СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические разработки уроков к учебнику «литературное чтение» (3 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» (3 КЛАСС)

Ниже приведены выборочные методические разработ­ки уроков к учебнику «Литературное чтение» для 3 клас­са авт. Л. Ф. Климановой и др., в которых отражены новые подходы к обучению младших школьников в соот­ветствии с требованиями ФГОС НОО, в частности представ­лены разнообразные по типам уроки на деятельностной основе:

  • Урок 8[1]. Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Пример урока-практикума по отработке умений учащихся читать по ролям.

  • Урок 36. И. А. Крылов — великий баснописец. Басня как жанр литературы. Пример урока — заочной экскурсии.
  • Урок 50. Л. Н. Толстой. «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». Пример урока, предпо­лагающего сравнение учащимися текста-описания и тек­ста-рассуждения.
  • Урок 111. А. Платонов. «Цветок на земле». Пример уро­ка-исследования.
  • Урок 113. Развитие речи: выборочный пересказ эпизо­дов, замена диалогов косвенной речью (на примере про­изведения А. Платонова «Ещё мама»).
  • Урок 115. М. Зощенко. «Золотые слова». Пример урока- игры «В гостях у Лёли и Миньки».
  • Урок 118. Н. Носов. «Федина задача». Пример урока по изучению юмористического произведения: весёлое и смеш­ное в рассказе Н. Носова «Федина задача».
 

[1] Номера уроков указываются в соответствии с календарно-тема­тическим планированием.

Просмотр содержимого документа
«Методические разработки уроков к учебнику «литературное чтение» (3 класс)»


МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ
УРОКОВ К УЧЕБНИКУ
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» (3 КЛАСС)

Ниже приведены выборочные методические разработ­ки уроков к учебнику «Литературное чтение» для 3 клас­са авт. Л. Ф. Климановой и др., в которых отражены новые подходы к обучению младших школьников в соот­ветствии с требованиями ФГОС НОО, в частности представ­лены разнообразные по типам уроки на деятельностной основе:

  • Урок 8I. Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Пример урока-практикума по отработке умений учащихся читать по ролям.

  • Урок 36. И. А. Крылов — великий баснописец. Басня как жанр литературы. Пример урока — заочной экскурсии.

  • Урок 50. Л. Н. Толстой. «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». Пример урока, предпо­лагающего сравнение учащимися текста-описания и тек­ста-рассуждения.

  • Урок 111. А. Платонов. «Цветок на земле». Пример уро­ка-исследования.

  • Урок 113. Развитие речи: выборочный пересказ эпизо­дов, замена диалогов косвенной речью (на примере про­изведения А. Платонова «Ещё мама»).

  • Урок 115. М. Зощенко. «Золотые слова». Пример урока- игры «В гостях у Лёли и Миньки».

  • Урок 118. Н. Носов. «Федина задача». Пример урока по изучению юмористического произведения: весёлое и смеш­ное в рассказе Н. Носова «Федина задача».

Урок 8

Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Пример урока-практикума по отработке умений учащихся читать выразительно по ролям

На уроке данного типа отрабатываются прежде всего умения ро­левого чтения. Вместе с тем урок способствует развитию целого комплекса других важных умений школьников, а также форми­рованию личности учащегося. Школьники отрабатывают комму­никативные навыки, взаимодействуя в парах, тройках, мини­группах, а также учатся организовывать свою деятельность по подготовке ролевого чтения. При выборе роли каждый из учащихся решает какую-то личностную задачу, например стре­мится через ролевое чтение восполнить то, чего ему недостаёт в обыденной жизни, выразить то, чего у него в переизбытке и от чего необходимо избавитьсяII. Также ролевое чтение помогает учащимся глубже вникнуть в текст произведения, осоз­нать нюансы отношений между героями, «примерить» на себя те или иные способы самовыражения через демонстрацию раз­личных черт характера героя.

Целевые установки урока (планируемые результаты)

Предметные результаты: знать сюжет сказки, на­зывать героев, ориентироваться в тексте, читать вырази­тельно, передавать правильно с помощью интонации ха­рактер, чувства и настроение героев сказки, быстро просматривать текст, делить текст на смысловые части.

Метапредметные результаты:

  • регулятивные УУД: предлагать формулировку учеб­ной задачи урока; распределять роли для чтения в малой группе, планировать работу в группе, организовывать в своей группе прослушивание чтения по ролям от начала до конца; оценивать результаты своей работы;

  • познавательные УУД: выделять эпизоды для ро­левого чтения, пользоваться информацией о правилах выразительного чтения русских народных сказок в ходе работы над чтением по ролям; воспроизводить выводы по сказке, сделанные на предыдущем уроке;

  • коммуникативные УУД: выбирать для себя соответ­ствующую роль и объяснять свой выбор товарищам; уметь договариваться в процессе распределения ролей, уступать в случае необходимости, не конфликтовать; выслушивать мнение товарищей о качестве исполнения роли.

Личностные результаты: получать удовольствие в ходе исполнения своей роли при ролевом чтении; высказывать чувство удовлетворённости или неудовлетво­рённости качеством исполнения; рефлексировать по по­воду выполняемой работы.

Ресурсы и оборудование

  • Учебник «Литературное чтение» (3 класс) авт. Л. Ф. Климановой и др. (далее — учебник), часть 1, с. 22—27 либо распечатка текста сказки «Сестрица Алё­нушка и братец Иванушка» на отдельных листах для раз­метки партитуры чтения.

  • Оценочные листы для каждой группы.

Ход урока

Актуализация знаний учащихся. Беседа по вопросам:

  • С какой сказкой мы знакомились на прошлом уроке?

  • Какую мудрую мысль мы вынесли из сказки?

  • Какие особенности русских народных волшебных сказок вы знаете?

  • Если бы вам предложили поставить сказку на сцене как спектакль, то какую атмосферу вы создали бы в театре?

Целеполагание, формулирование учебной задачи уро­ка. Учитель обращается к учащимся: «Я предлагаю вам попробовать подготовить небольшой спектакль по сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» для детей дет­ского сада. Как вы думаете, с чего нужно начать? (Дети предлагают свои варианты.) Всё это верно, но главное — нужно научиться выразительно читать диалоги героев сказки. Итак, как мы сформулируем учебную задачу к сегодняшнему уроку? (Наиболее верную формулировку учебной задачи учитель записывает на доске.) Верно, ребята, научиться читать выразительно по ролям — это главная задача, которую необходимо осуществить, чтобы потом поставить спектакль. В конце урока мы выберем лучших чтецов и попросим их поучаствовать в сказочном спектакле».

Подготовка к чтению по ролям. Беседа об особенно­стях характеров героев. Дети должны вспомнить всех героев сказки и дать характеристику каждому персонажу. Затем следует обсудить с детьми, какая интонация помо­жет лучше передать характер, чувства и настроения геро­ев в той или иной ситуации. Если дети работают не с учебником, а с распечаткой текста, то в ходе беседы они могут делать пометки о том, как следует читать ту или иную реплику.

Просмотровое чтение с целью деления текста на смысловые эпизоды. Перед детьми следует поста­вить задачу просмотреть текст и определить, на сколько смысловых частей его можно разделить. Учащиеся долж­ны выделить 3 смысловые части.

Затем необходимо определить, сколько человек потре­буется для чтения каждого эпизода (трудность заключа­ется в том, что дети часто забывают автора-рассказчика):

первый эпизод — автор-рассказчик, Алёнушка, Ива­нушка;

второй эпизод — автор-рассказчик, купец, ведьма, коз­лёночек;

третий эпизод — автор-рассказчик, козлёночек, Алё­нушка, ведьма.

Деление на группы и распределение ролей. Учи­тель предлагает детям распределиться на малые группы: «Первый эпизод читают три человека. Объединитесь в тройки те, кто хотел бы читать первый эпизод. Второй и третий эпизоды читают четыре человека, поэтому объ­единитесь по четверо те, кто хотел бы читать второй или третий эпизод».

Один и тот же эпизод могут читать разные группы. На подготовку отводится 15 минут. Учитель должен сооб­щить, что чтение каждой группы будет оцениваться дру­гими группами по определённым критериям, заданным в оценочных листах.

Работа в группах. Учащиеся, объединившись в груп­пы, находят в классной комнате место для ролевого чте­ния. Дети в 3 классе уже понимают, что читать вслух нужно негромко, так, чтобы не мешать другим. В классе будет стоять нормальный рабочий шум, чего не следует бояться. Учитель следит за временем и при необходимо­сти информирует учащихся о том, сколько времени оста­лось до конца подготовки.

Прослушивание групп и оценка результатов работы. Данную работу целесообразнее организовать следующим образом: если две или три группы выбрали первый эпизод, то лучше сразу прослушать все эти груп­пы, сравнить результаты и выбрать лучших чтецов. Ана­логично проводится слушание следующих эпизодов.

В момент выступления группы другие учащиеся отме­чают с помощью символов в оценочных листах качество выполненной работы. Затем учащиеся в группах дают в устной форме обобщающую оценку выступления и пере­водят её в балльную систему по следующим критериям:

  • читали без ошибок / с ошибками;

  • читали внятно и разборчиво / невнятно, неразборчиво;

  • читали достаточно громко / недостаточно громко;

  • соблюдали темп чтения сказки / не соблюдали темп;

  • смогли передать характер и чувства героев в соответ­ствии с ситуацией / не смогли.

