Лабораторная работа №3
«Изучение строения растительных тканей (использование микропрепаратов)»
Цель: познакомиться с видами тканей растительного организма, особенностями их строения в связи с выполняемой функцией.
Оборудование: микропрепараты «Продольный срез стебля кукурузы», «Поперечный срез корня тыквы», «Строение корня», «Клеточное строение корня», «Внутреннее строение листа», микроскоп
Ход работы.
1. Рассмотрите микропрепарат «Строение корня» (рис. 1). Найдите образовательную ткань.
Рис. 1. Внутреннее строение корня: 1 – корневой чехлик (покровная ткань) защищает зону делящихся клеток; 2 – зона делящихся клеток (образовательная ткань) осуществляет рост корня в длину.
2.Рассмотрите корневой чехлик. Определите вид ткани, его образующей. В учебнике прочитайте об этом виде ткани. Данные внесите в таблицу.
3. На микропрепарате «Продольный срез стебля кукурузы» рассмотрите механическую ткань стебля. Обратите внимание на то, что клетки этой ткани имеют утолщенные одревесневшие оболочки, а живое содержимое отсутствует.
4. Рассмотрите рисунок проводящей ткани в учебнике. Сравните его с увиденным под микроскопом (рис. 2), прочитайте информацию об этой ткани..
Рис. 2. Проводящие ткани стебля: 1 – ситовидные трубки луба (проведение органических веществ от листьев ко всем органам); 2 – сосуды древесины (проведение минеральных веществ, расворенных в воде, от корня ко всем органам)
5. Для изучения основной ткани листа рассмотрите микропрепараты. Это тонкий поперечный срез листа традесканции. Обратите внимание на особенность строения этой ткани – наличие хлоропластов, которые содержат пигмент хлорофилл. Он придает растениям зеленый цвет.
Рис. 3. Внутреннее строение листа: 1 – кожица листа (защита листа, покровная); 2 – основная ткань (фотосинтез, клетки содержат хлоропласты); 3 – проводящий пучок (проведение веществ, укрепление жилок, механическая ткань); 4 – устьице (испарение воды, газообмен)
Рис. 4. Кожица листа. 1 – кожица листа (покровная ткань): клетки плотно прилегают друг к другу, защищая лист от повреждений
6. Выполни письменно работу в тетради:
6.1. Заполни пропуски в тексте:
А) Кончик корня, побега, зародыш растения состоит из ______ткани.
Б) Скорлупа грецкого ореха состоит из _________ ткани.
В) Поверхность всех органов состоит из _________ ткани.
Г) Мякоть листа, плодов, сердцевина стеблей - это_______ ткань.
Д) Трубочки, сосуды корня, стебля, жилки листов - это______ткань.
6.2. Верно соотнеси название ткани с ее функцией и расположением:
1. Образовательная | А) Опора, прочность | I. Мёртвые клетки с толстыми оболочками |
2. Покровная | Б) Образование и накопление питательных веществ | II. Мелкие клетки, постоянно делятся |
3. Механическая | В) Защита | III. Клетки плотно примыкают друг к другу |
4. Проводящая | Г) Рост | IV. Клетки образуют сосуды или трубки |
5. Основная | Д) Проведение воды и веществ по растению | V. Клетки содержат хлоропласты |
6.3. На свое усмотрение выбери один вид растительной ткани, зарисуй его и охарактеризуй по плану: название – особенности строение – выполняемая функция – расположение