Лабораторная работа №2
Изучение гомологичных органов, рудиментов как доказательств эволюции
Цель: выявление гомологичных и рудиментарных органов у растений и животных, установление их значения в доказательстве эволюции.
Ход работы:
1. Из приведенного перечня названий органов животных составьте пары гомологичных органов.
Слюнные железы организмов, плавательный пузырь рыб, яйцеклад насекомых, ядовитые железы змей, чешуя акул, легкие наземных позвоночных, жало пчелы, зубы млекопитающих.
1)
2)
3)
4)
2. В приведённом перечне органов растений выпишите гомологичные органы, которые являются листьями по происхождению.
Почечные чешуи, колючки робинии (белой акации), усики гороха, колючки кактуса, ловчие кувшины насекомоядных растений, шипы ежевики, пленчатые образования у хвоща, колючки боярышника.
3. Заполните таблицу. Распределите перечисленные ниже примеры в соответствие с названиями видов сравнительно-анатомических доказательств, к которым они относятся.
Зачатки задних конечностей китов и дельфинов; мышцы ушной раковины у человека; трехпалые конечности у лошади; редуцированные зубы у муравьедов; выраженный волосяной покров на всем теле у человека; зачатки тазовых костей у змей; развитый хвост у человека; задняя пара крыльев у мух; недоразвитые глаза у пещерных видов животных; дополнительные пары молочных желез у человека.
4. Заполните таблицу. Из приведенного перечня адаптаций выберите примеры ароморфозов и алломорфозов.
Двойное оплодотворение у покрытосеменных растений; легочное дыхание у позвоночных животных; разная форма ног у птиц; четырехкамерное сердце у птиц и млекопитающих; разные типы цветков у двудольных растений; наличие тканей и органов у высших растений; разные типы листьев у двудольных растений; разные формы клюва у птиц.
5. Даны пять пар примеров органов (структур) живых организмов, три из которых могут служить одинаковым сравнительно-анатомическим доказательством эволюции. Укажите, как называются эти пары органов (структур) и какие два примера к ним не относятся ( «лишние» ). Например: аналогичные органы; лишние – а, б
1. а) млечные железы козы и потовые железы человека; б) спора бактерии и циста инфузории; в) ласты тюленя и конечности крота; г) крылья ушана и крылья майского жука; д) почечные чешуи тополя и колючки кактуса.
2. а) колючки кактуса и усики гороха; б) семена сосны и споры папоротника; в) передняя конечность журавля и передняя конечность носорога; г) колючки ежа и шерсть собаки; д) глаза лисицы и глаза кузнечика.
3. а) коробочка кукушкина льна и коробочка мака; б) млечные железы собаки и потовые железы шимпанзе; в) грудные плавники рыбы и крылья птицы; г) нижняя челюсть человека и нижняя челюсть пчелы; д) жабры рака и жабры рыбы.
4. а) корневище пырея и клубень картофеля; б) спора бактерий и циста амебы; в) колючки ежа и шерсть собаки; г) крылья бабочки и крылья летучей мыши; д) коробочка мака и крылатка клена.
6. Заполните таблицу.
Сравнение гомологичных и аналогичных органов
Признак | Аналоги | Гомологи |
Внешний вид | | |
Строение внутреннее | | |
Происхождение | | |
Функции | | |
Почему появилось такое приспособление? | | |
Примеры у животных | | |
Примеры у растений | | |
7. Сделайте вывод о значении гомологов, аналогов, рудиментов, атавизмов в доказательстве эволюции.