За каждый соблюдённый критерий группа получает 1 балл. Максимально возможная оценка работы группы — 5 баллов, т. е. учащиеся этой группы получают отметку «5». Если критерий не реализован, то 1 балл убирается, и отметка, соответственно, снижается.

Подведение итогов. Рефлексия. Самооценка. На дан­ном этапе требуется:

  • проанализировать, достигнута ли на уроке учебная задача;

  • назвать лучших чтецов, которые рекомендуются к участию в спектакле;

  • чтобы остальные учащиеся не чувствовали себя об­делёнными, предложить им поучаствовать в репетициях второго состава;

  • обсудить техническую подготовку спектакля: созда­ние спектакля требует усилий многих людей, нужны будут декораторы, костюмеры и др., т. е. те люди, без которых спектакль не состоится, поэтому каждому най­дётся дело по душе.

Домашнее задание. Дети-актёры учат наизусть слова роли. Другие учащиеся должны определиться, какую помощь в подготовке спектакля они бы хотели оказать, подумать над реквизитом, декорациями, костюмами, му­зыкальным и художественным оформлением спектакля. Можно организовать «Короб оригинальных идей», в кото­рый школьники смогут собрать (положить записки) свои оригинальные идеи и предложения.

Урок 36

И. А. Крылов — великий баснописец.

Басня как жанр литературы

Пример урока - заочной экскурсии

Урок, который будет представлен ниже, разработан с целью по­казать учителю, каким образом можно на этапе подготовки школьников к чтению басен включить заочную экскурсию как наиболее интересную и увлекательную форму работы на уроке литературного чтения. Мы уже говорили об особенностях про­ведения заочной экскурсии, хотим лишь напомнить, что эта фор­ма работы является эффективным средством развития у учащих­ся воссоздающего воображения, ассоциативного мышления, развивает у ребёнка эмоциональную сферу и эстетическую вос­приимчивость к художественному слову, создаёт предпосылки для формирования художественного вкуса и развития личности в целом.

Целевые установки урока (планируемые результаты) Пред метные результаты: знать и называть имя, отчество и фамилию великого русского баснописца; назы­вать басни, прочитанные ранее; знать и называть героев известных басен И. А. Крылова; знать, где находится па­мятник И. А. Крылову в Санкт-Петербурге; называть не­которые изученные ранее особенности басенного жанра; воспроизводить наизусть строки из ранее изученных басен.

Метапред метные результаты:

  • регулятивные УУД: определять учебную задачу урока в совместном обсуждении, соотносить её выполне­ние с формулировкой в конце урока; оценивать себя на различных этапах урока;

  • познавательные УУД: воспроизводить информацию, полученную в ходе заочной экскурсии (по наводящим во­просам учителя); фиксировать информацию в виде таблицы;

  • коммуникативные УУД: принимать участие в дис­куссиях, задавать вопросы собеседникам, отвечать на во­просы своих одноклассников.

Личностные результаты: проявлять интерес к твор­честву И. А. Крылова и чтению его басен.

Ресурсы и оборудование

  • Учебник, часть 1, с. 130—139.

  • Компьютер.

  • Мультимедиапроектор.

  • Электронная доска.

  • Презентация к уроку.

  • Карточки для фиксации информации (по количеству учащихся).

Ход урока

Вводное слово учителя. Под звуки «Лунной сонаты» Л. Бетховена звучит стихотворение М. Исаковского, по­свящённое И. А. Крылову. В это время демонстрируется слайд презентации с портретом великого баснописца.

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

Всё знал и видел ум певца пытливый,

Всего сильней желая одного,

Чтоб жили жизнью вольной и счастливой,

Народ его и родина его.

Целеполагание, формулирование учебной задачи урока. Учитель предлагает учащимся следующие вопросы и задания:

  • Ребята, о ком эти строки? Знаком ли вам этот че­ловек?

  • Рассмотрите страницы 130—139 учебника. Как вы думаете, чему будут посвящены наши последующие уро­ки? Что нового вы ждёте от этих уроков?

— Посмотрите ещё раз материал на страницах 130— 133 учебника. Постарайтесь определить и сформулировать учебную задачу сегодняшнего урока. (Учащиеся предла­гают свои варианты.) Верно, сегодня мы расширим свои представления о великом баснописце Иване Андреевиче Крылове, совершим воображаемую экскурсию по Летнему саду Санкт-Петербурга, где возведён памятник Крылову, вспомним главных персонажей его басен, поговорим об особенностях басни как жанра.

Желательно сформулированные задачи зафиксировать на электронной доске или заранее подготовить и вывести на экран соответствующий слайд презентации.

Заочная экскурсия «Иван Андреевич Крылов и герои его басен». Учитель: «Имя Крылова знают все русские люди, его даже называют дедушкой Крыловым. Герои его басен известны каждому с детства. (Демонстрируется слайд с портретом И. А. Крылова.) Что же это был за человек? Как появлялись его басни? Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся в прошлое, приоткроем занавес и окунёмся. в начало XIX века. Давайте отправимся в ув­лекательное воображаемое путешествие по Летнему саду, расположенному в городе Санкт-Петербурге, где встре­тимся с гениальным драматургом и баснописцем Иваном Андреевичем Крыловым. (Пауза.)

В Санкт-Петербурге в Летнем саду. (Звучит начало «Лунной сонаты» Л. Бетховена; музыка постепенно затихает и становится музыкальным фоном.) Вот мы медленно ступаем по дорожкам Летнего сада и останавли­ваемся недалеко от скамейки, расположенной в самом конце сада. На ней сидит пожилой, статный мужчина не­большого роста, с красивыми вьющимися волосами, слег­ка седеющими на висках, и удивительно умными глаза­ми. (Слайд с изображением памятника И. А. Крылову в Летнем саду Петербурга.) В его руках небольшая тетрадочка с какими-то записями. Рядом со скамейкой лежит изящная трость.

Вот брови этого человека удивлённо приподнимаются, он отрывается от тетрадки и начинает внимательно вгля­дываться в ворону, сидящую на ветке дерева. В клюве ворона держит кусочек хлеба, но это не мешает ей с ин­тересом наблюдать за чем-то в траве. Вдруг, словно по­чувствовав на себе взгляд или услышав шорох в траве, ворона стремительно взлетает с ветки и улетает прочь. Загадочный человек улыбается, в его глазах появляется озорной огонёк, он поспешно встаёт, берёт в руки трость и, тихонько посвистывая, идёт по дорожке к выходу из сада. Вот он ближе и ближе к нам. Ба! Да ведь это же Иван Андреевич Крылов собственной персоной. Увлечён­ный какой-то мыслью, он проходит мимо, не заметив нас.

Через несколько дней в печати появляется басня Кры­лова «Ворона и Лисица», которая уже на следующий день становится известной на весь Петербург.

Крылов писал много: стихи, пьесы, издавал журналы. Однако его имя всегда ассоциируется с его бессмертными, нестареющими баснями. Мы смеёмся над их героями — потешными зверями, иногда хитрыми и злыми, иногда глупыми, и понимаем, что Крылов высмеивает и разобла­чает в своих баснях человеческие недостатки и пороки, такие, как зависть, ложь, месть, невежество, трусость, хвастливость, лицемерие.

Герои его басен — добродушный увалень медведь, хи­трая, льстивая лиса, тупой, упрямый осёл и многие дру­гие — как будто пришли из народных сказок. (Демон­стрируются изображения перечисляемых героев басен.)

(Музыка затихает.) Рассмотрите памятник, постав­ленный в честь Ивана Андреевича Крылова в Летнем саду Санкт-Петербурга. Памятник был отлит из бронзы и возведён на народные деньги. Это говорит о великой люб­ви народа к гениальному баснописцу.

(Звучит «Вальс10» Ф. Шопена.) Весной 1854 го­да скульптором Петром Карловичем Клодтом была произ­ведена отливка памятника и чеканка барельефов. На ба­рельефах скульптор изобразил сцены из басен Крылова: «Лисица и виноград», «Лягушка и Вол», «Лев на ловле», «Ворона и Лисица», «Слон на воеводстве», «Петух и Жем­чужное Зерно», «Воронёнок», «Квартет», «Лев и Барс», «Мартышка и Очки», «Волк и Журавль», «Белка», «Ку­кушка и Петух», «Демьянова уха», «Фортуна и Нищий». (На слайдах крупным планом демонстрируются соот­ветствующие фрагменты барельефов.) Многих из этих животных скульптор на время работы над памятником поселил в своей мастерской. Глядя на них, художник соз­давал свои эскизы. (Музыка затихает.)

Памятник Ивану Андреевичу Крылову размещён в парке рядом с детской площадкой. Подумайте, почему именно такое решение было принято городскими властя­ми? (Дети предлагают свои варианты. Учителю следует подвести школьников к пониманию того, что память об И. А. Крылове должна оставаться в сердцах людей с само­го детства, что те произведения, с которыми они знако­мятся на уроках литературного чтения, многому учат, заставляют размышлять над своими поступками и по­ступками других людей. Так как басни Крылова все дети знают с раннего возраста, то и памятник дедушке Кры­лову расположен в парке рядом с детской площадкой.)

На этом наша удивительная экскурсия заканчивается. Давайте откроем учебник на странице 132 и прочитаем статью о великом русском баснописце И. А. Крылове».

