ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«ДЖАНКОЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
МДК 03.01 Технология приготовление супов и соусов
Профессия: 19.01.17 Повар, кондитер
Лабораторно – практическое занятие № 12
Тема: Приготовление простых супов
Пояснительная записка
Методическая разработка лабораторно – практического занятия по МДК 03 «Приготовление супов и соусов» составлена в соответствии с содержанием рабочей программы профессионального модуля профессии 19.01.17 «повар, кондитер».
Цель данной методической разработки:
обобщение опыта работы преподавателя профессионального цикла по формированию профессиональных компетенций студентов при проведении лабораторно – практического занятия в рамках изучения МДК.
закрепление теоретических знаний студентами по дисциплине и получение навыков
при приготовлении простых супов.
Задачи:
систематизировать учебный материал теоретического курса;
совершенствовать структуру лабораторно – практического занятия;
пополнить фонд дидактических материалов;
Лабораторная работа рассчитана на 6 часов и охватывает ассортимент супов, процесс подготовки полуфабрикатов и других продуктов для приготовления супов и изучения перечня механического и теплового оборудования для приготовления супов с целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями студентов.
В ходе освоения профессионального модуля студент должен:
иметь практический опыт:
должен уметь:
проверять органолептическим способом качество и соответствие основных документов и дополнительных ингредиентов к ним технологическим требованиям к простым супам;
выбирать производственный инвентарь и оборудование для приготовления простых супов;
использовать различные технологии приготовления и оформления основных простых супов;
оценивать качество готовых блюд.
должен знать:
классификацию, пищевую ценность, требования к качеству простых супов;
правила выбора основных продуктов и дополнительных ингредиентов при приготовлении простых супов;
правила безопасного использования, последовательность выполнения
технологических операций при приготовлении основных простых супов;
правила хранения и требования к качеству готовых блюд;
виды необходимого технологического оборудования и производственного
инвентаря, правила их безопасного использования.
План
лабораторно – практического занятия
Тема программы: Приготовление простых супов.
Тема урока: Приготовление простых супов.
Тип урока: урок формирования первоначального практического опыта, освоение умений и способов деятельности.
Методы обучения: практическая работа.
Форма учебной деятельности: бригадная.
Цели урока:
1. Образовательные: формировать у студентов практические умения, знания для освоения технологического процесса приготовления заправочных супов.
2. Развивающие: развивать умение применять знания теории на практике, контролировать собственную деятельность, анализировать, сравнивать, делать выводы, развивать профессиональные интересы.
3.Воспитательные: формировать умения ответственно и качественно выполнять профессиональные функции, анализируя заданные требования и инструкции; способствовать воспитанию технологической культуры, аккуратности, бережного отношения к оборудованию, экономного расходования продуктов, воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности; способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых личностных качеств – ответственности, трудолюбия, дисциплинированности, аккуратности.
Задачи урока:
1. Закрепить теоретические знания технологии приготовления заправочных супов.
2. Составить технологические схемы приготовления супов.
3. Рассчитать количество продуктов, необходимое для приготовления заданных порций супа.
4. Приготовить и оформить для подачи следующие блюда:
- борщ с фасолью и картофелем
- щи из свежей капусты с картофелем
- рассольник ленинградский
- суп картофельный с крупой
5. Правильно произвести отпуск блюда.
6. Произвести бракераж и органолептическую оценку качества готовых блюд.
7. Выявить ошибки и способы их устранения.
Межпредметная связь: «Техническое оснащение и организация рабочего места», «Физиология питания с основами товароведения», «Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве»
Материально-техническое и дидактическое оснащение урока:
Набор технологических карт для приготовления супов, таблица размеров снижения оценки качества блюд, вопросы фронтального опроса, контрольные вопросы, варианты подачи блюд, практические задания для актуализации опорных знаний по теме.
Оборудование: электрические плиты, весы, производственные столы.
