Лабораторная работа №1.
10 класс
«Использование различных методов при изучении биологических объектов»
Цель: Актуализировать умения простейших измерений, наблюдения и эксперимента, определять использование современных методов в науке и повседневной жизни.
Оборудование: Стакан с водой; мерный цилиндр; линейка; штатив с пробирками (в пробирках находятся сахар, соль, мел, растительное масло); стеклянная палочка.
Цель: - изучение и познание окружающего мира.
Наука - сфера человеческой деятельности.
Задача науки:
- построение системы достоверного знания, основанного на фактах и обобщениях, которые можно подтвердить или опровергнуть.
Научный факт является лишь тот, который можно подтвердить или опровергнуть
Научный метод – совокупность приемов и операций, используемых при построении системы научных знаний .
Ход работы
1. Измерение.
Измерение проводится с использованием химической посуды, для определения нужного (140 мл) количества воды. Длину листьев можно измерять у любого имеющегося в наличии комнатного растения.
-
Измеряем количество воды в стакане. Из стакана перелейте воду в мерный цилиндр. По шкале определите её объём, данные запишите в тетрадь.
-
Измерьте линейкой длину листьев комнатного растения, запишите в тетради результаты: минимальная длина - , максимальная длина- , средняя длина — (средняя длина вычисляется, как среднеарифметическое значение всех величин).
-
Наблюдение: сужение зрачка на свету.
Работайте в парах: один — испытуемый, другой — наблюдатель. Повернитесь лицом друг к другу. Испытуемый закрывает ладонями глаза и сидит так в течение одной минуты. Затем испытуемый открывает глаза, а наблюдатель смотрит на его зрачки. Затем ученики меняются ролями.
Результаты наблюдения записывают в тетрадь.
В темноте зрачки , а на ярком свету .
-
Эксперимент: растворение веществ в воде.
В пробирки с сахаром, солью, мелом, растительным маслом добавьте воды. Перемешайте содержимое стеклянной палочкой и дайте немного отстояться. Сделайте вывод о растворимости различных веществ в воде. Результаты запишите в тетрадь в виде схемы (форму схемы возможно изменить).
Вещества: - Растворимые в воде -Нерастворимые в воде
Используя, материалы учебника «Общая биология» приведите примеры специальных биологических методов, дайте методам характеристику.
-
Генеологический _______________________
-
Центрифугирование ________________________
-
Исторический/ палеонтологический ________________ 7. Цитогенетический ________________________
9. Эмбриологический _________________________________________________
10. Близнецовый _____________________________________________________
11. Микроскопии ______________________________________________________
12. Гибридологический ________________________________________________
Вывод: - приведите примеры общих и специальных методов;
- какие методы современных биологических исследований, вы узнали впервые, выполнив лабораторную работу.
- определите методы, используемые в повседневной жизни.
Общенаучные методы исследования в биологии |
Специальные методы исследования в биологии |