Лабораторный опыт №1
Рассмотрение веществ с различными физическими свойства.
Цель: рассмотреть образцы простых и сложных веществ и охарактеризовать их физические свойства.
Оборудование, реактивы, материалы: образцы химических веществ: железные опилки, сера S, медный купорос.
Выполнение работы:
Рассмотрите образцы предложенных веществ. Изучите физические свойства предложенных вам веществ и кратко запишите в таблицу.
Определите:
-
Агрегатное состояние: твердое, жидкое, газообразное.
-
Цвет и блеск.
-
Наличие характерного запаха.
-
Растворимость в воде (небольшое кол-во вещества внесите в пробирку, налейте воды и размешайте), хорошо растворимый, мало растворимый, не растворимый.
-
Изменение при нагревании.
Название вещества | Агрегатное состояние | Цвет | Наличие характерного запаха | Растворимость в воде | Изменения при нагревании |
Железные опилки | | | | | |
Сера | | | | | |
Медный купорос | | | | | |
Растительное масло | | | | | |
Поваренная соль | | | | | |
Уксус | | | | | |
Вывод:__________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторный опыт № 2
Разделение смеси с помощью магнита.
Цель: познакомиться со способами разделения смесей, рассмотреть способ разделения смеси с помощью магнита.
Оборудование, реактивы, материалы: железные опилки Fe, порошок серы S , магнит.
Выполнение работы:
1. На один листочек бумаги насыпьте примерно 1 см2 порошкообразной серы, а на другой - столько же железных опилок.
2. Отметьте цвет этих веществ.
3. Смешайте порошки серы и железа. Отметьте цвет этой смеси.
4. Проверьте действие магнита на полученную смесь.
На основании наблюдений сделайте вывод: на каком свойстве железа и серы основано разделение их смеси?
Лабораторный опыт № 3
Примеры физических и химических явлений.
Цель: научиться различать физические явления в окружающем мире, уметь их представлять и использовать; выявить особенные признаки химических превращений, отличающих их от физических явлений.
Оборудование, реактивы, материалы: фарфоровая чаша, пробиркодержатель, парафин, спиртовка, спички, лучинка, пероксид водорода, перманганат калия, серная кислота, карбонат кальция.
Выполнение работы:
1. Плавление парафина.
Закрепите фарфоровую чашу в пробиркодержателе. Положите в чашку кусочек парафина и нагрейте ее в пламени спиртовки до плавления парафина. Потушите пламя. Поставьте чашку на фарфоровую подставку и дождитесь пока парафин затвердеет.
Что произошло с парафином? К каким явлениям следует отнести изменения парафина при нагревании?
2. Взаимодействие серной кислоты с карбонатом кальция.
Налейте в пробирку 2 мл серной кислоты и добавьте карбонат кальция (мел).
Что произошло в результате реакции? К какому явлению можно отнести эти изменения?
3. Взаимодействие пероксида водорода с перманганатом калия.
Налейте в пробирку 1 мл пероксида водорода и насыпьте немного марганцовки. Происходит бурное выделение газа. Опустите в пробирку тлеющую лучинку. Она загорается.
Какой газ выделился? Какие признаки подтверждают, что произошла химическая реакция?
Вывод: в ходе лабораторных опытов ознакомился….
Лабораторный опыт № 4.
Ознакомление с образцами простых и сложных веществ.
Цель: ознакомиться с некоторыми образцами простых и сложных веществ. Научиться разделять простые вещества на металлы и неметаллы.
Реактивы: поваренная соль NaCl, гранулы цинка, железные опилки или гвозди, медный купорос CuSO4 * 5H2O, таблетки активированного угля, сода NaHCO3.
Задания:
1. Рассмотрите внешний вид выданных вам веществ и заполните таблицу:
Название веществ | Внешний вид |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
2. Расположите отдельно в ряд простые вещества, а в другой ряд – сложные.
3. Простые разделите на металлы и неметаллы.
4. Заполните таблицу, распределив вещества по соответствующим колонкам.
Вещество |
простое | сложное |
металл | неметалл |
| | |
| | |
| | |
| | |
Сделайте выводы:
Простое вещество – это __________________________________________
Сложное вещество – это __________________________________________
Лабораторный опыт № 5
Ознакомление с образцами оксидов
Цель: научиться определять возможное строение (молекулярное и немолекулярное) на основании его физических свойств.
Реактивы: _____________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
С правилами по ТБ и БЖД во время выполнения работы ознакомлен (а).
Ход работы
1. Рассмотрите образцы различных оксидов.
2. Заполните таблицу.
3. Ответьте на вопросы:
-
Какие из рассмотренных вами оксидов имеют молекулярное строение, а какие немолекулярное?
-
По каким признакам это можно определить?
-
Напишите уравнения реакций получения предложенных вам оксидов.
Оксид (название, формула) | Физические свойства |
Агрегатное состояние | Цвет | Запах |
Оксид меди (II) CuO | | | |
… | | | |
… | | | |
… | | | |
| | | |
Вывод: в ходе выполнения лабораторного опыта я научился …..
Лабораторный опыт № 6
Свойства растворимых и нерастворимых оснований
Цель: изучить опытным путем свойства оснований.
