СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 03.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Л.Н. Толстой Петя Ростов. Урок литературного чтения в 4 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Толстой — величайший и единственный гений современной Европы, высочайшая гордость России, человек, одно имя которого — благоухание, писатель великой чистоты и святыни. ( А. Блок)

Данная презентация поможет  учителю более полно раскрыть тему урока

Просмотр содержимого документа
«Л.Н. Толстой Петя Ростов. Урок литературного чтения в 4 классе»

Л.Н. Толстой.  Петя Ростов   Урок литературного чтения в 4 классе  Подготовила учитель начальных классов  МБОУ «ООШ» г. Кирсанова  Видяпина Валентина Владимировна

Л.Н. Толстой.

Петя Ростов

Урок литературного чтения в 4 классе

Подготовила учитель начальных классов МБОУ «ООШ» г. Кирсанова Видяпина Валентина Владимировна

Война не любезность,  а самое мерзкое дело в жизни,  и надо понять это и не играть  в войну.  Л.Н.Толстой

Война не любезность, а самое мерзкое дело в жизни, и надо понять это и не играть в войну. Л.Н.Толстой

Исследователь творчества Толстого С.П. Бычков в своем очерке отметил: «Образ Пети Ростова является одним из самых волнующих в «Войне и мире»  Согласны ли вы с этой мыслью?  Какое впечатление произвел на вас этот герой?  Опираясь на тему урока и эпиграф к нему, попробуйте сформулировать вопросы, на которые нам предстоит ответить .

Исследователь творчества Толстого С.П. Бычков в своем очерке отметил: «Образ Пети Ростова является одним из самых волнующих в «Войне и мире»

Согласны ли вы с этой мыслью?

Какое впечатление произвел на вас этот герой?

Опираясь на тему урока и эпиграф к нему, попробуйте сформулировать вопросы, на которые нам предстоит ответить .

Вопросы урока:  1. Каково отношение Л.Н.Толстого к войне?  2. Совместимы ли понятия « ребенок » и « война » ?

Вопросы урока:

1. Каково отношение Л.Н.Толстого к войне?

2. Совместимы ли понятия « ребенок » и « война » ?

… Красивый, румяный, пятнадцатилетний мальчик с красными губами. Тайно решил, что поедет в гусары

Красивый, румяный, пятнадцатилетний мальчик с красными губами. Тайно решил, что поедет в гусары

Петя в отряде Денисова Как Петя относится к тем, кто его окружает в отряде? Какие качества характера Пети проявляются в этих эпизодах?

Петя в отряде Денисова

  • Как Петя относится к тем, кто его окружает в отряде?
  • Какие качества характера Пети проявляются в этих эпизодах?
В романе “Война и мир” более 550 персонажей, и жизнь большинства из них писатель прослеживает на протяжении многих лет, рассказывая нам, как герой взрослел, как складывалась его судьба, какие проблемы и как он решал и т.д.  Петя Ростов появляется на страницах романа всего несколько раз, и вскоре мы видим его смерть в поединке с французами. Возникает вопрос :  а нужен ли вообще этот герой в произведении? Для чего Лев Толстой нарисовал образ мальчика?

В романе “Война и мир” более 550 персонажей, и жизнь большинства из них писатель прослеживает на протяжении многих лет, рассказывая нам, как герой взрослел, как складывалась его судьба, какие проблемы и как он решал и т.д.

Петя Ростов появляется на страницах романа всего несколько раз, и вскоре мы видим его смерть в поединке с французами.

Возникает вопрос : а нужен ли вообще этот герой в произведении? Для чего Лев Толстой нарисовал образ мальчика?

Подумаем вместе Какие черты характера Пети проявляются в эпизоде общения с французским барабанщиком?  Только ли Петя позаботился о пленном мальчике? Почему они так отнеслись к нему?

Подумаем вместе

Какие черты характера Пети проявляются в эпизоде общения с французским барабанщиком?

Только ли Петя позаботился о пленном мальчике?

Почему они так отнеслись к нему?

     Работа в группах     Какие чувства переживает Петя Ростов и через какие детали его поведения они переданы?       Черты характера  Цитаты из текста , Пети Ростова, подтверждающие мысль которые раскрываются в данном эпизоде

Работа в группах Какие чувства переживает Петя Ростов и через какие детали его поведения они переданы?

Черты характера

Цитаты из текста ,

Пети Ростова,

подтверждающие мысль

которые раскрываются в данном эпизоде

Работа в группах  (анализ эпизодов) 1 группа: приезд Пети в отряд.  2 группа: Петя перед боем.  3 группа: Гибель Пети

Работа в группах (анализ эпизодов)

  • 1 группа: приезд Пети в отряд.

  • 2 группа: Петя перед боем.

  • 3 группа: Гибель Пети
 1 группа .  Приезд Пети Ростова в отряд Денисова .    1) Как ведёт себя Петя с Денисовым, когда привозит пакет от генерала? 2) Какие поступки Пети выдают его детскость? 3) Почему Петя пожалел пленного барабанщика? Какие чувства борются в нём при этом?

