СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря ». Сравнение текстов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с новыми рассказами Л.Н. Толстого. Сравнение текстов разных типов.

Просмотр содержимого документа
«Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря ». Сравнение текстов.»

Тема урока: Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря ». Сравнение текстов.


Тип урока: открытие нового знания

Цель: ознакомить с новыми рассказами Л. Н. Толстого, учить высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, способствовать развитию умений прогнозировать содержание по названию, сравнивать тексты разных типов; содействовать творческой активности, воспитанию любви к чтению.

Планируемые результаты

Предметные: научатся называть характерные особенности текста – описания и текста рассуждения, их отличительные признаки; читать выразительно; находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение)

Метапредметные:

познавательные: сопоставляют и сравнивают тексты разных типов; составляют модели текстов и сравнивают их между собой; выделяют в тексте-описании и тексте –рассуждении необходимую информацию с целью осмысления их специфических особенностей;

регулятивные: оценивают свою работу на уроке и работу своих товарищей; читают в соответствии с целью чтения;

Коммуникативные: распределяют роли в группе, договариваются между собой; вступают в дискуссии, соблюдая правила; выслушивают мнения товарищей

Личностные: рассказывают о своих чувствах связанных с чтением произведений, делятся своим эмоциональным состоянием, объясняют свои чувства и эмоции

Оборудование: презентация, учебник «Литературное чтение» 3 класс, словарь, таблица «Круговорот воды в природе», карточки, слайды с изображением видов природы.

ХОД УРОКА

I.Организационный момент. Слайд

Сегодня тексты почитаем,

порассуждаем, поиграем!

Скорей садитесь на места,

Ведь начинать уже пора.


II. Проверка домашнего задания

- Ребята, скажите, творчество какого писателя мы изучали на протяжении нескольких последних уроков?(творчество Л.Н.Толстого)

- С каким произведением познакомились на предыдущем уроке? («Лев и собачка»)

1) - О чем рассказывает Л.Н.Толстой  в рассказе «Лев и собачка»?

    - Какие общечеловеческие ценности открылись вам при чтении рассказа «Лев и собачка»? (доброта, верность, преданность)

- А что такое «доброта»? Слайд

Толковый словарь В.Даля и словарь Ожегова.

 Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

 - Что будет с нами, если исчезнут доброта, красота, любовь?

- Оказывается, не только в отношениях  людей встречается доброта,  но и в отношениях животных, в чём мы убедились при чтении рассказа Л. Н. Толстого.

2) Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Лев и собачка» (Показывают свои иллюстрации.)

3) Придумайте свою концовку рассказа, чтобы она была радостной.


III. Речевая разминка «Ватрушка» Слайд

- Чтобы разговаривать, нам нужно выговаривать всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно...



IV. Мотивация. Определение детьми цели и задач урока


- Не только животные могут удивлять нас и радовать, природа тоже может нас удивлять, восхищать, завораживать своей красотой, необычностью. Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться.

1) – Я предлагаю вам прослушать музыкальный фрагмент Эдварда Грига "Утро" и расскажите, что вы представили. Слайд

-Что себе представляли? Какое время года? Суток?

-Какие явления природы можно наблюдать утром? (ответы детей)

Отгадайте загадку, о каком явлении идет речь?

Загадка: Слайд

Утром капельки воды
На траве увидишь ты,
В каплях лепестки цветов,
В каплях листики кустов.
Пьёт из капельки оса.
Эти капельки — …..

-А что такое роса?


- Наблюдали ли вы это явление природы? Отчего оно возникает? ( Выслушиваются ответы детей)

- Прочитайте, как об этом явлении написал C. И. Ожегов в " Словаре русского языка". (Дети читают текст)

Словарь: Слайд

Роса – маленькие капли влаги, оседающие на растениях, почве при наступлении утренней, или вечерней прохлады. (Словарь С. И. Ожегова)

-С помощью чего изобразил композитор картину природы? (с помощью звуков )

- С помощью чего изображает картину художник? (краски, карандаши)

-А как вы думаете, можно ли "нарисовать" словом?

