СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лабораторная работа "Устройство микроскопа и правила работы с ним"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект лабораторной работы " Устройство микроскопа и правила работы с ним" можно использовать при  проведении лабораторной работы по дисциплине «Биология», при изучении раздела «Клетка – единица живого», а также по дисциплине «Микробиология, санитария и гигиена в пищевом производстве» по одноименной теме. Урок сопровождается показом  мультимедийной презентации и видеофильмов. 

Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа "Устройство микроскопа и правила работы с ним"»

Конспект лабораторной работы можно использовать при проведении лабораторной работы по дисциплине «Биология», при изучении раздела «Клетка – единица живого», а также по дисциплине «Микробиология, санитария и гигиена в пищевом производстве» по одноименной теме. Урок сопровождается показом мультимедийной презентации и видеофильмов.

Лабораторная работа «Устройство микроскопа и правила работы с ним»

Цель работы: ознакомиться со строением микроскопа, сформировать навыки работы с увеличительным прибором, способствовать развитию мотивации и логического мышления

Тип урока: лабораторная работа

Средства обучения: компьютерная презентация, учебные фильмы, мультимедиа проектор, световые микроскопы, штативная и ручная лупа

Межпредметные связи: биология, история

Самостоятельная работа: отчет о лабораторной работе

План урока

I Организационный момент – проверка явки на занятие, готовности к уроку, приветствие студентов, психологический настрой на урок. Сообщение темы занятия, целевая установка на занятие.

II Проверка изученного материала – Выполнение теста по теме «Ознакомление с оборудованием и принадлежностями микробиологической лаборатории» (см. Приложение 1)

III Лабораторная работа

  1. Инструкция по технике безопасности (см. Приложение 2)

  2. Вводная часть.

Микроскоп - это оптический прибор, позволяющий получить обратное изображение изучаемого объекта и рассмотреть мелкие детали его строения, размеры которых лежат за пределами разрешающей способности глаза.

История открытия микроскопа

  • Просмотр м\м презентации «Устройство микроскопа и правила работы с ним»

  • Просмотр видео-сюжета «Микроскоп Левенгука» продолжительность 4.50

Ознакомление с устройством микроскопа

Механическая система представлена подставкой, штативом с винтами. Используя винты, можно поднимать и опускать тубус, и следовательно, добиваться резкого изображения изучаемого предмета. В центре предметного столика есть отверстие, через которое направляется поток света к объекту. При помощи зажимов предметное стекло плотно прижимается к предметному столику.

Оптическая часть микроскопа

Состоит из осветительной и наблюдательной систем. Осветительная система равномерно освещает поля зрения. Наблюдательная система предназначена для увеличения изображения наблюдаемого объекта. Объективы составляют самую важную, наиболее ценную и хрупкую часть микроскопа. От них зависит увеличение, разрешающая способность и качество изображения. Они представляют собой систему взаимно центрированных линз, заключенных в металлическую оправу. Окуляр микроскопа состоит из двух линз: глазной (верхней) и собирательной (нижней). Между линзами находится диафрагма. Боковые лучи диафрагма задерживает, близкие к оптической оси пропускает, что усиливает контрастность изображения. Назначение окуляра состоит в увеличении изображения, которое дает объектив. Окуляры имеют собственное увеличение ×5, ×10, ×12.5, ×16 и ×20, что указано на оправе.

Осветительная система состоит из конденсора с диафрагмой, которая регулирует поток света, направленного к объекту.

  • Просмотр м\м презентации «Устройство микроскопа и правила работы с ним»

  • Просмотр видео-сюжета «Устройство светового микроскопа» продолжительность 1.30

Зарисовка микроскопа в тетрадь

3. Правила работы с микроскопом

  • Просмотр м\м презентации «Устройство микроскопа и правила работы с ним»

  • Просмотр видео-сюжета «Как работать с микроскопом»- продолжительность 3.50

  1. Что можно увидеть в микроскоп.



  • Просмотр м\м презентации «Устройство микроскопа и правила работы с ним»

  • Просмотр видео-сюжетов: «Инфузории» – 1.30, «Микроорганизмы под микроскопом» – 0,54, «Размножение палочек» – 1,02, «Движение эвглены» – 0,53

IV Закрепление материала

  • Изучили устройство микроскопа и освоили правила работы с ним.