Работа с учебником (с. 130—133). После прочтения детьми статьи на с. 132 учитель спрашивает учащихся, какие басни Крылова они знают или, может быть, даже помнят наизусть. Затем можно попросить некоторых из детей постараться прочитать басни так, как читал их ав­тор: просто, искренне, как бы беседуя со слушателями.

Работая с иллюстрациями на с. 130—131 учебника, необходимо обратить особое внимание учащихся на зда­ние Императорской Публичной библиотеки города Санкт- Петербурга, в которой И. А. Крылов работал в течение 30 лет. Крылов оказался ещё и очень талантливым со­бирателем книг и во много раз приумножил фонды этой библиотеки.

Работа над жанровыми особенностями басни. Учитель проводит с учащимися актуализирующую беседу: «Ребя­та, вы уже не раз читали басни Крылова и многое знаете о них. Давайте вспомним, чем басня отличается от других жанров литературы. Что обычно стремится передать в басне автор? Как строится басня?»

Затем учитель предлагает школьникам задание: «А те­перь попробуйте определить, как назвать одним словом следующие строки, взятые из разных басен:

  • «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»;

  • «Ты всё пела? Это дело. Так поди же попляши!»;

  • «А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь»;

  • «Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапо­ги тачать пирожник».

После того как учащиеся ответят, демонстрируется слайд с определением слова «мораль».

Подведение итогов. Рефлексия. На данном этапе тре­буется:

  • проанализировать, достигнута ли на уроке учебная задача;

  • повторить то новое, что школьники узнали на уро­ке об И. А. Крылове;

  • закрепить уже имеющиеся, ранее приобретённые знания школьников об И. А. Крылове;

  • ещё раз предложить учащимся задуматься над тем, почему русские люди так хотели, чтобы был сооружён па­мятник И. А. Крылову, и активно собирали на него деньги;

  • прояснить, появилось ли у учащихся желание уз­нать об И. А Крылове ещё что-либо интересное, прочитать другие его басни.

Самооценка. Каждый учащийся должен оценить свою работу на уроке с точки зрения усвоения новой информа­ции:

1 узнал много интересного и многое запомнил;

1 узнал многое, но не всё запомнил;

1 узнал мало и мало что запомнил, нужно ещё по­вторить.

Домашнее задание. Подготовить интересное сообщение об И. А. Крылове. При этом постараться показать связь его биографии и написанных поэтом басен.

Урок 50

Л. Н. Толстой. «Какая бывает роса на траве»,

«Куда девается вода из моря?»

Пример урока, предполагающего сравнение учащимися текста- описания и текста-рассуждения

Мы уже говорили о том, что уроки изучения произведений в форме текстов-описаний и текстов-рассуждений являются наи­более сложными для младших школьников, имеют свою специ­фику, которую учитель должен учитывать при подготовке к та­ким урокам. Приведём пример урока по сравнению произведений Л. Н. Толстого «Какая бывает роса на траве» и «Куда девается вода из моря?». Ранее учащиеся изучали творчество Л. Н. Тол­стого в основном по его художественным рассказам («Фили­пок», «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка» и др.). Школьники освоили композицию рассказа как жанра, научились замечать художественные детали текста, прояснили нравственный смысл толстовских произведений. Теперь им предстоит познакомиться со спецификой произведений писателя, которые он сочинял для учеников яснополянской школы. Задачей приведённого ниже урока будет научить детей сравнивать два типа текста, выявляя в них общее и различное.

Целевые установки урока (планируемые результаты)

Пред метные результаты: знать характерные осо­бенности текста-описания и текста-рассуждения; знать, чем отличается текст-описание от текста-рассуждения (на примере изученных рассказов Л. Н. Толстого); читать произведения выразительно в соответствии с задачей чте­ния (текст-описание и текст-рассуждение читаются по- разному); пользоваться приёмами просмотрового чтения. Метапредметные результаты:

регулятивные УУД: формулировать учебную задачу урока в малых группах; планировать процесс сравнения текстов в малой группе; оценивать свою работу на уроке и работу своих товарищей в группе;

  • познавательные УУД: сопоставлять и сравнивать тексты разных типов и стилей; на основе сопоставления составлять таблицу и делать обобщения по ней; состав­лять модели текстов и сравнивать их между собой; вы­делять в тексте-описании и тексте-рассуждении необходи­мую информацию с целью осмысления их специфических особенностей;

  • коммуникативные УУД: уметь распределять роли в группе, договариваться между собой в ходе выполнения заданий; выдвигать гипотезы для их коллективного об­суждения; вступать в дискуссии, соблюдая правила их ведения; выслушивать мнение товарищей по группе.

Личностные результаты: рассказывать о своих чувствах, связанных с чтением произведений, делиться своим эмоциональным состоянием, объяснять свои чув­ства и эмоции.

Ресурсы и оборудование

  • Учебник, часть 1, с. 162—163.

  • Компьютер.

  • Мультимедиапроектор.

  • Электронная доска.

  • Презентация к уроку.

  • Карточки с заданиями для малых групп.

  • Карточки со значками-оценками.

Ход урока

Проверка домашнего задания. На данном этапе требу­ется не только опросить детей о том, как они выполнили домашнее задание, но и помочь им сделать некоторое обобщение о прочитанных рассказах Л. Н. Толстого «Аку­ла», «Прыжок», «Лев и собачка» — найти то, что их объ­единяет (прежде всего глубокий нравственный смысл дан­ных произведений). Так же важно повторить с детьми, какова композиция повествовательного рассказа как жан­ра, что обычно является главным в рассказе. Эти сведе­ния помогут подготовить учащихся к восприятию нового материала.

Актуализация знаний учащихся о художественном и научно-познавательном текстах. Во 2 классе учащимся уже приходилось сравнивать научно-познавательные и ху­дожественные тексты, поэтому они знают, чем различа­ются такие виды текстов. Для актуализации этих знаний (чтобы школьники вспомнили специфику научно-познава­тельных и художественных текстов) необходимо провести беседу, придерживаясь следующего плана:

  1. Вспомните, какие тексты мы обычно противопостав­ляем художественным текстам? (Научно-познавательные.)

  2. Назовите их отличительные особенности.

  3. Какова цель художественного высказывания? А ка­кова цель научного высказывания?

  4. Почему так происходит, что высказывания оформ­ляются в разных стилях — художественном или науч­ном? (Перед авторами стоят разные задачи.)

  5. Разбейтесь на группы. Откройте учебник на страни­цах 162—163 и просмотрите два текста Л. Н. Толстого. Обратите внимание на заголовки. Подумайте, как можно сформулировать учебную задачу сегодняшнего урока.

Целеполагание, формулирование учебной задачи урока. Чтобы учащимся легче было сформулировать учебную за­дачу урока, можно попросить школьников найти общее и различное в заголовках к текстам и подписях к ним. В ре­зультате этого дети должны прийти к выводу о том, что:

  • у текстов один автор, и оба заголовка сформулиро­ваны в виде вопроса (это общее);

  • подписи под заголовками нам сообщают о том, что один текст — описание, а другой — рассуждение, следо­вательно, это тексты различные по типу.

Отсюда вытекает учебная задача урока: сравнить тек­сты разных типов, найти их специфические особенности.

Работа над новым материалом. Л. Н. Толстой. «Какая бывает роса на траве».

Первичное восприятие произведения. Учитель либо сам читает рассказ, либо предлагает прослушать его в аудиозаписи в исполнении мастеров художественного слова, что будет способствовать более эмоциональному восприятию рассказа детьми.

Беседа о прочитанном, позволяющая оценить степень понимания детьми содержания рассказа, а также их эмо­циональное восприятие произведения, может проходить с опорой на следующие вопросы:

  • Понравилось ли вам то, как описывает Толстой росу на траве?

  • Чем особенно понравилось описание?

  • В какое время суток описывается роса? Как вы до­гадались?

  • На что именно обращает наше внимание писатель?

Чтение текста «Какая бывает роса на траве» уча­щимися в группах с заданием. Учащиеся делятся на мини-группы и читают рассказ Л. Н. Толстого «Какая бы­вает роса на траве». Каждая мини-группа получает своё задание, которое выполняется по ходу чтения и сразу после чтения текста. Задания должны ориентировать учащихся на поисковую деятельность.

Вот как могут выглядеть задания для 6 мини-групп (при выделении в классе большего или меньшего количе­ства групп задания можно перекомпоновать):

  1. я группа: «Прочитать по цепочке текст так, чтобы каждый учащийся поучаствовал в процессе чтения; поду­мать, почему автор назвал свой текст описанием».

  2. я группа: «Прочитать по цепочке текст так, чтобы каждый учащийся поучаствовал в процессе чтения. Из первого абзаца выписать слова и выражения, описываю­щие росу».

  3. я группа: «Прочитать по цепочке текст так, чтобы каждый учащийся поучаствовал в процессе чтения. Из второго и третьего абзацев выписать слова и выражения, описывающие лист, на котором автор увидел росу».

  4. я группа: «Прочитать по цепочке текст так, чтобы каждый учащийся поучаствовал в процессе чтения. Из четвёртого абзаца выписать слова и выражения, описыва­ющие то, как росинка скатывается по листочку».

  5. я группа: «Прочитать по цепочке текст так, чтобы каждый учащийся поучаствовал в процессе чтения. Най­ти и выписать из всего текста сравнительные обороты. Подумать, какие картины встают перед глазами при про­чтении данных сравнений».