- Сегодня мы ознакомимся с новыми рассказами Льва Николаевича Толстого. Чем они отличаются от прочитанных ранее, вы скажете мне в конце урока.

Откройте учебник на с 162. Прочитайте, как Л.Н.Толстой назвал свой рассказ.(Какая бывает роса на траве)

-Предположите, о чем будет текст?

V. Изучение нового материала

1) Прослушивание и просмотр текста под музыку. Слайд

2) Обмен впечатлениями

-Какие чувства возникли у вас после прослушивания рассказа?

- Сможете теперь ответить на вопрос автора, какая бывает роса на траве? (как алмаз, желтого, красного, синего цвета, как шарик светлый)

3) Повторное чтение.

-Прочитайте текст. Жужжащее чтение.

- Прочитайте текст еще раз «цепочкой». Попробуйте прочитать выразительно, как будто читает один человек.





Словарная работа.

- С чем сравнивает Л. Н. Толстой капельки росы? (Капли росы сравниваются с алмазами, потому что роса переливается на солнце и сверкает как драгоценные камни.)

Алмазы (словарь в учебнике с.220) - прозрачные драгоценные камни. Слайд

- А с чем ещё можно сравнить капли росы? (С искрами, каменьями, жемчугом, разноцветными стекляшками, слезинками.)

- А с чем сравнивается мохнатый пушистый листок? (с бархатом)

Бархат (словарь Ожегова) - плотная шёлковая или хлопчатобумажная ткань с мягким гладким и густым ворсом. Слайд

- Почему же автор сравнивает листочки с бархатом? (Учитель передаёт по рядам кусочки бархата.)

Дотроньтесь, ребята к ткани, что заметили? (Ворсинки. У листочков тоже есть ворсинки.)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Слайд

- А теперь представьте, что вы оказались солнечным утром в лесу.

На поляне, вдоль тропинки,

На траве блестят слезинки.

Это солнце рано встало,

Ожерелье надевало.

Ниточка оборвалась

– Бусы раскатились враз.

Надо нам на луг пойти,

Все жемчужинки найти.

Побежали по дорожке

– Намочили только ножки.

Зря пропали все труды!

Это ж капельки воды!


4) Работа после чтения

Выборочное чтение

- Давайте ещё раз выразительно прочитаем, как писатель «рисует» росу.

- Как вы думаете, когда писатель увидел росу? (Утром.)

- Какое это было утро: солнечное или пасмурное? Найдите доказательство в тексте.

- Где собираются капли росы? Найдите описание в рассказе.

Народные приметы Слайд

Обильная роса – к ясному дню.

Тихая светлая ночь без росы – жди на следующий день дождя.


— Подумайте, с какой целью Толстой написал его. (Чтобы поделиться с нами своей радостью, восхищением от увиден­ного. А может быть, потому, чтобы привлечь наше внимание к окружающему нас миру.)

- Как вы думаете, каким должен быть человек, который смог увидеть и так красиво описать летнее утро? (Внимательным, наблюдательным, любящим природу, прекрасное.)

-- Как мы должны относиться к природе, к цветочкам, деревцам?

- Определите тип текста? (текст-описание)







5.  Чтение текста  из энциклопедии о росе про себя.

- Перечитайте текст, постарайтесь передать своё отношение к увиденной картине.

Роса – это небольшие скопления воды, которые образуются на растениях при охлаждении воздуха . Почему образуется роса? На возникновение росы оказывают влияние следующие моменты:

наличие в атмосфере водяных паров;

достижение парами определенной температуры. Соблюдение этих двух условий приводит к тому, что роса выпадает. Образование росы происходит из-за того, что водяные пары, находящиеся в воздухе, при понижении температур начинают превращаться в воду и оседают на поверхности растений. Растения легко отдают тепло, поэтому являются идеальной поверхностью. Так они, можно сказать, дышат.

