СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока литературное чтение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

учителя начальных классов Архипенко Аллы Анатольевны

МКОУ Архиповская СОШ

Класс: 2

Предмет: литературное чтение

Программа: «Школа России»

Учебник: Литературное чтение

Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина

Количество часов в неделю: 4

Раздел: «О братьях наших меньших»

Тема урока: «Рассказ В. Бианки «Музыкант». Подробный пересказ текста»

Тип урока: изучение нового материала; развитие речи

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока литературное чтение.»





Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Архиповская средняя общеобразовательная школа

Россошанского муниципального района Воронежской области









Урок литературного чтения

во 2 классе

по теме:

«Рассказ В. Бианки «Музыкант».

Подробный пересказ текста»





Учитель начальных классов:

Архипенко Алла Анатольевна





2015 годс. Архиповка















Пояснительная записка

учителя начальных классов Архипенко Аллы Анатольевны

МКОУ Архиповская СОШ

Класс: 2

Предмет: литературное чтение

Программа: «Школа России»

Учебник: Литературное чтение

Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина

Количество часов в неделю: 4

Раздел: «О братьях наших меньших»

Тема урока: «Рассказ В. Бианки «Музыкант». Подробный пересказ текста»

Тип урока: изучение нового материала; развитие речи

Цели:познакомить учащихся с творчеством В. Бианки;

           учить их читать выразительно, без ошибок;

подробно пересказывать произведение;

            развивать память, внимание, мышление;

            прививать любовь к природе.


Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание текста по его заглавию, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное; определять последовательность событий, подробно пересказывать текст.

Оборудование:  учебник Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина «Литературное чтение» 1часть, портрет, книги В.Бианки, картинки животных, тест.                                       



Данный урок разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО). На уроке  формируется  совокупность универсальных учебных действий (УУД). Используются  технологии, которые способствуют  формированию и развитию у обучающихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно.  Системно-деятельностный подход, базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности младших школьников их возрасту и индивидуальным особенностям, является одним из эффективных в обучении, в том числе и на уроках литературного  чтения. На уроке применяются интеллектуально-познавательные тесты, разработанные с использованием дидактического материала и проводимые в различных нестандартных формах. Они повышают качество образовательного процесса: позволяют вовлечь всех обучающихся в активную познавательную деятельность, способствуют развитию у младших школьников интереса к учебному предмету, созданию у них эмоционального настроя к учению, дают возможность закрепить, повторить и обобщить изученный материал разнообразными способами, осознанно применить приобретенные знания, проявить личностные качества.

          На этапе актуализации знаний даётся игра «Угадай имена писателей» с применением мультимедиа.

     На этапе мотивация учебной деятельности учащихся работа организуется в группах. В итоге дети делают самостоятельный выводы, на основе которых, дети характеризуют рассказ В. Бианки. «Музыкант». Далее учитель вводит понятия,где учащиеся разбирают их лексическое значение.

      На этапе первичного применения нового знания учащиеся выполняют тестовое задание.

      На этапе творческого применения и добывания знаний в новой ситуации организуется работа в группах. В конце работы группы представляют своё творческое задание. Дети оценивают работы групп и свою предложениями.

                Таким образом, структура урока выглядит следующим образом:

1.Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Речевая разминка.

4. Определение темы и постановка целей урока.

5. Работа по теме урока.

-Рассказ учителя.

-Словарная работа.

-Предопределение содержания произведения.

-Чтение нового произведения.

-Проверка первичного восприятия.

6. Физкультминутка.

7. Закрепление изученного.

-Чтение текста учащимися.

-Анализ произведения.

-Пересказ текста.

-Сообщения учащихся.

8. Рефлексия.

9. Подведение итогов урока.

10. Домашнее задание.

Используемые технологии: 

- технология использования в обучении игровых методов;

- частично-поисковый метод (обучающиеся самостоятельно решают познавательные задачи, создают и решают проблемные ситуации);

- информационно-коммуникативные технологии;

- здоровьесберегающие технологии.

