Лабораторная работа № 3 «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника»
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не открытие, а закрытие». Петр Капица
Вспомним! Математический маятник представляет собой грузик (шарик) малого размера, подвешенный на длинной тонкой нити. В данном случае можно пренебречь массой нити и деформацией грузика. Маятник считают математическим, если он удовлетворяет трем условиям: 1.размеры нити значительно превышают размеры груза; 2. нить нерастяжима и невесома, то есть вся масса сосредоточена в массе груза; 3.отклонения нити малы.
Как вы думаете, от чего зависит период колебаний математического маятника?
Эта формула была впервые получена
и проверена на опыте голландским
ученым Г. Гюйгенсом
Внимание!
Период математического маятника не зависит от массы груза и амплитуды колебаний.
Христиан Гюйгенс (1629-1695) механик, физик, математик, астроном и изобретатель
Лабораторная работа № 3 «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника» Цель: определить ускорение свободного падения при помощи маятника, оценить возможность и точность измерения ускорения данным способом.
Оборудование : шарик на нити, секундомер, линейка, штатив с муфтой и лапкой
Проведение эксперимента:
1.Установить на краю стола штатив.
2.У его верхнего конца укрепить с помощью муфты кольцо и подвесить к нему шарик на нити. Шарик должен висеть на расстоянии 1-2 см от пола.
3. Измерить длину маятника. Длина маятника должна быть не менее 50 см.
4. Отклонив шарик в сторону на 5-8 см, отпустить его.
5.Измерить в нескольких экспериментах время 50 колебаний маятника и вычислить среднее значение времени.
Заполни таблицу
№ опыта
Время t , с
1
Длина нити
2
3
l , м
Число колебаний
4
50
Период колебаний
50
5
50
50
50
Вычисления
- Вычислите период колебаний маятника.
- Вычислите среднее значение периода.
3.Вычислите ускорение свободного падения по формуле.
4. Сделайте вывод.
«Пора делать выводы».
- Я все очень хорошо понял.
2. Мне было интересно.
3. Мне все понятно, но материал не всегда интересен.
4. Я не все понял, но мне было интересно.
5. Я ничего не понял и на уроке скучал.