  6. я группа: «Прочитать по цепочке текст так, чтобы каждый учащийся поучаствовал в процессе чтения. Най­ти в последнем абзаце и выписать слова и выражения, характеризующие чувства автора. Подумать над тем, ка­кую главную мысль хотел донести до читателя Л. Н. Тол­стой, к чему он призывает нас».

Взаимооценка. После того как школьники выполнили задания, необходимо выслушать каждую группу и оце­нить её работу. В 3 классе учитель может познакомить школьников с новой системой оценивания — знаковой, например такой:

Знак

Значение знака

Ф

Задание выполнено очень качественно

+

Задание выполнено с 1—2 недостатками

?

Необходимо подумать, почему не всё получи­лось


Требуется не только подумать над причинами неудач, но и очень хорошо потрудиться, чтобы исправить свои недочёты




После прослушивания выступлений каждой группы школьники других групп оценивают её работу — подни­мают карточку со знаком-оценкой и комментируют своё коллективное решение.

Группы лучше всего выслушивать в той последователь­ности, в которой они пронумерованы, так как их отчёты составят у учащихся всего класса целостное представле­ние о произведении Л. Н. Толстого.

Выслушав все группы, следует спросить учащихся, догадались ли они, у какой группы в задании был самый главный вопрос к данному произведению, как следует ответить на этот вопрос — так же, как ребята из этой группы, или по-другому.

Выводы и обобщения. После изучения текста-описания учащиеся подводят итоги (делают выводы) по ряду кри­териев (см. таблицу «Анализ текста» на с. 76—77), кото­рые для удобства можно сформулировать в виде вопросов:

  • Похожа ли композиция текста-повествования на по­строение теста-описания?

  • Что отражает заголовок к тексту?

  • Какова цель высказывания автора?

  • Какими языковыми средствами пользуется автор?

  • Каков стиль текста?

  • Какой это тип текста?

По мере нахождения ответов на электронной доске за­полняется второй столбик таблицы.

Особенности композиции каждого текста целесообразно представить в виде схемы с гиперссылками на слайде PowerPoint. При наведении курсора на название части тек­ста будет выводиться соответствующий фрагмент рассказа.

(Схемы построения текстов разных типов лучше впо­следствии оформить на отдельных плакатах, чтобы школь­ники визуально всегда могли обратиться к ним в нужную минуту.)

Л. Н. Толстой. «Куда девается вода из моря?».

Первичное восприятие текста. Учителю не обязательно читать данный рассказ вслух, так как при чтении научно­познавательных текстов нет большой необходимости пере­давать чувства, настроение и эмоциональную тональность произведения. Дети могут прочитать текст либо самостоя­тельно, либо по цепочке в мини-группах. В процессе беседы по содержанию учитель выясняет, что детьми понято и вос­принято верно, а что требует дополнительных разъяснений:

  • О чём этот текст?

  • Понравился ли он вам? Чем особенно понравился?

  • Почему автор назвал текст рассуждением?

Перечитывание текста учащимися и выявление его

особенностей. В ходе данной работы можно использовать следующие вопросы и задания:

  • Перечитайте первый абзац и скажите, откуда попа­дает вода в моря.

  • Перечитайте второй абзац и скажите, «куда девается вода из моря» и почему она «не течёт через край».

  • Как вы себе представляете этот процесс? В совмест­ной работе в группах нарисуйте схему этого процесса. (Дети работают в мини-группах; рисуют схемы, а за­тем демонстрируют их классу и дают необходимые по­яснения; каждая группа оценивается учащимися других групп.)

  • А теперь давайте подискутируем: на какой главный вопрос пытается дать ответ автор произведения? Какую главную мысль он стремится выразить в своём тексте?

В процессе обсуждения надо подвести учащихся к вы­воду, что автор стремится ответить на вопрос «почему это происходит?», хочет донести до читателя мысль о том, что всё в мире взаимосвязано, одни явления порождают другие.

Выводы и обобщения. Учащиеся анализируют текст­рассуждение по тем же критериям, что и текст-описание (см. таблицу «Анализ текстов» на с. 76—77). По мере на­хождения ответов на электронной доске заполняется тре­тий столбик таблицы.

Сравнение текстов Л. Н. Толстого «Какая быва­ет роса на траве» и «Куда девается вода из моря?».

Учащиеся завершают работу с таблицей «Анализ текстов» (пример заполненной таблицы приведён на с. 76—77).

После того как школьники придут к выводу о том, что тексты по всем критериям различны, необходимо спро­сить их о том, из какого текста информацию вычитывать труднее, а из какого легче и почему.

Подведение итогов. Выводы и обобщения учащихся по уроку. Рефлексия. На данном этапе целесообразно прове­сти беседу с опорой на следующие вопросы:

  • Какие характерные особенности текста-описания вы можете назвать?

  • Какие характерные особенности текста-рассуждения вы можете назвать?

  • Чему вы учились на сегодняшнем уроке?

  • Что нового вы узнали о произведениях Л. Н. Тол­стого? Можно ли после этого назвать его мастером слова?

  • Какое чувство осталось у вас после прочтения рас­сказов Л. Н. Толстого? Постарайтесь найти слово, объяс­няющее ваше чувство.

Самооценка. Определение уровня своих достижений на уроке. Если на уроке останется время, учитель может организовать процесс самооценивания школьников удоб­ным (или привычным) для него и детей образом.

Анализ текстов

76

Вопросы-критерии (демонстрируются на электронной доске)

Комментарий к анализу текстов

Л. Н. Толстой. «Какая бывает роса на траве» (текст-описание)

Л. Н. Толстой. «Куда девается вода из моря?» (текст-рассуждение)

Общий вывод

Похожа ли компози­ция текста-повество­вания на построение текста-описания?

Композиция текста- описания схожа с композицией текста- повествования и со­держит:

  • вступление;

  • основную часть (описание);

  • заключение

Композиция текста-рас­суждения отличается от текста-повествования и со­держит:

  • тезис-утверждение, что все реки текут в моря, ко­торое заканчивается глав­ным вопросом: «Куда дева­ется вода из моря?»;

  • основную часть (аргу­менты, факты и доказа­тельства), дающую ответ на главный вопрос;

  • вывод (в данном случае отсутствует)

Тексты имеют раз­личную композицию

Что отражает заголо­вок к тексту?

Вопросительное слово какая наводит на мысль, что будут опи­сываться какие-то признаки предмета, т. е. текст будет со­держать описание

Вопрос Куда девается вода из моря? заставляет задуматься, начать раз­мышлять

Цели высказывания различны








77





Какова цель высказы­вания автора?

Автор стремится по­казать, что в самом обыкновенном пред­мете можно увидеть красоту, желает поде­литься чувством от увиденной красоты

Автор стремится сообщить информацию о том, куда девается вода из моря и что с ней происходит на разных этапах процесса круговорота воды в приро­де. Чувства и эмоции не передаются, приводятся только факты1

Заголовки по-разному отражают содержа­ние текстов

Какими языковыми средствами пользуется автор?

В тексте преобладают образные слова и вы­ражения

В тексте слова в перенос­ном значении не употре­бляются. Используется нейтральная лексика: род­ники, ручьи, болота, мо­ря, туман, ветер, земля и пр.

Языковые средства различны

Каков стиль текста?

Художественный

Научный

Различаются

Какой это тип текста?

Описание

Рассуждение

Различаются




Домашнее задание. В качестве домашнего задания можно попросить школьников выполнить задание № 3 на с. 163 учебника, а в качестве помощника использовать рабочую тетрадь по литературному чтению.

Урок 111

А. Платонов. «Цветок на земле»

Урок-исследование

Предлагаем вашему вниманию урок-исследование. Следует об­ратить внимание на специфику организации такого урока, а так­же на предлагаемые учащимся исследовательские задачи. Рас­сказ А. Платонова довольно труден для восприятия младших школьников, так как в нём много тайного, скрытого смысла. Этот смысл нужно уловить в диалогах главных героев - дедушки Тита и его внука Афони. Важно помочь учащимся найти в тексте описания природы, чувств, мыслей и состояний главных героев и открыть их роль для обнаружения главной идеи рассказа.

Целевые установки урока (планируемые результаты)

Пред метные результаты: делить текст на смысло­вые части, выделять микротему каждой части; находить в тексте описания природы, осознавать их роль в конкрет­ном тексте; читать вдумчиво, замечать необычные обороты речи главных героев, толковать их в соответствии с замыс­лом автора; понимать значение незнакомых слов из кон­текста произведения.

Метапредметные результаты:

  • регулятивные УУД: формулировать учебную задачу урока; понимать и толковать исследовательские задачи, стоящие перед группой; планировать работу в группе; оценивать результаты работы в группе;

  • познавательные УУД: сравнивать эпизоды одного текста между собой; понять идею произведения в ходе анализа; делать выводы и обобщения на основе реализо­ванных исследовательских задач; прогнозировать разви­тие событий рассказа на основе сделанных выводов;

  • коммуникативные УУД: участвовать в диалоге с товарищами по группе; обсуждать различные идеи и мне­ния, бесконфликтно дискутировать; при необходимости делегировать полномочия для презентации результатов работы группы другим участникам; давать корректные со­веты по оформлению результатов работы группы.

