СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лабораторная работа по русскому языку в 8 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лабораторная работа по русскому языку по теме: "Второстепенные члены предложения. Определение."

Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа по русскому языку в 8 классе»

Модель лабораторной работы в 8 классе. Тема: Второстепенные члены предложения. Определение.

Задания для всего класса

1. Прочтите текст. Определите стиль речи и тип текста.

2. Докажите, что текст является описанием.

3. Определите тему и идею текста. 4. Определите цель рассматриваемого текста.

5. Проанализируйте морфологическую структуру текста. К каким выводам вы пришли?

6. Что можно сказать об особенностях синтаксиса рассматриваемого текста?






Текст для наблюдения

До станции оставалось еще с версту. Кругом было тихо, так тихо, что по жужжанию комара можно было следить за его полетом. Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас темно-синие вершины гор, изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, еще сохранявшем последний отблеск зари. На темном небе начинали мелькать звезды, и странно, мне показалось, что оно гораздо выше, чем у нас на севере. По обеим сторонам дороги торчали голые, черные камни; кой-где из-под снега выглядывали кустарники, но ни один сухой листок не шевелился, и весело было слышать среди этого мертвого сна природы фырканье усталой почтовой тройки и неровное побрякиванье русского колокольчика. ( М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»)






Образцы ответов

Текст относится к художественному стилю речи. По типу речи текст является описанием. Предмет описания - вечерняя природа. Описание раскрывается через перечисление постоянных признаков: «чернело глубокое ущелье», «темно-синие вершины гор», «голые, черные камни» и временные: «на бледном небосклоне, еще сохранявшем последний отблеск зари», « на темном небе начинали мелькать звезды».

Тема текста: описание «мертвого сна» вечерней природы. Идея: ощущение радости от того, что фырканье почтовой тройки и побрякиванье русского колокольчика нарушают состояние «мёртвого сна». Цель рассматриваемого текста – дать наиболее полное представление о предмете описания. В тексте преобладают имена существительные, прилагательные, причастия, что также является характерной особенностью данного типа речи.

Значимую роль в тексте играют имена прилагательные. Они передают ощущение темноты, пустоты, статичности: «тёмно-синее»,«глубокое»,«тёмное»,«голые»,«чёрные»,«сухой», планомерно, шаг за шагом, выстраивая картину «мёртвого сна природы». Прилагательные заключительной части: «усталая» тройка и «неровное побрякиванье» также подчинены раскрытию основной темы текста. И только конкретизирующие прилагательные: «почтовая» (тройка) и «русский»( колокольчик) создают ощущение пробуждения. Даже глаголы в тексте имеют описательную функцию, создавая преимущественно зрительные образы: «чернело», «рисовались», «мелькать», «выглядывали», «показалось», только в конце текста мы встречаем глагол «слышать», он так же, как и прилагательные «почтовая» и «русский», создает ощущение пробуждения. Синтаксис текста соответствует его композиционной структуре. Текст состоит из пяти предложений, из которых только первое, вступление, является простым. Основная часть текста начинается с повтора: «тихо, так тихо» и сравнительного оборота: «так тихо, что по жужжанию комара можно было следить за его полетом». Эти синтаксические средства помогают создать ощущение полного беззвучия. В следующем предложении описываются ущелье, горы и небосклон. При их изображении используются обособления, выраженные причастным оборотом: «изрытые морщинами, покрытые слоями снега», «сохранявшем последний отблеск зари». Следующее предложение – сложноподчинённое, осложненное вводной конструкцией: «и странно, мне показалось» и сравнительным оборотом: «что оно гораздо выше, чем у нас на севере». Здесь мы ясно видим отношение рассказчика к наблюдаемому пейзажу. Следующее предложение – с разными видами связи.




Задания для группы (пары, индивидуальной работы)










1. Лингвистический эксперимент. Устранение языкового явления из текста: исключение всех частей речи в функции определения из текста.

2. Сравните рассматриваемый текст и полученный. Что изменилось?

3.Создайте свой вариант текста, используя синонимические или близкие по значению конструкции.

Образцы ответов

До станции оставалось еще с версту. Кругом было тихо, так тихо, что по жужжанию комара можно было следить за его полетом. Налево чернело ……. ущелье; за ним и впереди нас …… вершины гор, ……….., …………, рисовались на ………. небосклоне, …………….. На …….. небе начинали мелькать звезды, и странно, мне показалось, что оно …….., чем у нас на севере. По …….. сторонам дороги торчали ……., …….. камни; кой-где из-под снега выглядывали кустарники, но ни один …….листок не шевелился, и весело было слышать среди этого ……. сна природы фырканье ……………тройки и ……… побрякиванье ……….колокольчика.

       Результат эксперимента: вторичный текст лишен качественных характеристик описываемых деталей или предметов. Такой текст не дает представления о том, каковы художественные детали по цвету, по форме, качеству.

Определения, используемые в тексте, служат для создания яркой, красочной картины природы.


До станции оставалось еще с версту. Кругом было тихо, так тихо, что по жужжанию комара можно было следить за его полетом. Налево чернело длинное ущелье; за ним и впереди нас туманные вершины гор, скалистые, укрытые снегами, рисовались на тусклом небосклоне, еще озаряемый закатом . На черном небе начинали мелькать звезды, и странно, мне показалось, что оно намного дальше , чем у нас на севере. По всем сторонам дороги торчали чистые, темные камни; кой-где из-под снега выглядывали кустарники, но ни один увядший листок не шевелился, и весело было слышать среди этого глубокого сна природы фырканье замученной почтовой тройки и спонтанное побрякиванье родного колокольчика.