1 группа . Приезд Пети Ростова в отряд Денисова .

1) Как ведёт себя Петя с Денисовым, когда привозит пакет от генерала?

2) Какие поступки Пети выдают его детскость?

3) Почему Петя пожалел пленного барабанщика? Какие чувства борются в нём при этом?

2 группа .  Петя Ростов перед боем 1) Какие детали говорят, что Петя – очень честный человек?  2) Как характеризует Петю его полусон накануне сражения?  3) Почему взрослые стараются уберечь Петю от опасности?

2 группа . Петя Ростов перед боем

1) Какие детали говорят, что Петя – очень честный человек?

2) Как характеризует Петю его полусон накануне сражения?

3) Почему взрослые стараются уберечь Петю от опасности?

Петя Ростов перед боем

Петя Ростов перед боем

Подумаем вместе Как вы думаете, почему Л.Н.Толстой, прежде чем приступить к изображению боя, описывает «ночь перед боем», «волшебный сон Пети»?

Подумаем вместе

  • Как вы думаете, почему Л.Н.Толстой, прежде чем приступить к изображению боя, описывает «ночь перед боем», «волшебный сон Пети»?
3 группа.  Гибель Пети Ростова 1) Чьими глазами мы видим бой,  в котором погибает Петя? 2) В чём заключается смысл боя, в котором убит Петя? 3)Случайна ли, на ваш взгляд, эта ситуация?

3 группа. Гибель Пети Ростова

1) Чьими глазами мы видим бой,

в котором погибает Петя?

2) В чём заключается смысл боя, в котором убит Петя?

3)Случайна ли, на ваш взгляд, эта ситуация?

Гибель Пети Ростова

Гибель Пети Ростова

Подумаем вместе Л.Н.Толстой любил своего героя.  И у нас он вызывает симпатии.  Но почему же писатель строит свое повествование таким образом, что Петя, ни в чем неповинный ребенок, погибает?

Подумаем вместе

  • Л.Н.Толстой любил своего героя.
  • И у нас он вызывает симпатии.
  • Но почему же писатель строит свое повествование таким образом, что Петя, ни в чем неповинный ребенок, погибает?
Какие чувства вызывает у вас Петя Ростов?  Хотелось бы, чтобы подобных людей в вашем окружении было много? Каким бы мог стать Петя Ростов, если бы он не погиб?    Убедил ли нас Л.Н.Толстой, что любое насилие, война – это страшно? И люди, развязывающие войны – преступники?
  • Какие чувства вызывает у вас Петя Ростов?

  • Хотелось бы, чтобы подобных людей в вашем окружении было много?
  • Каким бы мог стать Петя Ростов, если бы он не погиб?

 

  • Убедил ли нас Л.Н.Толстой, что любое насилие, война – это страшно? И люди, развязывающие войны – преступники?

Какое из представленных высказываний можно считать выводом к уроку?  Смерть – зло для всех. И.Гёте  Если ты ценишь свою жизнь, то помни, что и другие не меньше ценят свою.  Еврипид.  Всё на свете можно исправить, кроме смерти.  М. Сервантес.

Какое из представленных высказываний можно считать выводом к уроку?

Смерть – зло для всех.

И.Гёте

Если ты ценишь свою жизнь, то помни, что и другие не меньше ценят свою.

Еврипид.

Всё на свете можно исправить, кроме смерти.

М. Сервантес.

Вывод.  Для Л.Н.Толстого, имеющего военный опыт, война была противоестественным  явлением. Петя погиб в 15 лет. И страшная весть о его гибели ещё придет домой к матери и отцу, разрушив благополучие и счастливую жизнь семьи  Ростовых. Война делает несчастными всех, несёт одни страдания и мучения. Вот она страшная и жестокая правда войны…

Вывод.

Для Л.Н.Толстого, имеющего военный опыт, война была противоестественным явлением. Петя погиб в 15 лет. И страшная весть о его гибели ещё придет домой к матери и отцу, разрушив благополучие и счастливую жизнь семьи Ростовых.

Война делает несчастными всех, несёт одни страдания и мучения.

Вот она страшная и жестокая правда войны…

ПОДУМАЕМ ВМЕСТЕ  Совместимы ли понятия   «ребенок» и «война»?   

ПОДУМАЕМ ВМЕСТЕ

Совместимы ли понятия

«ребенок» и «война»?  

Эти понятия несовместимы, они противоположны друг другу.   Детство всегда связано с миром.

Эти понятия несовместимы, они противоположны друг другу.

Детство всегда связано с миром.

Светлы и лучезарны дни, Когда освещены лучами солнца мирного они. Но если же грозой военной небосклон объят И дети от разрывов бомб не спят, То детство превращается в страданье, В какое-то чудовищное испытанье.  А.Сурков

Светлы и лучезарны дни,

Когда освещены лучами солнца мирного они.

Но если же грозой военной небосклон объят

И дети от разрывов бомб не спят,

То детство превращается в страданье,

В какое-то чудовищное испытанье.

А.Сурков

Спасибо за внимание!
  • Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!