Инвентарь, инструменты, посуда: ножи поварской тройки, разделочные доски, кастрюли, сковороды, суповые миски, разливные ложки, лопатки, дуршлаг, ложки, сито, подносы, столовая посуда.
Ход лабораторно – практического занятия
1.Организационный момент: (30 минут)
- Проверка присутствующих;
- Проверка санитарной одежды;
- Инструктаж по соблюдению требований охраны труда, пожарной и электробезопасности под роспись студентов в специальном журнале;
- Сообщение темы, цели и задач лабораторно – практического занятия;
2. Актуализация опорных знаний: (30 минут)
2.1.Фронтальный опрос:
1. Что является жидкой основой для супа?
2. Дайте определение понятию «заправочные супы».
3.Какие овощи используют для пассирования?
Почему продукты для бульона заливают холодной водой?
В какой последовательности закладывают продукты в суп?
Когда и почему свеклу и соленые огурцы закладывают при варке супа?
Как подготовить соленые огурцы к приготовлению?
При какой температуре подают заправочные супы?
Назовите правила тушения свеклы для борща?
10. В чем заключается цель пассирования моркови и лука?
11. Объясните порядок закладки продуктов при приготовлении солянок?
12.Как подготовить перловую крупу для варки супов?
13.Как подготовить бобовые для приготовления картофельного супа с бобовыми?
14.Какую жидкую основу можно использовать для лапши домашней?
15.Что нужно сделать, чтобы бульон для супа «лапша домашняя» оставался прозрачным?
2.2.Решение проблемных ситуаций.
Ситуация № 1
Некоторые сорта капусты придают щам горьковатый вкус. Что вы сделаете, чтоб он исчез?
( ответ: такую капусту перед использованием ошпаривают)
Ситуация № 2
По Сборнику рецептур для приготовления одной порции щей из свежей капусты требуется 20 г томата-пюре, а на вашем предприятии в наличии только томат-паста. Ваши действия?
(ответ: по таблице взаимозаменяемости в Сборнике рецептур на стр. 684 определяем, что 1 кг томата пюре можно заменить 400 гр. томат-пасты, следовательно, чтобы заменить 20 гр. томата пюре, потребуется 8 гр. томата пасты)
Ситуация № 3
При приготовлении борща украинского вы его пересолили. Как вы выйдите из этой ситуации?
(ответ: добавить несолёного бульона и довести борщ до кипения)
2.3. Указания по выполнению данной лабораторно - практической работы.
Обратить внимание на правильную нарезку овощей, время и последователь-
ность закладывания продуктов в кипящую жидкость, режим варки, не допускать бурного кипения в процессе приготовления.
Если в состав супа входят продукты, содержащие органическую кислоту, то картофель заложить в первую очередь и проварить до полуготовности.
Морковь, репчатый лук, белые коренья после нарезки спассировать до золотистого цвета.
Томатное пюре лучше пассировать отдельно, но можно и вместе с овощами,
добавляя его в конце пассирования, когда овощи станут мягкими.
Пряности и соль вводят во все супы в следующем количестве: перец горошком — 0,1 г, лавровый лист —0,04 г, соль — 6 — 10 г на 1000 г. Кладут их за 5 мин до окончания варки.
После приготовления отставить супы на несколько минут для настаивания.
Подготовить столовую посуду для подачи.
3. Самостоятельная работа студентов (165 минут)
Самостоятельное групповое выполнения задания – группа студентов делится на подгруппы, затем на бригады по 2-3 человека, назначается бригадир.
Бригадам, кроме основного задания – приготовление супа, дается дополнительное практическое задание для самостоятельной работы:
Задание №1
Определить количество отходов при обработке свеклы (г, %)
Установить время тушения свеклы для борща
Составить технологическую схему приготовления борща.
Рассчитать количество продуктов (брутто), необходимых для приготовления 5 порций борща
Задание №2
1.Определить количество отходов при обработке моркови (г, %)
2.Установить время пассирования моркови и лука.
3.Составить технологическую схему щей со свежей капустой.