Личностные результаты: высказываться позитив­но о пожилых людях, озвучивать стремление заботиться о них; осмыслить понятия «мудрость» и «тайна жизни», толковать их по просьбе учителя.

Ресурсы и оборудование

  • Учебник, часть 2, с. 129—136.

  • Рабочая тетрадь, с. 80.

  • Компьютер.

  • Мультимедиапроектор.

  • Карточки с исследовательскими заданиями для каж­дой группы.

Ход урока

Подготовка к восприятию рассказа А. Платонова «Цветок на земле». Актуализация жизненного опы­та учащихся. Учитель проводит беседу с учащимися:

  • Ребята, я знаю, что у многих из вас есть бабушки и дедушки, а у некоторых даже прабабушки и прадедуш­ки. Подумайте, почему мы любим их, за что ценим.

  • Как принято относиться к бабушкам и дедушкам в нашем обществе и ваших семьях?

  • Расскажите самый трогательный эпизод из ваших отношений с бабушкой или дедушкой.

Работа над заголовком рассказа. Учитель сообщает уча­щимся, что на уроке им предстоит познакомиться с произ­ведением известного писателя-соотечественника Андрея Платонова «Цветок на земле», и спрашивает: «Как вы думаете, почему свою беседу с вами я начал с разговора о ваших бабушках и дедушках, как это может быть свя­зано с названием рассказа «Цветок на земле»?» (Дети высказывают свои предположения.)

Целеполагание. Формулирование учебной задачи урока. Следует сообщить ребятам, что разговор в рассказе пойдёт о взаимоотношениях деда и внука, о том, какую главную тайну на земле открыл для своего внука дедушка.

Целесообразно поставить перед учащимися вопрос: «Как вы думаете, что будет главным на сегодняшнем уро­ке?» Школьников следует подвести к выводу, что на уро­ке им предстоит вместе с героями произведения открыть главную тайну на земле и постараться её понять.

Учитель поясняет: «Именно этим мы и будем сегодня заниматься — открывать тайну дедушки Тита. Но тайну эту вы будете открывать самостоятельно, в группах. У нас сегодня будет урок-исследование, и от того, насколько ка­чественно вы исследуете произведение Андрея Платонова, будет зависеть, сможете ли вы ответить на главный во­прос урока: «Какую тайну открыл дедушка Тит Афоне?»

Первичное восприятие текста. На данном этапе проходит чтение рассказа учителем и подготовленными учащимися.

Беседа на эмоциональное восприятие и по содер­жанию. Рекомендуются следующие вопросы:

  • Понравилось ли вам произведение? Что особенно понравилось?

  • О каких событиях рассказал нам автор?

  • Что особенно поразило вас в рассказе? Какой эпизод заинтересовал? Почему?

  • Что вы можете сказать об отношениях деда и внука?

Работа в группах. Выполнение исследовательских

заданий. Составление плана исследовательской ра­боты. Учитель спрашивает детей:

  • Как вы думаете, что необходимо сделать, прежде чем начать саму исследовательскую работу? (Составить план, продумать организацию работы так, чтобы в ра­боте участвовали все учащиеся класса и коллективно смогли найти ответ на главный вопрос урока.)

  • Верно, значит, нам нужно разделиться на мини­группы. А с каким материалом будет работать каждая группа? (Нужно поделить текст на смысловые части.)

  • Давайте разделим текст на части, найдём начало и конец каждой части. Затем каждая из групп получит кар­точку с заданиями, выполнение которых поможет нам всем вместе ответить на главный вопрос урока.

Инструктаж учителя по выполнению заданий:

  • Ребята, вы должны всё время помнить главный во­прос урока. Он записан на доске. Почаще перечитывайте вопрос, это поможет вам быстрее выполнить задания в группах.

  • Вспомните правила работы в группах.

  • Каждая группа получит карточку с заданием и ал­горитмом его выполнения. Обязательно выделите в тексте доказательства своей точки зрения.

  • Помните, что вам нужно будет представить резуль­таты работы интересно, доступно, так, чтобы другим группам было понятно, к каким выводам вы пришли.

Выполнение заданий учащимися в группах. Кар­точки с исследовательскими заданиями для малых групп могут выглядеть следующим образом:

Карточка 1

Задания

  1. Прочитайте первый эпизод рассказа от слов «Скучно Афо­не жить на свете» (с. 129) до слов «Не спи, дедушка! — попросил Афоня» (с. 130).

  2. Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:

  • Почему дедушка Тит всё время спит?

  • Как к этому относится Афоня?

  • Можно ли сказать, что дедушка ко всему равнодушен?

  1. Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает старость дедушки.

  2. Сделайте вывод о том, как складывались отношения Афо­ни и дедушки Тита. Сформулируйте вывод и приведите доказательства.

Карточка 2

Задания

  1. Прочитайте второй эпизод рассказа от слов «Но дедушка уже спал» (с. 130) до слов «Но дед уже умолк, он опять уснул в покое на русской печи» (с. 131).

  2. Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:

  • Как относится мама Афони к дедушке, в чём это проявляется?

  • Почему Афоня всё время подходил к спящему деду и слушал, как он дышит?

  • Как реагировал дедушка на вопросы внука?

  1. Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает старость дедушки.

  2. Сделайте вывод о том, как складывались отношения Афо­ни и дедушки Тита. Сформулируйте вывод и приведите доказательства.

Карточка 3

Задания

  1. Прочитайте третий эпизод рассказа от слов «Афоня тогда сам залез на печь к дедушке и начал будить его, чтобы он проснулся» (с. 131) до слов «Старый Тит испил квасу, взял Афоню за руку, и они пошли из избы наружу» (с. 132).

  2. Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:

  • Почему Афоня решил остановить маятник у часов?

  • От чего дедушка проснулся?

  • Почему старый дед «опомнился» и пошёл с Афоней «белый свет пытать»?

  1. Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает то, как Афоня уснул на груди у деда; подумай­те, почему автор пишет, что грудь дедушки пахла «тёплой землёю».

  2. Сделайте вывод, какие чувства испытывал Афоня по от­ношению к своему дедушке. Сформулируйте вывод и при­ведите доказательства.




























Задания

  1. Прочитайте четвёртый эпизод рассказа от слов «Там солн­це высоко стояло на небе и освещало зреющий хлеб на полях и цветы на дорожной меже» (с. 133) до слов «Те­перь я сам знаю про всё!» (с. 134).

  2. Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:

  • Почему дедушка повёл Афоню полевой дорогой на пастбище?

  • Почему дедушка «осерчал» на внука?

  • Как вы понимаете слова: «Цветок этот — самый свя­той труженик, он из смерти работает жизнь»? Объ­ясните.

  1. Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает мысли Афони, когда Афоня, «как цветок, тоже захотел теперь делать из смерти жизнь». Что вы поняли из размышлений Афони?

  2. Сделайте вывод о том, какая тайна открылась Афоне. Сформулируйте вывод и приведите доказательства.

Карточка 5

Задания

  1. Прочитайте последний эпизод рассказа от слов «Теперь я сам знаю про всё!» (с. 134) до конца рассказа (с. 135).

  2. Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:

  • Почему Афоня просил дедушку теперь не бояться смерти?

  • Почему дедушка «невидимо улыбнулся своему до­брому внуку»?

  • Почему Афоня принёс гребешок дедушке? Как это характеризует его отношение к дедушке?

  • Почему дедушка посмотрел на внука, «как на цве­ток, растущий на земле»? Объясните.

  1. Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает то, как Афоня относится к своему дедушке.

  2. Сделайте вывод, почему Афоня любил своего дедушку. Сформулируйте вывод и приведите доказательства.

Карточку 6 следует предложить группе детей с высо­кими учебными возможностями.




























Задания

  1. Перечитайте весь текст и найдите эпизоды-описания в рассказе:

  • описание внешности дедушки Тита (с. 129—130);

  • описание действий Афони, когда он слушал, как ды­шит спящий дед (с. 130);

  • описание того, как Афоня заснул рядом с дедом (с. 131—132);

  • описание того, как дедушка повёл Афоню полевой дорогой на пастбище (с. 133);

  • описание мыслей Афони, когда он задумался среди трав и цветов (с. 134);

  • последний абзац рассказа, описание дедушки Тита (с. 135).

  1. Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:

  • Подумайте, для чего в начале рассказа даётся по­дробное описание дедушки. Как через данное описа­ние проявляется отношение автора к старому чело­веку?

  • Зачем автор так подробно описывает состояние Афони в тот момент, когда дедушка уже в который раз уснул?

  • Для чего автор обращает внимание читателя на то, что внук невзначай уснул рядом с дедушкой?

  • Почему, когда дедушка опомнился и повёл Афоню полевой дорогой к пастбищу, описание природы становится радостным, солнечным, ярким? Как это связано с состоянием главных героев — дедушки и Афони?

  • О чём задумался Афоня среди трав и цветов? Соот­ветствует ли его настроению описание его мыслей? Какими красками пронизано описание мыслей Афони?

  • Для чего даётся описание дедушки в конце расска­за? Отличается ли это описание от того, каким было описание дедушки в начале рассказа? Что стремится показать этим автор?

  1. Сделайте вывод о том, для чего автор вставляет в рассказ эпизоды описательного характера. Сформулируйте вывод и приведите доказательства.
























Пока учащиеся работают в группах, учитель ведёт консультативную и разъяснительную работу.