Формы обучения:     фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения:   учебник, картинки, тест.

Цель урока: 

создать условия для восприятия и осознания сюжетной линии и эмоционального контекста сказки, для обсуждения нравственного урока, который можно извлечь из содержания сказки

Задачи:

Образовательные

-Познакомиться с произведением В.Бианки «Музыкант»

-Создать условия для знакомства с композиционными особенностями сказки

-Сформировать умение у обучающихся сравнивать жанры произведений

Развивающие

- Продолжить работу по формированию умения видеть скрытый смысл, заключенный в тексте

- Продолжить работу по формированию умения наблюдать, выделять общие и существенные признаки, связи, отношения, выделять главное

Воспитательные

- Организовать деятельность обучающихся таким образом, чтобы они смогли оформить свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание

- Воспитывать умение сотрудничать, договариваться с другими о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и результат

- Формировать творческое отношение к процессу обучения, эмоционально-ценностное отношение к учебной проблеме.

Техническое оборудование урока:аудиоприложение к учебнику, ПК, мультимедийный экран, проектор.портрет, книги В.Бианки, картинки животных, тест.                                       











Литературное чтение 2 класс


Тема:Рассказ В. Бианки «Музыкант». Подробный пересказ текста. 


Цели: познакомить учащихся с творчеством В. Бианки;

           учить их читать выразительно, без ошибок;

подробно пересказывать произведение;

           развивать память, внимание, мышление;

           прививать любовь к природе.


Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание текста по его заглавию, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное; определять последовательность событий, подробно пересказывать текст.

Оборудование:  учебник Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина «Литературное чтение» 1часть, аудиоприложение к учебнику, ПК, мультимедийный экран, проектор, портрет, книги В.Бианки, картинки животных, тест.                                       

 


 Ход урока

1.Организационный момент

-Чтобы урок получился интересным, хочу вам посоветовать следующее:

Что мы будем делать с вами,

Чтоб природе стать друзьями?

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество-

внимательность,

А поможет всё узнать

Наша любознательность.

2. Проверка домашнего задания

-Чтение рассказа Б. Житкова «Храбрый утёнок»

-Слушание составленных учащимися рассказов, где главный герой – мальчик Алеша.





3.Речевая разминка


   - На уроке мы будем читать о животном, а о каком, вы узнаете, отгадав загадку (на доске).


Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз, 
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)


-Чтение загадки учителем.
-Чтение загадки самостоятельно.
-Чтение загадки вслух отдельными учениками.


  1. Определение темы и постановка целей урока


-Предлагаю рассмотреть выставку книг В. Бианки.

(работа в парах)

-Выберете тему из предложенных на доске, обоснуйте свой выбор:


* «Книги В. Бианки»

* «Книги русских писателей»

* «Книги о природе»

* «Книги о животных»

(ответы обучающихся)

-Чтобы узнать, с чьим творчеством мы познакомимся на уроке, давайте вспомним имена писателей, фамилии которых я назову, а вы напишите на доске первые буквы их имен.

(работа в парах)


( ЗаходерБорис (Б), Крылов Иван (и), Пушкин Александр (а), Носов Николай (н), Чуковский Корней (к), ТокмаковаИрина (и).

- Получилась фамилия - Бианки.

-Значит, мы на уроке познакомимся с творчеством Бианки Виталия Валентиновича.

- Атеперь определим название произведения, которое мы будем читать.

-Отгадайте загадки:

Треугольной формы корпус,
Три струны и звонкий голос.
Ну, попробуй, отгадай-ка!
Это наша (балалайка)

          

Бедняком был Папа Карло,
Смастерил он Буратино.
А если б был он музыкантом,
Изобрел бы …(пианино).

В руки взял игрок смычок,
Закрутился, как волчок.
Быстро вспомнил про улыбку
На сцену вышел он со (скрипкой).