4.Рассчитать количество продуктов (брутто), необходимых для приготовления 5 порций щей из свежей капусты
Задание №3
Определить количество отходов при обработке картофеля (г, %)
2. Установить время припускания соленых огурцов
3. Составить технологическую схему приготовления рассольника
4.Рассчитать количество продуктов (брутто), необходимых для приготовления 5 порций рассольника
Консультации преподавателя в процессе выполнения практической работы:
проверка размещения бригад по рабочим местам и организации рабочих мест;
наблюдение за студентами, степенью усвоения показанных приемов;
оказание помощи в процессе приготовления;
корректировка их деятельности и технологического процесса приготовления супов;
рациональное использование сырья, инструментов;
контроль за выполнением отдельных операций;
проверка соблюдения правил техники безопасности и санитарно-гигиенических правил;
3.1. Последовательность выполнения работы
Подготовить рабочее место, продукты и посуду.
Подготовить мясокостный бульон, процедить.
Промыть и очистить овощи.
4. Нарезать свеклу соломкой, тушить с добавлением бульона, уксуса, томатного пюре и сахара.
5. Нарезать соломкой лук, морковь и петрушку, спассировать для всех супов.
6. Очистить соленые огурцы от кожуры и семян, нарезать, припустить в воде.
Нарезать капусту соломкой, картофель брусочками.
Спассировать томатное пюре.
9. Приготовить белую сухую мучную пассировку, охладить, развести бульоном или водой.
Перебрать и промыть рисовую крупу.
Приготовить свекольную краску из отходов свеклы.
Процедить и прокипятить огуречный рассол.
Нарезать на порции вареное мясо и прогреть в бульоне или воде.
Приготовить супы:
а) борщ — в кипящий бульон или воду положить картофель, довести до полуготовности, затем заложить капусту, довести до кипения; ввести тушеную свеклу и пассированные овощи, варить около 10 мин; добавить пряности, соль;
б) щи из свежей капусты — в кипящий бульон заложить картофель, довести до полуготовности, затем заложить капусту, довести до кипения, добавить пассированные овощи и варить около 10 мин; ввести пассированное томатное пюре, мучную пассировку, пряности, соль и довести до готовности;
в) рассольник ленинградский — в кипящий бульон положить подготовленную рисовую крупу и варить 5 — 7 мин; добавить картофель, довести до полуготовности и добавить пассированные овощи, припущенные огурцы, томатное пюре, соль, пряности, варить до готовности; добавить прокипяченный огуречный рассол;
г) суп картофельный с макаронными изделиями — в кипящий бульон или воду заложить картофель, довести до полуготовности, затем заложить пассированные овощи и коренья, варить около 10 мин; ввести вермишель и варить до готовности; добавить соль и пряности.
Оформить блюда для подачи:
борщ, щи, рассольник подать с мясом, сметаной и шинкованной зеленью;
суп с макаронными изделиями налить в тарелку, добавить шинкованную зелень.
Провести дегустацию блюда и отметить их вкусовые качества.
В рабочей тетради оформить отчет о проделанной работе и сдать для проверки.
Убрать рабочее место, посуду, инвентарь и сдать дежурным.