Подведение итогов работы в группах. Ответ на главный вопрос урока. Учитель организует прослуши­вание результатов работы групп и оценивание выполнен­ных ими работ. Далее учащиеся коллективно смогут от­ветить на главный вопрос урока — о тайне, открытой Афоне его дедушкой. Очень важно отметить с детьми мудрость дедушки, приобретённую им с годами, которую он вместе с тайной передал своему внуку. После путеше­ствия на природу Афоня задумался над очень серьёзными вопросами. Дедушка ненавязчиво передал ему понимание сложнейших проблем экзистенциального характера: каж­дый на земле смертен, но умирать не страшно, если ты смог передать другим свою мудрость понимания жизни.

Итог урока. Рефлексия. Учитель сообщает, что сегодня был очень сложный урок. Ребятам пришлось о многом подумать, поразмышлять об очень сложных понятиях, отношениях между людьми. Не каждый взрослый спосо­бен задуматься над теми проблемами, которые осветил Андрей Платонов в своём произведении, а вот ребята рискнули благодаря такому чудесному рассказу. Затем учитель спрашивает: «Понравилось ли вам размышлять над серьёзными вопросами, искать ответы на них в лите­ратурных произведениях? Кому из вас ещё раз хочется перечитать рассказ? Перечитайте его вместе с родителя­ми, попробуйте вместе с ними ещё раз окунуться в тайну, хранимую дедушкой Афони».

Домашнее задание. В качестве домашнего задания можно предложить учащимся задание № 8 на с. 136 учеб­ника, выполнение которого будет способствовать не толь­ко вдумчивому чтению, но и умению формулировать и задавать умные и глубокие вопросы.

Урок 113

Развитие речи: выборочный пересказ эпизодов,
замена диалогов косвенной речью
(на примере произведения А. Платонова «Ещё мама»)

На уроках по развитию речи, проводимых в курсе литературно­го чтения, развивается как устная речь учащихся (через обучение разным видам пересказов), так и письменная речь (написание мини-сочинений на литературную тему или эссе). Предлагаемый урок помогает научить детей выборочному пересказу, причём пересказу, в котором необходимо заменить диалоги героев кос­венной речью. Данная задача довольно трудна для младших школьников, но выполнима при грамотной организации процес­са обучения. Следует учитывать, что умения выбирать нужные эпизоды для пересказа и переводить диалоги в косвенную речь могут быть востребованы на любом другом уроке как в началь­ной школе, так и на последующих этапах обучения.

Целевые установки урока (планируемые результаты) Пред метные результаты: знать, что такое диалог и как он оформляется на письме; находить диалоги в тек­сте, заменять их косвенной речью при пересказе эпизо­дов, воспроизводить эпизод из текста, сохраняя основную идею и тему эпизода.

Метапред метные результаты:

  • регулятивные УУД: формулировать учебную задачу урока, планировать своё высказывание; оценивать свои речевые высказывания и высказывания сверстников;

  • познавательные УУД: выделять по просьбе учителя необходимые эпизоды из текста; выделять основную мысль и тему эпизода;

  • коммуникативные УУД: строить своё речевое вы­сказывание по заранее составленному плану, воспроизво­дить спланированное высказывание, передавая чувства героев и своё отношение к ним.

Личностные результаты: осознавать смысл приоб­ретаемого умения, понимать, где ещё может пригодиться данное умение.

Ресурсы и оборудование

  • Учебник, часть 2, с. 137—143.

  • Электронная доска.

  • Черновые листы (по количеству учащихся класса).

Ход урока

Актуализация знаний учащихся. Учитель проводит беседу с учащимися:

  • Какое произведение мы начали изучать на преды­дущем уроке?

  • Кто автор этого произведения? Что вы о нём уже знаете? Какие из его произведений читали?

  • Почему рассказ, который мы сейчас изучаем, на­зывается «Ещё мама»?

  • Что хотел автор показать нам в своём рассказе, ка­кую главную мысль хотел донести до читателя? (Автор хотел показать очень тёплые и нежные взаимоотноше­ния между матерью и сыном, их тревогу друг за друга, заботу и умение радоваться за удачно прожитый день; ещё автор хотел сказать читателям о том, что пер­вая учительница, как родная мама, — самая лучшая, что её не нужно бояться, что она всегда придёт на по­мощь в трудную минуту.)

  • Хорошо, ребята, что мы это поняли, потому что се­годня нам предстоит трудная работа — научиться пере­сказывать выборочно эпизоды из текста и при этом пере­водить диалоги героев в косвенную речь.

  • Вспомните, что такое диалог и как его узнать на письме.

Целеполагание. Формулировка учебной задачи. Следу­ет попросить учащихся подумать, какая основная задача будет стоять перед ними сегодня на уроке, чему они будут учиться. Дети повторяют то, что говорил учитель. Необ­ходимо помочь детям осознать то, что в диалогах пере­даются чувства героев и эти чувства нужно научиться передавать при пересказе.

Затем учитель спрашивает: «Что будет самым труд­ным, по вашему мнению?» (Передать чувства героев без диалогов.)

Подготовка к пересказу. Выделение в тексте эпи­зодов для пересказа. Данную работу целесообразно про­водить, используя следующие вопросы и задания:

  • Найдите в тексте и выделите эпизоды, где автор с помощью диалогов передаёт чувства мамы и сына, когда Артём в первый раз пошёл в школу.

  • Зачитайте первый эпизод. Какие чувства испытывает мама, а какие мальчик? (Учитель записывает ответы на доске.)

  • С помощью какой интонации при пересказе нужно передавать эти чувства? (Учитель записывает ответы на доске.)

  • Зачитайте второй эпизод. Какие чувства теперь ис­пытывает Артём? С какой интонацией мы будем вести пересказ?

  • А какие чувства испытывает мама? С какой интонаци­ей будем передавать её чувство уверенности в своём сыне?

  • Зачитайте эпизод, где происходит диалог Артёма и учительницы. Какие чувства испытывает Артём? Какую интонацию употребим при пересказе? (Учитель записы­вает ответы на доске.)

  • Как относится к Артёму учительница? Какие дей­ствия её характеризуют?

  • А как учительница разговаривает с мальчиком? Она испытывает по отношению к Артёму какие-то чувства? С помощью какой интонации мы их передадим? (Учи­тель записывает ответы на доске.)

Беседа об особенностях диалогов и косвенной речи. Учитель даёт учащимся следующие пояснения:

— Положите перед собой черновики бумаги для запи­си. Они вам могут пригодиться, если вы что-то захотите записать. Черновики людям очень часто помогают кратко записывать свои мысли или то, что нужно запомнить. Потом эти записи можно будет использовать при высту­плениях или в других случаях. Ваши записи смогут ока­зать вам помощь при пересказах.

Начнём работать над первым эпизодом, где рассказы­вается, как Артём только собирается первый раз пойти в школу. Посмотрите, через какую форму разговора автор передаёт волнение и тревогу героев произведения. (Через диалоги.)

Когда мы что-то пересказываем, строим монолог, нам трудно передавать диалоги, поэтому мы будем использо­вать косвенную речь.

Косвенная речь — это один из способов передачи чу­жой речи.

Для оформления косвенной речи мы будем называть имена героев произведения, заменять их другими слова­ми, например «мама», «мальчик», «учительница», в том числе местоимениями — «он», «она», и добавлять слово «что». Посмотрите, как это будет выглядеть схематично (учитель записывает на доске):

Он сказал, что...

Она ответила, что...

Учительница спросила о том, что...

Заметьте, что наш рассказ сразу начинается с диалога, значит, нам необходимо придумать небольшое вступление для своего пересказа.

Перевод диалогов в косвенную речь. Вначале об­суждается, с чего можно начать пересказ («Артём уже знал, что скоро пойдёт в школу, и очень волновался»).

Затем учащимся даётся задание заменить диалог мамы и Артёма, который даётся в первом абзаце.

У учащихся должен получиться примерно такой текст: «Артём уже знал, что скоро пойдёт в школу, и очень волновался. Поэтому он часто повторял маме слова о том, что, когда он вырастет, он в школу ходить не бу­дет. Мама соглашалась с Артёмом и отвечала ему, что это правда. Чтобы успокоить самого себя, мальчик говорил маме о том, что ей будет скучно без него, когда он уйдёт в школу. И мама, понимая, что потом всё будет по- другому, снова соглашалась с ним, говорила, что, конеч­но, не нужно ходить в школу».

Самостоятельная работа учащихся с текстом произве­дения. Так как диалогов в тексте большое количество, а работа для третьеклассников довольно трудна, то можно предложить им сначала поработать над некоторыми фраг­ментами текста и послушать, что получается. Учителю следует привести в качестве примеров наиболее удачные варианты получившихся высказываний. Перевод диало­гов в косвенную речь требует большой переработки тек­ста, поэтому пересказ должен быть только выборочным. Желательно дать возможность школьникам самим опре­делиться, с каким эпизодом они будут работать.

Учителю следует пояснить, что в косвенной речи не обязательно использовать все слова героев, — лишь самые

главные, те, которые несут основную смысловую нагрузку и передают чувства героев.

Взаимопроверка. На этом этапе школьники работают в парах и рассказывают друг другу то, что у них полу­чилось, при этом каждый может пользоваться своим чер­новиком.

После прослушивания необходимо оценить работу то­варища и дать дельные советы по усовершенствованию текста, например как исправить повторы.