 

Он на солнце заблестел,
Нежным звуком загудел.
В джазе самый первый он,
Серебристый (саксофон).


-Какие другие музыкальные инструменты вы знаете?

-Кто играет на музыкальном инструменте? (Музыкант)

-Кто такой музыкант?

(мнения детей)

-С. И.Ожёгов даёт такое определение слову «музыкант».

 «Музыкант – человек, который занимается игрой на музыкальном инструменте».

  • Как вы думаете, что общего у этих 2 слов: «Бианки», «Музыкант»?

(высказывания детей)

 - Произведение называется «Музыкант».

На доске появляется запись:

Тема: Виталий Валентинович Бианки «Музыкант»

- Зная тему, поставьте цель урока.

- Цель урока: продолжить знакомство с творчеством В.В. Бианки;

                          познакомиться  с его произведением «Музыкант»;

                          учиться правильно, выразительно его читать и            

                          анализировать.

5.Работа по теме урока


1)Рассказ учителя об авторе:


Виталий Валентинович Бианки, так же как и Михаил Пришвин, не только любил, но и понимал природу, он  написал  «Лесную  газету»,  в  которой  изобразил события,  происходящие в лесу.
Родился В.В.Бианки в Петербурге. Его отец был ученым. Работал в музее животных и птиц. И уж, конечно, маленький Бианки часто там бывал. Но Виталию всегда хотелось в настоящий лес, увидеть живую природу, животных. Летом они жили на даче, в Лебяжьем, на берегу Балтийского моря. Рядом был огромный лес. Отец – главный лесной учитель Виталия. Он берет его с собой в лес, учит терпеливо наблюдать, записывать свои наблюдения. Вот эти записи и пригодились писателю, когда он стал взрослым и написал множество замечательных рассказов о природе, о жизни животных. ( Знакомлю детей с выставкой книг В.В.Бианки)


2)Словарная работа.


- В произведении В. Бианки «Музыкант» вам встретятся слова, значение которых необходимо уточнить. Назовите эти слова.

Устанавливается лексическое значение слов.

Медвежатник – охотник на медведей

Завалинка – невысокая земляная насыпь вдоль наружных стен избы

Опушка – край леса


3)Предопределение учащимися содержания нового произведения.


(работа в группах)


- Зная название произведения, слово-отгадку из речевой разминки и последнее предложение: И старик рассказал колхознику, как медведь играл на расщеплённом грозой дереве, попытайтесь определить, о чём в нём пойдёт речь. (Учащиеся высказывают свои предположения).


4) Чтение нового произведения учителем (аудиоприложение)


-После каждой части читать вопрос, на который учащимся надо попытаться ответить.


5) Проверка первичного восприятия


(работа в группах)

    - Чьё предположение оказалось более точным?(Учащиеся высказывают своё мнение).

    - Ответьте на вопросы теста по прослушанному произведению так, чтобы получился связный рассказ.


      Тест

1. Что делал старик, когда встретил колхозника?

     а) ловил рыбу;

     б) играл на скрипке;

     в) играл на баяне;

2.Что сообщил колхозник старику?

     а) что он видел в лесу медведя;

     б) что он собрал много грибов;

     в) что в лесу много ягод;

3.Как поступил старик?

а) остался сидеть на завалинке;

б) пошёл поговорить с соседом;

в) пошёл в лес;

4.Какой звук услышал старик?

а) красивый тонкий звук;

б) как рубят деревья;

в) пронзительный комариный писк;

5.Кого он увидел в лесу?

а) зайца;

б) лису;

в) медведя;

6.Как поступил старик?

а) … …;

б) … …;

в) … … .


        6.Физкультминутка

 

    - Если я произнесу название музыкального инструмента, вы хлопните в ладоши.

    - Если я назову дерево, то вы подпрыгните на месте.

