Урок 46. Лабораторная работа "Исследование зависимости силы тока, идущего через резистор, от сопротивления резистора и напряжения на резисторе"
Цель: установить на опыте зависимость силы тока от напряжения и сопротивления резистора.
ОБОРУДОВАНИЕ : амперметр, ключ, вольтметр, сопротивление, источник тока, соединительные провода, реостат.
ХОД РАБОТЫ
В данной лабораторной работе необходимо исследовать две зависимости:
-
силы тока I, идущего через резистор, от его сопротивления R;
-
силы тока I, идущего через резистор, от приложенного к нему напряжения U.
Для выявления каждой из этих зависимостей требуется своя электрическая цепь. Для выявления зависимости I(R) необходима цепь, схема которой обозначена №1. В этой цепи при изменении сопротивления реостата напряжение на нём меняться не будет. И мы выявим зависимость I(R) при постоянном напряжении.
Для выявления зависимости I(U) необходима электрическая цепь, схема которой обозначена №2. В этой цепи сопротивление реостата №1 остаётся постоянным. Меняя положение ползунка на реостате №2, мы можем исследовать зависимость I(U) на реостате №1 при постоянном сопротивлении.
-
Пронаблюдаем, как зависит сила тока от напряжения. Амперметр подключили последовательно нагрузке, вольтметр – параллельно резистору. В ходе работы реостатом меняем напряжение, и смотрим как меняется сила тока. Делаем вывод: увеличение напряжения влечет увеличение силы тока, зависимость прямо пропорциональная.
Вывод: I ~ U.
-
Пронаблюдаем, как зависит сила тока от сопротивления проводника. Амперметр подключили последовательно нагрузке, вольтметр – параллельно резистору. Напряжение постоянное. Меняем резистор, реостатом устанавливаем напряжение. Наблюдаем , как меняется сила тока. Делаем вывод: увеличение сопротивления влечет уменьшение силы тока, зависимость обратно пропорциональная. Вывод: I ~ 1/R
-
Рассчитаем отношение напряжения к силе тока. Амперметр подключаем последовательно нагрузке, вольтметр – параллельно резистору. В ходе работы реостатом меняем напряжение, и смотрим как меняется сила тока. Найдем отношение U/I.
-
ВЫВОД. Отношение U/I – постоянно, не меняется, когда увеличиваем напряжение.
СДЕЛАЙТЕ вывод из проведенной работы согласно поставленной цели .
ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ ТЕСТА.
1. Как сила тока в проводнике зависит от его сопротивления:
а) она прямо пропорциональна сопротивлению проводника
б) сила тока в проводнике обратно пропорциональна сопротивлению
в) чем меньше сопротивление, тем больше сила тока
2. Зависимость силы тока от какой физической величины устанавливает закон Ома:
а) количества электричества б) напряжения в) сопротивления
3. Какова формула закона Ома: а) U = A/q б) N = A/t в) I = U/R
4. Одна из формул для определения напряжения и сопротивления следует из закона Ома:
а) R = I/U б) U = IR в) U = I/R
5. Одна из формул для определения напряжения и сопротивления следует из закона Ома:
а) U = I/R б) R = I/U в) R = U/I
6. Сопротивление нагревательного элемента утюга 88 Ом, напряжение в электросети 220 В. Какова сила тока в нагревательном элементе: а) 2,5 А б) 25 А в) 0,25 А
7. Сопротивление проводника 70 Ом, сила тока в нем 6 мА. Каково напряжение на его концах:
а) 420 В б) 4,2 В в) 0,42 В
8. Найдите сопротивление спирали, сила тока в которой 0,5 А, а напряжение на ее концах 120 В:
а) 240 Ом б) 60 Ом в) 24 Ом
9. Реостат применяют для регулирования в цепи: а) силы тока б) работы в) напряжения
10. 5,6 кОм: а) 0,56 Ом б) 5600 Ом в) 560 Ом
11. Найдите неверную формулу: а) A = q * U б) U = I * R в) I = U * R
12. При увеличении длины проводника его электрическое сопротивление:
а) не изменяется б) увеличивается в) уменьшается
13. Сила тока в электрической цепи 2 А при напряжении на его концах 5 В. Найдите сопротивление проводника: а) 0,4 Ом б) 4 Ом в) 2,5 Ом
14. Найдите неверное соотношение:
а) 1 Ом = 1 В / 1 А б) 1 А = 1 Ом / 1 В в) 1 Кл = 1 А * 1 с
15. Чему равно сопротивление медного проводника длиной 10 см и сечением 1 мм2? Удельное электрическое сопротивление меди 0,0017 Ом мм2/м:
а) 0,00017 Ом б) 1,7 Ом в) 0,017 Ом
ОТВЕТЫ: 1 – б; 2 – б,в; 3 – в; 4 – б; 5 – в; 6 – а; 7 – в; 8- б; 9 - а; 10 – б; 11 – в; 12 – б; 13 – в; 14 – б; 15 – а.