Тема урока: Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря ». Сравнение текстов.
Тип урока: открытие нового знания
Цель: ознакомить с новыми рассказами Л. Н. Толстого, учить высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, способствовать развитию умений прогнозировать содержание по названию, сравнивать тексты разных типов; содействовать творческой активности, воспитанию любви к чтению.
Планируемые результаты
Предметные: научатся называть характерные особенности текста – описания и текста рассуждения, их отличительные признаки; читать выразительно; находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение)
Метапредметные:
познавательные: сопоставляют и сравнивают тексты разных типов; составляют модели текстов и сравнивают их между собой; выделяют в тексте-описании и тексте –рассуждении необходимую информацию с целью осмысления их специфических особенностей;
регулятивные: оценивают свою работу на уроке и работу своих товарищей; читают в соответствии с целью чтения;
Коммуникативные: распределяют роли в группе, договариваются между собой; вступают в дискуссии, соблюдая правила; выслушивают мнения товарищей
Личностные: рассказывают о своих чувствах связанных с чтением произведений, делятся своим эмоциональным состоянием, объясняют свои чувства и эмоции
Оборудование: презентация, учебник «Литературное чтение» 3 класс, словарь, таблица «Круговорот воды в природе», карточки, слайды с изображением видов природы.
ХОД УРОКА
I.Организационный момент. Слайд
Сегодня тексты почитаем,
порассуждаем, поиграем!
Скорей садитесь на места,
Ведь начинать уже пора.
II. Проверка домашнего задания
- Ребята, скажите, творчество какого писателя мы изучали на протяжении нескольких последних уроков?(творчество Л.Н.Толстого)
- С каким произведением познакомились на предыдущем уроке? («Лев и собачка»)
1) - О чем рассказывает Л.Н.Толстой в рассказе «Лев и собачка»?
- Какие общечеловеческие ценности открылись вам при чтении рассказа «Лев и собачка»? (доброта, верность, преданность)
- А что такое «доброта»? Слайд
Толковый словарь В.Даля и словарь Ожегова.
Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
- Что будет с нами, если исчезнут доброта, красота, любовь?
- Оказывается, не только в отношениях людей встречается доброта, но и в отношениях животных, в чём мы убедились при чтении рассказа Л. Н. Толстого.
2) Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Лев и собачка» (Показывают свои иллюстрации.)
3) Придумайте свою концовку рассказа, чтобы она была радостной.
III. Речевая разминка «Ватрушка» Слайд
- Чтобы разговаривать, нам нужно выговаривать всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно...
IV. Мотивация. Определение детьми цели и задач урока
- Не только животные могут удивлять нас и радовать, природа тоже может нас удивлять, восхищать, завораживать своей красотой, необычностью. Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться.
1) – Я предлагаю вам прослушать музыкальный фрагмент Эдварда Грига "Утро" и расскажите, что вы представили. Слайд
-Что себе представляли? Какое время года? Суток?
-Какие явления природы можно наблюдать утром? (ответы детей)
Отгадайте загадку, о каком явлении идет речь?
Загадка: Слайд
Утром капельки воды
На траве увидишь ты,
В каплях лепестки цветов,
В каплях листики кустов.
Пьёт из капельки оса.
Эти капельки — …..
-А что такое роса?
- Наблюдали ли вы это явление природы? Отчего оно возникает? ( Выслушиваются ответы детей)
- Прочитайте, как об этом явлении написал C. И. Ожегов в " Словаре русского языка". (Дети читают текст)
Словарь: Слайд
Роса – маленькие капли влаги, оседающие на растениях, почве при наступлении утренней, или вечерней прохлады. (Словарь С. И. Ожегова)
-С помощью чего изобразил композитор картину природы? (с помощью звуков )
- С помощью чего изображает картину художник? (краски, карандаши)
-А как вы думаете, можно ли "нарисовать" словом?
- Сегодня мы ознакомимся с новыми рассказами Льва Николаевича Толстого. Чем они отличаются от прочитанных ранее, вы скажете мне в конце урока.
Откройте учебник на с 162. Прочитайте, как Л.Н.Толстой назвал свой рассказ.(Какая бывает роса на траве)
-Предположите, о чем будет текст?
V. Изучение нового материала
1) Прослушивание и просмотр текста под музыку. Слайд
2) Обмен впечатлениями
-Какие чувства возникли у вас после прослушивания рассказа?
- Сможете теперь ответить на вопрос автора, какая бывает роса на траве? (как алмаз, желтого, красного, синего цвета, как шарик светлый)
3) Повторное чтение.
-Прочитайте текст. Жужжащее чтение.
- Прочитайте текст еще раз «цепочкой». Попробуйте прочитать выразительно, как будто читает один человек.
Словарная работа.
- С чем сравнивает Л. Н. Толстой капельки росы? (Капли росы сравниваются с алмазами, потому что роса переливается на солнце и сверкает как драгоценные камни.)
Алмазы (словарь в учебнике с.220) - прозрачные драгоценные камни. Слайд
- А с чем ещё можно сравнить капли росы? (С искрами, каменьями, жемчугом, разноцветными стекляшками, слезинками.)
- А с чем сравнивается мохнатый пушистый листок? (с бархатом)
Бархат (словарь Ожегова) - плотная шёлковая или хлопчатобумажная ткань с мягким гладким и густым ворсом. Слайд
- Почему же автор сравнивает листочки с бархатом? (Учитель передаёт по рядам кусочки бархата.)
Дотроньтесь, ребята к ткани, что заметили? (Ворсинки. У листочков тоже есть ворсинки.)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Слайд
- А теперь представьте, что вы оказались солнечным утром в лесу.
На поляне, вдоль тропинки,
На траве блестят слезинки.