   (Скрипка, берёза, рябина, пианино, сосна, гитара, баян, ель, труба, осина)

-Вспомните, в каких мультфильмах главным героем был медведь. (Ответы детей:«Три медведя», «Машенька и медведь», «Медвежонок Умка» и др.)

А вот медвежонок Умка приглашает нас отдохнуть.

Под музыку «Песенка Умки» дети выполняют движения.


7.Закрепление изученного


    1. Чтение текста учащимися


     Установка: определить жанр произведения.

  2)Анализ произведения


   - Определите жанр произведения.

   (Это - рассказ. Это небольшое по объёму произведение. В нём мало действующих лиц, рассказывается об одном случае из жизни старика.)

   - Кого автор называет музыкантом?

 (Автор называет музыкантом старика и медведя.Они оба любили музыку и играли каждый на своём инструменте.)

   - Кто же является главным действующим лицом из этих двух музыкантов?

   (Главное действующее лицо – старик – охотник.С ним связаны все события рассказа.)

   - И с ним связана основная мысль рассказа. А в чём она состоит?

     (Слушаются ответы учащихся).

   - Природа разнообразна и удивительна. В ней много тайн и чудес. Задача человека – беречь природу, не губить её понапрасну. Сделать

так, чтобы природа не страдала от рук человека. Даже необдуманно и без необходимости сорванный цветок на лесной поляне – это травма для природы.

    - Найдите в рассказе «Музыкант» один словесный и один звуковой приём художественной изобразительности текста.

    (Красивый тонкий звук, как струна запела. Это сравнение.

    «Дзенн»- это звукоподражание.)

3)Пересказ текста (Выполнение задания 6 на с. 145)

-Перескажи текст, используя вопросы:


*На чем играл старый медвежатник?

*Что сказал ему колхозник?

*зачем медвежатник пошел в лес?

*Что он услышал, когда отдыхал в лесу?

*Какую картину увидел старик в лесу?

*Почему старик не застрелил медведя?

(ответы учащихся)


4)Сообщения учащихся, подготовленных к уроку.

-Дома вы по желанию подготовили сообщения о медведях. Давайте послушаем.

ЧЕРНЫЙ МИШКА

Живет он в нашей стране только на Дальнем Востоке, в его южных районах, придерживаясь лесов. Но в поисках пищи поднимается и высоко в горы. Этот мишка — типичный вегетарианец, питается «плодами, корнями, луковицами, ягодами, побегами растений, летом поедает насекомых — жуков, бабочек, гусениц, муравьев. Он ловко и быстро забирается на деревья. Спать на зиму он устраивается в дуплах больших и старых лип, тополей, реже — в пещерах, в расщелинах скал. По своим размерам черные медведи не особенно велики, длина туловища не больше 150—170 см, вес до 150 кг. Черные мишки не агрессивны и при встрече с человеком стараются быстро скрыться.

БЕЛЫЙ МИШКА

Живет за полярным кругом, среди вечных льдов и снегов. Это самый большой, самый сильный и могучий брат семейства медвежьих. Он весит около 700 кг, а длина его туловища достигает целых три метра. Белый мишка не боится холода. В самые лютые морозы он купается в ледяной воде, отлично плавает, ныряет и нередко совершает длительные прогулки, удаляясь от суши в открытое море на десятки километров. Много времени белый медведь проводит на плавающих льдинах, странствует по берегам и лишь изредка заходит в глубину суши. Его излюбленная пища — тюлени, рыба, морские водоросли, птичьи яйца, песцы. В природе белый медведь живет лет 30—35, в неволе — 20—25 и больше.

