СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лабораторная работа по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка лабораторной работы по русскому языку в 8 классе по теме "Односоставное предложение"

Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа по русскому языку»


ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ


Односоставными называются предложения, в которых есть только один главный член – подлежащие или сказуемое.

Если в предложении есть только подлежащие, то это – назывное предложение: Серое осеннее утро.


Если в предложении есть только сказуемое, то предложение называется:

- определенно-личным, в него можно вставить местоимения я, ты или вы, т.е. сказуемое выражено глаголами в форме 1-го или 2-го лица: Причин (вы) не спрашивайте.

- неопределённо-личным, в это предложение можно вставить местоимение они (некие люди), т.е. сказуемое выражено глаголами в форме 3-го лица множественного числа настоящего (будущего) времени или множественного числа прошедшего времени: Заиграли (они) увертюру.

- безличным, в этом предложении нет и не может быть подлежащего, сказуемое при этом часто бывает выражено безличными глаголами или наречиями на –о, обозначающими состояние. В такие предложения, если в них нет других слов в косвенных падежах, можно вставить местоимения мне, меня или наречие где-то: (Мне) было холодно и сыро.

- обобщённо-личным, это предложение относится ко всем вместе и к каждому в отдельности (в пословицах): За правду стой горой.


Задание 1. Подчеркните в предложениях грамматические основы. Укажите, какие предложения односоставные, а какие двусоставные.

  1. Осеннее небо затянули тёмные тучи.____________________________________

  2. Осеннее небо затянуло тучами. ________________________________________

  3. Ветрено и сыро на улице ранним осенним утром. _________________________

  4. Жгучий мороз опаляет сразу. __________________________________________

  5. От встречного ветра заходится дыхание. ________________________________

  6. Морозно поутру в степи. _______________________________________________

  7. Наступила пора расставаться___________________________________________

  8. До села оставалось вёрст пятнадцать___________________________________

  9. Едем на пароходе уже третьи сутки. ____________________________________

  10. наступила ночь_______________________________________________________


Задание 2. Подчеркните грамматические основы. Определите виды односоставных предложений.

  1. На берегу плавать не научишься._______________________________________

  2. Полезно спрашивать и про то,_____________________что знаешь__________________.

  3. Ведь не быть же всем поэтами и мыслителями!___________________________

  4. Пустой мешок не поставишь стоймя._____________________________________

  5. В любом возрасте оберегайте чувство молодости.________________________

  6. Науку изучают с азов, дружбу берегут с начала.___________________________



Задание 3:· Пользуясь алгоритмом, устно определите вид односоставного предложения.

Например, Хорошо летом в деревне встать пораньше, до восхода солнышка. 

Работа по алгоритму: есть сказуемое? (Да). Можно подставить я, ты, мы, вы? (Нет). Можно подставить к сказуемому они или сказуемое имеет форму мн.ч. прош. вр.? (Нет). Следовательно, это предложение безличное (нет и не может быть подлежащего).



1) Прозрачное небо, будто морская вода с легкой прозеленью. 

2) Из-за плетней так славно попахивает отсыревшими лопухами, крапивой и горьковатой полынью. 

3) А потом повеет ветерком, потянет прямо в лицо свежим печеным хлебом. 

4) Это в селе уже не спят, хлопочут возле печей. 

5) Не бери в лес ружье. 

6) В дверь несмело постучали. 

7) И снова мне легко.

8) Запах розы и жасмина. 

9) Осенний день шуршал ломкой листвой. 



Задание 4. Каждый ряд должен найти среди предложений свои типы, назвать номера данных предложений.


1) Высоко стоит в небе солнце.

2) Зима.

3) Меня трясло от страха.

4) Люблю Украину, Байкальские воды, Кавказские горы в снегу.

5)В Мещерском крае нет никаких особенных красот и богатств.

6) Быстро вскакиваю,  одеваюсь, бегу открывать.

7) Идёшь по лесу и удивляешься.

8) От него ждали чуда.

9) Снежные сибирские белые поля.

10) Ямщик, не гони лошадей…

11) В руках держат удочки, сачки, корзины.

12) Скоро опять завьюжит в нашем окне.

13) Многое вспомнишь родное, далёкое…

14) Фотографии победителе поместили в газете.

15) Славная осень!

16) Здоровый, ядреный воздух усталые силы бодрит.

17) Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно.

18)Его срочно вызвали на завод.

19)Потом в степи его нашли и вновь в обитель принесли.

20)Морозит. 

1 ряд

Безличные

2 ряд

Определённо-личные

3 ряд

неопределённо-личные

Ответ:

Ответ:

Ответ:













Тестирование    



А1. Найдите среди предложений односоставное.

1. Не плачь ты попусту.

2. Часам к двум пополудни началась гроза.

3. Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя.

4. Тротуары заливают асфальтом.



А2. Определите тип предложенияТропинки в лесу замело снегом.

1. Двусоставное.

2. Определенно-личное.

3. Безличное.

4. Неопределенно-личное.



А3. Найдите безличное предложение.

1. Еще не успевшая остыть земля излучала тепло.

2. Газеты приносят утром.

3. Ему подвели белого коня, украшенного богатой сбруей.

4. Похолодало.



А4. Найдите неопределенно-личное предложение.

1. Меня снова привели к самозванцу и поставили перед ним на колени.

2. В классе тепло.

3. Дарую тебе волю.

4. Распахни мне объятья свои, густолистый развесистый лес.



А5. Найдите определенно-личное предложение.

1. Веет с поля ночная прохлада.

2. Уже смеркалось и в комнате  стало темно.

3. Дарую тебе волю.

4. Хорошо в зимнем лесу! 



А1

А2

А3

А4

А5