V. Первичное усвоение но- вых знаний 1.Знакомство с биографией Л.Н.Толстого. 1. Первичная проверка понимания. 2. Словарная Работа. | -А сечас всё внимание на экран (слайд 3). - Под городом Тулой есть маленькая деревенька – Ясная Поляна. -В Ясной Поляне, осенью, родился мальчик, названный Левушкой ̶ будущий великий русский писатель ̶ Лев Николаевич Толстой (слайд 4). -В Ясной Поляне прошло детство Левушки. Лев Толстой рано остался без родителей. Мальчику не было и двух лет, когда умерла мама, а через три года умер и отец. Детей воспитывала тетя (слайд 5). - Лев Николаевич Толстой был граф – знатный и богатый человек. Он мог бы вообще ничего не делать, но, несмотря на это работал вместе с простыми людьми: пахал, сеял, колол дрова (слайд 6). -А еще недалеко от дома росло дерево с «колоколом для бедных». Каждый, кто приходил к писателю, звонил в колокол. И Лев Николаевич никому не отказывал, всю свою жизнь помогал простым людям (слайд 7). - В Ясной Поляне Львом Николаевичем была открыта школа для крестьянских детей (слайд 8). - Детям так нравилось в школе, что они засиживались там допоздна. Он и сам работал в школе, учил детей (слайд 9). -Лев Толстой писал для ребят учебные книги, интересные сказки, басни и рассказы (слайд 10). -У самого писателя было 13 детей (слайд 11). -Однажды, во время путешествия Лев Николаевич очень сильно заболел и через несколько дней умер. - Сейчас в Ясной Поляне дом-музей (слайд 12). Сюда очень часто приезжают туристы, посмотреть, где жил великий русский писатель. А во многих городах поставлены памятники Льву Николаевичу Толстому. Физкультминутка (для глаз) –Когда то очень давно в далеком городе Лондоне, столице Англии произошла история. Л. Н. Толстой никогда не был в Лондоне. Возможно, эту историю писателю рассказал кто-нибудь из моряков, кто бывал в Лондонском порту. И, услышав ее, Лев Николаевич не остался к ней равнодушен, а написал об этом рассказ «Лев и собачка». (слайд 13). – О чём нам может рассказать заголовок? (О хищном льве и маленькой собачке.) – Прочитайте слово под заголовком. Что оно обозначает? – Посмотрите, могут ли два абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык? Об этом мы узнаем в ходе работы над этим произведением. Прослушивание рассказа учителем – О чём эта быль? (о любви и привязанности двух животны ). - Назовите главных героев. (Лев и собачка). - Где происходит действие? (в зверинце) -В этом тексте вам встретились такие непонятные слова. Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком. Барин – богатый человек, который имеет прислугу. Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать. Бился – ударялся, колотился, совершал резкие движения. Метался – беспокойно двигался из стороны в сторону. Издохла – умерла. Засовы – большие дверные задвижки. | Внимательно слушают и смотрят на экран. Смотрят на выставку книг Выполняют физкультминутку Рассуждают Быль – то, что было, рассказ о действитель-ном происшествии. Делятся своими впечатлениями. Определяют совместно с учителем толкование слов. | Адекватно воспринимают информацию. Выполняют сог-ласно инструкции учителя Прогнозируют содержание. рассказа по заголовку. Формулируют ответы на пос-тавленные учи-телем вопросы. Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли. |
VI. Продолже-ние работы над темой. 1.Анализ произведения (работа с текстом произведения по учебнику). 2. Прослушива-ние аудиозапи-си (рычание льва). 3. Работа над илюстрацией учебника | - В своем произведении Л. Н. Толстой не описал подробно ни внешность собачки и льва, ни их переживания. Но он много рассказал о поведении этих животных. - Расскажите, как собачка попала в клетку ко льву? -Как вы думаете, собачке было страшно оказаться в клетке вместе со львом? Подтвердите словами из текста. (Поджала хвост, прижалась в угол, легла на спину, подняла лапки, встала на задние лапки). – Почему же лев не растерзал собачку, а заинтересовался ею? Что его удивило? Найдите и прочитайте это место. (Ему стало её жалко, она ему понравилась). – Как лев относился к собачке? – Найдите и прочитайте этот момент в тексте. (С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.) В своем произведении Л.