МИШКА В ОЧКАХ

Живут далеко, в Южной Америке, в глухих горных лесах. Очковые медведи — крупные звери, рост их достигает полутора метров, а вес до 100 кг. Шуба у них густая, черная и лишь на шее светло-желтая. А очковыми их назвали потому, что вокруг глаз у мишек светлые кольца, или пятна, создающие впечатление надетых больших очков. От природы они обладают хорошим зрением, а кроме того, высоко развитым слухом и чутьем. Эти звери чутки, очень быстры в движениях. За несколько секунд они могут забраться по гладкому стволу дерева на высоту 20—30 метров. Питаются очковые медведи плодами деревьев, орехами, молодыми сочными побегами, не прочь отведать и птичьи яйца, закусить червячком, ящерицей.

ПАНДА

Медведь очень оригинальной окраски. Живет в бамбуковых лесах, в гористой части Китая. Это очень пугливые, осторожные звери. Днем панда не выходит из своих укрытий — берлог. С наступлением темноты принимается искать пищу. Их любимое лакомство — бамбуковые побеги. Панда, может поедать бамбук 10 часов без остановок.

БУРЫЙ МЕДВЕДЬ

Широко расселился по всей лесной полосе Европы и Азии. Шуба у него густая, плотная, а вот холода он боится, и как только зима на порог — мишка в берлогу и спит там до самой весны. Спит он долго. В разных районах обитания мишкин зимний сон длится от четырех до шести месяцев. Где зима теплая (Кавказ, Закавказье), некоторые бурые медведи не погружаются в спячку. Они бродят по лесам и горам, и поэтому их называют шатунами. Они ищут корм. Бурый мишка ест много и часто. Его меню: орехи и ягоды, дикорастущие фрукты и желуди, насекомые, пчелы и мед, птицы и их яйца, рыба, мелкие зверьки; нападает он на лосей и оленей, иногда и на домашних животных. Не прочь он полакомиться овсом или кукурузой. Размеры бурых мишек: рост до 2 м, а вес в среднем 200—250 кг. Но бывают среди них и гиганты, килограммов на 500.

КОАЛА

Этих зверьков называют сумчатыми медведями. Внешне они очень похожи на медведей, но только очень маленькие. Рост взрослого коалы всего 60 см, а новорожденного - всего 2 см. Некоторое время он растёт, путешествуя в сумке-складке, расположенной, как у кенгуру, на животе. Через 8 месяцев перебирается на спину к маме и ездит таким образом. Медведица таскает своего малыша еще 2,5 года, пока он не станет самостоятельным. Коалы живут только в Австралии. Ни в одном зоопарке мира их нельзя встретить, потому что они очень разборчивы в еде. Питаются коалы только листьями эвкалипта, причем не всеми подряд. В разное время года они едят листья разных эвкалиптов.

- Что нового и интересного вы узнали о медведях? (Ответы детей).





8. Рефлексия

-Выберете и продолжите любое предложение.

*На сегодняшнем уроке я узнал…

*На этом уроке я похвалил бы себя за…

*После урока мне захотелось…

*Сегодня я сумел…


9.Подведение итогов урока


-Говорят, когда медведь спит, он сосет лапу. Просто у медведей в середине зимы меняется кожа на лапах. Лапы чешутся, вот мишка и слизывает старую подошву. Медведь умнейший зверь. Когда он сыт, то любит забавы: камни с круч бросает и заглядывает на них, как они летят и подпрыгивают.

 - А о какой же забаве мы сегодня еще узнали?
 - Как называется рассказ?

- Какое название дали бы вы?
 - Кто же здесь музыкант?
 - Какова главная мысль рассказа?
 - Почему охотник не убил медведя?
 - Какой он был человек?
 - Как надо относиться к природе, к животным?


10. Домашнее задание


-Подготовить пересказ текста. Выполнить задание 7 на с. 145.













Технологическая карта урока

Учитель: Архипенко Алла Анатольевна

Дата: 10.12.2015г.

Учебный предмет: литературное чтение, 2 класс, УМК «Школа России», учебник Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина «Литературное чтение»

Школа: МКОУ Архиповская СОШ

Тема

Рассказ В. Бианки «Музыкант». Подробный пересказ

Цели

Познакомить учащихся с творчеством В. Бианки; учить их читать выразительно, без ошибок;

подробно пересказывать произведение; развивать память, внимание, мышление;

прививать любовь к природе.

