Тема: Лабораторная работа по теме: «Наблюдение линейчатых спектров»
Тип урока: Урок развивающего контроля.
Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Виды спектров» для решения практических задач, понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данной теме.
Задачи:
- Обучающие:
обобщить учебный материал по теме «Излучение и спектры»
рассмотреть виды спектров и их свойства
расширить кругозор учащихся в спектральном анализе веществ для дальнейшего использования в спектроскопии.
- Развивающие:
развитие у учащихся умения наблюдать и выдвигать гипотезы при решении поставленных вопросов;
развитие у учащихся способов мыслительной деятельности (анализ, обобщение);
развитие у учащихся речи (владение физическими понятиями, терминами);
развитие познавательного интереса учащихся.
- Воспитательные:
формирование у учащихся навыка совместной деятельности через самостоятельную работу в парах;
формирование навыка рефлексии у учащихся, для сопоставления полученных практически результатов учебной задаче, целям и способам действий.
Формы работы учащихся: фронтальная, работа в парах.
Оборудование: оптическая доска, осветитель, рамка с щелью, линза, дифракционная решетка, полупрозрачный экран, ртутная лампа, растворы различных веществ, спектроскоп.
ход урока.
Организационный момент 1 мин
Этап повторения и обобщения 5мин
Этап выполнения лабораторной работы по опорным листам 34 мин
Физкультминутка 1 мин
Подведение итогов урока, рефлексия 2 мин
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 2 мин
Проводит фронтальный опрос.
- Какие приборы используют для наблюдения спектров?
- Кем и когда открыты рентгеновские лучи?
- Разделите на группы источники света?
- Классифицируйте виды спектров?
- Приведите аргументы за и против использования спектрального анализа в практической деятельности?
- Как называются излучения, находящиеся по обе стороны от видимого излучения? (инфракрасное и ультрафиолетовое). - Разделите данные виды излучения в зависимости от их физических характеристик? (частоты, длины волны, скорости)?
- Что объединяет все виды излучений? (Скорость распространения: с= 3х108м/с)
Лабораторная работа № 7.
Тема: ««Наблюдение линейчатых спектров».
Цель: Пронаблюдать сплошной и линейчатый спектр испускания через разные углы призмы и разные источники света, сравнить наблюдения.
Оборудование: оптическая доска, осветитель, рамка с щелью, линза, дифракционная решетка, полупрозрачный экран, ртутная лампа, растворы различных веществ, спектроскоп.
Ход работы.
Наблюдение сплошного спектра испускания нити электрической лампы. Зарисовать наблюдаемый спектр, дать ему характеристику.
Направьте спектроскоп на светящуюся люминесцентную лампу, висящую на потолке и рассмотрите ее спектр. Найдите желтую, зеленую и фиолетовую линии, характерные для спектра паров ртути. Зарисуйте наблюдаемую картину. Опишите, чем спектр люминесцентной лампы отличается от спектра лампы накаливания.
Зарисуйте линейчатые спектры испускания различных газов. Дайте им характеристику.
Запишите вывод по проделанной работе.
Контрольные вопросы:
Какие вещества дают сплошной спектр?
Какие вещества дают линейчатый спектр?
Объясните, почему отличаются линейчатые спектры различных газов?
(Дополнительные вопросы.)
Ответить письменно на вопросы.
Чем отличаются спектры испускания и поглощения?
Чем схожи спектры испускания и поглощения?
Как источник света влияет на спектр?
Какие вещества или тела излучают линейчатый спектр, а какие сплошной?
4.Итоги урока.
Опрос рефлексии:
Что запомнили?
Как пригодится в жизни?
Понравилась работа или нет?
5. Домашняя работа.
Ответить письменно на вопрос: «Где в повседневной жизни человека используют спектры?»
Для учащихся
Лабораторная работа № 7.
Тема: ««Наблюдение линейчатых спектров».
Цель: Пронаблюдать сплошной и линейчатый спектр испускания через разные углы призмы и разные источники света, сравнить наблюдения.
Оборудование: оптическая доска, осветитель, рамка с щелью, линза, дифракционная решетка, полупрозрачный экран, ртутная лампа, растворы различных веществ, спектроскоп.
Ход работы.
Наблюдение сплошного спектра испускания нити электрической лампы. Зарисовать наблюдаемый спектр, дать ему характеристику.
Направьте спектроскоп на светящуюся люминесцентную лампу, висящую на потолке и рассмотрите ее спектр. Найдите желтую, зеленую и фиолетовую линии, характерные для спектра паров ртути. Зарисуйте наблюдаемую картину. Опишите, чем спектр люминесцентной лампы отличается от спектра лампы накаливания.
Зарисуйте линейчатые спектры испускания различных газов. Дайте им характеристику.
Запишите вывод по проделанной работе.
Контрольные вопросы:
Какие вещества дают сплошной спектр?
Какие вещества дают линейчатый спектр?
Объясните, почему отличаются линейчатые спектры различных газов?
(Дополнительные вопросы.)
Ответить письменно на вопросы.
Чем отличаются спектры испускания и поглощения?
Чем схожи спектры испускания и поглощения?
Как источник света влияет на спектр?
Какие вещества или тела излучают линейчатый спектр, а какие сплошной?
4.Итоги урока.
Опрос рефлексии:
Что запомнили?
Как пригодится в жизни?
Понравилась работа или нет?
5. Домашняя работа.
Ответить письменно на вопрос: «Где в повседневной жизни человека используют спектры?»