Л.Н. Толстой.
Петя Ростов
Урок литературного чтения в 4 классе
Подготовила учитель начальных классов МБОУ «ООШ» г. Кирсанова Видяпина Валентина Владимировна
Война не любезность, а самое мерзкое дело в жизни, и надо понять это и не играть в войну. Л.Н.Толстой
Исследователь творчества Толстого С.П. Бычков в своем очерке отметил: «Образ Пети Ростова является одним из самых волнующих в «Войне и мире»
Согласны ли вы с этой мыслью?
Какое впечатление произвел на вас этот герой?
Опираясь на тему урока и эпиграф к нему, попробуйте сформулировать вопросы, на которые нам предстоит ответить .
Вопросы урока:
1. Каково отношение Л.Н.Толстого к войне?
2. Совместимы ли понятия « ребенок » и « война » ?
… Красивый, румяный, пятнадцатилетний мальчик с красными губами. Тайно решил, что поедет в гусары
Петя в отряде Денисова
- Как Петя относится к тем, кто его окружает в отряде?
- Какие качества характера Пети проявляются в этих эпизодах?
В романе “Война и мир” более 550 персонажей, и жизнь большинства из них писатель прослеживает на протяжении многих лет, рассказывая нам, как герой взрослел, как складывалась его судьба, какие проблемы и как он решал и т.д.
Петя Ростов появляется на страницах романа всего несколько раз, и вскоре мы видим его смерть в поединке с французами.
Возникает вопрос : а нужен ли вообще этот герой в произведении? Для чего Лев Толстой нарисовал образ мальчика?
Подумаем вместе
Какие черты характера Пети проявляются в эпизоде общения с французским барабанщиком?
Только ли Петя позаботился о пленном мальчике?
Почему они так отнеслись к нему?
Работа в группах Какие чувства переживает Петя Ростов и через какие детали его поведения они переданы?
Черты характера
Цитаты из текста ,
Пети Ростова,
подтверждающие мысль
которые раскрываются в данном эпизоде
Работа в группах (анализ эпизодов)
- 1 группа: приезд Пети в отряд.
- 2 группа: Петя перед боем.
1 группа . Приезд Пети Ростова в отряд Денисова .
1) Как ведёт себя Петя с Денисовым, когда привозит пакет от генерала?
2) Какие поступки Пети выдают его детскость?
3) Почему Петя пожалел пленного барабанщика? Какие чувства борются в нём при этом?
2 группа . Петя Ростов перед боем
1) Какие детали говорят, что Петя – очень честный человек?
2) Как характеризует Петю его полусон накануне сражения?
3) Почему взрослые стараются уберечь Петю от опасности?
Петя Ростов перед боем
Подумаем вместе
- Как вы думаете, почему Л.Н.Толстой, прежде чем приступить к изображению боя, описывает «ночь перед боем», «волшебный сон Пети»?
3 группа. Гибель Пети Ростова
1) Чьими глазами мы видим бой,
в котором погибает Петя?
2) В чём заключается смысл боя, в котором убит Петя?
3)Случайна ли, на ваш взгляд, эта ситуация?
Гибель Пети Ростова
Подумаем вместе
- Л.Н.Толстой любил своего героя.
- И у нас он вызывает симпатии.
- Но почему же писатель строит свое повествование таким образом, что Петя, ни в чем неповинный ребенок, погибает?
- Какие чувства вызывает у вас Петя Ростов?
- Хотелось бы, чтобы подобных людей в вашем окружении было много?
- Каким бы мог стать Петя Ростов, если бы он не погиб?
- Убедил ли нас Л.Н.Толстой, что любое насилие, война – это страшно? И люди, развязывающие войны – преступники?
Какое из представленных высказываний можно считать выводом к уроку?
Смерть – зло для всех.
И.Гёте
Если ты ценишь свою жизнь, то помни, что и другие не меньше ценят свою.
Еврипид.
Всё на свете можно исправить, кроме смерти.
М. Сервантес.
Вывод.
Для Л.Н.Толстого, имеющего военный опыт, война была противоестественным явлением. Петя погиб в 15 лет. И страшная весть о его гибели ещё придет домой к матери и отцу, разрушив благополучие и счастливую жизнь семьи Ростовых.
Война делает несчастными всех, несёт одни страдания и мучения.
Вот она страшная и жестокая правда войны…
ПОДУМАЕМ ВМЕСТЕ
Совместимы ли понятия
«ребенок» и «война»?
Эти понятия несовместимы, они противоположны друг другу.
Детство всегда связано с миром.
Светлы и лучезарны дни,
Когда освещены лучами солнца мирного они.
Но если же грозой военной небосклон объят
И дети от разрывов бомб не спят,
То детство превращается в страданье,
В какое-то чудовищное испытанье.
А.Сурков