Тип урока

Изучение нового материала; развитие речи

УУД

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы на основе полученных знаний.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ ответов и преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемые результаты

Предметные: знать произведения о животных русских писателей и поэтов; определять жанр произведения; составлять план текста и подробно пересказывать по плану.

Метапредметные: анализировать художественное произведение в объеме полученных знаний; участвовать в работе пары, группы; восстанавливать причинно-следственные связи в сюжете произведения.

Личностные: проявлять интерес к чтению произведений о животных; осознавать, что необходимо проявлять заботу о животных.

Основные понятия

Жанр, план текста, анализ произведения, медвежатник, завалинка, опушка.

Межпредметные связи

Окружающий мир, темы «Какие бывают животные?», «Невидимые нити в природе: взаимосвязь растительного и животного мира», «Дикие и домашние животные», «Животные живого уголка», «Про кошек и собак»

Ресурсы:

-основные

-дополнительные



учебник Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина «Литературное чтение» 1часть, аудиоприложение к учебнику

ПК, мультимедийный экран, проектор, портрет, книги В.Бианки, картинки животных, тест.

Организация пространства

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, группах.



Ход урока



Технология проведения

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный момент

*Организует и проверяет готовность учащихся к уроку. Дает совет, настраивает на позитив.

*Подготовка учащихся к уроку. Включаются в учебную деятельность.

2.Проверка домашнего задания

*Предлагает прочитать рассказ Б. Житкова «Храбрый утенок».

*Рассказы детей, составленных ими, где главный герой-мальчик Алеша.


*Читают рассказ

*Пересказывают рассказ собственного сочинения.

3.Речевая разминка

*Читает текст загадки. Предлагает назвать отгадку, прочитать самостоятельно, вслух отдельным ученикам.

*Отгадывают загадку. Читают ее самостоятельно, затем вслух.

4.Определение темы и постановка целей урока

*Предлагает рассмотреть выставку книг.


*Предлагает вспомнить имена писателей.


*Предлагает отгадать загадки. Назвать музыкальные инструменты.

*Дает определение слову «музыкант».

*Рассматривают выставку, выбирают тему из предложенных на доске, обосновывают свой выбор.

*Работают в парах. Называют имена писателей, записывают первые буквы имен.

*Отгадывают загадки. Называют тему урока. Ставят цель.

5.Работа по теме урока

1)Рассказ учителя

2)Словарная работа

3)Предопределение содержания произведения

4)Чтение нового произведения

5)Проверка первичного понимания

*Рассказывает об авторе.

*Устанавливает лексическое значение слов: «медвежатник», «завалинка». «опушка»

*Чтение произведения(аудио).

*Спрашивает: чье предположение было верным.

*Предлагает тест.

*Работа в группах. Предопределяют содержание нового произведения.


*Слушают текст.


*Работа в группах. Ответы детей.

*Заполнение теста.

6.Физкультминутка

*Предлагает выполнить упражнения по заданию. Под музыку сделать движения.

* Выполняют упражнения, движения под музыку.

7.Закрепление изученного

1)Чтение текста учащимися

2)Анализ произведения

3)Пересказ текста

4)Сообщения учащихся.

*Определить жанр произведения. Кого автор называет музыкантом. Кто является главным лицом.

*Предлагает в рассказе найти один словесный и звуковой прием текста.

*Предлагает пересказать текст, используя вопросы (задание 6 на с.145).

*Предлагает выступить учащимся с сообщениями о животных.

*Спрашивает, что узнали нового о медведях.

*Отвечают на вопросы учителя.


*Находят приемы из текста.


*Пересказывают текст, опираясь на вопросы.

*Выступления детей.

*Ответы учащихся.