Н. Толстой не описал внешность собачки и льва, не рассказал об их переживаниях подробно. Но он много написал о поведении этих животных. -Прочитайте, как лев повел себя? (Подошел к ней, понюхал, посмотрел с любопытством, тронул ее лапой…) -Почему же он не растерзал ее, а заинтересовался ею? Что его удивило? Найди и прочитай это место. (Была очень добрая, игривая и ласковая, стала приветливо махать хвостиком). -Найди и прочитай в тексте как автор называет собачку? (собачка, собачонка, лапки, хвостик). - Почему? (он любит ее, потому что маленькая, добрая и беззащитная) - Вспомним, какое животное лев? (Хищник, царь зверей, крупное животное, могучее рычание) (слайд 15). -По какому действию из текста мы видим, что он хищник? Найди в тексте и прочитай. ( Оторвал кусок мяса и поделился с ней). -Как лев относился к собачке? (Она понравилась льву. Лев относился к ней ласково, подружился с ней, полюбил ее.) - Найди и прочитай этот момент в тексте. (С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней). - Вечером собачка положила свою голову льву на лапу. О чём это говорит? (Может положиться на него, доверяет ему, он не обидит ее, не предаст). -Рассмотрите иллюстрацию. К какому моменту она относится? – Когда животные подружились, и лев не хотел никому отдавать собачку -Во что переросли чувства собачки и льва? ( В дружбу). -Лев и собачка прожили вместе в одной клетке целый год. - Как вы думаете, почему рассказ о целом годе жизни уместился в одном предложении? (Жизнь в клетке в не воле не весела, и не особо богата событиями.) -Что же происходит с собачкой? (Собачка заболела и умерла). - Найди и прочитай отрывок из текста о том, как лев переживал смерть собачки? (Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой). -Какие чувства испытывает лев от потери собачки. С помощью каких слов автор передаёт чувства льва? (Он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол. -Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих). - Хозяин попытался изменить ситуацию? Как? (Дал новую собачку). - Почему он убил другую собачку? (не остыла боль утраты, остался верен своей подруге). -Прочитайте про себя последние два предложения. Скажите, чем заканчивается эта история? (Лев был преданным другом, поэтому, потрясённый гибелью собачки, умер, пережил её несколько дней). -Какой конец в этой истории? (Печальный) Эта история настоящая трагедия. А трагедии ребята – это произведения, изображающие несчастье, глубокое переживание, обычно трагедии заканчиваются гибелью героя. | Выполняют задания, отвечают на вопросы. Выборочное чтение. Выборочное чтение Слушают, Рассуждают о содер-жании картины. | Осуществляют логические дейс-твия. Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Формулируют ответы на пос-тавленные учи-телем вопросы. Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли. Высказывают своё мнение. |
VIII. Рефлек-сия (подве-дение итогов урока). | - Скажите, пожалуйста, так могут совершенно разные животные, по размеру, образу жизни, характеру, испытывать глубокие и сильные чувства к друг к другу? -Эта история, доказывает нам то, что животные также как и люди, имеют сердце, они все понимают, чувствуют происходящее, переживают, они могут быть внимательными и заботливыми друг к другу. Очень часто они оказываются мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее нас. - А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его? Всегда ли вы можете заметить боль, радость, как людей, так и животных? -У вас на столах находятся звёздочки. Если у вас всё получилось, и вам понравился урок поднимите звёзды с улыбкой. Если нет, то наоборот. -Мне приятно, что в вашем классе ребята с чуткими сердцами. -Спасибо! Умницы! Вы мне доставили много радости, так как хорошо работали. Я горжусь вами! И я вам в память о нашем уроке, дарю закладки с изображением главных героев рассказа Л.Н.Толстого «Лев и собачка». | Делают выводы и обо-бщения. Выбор звёзд | Формулируют ответы на воп-росы. Анализируют свою работу на уроке |