Африки» или «Остановка корабля»

Прекрасное

2. «Купание в парусе»

Спокойное

3.«Плавание наперегонки в открытом море» или «Мальчики в открытом море»

Волнение

4.«Появление морского чудовища» или «Акула»

Тревога, страх

5.«Пронзительный визг» или «Встреча с акулой»

Ужас мальчиков

6. «Выстрел»

Ужас отца

7. «Спасение мальчиков» или «Дети спасены»

Радость и облегчение



- Вернемся к пословице, ( слайд 12)

- Почему я начала урок с этой пословицы?

-Так, кто же главный герой рассказа?

-А почему тогда рассказ называется « Акула»?( акула – причина ситуации, в которой артиллерист повёл себя решительно, отважно, по-геройски)

- Для кого и как закончилась эта история?

Плюсы:

  1. Дети остались живы.

  2. Отец не потерял сына.

  3. Артиллерист совершил поступок.

  4. Дети вынесут из этой истории урок на всю жизнь.

Минусы:

  1. Убили акулу.

  2. Поступили необдуманно.

  3. Заставили отца переживать.


- Мог ли этот рассказ закончиться по-другому? Как? (Да мог, могли не спасти мальчиков.)

-Посмотрите по тексту, много ли восклицательных знаков, усиливающих напряжение?

- Всегда ли чувства на письме выражают при помощи знаков препинания?

-А как же получилось прочитать, услышать все напряжение? (У автора особые слова, выражения)

- Автор использует речевые обороты и слова, чтобы показать пик ситуации бывает так в жизни - наступает момент, когда никто не знает что делать дальше, тогда наступает «момент напряжённой тишины».

- Посмотрите на таблицу, какие чувства вы испытали при чтении рассказа?

- Да, Лев Николаевич Толстой не только великий писатель, но еще и тонкий психолог, заставил пережить нас и тревогу, и беспокойство, и волнение, которые переходят в страх, а в конце рассказа – радость и облегчение.

10. Итог урока.

– Чему нас научила история, описанная в рассказе?

(Никогда не теряться в различных ситуациях, стараться найти правильное быстрое решение, дорожить близкими, думать перед тем, что что-то сделать,предпринять.)

- Ребята, хотя рассказ написан более 100 лет назад, но он актуален и сейчас, автор показал переживания родителей , их любовь к своим детям, что ради детей, родители могут совершить поступки, которые спасут жизнь детям, осудил беззаботное отношение детей, показал опасности, которые могут подстерегать детей, помог нам понять, что даже из самой трудной ситуации можно найти выход.

11. Домашнее задание.(Слайд 13)

- Домашнее задание на выбор. Прочитайте и выберите один вариант, который вам по силам.


1)Перескажи текст по плану (стр 126)

2) Перескажи текст от имени артиллериста


12. Рефлексия:

- А теперь оцените свою работу на уроке, отношение к материалу урока, заполняя рефлексивные листы.

1.На уроке я работал(а)

Активно/пассивно

2.Своей работой на уроке я

Доволен/не доволен

3.Урок для меня показался

Коротким/длинным

4.За урок я

Не устал/устал

5.Моё настроение

Стало лучше/хуже

6.Материал урока мне был

Понятен/не понятен

Интересен/скучен



-Прокомментируйте свой выбор.

13. Выставление отметок за работу на уроке.









Карточка №1



R F А Q N К G Z У I Л D Z А 





Карточка №1





R F А Q N К G Z У I Л D Z А 



Карточка №1





R F А Q N К G Z У I Л D Z А 


Карточка №1



R F А Q N К G Z У I Л D Z А 


Карточка №1



R F А Q N К G Z У I Л D Z А 


Карточка №1



R F А Q N К G Z У I Л D Z А 



Карточка №1



R F А Q N К G Z У I Л D Z А 



Карточка №2


  • Артиллерист

  • Фитиль

  • Хобот –

  • Ропот –

  • Якорь-

  • Купальня –

Карточка №2


  • Артиллерист

  • Фитиль

  • Хобот –

  • Ропот –

  • Якорь-

  • Купальня –

Карточка №2


  • Артиллерист

  • Фитиль

  • Хобот –

  • Ропот –

  • Якорь-

  • Купальня –


1.На уроке я работал(а)

Активно/пассивно

2.Своей работой на уроке я

Доволен/не доволен

3.Урок для меня показался

Коротким/длинным

4.За урок я

Не устал/устал

5.Моё настроение

Стало лучше/хуже

6.Материал урока мне был

Понятен/не понятен

Интересен/скучен



1.На уроке я работал(а)

Активно/пассивно

2.Своей работой на уроке я

Доволен/не доволен

3.Урок для меня показался

Коротким/длинным

4.За урок я

Не устал/устал

5.Моё настроение

Стало лучше/хуже

6.Материал урока мне был

Понятен/не понятен

Интересен/скучен



1.На уроке я работал(а)

Активно/пассивно

2.Своей работой на уроке я

Доволен/не доволен

3.Урок для меня показался

Коротким/длинным

4.За урок я

Не устал/устал

5.Моё настроение

Стало лучше/хуже

6.Материал урока мне был

Понятен/не понятен

Интересен/скучен



1.На уроке я работал(а)

Активно/пассивно

2.Своей работой на уроке я

Доволен/не доволен

3.Урок для меня показался

Коротким/длинным

4.За урок я

Не устал/устал

5.Моё настроение

Стало лучше/хуже

6.Материал урока мне был

Понятен/не понятен

Интересен/скучен





ОКОУ « Клюквинская школа – интернат»

МО учителей начальных классов

Открытый урок

литературного чтения

в 3 « А» классе

Тема урока:

Л. Н. Толстой « Акула»

Подготовила: учитель I квалификационной категории

Куликова О. Д.

2022 – 2023 учебный год