Актуализа-ция знаний (5мин) | Писменная работа. Относительно пройденного материала учитель читает 5 вопросов. Учитель дает критерий оценивания домашней работы. | Ученики пишут ответы на эти вопросы, после этого проверяют работу соседа с правильным ответом. | Учебник, рейка с брусками, упор, лампа накаливания на подставке, лампа неоновая на подставке, экран со щелью и шкалой, два соединительных провода,комплект дифракционных решеток в слайд-рамке, источник тока типа ВС-4,5 |
Практичес-кая работа (35мин) Парная работа | Раздает задания и наблюдает за работой учащихся. Помогает в затруднительных моментах. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров излучения
Цель работы: сформировать представление учащихся о различных видах спектров излучения светящихся тел и зависимости вида спектра излучения тела от его агрегатного состояния.
Оборудование: рейка с брусками, упор, лампа накаливания на подставке, лампа неоновая на подставке, экран со щелью и шкалой, два соединительных провода,комплект дифракционных решеток в слайд-рамке, источник тока типа ВС-4,5. Для проведения работы используют комплект дифракционных-решеток в слайд-рамке из оптической микро лаборатории и выпрямитель ВС-4,5 из мини лаборатории по электродинамике. Работу выполняют в два этапа.
На первом этапе с помощью дифракционной решетки наблюдают непрерывный спектр.
Пенал размещают поперек рабочего стола, на нем устанавливают рейку брусками вверх (Рис ). Магниты, запрессованные в основании подставки, взаимодействуя с винтами в корпусе рейки, прочно удерживают на ней подставку с лампой накаливания и фиксируют положение экрана.
На рейку к бруску с магнитами прикладывают слайд-рамку так, чтобы одна из металлических полос, приклеенных к рамке, была обращена к магнитам бруска. Напротив риски на бруске располагают дифракционную решетку имеющую 600 штрихов на мм.
Лампу накаливания соединительными проводами подключают к ВС-4,5 и настраивают (центрируют) установку так, чтобы на шкале экрана по обе стороны от щели наблюдались симметричные спектральные полосы. Для удобства наблюдения спектров рейке придают наклонное положение, поместив под ближний к наблюдателю край упор.
Наблюдая спектр, ученики определяют, из каких основных цветов он состоит, в какой последовательности эти цвета чередуются в спектре. Напоминаем ученикам поговорку для запоминания расположения цветов в спектре: КАЖДЫЙ ОХОТНИК ЖЕЛАЕТ ЗНАТЬ ГДЕ СИДИТ ФАЗАН. Они должны ответить на вопрос, почему наблюдаемый спектр называют непрерывным или сплошным. 
  | Ученики ознакамливаются с описанием работы. Рассаживаются по парам и совместно выполняют полученное задание. После окончания работы делают выводы. | |