Итоги урока. Рефлексия. Самооценка. Учащиеся анали­зируют, как они смогли выполнить учебную задачу урока, что удалось и что не удалось, почему, что было особенно трудно и над чем ещё предстоит потрудиться дома.

Домашнее задание. В качестве домашнего задания необходимо предложить учащимся доработать свой пере­сказ, если в нём были какие-то недочёты.

Урок 115М. Зощенко. «Золотые слова»Пример у рока-игры «В гостях у Лёли и Миньки»

Предлагаем познакомиться с уроком, разработанным в форме игры. Суть игры заключается в том, что дети воображают себя в гостях у главных героев рассказа Михаила Зощенко. Учащиеся мысленно воссоздают обстановку, в которой происходят собы­тия, якобы являются реальными участниками описываемых со­бытий и благодаря этому решают определённые учебные задачи. Данный урок - пример того, как можно анализ произведения сделать нескучным для младших школьников, каким образом превратить его в игру.

Целевые установки урока (планируемые результаты) Пред метные результаты: ориентироваться в тек­сте произведения, быстро находить нужные эпизоды; вос­производить события, описываемые в рассказе, по необхо­димости находить доказательства в тексте; характеризовать главных и второстепенных героев произведения.

Метапред метные результаты:

  • регулятивные УУД: формулировать учебную задачу урока; включаться в игру и в нужный момент перестра­иваться на учебную деятельность; контролировать себя в процессе игры (не заигрываться); рефлексировать по поводу своих успехов и неуспехов;

  • познавательные УУД: выбирать из текста нужные для анализа фрагменты; анализировать характеры и чув­ства героев; выделять основную мысль произведения; делать выводы и обобщения по итогам анализа;



  • коммуникативные УУД: делиться своими размыш­лениями, впечатлениями; дослушивать товарищей по клас­су до конца, не перебивая; проявлять эмпатию по отноше­нию к героям произведения и своим одноклассникам.

Личностные результаты: осмыслить урок, пре­поднесённый родителями Лёли и Миньки; воспроизводить наизусть заповедь, которой всю жизнь придерживался пи­сатель Зощенко, высказывать стремление пользоваться ею в своей жизни.

Ресурсы и оборудование

  • Учебник, часть 2, с. 144—153.

  • Электронная доска.

  • Мультимедиапроектор.

  • Компьютер.

  • Распечатки текста на отдельных страницах для по­меток (по количеству учащихся).

Ход урока

Проверка домашнего задания. На предыдущем уроке школьники успели прочитать рассказ М. Зощенко «Золо­тые слова», обменяться впечатлениями о нём, перечитать его ещё раз, чтобы разделить на смысловые части, так как текст довольно большой по объёму и с такими текстами легче работать, когда они поделены на части. В качестве домашнего задания могло быть дано следующее: «Предста­вить обстановку, в которой жили главные герои, описать комнату, где происходили основные события».

В начале второго урока по изучению данного произве­дения следует попросить учащихся описать комнату, ка­кой она им представляется в момент начала рассказа. Здесь уместно вспомнить с детьми, что события происходят не в наше время, а примерно в 30—40-е годы XX века, перед самой войной. Очень важно, чтобы дети представляли, как жили люди в то время, как выглядело их жильё.

После того как дети выскажутся, следует обсудить, чьё описание было наиболее приближенным к тексту, ярким и легко представляемым.

Целеполагание. Формулировка учебной задачи урока. Учитель сообщает:

  • Ребята, я не случайно попросила вас описать ком­нату, в которой происходили события в семье Лёли и Миньки. Сегодня мы проведём необычный урок — урок в форме игры. Во время игры мы постараемся побыть реальными участниками событий семьи Лёли и Миньки, почувствовать ситуацию как бы изнутри, побыть на месте героев произведения. Как вы думаете, в чём нам поможет такая игра?

  • Какую учебную задачу мы можем спланиро­вать на сегодняшний урок? (Лучше узнать героев, их характеры, понять их мысли и чувства, выявить основ­ную мораль произведения и главную мысль.)

Работа с текстом в форме игры «В гостях у Лёли и Миньки». Оглашение правил игры:

  • Кто из вас знает, без чего не может быть игры? (Без правил.) Верно, поэтому сейчас я расскажу правила игры, которых мы должны будем придерживаться.

Каждый из вас выбирает одного из героев произведе­ния, кого вам хотелось бы защитить или оправдать в сло­жившейся ситуации. По ходу чтения вы сначала пред­ставляете себя гостем семьи Лёли и Миньки, наблюдаете за ситуацией со стороны. А затем мысленно ставите себя на место того героя, которого хотели бы защитить или оправдать, и выступаете с защитной речью, обосновывая свою позицию. Те из вас, кто приводит больше убедитель­ных аргументов, получают бонус, т. е. один убедительный аргумент — один бонус. Кто наберёт больше всех бонусов, будет считаться победителем в этой игре.

Работа над первой частью рассказа. Учитель:

  • Итак, представьте ту самую комнату, в которой происходили события, описываемые писателем Зощенко. (Можно напомнить описание и зачитать его, включить неторопливую тихую музыку, чтобы школьникам легче было перенестись мысленно в новую обстановку.) Каж­дый из вас является гостем семьи Лёли и Миньки. Вы сидите за общим столом, наблюдаете за происходящими событиями. Представьте главного героя — Миньку. Какой он? Как выглядит? Как он говорит? Как двигается? Затем представьте его сестру Лёлю. Может быть, она похожа на кого-то из ваших знакомых или родственников? Ваша за­дача — представлять мысленно всё, о чём мы будем чи­тать.

Музыка стихает. Учитель может сам начать рассказ, чтобы не разрушилось впечатление от погружения в но­вую, необычную для школьников ситуацию, или попро­сить заранее подготовленного ученика. Главное — начать чтение в нужной эмоциональной тональности.

Учитель: «Итак, я начинаю читать...» Вскоре эстафету чтения учитель передаёт своим ученикам.

Характеристика героев произведения. Данную работу рекомендуем провести, используя следующие во­просы и задания:

  • Ну что ж, вот первая ситуация, в которую попали наши герои Лёля и Минька, и мы с ними тоже. Каким вы увидели Миньку, опишите его, дайте ему характери­стику. (Учитель может делать записи на доске.)



  • Какой увидели Лёлю, его сестричку? Опишите её и дайте ей характеристику.

  • Каким предстал перед нами начальник папы Лёли и Миньки? Дайте ему характеристику. Как он выглядел, по вашему мнению?

  • А какой представилась вам бабушка Лёли и Минь­ки? Попробуйте дать ей характеристику и описать, как она выглядела.

  • Что можете сказать о папе в данной ситуации?

Идентификация с героями произведения, вы­страивание аргументов защиты. Учитель предлага­ет представить себя на месте того героя, которого хоте­лось бы защитить и оправдать в данной ситуации. Защитительную речь можно начать, например, так:

«Я представил себя на месте папиного начальника. Я совсем не такой, каким вы меня увидели. и т. д.».

Дети защищают своих героев, приводят доказательства своих мыслей. После каждого выступления класс решает, сколько бонусов можно дать за такую защиту.

Работа над второй частью рассказа. Аналогична описанной выше работе над первой частью.

Выводы и обобщения по прочитанному. Учитель объясняет учащимся:

  • Итак, в ходе игры мы постарались рассмотреть каждого из героев с разных сторон. Сначала мы смотрели на них как бы со стороны, а потом попробовали побыть на их месте, чтобы почувствовать их состояние и то, как они себя ощущают в данной ситуации. Это помогло нам даже в злом папином начальнике увидеть хорошие черты. Умение видеть в человеке не только плохое, но и хоро­шее — очень важное для современных людей. Благодаря такому умению человек не только воспринимает в мире лишь белый и чёрный цвета, но и учится различать их оттенки, особенно в человеческих отношениях.

Какие главные слова были сказаны папой Лёли и Миньки, которые мы тоже должны запомнить? Может быть, для кого-то из вас они станут девизом жизни так же, как и для писателя Михаила Зощенко.

Какую мудрость вы открыли сегодня для себя при ра­боте над рассказом Зощенко?

Поднимите руку те, кому захотелось поделиться этой мудростью с кем-нибудь из близких людей. С кем имен­но? Поделитесь с нами.

Итог урока, рефлексия и самооценка. Возможно ис­пользование следующих вопросов и заданий:

  • Понравилась вам такая необычная игра?

  • Какое важное умение вы приобрели сегодня через игру?

  • Что было трудным на уроке? Почему это оказалось трудно выполнить?

  • Оцените свои достижения, посчитав все бонусы.

На данном этапе определяется победитель игры. Домашнее задание. В качестве домашнего задания

можно предложить детям вспомнить подобные ситуации из своей жизни, написать об этом мини-сочинение.

Урок 118

Н. Носов. «Федина задача»

Пример урока по изучению юмористического произведения (весёлое и смешное в рассказе)

Урок по произведению Николая Носова «Федина задача» мы предлагаем рассмотреть с целью понять особенности работы с юмористическими произведениями, так как из психологии известно, что младшие школьники не очень хорошо понимают тонкий юмор. При описании урока мы опирались на разработку урока Е. А. Лушиной, представленного ею в упомянутом нами выше методическом пособии. На наш взгляд, автору удалось правильно сориентировать учителя на более глубокое изучение произведений Н. Носова, уйти от их традиционного изучения. Содержание урока мы приводим без существенных изменений (мы постарались практически целиком сохранить авторский текст), а целевые установки урока сформулированы в соответ­ствии с современными требованиями ФГОС НОО.