Оборудование: _________________________________________________________
Реактивы: _____________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
С правилами по ТБ и БЖД во время выполнения работы ознакомлен (а).
Задание: опишите физические свойства выданных вам в пробирках образцов оснований: гидроксидов натрия, калия, меди (II), железа (III). Определите, какие из выданных вам оснований являются растворимыми, а какие из них нерастворимы в воде.
Ход работы
1. Рассмотрите выданных в пробирках образцы оснований: гидроксидов натрия, калия, меди (II), железа (III). Определите и запишите в таблицу их физические свойства: агрегатное состояние, цвет, запах.
2. Прилейте в каждую пробирку по 1-2 мл воды и взболтайте. Отметьте в таблице растворимость гидроксидов в воде.
Наблюдаем (в пробирках с какими гидроксидами жидкости мутные, а с какими – прозрачные)
3. Приготовьте фильтр.
4. Отфильтруйте мутные жидкости. К полученным прозрачным растворам добавьте по несколько капель раствора фенолфталеина.
Наблюдаем (как изменилась окраска фенолфталеина, почему).
Формула гидроксида Свойства | NaOH | Ca(OH)2 | Cu(OH)2 | Fe(OH)3 |
Агрегатное состояние | | | | |
Цвет | | | | |
Запах | | | | |
Растворимость в воде | | | | |
Вывод: в ходе выполнения лабораторного опыта я научился …..
Лабораторный опыт № 7
Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей
Цель: научиться получать гидроксид цинка и экспериментальным путем доказать его амфотерный характер. Изучить (опытным путем) взаимодействие амфотерных гидроксидов с кислотами и щелочами.
Оборудование: _________________________________________________________
Реактивы: _____________________________________________________________
_______________________________________________________________________
С правилами по ТБ и БЖД во время выполнения работы ознакомлен (а).
Ход работы
Задание № 1
Получите гидроксид цинка (II) и проведите химические реакции этого вещества с растворами гидроксида натрия и с серной кислотой.
Порядок выполнения работы
-
Получите гидроксид цинка (II).
В две пробирки прилейте по 1 мл р-ра гидроксида натрия. Добавьте в каждую пробирку раствор сульфата цинка (II) (до выпадения белого осадка).
Напишите уравнения проведенной реакции. Определите ее тип.
_____________________________________________________________________
-
В одну из пробирок с гидроксидом цинка (II) прильем серную кислоту. В другую пробирку добавим избыток р-ра гидроксида натрия и встряхнем пробирки.
Опишите наблюдения ____________________________________________________
_______________________________________________________________________
Напишите уравнения проведенных реакций.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 2
Получите гидроксид магния и проверьте, будет ли он реагировать с растворами гидроксида натрия и с серной кислотой. Сравните наблюдения с предыдущими.
Порядок выполнения работы
-
Получите гидроксид магния.
В две пробирки прилейте по 1 мл р-ра гидроксида натрия. Добавьте в каждую пробирку раствор сульфата магния.
Опишите наблюдения __________________________________________________
Напишите уравнения проведенной реакции.
______________________________________________________________________
-
К осадку в первой пробирке добавьте кислоту, а к осадку во второй – избыток щелочи.
Опишите наблюдения ____________________________________________________
_______________________________________________________________________
Напишите уравнения проведенных реакций.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод: в ходе выполнения лабораторного опыта я научился …..
Лабораторный опыт № 8
Действие кислот на индикаторы
Цель: определить действие кислот на индикаторы. Научиться распознавать растворы кислот с помощью индикаторов.
Оборудование: _________________________________________________________
Реактивы: _____________________________________________________________
_______________________________________________________________________
С правилами по ТБ и БЖД во время выполнения работы ознакомлен (а).
Ход работы
-
Поместите в штатив 3 пробирки с раствором серной кислоты.
-
В 1-ю пробирку добавьте несколько капель раствора лакмуса, во 2-ю пробирку - несколько капель раствора фенолфталеина, а в 3-ю - несколько капель раствора метилового оранжевого.
-
Опишите свои наблюдения.
-
Можно ли с помощью индикаторов распознать раствор любой кислоты
Вывод: в ходе выполнения лабораторного опыта я научился …..
Лабораторный опыт № 9
Отношение кислот к металлам.
Цель: выяснить (опытным путем) отношение кислот к различным металлам. На основе наблюдений составить ряд активности изученных металлов.
Оборудование: _________________________________________________________
Реактивы: _____________________________________________________________
_______________________________________________________________________
С правилами по ТБ и БЖД во время выполнения работы ознакомлен (а).
Ход работы
Задание: проведите реакции раствора серной кислоты с металлами: магнием, цинком, железом и медью. Сравните поведение разных металлов в кислоте.
Порядок выполнения задания
-
В четыре пронумерованные пробирки поместите соответственно:
в пробирку 1 – стружку магния;
в пробирку 2 – гранулу цинка;
в пробирку 3 – железную проволоку;
в пробирку 4 – медную проволоку.
-
В каждую пробирку прилейте по 1 мл серной кислоты.
-
Опишите свои наблюдения.
-
Напишите уравнения проведенных реакций. Определите их тип.
Вывод: в ходе выполнения лабораторного опыта я научился …..