  • На штативе крепится __________ , который соединяет две группы линз – ________ и __________ .

  • Рассматриваемый объект (микропрепарат) размещается на __________ .

  • Улавливает и направляет свет в отверстие предметного столика __________ .

  • Чтобы сделать изображение чётким, положение тубуса регулируется _________ .

  • Мой микроскоп увеличивает в _____ раз.

V Обобщение материала

Рефлексивная деятельность студентов, формирование вывода по теме, составление отчета (см. Приложение 3)

Какую цель вы ставили перед собой на этом занятии?

Вы достигли этой цели?

Что нового вы узнали на занятии?

Какие методы мы использовали, что бы достичь своих целей? (работа с текстом, просмотр видеофрагмента, выполнение эксперимента, работа с иллюстрациями).

Какие источники вы использовали для получения информации?

Ребята, вы знаете, что в ходе урока мы использовали общенаучный метод? Какой? (постановка и проведение эксперимента).







Приложение 1

Соотнесите определения и термины

  1. Прибор для поддержания постоянства температуры


  1. Сушильный шкаф

  1. Прибор для определения кислотности полуфабрикатов


  1. Пробирки, колбы

  1. В них выращивают культуры микроорганизмов


  1. Бродильные трубки

  1. Прибор для стерилизации сухим жаром посуды, инвентарь


  1. Аппарат Коха

  1. С помощью них проводят пересев жидких культур м/о


  1. Бактериологический шпатель

  1. В них хранят питательные среды


  1. Термостат

  1. Прибор для стерилизации посуды и питательных сред паром под давлением

  1. Ph-метр

  1. Оборудование, использующееся для определения активности брожения по газообразованию

  1. Пипетки

  1. Прибор для стерилизации питательных сред


  1. Чашки Петри


  1. Оборудование, использующееся для размазывания жидких культур на поверхности питательной среды


  1. Автоклав

Эталон ответов

I - 6

II - 7

III - 9

IV - 1

V - 8

VI - 2

VII - 10

VIII - 3

IX - 4

X - 5









Приложение 2

Правила техники безопасности в микробиологической лаборатории

Работа в микробиологических лабораториях должна осуществляться в условиях стерильности, что является основным правилом техники безопасности. Выполнение микробиологических работ в условиях стерильности должно обеспечить предупреждение как загрязнения внешней среды и работающего персонала микробами из исследуемого материала, так и самих выделяемых чистых культур посторонними микроорганизмами из окружающей среды.

При работе в микробиологической лаборатории следует соблюдать следующие правила:

а) находиться в помещении лаборатории и работать в ней обязательно в халате;

б) пользоваться постоянным рабочим местом;

в) следить за порядком на рабочем месте, не держать на нем никаких посторонних предметов;

г) пинцеты, шпатели, микробиологические петли и иглы, пипетки после работы с микроорганизмами прожигать в пламени спиртовки или погружать в сосуд с дезинфицирующим раствором (хлорамин, карболовая кислота);

д) все использованные материалы с микроорганизмами - отработанные препараты из живых культур, временные препараты и др. - вначале обезвредить стерилизацией или дезинфекцией и только после этого мыть;

е) по окончании занятий привести в порядок рабочее место, снять халаты, и после этого обязательно вымыть руки.

В лаборатории запрещается:

а) находиться в головных уборах и верхней одежде;

б) работать без халатов;

в) принимать пищу, пить воду, курить;

г) класть на столы посторонние предметы;

д) касаться немытыми руками лица;

Следует избегать лишнего хождения, резких движений, сквозняков, способствующих загрязнению исследуемого материала посторонней микрофлорой.





Приложение 3

Правила оформления лабораторной работы.

  • Укажите название темы работы, ее цель;

  • Укажите название выполняемого этапа, опишите последовательность действий;

  • Вычислите увеличение микроскопа;

  • Сделайте рисунок, иллюстрирующий объект деятельности;

Требования к рисункам.

  • Рисунок должен быть крупным, детали – хорошо различимыми;

  • Контуры поля зрения микроскопа вокруг рисунка отображать не нужно;

  • Рисунок выполнять только простым карандашом;

  • Отдельные части рисунка обозначать стрелками и цифрами, соответствующие им надписи сделайте сбоку или внизу.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!