Целевые установки урока (планируемые результаты) Пред метные результаты: знать и называть фами­лию, имя и отчество известного детского писателя Нико­лая Николаевича Носова; понимать, что такое юмор и

юмористическое произведение; пользоваться приёмами выборочного чтения, быстро находить в знакомом тексте доказательства своих мыслей.

Метапред метные результаты:

  • регулятивные УУД: формулировать учебную задачу урока; рефлексировать по поводу успехов или неуспехов на уроке;

  • познавательные УУД: находить нужные для дока­зательства своей мысли эпизоды в произведении; анали­зировать текст (под руководством учителя); выделять основную мысль произведения и нравственный урок;





  • коммуникативные УУД: участвовать в дискуссии; выражать свободно своё мнение; толерантно относиться к мнению сверстников, проявлять уважение к различным точ­кам зрения, прислушиваться к тому, что говорят другие.

Личностные результаты: проявлять желание чи­тать и перечитывать произведения Н. Носова; усвоить главный урок, извлечённый из рассказа; высказывать стремление руководствоваться выводами, сделанными на уроке, в собственных жизненных ситуациях.

Ресурсы и оборудование

• Учебник, часть 2, с. 164—169.

Ход урока

Проверка домашнего задания. Дома школьники долж­ны были прочитать рассказ Н. Носова «Федина задача».

Целеполагание. Учитель спрашивает у учащихся:

  • Дома вы прочитали рассказ Николая Носова «Фе­дина задача». Поделитесь своими впечатлениями.

  • Какое настроение было у вас во время и после чте­ния рассказа?

  • Определим настроение рассказа одним словом. (Про­звучат варианты ответов, в которых должны употре­бляться слова «смешное» и «весёлое».)

  • Можно ли поставить между понятиями «смешное» и «весёлое» знак равенства? Всегда ли смешное — весело, а весёлое — смешно? (В ходе дискуссии выясняется, что смех может быть разным: добрым и весёлым, а также грустным, едким, злым. Поэтому весёлое всегда смешно, но смешное не всегда весело.)

  • Нам известны уже понятия «юмор» и «сатира» в литературе. Как бы вы определили характер смешного в юмористическом и в сатирическом произведении? (Если смех добрыйэто юмор, сатирический смех может быть серьёзным, печальным. Этот смех нельзя назвать добродушным.)

  • Каков же характер смеха в рассказе Носова? (Дети высказывают противоположные предположения, отнеся рассказ к юмору или сатире.)

  • Перед нами проблема. Попробуем сформулировать нашу учебную задачу на этом уроке. (Понять характер смешного в рассказе Носова и определить, сатирическое это произведение или юмористическое.)

  • Итак, тема нашего урока такая. (Учитель читает тему.) Задача определена, начнём работу.

  • Для того чтобы решить эту проблему, мы должны вы­яснить, над чем или над кем мы смеёмся, читая рассказ.

  • Прочитаем рассказ вместе, анализируя текст по хо­ду действия.

Чтение и анализ.

  • Что делал Федя до того, как стал делать уроки? (Был на катке.)

  • О чём это говорит? (Федя любит гулять, веселить­ся, он не очень любит учиться.)

  • Как вы думаете, хотелось ли Феде делать уроки? (Нет. Он говорит, включая телевизор: «Веселей будет делать уроки». Значит, делать уроки не весело, скучно.)

  • Как Федя слушает концерт? (Слушает с интере­сом, вникает в содержание песни, делает комментарии.)

  • Сколько раз он перечитывает задачу? Почему ему не удаётся сосредоточиться? (Федя делает 5 или 6 попыток дочитать условие задачи, но всё время отвлекается.)

  • А вам что больше нравится: концерт слушать или задачу решать? (Слушать интереснее.)

  • Почему же вы не делаете, как Федя? (Сначала дело, а потом развлечение.)

  • Что же мешает Феде? Как он думает? (Телевизор. Федя злится на телевизор.)

  • Почему же он его не выключит? (Федя глупый, бес­толковый. Он и не догадывается, что надо просто вы­ключить телевизор, и всё.)

  • Значит, мы смеёмся над глупостью Феди? Так ли это? Что думает об этом автор? Понаблюдаем за Федей внимательнее. (Федя не глупый. Когда он слушает кон­церт, он делает верные замечания. Просто он погнался за двумя зайцами, в этом его ошибка.)

  • В чём ещё ошибка Феди? (Он пошёл делать уроки к товарищу с «болтливой» фамилией Сорокин. Ясно, что и там он уроки не выучит.)

  • Так что же на самом деле мешало Феде? (Мешал он сам. Феде просто не хотелось учиться, поэтому у него ничего и не получилось.)

  • А Федя это понимает? (Нет.)

  • Над чем же мы смеёмся? (Федя обхитрил сам себя,

он просто ленивый, а выдумывает, что ему что-то мешает учиться. Федя не видит себя со стороны, не понимает, что выглядит смешно.)

  • Можем ли мы сказать, что смеёмся не только над Федей, но и над ситуацией? Чем она смешна, комична? (Смешно то, что с самого начала ясно, что Федя просто не хочет учиться. Смешно, что с первых строчек чита­тели понимают, что Феде не удаётся поймать двух зайцев, а герой этого так и не понял.)

Построение выводов.

  • Попробуем сформулировать основную мысль расска­за. (За двумя зайцами погонишься — ни одного не пой­маешь. Не ищи причину своих неудач в других — ищи в себе. Как ни старайся, лень не спрячешь. Не обманы­вай себя, не ленись — и всё получится.)

  • Как вы относитесь к Феде? Осуждаете ли вы его? (Нет. Каждый из нас иногда ленится, не хочет учиться.)

  • Как относится к герою автор? Хочет ли он осудить своего героя? (Нет, автор смеётся над героем, но по- доброму, не зло.)

  • Можем ли мы теперь определить характер смешно­го в рассказе? (Смех добрый.)

  • Можем ли мы сказать, что нам было и смешно, и весело? (Да, можем.)

  • Определим: юмористический это рассказ или сати­рический?

  • Сформулируем ещё раз, над чем мы смеялись вме­сте с автором. (Мы смеялись над Федей, потому что он не видит причины своей неудачи в решении задачи. Он не видит себя со стороны и не понимает, что попал в смешное положение. Мы смеёмся над комизмом ситуа­ции. Герой сердится на телевизор и считает, что это он мешает решить задачу, а на самом деле Федя должен злиться на себя. Он сам виноват в своих бедах. Смешное в том, что герой не понимает очевидного, того, что мы, читатели, поняли с самого начала. Комизм нарастает, становится всё сильней.)

Подведение итогов урока.

  • Решили ли мы свою учебную задачу? (Да, решили.)

  • Что ещё мы узнали и поняли, читая рассказ? По­пробуем ещё раз сформулировать уроки, вынесенные из рассказа, выводы, которые каждый из нас сделал для себя. (В Феде мы узнали себя. Автор хотел, чтобы мы научились видеть себя со стороны и смеяться над собой. Он хотел, чтобы мы видели причины своих неудач в себе, а не в телевизоре, приёмнике и тому подобном. Автор хотел, чтобы мы учились на чужих ошибках, не попадали в смешные

  • ситуации, как Федя.)

  • Мы решали одну задачу, а получилось, что мы пы­тались понять замысел автора. Рассказ смешной, а мысли в нём серьёзные. Захотелось ли вам прочитать рассказ ещё раз?

Домашнее задание. Подготовить дома выразительное чтение рассказа. Задача — прочитать так, чтобы слуша­тели смеялись, но одновременно поняли те серьёзные мысли, которые вложил автор в свой рассказ.

Для сильных учащихся можно дать следующее зада­ние: найти в рассказе приёмы, которые помогли автору сделать рассказ смешным, рассмешить, развеселить чита­теля.

Дополнительно для остальных учащихся можно пред­ложить задание прочитать другие рассказы Н. Носова и выбрать один из них для представления классу.

Принести на следующий урок книги Н. Носова.

Рефлексия.

  • Понравился ли вам урок? Что понравилось на уроке?

  • Как вы можете оценить работу класса во время ана­лиза и обсуждения?

  • Чья работа помогала классу продвигаться вперёд? (Учитель оценивает работу класса и отдельных ребят, объявляет отметки.)

  • Мне урок тоже показался успешным, завершённым. Благодарю за работу всех вас. На следующем уроке мы продолжим разговор о творчестве Николая Носова и по­знакомимся с другими произведениями автора.

I Номера уроков указываются в соответствии с календарно-тема­тическим планированием.

II Психологи отмечают, что агрессивные дети (даже со скрытой агрессией) чаще выбирают роли злодеев, чтобы выплеснуть часть накопившейся агрессии наружу. Общество запрещает ребёнку ис­пользовать непродуктивные формы проявления агрессии, а сцениче­ское творчество, чтение в лицах (чтение с агрессивной интонацией) дают возможность сублимации — переключения энергии с социаль­но неприемлемых (низших, низменных) целей и объектов на соци­ально приемлемые (высшие, возвышенные).

 Лушина Е. А. Литературное образование младших школьников. Технологии обучения. Методические рекомендации. — Кострома, 2003.

63