- Можем ли перечитать текст из энциклопедии так же передавая чувства, попробуйте это сделать.

 ( Дети читают и приходят к выводу, что чувства передать трудно,   так как нет отношения автора.)

- Это два текста описания, но они различаются между собой. В тексте- описании в энциклопедии мы встретили слова и выражения свойственные научной и деловой речи, получили точные сведения об этом явлении, не увидели отношения автора.

В рассказе Толстого используются изобразительные средства языка, мы видим отношение автора.

- Какие названия вы бы могли дать этим текстам - описаниям, к каким стилям они относятся? (Текст, написанный Л. Н. Толстым художественный, а  статья   в энциклопедии это научный текст.)

  1. Продолжение изучения темы

- Послушайте, ребята, о чём однажды поспорили Море и Туча.


Говорило Море Туче,

Той, что ливень пролила:

-Эй, ты Туча! Что ж ты лучше

Места выбрать не могла?

Отвечала Морю Туча:

- Я у всех морей в долгу!

И сегодня выпал случай –

Расплатилась, чем могу!


- А вот чем расплатилась Туча с Морем, почему она у всех Морей в долгу, вы ответите мне, после чтения ещё одного рассказа Л. Н. Толстого.

1) Чтение рассказа «Куда девается вода из моря?

-- Какой знак препинания стоит в конце текста? ( многоточие.)

- Что обозначает многоточие? (Что действие не закончено...)

- Что же будет происходить дальше в этом рассказе?(будет повторяться)

- Как называется явление, о котором пишет Л.Н.Толстой (Круговорот воды в природе)

2) Словарная работа.

- Ребята, все ли слова вам понятны? Какое лексическое значение у слова «ключ»?

Ключ - бьющий из земли источник

Ключ- металлический стержень особой формы для отпирания и запирания замка.

Ключ - приспособление для отвинчивания или завинчивания гаек, откупоривания

3) Повторное чтение и обсуждение (Жужжащее чтение)

-Прочитайте жужжащим чтением

4)Работа над содержанием текста

- В середине текста Толстой задает вопросы. Зачитайте их. (Куда девается вода из моря? Отчего она не течёт через край?)

- Как вода попадает в моря?

- Куда течет вода из родников?

- Когда образовались моря? (С тех пор, как мир сотворен)

- Почему туча у всех морей в долгу?(Туча в долгу потому – что вода из моря испаряется и образуются тучи)

- Чем расплатилась туча с морем? (Дождем)

-О чем хотел рассказать нам автор (Он объясняет, доказывает, куда девается вода.)

- Какому типу текста относится это произведение ? (Это текст-рассуждение)

- Вспомните признаки этого текста

На доску вывешивается таблица:

«Текст-рассуждение - размышление о том, почему предмет такой, почему к нему такое отношение. Вопросы: Почему? Зачем? Отчего?».


VII. Итог урока.

-Ребята, давайте подведём итог урока.

- С какими рассказами вы познакомились на этом уроке?

-Чем же отличаются от прочитанных ранее и между собой?

- О каких явлениях природы вы вспомнили, узнали?

- Какие виды текстов вы вспомнили?


VIII. Рефлексия.

  • Сегодня я узнал …

  • Мне понравилось…

  • Для меня самым трудным было…

  • Для меня самым интересным было…


-Сегодня мы вспомнили о круговороте воды в природе. Ведь это явление можно сравнить с добрыми делами. Если ты делаешь добро человеку, потом оно к тебе обязательно возвращается.

А всем присутствующим на нашем уроке я хочу пожелать, чтобы слова великого русского писателя и мудреца Л. Н. Толстого всегда были в вашем сердце о том, что:


- Все люди на земле должны жить в дружбе и взаимопомощи, а добро должно побеждать зло.

VI. Домашнее задание.

1.Стр.162-163 выразительно читать

2.Читать и пересказывать