8.Рефлексия

*Предлагает выбрать любое предложение.

Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.

*Подводит итог урока.

*Читают предложения, выбирают, заканчивают мысль предложения.

*Оценивают свою работу на уроке.

9.Подведение итогов урока

*Задает вопросы.

*Отвечают. Делают выводы.

10.Домашнее задание

*Дает комментарии к домашнему заданию. Подготовить пересказ текста. Выполнить задание 7 с.145.

























Что мы будем делать с вами,

Чтоб природе стать друзьями?

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество-

внимательность,

А поможет всё узнать

Наша любознательность.

Загадка

Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз, 
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.


* «Книги В. Бианки»

* «Книги русских писателей»

* «Книги о природе»

* «Книги о животных»


Заходер Борис

Крылов Иван

Пушкин Александр

Носов Николай

Чуковский Корней

Токмакова Ирина



Медвежатник – охотник на медведей

Завалинка – невысокая земляная насыпь вдоль наружных стен избы

Опушка – край леса

 Тест

1. Что делал старик, когда встретил колхозника?

     а) ловил рыбу;

     б) играл на скрипке;

     в) играл на баяне;

2.Что сообщил колхозник старику?

     а) что он видел в лесу медведя;

     б) что он собрал много грибов;

     в) что в лесу много ягод;

3.Как поступил старик?

а) остался сидеть на завалинке;

б) пошёл поговорить с соседом;

в) пошёл в лес;

4.Какой звук услышал старик?

а) красивый тонкий звук;

б) как рубят деревья;

в) пронзительный комариный писк;

5.Кого он увидел в лесу?

а) зайца;

б) лису;

в) медведя;

6.Как поступил старик?

а) … …;

б) … …;

в) … … .



*На сегодняшнем уроке я узнал…

*На этом уроке я похвалил бы себя за…

*После урока мне захотелось…

*Сегодня я сумел…















Бианки В. В.

Музыкант


Старый медвежатник сидел на завалинке и пиликал на скрипке. Он очень любил музыку и старался сам научиться играть. Плохо у него выходило, но старик и тем был доволен, что у него своя музыка. Мимо проходил знакомый колхозник и говорит старику:

— Брось-ка ты свою скрипку-то, берись за ружьё. Из ружья у тебя лучше выходит. Я сейчас медведя видел в лесу.

Старик отложил скрипку, расспросил колхозника, где он видел медведя. Взял ружьё и пошёл в лес. В лесу старик долго искал медведя, но не нашёл даже и следа его.

Устал старик и присел на пенёк отдохнуть.

Тихо-тихо было в лесу. Ни сучок нигде не треснет, ни птица голосу не подаст. Вдруг старик услыхал: «Дзенн!..» Красивый такой звук, как струна пропела.

Немного погодя опять: «Дзенн!..»

Старик удивился: «Кто же это в лесу на струне играет?»

А из лесу опять: «Дзенн!..» — да так звонко, ласково.

Старик встал с пенька и осторожно пошёл туда, откуда слышался звук. Звук слышался с опушки.

Старик подкрался из-за ёлочки и видит: на опушке разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки. А под деревом сидит медведь, схватил одну щепку лапой. Медведь потянул к себе щепку и отпустил её. Щепка выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздалось: «Дзенн!..» — как струна пропела.

Медведь наклонил голову и слушает.

Старик тоже слушает: хорошо поёт щепка!

Замолк, звук, — медведь опять за своё: оттянул щепку и пустил.

Вечером знакомый колхозник ещё раз проходит мимо избы медвежатника. Старик опять сидел на завалинке со скрипкой. Он пальцем дёргал одну струну, и струна тихонечко пела: «Дзинн!..» Колхозник спросил старика:

— Ну что, убил медведя?

— Нет, — ответил старик.

— Что ж так?

— Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я?

И старик рассказал колхознику, как медведь играл на расщеплённом грозой дереве