Это солнце рано встало,
Ожерелье надевало.
Ниточка оборвалась
– Бусы раскатились враз.
Надо нам на луг пойти,
Все жемчужинки найти.
Побежали по дорожке
– Намочили только ножки.
Зря пропали все труды!
Это ж капельки воды!
4) Работа после чтения
Выборочное чтение
- Давайте ещё раз выразительно прочитаем, как писатель «рисует» росу.
- Как вы думаете, когда писатель увидел росу? (Утром.)
- Какое это было утро: солнечное или пасмурное? Найдите доказательство в тексте.
- Где собираются капли росы? Найдите описание в рассказе.
Народные приметы Слайд
Обильная роса – к ясному дню.
Тихая светлая ночь без росы – жди на следующий день дождя.
— Подумайте, с какой целью Толстой написал его. (Чтобы поделиться с нами своей радостью, восхищением от увиденного. А может быть, потому, чтобы привлечь наше внимание к окружающему нас миру.)
- Как вы думаете, каким должен быть человек, который смог увидеть и так красиво описать летнее утро? (Внимательным, наблюдательным, любящим природу, прекрасное.)
-- Как мы должны относиться к природе, к цветочкам, деревцам?
- Определите тип текста? (текст-описание)
5. Чтение текста из энциклопедии о росе про себя.
- Перечитайте текст, постарайтесь передать своё отношение к увиденной картине.
Роса – это небольшие скопления воды, которые образуются на растениях при охлаждении воздуха . Почему образуется роса? На возникновение росы оказывают влияние следующие моменты:
наличие в атмосфере водяных паров;
достижение парами определенной температуры. Соблюдение этих двух условий приводит к тому, что роса выпадает. Образование росы происходит из-за того, что водяные пары, находящиеся в воздухе, при понижении температур начинают превращаться в воду и оседают на поверхности растений. Растения легко отдают тепло, поэтому являются идеальной поверхностью. Так они, можно сказать, дышат.
- Можем ли перечитать текст из энциклопедии так же передавая чувства, попробуйте это сделать.
( Дети читают и приходят к выводу, что чувства передать трудно, так как нет отношения автора.)
- Это два текста описания, но они различаются между собой. В тексте- описании в энциклопедии мы встретили слова и выражения свойственные научной и деловой речи, получили точные сведения об этом явлении, не увидели отношения автора.
В рассказе Толстого используются изобразительные средства языка, мы видим отношение автора.
- Какие названия вы бы могли дать этим текстам - описаниям, к каким стилям они относятся? (Текст, написанный Л. Н. Толстым художественный, а статья в энциклопедии это научный текст.)
Продолжение изучения темы
- Послушайте, ребята, о чём однажды поспорили Море и Туча.
Говорило Море Туче,
Той, что ливень пролила:
-Эй, ты Туча! Что ж ты лучше
Места выбрать не могла?
Отвечала Морю Туча:
- Я у всех морей в долгу!
И сегодня выпал случай –
Расплатилась, чем могу!
- А вот чем расплатилась Туча с Морем, почему она у всех Морей в долгу, вы ответите мне, после чтения ещё одного рассказа Л. Н. Толстого.
1) Чтение рассказа «Куда девается вода из моря?
-- Какой знак препинания стоит в конце текста? ( многоточие.)
- Что обозначает многоточие? (Что действие не закончено...)
- Что же будет происходить дальше в этом рассказе?(будет повторяться)
- Как называется явление, о котором пишет Л.Н.Толстой (Круговорот воды в природе)
2) Словарная работа.
- Ребята, все ли слова вам понятны? Какое лексическое значение у слова «ключ»?
Ключ - бьющий из земли источник
Ключ- металлический стержень особой формы для отпирания и запирания замка.
Ключ - приспособление для отвинчивания или завинчивания гаек, откупоривания
3) Повторное чтение и обсуждение (Жужжащее чтение)
-Прочитайте жужжащим чтением
4)Работа над содержанием текста
- В середине текста Толстой задает вопросы. Зачитайте их. (Куда девается вода из моря? Отчего она не течёт через край?)
- Как вода попадает в моря?
- Куда течет вода из родников?
- Когда образовались моря? (С тех пор, как мир сотворен)
- Почему туча у всех морей в долгу?(Туча в долгу потому – что вода из моря испаряется и образуются тучи)
- Чем расплатилась туча с морем? (Дождем)
-О чем хотел рассказать нам автор (Он объясняет, доказывает, куда девается вода.)
- Какому типу текста относится это произведение ? (Это текст-рассуждение)
- Вспомните признаки этого текста
На доску вывешивается таблица:
«Текст-рассуждение - размышление о том, почему предмет такой, почему к нему такое отношение. Вопросы: Почему? Зачем? Отчего?». |
VII. Итог урока.
-Ребята, давайте подведём итог урока.
- С какими рассказами вы познакомились на этом уроке?
-Чем же отличаются от прочитанных ранее и между собой?
- О каких явлениях природы вы вспомнили, узнали?
- Какие виды текстов вы вспомнили?
VIII. Рефлексия.
Сегодня я узнал …
Мне понравилось…
Для меня самым трудным было…
Для меня самым интересным было…
-Сегодня мы вспомнили о круговороте воды в природе. Ведь это явление можно сравнить с добрыми делами. Если ты делаешь добро человеку, потом оно к тебе обязательно возвращается.
А всем присутствующим на нашем уроке я хочу пожелать, чтобы слова великого русского писателя и мудреца Л. Н. Толстого всегда были в вашем сердце о том, что:
- Все люди на земле должны жить в дружбе и взаимопомощи, а добро должно побеждать зло.
VI. Домашнее задание.
1.Стр.162-163 выразительно читать
2.Читать и пересказывать