Органолептические требования к качеству приготовленных блюд
Наименование блюда | Показатели качества |
Внешний вид | цвет | вкус | запах | консистенция |
Борщ | овощи сохранили форму нарезки, со сметаной и зеленью | малиново-красный; | кисло-сладкий, в меру соленый | кореньев и бульона | мягкая, но овощи не переварены. |
Щи | овощи сохранили форму, на поверхности блестки оранжевого жира; | бледно-коричне- вый или бесцвет- ный | в меру соленый; | пассированных овощей, без запаха пареной капусты; | овощей мягкая; капусты слегка хрустящая. |
Рассольник ленинградс кий | овощи не переварены, сохранили форму нарезки;
| бульон беловатый от сметаны, с блестками желто-оранжевого жира; | острый от огурцов и рассола | Пассиро-ванных овощей и прянос-тей | овощей и крупы мягкая; огурцов слегка хрустящая. |
Суп с макаронными изделиями | форма нарезки овощей сохранена; овощи и макаронные изделия не переварены; | бульон желтый с блестками жира; | В меру соленый | бульона и пассиро- ванных овощей. | овощей и макаронных изделий мягкая; |
3.3 Рецептура заправочных супов
170. Борщ с капустой и картофелем
Перечень продуктов | Норма закладки |
брутто | нетто |
Свекла | 200 | 160 |
Капуста белокочанная | 100 | 80 |
Картофель | 107 | 80 |
Морковь | 50 | 40 |
Петрушка (корень) | 13 | 10 |
Лук репчатый | 48 | 40 |
Пюре томатное | 30 | 30 |
Жир кулинарный | 20 | 20 |
Сахар-песок | 10 | 10 |
Уксус 3%-ный | 16 | 16 |
Бульон или вода | 800 | 800 |
Сметана | 10 | 10 |
Выход | - | 1000 |
186. Щи из свежей капусты
Перечень продуктов | Норма закладки |
брутто | нетто |
Капуста белокочанная | 400 | 320 |
Репа | 40 | 30 |
Морковь | 50 | 40 |
Петрушка (корень) | 13 | 10 |
Лук репчатый | 48 | 40 |
Пюре томатное | 20 | 20 |
Жир кулинарный | 20 | 20 |
Мука пшеничная | 6 | 6 |
Бульон или вода | 800 | 800 |
Сметана | 10 | 10 |
Выход | - | 1000 |
197. Рассольник ленинградский
Перечень продуктов | Норма закладки |
брутто | нетто |
Картофель | 400 | 300 |
Крупа | 30 | 30 |
Морковь | 50 | 40 |
Петрушка (корень) | 13 | 10 |
Лук репчатый | 48 | 40 |
Пюре томатное | 20 | 20 |
Жир кулинарный | 20 | 20 |
Огурцы соленые | 67 | 60 |
Бульон или вода | 700 | 700 |
Сметана | 10 | 10 |
Выход | - | 1000 |
208. Суп картофельный с макаронными изделиями
Перечень продуктов | Норма закладки |
брутто | нетто |
Картофель | 400 | 300 |
Макаронные изделия | 40 | 40 |
Морковь | 50 | 40 |
Петрушка (корень) | 13 | 10 |
Лук репчатый | 48 | 40 |
Жир кулинарный | 10 | 10 |
Бульон или вода | 750 | 750 |
Выход | - | 1000 |
4. Заключительный этап занятия (45 минут)
4.1. Обсуждение и оценка полученных результатов практической работы:
Доклад бригадира о проделанной работе;
Анализ работы каждого студента;
Демонстрация лучших работ;
Сообщение оценок с обоснованием выставленных оценок;
Анализ наиболее характерных ошибок, указание путей и методов их устранения;
Анализ экономической стороны урока, рационального расхода продуктов;
Подведение итогов занятия в целом.
4.2. Самооценка и взаимооценка правильности приготовления супов;
4.3. Составление отчета о проделанной работе на ЛПЗ № 12
1). После дегустации супа дать оценку качества и заполнить таблицу № 1.
Сделать вывод (если были допущены ошибки, указать пути их устранения)
Таблица №1 Показатели качества блюда
Название изделия | Внешний вид | Цвет | Вкус | Запах | Консис-тенция | Дефекты | Пути устране-ния |
| | | | | | | |
2). Заполните таблицу № 2, сделав предварительные расчеты.
Таблица № 2 Определение отходов, потерь, выхода блюда
Наиме-нование продук-тов | Масса брутто, г | Масса нетто, г | Отходы, потери % | Продолжи- тельность ТО | Выход блюда, г, на 1 порцию |
По сборнику | Факт | По сборнику | Факт |
| | | | | | | |
Домашнее задание
15